Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПЕДИАТРИИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИЗУЧЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПЕДИАТРИИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагитова Г. Р., Давыдова О. В., Антонова А. А., Мирманова И. М., Оганесян Е. М.

Целью обучения врачей-педиатров по программе «Неотложные состояния в педиатрии» является совершенствование профессиональных компетенций врача-педиатра, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. В ходе изучения осваиваются такие модули, как: «Общие вопросы неотложной педиатрии», «Острые кровотечения у детей», «Виды отравлений у детей», «Нарушения сердечного ритма и проводимости у детей», «Острые аллергические состояния у детей», «Алгоритм диагностики и лечения синкопальных состояний», «Алгоритм диагностики и лечения гипертермического синдрома» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сагитова Г. Р., Давыдова О. В., Антонова А. А., Мирманова И. М., Оганесян Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING EMERGENCY CONDITIONS IN PEDIATRICS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM FOR THE SPECIALTY OF PEDIATRICS AT THE DEPARTMENT OF HOSPITAL PEDIATRICS WITH THE COURSE OF POSTGRADUATE EDUCATION OF THE ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

The purpose of training pediatricians under the program «Emergency Conditions in Pediatrics» is to improve professional competencies of a pediatrician, necessary for professional activities within the framework of the existing qualifications. During the study, such modules are mastered as: «General issues of emergency pediatrics», «Acute bleeding in children», «Types of poisoning in children», «Impaired heart rhythm and conduction in children», «Acute allergic conditions in children», «Diagnostic algorithm and treatment of syncopal conditions», «Algorithm for the diagnosis and treatment of hyperthermic syndrome», etc.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПЕДИАТРИИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ПЕДИАТРИЯ '^ШЩЯ

УДК: 616-053.2-083.98(07)

ИЗУЧЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ВПЕДИАТРИИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПОСПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Г. Р. Сагитова, О. В. Давыдова, А. А. Антонова, И. М. Мирманова, Е. М. Оганесян, С. Досмедов

Аннотация. Целью обучения врачей-педиатров по программе «Неотложные состояния в педиатрии» является совершенствование профессиональных компетенций врача-педиатра, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. В ходе изучения осваиваются такие модули, как: «Общие вопросы неотложной педиатрии», «Острые кровотечения у детей»,

«Виды отравлений у детей», «Нарушения сердечного ритма и проводимости у детей», «Острые аллергические состояния у детей», «Алгоритм диагностики и лечения синкопаль-ных состояний», «Алгоритм диагностики и лечения гипертермического синдрома» и др.

Ключевые слова: педиатрия, повышение квалификации, неотложные состояния.

STUDYING EMERGENCY CONDITIONS IN PEDIATRICS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM FOR THE SPECIALTY OF PEDIATRICS AT THE DEPARTMENT OF HOSPITAL PEDIATRICS WITH THE COURSE OF POSTGRADUATE EDUCATION OF THE ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

G. R. Sagitova, O. V. Davydova, A. A. Antonova, I. M. Mirmanova, E. M. Oganesyan, S. Dosmedov

Annotation. The purpose of training pediatricians under the program «Emergency Conditions in Pediatrics» is to improve professional competencies of a pediatrician, necessary for professional activities within the framework of the existing qualifications. Dur-

ing the study, such modules are mastered as: «General issues of emergency pediatrics», «Acute bleeding in children», «Types of poisoning in children», «Impaired heart rhythm and conduction in chil-dren», «Acute allergic conditions in children», «Diagnostic algorithm and treatment of syncopal conditions», «Algorithm for the diagnosis and treatment of hyperthermic syndrome», etc.

Keywords: pediatrics, advanced training, emergency conditions.

В практической деятельности врач-педиатр нередко встречается с неотложными состояниями у детей разных возрастов, требующими экстренной и неотложной помощи. Правильное и своевременное проведение неотложной терапии острых состояний и заболеваний или травмы может оказаться важнее, чем все последующее лечение. Быстрота развития неотложных состояний у детей связана с анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Учитывая особенность профессии врача-педиатра, методика подготовки и совершенствования его знаний и навыков требует внедрения в учебный процесс клинических кафедр для врачей-педиатров темы неотложных состояний в медицинской практике, для повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи [1-6].

Учитывая все вышеизложенное, на одном из заседаний кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета было принято решение о подготовке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Неотложные состояния в педиатрии» и ее дальнейшем внедрении в образовательный процесс кафедры.

Цель исследования: описать новую дополнительную профессиональную программу повышения квалифика-

ции «Неотложные состояния в педиатрии» по специальности «Педиатрия», которая изучается врачами-педиатрами на кафедре госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Всего на изучение программы «Неотложные состояния в педиатрии» выделяется 36 академических часов, форма обучения - очно-заочная, на очную и на заочную части выделяется по 18 академических часов (табл. 1).

На практических занятиях и лекциях слушатели совместно с преподавателем подробно разбирают вопросы неотложных состояний в педиатрии (табл. 2).

В программе используются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, аттестация в виде тестирования, аттестация в виде собеседования, оценка практических навыков после прохождения стажировки.

Контроль результатов обучения проводится в виде промежуточной аттестации по каждому учебному модулю программы. Форма итоговой аттестации - зачет, который проводится посредством тестового контроля на образовательном портале АГМУ и собеседования с обучающимся.

www.akvarel2002.ru

ШВ1ЫШ

м

ПЕДИАТРИЯ

Таблица 1

Учебный план ДПППК «Неотложные состояния в педиатрии»

Примечание: ДОТ - дистанционные образовательные технологии, ЭО - электронное обучение, ЛЗ - лекционные занятия, СР - самостоятельная работа, СЗ - семинарские занятия, СО - симуляционное обучение, ПЗ — практические занятия.

Теоретические вопросы, изучаемые слушателями при обучении по программе «Неотложные состояния в педиатрии»

Всего часов Часы без ДОТ и ЭО В том числе Часы без ДОТ и ЭО В том числе

№ Наименование модулей ЛЗ СЗ ПЗ СО ЛЗ СЗ СР

1 Модули 36 18 18

1.1 Общие вопросы неотложной педиатрии 1 - - - - - 1 1 - -

1.2 Острые кровотечения у детей 4 2 1 - 1 - 2 - 1 1

1.3 Виды отравлений у детей 4 2 1 - - 2 1 - 1

1.4 Нарушения сердечного ритма и проводимости у детей 4 2 1 - - 2 1 - 1

1.5 Острые аллергические состояния у детей 4 2 1 - - 2 1 1 -

1.6 Алгоритм диагностики и лечения синкопальных состояний 4 2 - - 1 2 - 1 1

1.7 Алгоритм диагностики и лечения гипертермического синдрома 4 2 - - 1 2 1 1 -

1.8 Судорожный синдром у детей 4 2 1 - - 2 1 1 -

1.9 Принципы инфузионной терапии у детей при неотложных состояниях 4 2 1 1 - - 2 1 1

1.10 Особенности развития и лечения неотложных состояний у детей с новой коронавирусной инфекцией СОУЮ-19 1 1 1 - - - - - - -

2 Итоговая аттестация, в том числе: 2 - - - - - - - -

Тестирование 1 - - - - - 1 -

Собеседование 1 1 - - - - - - - -

3 Всего по программе 36 18 7 1 3 6 18 7 5 5

Таблица 2

Наименование модуля Содержание модуля

1. Общие вопросы неотложной педиатрии 1.1. Шкалы оценки тяжести состояния. 1.1.1. Первичный осмотр ребенка в неотложных ситуациях. 1.1.2. Повторный осмотр ребенка в неотложных ситуациях. 1.1.3. Клинические риски, осложнения и неблагоприятные исходы неотложных состояний в педиатрии. 1.1.4. Врачебные и «человеческие» ошибки. 1.2. Предикторы неотложных состояний, их прогностическая оценка. 1.2.1. Характеристика неблагоприятных исходов и их причины. 1.2.2. Лекарственные средства, применяемые при неотложных состояниях. 1.2.3. Юридические вопросы медицины критических состояний.

2.1. Острые кровотечения у детей. 2. Острые кровотечения у 2.1.1. Причины кровотечений у детей. детей 2.1.2. Виды различных кровотечений у детей. 2.1.3. Неотложная терапия при различных кровотечениях.

3. Виды отравлений у детей 3.1. Острые отравления у детей. 3.1.1. Виды отравлений. 3.1.2. Алгоритм диагностики отравлений. 3.1.3. Неотложная помощь на догоспитальном этапе.

4. Нарушения сердечного ритма и проводимости у детей 4.1. Классификация, диагностика, клиника. 4.1.1. ЭКГ-признаки нарушений сердечного ритма. 4.1.2. Желудочковая экстрасистолия. 4.1.3. Желудочковая тахикардия. 4.1.4. Методы купирования нарушений ритма и проводимости на догоспитальном этапе.

ПЕДИАТРИЯ

вшниш

mesa

5. Острые аллергические состояния у детей 5.1. Острые аллергические состояния у детей 5.1.2. Ангионевротический отек. Алгоритм неотложных действий. 5.1.3. (енерализованная крапивница. Лекарственный формуляр неотложной помощи. 5.1.4. Токсикодермии (синдром Лайелла, синдром Стивена - Джонса). Алгоритм неотложной помощи. 5.1.5. Анафилактический шок. Алгоритм неотложной помощи.

6. Алгоритм диагностики и лечения синкопальных состояний 6.1. Алгоритм диагностики и лечения синкопальных состояний. 6.1.2. Распространение и прогностическая значимость. 6.1.3. Возможности догоспитальной диагностики. 6.1.4. Ключи к выявлению причины развития синкопе. 6.1.5. Алгоритм ведения пациентов на догоспитальном этапе. 6.1.6. Лекарственный формуляр неотложной помощи при синкопальных состояниях.

7. Алгоритм диагностики и лечения гипертермического синдрома 7.1. Алгоритм диагностики и лечения гипертермического синдрома. 7.1.2. Типы лихорадок у детей. 7.1.3. Гипертермический синдром при инфекционных заболеваниях. 7.1.4. Лекарственный формуляр неотложной помощи при гипертермическом синдроме. 7.1.5. Неотложная терапия при различных лихорадках у детей.

8. Судорожный синдром у детей 8.1. Судорожный синдром у детей. 8.1.2. Причины и классификация судорожного синдрома. 8.1.3. Респираторно-аффективные приступы. 8.1.4. Поствакцинальный судорожный синдром. 8.1.5. Фебрильные судороги. 8.1.6. Гипокальциемические судороги. 8.1.7. Гипогликемические судороги. 8.1.8. Алгоритм действий оказания помощи при судорожном синдроме.

9. Принципы инфузионной терапии у детей при неотложных состояниях 9.1. Принципы инфузионной терапии у детей при неотложных состояниях. 9.1.2. Потребности в жидкости и диурез у детей. 9.1.3. Формулы расчета инфузионной терапии. 9.1.4. Программы жидкостной терапии у детей. 9.1.5. Неотложная терапия при различных лихорадках у детей.

10. Особенности развития и лечения неотложных состояний у детей с новой коронавирусной инфекцией СОУЮ-19 10.1. Особенности развития и лечения неотложных состояний у детей с новой коронавирусной инфекцией СОУЮ-19. 10.1.2. Особенности течения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 у детей. 10.1.3. Диагностика неотложных состояний при новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 у детей. 10.1.4. Лечение неотложных состояний при новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 у детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря введению в учебный образовательный процесс врачей-педиатров программы повышения квалификации «Неотложные состояния в педиатрии» у слушателей систематизировались и усовершенствовались знания по следующим вопросам:

клинические проявления и диагностика неотложных состояний у больных и пострадавших детей; стандарты оказания экстренной и неотложной помощи у больных и пострадавших детей; современные концепции диагностики и лечения неотложных состояний у детей разных возрастов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия. Стандарты медицинской помощи / сост. А. С. Дементьев, Н. И. Журавлева, С. Ю. Кочетков, Е. Ю. Чепанова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 480 с. / URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970440230.html (дата обращения: 30.06.2023).

2. Сон И. М., Меньшикова Л. И., Флеглер Н. А., Руголь Л. В. Роль органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2021. №1. С. 54-63.

3. Антонова А. А., Яманова Г. А., Сагитова Г. Р., Мухайдарова Г. Г. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской местности Астраханской области // Прикаспийский вестник медицины и фармации. 2022. Т. 3. №3. С. 10-16.

4. Блохин Б. М., Лобушкова И. П., Прохорова А. Д., Суюндукова А. С. Острый стенозирующий ларинготрахеит у детей. Диагностика и неотложная терапия // Педиатрия. Consilium Medicum. 2019. №4. С. 18-22.

5. Соннов В. В., Бугаенко О. А. Актуальные вопросы повышения квалификации врачей педиатрического профиля // Российский педиатрический журнал. 2022. Т. 3. №1. С. 292.

6. Старец Е. А., Котова Н. В., Лосева Е. А., Федоренко О. В. Симуляционное обучение в педиатрии и неонатологии: оценка, распознавание и стабилизация неотложных состояний у детей // Здоровье ребенка. 2018. Т. 13. №4. С. 405-410.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астрахань

Сагитова Гульнара Рафиковна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования.

Давыдова Оксана Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования.

Антонова Алена Анатольевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования; e-mail: fduecn-2010@mail.ru.

Мирманова Имира Муслимовна — студентка лечебного факультета. Оганесян Евгения Манвеловна — студентка лечебного факультета. Досмедов Сердар — студент педиатрического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.