А.М. Карсанов,
к.м.н., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», г. Владикавказ, Россия. ORCID 0000-0001-8977-6179, e-mail: [email protected] А.В. Хасигов,
д.м.н, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», г. Владикавказ, Россия. ORCID 0000-0003-1103-4532, e-mail: [email protected] А.А. Кульчиев,
д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», г. Владикавказ, Россия. ORCID 0000-0002-0451-0687, e-mail: [email protected]
ОСНОВЫ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОТИВООПУХОЛЕВОГО ЛЕЧЕНИЯ
УДК 614.2
Карсанов А.М., Хасигов А.В., Кульчиев А.А. Основы программного подхода к обеспечению качества и безопасности противоопухолевого лечения (ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», г. Владикавказ, Россия)
Аннотация. В статье представлено обоснование целесообразности внедрения единого территориального подхода к совершенствованию онкологической службы Республики Северная Осетия-Алания на основе «Программы менеджмента качества и безопасности противоопухолевого лечения» (Программа). Программа сформирована на принципах менеджмента качества, на индустриальной модели управления медицинской организацией и должна способствовать повышению эффективности работы всей онкологической службы региона.
Ключевые слова: менеджмент качества, безопасность пациентов, онкология, противоопухолевое лечение, программа.
Введение
Организация качественного противоопухолевого лечения - это сложный, многокомпонентный и многоуровневый процесс, поскольку клиническая онкология является не только одной из наиболее наукоемких областей практической медицины, но и экономически высоко-зависимым направлением обеспечения социально-демографического благополучия страны. В значительной степени это обусловлено еще и тем, что современное адекватное противоопухолевое лечение не является безвредным и до конца безопасным для пациента. Это в равной степени относится к хирургическому, лекарственному и лучевому компонентам комплексного лечения онкологических пациентов [1, 2]. В практической онкологии именно вопросы безопасности пациентов становятся второй после качества/эффективности лечения клинической задачей [1, 3].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в нашей стране стартовала национальная противораковая программа. Ее практическая реализация
© А.М. Карсанов, А.В. Хасигов, A.A. Кульчиев, 2020 г.
представлена в форме федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Целевые ориентиры эффективности проекта это:
- снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, с 200,6 случаев в 2017 г. до 185 случаев на 100 тысяч населения в 2024 году (на 7,8% ниже);
- повышение доли злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях (1-11 стадии), до 63,0% в 2024 году (на 13,3% выше);
- повышение удельного веса пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО), состоящих на учете 5 лет и более, до 60% в 2024 году (на 11,3% выше);
- снижение показателя одногодичной летальности среди пациентов со ЗНО (умершие в течение первого года с момента установления диагноза из числа больных, впервые взятых на учет в отчетном году), до 17,3% в 2024 году (на 23,1% ниже).
Для обеспечения достижения этих и других ключевых показателей улучшения здоровья нации стоит задача увеличить охват населения профилактическими медосмотрами с 40% в 2017 году до 70% в 2024 году [4]. Создать условия для качественного прорыва в уровне оказания помощи онкологическим
№5 Менеджер
2020 здравоохранения
пациентам можно только путем реализации комплекса мер, когда наряду с реформой первичного звена системы здравоохранения регионов в данном направлении, на местах будет обеспечен кардинальный рост показателей лечебной, социальной и экономической эффективности специализированной медицинской помощи [4, 5].
Своеобразие нынешнего момента состоит в том, что в системе организации здравоохранения РФ сложились уникальная по перспективам прогресса ситуация. Если ранее для повсеместного поступательного роста качества и безопасности медицинской деятельности (КБМД) было такое сдерживающее условие, как отсутствие единых стандартов внутреннего контроля качества в медицинских организациях (МО), то на сегодня, совместными усилиями федеральных отраслевых государственных структур, этот системный недостаток преодолен [4, 5]. Как никогда ранее, все звенья федерального уровня национальной системы охраны здоровья россиян (подразделения Минздрава России и Росздравнадзора, медицинские профессиональные некоммерческие организации и др.) активно вовлечены в общенациональный процесс по повышению КБМД [5, 6].
Речь идет о кардинальном изменении технологического и правового сопровождения диагностической, лечебной, реабилитационной и экспертной деятельности МО. В первую очередь этому способствует вступление в действие следующих методических и нормативных актов:
- Предложений (практических рекомендаций) по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, разработанных сотрудниками ФГБУ «ЦМИКЭЭ» Росздравнадзора (2015 г.);
- Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»;
- Федерального закона от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций»;
- Приказа Минздрава РФ от 07.06.2019 г. № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», утверждающего единые стандарты внутреннего контроля качества медицинской помощи во всех МО страны [3, 5, 6].
Наряду с этим в Российской Федерации развивается национальная наука управления в медицинской отрасли, и совершенствуются технологии улучшения КБМД в различных областях практического здравоохранения [4, 7-9].
Для реализации назревших отраслевых реформ на региональном и учрежденческом уровне, наряду с повсеместным внедрением новаторских центробежных тенденций, есть предложения о целесообразности создания на уровне субъектов РФ центров методической и практической помощи МО [7, 9]. В первую очередь это должно положительно сказаться на повышении КБМД, причем, говоря о проблеме обеспечения безопасности, следует понимать, что она всегда будет актуальна не только для пациентов, но и для самих медицинских работников (МР) [2, 4, 6, 10]. Этому в стране сейчас придается первостепенное значение, и именно для решений этих новых задач произошли реформы в медицинском законодательстве [5].
В то же время, согласно результатам исследований, проведенных на федеральном и на региональном уровне, для МР разных категорий характерен неадекватно низкий уровень мотивированности и личного опыта в реализации современных технологий безопасности своей профессиональной деятельности [3, 8].
Сложность и многогранность задач службы по обеспечению внутреннего контроля КБМД в МО даже в рамках прежних требований показали, что есть глобальный кадровый дефицит аудиторов, менеджеров, специалистов службы по качеству для МО, а равно как и экспертов по качеству для многочисленных страховых, контролирующих и надзорных структур [7].
Таких специалистов подготовить сложно по ряду объективных и субъективных причин, а значит эту проблему не удастся устранить быстро. Так, без высокого уровня личностной мотивации и готовности сотрудника к системному восприятию разнообразных по исходной логистике решения задач, стоящих перед этой службой в МО, эффективного менеджера по качеству подготовить будет крайне сложно. Тем более, когда кадровые вопросы остро стоят перед современным руководителем МО. Целесообразность разработки и внедрения системы подготовки менеджеров по организации КБМД по единым учебным программам может стать если не отраслевой, то региональной задачей уже в ближайшее время [5].
Говоря о руководителях МО и непосредственных исполнителях основных медицинских технологических процессов, следует признать, что эффективная реализация положений Приказа Минздрава РФ от
енеджер № 5
здравоохранения 2020
07.06.2019 г. № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», предъявляет к ним повышенные профессиональные требования [5, 7].
Ранее мы сообщали, что среди МР нашего региона лишь 63,5% считают, что получали какую-либо профессиональную подготовку в вопросах организации КБМД [7, 8]. Лишь 48,2% МР выразили готовность безвозмездно расширить свои профессиональные компетенции для становления системы менеджмента КБМД. Каждый пятый сотрудник МО отказался от участия в этих процессах даже за материальное вознаграждение.
Возможность преодоления этих неконструктивных факторов появится у руководителей МО лишь в результате достижения общего понимания неизбежности реформ в работе каждого сотрудника и всего учреждения в целом по единой программе. Именно в рамках такого, комплексного понимания проблемы повышения качества лечения и обеспечения БП мы ранее формировали свою работу при решении разнообразных прикладных хирургических задач и применительно к деятельности хирургической службы нашей МО [1, 6, 7, 11, 12].
Цель нашего исследования состояла в разработке концепции системного подхода к повышению качества и безопасности лечения онкологических пациентов в РСО-Алания путем создания «Программы менеджмента качества и безопасности противоопухолевого лечения» (Программы).
Методы
В Республике Северная Осетия-Алания (РСО-А), начиная с 2018 г., реализуется единая «Программа менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности в РСО-А». Она представляет собой совместный проект Ассоциации медицинских работников РСО-А (является региональным отделением Национальной медицинской палаты), профильного комитета Парламента РСО-А, кафедры организации здравоохранения с психологией и педагогикой, кафедры хирургических болезней № 3 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» (СОГМА).
Инициаторы проекта, исходя из целесообразности создания условий для формирования среди МО на личностном и коллективном уровне «системного мышления и доминанты парадигмы качества», сформировали рабочую группу для разработки единого территориального подхода к повышению
КБМД и согласования «Дорожной карты» для его реализации [7].
Проект включает ряд этапов, детальное описание которых не входит в цель данной статьи, ключевым из которых является разработка и внедрение во все МО республики локальных программ по повышению КБМД, созданных коллективами этих учреждений на основе единого алгоритма с учетом специфики каждой МО.
Клиническая апробация элементов, вошедших в окончательный вариант Программы, осуществлялась в республиканском онкологическом диспансере (РОД) г. Владикавказ и в НУЗ «Узловая больница на ст. Владикавказ ОАО «РЖД».
В основу деталей Программы положены результаты анализа национальных и мировых литературных источников в таких базах научных данных, как eLIBRARY. RU, MEDLINE, PubMed за период 20142018 гг. Структурная основа Программы оформлялась с учетом принципов, ранее апробированных О. А. Сухоруких и соавт. [13], она представляет собой пошаговую, алгоритмированную модель вну-трибольничных действий, направленных на повышение вовлеченности сотрудников, на повышение эффективности действий по управлению персоналом и разнообразными рисками, возникающими в процессе оказания медицинской помощи онкологическим пациентам на основе процессного подхода.
Результаты
Программа призвана оптимизировать процесс менеджмента качества в клинической онкологии, и представлена в виде трехэтапного алгоритма.
Этап I. Создание концепции Программы
Цель этапа - путем подготовительных и плановых мероприятий сформировать структуру управления качеством и безопасностью лечения онкологических пациентов.
На этом этапе предлагается создать рабочие группы по внедрению Программы и сформулировать основные направления первичных подготовительных мероприятий, в том числе:
1. Издать приказ по РОД о создании рабочей группы по внедрению Программы.
2. Определить в качестве руководителя рабочей группы ведущего специалиста из состава администрации, ответственного за методическое направление деятельности (заместителя главного врача), а членами - заведующих всеми структурными подразделениями РОД.
с
#хс
Менедже,
3. Обеспечить изучение всеми членами рабочей группы Приказа Минздрава России № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», Приказа Минздрава РФ № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» и «Предложений (Практических рекомендаций) Росздравнадзора по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО».
4. Разработать стандартные операционные процедуры (СОП) - документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур с привлечением непосредственных исполнителей манипуляций из числа врачей и медицинских сестер.
5. Разработать алгоритмы ведения пациентов (АВП) (внутренних протоколов диагностики и лечения) при определенных клинических состояниях по профилю «онкология», которые должны отражать требования современных клинических рекомендаций и соответствовать возможностям и условиям оказания специализированной медицинской помощи в РОД (с привлечением специалистов профильных служб и отделений).
6. Оценить необходимые ресурсы РОД для внедрения Программы, в том числе наличие: подготовленных кадров старшего и среднего медицинского персонала, оборудования, расходных материалов и лекарственных препаратов.
7. Оценить исходный уровень профессиональной компетентности всех специалистов РОД по всему спектру вопросов КБМП.
8. Разработать и начать реализацию плана корректирующих мероприятий, в котором должны быть детализированы компоненты, посвященные:
- доукомплектованию оборудованием;
- обучению персонала и обеспечению ему доступа к информационным ресурсам и «электронной библиотеке онколога»;
- внедрению системы «обратной связи» с коллегами из других МО (районным онкологам и онкологам городских поликлиник), которым предстоит курировать каждого выписанного пациента на постгоспитальном этапе.
9. Разработать Программу и утвердить ее приказом по МО в структуре «Положения
о комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в МО», на основе Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
10.Закрепить в должностных обязанностях каждого задействованного сотрудника компетенций по обеспечению Программы.
Этап II. Внедрение Программы в работу онкологической службы региона и в систему внутреннего контроля качества и безопасности противоопухолевого лечения в РОД
Цель этапа - внедрить в РОД систему управления рисками (риск-менеджмента) путем стандартизации процессов диагностики, лечения и их оперативного методического сопровождения.
Обязательными мероприятиями этого этапа должны стать:
1. Завершение плана корректирующих мероприятий, в части обучения персонала принципам реализации Программы, обучение и тестирование персонала на предмет знания СОПов и АВП.
2. Утверждение и внедрение в РОД «Пособия для врачей по ведению первичной медицинской документации», в котором в формализованном виде должны быть отражены все применяемые формы медицинских документов, в том числе единая форма первичного информированного согласия пациента на использование диагностических и лечебных компонентов используемых в РОД технологий.
3. Внедрение максимально возможных форм документирования хирургического и морфологического компонентов установления стадии опухолевого процесса.
4. Внедрение в работу отделений хирургического профиля РОД «Контрольного перечня мер по обеспечению хирургической безопасности» (чек-листа) на основе рекомендованного Всемирной организации здравоохранения
(2009 г.).
5. Документирование процесса передачи клинической ответственности за пациента как в условиях одного отделения, так и при трансфере в другие отделения на всех этапах лечения.
енеджер № 5
здравоохранения 2020
6. Утверждение и внедрение перечня и схем размещения информационных материалов для пациентов в РОД, а также внедрения системы мониторинга правовой защищенности онкологических пациентов и доведение его результатов до сотрудников и широкой общественности (в том числе и через сайт РОД).
7. Создание и реализация эффективного механизма взаимодействия с онкологическими Национальными медицинскими исследовательскими центрами.
8. Внедрение телемедицинских технологий в региональную программу диагностики злокачественных новообразований и противоопухолевого лечения.
9. Создание в РОД, в тесном сотрудничестве с профильными кафедрами СОГМА, регионального научно-образовательного центра для обеспечения непрерывного медицинского образования специалистов старшего и среднего звена по единым программам и для учета, анализа и мониторинга показателей эффективности онкологической службы РСО-Алания.
10.Утверждение и практическое воплощение равного приоритета медицинской, социальной и экономической эффективности в работе онкологической службы РСО-Алания, с обязательным мониторингом правовой и социальной защищенности пациентов во всех звеньях и подразделениях онкологической службы и создание механизма регулярного доведения результатов этих аудитов до профессиональной и широкой общественности.
11.Создание и гармонизация имеющейся единой цифровой системы в сфере организации кан-церпревенции, скрининга, раннего выявления ЗНО, противоопухолевого лечения и реабилитации онкологических пациентов, основанной на внедрении современных информационных технологий в практику каждого звена онкологической службы региона.
Этап III. Усовершенствование Программы
Цель этапа - выявить недостатки в Программе и обеспечить эффективность корректирующих мероприятий.
Обязательные мероприятия:
1. Оценка эффективности внедрения Программы (на основе результатов оценки КБМД, внешних
аудитов, анкетирования пациентов и сотрудников и иных форм мониторинга).
2. Анализ выявленных недостатков в Программе.
3. Разработка и реализация плана корректирующих мероприятий.
Обсуждение
С вступлением в силу, согласно 489 Федеральному Закону, новой редакции 90 статьи 323 Федерального Закона, а именно в части того, что «... осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» и выходом Приказа Минздрава РФ от 07.06.2019 г. № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», стоящие перед руководителем МО задачи по обеспечению КБМД не облегчились, а скорее наоборот усложнились.
Мы признаем имеющиеся в настоящее время в отечественном здравоохранении противоречия между разными уровнями всей вертикали организации, оказания, экспертизы и оплаты медицинской помощи. Речь идет не только о принципах внутреннего контроля КБМД, но и ведомственном, государственном, а также контроле со стороны фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, в части единых требований со стороны всех форм контроля. Это в немалой степени способствует таким проявлениям нарастающих противоречий внутри МО, как полярная заинтересованность администрации и большинства медицинского персонала в реализации реформ без достаточной финансовой поддержки этих насущных для МО и пациентов процессов.
Серьезным препятствием к быстрой и повсеместной реализации реформ в области повышения КБМД являются низкие темпы внедрения специальных, акцентированных на управление рисками, компетенций большинством МР на местах. Это контрпродуктивный системный фактор, в основе которого проблема отсутствия достаточного количества специалистов в области менеджмента КБМД в стране, своего рода промежуточного, связующего звена между администрацией и непосредственными исполнителями основных и обеспечивающих процессов МО. Этот пробел одним лишь совершенствованием медицинского законодательства и созданием важных подзаконных актов нам не устранить.
с
«КС
->
Менедже,
Пока в стране не создана система профессиональной подготовки менеджеров по КБМД в истинном понимании значимости этой категории профессионалов-медиков, что является насущной необходимостью, руководители самых разнообразных МО будут иметь серьезные трудности на пути решения важнейших отраслевых задач.
Считаем, что руководителю МО должно помочь понимание того, что внутренние противоречия, а на модели современной российской МО можно наблюдать не просто личностные противоречия отдельных сотрудников, но и примеры внутренних противоречий так называемого «коллективного сознания», не должны быть исходной преградой для кардинальных реформ в системе обеспечения КБМД. Разносторонне подготовленные менеджеры по качеству могут использоваться руководителем МО для решения тактических и стратегических вопросов с большей эффективностью, чем совмещающие этот раздел работы специалисты без должной квалификации. Пока же институт менеджеров по КБМД в нашей стране как повсеместное явление отсутствует.
Также в помощь коллегам хочется напомнить, что в соответствии с первым законом диалектики «Законом единства и борьбы противоположностей», а это, ни много ни мало - всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, ни коллектив отдельной МО, ни профессиональное медицинское сообщество в целом не смогут бесконечно находиться в состоянии глубинных противоречий. Это противоестественно для сложных организационных систем с участием человеческого коллектива.
Любые противоречия должны быть каким-либо образом разрешены в ту или иную сторону. Одни коллективы «груз противоречий» подтолкнет к поиску наиболее простого и быстрого пути решения проблемы. Это на практике приведет к созданию в конкретном учреждении минимально допустимого уровня КБМД (например, за счет привлечения научного и методического потенциала извне). А в других МО сила противоречий станет катализатором дальнейшей эволюции колектива, поскольку мы убеждены, что рано или поздно внутренние процессы в МО и их восприятие людьми стабилизируются, и вот тут-то и появится возможность для совершенствования. В любом случае положительный эффект для наших пациентов и коллег будет достигнут.
На сегодня все МР должны понимать сущность и сознательно вовлекаться в управление КБМД. Более того, им предстоит освоить навыки по
обеспечению результативного самоконтроля, для чего постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки в вопросах управления и экспертизы КБМД, чем ранее с разным успехом занимались административные работники. Это неизбежно приведет к росту образовательной активности персонала, создаст условия для налаживания «горизонтальных» форм эффективного взаимодействия с коллегами своего структурного подразделения и смежных отделений и, тем самым, повысит уровень клинической ответственности за пациентов.
С учетом всего сказанного, признаем, что первоначальное ознакомление МР с концепцией Программы может вызвать у них отрицательную реакцию, но мы готовы с этим охотно согласиться хотя бы потому, что, как выразился Ицхак Кальдерон Адизес «когда люди не согласны, они думают больше», в том числе и в конструктивном направлении. Более того, мы понимаем, что убедить и даже заставить большинство МР эффективно вовлечься в реализацию какой-либо модели системы менеджмента качества СМК руководителю МО будет крайне сложно, поскольку большинство МР попросту исходно не готовы к кардинальным переменам в профессиональном самосознании.
Именно поэтому мы постарались не перегружать Программу компонентами, коих и так вполне достаточно в новейших отраслевых подзаконных актах, о которых речь шла выше и из которых следует знать, в каких направлениях должна развиваться МО по совершенствованию внутреннего контроля КБМД. Мы попытались вложить в концепцию представленной Программы понятный механизм достижения целей реформ в общенациональной системе повышения КБМД в онкологических клиниках.
Воспринимать Программу следует как инновационную управленческую стратегию, воздействующую на структуру, технологии (процессы) и контроль за результатом противоопухолевого лечения, посредством стандартизации, информатизации, управления персоналом и рисками.
Выводы
Формирование программного подхода к организации высококачественного и максимально безопасного противоопухолевого лечения возможно лишь на основе интегративного взаимодействия всех звеньев онкологической службы региона, непрерывного профессионального совершенствования онкологов всех уровней и внедрения современных технологий противоопухолевого лечения.
енеджер № 5
здравоохранения 2020
Программный принцип организации противоопухолевого лечения на уровне все региональной онкологической службы создает условия для консолидации имеющихся у персонала знаний и навыков в рамках современной управленческой технологии - системы менеджмента качества лечения и безопасности онкологических пациентов.
Кардинальным отличием положений Программы от традиционного подхода к процессу организации лечения, является использование принципа делегирования ранее не свойственных полномочий более широкому кругу участников всей вертикали онкологической службы.
1. Карсанов А.М., Маскин С. С., Слепушкин В.Д., Карсанова Ф.Д., Дербенцева Т.В., Худиева Э.М. Возможности повышения периоперационной безопасности пациентов при раке толстой кишки // Вестник национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. - 2015. - № 3. - С. 43-47.
2. Remizov O.V., Sazhin V.P., Karsanov A.M. On bioethical component of patient safety in surgery // Bioethics. - 2017. - Vol. 1. - P. 44-48.
3. Иванов И.В., Швабский О.Р., Минулин И.Б., Щеблыкина А.А. Результаты аудитов качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях // Менеджмент качества в медицине. - 2018. - № 1. - С. 18-22.
4. Мурашко М.А., Панин А.И., Князюк Н.Ф. Качественно новая модель медицинской организации // Вестник Росздравнадзора. - 2018. - № 6. - С. 7-12.
5. Мурашко М.А., Серегина И.Ф., Иванов И.В., Матыцин Н.О, Минулин И.Б. Новые требования к медицинским организациям по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: содержание, цели, перспективы // Вестник Росздравнадзора. - 2019. -№ 6. - С. 7-14.
6. Карсанов А.М. Система менеджмента качества и безопасность пациентов в хирургии // Вестник Росздравнадзора. - 2017. - № 6. - С. 52-56.
7. Карсанов А.М, Астахова З.Т., Гогичаев Т.К., Туаева И.Б., Ремизов О.В. Концепция единого территориального подхода к повышению качества и безопасности медицинской деятельности на примере Республики Северная Осетия-Алания // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2019. -№ 2. - С. 35-41.
8. Сажин В.П., Маскин С.С., Карсанов А.М. Структурированный взгляд на проблему безопасности пациентов в хирургии // Хирургия. - 2016. - № 11. - С. 59-63.
9. Лудупова ЕЮ. Подходы к построению региональной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности // Вестник Росздравнадзора. - 2018. - № 6. - С. 24-31.
10. Маскин С.С., Карсанов А.М, Лопастейский Д.С., Кокаев И.П. Биоэтические основы безопасности пациентов в хирургии // Биоэтика. - 2014. - № 2. - С. 37-40.
11. Маскин С.С., Шамаев З.М., Шварцман И.М., Дубровин А.В., Карсанов A.M. Ультразвуковая диагностика в выборе тактики лечения толстокишечной непроходимости // Скорая медицинская помощь. - 2004. - № 3. - С. 106-107.
12. Маскин С.С., Дербенцева Т.В., Карсанов А.М., Иголкина Л.А., Ермолаева Н.К., Лопастейский Д.С. Плановые и срочные релапаротомии при послеоперационных внутрибрюшных осложнениях // Кубанский научный медицинский вестник. - 2013. - № 7. - С. 101-106.
13. Сухоруких О.А., Галеева Ж.А., Лукъянцева Д.В., Шубина Л.С., Пашкина А.А., Журавлев Н.И., Кравцов А.А., Тишкина С.Н. Алгоритм внедрения критериев оценки качества медицинской помощи. -Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2017. - № 4. - С. 62-69.
UDC 614.2
Karsanov A.M., Khasigov A. V, Kultchiev A.A. Basis of a programmatic approach to ensuringthe quality and safety
of antitumor treatment (North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia)
Abstract. The article presents the rationale for the introduction of a single territorial approach to improving the oncological service of the Republic of North Ossetia-Alania on the basis of the "Program for the management of quality and safety of anti-tumor treatment" (Program). The program is based on the principles of quality management, on the industrial model of managing a medical organization and should help increase the efficiency of the entire oncology service of the region.
Keywords: quality management, patient safety, oncology, antitumor treatment, program.
Менедже1