Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ»'

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВРАЧИ-ПЕДИАТРЫ / АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагитова Г. Р., Давыдова О. В., Антонова А. А., Махмудов А. И., Докучаев Е. А.

Описывается новая дополнительная профессиональная образовательная программа, изучаемая врачами-педиатрами при повышении квалификации. Целью обучения врачей-педиатров по программе «Актуальные вопросы педиатрии» является совершенствование профессиональных компетенций врача-педиатра, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Всего на изучение программы «Актуальные вопросы педиатрии» выделяется 108 академических часов, форма обучения - очно-заочная. В ходе изучения осваиваются такие модули, как «Организационно-правовые основы деятельности врача-педиатра», «Избранные вопросы инфекционных заболеваний у детей», «Оптимизация вскармливания детей раннего возраста», «Актуальные вопросы патологии детей раннего возраста» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сагитова Г. Р., Давыдова О. В., Антонова А. А., Махмудов А. И., Докучаев Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDIATRIC DOCTORS «CURRENT ISSUES OF PEDIATRICS»

A new additional professional educational program is described, which is studied by pediatricians during advanced training. The purpose of training pediatricians under the program «Actual Issues of Pediatrics» is to improve professional competencies of a pediatrician, necessary for professional activities within the framework of the existing qualifications. In total, 108 academic hours are allocated for the study of the program «Actual Issues of Pediatrics», form of education: part-time. In the course of the study such modules as «Organizational and legal foundations for the activities of a pediatrician», «Selected issues of infectious diseases in children», «Optimization of feeding young children», «Actual issues of the pathology of young children» etc., are mastered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ»»

УДК: 616-053.2(07):37.018.46

ПЕДИАТРИЯ

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ»

Г. Р. Сагитова, О. В. Давыдова, А. А. Антонова, А. И. Махмудов, Е. А. Докучаев, С. В. Комаров, Д. А. Шапошникова, В. А. Козин

Аннотация. Описывается новая дополнительная профессиональная образовательная программа, изучаемая врачами-педиатрами при повышении квалификации. Целью обучения врачей-педиатров по программе «Актуальные вопросы педиатрии» является совершенствование профессиональных компетенций врача-педиатра, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Всего на изучение программы «Актуальные вопросы педиатрии» выделяется 108 акаде-

мических часов, форма обучения — очно-заочная. В ходе изучения осваиваются такие модули, как «Организационно-правовые основы деятельности врача-педиатра», «Избранные вопросы инфекционных заболеваний у детей», «Оптимизация вскармливания детей раннего возраста», «Актуальные вопросы патологии детей раннего возраста» и др.

Ключевые слова: актуальные вопросы педиатрии, образовательная программа, врачи-педиатры, аттестация.

BASIS OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDIATRIC DOCTORS «CURRENT ISSUES OF PEDIATRICS»

G. R. Sagitova, O. V. Davydova, A. A. Antonova, A. I. Makhmudov, E. A. Dokuchaev, S. V. Komarov, D. A. Shaposhnikova, V. A. Kozin

Annotation. A new additional professional educational program is described, which is studied by pediatricians during advanced training. The purpose of training pediatricians under the program «Actual Issues of Pediatrics» is to improve professional competencies of a pediatrician, necessary for professional activities

within the framework of the existing qualifications. In total, 108 academic hours are allocated for the study of the program «Actual Issues of Pediatrics», form of education: part-time. In the course of the study such modules as «Organizational and legal foundations for the activities of a pediatrician», «Selected issues of infectious diseases in children», «Optimization of feeding young children», «Actual issues of the pathology of young children» etc., are mastered.

Keywords: topical issues of pediatrics, educational program, pediatricians, attestation.

Педиатрия — наука, рассматривающая вопросы сохранения здоровья и лечения болезней детского организма в разные возрастные периоды. Именно в антенатальном периоде и раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека и закладывается фундамент формирования здоровья. К сожалению, в последние годы в России растет распространенность хронической патологии у детей [1-7].

Необходимый для комплексного подхода к охране здоровья ребенка и подростка объем информации педиатр получает при наблюдении за ребенком в семье, на основании медицинских, социальных, медико-психологических и психолого-педагогических данных о ребенке, поступивших из различных подразделений педиатрической службы, а также от педагогов, психологов, работников службы социальной защиты и занятости, военных комиссариатов, правоохранительных органов и др. [8-9].

Учитывая все вышеизложенное, на одном из заседаний кафедры было принято решение о подготов-

ке учебной программы «Актуальные вопросы педиатрии» и ее дальнейшем внедрении в образовательный процесс работы кафедры.

Цель работы: описать новую дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации «Актуальные вопросы педиатрии» по специальности «Педиатрия», которая изучается врачами-педиатрами на кафедре госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Всего на изучение программы «Актуальные вопросы педиатрии» выделяется 108 академических часов, форма обучения — очно-заочная, в учебном плане на очную часть приходится 90 часов, на заочную — 18 часов (табл. 1).

На практических занятиях и лекциях слушатели совместно с преподавателем подробно разбирают актуальные вопросы педиатрии (табл. 2).

Заочная часть программы реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО) в виде изучения материала, размещенного на образовательном портале.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения.

Таким образом, благодаря введению в учебный образовательный процесс врачей-педиатров программы повышения квалификации «Актуальные вопросы педиатрии» у слушателей усовершенствовались и систематизировались знания по вопросам организации здравоохранения, правовым аспектам в условиях реформирования здравоохранения и первичного звена педиатрической службы, а также питания детей разных возрастных групп, интерпретации современных методов обследования при различных заболеваниях у детей. Обновились профессиональные компетенции по прогнозированию эффективности терапии и рисков развития осложнений, тактике ведения детей с неотложными состояниями.

ПЕДИАТРИЯ ^^ЭИКЛД

Таблица 1

Учебный план

Всего часов Часы без ДОТ и ЭО В том числе Часы В том числе

№ Наименование модулей ЛЗ СЗ ПЗ с ДОТ и ЭО ЛЗ СЗ СР

1 Модули 108 90 18

1.1 Организационно-правовые основы деятельности врача-педиатра и вопросы школьной медицины 4 2 1 1 - 2 1 -

1.2 Избранные вопросы инфекционных заболеваний у детей 7 6 2 2 2 1 - -

1.3 Оптимизация вскармливания детей раннего возраста 7 6 2 2 2 1 - -

1.4 Физиология и патология новорожденных 7 6 2 2 2 1 - -

1.5 Актуальные вопросы патологии детей раннего возраста 7 6 2 2 2 1 - -

1.6 Актуальные вопросы болезней органов дыхания 7 6 2 2 2 1 - -

1.7 Актуальные вопросы болезней системы кровообращения. Системные заболевания соединительной ткани 10 8 2 2 4 2 1 -

1.8 Болезни органов кроветворения, геморрагические заболевания 7 6 2 2 2 1 - -

1.9 Актуальные вопросы болезней органов мочевыделительной системы 7 6 2 2 2 1 - -

1.10 Актуальные вопросы болезней органов системы пищеварения 7 6 2 2 2 1 - -

1.11 Актуальные вопросы иммунологии в педиатрии 8 6 2 2 2 2 1 -

1.12 Стажировка «Современные принципы диагностики и лечения соматических заболеваний в условиях отделения многопрофильного педиатрического стационара» 18 18 - - - - - - -

1.13 Мультивоспалительный синдром у детей как проявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Диагностика, лечение, профилактика 2 - - - - 2 1 - 1

1.14 Обучающий симуляционный курс «Неотложные состояния в педиатрии» 6 6 - - - - - - -

2 Итоговая аттестация, в том числе: 4 - - - - - - - -

Тестирование 2 - - - - 2 - - -

Собеседование 2 2 - - - - - - -

3 Всего по программе 108 90 21 21 22 18 4 4 8

Примечание: ДОТ - дистанционные образовательные технологии, ЭО - электронное обучение, ЛЗ - лекционные занятия, СР - самостоятельная работа, СЗ - семинарские занятия, ПЗ — практические занятия.

Таблица 2

Теоретические вопросы, изучаемые слушателями при обучении по программе «Актуальные вопросы педиатрии»

Наименование модуля Содержание модуля

Организационно-правовые основы деятельности врача-педиатра и вопросы школьной медицины Правовые основы деятельности врача-педиатра. Принципы охраны здоровья россиян в Конституции Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения. Организационные основы деятельности врача-педиатра

Избранные вопросы инфекционных заболеваний у детей Актуальные проблемы инфекционных заболеваний у детей. Острые респираторные инфекции. Острые кишечные инфекции

Оптимизация вскармливания детей раннего возраста Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка. Искусственное вскармливание ребенка на первом году жизни. Современные принципы введения прикорма ребенку раннего возраста. Оптимизация вскармливания ребенка от года до трех лет. Рекомендуемый набор продуктов в питании ребенка от года до трех лет.

Физиология и патология новорожденных Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного ребенка. Задержка внутриутробного развития новорожденного, критерии. Особенности ухода и вскармливания доношенных и недоношенных новорожденных. Желтухи новорожденных. Внутриутробные инфекции новорожденных.

Актуальные вопросы патологии детей раннего возраста Витамин D-дефицитные состояния. Национальная программа «Недостаточность витамина D у детей и подростков Российской Федерации: современные подходы к коррекции». Рахит. Спазмофилия и гипервитаминоз витамина D. Дефицит железа у детей раннего возраста. Латентный дефицит железа. Хронические расстройства питания (дистрофии) у детей раннего возраста.

V^JjffijiH ПЕДИАТРИЯ

Актуальные вопросы болезней органов дыхания Заболевания органов верхних дыхательных путей. Заболевания органов нижних дыхательных путей. Хронические неспецифические бронхолегочные заболевания у детей. Хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь. Аномалии развития органов дыхательной системы. Наследственные заболевания органов бронхолегочной системы. Муковисцидоз. Синдром Картагенера. Идиопатический фиброз легких.

Актуальные вопросы болезней системы кровообращения. Системные заболевания соединительной ткани Синдром вегетативной дисфункции. Артериальная гипертензия. Воспалительные заболевания сердца. Врожденные пороки сердца. Нарушения ритма сердца. Кардиомиопатии. Системные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, дерматомиозит, склеродермия.

Болезни органов кроветворения, геморрагические заболевания Анемии у детей. Интерпретация клинического анализа крови с современных позиций. Анемии. Железодефицитные состояния. Железодефицитная анемия. (еморрагические заболевания. Вазопатии. Тромбоцитопении. Тромбоцитопатии. Коагулопатии.

Актуальные вопросы болезней органов мочевыделительной системы Инфекции мочевыводящих путей. Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Дисметаболическая нефропатия. Нефротический синдром. Острая и хроническая почечная недостаточность. Хроническая болезнь почек.

Актуальные вопросы болезней органов системы пищеварения Функциональные заболевания органов желудочно-кишечного тракта у детей. Органические заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. 1астродуоденит. Язвенная болезнь 12-перстной кишки. Синдром мальабсорбции (целиакия, лактазная недостаточность). Некоторые паразитозы и гельминтозы пищеварительного тракта.

Актуальные вопросы иммунологии в педиатрии Особенности иммунитета у детей: критические периоды иммунной системы у детей. Первичные иммунодефициты. Вторичные иммунодефициты.

Современные принципы диагностики и лечения соматических заболеваний в условиях отделения многопрофильного педиатрического стационара Функциональные обязанности и должностные инструкции врача-педиатра отделения многопрофильного стационара. Дублер врача приемного и педиатрического отделения. Организация питания детям первого года жизни и детям от года до 3 лет при заболеваниях различного профиля. Организация стационарного этапа реабилитации детей. Современные лабораторные методы, инструментальные методы диагностики. Лучевая диагностика. Интерпретация результатов. Подбор и оценка эффективности антибактериальных препаратов.

Мультивоспалительный синдром у детей как проявление новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19). Диагностика, лечение, профилактика Новая коронавирусная инфекция (СОУЮ-19). Мультивоспалительный синдром как проявление новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) у детей и подростков

Неотложные состояния в педиатрии Основы сердечно-легочной реанимации. Базовая сердечно-легочная реанимация. Расширенная сердечно-легочная реанимация

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В. Р. Риск здоровью обучающихся в современной российской школе // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. №4. С. 11-19.

2. Макарова В. И., Павлова А. Н., Макарова А. И. Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы // Экология человека. 2020. №7. С. 40-46.

3. Яманова Г. А., Антонова А. А. Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25. №2. С. 113-118.

4. Агафонов А. И., Зулькарнаев Т. Р., Поварго Е. А., Степанов Е. Г., Ахметшина Р. А., Хусаинов А. Э. Особенности физического развития школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2020. №3. С. 4-9.

5. Романенко С. П. Оценка питания и двигательной активности детей в образовательных организациях кадетского типа // Гигиена и санитария. 2020. №99 (1). С. 63-68.

6. Ревякина В. А., Мельникова К. С. Современный подход к формированию рациона питания ребенка первого года жизни // Доктор. Ру. 2020. Т. 19. №3. С. 44-47.

7. Сагитова Г. Р., Антонова А. А., Никулина Н. Ю., Столыпина М. В. Структура низкорослости у детей Астраханской области // Главный врач Юга России. 2022. №2 (83). С. 47-49.

8. Девришов Р. Д., Коломин В. В., Филяев В. Н., Кудряшева И. А. Гигиенические аспекты воздействия факторов среды обитания на формирование здоровья учащихся // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2019. Т. 27. №4. С. 530-535. DOI: 10.23888/PAVL0VJ2019274530-535.

9. Богданьянц М. В., Шмелева А. Ю. Питание здорового и больного ребенка. Учебное пособие. 2023. 105 с.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астрахань.

Сагитова Гульнара Рафиковна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования.

Давыдова Оксана Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования.

Антонова Алена Анатольевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования; e-mail: fduecn-2010@mail.ru.

Махмудов Арсланбек Ибрагимович — студент лечебного факультета. Докучаев Егор Алексеевич — студент лечебного факультета. Комаров Степан Валерьевич — студент лечебного факультета.

Шапошникова Дарья Александровна - ординатор по специальности «Стоматология терапевтическая». Козин Владимир Александрович - ординатор по специальности «Стоматология хирургическая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.