Н.В. Алексеев
СОРАБОТНИЧЕСТВО
МОЛОДЕЖНЫХ
ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И РПЦ:
ИСТОРИКО-
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Аннотация
Рассмотрено участие Русской православной церкви и молодежи в общественно-политическом процессе России. Работа РПЦ в области молодежной политики в советские годы и на современном этапе сильно различается. Современной молодежи необходимо учитывать и перенимать историко-политологический опыт деятельности ВЛКСМ с религиозными конфессиями. Влияние религиозных организаций на молодежную политику неоднозначное. Развитие демократических принципов и плюрализма мнений в государственном устройстве России, позволило религиозным организациям оказывать влияние на общественное сознание. РПЦ, по мнению правящих классов, является одним из возможных акторов способствующих консолидации нации в общественно-политическом процессе. Данная проблематика остается актуальной и для других религиозных конфессий. Руководство РПЦ активно лоббирует свою позицию в молодежной политике среди органов государственной власти. Политическая власть и православные священнослужители активно взаимодействуют в общественно-политическом деятельности, в том числе и в молодежной политике.
Ключевые слова:
политический класс, политические элиты, правящий класс, Русская православная церковь, политический процесс, лоббизм, молодежные организации, молодежная политика.
N. Alekseev
CO-WORKING OF THE YOUTH POLITICAL ORGANIZATIONS AND ROC: HISTORICAL AND POLITOLOGICAL ANALYSIS
Abstract
Participation of Russian Orthodox Church and youth in political process of Russia is considered. Work of Russian Orthodox Church in the field of youth policy in the Soviet years and at the present stage strongly differs. The modern youth needs to consider and adopt historical and politological experience of activity of All-Union Leninist Young Communist League with religious faiths. Influence of the religious organizations on youth policy the ambiguous. Development of democratic principles and pluralism of opinions in a state system of Russia, allowed the religious organizations to have impact on public consciousness. The Russian Orthodox Church is one of possible actors in political process capable to rally the nation, according to ruling classes. This perspective remains actual and for other religious faiths. The management of Russian Orthodox Church actively lobbies the position in youth policy among public authorities. Political elite and orthodox priests often interact in political activity, including in youth policy.
Key words:
political class, political elite, ruling class, Russian Orthodox Church, political process, lobbyism, youth organizations, youth policy.
Участие молодежных организаций, как субъектов в общественно-политическом процессе России, является одним из составных элементов в государственной политике. Проблемы формирования и реализации государственной молодежной политики активно исследуются представителями научной школы Московского гуманитарного университета А.Д. Борода-ем [1], В.И. Буренко [2], А.А. Королевым [7; 8], А.Н. Мацуевым [14; 16], Б.А. Ручкиным [17; 18] и др. Молодежная политика в историко-политологическом контексте реализовывалась и зависела от участия различных субъектов. Отметим наиболее важные акторы, которые способны оказывать влияние на молодежную политику - государственные институты власти и религиозные организации. Данные субъекты в историко-политологическом опыте неоднозначно взаимодействовали в общественно-политическом процессе и в духовно-патриотическом воспитании молодежи. Их деятельность с молодежными организациями часто регулировалось принятием различного рода нормативно-правовых актов и негласных соглашений [4]. Общественно-политическое устройство страны предопределяет дальнейшие векторы взаимодействия молодежных организаций с государством, религиозными организациями и РПЦ. В связи с этим актуальной проблемой является изучение взаимодействия ВЛКСМ и современных молодежных организаций с религиозными организациями (на примере РПЦ).
С образованием СССР важным этапом в развитии молодежной политики стало создание организации ВЛКСМ. Деятельность, которой была направлена на оказание помощи партии большевиков в общественно-политической жизни. В.К. Криворученко отмечал следующее: «комсомол играл роль («боевого») помощника и («надежного») резерва («правящей» или по Ленину - «правительственной») партии [10]. ВЛКСМ оказывала огромное влияние в формировании мировоззрения будущего человека, главной задачей которого являлось строительство коммунизма и мира во всем мире. Взаимодействие ВЛКСМ с органами государственной власти в общественно-политической жизни, стало неотъемлемой частью государственной политики СССР. Наличие данной молодежной организации, согласно В.К. Криворученко способствовало тому, что принадлежность к комсомолу везде учитывалось - гласно и негласно. И это объяснимо, так как хотим этого или нет, в комсомол вступала более активная,
как тогда говорили, передовая и даже проверенная молодежь [10]. Многие граждане Советского Союза были участниками этой организации. Общественно-политическая позиция комсомола часто определялась политикой партии, в связи, с чем В.К. Криворученко отметил, что молодых вовлекали в инициированные сталинским руководством кампании против «буржуазных специалистов», «вредителей», они фактически превратились в объект политического и идеологического манипулирования [11, с. 39]. Ученые И.М. Ильинский и Вал.А. Луков о вышесказанном писали, что исторически сложившаяся в СССР однопартийная система осмыслялась и политиками, и учеными обществоведами не как ущербность политической жизни советского общества, а как ее безусловное преимущество: курс партии не мог быть оспорен другой политической силой, он закреплялся всей системой «приводных ремней» к массам, среди которых были и государство, и профсоюзы, и комсомол [5, с. 7]. ВЛКСМ являлась опорой руководства партии по всем важнейшим вопросам в том числе и в политике. Стоит учитывать, что И.В. Сталин в конце 1920-х гг. верно говорил о том, что по мере строительства коммунизма происходит усиление классовой борьбы. Из этого контекста следует, что участникам ВЛКСМ в общественно-политической жизни необходимо было поддерживать генеральную линию партии и такое положение комсомольских организаций оставалось актуальным на весь период существования СССР [17].
Основные программные задачи ВЛКСМ были заложены В.И. Лениным. Выступая на III Всероссийском съезде российского коммунистического союза молодежи В.И. Ленин подчеркнул следующее: «задачи молодежи вообще и союзов коммунистической молодежи и всяких других организация в частности можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться» [12, с. 298]. В.И. Ленин, прежде всего, считал что, молодежи необходимо учиться коммунизму, которое возможно лишь с переработкой и усвоением достижений прежней науки. Молодежи необходимо постоянно учиться, для того чтобы построить коммунистическое общество. Будущим поколениям молодежи также требуется усвоить и познать коммунистическую мораль и нравственность. А для этого необходимо соответствующее воспитание, которое отрицает влияние буржуазной нравственности и морали, или согласно В.И. Ленину: «В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что бога не
верим, очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы» [12, с. 309]. Духовно-патриотическое воспитание будущего поколения молодежи зависит от условий общественно-производственных отношений, складывающихся в человеческом обществе, а не наоборот, о чем на протяжении всей истории утверждали религиозные организации, вероучения и т.д. Второе положение остается актуальным для многих ученых и деятелей, пытающихся определить функции религии и политики через мораль и нравственность, данную вне человеческого общества. В прошлом флорентийский мыслитель Н. Макиавелли сумел опровергнуть такой подход. Советский деятель Е.М. Ярославский по вышесказанному подвел абсолютно верный итог: «Попы разных вер и буржуазные историки религии дали и дают неправильные определения религии. Это происходит потому, что попам и буржуазным ученым - защитникам религии - выгодно представить религию в наилучшем свете, выгодно убедить массы, что без религии они не могут обойтись» [23, с. 24-25].
Исторический опыт продемонстрировал, что действующая партия в СССР отводила огромную значимость в деятельности ВЛКСМ в борьбе с религиозными верованиями и предрассудками, которые пытались противодействовать строительству коммунизма в СССР. Комсомольские организации были опорой партии в антирелигиозной пропаганде и в распространении атеистической литературы среди масс. Ослабление гонений на РПЦ и религиозные организации в различные советские годы было временной мерой. ВЛКСМ на рубеже десятилетий продолжало планомерно проводить атеистическую пропаганду и агитацию среди молодежи. Влияние РПЦ на мировоззрение молодого поколения было незначительным в течение нескольких десятков лет. Одной из основных задач союзов коммунистической молодежи стало воспитание будущего поколения безбожников, способных продолжить борьбу с религиозными предрассудками и мракобесием. Немаловажную помощь молодежи в борьбе с религиозными предрассудками и верованиями, оказал Союз Воинствующих Безбожников (1925-1947 гг.) под руководством Е.М. Ярославского. Усиление антирелигиозной пропаганды стало закономерным этапом в борьбе за строительство социализма в СССР. А.В. Луначарский, верно, выделил проблемный аспект: «последний факт уже относится к XX столетию, и никто не станет
отрицать, что в настоящее время мы видим скорее оживление конфессиональных воздействий на политику, чем их ослабление» [13, с. 449]. Концепция усиления классовой борьбы при строительстве коммунизма, только подтвердило устоявшееся положение. ВЛКСМ вела скрупулезную работу за будущее мировоззрение молодого человека, так как религиозные вероучения, постоянно стремились усилить натиск на общественно-политическое сознание советских граждан. Постоянные гонения на представителей РПЦ и на религиозные организации правящей партией было актуальным механизмом в борьбе религиозными предрассудками. Чтобы построить коммунизм молодому поколению, необходимо отказаться от религиозного мировоззрения, о чем в свое время правильно говорил В.И. Ленин. И лишь с приходом к власти М.С. Горбачева и началом перестройки, религиозные организации стали постепенно оказывать существенное влияние на формирование будущего мировоззрения молодежи. Начался процесс постепенного перехода к рыночной экономике, ознаменовавший конец антирелигиозной пропаганды в СССР, и усиление деятельности РПЦ и религиозных организаций в общественно-политической сфере.
Установление прозападных демократических принципов в государственном устройстве России, с каждым годом лишь усиливало распространение плюрализма мнений по общественно-политическим вопросам [20]. В результате чего образуются молодежные организации, в том числе и религиозные, с различными целями и задачами. В условиях развития рынка, стирается наследие историко-политологического опыта прошлых поколений, в том числе учение большевиков о политической деятельности религии. А.В. Луначарский, в свое время подчеркивал: «У религии есть политическое жало. Она не может не иметь политического жала. Но пусть она держит его за зубами, ибо всякий раз, как она прямо или косвенно будет высовывать его с целью уязвить пяту идущего вперед гиганта-пролетария, он будет давить этой пятой на голову змия» [13, с. 453]. Некоторые современные деятели отрицают это положение, считая, что религия является уже не тем инструментом подавления, о котором говорили большевики. Сегодня религия продолжает ассоциироваться «как частное дело», против которых в свое время боролся В.И. Ленин.
Для многих современных исследователей актуальной проблемой остается изучение участия молодого поколения в общественно-политическом процессе. А.В. Шумилов писал, что в обществе наблюдает-
ся неоднозначное отношение к проблемам молодежи (как и по вопросу проведения особой политики государством и институтами гражданского общества по привлечению молодежи к политическим процессам), хотя большинство считает, что молодежь требует особого к себе отношения [22, с. 76]. Связано это, прежде всего с тем, что политическая власть сперва реализовывает собственные цели и задачи, а лишь потом, возможно думает заняться проблемами молодежи. Среди молодого поколения имеются предпосылки неопределенности: «Молодежь, сама не знает, каких политических взглядов ей придерживаться и куда пойти. Такая ситуация может привести к развитию радикальных течений, и такие тенденции уже намечаются» [11, с. 84]. В советские годы субъектами в реализации молодежного потенциала выступали: государственно-партийная система и ВЛКСМ, которые всячески стремились с помощью различного рода механизмов привлечь молодежь к участию в общественно-политической жизни. Современная ситуация складывается иначе, молодое поколение выступает не в качестве субъекта в общественно-политическом процессе, а только лишь рассматривается в качестве объекта. Так или иначе, государство стремиться реализовывать молодежную политику, потому что молодежь с точки зрения государственных институтов власти является объектом сохранения национально-культурных интересов и основ гражданского общества в России. В области молодежной политики государство стремится привлечь другие акторы (как РПЦ), которые будут реализовывать молодежную политику взаимодействуя. Соучастие органов государственной власти с РПЦ и религиозными организациями в молодежной политике позволит обеспечить духовно-нравственное воспитание молодежи и стабильность государственно-политического курса страны.
Основная цель лоббируемая РПЦ при взаимодействии с органами государственной власти, правящим политическим классом в молодежной политике направлена на распространение религиозного миросозерцания. Воспитание молодого поколения в духе христианской и религиозной нравственности и морали, с точки зрения представителей РПЦ, позволит молодежи найти правильный путь в этом мире. Духовно-нравственное воспитание граждан необходимо начинать с ранних лет, считают некоторые деятели, как вследствие чего в школах стали вводить религиозные предметы. В связи с этим А.К. Сковиков подчеркивал, что политическая
реальность в последние два десятилетия кардинально изменилась в среде активных институтов гражданского общества и активное участие в политике стала проявлять Русская православная церковь [19, с. 758]. Развитие информационных технологий позволило руководству РПЦ более активно распространять религиозное учение через СМИ, ТВ, интернет. Появление в сети интернет официальных сайтов РПЦ, только подтверждает это. Религиозные представители в рясах стали осваивать молодежную культуру и развлечения. Появились различные музыкальные направления (в Чувашии священник М. Курленко через хип-хоп течение проповедует православную веру), блоги православных деятелей в социальных сетях и т.д. После распада СССР представители РПЦ активизировались во всех сферах общественно-политической жизни. Сторонники РПЦ проводят и участвуют в совместных акциях, круглых столах, форумах с представителями молодежных организаций по насущным общественно-политическим вопросам. В целом можно говорить о том, что используемые механизмы сторонниками РПЦ в дальнейшем смогут оказывать существенное влияние на формирование миросозерцания молодых граждан.
Немаловажным значением участия РПЦ в молодежной политике, стало принятие документа «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Основная идея документа направлена на то, чтобы «открыть глаза» молодому поколению, показать подлинные ценности и надежные ориентиры в этом мире, духовно-нравственно обогатить мировоззрение, которое так необходимо гражданам в «эпоху глобального помутнения разума». Работа РПЦ с молодежью координируется на: Общецерковном, Епархиальном, Благочинническом и Приходском уровнях. Многие кризисные тенденции в обществе (как социоапатия) связаны с социально-политическими разногласиями. Православные священнослужители пытаются противодействовать данным механизмам через призму религиозного вероучения и вероисповедания. Православные священнослужители на текущий момент пытаются активизироваться в работе с молодым поколением по всем направлениям. С момента активизации религиозных организаций в общественно-политической процессе, руководство РПЦ стремиться, поддерживать их начинания. Таким образом, можно описать следующую картину: религиозные организации стремятся стать «санитарами леса» и спасти общество от социально-политических разногла-
сий. Но, так или иначе «санитары леса» были и остаются хищниками в лесном массиве.
Для того чтобы достичь необходимых целей и задач православным священнослужителям постоянно требуется сторонники. В связи с этим РПЦ на текущий момент является общенародной организацией, деятельность которой, в целом многие одобряют, согласно данным ВЦИОМ. Подчеркнем мнение ученого О.Ф. Шаброва, который писал: «сегодня, в эпоху постмодерна, когда глобализация и постиндустриальный технологический уклад ставят под вопрос государственный суверенитет... государство в его современных формах становится все менее способным обеспечить существование нации как целостной социальной общности» [21, с. 155]. Правящий класс в качестве инструмента способного обеспечить единство нации, видит в возрождении деятельности РПЦ. Работа православных священнослужителей с молодым поколением является важным звеном в государственном устройстве страны. Исследователь И. М. Ильинский по вышесказанному говорил, что молодежная политика - это центральное звено политики национальной безопасности, берущей начало в настоящем и обращенной - от поколения к поколению - в далекое будущее [6, с. 17]. Участие православных священнослужителей и молодежных организаций в общественно-политическом процессе становится обыденным и закономерным явлением в государственной политике.
Таким образом, с точки зрения историко-политологического анализа взаимодействие РПЦ с молодежными организациями было различным. Функции религиозных организаций всегда носили амбивалентный потенциал. В целом в советский период влияние сторонников религиозных организаций было незначительным, что позволило многим гражданам освоить преимущества научного социалистического миросозерцания, нежели в постсоветское время, когда влияние религиозного мировоззрения только начинает набирать обороты. Православные священнослужители обладают огромным потенциалом и инструментами управления в духовно-нравственном воспитании молодого поколения с юношеских лет. Изучая историческое прошлое, можно сказать о том, что участие религиозных организаций в жизни современного общества, оказывает непосредственное влияние на будущее мировоззрение молодежи. Актуальным вопросом для современных молодежных организаций является необходимость пе-ренятия опыта работы ВЛКСМ с религиозными организациями.
Литература
1. Бородай А.Д. Демократизация культурной жизни в советском обществе под воздействием «хрущевской отпели» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №4.
2. Буренко В.И. Молодежная политика в контексте законотворческих поисков // Youth World Politic. 2013. №2.
3. Буренко В.И. Политическая оппозиция: история идей и современный политический процесс // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №8.
4. Гришин О.Е. Политическая деятельность: технологическое измерение // Вестник Омского университета. 2011. №3.
5. Ильинский И.М. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4.
6. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3.
7. Королев А.А. О предмете, структуре и методах глобалистики // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3.
8. Королев А. Современная молодежь под прицелом СМИ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. №2.
9. Криворученко В.К., Мацуев А.Н., Плотников А.Д., Сыздыкова Ж.С. Элита: к вопросу о понятии// Знание. Понимание. Умение. 2012. №3.
10. Криворученко В.К. Молодежь в истории страны // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2011/1/Krivoruchenko/ (дата обращения 27.01.2014)
11. Криворученко В.К. Молодежь и юношеское движение в 19171941 годах: исторические уроки // Знание. Понимание. Умение. 2005. №2.
12. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). М.: Издательство политической литературы, 1977.
13. Луначарский А.В. Религия и просвещение. Политика и религия. М.: Сов. Россия, 1985.
14. Мацуев А.Н., Плотников А.Д. Еще раз о понятии «элита» // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4.
15. Плотников А.Д., Мацуев А.Н. Субъектные характеристики молодой семьи в контексте семейной политики // Социальная политика и социология. 2012. №9(87).
16. Плотников А.Д., Мацуев А.Н. Работающая молодежь - объект и субъект молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3.
17. Ручкин Б.А. Молодежь и общество: двадцать лет спустя (демографическая ситуация) // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2.
18. Ручкин Б.А. Комсомольская элита и становление бизнес-класса // Управление мегаполисом. 2012. №3.
19. Сковиков А.К. Формирование гражданского общества: мировая практика и российская действительность // Современные науки и образования. 2012. №6.
20. Титова Л.Г. Культура сопротивления как способ разрешения конфликтов и укрепления социальности // Конфликтология. 2008. №4.
21. Шабров О.Ф. Духовные основы российской политики // Открытое образование. 2011. №2-2.
22. Шумилов А.В. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // PolitBook. 2012. №1.
23. Ярославский Е.М. Как родятся, живут и умирают боги и богини. М.: Советская Россия, 1959.
References
1. Borodai A.D. Demokratizatsiya kul'turnoi zhizni v sovetskom obshchestve pod vozdeistviem «khrushchevskoi otpeli». Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. №4.
2. Burenko V.I. Molodezhnaya politika v kontekste zakonotvorcheskikh poiskov. Youth World Politic. 2013. №2.
3. Burenko V.I. Politicheskaya oppozitsiya: istoriya idei i sovremennyi poli-ticheskii protsess. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2013. №8.
4. Grishin O.E. Politicheskaya deyatel'nost': tekhnologicheskoe izmerenie. Vestnik Omskogo universiteta. 2011. №3.
5. Il'inskii I.M. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossii: filosofiya preemstvennosti i smeny pokolenii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008. №4.
6. Il'inskii I.M. Molodezh' kak budushchee Rossii v kategoriyakh voiny. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. №3.
7. Korolev A.A. O predmete, strukture i metodakh globalistiki. Znanie. Po-nimanie. Umenie. 2005. №3.
8. Korolev A. Sovremennaya molodezh' pod pritselom SMI. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2008. №2.
9. Krivoruchenko V.K., Matsuev A.N., Plotnikov A.D., Syzdykova Zh.S. Eli-ta: k voprosu o ponyatii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №3.
10. Krivoruchenko V.K. Molodezh' v istorii strany. Informatsionnyi gumani-tarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Krivoruchenko/ (data obrashcheniya 27.01.2014)
11. Krivoruchenko V.K. Molodezh' i yunosheskoe dvizhenie v 1917-1941 godakh: istoricheskie uroki. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. №2.
12. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenii. T.41. Zadachi soyuzov molodez-hi (Rech' na III Vserossiiskom s"ezde Rossiiskogo Kommunisticheskogo Soyuza Molodezhi 2 oktyabrya 1920 g.). M.: Izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1977.
13. Lunacharskii A.V. Religiya i prosveshchenie. Politika i religiya. M.: Sov. Rossiya, 1985.
14. Matsuev A.N., Plotnikov A.D. Eshche raz o ponyatii «elita». Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №4.
15. Plotnikov A.D., Matsuev A.N. Sub"ektnye kharakteristiki molodoi sem'i v kontekste semeinoi politiki. Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2012. №9(87).
16. Plotnikov A.D., Matsuev A.N. Rabotayushchaya molodezh' - ob"ekt i sub"ekt molodezhnoi politiki. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2014. №3.
17. Ruchkin B.A. Molodezh' i obshchestvo: dvadtsat' let spustya (de-mograficheskaya situatsiya). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №2.
18. Ruchkin B.A. Komsomol'skaya elita i stanovlenie biznes-klassa. Uprav-lenie megapolisom. 2012. №3.
19. Skovikov A.K. Formirovanie grazhdanskogo obshchestva: mirovaya praktika i rossiiskaya deistvitel'nost'. Sovremennye nauki i obrazovaniya. 2012. №6.
20. Titova L.G. Kul'tura soprotivleniya kak sposob razresheniya konfliktov i ukrepleniya sotsial'nosti. Konfliktologiya. 2008. №4.
21. ShabrovO.F. Dukhovnye osnovy rossiiskoi politiki. Otkrytoe obrazova-nie. 2011. №2-2.
22. Shumilov A.V. Faktory formirovaniya elektoral'noi politiki v molodezhnoi srede. PolitBook. 2012. №1.
23. Yaroslavskii E.M. Kak rodyatsya, zhivut i umirayut bogi i bogini. M.: Sovetskaya Rossiya, 1959.