Научная статья на тему 'Академик Г. Н. Сперанский (1873-1969) и Московская школа педиатров. К 50-летию со дня смерти ученого'

Академик Г. Н. Сперанский (1873-1969) и Московская школа педиатров. К 50-летию со дня смерти ученого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БИОГРАФИЯ / Г.Н. СПЕРАНСКИЙ / М.С. ИГНАТОВА / А.С. РОЗЕНТАЛЬ / С.Г. ЗВЯГИНЦЕВА / В.А. ТАБОЛИН / Ю.Е. ВЕЛЬТИЩЕВ / ЖУРНАЛ "ПЕДИАТРИЯ" / МОСКОВСКИЙ НИИ ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ / CHILDREN / BIOGRAPHY / G.N. SPERANSKY / M.S. IGNATOVA / A.S. ROSENTHAL / S.G. ZVYAGINTSEVA / V.A. TABOLIN / YU.E. VELTISCHEV / JOURNAL "PEDIATRICS" / RESEARCH INSTITUTE OF PEDIATRICS AND PEDIATRIC SURGERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моргошия Т.Ш., Мархулия Х.М., Сыроежин Н.А., Балашова Е.Д., Беляева Д.О.

Представлены основные вехи жизни и творчества академика Г.Н. Сперанского, освещены научные приоритеты ученого и отмечена научная деятельность его некоторых выдающихся учеников. С 1931 г. он заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Г.Н. Сперанский автор более 200 научных работ, посвященных разработке проблем физиологии и патологии раннего детского возраста, включая период новорожденности. Им научно обоснованы методы вскармливания, ухода и воспитания детей. За цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста Г.Н. Сперанский совместно с соавторами удостоен Ленинской премии. Значительное число его работ посвящено сепсису новорожденных, респираторным заболеваниям, острым желудочно-кишечным заболеваниям. В 1922 г. по инициативе Г.Н. Сперанского был организован журнал «Педиатрия», редактором которого он был на протяжении 47 лет. Г.Н. Сперанский являлся также редактором отдела «Педиатрия» 1-го и 2-го изданий Большой медицинской энциклопедии, председателем Всесоюзного общества детских врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Моргошия Т.Ш., Мархулия Х.М., Сыроежин Н.А., Балашова Е.Д., Беляева Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academician G.N. Speransky (1873-1969) and Moscow School of Pediatricians. In mark of 50th anniversary of the scientist death day

The article presents the main milestones of the life and work of the academician G.N. Speransky, the scientific priorities of the scientist, and the scientific activities of some of his outstanding students. Since 1931, G.N. Speransky, the head of the Department of Pediatrics of the Central Institute for Advanced Medical Studies, is the author of more than 200 scientific papers on the development of the problems of physiology and pathology of early childhood, including the neonatal period. He scientifically substantiated methods of feeding, caring and raising children. G.N. Speransky, together with co-authors, was awarded the Lenin Prize for a series of works on the physiology and pathology of young children. A significant number of his works are devoted to neonatal sepsis, respiratory diseases, and acute gastrointestinal diseases. In 1922, G.N. Speransky organized journal “Pediatrics”, he was the editor for 47 years. G.N. Speransky was also the editor of the Pediatrics section of the 1st and 2nd editions of the Big Medical Encyclopedia, chairman of the All-Union Society of Pediatricians.

Текст научной работы на тему «Академик Г. Н. Сперанский (1873-1969) и Московская школа педиатров. К 50-летию со дня смерти ученого»

Академик Г.Н. Сперанский (1873—1969) и Московская школа педиатров. К 50-летию со дня смерти ученого

Т.Ш. Моргошия1, Х.М. Мархулия2, Н.А. Сыроежин3, Е.Д. Балашова2, Д.О. Беляева1, А.В. Инкин1

1ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия;

2ГБУЗ «Городская клиническая больница №13 Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия; 3ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

Academician G.N. Speransky (1873—1969) and Moscow School of Pediatricians. In mark of 50th anniversary of the scientist death day

T.Sh. Morgoshiya1, Kh.M. Markhuliya2, N.A. Syroezhin3, E.D. Balashova2, D.O. Belyaeva1, A.V. Inkin1

1St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia; 2City Clinical Hospital No. 13, Moscow, Russia;

3Veltischev Research and Clinical Institute for Pediatrics of the Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia

Представлены основные вехи жизни и творчества академика Г.Н. Сперанского, освещены научные приоритеты ученого и отмечена научная деятельность его некоторых выдающихся учеников. С 1931 г. он заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Г.Н. Сперанский — автор более 200 научных работ, посвященных разработке проблем физиологии и патологии раннего детского возраста, включая период новорожденности. Им научно обоснованы методы вскармливания, ухода и воспитания детей. За цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста Г.Н. Сперанский совместно с соавторами удостоен Ленинской премии. Значительное число его работ посвящено сепсису новорожденных, респираторным заболеваниям, острым желудочно-кишечным заболеваниям. В 1922 г. по инициативе Г.Н. Сперанского был организован журнал «Педиатрия», редактором которого он был на протяжении 47 лет. Г.Н. Сперанский являлся также редактором отдела «Педиатрия» 1-го и 2-го изданий Большой медицинской энциклопедии, председателем Всесоюзного общества детских врачей.

Ключевые слова: дети, биография, Г.Н. Сперанский, М.С. Игнатова, А.С. Розенталь, С.Г. Звягинцева, В.А. Таболин, Ю.Е. Вельтищев, журнал «Педиатрия», Московский НИИ педиатрии и детской хирургии.

Для цитирования: Моргошия Т.Ш., Мархулия Х.М., Сыроежин Н.А., Балашова Е.Д., Беляева Д.О., Инкин А.В. Академик Г.Н. Сперанский (1873-1969) и Московская школа педиатров. К 50-летию со дня смерти ученого. Рос вестн перинатол и педиатр 2020; 65:(1): 138-145. DOI: 10.21508/1027-4065-2020-65-1-138-145

The article presents the main milestones of the life and work of the academician G.N. Speransky, the scientific priorities of the scientist, and the scientific activities of some of his outstanding students. Since 1931, G.N. Speransky, the head of the Department of Pediatrics of the Central Institute for Advanced Medical Studies, is the author of more than 200 scientific papers on the development of the problems of physiology and pathology of early childhood, including the neonatal period. He scientifically substantiated methods of feeding, caring and raising children. G.N. Speransky, together with co-authors, was awarded the Lenin Prize for a series of works on the physiology and pathology of young children. A significant number of his works are devoted to neonatal sepsis, respiratory diseases, and acute gastrointestinal diseases. In 1922, G.N. Speransky organized journal "Pediatrics", he was the editor for 47 years. G.N. Speransky was also the editor of the Pediatrics section of the 1st and 2nd editions of the Big Medical Encyclopedia, chairman of the All-Union Society of Pediatricians.

Key words: children, biography, G.N. Speransky, M.S. Ignatova, A.S. Rosenthal, S.G. Zvyagintseva, V.A. Tabolin, Yu.E. Veltischev, journal "Pediatrics", Research Institute of Pediatrics and Pediatric Surgery.

For citation: Morgoshiya T.Sh., Markhuliya Kh.M., Syroezhin N.A., Balashova E.D., Belyaeva D.O., Inkin A.V. Academician G.N. Speransky (1873-1969) and Moscow School of Pediatricians. In mark of 50th anniversary of the scientist death day. Ros Vestn Perinatol i Pediatr 2020; 65:(1): 138-145 (in Russ). DOI: 10.21508/1027-4065-2020-65-1-138-145

© Коллектив авторов, 2019

Адрес для корреспонденции: Моргошия Темури Шакроевич — к.м.н., доц. кафедры факультетской хирургии им. проф. А.А. Русанова Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, ORCID: 0000-0003-3838-177X e-mail: temom1972@mail.ru

Беляева Дарья Олеговна — студентка Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Инкин Александр Владимирович — студент Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета 194100 Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Мархулия Хатуна Мурмановна — к.м.н., врач-педиатр, неонатолог Центра восстановительного лечения детей до 3 лет жизни Городской клинической больницы №13

Балашова Елена Демьяновна — к.м.н., врач-педиатр, неонатолог Центра восстановительного лечения детей до 3 лет жизни Городской клинической больницы №13 115280 Москва, Велозаводская ул., д. 1/1

Сыроежин Николай Александрович — врач-рентгенолог Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева

125412 Москва, ул. Талдомская, д. 2

«Слова мудрости приходят нелегко, только годы и опыт в сочетании со знанием рождают их» Г. Гегель (1770-1831)

С личностью Георгия Несторовича Сперанского (рис. 1) неразрывно связано становление отечественной научной и клинической педиатрии. Велика роль ученого и в создании системы педиатрической службы в СССР. В практической работе успехам Г.Н. Сперанского способствовали природное дарование, развившееся в блестящее клиническое мышление; большая наблюдательность; чуткое, заботливое отношение к больному ребенку, настойчивость в стремлении помочь пациенту и избежать неоправданного риска для ребенка. Имя Георгия Несторовича Сперанского — человека, посвятившего всю свою жизнь заботе о здоровье подрастающего поколения, знакомо педиатрам всего мира. Есть люди, роль которых в развитии той или иной отрасли науки трудно переоценить. Для отечественной педиатрии таким человеком был академик Г.Н. Сперанский.

Своей неутомимой энергией, кипучей деятельностью, стремлением к углублению научных знаний в области педиатрии, а также к развитию и усовершенствованию системы охраны материнства и детства в нашей стране Георгий Несторович заслужил любовь и признательность отечественных педиатров. Группа педиатров, работавших в клинике Г.Н. Сперанского, на подаренном ему групповом фотоснимке сделала такую надпись: «Не хлебом единым жив человек. Только наука, овеянная любовью и душевной красотой человека, может дать удовлетворение» [1].

Г.Н. Сперанский родился в 1873 г. в Москве в семье военного врача. По окончании в 1898 г. медицинского факультета Московского университета он был оставлен в ординатуре кафедры детских болезней, руководимой Н.Ф. Филатовым. Считая, что каждый детский врач должен изучать развитие ребенка с самого рождения, в 1906 г. Г.Н. Сперанский пришел работать педиатром в родильный дом. На благотворительные средства Г.Н. Сперанский организовал на Пресне стационар для детей грудного возраста, при котором были созданы и другие детские учреждения — амбулатория, молочная кухня, ясли, а также выставка по охране материнства и детства. В этих учреждениях бесплатно работали привлеченные им врачи, вдохновленные его энтузиазмом [2].

История Детской городской клинической больницы №9 имени Г.Н. Сперанского началась во второй половине XIX века, когда московский предприниматель и благотворитель Флор Ермаков открыл богадельню для больных и нуждающихся. В 1921 г. на Красной Пресне в Москве была развернута трудовая колония для 600 беспризорных и безнадзорных детей. До 1937 г. больница именовалась

Рис. 1. Академик Г.Н. Сперанский.

Fig. 1. Academician G.N. Speransky.

лечебно-педагогическим комбинатом, а в 1937 г. комбинат был передан в ведение Мосгорздравотдела и обрел статус медицинского учреждения — больницы на 350 коек с педиатрическими, хирургическими, глазным, неврологическим и оториноларин-гологическим отделениями [2].

С 1947 г. больница становится клинической базой кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей, возглавляемой Г.Н. Сперанским. Вся дальнейшая история больницы неразрывно связана с этим незаурядным блистательным ученым-клиницистом, его учениками и учениками его учеников. Добавим также, что с 1968 г. больница служила клинической базой Московского НИИ педиатрии и детской хирургии [1].

В 1922 г. Георгий Несторович встал во главе научно-педагогической и организационной работы в только что образованном Институте охраны материнства и младенчества. Отправным пунктом этой работы становятся профилактическое направление и борьба за здоровье ребенка, немыслимые без теснейшей связи с акушерами. Поэтому в институте были созданы родильный дом и акушерско-гине-кологический отдел, который занимался изучением физиологии и патологии женщины, механизма родового акта, вопросами обезболивания родов, установлением причин бесплодия, невынашиваемости и мертворождаемости. Было создано специальное отделение, в котором всесторонне изучали организм недоношенного ребенка, разрабатывали новые методы его вскармливания. Огромная работа коллектива института в этом направлении дала положительные результаты: сократилась смертность недоношенных детей и были устранены наиболее тяжелые последствия их преждевременного рождения. Опыт работы этого отделения был широко внедрен в практику, а затем получил свое дальнейшее развитие в трудах многочисленных учеников Г.Н. Сперанского (Э.М. Кравец, Е.Ч. Новикова, В.А. Таболин и др.).

Несмотря на скромные размеры лабораторных исследований в педиатрии тех лет, Г.Н. Сперанский со своими учениками сумел заложить основы научного изучения тех проблем, которые в дальнейшем стали ведущими в педиатрии. Так, данные физиологических и биохимических исследований были положены в основу создания системы выхаживания недоношенных новорожденных. Система вскармливания ребенка, предложенная Г.Н. Сперанским, базировалась на данных изучения возрастных особенностей обмена, функций пищеварительных желез, высшей нервной деятельности. В процессе исследований была разработана диететика здоровых и больных детей первых лет жизни, в которой особое внимание было уделено детям, страдающим острыми и хроническими нарушениями питания (П. Ф. Жорно, А.И. Доброхотова, В.О. Лунц) [2].

Неменьшее значение Георгий Несторович придавал правильному уходу за детьми раннего возраста, их закаливанию и физическому воспитанию. Разработанные Г.Н. Сперанским принципы воспитания ребенка были внедрены в практику работы детских учреждений (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина).

Без преувеличения можно назвать выдающейся деятельность Георгия Несторовича как руководителя созданной им школы первоклассных педиатров (рис. 2). Обращает внимание его замечательная способность окружать себя талантливыми учениками, которые впоследствии приумножили славу и своего учителя, и российской педиатрии. Элита школы Сперанского — это Э.М. Кравец, Е.Ч. Новикова, В.А. Таболин, А.С. Розенталь, И.М. Беркович, Р.А. Тюркян, Ю. Е. Вельтищев, С.Г. Звягинцева, ТС. Соколова, М.С. Игнатова и др. Уместно привести слова великого хирурга и клинициста Теодора Бильрота, который писал: «...Я считаю своей обязанностью не только работать самому, но и воспитывать молодежь в духе научного исследования, так что не жалею потраченного времени» [3]. Важно отметить,

Рис. 2. Сотрудники кафедры педиатрии под руководством Г.Н. Сперанского.

Fig. 2. Employees of the Department of Pediatrics under the direction of G.N. Speransky.

Рис. 3. А.С. Розенталь и Г.Н. Сперанский.

Fig. 3. A.S. Rosenthal and G.N. Speransky.

что многие из учеников Г.Н. Сперанского стали в последующем заведующими кафедрами педиатрии медицинских вузов СССР и видными учеными. Отметим заслуги некоторых из них подробнее.

Анна Сергеевна Розенталь (1888—1974) — профессор, клиницист-новатор, один из лучших педиатров СССР (рис. 3). В начале своей врачебной деятельности Анна Сергеевна получила солидную терапевтическую подготовку, работая в качестве ординатора Яузской больницы в Москве. Во время Первой мировой войны она служила ординатором в эвакуационном госпитале, а во время гражданской войны — старшим врачом эвакогоспиталя. В 1919 г. Анна Сергеевна избирает своей специальностью педиатрию. В течение первых лет педиатрической деятельности она организует и возглавляет детские учреждения различных типов, отдавая много сил и энергии делу охраны материнства и младенчества. В 1924 г. А.С. Розенталь начала работать в Институте охраны материнства и младенчества в качестве сверхштатного ординатора в клинике Г.Н. Сперанского. С тех пор ее деятельность неразрывно была связана с этой клиникой. Научно-исследовательская деятельность Анны Сергеевны посвящена различным проблемам педиатрии. Она опубликовала более 80 работ. Монография А.С. Розен-таль о хронических расстройствах питания и пищеварения у детей раннего возраста представляла собой результат многолетней исследовательской работы, касающейся нарушений обмена у детей с гипотрофией [4]. Анна Сергеевна принимала участие в издании Большой медицинской энциклопедии, будучи членом редакционного совета журнала «Педиатрия», членом правления Общества детских врачей, членом Комитета по детству Академии медицинских наук СССР, членом Ученого совета МЗ СССР и проблемной комиссии Центрального института усовершенствования. Под ее руководством подготовлено более 10 канди-

Рис. 4. М.С. Игнатова и Г.Н. Сперанский. Fig. 4. M.S. Ignatova and G.N. Speransky.

датских диссертаций. А.С. Розенталь награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».

Майя Сергеевна Игнатова (1929—2019) проходила аспирантуру по педиатрии и с 1961 г. работала на кафедре педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Г.Н. Сперанского и с успехом защитила кандидатскую диссертацию на тему «Активность неспецифической антигиалуронидазы при ревматизме у детей» (рис. 4). В 1967 г. вместе с Ю.Е. Вельтищевым и М.П. Матвеевым Майя Сергеевна стояла у истоков зарождения Европейской ассоциации педиатров-нефрологов. В 1968 г. ею была защищена докторская диссертация на тему «Патогенетические основы терапии гломе-рулонефрита у детей» [5]. С 1970 г. жизнь и работа М.С. Игнатовой были связаны с Московским НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР и созданным и возглавляемым ею отделом нефрологии. При ее активном участии в отечественную педиатрическую нефрологию было внедрено морфо-биоптическое исследование почек. Вместе с профессором Ю.Е. Вельтищевым Майя Сергеевна начала изучение врожденных и наследственных болезней почек, результатом чего было появление первой в России монографии «Врожденные и наследственные болезни почек у детей» [6]. Профессор, заслуженный деятель науки РФ Майя Сергеевна Игнатова была автором более 600 научных работ, активно популяризировала новейшие медицинские знания, проводя циклы усовершенствования по детской нефрологии в разных регионах России, а также в Казахстане, Грузии, Азербайджане. Ее лекции по нефрологии с интересом слушали в Польше, Венгрии, Великобритании, Индии, США, Перу. Под ее руководством было защищено более 10 докторских и 20 кандидатских диссертаций.

Софья Георгиевна Звягинцева (1901—1973) -советский педиатр, доктор медицинских наук, про-

Рис. 5. С.Г. Звягинцева.

Fig. 5. S.G. Zvyagintseva.

фессор (рис. 5). С.Г. Звягинцева опубликовала около 100 научных работ, посвященных различным проблемам педиатрии, особенно физиологии и патологии детей грудного и раннего возраста, реактивности детского организма и аллергическим заболеваниям у детей. Она разработала и предложила методику кожной ожоговой пробы у детей для оценки реактивности организма ребенка; провела углубленное изучение этиологии, патогенеза, клинических проявлений и лечения бронхиальной астмы, чему была посвящена ее монография «Бронхиальная астма у детей»; совместно с Г.Н. Сперанским и А.С. Розенталь разработала классификацию желудочно-кишечных заболеваний детей раннего возраста [7, 8]. С.Г. Звягинцева изучала стафилококковую и пневмо-цистную пневмонии, субэндокардиальный фибро-эластоз, подкожно-жировой асептический некроз у новорожденных и детей грудного возраста, а также семиотику рвоты у новорожденных и детей в первые недели жизни. Под ее руководством подготовлено 8 диссертаций. Она была членом правления Всесоюзного общества детских врачей, во втором издании Большой медицинской энциклопедии была ученым секретарем, а в третьем издании — заместителем ответственного редактора отдела «Педиатрия» [9].

Вячеслав Александрович Таболин (1926—2007) -видный советский педиатр, действительный член Академии медицинских наук (рис. 6). В.А. Таболин — автор более 300 научных работ, в том числе 5 монографий, посвященных физиологии и патологии новорожденных, наследственной и приобретенной патологии обмена веществ, а также болезням печени, почек, надпочечников, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем у детей раннего возраста. Его исследования по проблеме обмена билирубина у новорожденных позволили выявить нарушения процесса конъюгации билирубина у доношенных и недоношенных новорожденных, раскрыть патогенез билирубиновой энцефалопатии

Рис. 6. Академик В.А. Таболин.

Fig. 6. Academician V.A. Tabolin.

и разработать дифференцированную патогенетическую терапию заболеваний, сопровождающихся желтухой [10]. Ряд его работ раскрывает сущность метаболических механизмов адаптации новорожденных, а также детей с перинатальной патологией; на основе этих исследований разработаны показатели зрелости новорожденных и недоношенных, описаны признаки внутриутробного инфицирования плода. В.А. Табо-линым обоснован синдромный принцип неотложной терапии при заболеваниях новорожденных, проведены исследования по ранней и дифференциальной диагностике синдрома нарушенного всасывания и изучению процессов становления биологических ритмов у детей. В.А. Таболин был заместителем председателя Научного совета по педиатрии МЗ РСФСР, членом правлений Всесоюзного и Всероссийского обществ детских врачей, членом редакционной коллегии и заместителем ответственного редактора отдела «Педиатрия» Большой медицинской энциклопедии, членом редколлегии журнала «Вопросы охраны материнства и детства» (ныне «Российский вестник перинатологии и педиатрии»).

Юрий Евгеньевич Вельтищев (1930—2010) — выдающийся советский педиатр, действительный член Академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР (рис. 7), директор Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии МЗ РСФСР с 1969 по 1997 гг. Профессор Ю.Е. Вельтищев опубликовал более 200 научных работ; он редактор многих руководств и справочников по педиатрии. Его исследования были посвящены проблемам наследственной патологии обмена и клинической биохимии детского возраста. Им обоснована методика регидратационной терапии у детей с глубокими нарушениями водно-солевого обмена; разработаны практические реко-

мендации по диагностике, лечению и медико-генетическому консультированию при наследственных болезнях у детей; описаны структура и функции биологических мембран при наследственной и приобретенной патологии детского возраста [11, 12]. Ряд его работ посвящен изучению функциональных и биохимических характеристик почек у здоровых и больных детей, разработке принципов дифференциальной диагностики врожденных и наследственных заболеваний почек и мочевых путей [13]. Ю.Е. Вельтищев был членом Президиума Ученого медицинского совета МЗ РСФСР, председателем Научного совета МЗ РСФСР по педиатрии, членом экспертного совета ВАК СССР, заместителем председателя Всесоюзного общества медицинских генетиков, членом правлений Всесоюзного и Всероссийского обществ детских врачей, редактором журнала «Вопросы охраны материнства и детства» (ныне «Российский вестник перинатологии и педиатрии»), заместителем ответственного редактора отдела «Педиатрия» изданий Большой медицинской энциклопедии, членом Европейского общества педиатров-нефрологов. Награжден орденом «Знак Почета».

Важно отметить, что в истории медицины известны целые научные школы, в которых ученики, продолжая дело своих учителей, нередко их превосходили. Молодежь, несомненно, привлекали и привлекают прежде всего научные позиции учителей. Однако не следует забывать, что интерес этот тесно связан с особенностями личности ученого-педагога. Применительно к академику Г.Н. Сперанскому и его ученикам уместно привести слова Теодора Бильрота о себе в третьем лице: «Если любовь его учеников и благодарность его друзей останутся ему верны до конца дней его, то можно с уверенностью сказать: он был счастливый человек» [3]. Продолжая излагать

Рис. 7. Академик Ю.Е. Вельтищев. Fig. 7. Academician Yu.E. Veltishchev.

творческий путь Г.Н. Сперанского, необходимо отметить, что предметом научных работ в руководимом им институте были острые и хронические расстройства питания и пищеварения, уносившие жизни многих детей. Всестороннее изучение этой важной проблемы позволило Г.Н. Сперанскому разработать в 1940 г. классификацию желудочно-кишечных заболеваний, в которой были выделены две основные группы: заболевания функционального и инфекционного происхождения. С некоторыми дополнениями классификация была принята и утверждена на VIII съезде педиатров как общесоюзная. С течением времени число хронических расстройств питания у детей сокращалось, и на первый план среди этиологических факторов вышла генетически обусловленная гипотрофия. Это направление успешно развили в своих работах ученики Г.Н. Сперанского Е.М. Фатеева, Ю.Е. Вельтищев, В.А. Таболин [1].

Еще в 30-е годы XX века Г.Н. Сперанский и его ученики (А.С. Розенталь, И.М. Беркович и др.) углубленно изучали сущность и различные формы токсикоза, рассматривая его как общую неспецифическую реакцию организма на поступление микробных токсинов или на образование токсичных продуктов. В последующие годы, благодаря усовершенствованию лабораторных и других методов исследования, эти вопросы получили дальнейшее развитие в трудах учеников Г.Н. Сперанского (И.В. Цимблер, Т.С. Соколова, Т.А. Хомицкая, А.В. Чебуркин, Р.А. Тюркян и др.) [6, 13]. Исследования водно-солевого обмена, проводившиеся на протяжении многих лет, позволили установить значение дегидратации при нарушениях обмена отдельных электролитов и построить целенаправленную патогенетически обоснованную терапию токсикозов (Ю.Е. Вельтищев) [13].

Большое внимание Георгий Несторович уделял пневмонии у детей раннего возраста ввиду тяжести течения заболевания, частоты осложнений и высокой смертности. Г.Н. Сперанский разработал новую классификацию пневмоний, которая применялась отечественными педиатрами в течение ряда лет, а затем была усовершенствована его учениками. Тщательное изучение эффективности новых лечебных средств обеспечило правильность их использования и решение многих вопросов, связанных с механизмом действия, дозировкой, длительностью применения и профилактикой нежелательных явлений.

Во все периоды своей деятельности Г.Н. Сперанский придавал особое значение вопросам реактивности организма ребенка [14]. Истощение иммунных защитных механизмов, сопровождающееся у детей раннего возраста возникновением очагов инфекции, вызванных обычной условно-патогенной флорой и приводящее к токсико-септическим процессам -это состояние крайней слабости иммунологической защиты всегда интересовало Г.Н. Сперанского. Он предложил весьма оригинальную классификацию

септических состояний у детей раннего возраста, в которой первостепенное значение было придано изменениям реактивности организма. Г.Н. Сперанский был инициатором применения для лечения у этих детей не только новых антибиотиков и сульфаниламидов, но и ряда стимулирующих факторов -от трансфузий крови и плазмы до использования биогенных стимуляторов.

Обладая способностью научного предвидения, Георгий Несторович уже в 30-е годы XX века смог оценить значение аллергически измененной реактивности в патологии детского возраста. Он совершенно правильно оценивал перспективность этого направления, необходимость выявления и устранения аллергенов, применения методов десенсибилизации. Его клиника первой в нашей стране делала попытки в этом направлении (А.С. Соколов, А.С. Розенталь, С.Г. Звягинцева). Г.Н. Сперанский уже в 1937 г. дал глубокую характеристику экссудативно-катараль-ного диатеза как аномалии конституции, предрасполагающей к развитию аллергических заболеваний. Ставя эти проблемы, такие крупные клиницисты, как Г.Н. Сперанский, и были по существу движущей силой для развития исследований в области иммунологии и аллергологии. Возможность объективно характеризовать состояние иммунных механизмов организма ребенка, а также точно выявлять аллергены и применять гипосенсибилизацию была достигнута, благодаря научному предвидению Г.Н. Сперанского и дальнейшим работам его учеников [2]. Получили свое развитие и концепции Георгия Несторовича о наследуемых особенностях обмена веществ и иммунодефицитных состояниях (Ю.Е. Вельтищев, В.А. Таболин) [12].

В послевоенные годы Г.Н. Сперанский большое внимание уделял патологии детей старшего возраста: заболеваниям желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Он сформировал новые отделы в руководимых им клиниках, разработал методы функциональной диагностики, организовал их испытания сначала в клинических условиях, а затем и в широкой педиатрической практике. Разработка методов изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, применение инструментальных методов исследования, использование ожоговой реакции, гематологических, биохимических и других методов позволили выяснить ряд актуальных вопросов патогенеза, клинических проявлений, ранней диагностики, определения степени активности ревматического процесса, тяжести поражения не только сердечно-сосудистой, но и других систем организма. Было организовано изучение и других инфекционно-аллергических заболеваний соединительной ткани.

К важным научным проблемам Георгий Несторович относил заболевания почек и мочевыводящей системы. Еще в 30-х годах в период создания «Учеб-

ника болезней раннего возраста» он уделял особое внимание пиурии и мочевой инфекции грудных детей. С середины 1950-х годов по его инициативе на кафедре педиатрии Центрального института усовершенствования начато изучение различных аспектов нефрологии детского возраста. В ранних работах (под руководством А.С. Розенталь), посвященных изучению влияния хронического тонзиллита на течение нефрита, была подчеркнута ценность исследования клиренса эндогенного креатинина и обоснована ранняя тонзиллэктомия при гломеру-лонефрите. Более широко изучение детской нефрологии развернулось после 1960 г. Первая серия работ включала сравнительное изучение методов определения клубочкового очищения в клинике и эксперименте (М.П. Матвеев, Ю.Е. Вельтищев, А.К. Макшеев и др.). Предметом всестороннего исследования стал гломерулонефрит. В 1965 г. Г.Н. Сперанским и соавт. (Р.Л. Гамбург, М.С. Игнатова, Ю.Е. Вельтищев, М.П. Матвеев) была предложена классификация диффузного гломерулонефрита. Одновременно шло изучение нефротического синдрома, позволившее представить его систематику и клинико-лабора-торную характеристику. В дальнейшем особое внимание было уделено уроренальной инфекции и пиелонефриту у детей (М.П. Матвеев, Р.А. Тюркян, М.С. Игнатова, Н.А. Коровина). В последние годы под руководством Г.Н. Сперанского велась разработка проблем эндокринных заболеваний пубертатного периода (М.А. Жуковский, Л.В. Бережков).

Работать с Г.Н. Сперанским было большой радостью. Георгий Несторович всегда был готов поделиться своим богатым опытом и стремился к тому, чтобы знание не осталось достоянием немногих, а распространялось подобно широкой волне. Для каждого важно встретить в жизни учителя, достойного восхищения, мудрого и человечного, щедро отдающего людям свой талант. Студентам очень импонировало то, что Г.Н. Сперанский, безупречно точный и аккуратный в своей клинической работе,

в повседневной жизни был совершенно чужд буквоедства и ригоризма. Таким он оставался всегда, несмотря на огромную занятость и колоссальную общественную деятельность.

С 1930 г. Г.Н. Сперанский был председателем Всесоюзного общества детских врачей. С 1931 г. возглавлял кафедру педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Г.Н. Сперанский был видным членом Ученого совета и членом по координации научно-исследовательских работ МЗ СССР, редактором отдела «Педиатрия» в первом и втором изданиях Большой медицинской энциклопедии, являлся бессменным редактором журнала «Педиатрия» со дня его основания. Г.Н. Сперанский был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР и членом-корреспондентом Академии наук СССР. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки, он был награжден тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1957 г. Г.Н. Сперанскому первому среди врачей было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1970 г. (посмертно) за цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста, сыгравших важную роль в снижении заболеваемости и смертности детей, ему и его соавторам была присуждена Ленинская премия [1].

Жизнь Г.Н. Сперанского оборвалась трагически на 96-м году жизни. В наши дни имя Георгия Несторовича занимает почетное место в истории советской и мировой педиатрии. Сделавший головокружительную карьеру, давшую ему такое положение в обществе, которого добивались лишь немногие, «осыпанный» орденами и почестями, избранный почетным членом многочисленных научных обществ в СССР, сам Сперанский был равнодушен к своему триумфу. Резюмируя, отметим, что он прошел большой интересный творческий путь, на котором были достижения и успехи, ошибки и неудачи, но всегда был труд, упорный, настойчивый, целеустремленный.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Таболин В.А. Вклад академика Г.Н. Сперанского в создание учения о новорожденном. Педиатрия 1972; 5: 32 —36. [Tabolin V.A. Contribution of academician G.N. Speransky to the creation of the doctrine of the newborn. Pediatriya 1972; 5: 32-36. (in Russ.)]

2. Чумаевская О.А. Г.Н. Сперанский. М., 1973; 80. [Chu-maevskaya O.A. G.N. Speransky. Moscow, 1973; 80. (in Russ.)]

3. Разумовский В.И. Профессор Бильрот (по поводу 25-летия со дня кончины). Вестник хирургии 1923; 7: 5-9. [Razu-movsky V.I. Professor Billroth (on the occasion of the 25th anniversary of his death). \festnik khirurgii 1923; 7: 5-9. (in Russ.)]

4. Сперанский Г.Н., Розенталь А.С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1959; 72. [Speransky G.N., Rosenthal A.S. Nutrition of healthy and sick child. Moscow, 1959; 72. (in Russ.)]

5. Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е. Болезни почек у детей. М., 1973; 317. [Ignatova M.S., Veltischev Yu.E. Kidney Disease in children. Moscow, 1973; 317. (in Russ.)]

6. Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е. Наследственные и врожденные нефропатии у детей. Л., 1978; 256. [Ignatova M.S., Veltischev Yu.E. Hereditary and congenital nephropathies in children. Leningrad, 1978; 256. (in Russ.)]

7. Сперанский Г.Н. Классификация расстройств питания детей раннего возраста. М., 1926; 16. [Speransky G.N. Classification of eating disorders in young children. Moscow, 1926; 16. (in Russ.)]

8. Сперанский Г.Н. Методика рационального вскармливания ребенка. М., 1928; 29. [Speransky G.N. Methods of rational feeding of the child. Moscow, 1928; 29. (in Russ.)]

9. Таболин В.А. Памяти профессора С.Г. Звягинцевой. Педиатрия 1974; 2: 91—95. [Tabolin V.A. In Memory of Professor S.G. Zvyagintseva. Pediatriya 1974; 2: 91—95. (in Russ.)]

10. Особенности обмена веществ у новорожденных и детей грудного возраста. Под ред. В.А. Таболина и Ю.А. Князева. М., 1976; 18—22. [Features of metabolism in newborns and infants. V.A. Tabolin, Yu.A. Knyazev (eds). Moscow, 1976; 18-22. (in Russ.)]

11. Барашнев Ю.И., Вельтищев Ю.Е. Наследственные болезни обмена веществ у детей. Л., 1978; 320. [Barashnev Yu.I., Veltischev Yu.E. Hereditary metabolic diseases in children. Leningrad, 1978; 320. (in Russ.)]

Поступила: 03.11.19

12. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология детского возраста. Л., 1979; 384. [Stephanie D.V., Veltischev Yu.E. Clinical immunology of childhood. Leningrad, 1979; 384. (in Russ.)]

13. Вельтищев Ю.Е. Водно-солевой обмен ребенка. М., 1967; 307. [Veltischev Yu.E. Water-salt exchange of the child. Moscow, 1967; 307. (in Russ.)]

14. Сперанский Г.Н., Заблудовская Е.Д. Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста. М., 1964; 203. [Speranskiy G.N., Zabludovsky E.D. Hardening the child's early and preschool age. Moscow, 1964; 203. (in Russ.)]

Received on: 2019.11.03

Конфликт интересов:

Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов и финансовой поддержки, о которых необходимо сообщить.

Conflict of interest: The authors of this article confirmed the lack of conflict of interest and financial support, which should be reported.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.