С.В. Алексеев
S. Alekseev
РЕАЛИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
REALIZATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA IN THE FORMER SOVIET UNION
Аннотация
В статье рассмотрены особенности проведения российской государственной молодежной политики на постсоветском пространстве. Государственной курс молодежной политики в общественно-политической жизни оказывает непосредственное влияние на молодежную среду. Молодежь выступает одним из политических акторов в становлении гражданского общества. Постепенное внедрение в политическую практику законодательных основ, создают предпосылки деятельности молодежи в рамках правового поля. Государство становится тем субъектом власти, деятельность которого, способствует постепенной интеграции с другими акторами в молодежной политике. Политические лидеры проводят курс в молодежной политике в соответствии с установленными регламентами. Установлено, что участие государства в формировании молодежной политики осуществляется в рамках установленных законодательных норм в интересах правящего класса.
Ключевые слова:
молодежная политика, молодежь, молодежные организации, институты государственной власти, акторы, политические лидеры, политический процесс.
Abstract
In article features of carrying out the Russian state youth policy on the former Soviet Union are considered. State the course of youth policy in political life has direct impact on the youth environment. The youth acts as one of political actors in formation of civil society. Gradual introduction in political life of legislative fundamentals of youth policy, is created by prerequisites of regulations of activity of youth within a legal framework. The state becomes that subject of the power which activity, promotes gradual integration with other actors in youth policy. Political leaders conduct a political course in youth policy in compliance the established legislative policy. It is established that participation of the state in formation of youth policy is carried out within the established legislative norms in interests of ruling class.
Key words:
youth policy, youth, youth organizations, government institutes, actors, political leaders, political process.
В условиях трансформационного преобразования российского общества произошли качественные изменения в социально-политической сфере. Модификации в общественно-производственных отношениях поменяли структуру взаимоотношений институтов государственной власти
с молодежью. В научной литературе данные вопросы исследовались А.Д. Бородаем [1]; А.А. Королевым [8; 9], А.Н. Мацуевым [10; 11; 12], Б.А. Ручкиным [15; 16] и др. Одна из актуальных задач, которая стоит перед органами власти в XXI столетии - переоценка в осмыслении реализации молодежной политики на постсоветском пространстве. Молодежная политика ученным Вал.А. Луковым определена следующим образом: «1) отношение общества различных его групп слоев, социальных институтов к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества; 2) особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это - на будущие состояние общества» [6, с. 23]. Институты государственной власти разрабатывают оптимальные механизмы, одним из условий которых, является способность навязывать политическую «волю» молодежным движениям и группам в определении ценностей построения демократического и гражданского общества.
В современной России одна из актуальных проблем, которая стоит перед органами власти - поддержание стабильности существующего строя, поэтому немаловажную значение имеет выработанный государством политический курс в молодежной политике [3]. Субъектом реализации национальной безопасности является государство, которое оказывает непосредственное воздействие на молодежную политику. Государство рассматривает молодежь в качестве объекта влияния национально-государственных интересов. Соглашусь с мнением А.К. Сковикова, что «это обусловлено рядом причин - активность и мобильностью этого слоя населения» [17, с. 153]. Государственная молодежная политика направлена на поддержание духовно-нравственных, культурных, экономических, социально-политических основ общества.
История формирования государственной молодежной политики имеет свои корни в политической жизни. При различных типах государственного устройства были свои механизмы в проведении государственной молодежной политики, но в целом их объединял единый курс в сохранение политического строя. В Советской модели основными субъектами в молодежной политике выступали: государственно-партийная но-
менклатура, молодежная организация ВЛКСМ, союзы ветеранов и огосударствленные структуры. Формирование молодежной политики началось после III съезда РКСМ в 1920 году, в результате этого образовалась молодежная организация комсомол, которая лоббировала интересы советской молодежи. В последующие годы ВЛКСМ поддерживала курс партии, идеологию марксизма-ленинизма. В 1991 году с принятием ФЗ СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» автором которого был И.М. Ильинский, закрепил положения участия советской молодежи в политической жизни. Однако с распадом Советского Союза, государственная молодежная политика прекратила свое существование в рамках коммунистической модели. Начинается новый этап. Переход из одной государственной системы в другую, породил множество противоречивых аспектов в политическом процессе, в том числе и в реализации молодежной политики. Особенно остро данная проблема прослеживалась в конце XX века.
При рыночной экономике в 1990-х гг. ХХ века изменились условия в общественно-производственных отношениях. В этот период политической властью не была сформулирована единая концепция развития государственной молодежной политики. Государство решало назревшие актуальные проблемы в экономической, социально-политической, культурной и т.д. сферах. Задачи связанные с молодежью политическая властью были отброшены на второй план. В годы президентства Б.Н. Ельцина принимается ФЗ от 28.07.1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который закрепил общие принципы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, но обошел стороной интересы молодежи. По-мнению ученого Вал.Лукова, итог проводимого курса в молодежной политики в 90 - х гг. был следующем: «в целом приходится признать шаг за шагом задачи и планы государственной молодежной политики в актуальной деятельности государства минимизировались, переводились на периферию социальной политики и политической жизни. Руководители правительства (Е. Гайдар и др.) не понимали, зачем нужна какая-то политика в отношении молодежи» [6, с. 20]. На фоне постоянных кадровых реорганизаций и перестановок, были подписаны документы, которые амбивалентно сказались на политическом сознание молодежи и общества. Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. №1075 «О
первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. №5090-1, утвердившее «Основные направления государственной молодежной политики в РФ». Таким образом, период 1990-х гг. ХХ века в России был начальным этапом в формировании государственной молодежной политики. Проблемы молодежи не получили конструктивного решения и были отложены на будущее.
Актуальность данной проблематики оставалась открытой и ключевой для следующего президента. С приходом и уходом одних политических лидеров меняется варьирование политического курса страны, как итог неминуемая политическая модернизация. В условиях рынка молодежь рассматривается как потенциальный объект воздействия со стороны субъектов власти. Перед очередными выборами, различными акциями, митингами молодежь начинает выступать в качестве электората. Соглашусь с мнением ученых И.М.Ильинского, Вал.А. Лукова: «к молодежи политические силы обращаются главным образом перед очередными выборами, рассчитывая на дополнительные голоса» [7, с. 12]. Те политические силы, которые смогли оказать воздействие на политическое сознание молодежи, могут рассчитывать на их поддержку в общественно-политической жизни.
По данным Росстата возрастной состав молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составляет 25% от общей численности граждан РФ. С начала 2000-х гг. Правительством РФ начали подготавливаться проекты и стратегии для этой возрастной категории. В 2006 г. была утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года» (далее «Стратегия 2016»). «Стратегия 2016» принятая политической властью определила приоритетные направления в проведении молодежной политики. Цель программы состоит: оказание помощи молодежи в самореализации и общественно-политических начинаниях. По мнению ученого Е.Н. Ведута, политическая стратегия государства определяется в интересах господствующей социальной группы или нескольких групп. Поэтому, исходя из стратегических задач политического курса, ученый считает: «государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безо-
пасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию тех или иных нравственных ориентиров в обществе» [4, с. 12].
Предпосылки, которые повлияли на Правительство РФ в разработке «Стратегии 2016» это стремительное старение населения. Неблагоприятные демографические тенденции на постсоветском пространстве сократили численность населения. В эпоху глобализации происходит постепенное стирание национальных границ, наплыв мигрантов, образование межэтнических и национальных групп, создают конфликтные ситуации, которые оставляют отпечаток в политическом сознание молодых людей. В этих условиях российская молодежь, по - мнению политических лидеров, должна выступать проводником толерантности, поддерживать российскую культуру в мировом пространстве. «Стратегия 2016» предусматривает несколько проектных блоков в поддержании молодежи, как «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России», «Российская молодежная информационная сеть». Эти проекты должны помочь российской молодежи в будущих начинаниях. Если проект «Молодая семья России» предусматривает социально-экономическую поддержку будущих молодых семей, то проект «Карьера» направлен, прежде всего, на самореализацию молодежи в условиях рыночной экономики [19]. Подводя итог, «Стратегия 2016» как программа сохраняет в себе амбивалентный потенциал. Изложенные проектные аспекты сугубо оправдывают себя в полной мере, а только углубляют противоречия в обществе. Не произошло серьезных сдвигов в социально-экономическом статусе российской молодежи. На всероссийском уровне остаются множество актуальных проблем, которые требует дополнительной доработки и рассмотрения. К примеру, как невостребованность молодых специалистов на рынке труда. Особенно остро проблема стоит перед Северокавказскими субъектами, только по данным Росстата в этом регионе, в среднем среди молодежи в возрасте от 15-24 лет уровень безработицы на май 2013 года составил 12,4%.
Для решения социально-экономических проблем были предложены новые инновационные проекты и стратегии [5]. Вместо «Стратегии 2016» г., разработана новая неэффективная стратегия развития молодежи РФ на период до 2025 года, т.е. политическая власть занимающиеся разработкой молодежной политики отсрочила назревшие глобальные решения на будущий срок. Выдвигаемые проблемные положения, в про-
ектах 2016 и 2025, политической властью решаются в условиях возрастания бюрократического и чиновничьего аппарата и как итог, ежегодное уменьшение численности молодого населения. Подчеркнем, итог наследия реализации «Стратегии 2016»: «динамика численности молодежи такова: 1995 г. - 35,2 млн. человек, 2000 г. - 38,3 млн. человек, 2005 г. - 39,5 млн. человек, 2010 г. - 36,6 млн. человек. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи сократится до 25 млн. человек, что окажет крайне негативное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации» [18]. Не все выдвинутые аспекты в стратегиях способствовали улучшению социально-экономического положения молодежи. Новая «Стратегия 2025» имеет аналогичную перспективу как латентный политический молодежный проект «2016». Молодежь до сих пор остается социально-незащищенной частью общества, и как вследствие этого, может выступить в качестве инструмента дестабилизирующей силы. Хотя на них правящий класс возлагает функцию в сохранении демократического устройства страны. Разрабатываемые стратегии в государственной молодежной политики направлены, прежде всего, на использование созидательного потенциала молодежи в рамках правового поля и в поддержании стабильности, определяемого самим правящим классом [21]. Оттягивание насущных политических задач, введет к постепенному наслоению, и как итог: неминуемый общественный конфликт.
Выделим также один из большого количества разработанных и реализуемых проектов государством в молодежной политике, как Проект федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы. Данный проект предусмотрен в связи с тем, что в молодежной среде наблюдаются тенденции снижения интереса к научной, инновационной и творческой деятельности, а также несовершенство сложившейся системы в поддержке молодых граждан. Проект «Молодежь России» предусматривает: ключевые аспекты намеченные государством в молодежной политики и вовлечению молодежи к творческой деятельности. Выполнение программы «Молодежь России» позволит осуществить «идею», заложенную в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция до 2020 года определила проблемное положение, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех
государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [13]. В нарастающих глобальных условиях приоритетное направление Концепции - 2020 состоит в повышении социально-экономического уровня граждан, сохранение национальной безопасности, стабильное и динамическое развитие экономики. Подытоживая выше сказанное, концепция 2020 в качестве исключения апробирует положительные и негативные сценарии развития экономики. В качестве негативного сценария выступает мировой кризис (в ХХ-ХХ1 вв. служит «модным» оправданием со стороны политического класса, не сумевшего в сроки реализовать выработанные механизмы), который открывает полосу длительного и замедленного подъема экономики.
Таким образом, Концепция-2020 изначально имеет подоплеку политической несостоятельности. В качестве негативного сценария в реализации программы, возможен такой же подход, как и в реализации стратегий 2016 и 2025. В следствие, будут приниматься очередные неэффективные стратегии и проекты (к примеру, 2030, 2035 и т.д.). Рассматриваемые проекты, касающиеся молодежи и молодежной политики, имеют в целом неудовлетворительный потенциал. Предлагаемые стратегии, концепции и проекты, которые охватывают молодежную среду определены следующими задачами: социально-экономическими, политическими, культурными, духовно-нравственными и т.д. Тем не менее их использование с учетом историко-политологического опыта желает лучшего.
Одним из возможных механизмов в привлечении активных слоев молодежи к общественно-политической деятельности выступают молодежные парламенты. Молодежный парламент является составным элементом в развитии гражданского общества. В России практика становления молодежных парламентов на федеральном и региональном уровне началась с начала XXI столетия. В различных субъектах РФ (Алтайский край, Волгоградская область, Чувашская республика, Ямало-Ненецкий АО и др.) активно работают и заседают молодежные парламенты. Цель молодежных парламентов определяется курсом правящего политического класса. Основная задача, которая предусмотрена молодежными парламентами: поддержание молодежных инициатив, содействие духовно-патриотическому, культурному и нравственному воспитанию молодежи.
Молодежный парламент обладает функциями консультативно-совещательного органа и выступает в качестве возможного «фундамента» создания и подготовки будущего чиновничьего аппарата. Выходцы из молодежных парламентов примут непосредственное участие в развитии политического курса страны. Подготовленные кадры на базе молодежного парламента с юного возраста смогут ознакомиться с практикой принятия, подготовки, рассмотрения законодательных инициатив, а также принимать участие во взаимодействие с институтами государственной власти и т.д.
Необходимо подчеркнуть один из важнейших аспектов функционирования молодежного парламента, принятого на VI Всероссийском форуме молодых парламентариев. Провозглашенная миссия участниками молодежного парламента, состоит в определении вектора развития России через представительство молодежи во власти, ставим перед собой две основные цели: создание действенных механизмов включения молодежи в процессы принятия решений и формирование молодежной политики в стране [14]. Однако политические реалии в условиях чиновничьего аппарата и карьеризма, создают преграды для участия молодежи в молодежном парламенте. Ставится вопрос: о необходимости нового поиска и выявления сфер интересов для создания молодежных органов. Соглашусь с мнением Буренко В.И.: «в деятельности многих групп интересов в современной России наблюдается излишняя бюрократизация, которая во многом обусловлена мельчайшей регламентаций их деятельности со стороны чиновников» [2, с. 9]. Молодежный парламент способствуют активизации только отдельных молодежных слоев и групп, определенных элитарным положением в обществе. В большинстве своем в молодежные парламенты входят те группы лиц, которые изначально имеют возможности в социально-политической деятельности. Соглашусь с мнением ученого А.В. Шумилова: «проект «молодежный парламентаризм» способен охватить только самую энергичную молодежь, которая зачастую закрыта в силу своей элитарности и уже находится в политики, т.е. дополнительные стимулы ей не нужны» [22, с. 84].
Проблемные аспекты молодежной политики России на современном этапе были рассмотрены в 2009 году Государственным Советом РФ. Из доклада следует, одним из способов решения модернизации молодежной политики является инновационный подход. Предложены раз-
личные методы в проведении молодежной политики, как социально-экономическая стимуляция, которая всецело зависит от модернизации экономики, духовно-нравственное воспитание, информационная защита молодежи и т.д. Указанные меры делаются с поправкой, по мнению докладчика, должны проводиться с учетом возможного экономического кризиса и в последующем корректироваться. Соглашусь с мнением политолога О.Ф. Шаброва: «до тех пор, пока коррупционная рента и рента на трубу давать большую прибыль, чем внедрение инноваций, модернизация экономики обречена на неудачу. Ключ решения этой проблемы, как и остальных, находится в руках политиков» [20].
Таким образом, участие государства в формировании молодежной политики осуществляется в рамках установленных законодательных норм в интересах правящего класса. Оптимальным решением в консолидации российской молодежи и в проведение государственной молодежной политики, по - мнению различных деятелей, выступают законотворческие основы, принятые в условиях политических реалий. В настоящее время распространенный тезис о том, что молодежь выступает в качестве субъекта (правильнее объект) в молодежной политике вполне опровергается условиями политического процесса.
Литература
1. Бородай А.Д. Демократизация культурной жизни в советском обществе под воздействием «хрущевской отпели» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №4.
2. Буренко В.И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник университета (ГУУ). 2012. №4.
3. Буренко В.И. О политической модернизации в современной России в контексте особенностей ее правящего класса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №17.
4. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Высшее образование, 2002.
5. Гришин О.Е. Актуальные технологии политической деятельности в российских реалиях // Человеческий капитал. 2012. №5(41).
6. Луков Вал.А. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений. М.: Изд-во Моск. гуман. ун-та, 2013.
7. Ильинский И.М., Луков Вал.А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4.
8. Королев А.А. О предмете, структуре и методах глобалистики // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3.
9. Королев А. Современная молодежь под прицелом СМИ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. №2.
10. Мацуев А.Н., Плотников А.Д. Еще раз о понятии «элита» // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4.
11. Плотников А.Д., Мацуев А.Н. Субъектные характеристики молодой семьи в контексте семейной политики // Социальная политика и социология. 2012. №9(87).
12. Плотников А.Д., Мацуев А.Н. Работающая молодежь - объект и субъект молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3.
13. Проект федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы // Молодежное парламентское движение России. URL: http://www.newparlament.ru/docs/view/1674 (дата обращения 24.02.2014).
14. Резолюция VI Всероссийского форума молодых парламентариев (утверждена 29 октября 2009 года) // Молодежное парламентское движение России. URL: http://newparlament.ru/texts/documents (дата обращения 25.02.2014).
15. Ручкин Б.А. Молодежь и общество: двадцать лет спустя (демографическая ситуация) // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2.
16. Ручкин Б.А. Комсомольская элита и становление бизнес-класса // Управление мегаполисом. 2012. №3.
17. Сковиков А.К. Активизация традиционных и новых акторов гражданского общества в современной России // Управление мегаполисом. 2011. №6.
18. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // Министерство образования и науки РФ. Федеральное агентство по делам молодежи. URL: http://www.fadm.gov.ru/news/18003/ (дата обращения 26.04.2014).
19. Титова Л.Г. Региональный аспект политической активности // Конфликтология. 2010. №3.
20. Шабров О.Ф. Проблемы и политические факторы Российской модернизации. URL: http://shabrov.info/Statji/modern1.htm (дата обращения 25.02.2014)
21. Шабров О.Ф. Неоднозначный потенциал «русской матрицы» // Власть. 2014. №2.
22. Шумилов А.В. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // PolitBook. 2012. №1.
References
1. Borodai A.D. Demokratizatsiya kul'turnoi zhizni v sovetskom ob-shchestve pod vozdeistviem «khrushchevskoi otpeli». Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. №4.
2. Burenko V.I. Gruppy interesov i lobbizm v politicheskom protsesse (za-rubezhnyi opyt i rossiiskaya praktika). Vestnik universiteta (GUU). 2012. №4.
3. Burenko V.I. O politicheskoi modernizatsii v sovremennoi Rossii v kontekste osobennostei ee pravyashchego klassa. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. №17.
4. Veduta E.N. Strategiya i ekonomicheskaya politika gosudarstva. M.: Vysshee obrazovanie, 2002.
5. Grishin O.E. Aktual'nye tekhnologii politicheskoi deyatel'nosti v ros-siiskikh realiyakh. Chelovecheskii kapital. 2012. №5(41).
6. Lukov Val.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: rossiiskaya i mirovaya praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii. M.: Izd-vo Mosk. guman. un-ta, 2013.
7. Il'inskii I.M., Lukov Val.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossii: filosofiya preemstvennosti i smeny pokolenii // Zna-nie. Ponima-nie. Umenie. 2008. №4.
8. Korolev A.A. O predmete, strukture i metodakh globalistiki. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. №3.
9. Korolev A. Sovremennaya molodezh' pod pritselom SMI. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2008. №2.
10. Matsuev A.N., Plotnikov A.D. Eshche raz o ponyatii «elita». Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №4.
11. Plotnikov A.D., Matsuev A.N. Sub"ektnye kharakteristiki molodoi sem'i v kontekste semeinoi politiki. Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2012. №9(87).
12. Plotnikov A.D., Matsuev A.N. Rabotayushchaya molodezh' -ob"ekt i sub"ekt molodezhnoi politiki. Srednerusskii vestnik obshchestven-nykh nauk. 2014. №3.
13. Proekt federal'noi tselevoi programmy «Molodezh' Rossii» na 2012-2016 gody. Molodezhnoe parlamentskoe dvizhenie Rossii. URL: http://www.newparlament.ru/docs/view/1674 (data obrashcheniya 24.02.2014).
14. Rezolyutsiya VI Vserossiiskogo foruma molodykh parlamentariev (utverzhdena 29 oktyabrya 2009 goda). Molodezhnoe parlamentskoe dvizhenie Rossii. URL: http://newparlament.ru/texts/documents (data obrashcheniya 25.02.2014).
15. Ruchkin B.A. Molodezh' i obshchestvo: dvadtsat' let spustya (de-mograficheskaya situatsiya). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №2.
16. Ruchkin B.A. Komsomol'skaya elita i stanovlenie biznes-klassa. Upravlenie megapolisom. 2012. №3.
17. Skovikov A.K. Aktivizatsiya traditsionnykh i novykh aktorov grazh-danskogo obshchestva v sovremennoi Rossii. Upravlenie megapolisom. 2011. №6.
18. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Federal'noe agentstvo po delam molodezhi. URL: http://www.fadm.gov.ru/news/18003/ (data obrashcheniya 26.04.2014).
19. Titova L.G. Regional'nyi aspekt politicheskoi aktivnosti. Konflikto-logiya. 2010. №3.
20. Shabrov O.F. Problemy i politicheskie faktory Rossiiskoi moderni-zatsii. URL: http://shabrov.info/Statji/modern1.htm (data obrashcheniya 25.02.2014)
21. Shabrov O.F. Neodnoznachnyi potentsial «russkoi matritsy». Vlast'. 2014. №2.
22. Shumilov A.V. Faktory formirovaniya elektoral'noi politiki v molodezhnoi srede. PolitBook. 2012. №1.