Кафедра педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и Московский НИИ педиатрии и детской хирургии — полвека вместе
И.Н. Захарова1,2, Н.Л. Власова2, А.Л. Заплатников1,2, М.В. Власова2, О.В. Михеева2
1ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ, Москва; 2Ассоциация специалистов по повышению квалификации врачей-педиатров, Москва, Россия
Pediatrics Department of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education and Moscow Research Clinical Institute of Pediatry and Children Surgery — half century hand in hand
I.N. Zakharova1'2, N.L. Vlasova2, A.L. Zaplatnikov1,2, М.V. Vlasova2, O.V. Mikheeva2
1Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow; Association of specialists in the professional development of pediatricians, Moscow, Russia
Длительное сотрудничество двух научных учреждений, способствующих повышению квалификации врачей педиатров, базируется на многолетних научных связях кафедры педиатрии ФГОУ ДПО РМАНПО и Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии (ныне «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова). В статье рассматривается роль замечательных ученых-педиатров — Г.Н. Сперанского, Ю.Е. Вельтищева, М.С. Игнатовой, Н.А. Коровиной в развитии этих связей и педиатрической науки в России.
Ключевые слова: кафедра педиатрии РМАНПО, Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии, Г.Н. Сперанский, Ю.Е. Вельтищев, М.С. Игнатова, Н.А. Коровина.
Для цитирования: Захарова И.Н., Власова Н.Л., Заплатников А.Л., Власова М.В., Михеева О.В. Кафедра педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и Московский НИИ педиатрии и детской хирургии - полвека вместе. Рос вестн перинатол и педиатр 2018; 63:(1): 128-132. DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-1-128-132
The long-term cooperation of the two scientific institutions contributing to the professional development of pediatricians is based on the long-term scientific relations of the Department of Pediatrics of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education and the Moscow Research Institute of Pediatrics and Pediatric Surgery (now the Research Institute of Pediatrics named after Academician Yu.E.Vfeltischev). The role of remarkable pediatric scientists — G.N. Speransky, Yu.E. Veltstschev, M.S. Ignatova, N.A. Korovina in the development of these links and pediatric science in Russia.
Key words: Department of Pediatrics, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow Research Institute of Pediatrics and Pediatric Surgery, G.N. Speransky, Yu.E. Veltishchev, M.S. Ignatova, N.A. Korovina.
For citation: Zakharova I.N., Vlasova N.L., Zaplatnikov A.L., Vlasova M.V., Mikheeva O.V. Pediatrics Department of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education and Moscow Research Clinical Institute of Pediatry and Children Surgery - half century hand in hand. Ros Vestn Perinatol iPediatr 2018; 63:(1): 128-132 (in Russ). DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-1-128-132
К юбилею кафедры педиатрии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного
профессионального образования» Минздрава РФ
В этом году кафедра педиатрии ФГБОУ ДПО РМАНПО (до 1966 г. Центральный институт усовершенствования врачей) празднует свое 85-летие. Безусловно, не только первым руководителем, но и
© Коллектив авторов, 2018
Адрес для корреспонденции: Захарова Ирина Николаевна — д.м.н., проф., зав. кафедрой педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
Заплатников Андрей Леонидович — д.м.н., проф., декан педиатрического факультета Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования 125373 Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 28
Власова Надежда Леонидовна — председатель Ассоциации врачей по содействию в повышении квалификации врачей-педиатров Власова Мария Владимировна — ответственный секретарь Ассоциации врачей по содействию в повышении квалификации врачей-педиатров Михеева Оксана Валерьевна — креативный директор Ассоциации врачей по содействию в повышении квалификации врачей-педиатров 117486 Москва, Варшавское ш., д. 125ж, кор. 6, БЦ «Меридио»
идейным вдохновителем кафедры, человеком, определившим ее стиль работы, был и остается академик Г.Н. Сперанский. Личность Георгия Несторовича притягивала к нему таких же, как и он, талантливых, энергичных, творческих, способных людей. За годы, которые он возглавлял кафедру, вокруг него собралась команда великолепных профессионалов, способных с блеском воплощать любые замыслы своего руководителя. И в то же время кафедра воспитала молодых ученых, готовых к самостоятельному развитию и мышлению в науке, способных возглавить даже целые научные направления в педиатрии. К этому располагала уникальная рабочая атмосфера, царящая на кафедре. Свободный обмен мнениями, споры, диспуты между уже именитыми педиатрами и молодыми перспективными врачами — все это будоражило научную мысль и помогало находить решения самых сложных проблем.
Одной из самых замечательных страниц в истории кафедры стала блестящая научная карьера Юрия Евгеньевича Вельтищева (рис.1). После аспирантуры, прошедшей в стенах нашей кафедры, в 1960 г. он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук под руководством профессора Софьи Георгиевны Звягинцевой и сразу же получил предложение возглавить академическую группу Г.Н. Сперанского.
Доцент Людмила Павловна Гаврюшова вспоминает: «Большое внимание Софья Георгиевна уделяла работе по токсикозам, которую выполнял тогда еще аспирант Ю.Е. Вельтищев. Ей очень импонировала его оперативность: обсудит она с ним какую-нибудь тему в пятницу, а в понедельник он приносит готовую статью. На вопрос, когда он успел, Юрий Евгеньевич объяснял, что на выходные ездил домой далеко за город и в электричке писал. Софья Георгиевна хвалила, говоря «хорошо на коленке намарал». С приходом Юрия Евгеньевича в академическую группу ключевую роль в проведении всех исследований стала играть лаборатория. Необходимо было наращивать высокий научный потенциал сложившегося коллектива кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУв), проводить все новые и новые исследования и внедрять их в лечебную практику.
Вот как об этом времени вспоминает доцент кафедры педиатрии Татьяна Михайловна Творо-гова: «В 50-х годах прошлого века богатейший клинический опыт сотрудников кафедры педиатрии показал, что диагностику, лечение тяжелых больных, оценку эффективности терапии следует проводить, опираясь не только на существующие научные данные, но и путем внедрения собственных новых научных исследований в лечебно-диагностический процесс. Заведующий кафедрой педиатрии академик РАМН Г.Н. Сперанский говорил: "Только динамическое и систематическое наблюдение за детьми, за их объективными показателями, отражающими функциональное состояние пораженного органа и организма в целом, может дать истинное представление о характере течения заболеваний и результатах терапии" (из сохранившихся архивных протоколов научно-практических "пятничных" конференций ДКБ №9 им. Ф.Э. Дзержинского, ныне имени Г.Н. Сперанского). Из этого мудрого высказывания следовало, что для углубленного изучения заболеваний детского возраста кафедре была необходима серьезная научно-лабораторная база. С этой целью по инициативе Г.Н. Сперанского при кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория (академическая группа)».
Лаборатория размещалась в двух небольших комнатах одного из лечебных корпусов больницы, однако она была оснащена хорошо для того времени, что позволяло проводить исследования и разра-
Рис. 1. Ю.Е. Вельтищев и Л.П. Гаврюшова на конференции. Fig. 1. Yu.E. Vel'tishchev and L.P. Gavryushova at the conference.
батывать новые диагностические методики. Работа в лаборатории велась в тесном контакте с профессорско-преподавательским коллективом кафедры. Совместно выполнялись запланированные научные темы, обсуждались результаты полученных исследований, оформлялись научные отчеты, материалы для публикаций и совместных докладов на конференциях и съездах.
Научная подготовка «от Сперанского» дала мощный импульс для дальнейшей карьеры молодого ученого. Именно Г.Н. Сперанского Юрий Евгеньевич Вельтищев считал своим учителем. Продолжая идеи Георгия Несторовича, он писал: «Принято считать, что педиатрия — это вся медицина, смещенная в детский возраст, однако такое определение скрывает специфические особенности, отличающие педиатрию от медицины взрослых. Объектом педиатрии является не только больной, но и, прежде всего, здоровый ребенок, его рост и развитие, биологическая и социальная адаптация, состояние иммунитета. Нарушения нормального хода этих процессов определяют специфику патологии детского возраста и существование таких заболеваний, которые не встречаются у взрослых, т.е. патологию физического роста и интеллектуального развития, болезни возрастной адаптации, инфекционную и неинфекционную иммунопатологию растущего организма. Помимо этого, у детей встречаются почти все заболевания взрослых (т.е. "вся медицина"), однако особенности возрастной и индивидуальной реактивности определяют отличия их симптоматики и течения. Академик Г. Н. Сперанский всегда подчеркивал, что у ребенка слабее выражены специфические признаки болезни, чем у взрослых, что создает определенные затруднения дифференциальной диагностики. Данное обстоятельство вынуждает педиатров значительно чаще, чем терапевтов, использовать инструментальные и лабораторные методы, тем более что субъективные ощущения ребенка врачу часто не известны» [1].
В 1964 г. Юрий Евгеньевич переходит в лабораторию на кафедру госпитальной педиатрии 2-го Московского государственного медицинского института им. Н.И. Пирогова, где через 4 года становится про-
фессором. А еще через год ему предложили возглавить Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии (в то время ГНИПИ, ныне Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева), которым он будет руководить в течение 28 лет.
Его вклад в педиатрическую науку огромен. Его монография «Водно-солевой обмен ребенка» легла в основу принципов регидратационной терапии. Монография «Наследственные болезни у детей», написанная совместно с академиками РАМН Л.О. Бадаляном и В.А. Таболиным, привела к последующему интенсивному изучению наследственных и врожденных заболеваний. В книге «Врожденные и наследственные болезни почек у детей», написанной вместе с профессором М.С. Игнатовой, обоснованы методы прижизненного морфологического исследования почечных биопта-тов. Достижения современной иммунологии были им представлены в монографии «Иммунология детского возраста» (написана совместно с профессором Д.В. Стефани). При непосредственном участии Юрий Евгеньевича внедрены в практику новые методы исследования: тонкослойная и газожидкостная хроматография, высоковольтный электрофорез.
Юрий Евгеньевич положил начало как клинической мембранологии, так и экологической педиатрии. Он первым в 1975 г. разрабатывает и возглавляет Республиканскую программу по снижению младенческой смертности. В лекции «Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней» (1994 г.) Юрий Евгеньевич писал: «Нации, не заботящиеся о здоровье своих детей, обречены на вымирание — это аксиома. Ничто не может быть принесено в жертву детскому здоровью — ни "больная" экономика с ее главным недугом — инфляцией, ни падение моральных устоев общества. Здоровье детей, всего нарождающегося и подрастающего поколения — основная цель семьи и человеческого общества» [2].
Как многие ученики Г.Н. Сперанского, Юрий Евгеньевич был разносторонне талантлив: он обладал энциклопедическими знаниями, владел несколькими иностранными языками, был блестящим оратором и генератором новых идей, увлекался живописью и потрясающе играл на фортепьяно. И те, кому посчастливилось работать на Кропоткинской улице в Москве, нередко слышали, как из конференц-зала доносятся звуки 5-й сонаты Бетховена в его исполнении.
Научное изучение заболеваний почек на кафедре началось еще в 60-70-е годы прошлого столетия под руководством профессора Михаила Павловича Матвеева. Но наибольшего развития эта проблематика достигла в годы работы на кафедре Майи Сергеевны Игнатовой и Нины Алексеевны Коровиной (рис. 2, 3). Майя Сергеевна пришла на кафедру педиатрии ординатором в 1953—1956 гг. Она вспоминает: «Каждый день, кроме работы с больными, ординаторы участвовали в процессе обследования больного.
Большее время мы проводили в лаборатории, изучая кровь больного ребенка, а также показатели изменений в моче, кале и других биологических выделениях. Необходимо отметить, что в первые годы ординатуры мы имели очень мало медикаментов, которые могли бы помочь при наличии отеков. Единственные диуретики, которыми мы располагали в 1953—1955 гг., были ртутные препараты. В настоящее время это приводит к изумлению и удивлению, так как мы знаем, что ртуть вызывает нефропатию, но я прошу поверить мне, как очевидцу, что уменьшить отеки можно было либо механическим путем — пункцией брюшной полости, либо применяя ртутные диуретики. ...Будучи ординатором 2-го года обучения, я обратилась к Г.Н. Сперанскому с просьбой заняться научным исследованием ревматизма у детей. В больнице №9 имелось ревматологическое отделение, куда госпитализировались дети с ревматическим миокардитом, эндомиокардитом. Г.Н. Сперанский приветствовал мое желание заняться научным исследованием и давал мне журналы на английском языке. Американский ученый Dorphman представил метод определения неспецифической антигиалуронидазы у больных ревматизмом. Меня подобная возможность очень за-
Рис. 2. Слева направо: Э.Б. Мумладзе, М.С. Игнатова, Л.П. Гаврюшова, Н.А. Коровина.
Fig. 2. E.B. Mumladze, M.S. Ignatova, L.P. Gavryushova, N.A. Korovina.
Рис. 3. М.С. Игнатова поздравляет Г.Н. Сперанского в его кабинете.
Fig. 3. M.S. Ignatova congratulates G.N. Speransky in his office.
интересовала, однако наладить этот вискозиметри-ческий метод у нас в лаборатории было очень сложно, но Т.Н. Сперанский и куратор отделения ревматологии профессор Р.Л. Гамбург настаивали на использовании именно такого подхода к определению течения ревматизма у детей». В конце концов метод был налажен (помог биохимик — профессор Э.Г. Ларский, и после набора клинических случаев ревматизма у детей, обследованных в динамике заболевания с определением в крови неспецифической антигиа-луронидазы, М.С. Игнатова оформила диссертационное исследование и защитила его до окончания срока аспирантуры.
После окончания аспирантуры, М.С. Игнатова полтора года работала в Институте педиатрии АМН СССР до того момента, когда освободилось место ассистента на кафедре Г.Н. Сперанского. Примерно с этого времени она серьезно начала заниматься нефрологией детского возраста. Ее первое знакомство с нефрологией произошло в инфекционной клинике кафедры, куратором которой являлась профессор М.Е. Сухарева. Видя ее склонность к научным исследованиям, она поручила Майе Сергеевне проследить за характером и течением нефрита у детей, которые находились в инфекционной клинике с диагнозом скарлатины [3].
В своей книге Майя Сергеевна продолжает: «Ассистент на кафедре педиатрии ЦИУв должен был заниматься с курсантами и читать им лекции по различным разделам патологии старшего детского возраста». Вот неполный список обязанностей ассистента М.С. Игнатовой: ведение группы курсантов, кураторство циклов, рецензирование работ, участие в выездных циклах, чтение лекций, педагогическая и лечебная работы [3]. Майя Сергеевна вспоминает: «Знаменательным для меня был 1965 год, когда по инициативе академика АМН Т.Н. Сперанского меня МЗ СССР направил на стажировку по детской нефрологии в Англию и Францию».
Пройдя прекрасную школу Г.Н. Сперанского, Майя Сергеевна стала заведовать нефрологическим отделением в МНИИ педиатрии и детской хирургии, который возглавлял Ю.Е. Вельтищев (рис. 4). Профессор М.С. Игнатова пишет: «Начинали работу с нуля. Не было ни помещения, ни сотрудников, ни представления о генетике, так как условием создания нефрологического отдела было не только изучение всевозможных нефроло-гических проблем, но и обращение внимания на генетические аспекты нефропатий у детей. Так как не было помещения для госпитализации больных с нефропатия-ми, мы первое время консультировали нефрологических больных в детской больнице № 9». Там же проводились и первые заседания Московского общества нефрологов, которое возглавила Майя Сергеевна [3]. Книгой М.С. Игнатовой «Детская нефрология», написанной совместно с Ю.Е. Вельтищевым, зачитывалось не одно поколение советских педиатров.
Ассистент кафедры педиатрии ЦИУв Нина Алексеевна Коровина (работала на кафедре с 1961 г.) после окончания ординатуры, аспиратуры и защиты кандидатской диссертации на тему «Состояние ли-пидного обмена при нефритах у детей» (руководители Ю.Е. Вельтищев и Р.Л. Гамбург) перешла в отдел к М.С. Игнатовой и Ю.Е. Вельтищеву в Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ в качестве старшего научного сотрудника отдела нефрологии, где проработала с 1971 по 1984 г. (рис. 5). Научные исследования, проводимые в этот период Н.А. Коровиной, были посвящены изучению этиологии, иммунологии, клиники, диагностики и рациональному лечению различных заболеваний почек у детей. Результаты научных исследований под руководством Ю.Е.Вельтищева легли в основу докторской диссертации на тему «Семиотика и патогенез хронического тубулоинтерстициального нефрита у детей», которая была успешно защищена в 1980 г. В 1984 г. профессор Н.А. Коровина возглавила кафедру педиатрии ЦОЛИУв, которой успешно руководила на протяжении последующих 24 лет.
Рис. 4. Встреча нефрологов России. Слева направо: Е.М. Шилов, И.Н. Захарова, В.М. Ермоленко, М.С. Игнатова. Ю.Е. Вельтищев, Л.П. Гаврюшова, Н.А. Мухин. Fig. 4. Meeting of Russian nephrologists: E.M. Shilov, I.N. Zakharova, V.M. Ermolenko, M.S. Ignatova. Yu.E. Velt-ishchev, L.P. Gavryushova, N.A. Mukhin.
Рис. 5. Слева направо: М.П. Матвеев, О.Г. Соломатина, Н.А. Коровина, Г.Н. Сперанский.
Fig. 5. M.P. Matveev, O.G. Solomatina, N.A. Korov^, G.N. Speransky.
После аварии на Чернобыльской АЭС с июня 1986 г. Н.А. Коровина организовала обследование и лечение детей из загрязненных районов на базе ДКБ № 7 (затем Тушинская, ныне ДКБ им. З.А. Башляевой), куда переехала кафедра педиатрии. Ею и сотрудниками кафедры разработаны инструкции по диспансерному наблюдению и лечению детей и подростков, беременных женщин и новорожденных, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на АЭС. В течение 10 лет Н.А. Коровина ежегодно выезжала в загрязненные территории России (Тульская, Калужская, Брянская, Липецкая, Челябинская, Свердловская, Курская и др.) для оказания лечебно-консультативной помощи. Имея большой педагогический опыт, Нина Алексеевна выезжала с лекциями практически во все регионы Российской Федерации и бывшего Советского Союза, а также во Вьетнам, Йемен, Монголию, страны Африки, передавая свой опыт и знания широкому кругу педиатров. Возглавив кафедру, Нина Алексеевна создавала прекрасную рабочую атмосферу для сотрудников и тем самым сохраняла «дух кафедры» (рис. 6). В сложные перестроечные годы и в период реформ Н.А. Коровина вместе со своими сотрудниками разрабатывала и вводила в работу новые формы последипломного образования врачей-педиатров: короткие тематические семинары, прерывистые циклы, школы, интерактивные семинары, телемосты, издание пособий для врачей, формуляров и протоколов в серии «Последипломное образование». Сохраняя традиции кафедры, Нина Алексеевна читала лекции, сопровождая их клиническими разборами. Ее материал всегда отличался глубоким анализом, стройностью изложения и четкими практическими рекомендациями. Доброжелательность, высокая
Рис. 6. Кафедра педиатрии РМАНПО.
Fig. 6. Department of Pediatrics of Russian medical Academy
of Continuing Professional Education.
ответственность, эрудиция и профессионализм, сочетающиеся с природной скромностью и интеллигентностью, — вот те черты, которые всегда отличали Нину Алексеевну.
Нина Алексеевна Коровина, заслуженный врач Российской Федерации, академик Российской академии медико-технических наук (РАМТН), к сожалению, ушла из жизни 16 октября 2017 г. Ее отличали безграничная любовь к детям, профилактика болезней через здоровый образ жизни, внимательность к нюансам и тщательной лабораторной диагностике, стремление к совершенствованию в профессии.
Связь двух научных учреждений: кафедры педиатрии РМАНПО и Научно-исследовательского клинического института педиатрии, которая прослеживалась на протяжении более пятидесяти лет, неразрывна и поныне. Поздравляем всех коллег с юбилеем кафедры!
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Гамбург Р.Л., Матвеев М.П., Звягинцева С.Г., Розенталь А.С. и др. Г.Н. Сперанский и развитие педиатрической науки (к 100—летию со дня рождения). М 1973; 62. [Gam-burg R.L., Matveev M.P., Zvyagintseva S.G., Rozental' A.S. et al. G.N. Speransky and development of pediatric science (to the 100 anniversary since birth). Moscow 1973; 62. (in Russ)]
2. Выдающийся ученый Юрий Евгеньевич Вельтищев (к 85-летию со дня рождения). Рос вестн перинатол
Поступила 15.11.17 Конфликт интересов:
Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, финансовой или какой-либо иной поддержки, о которых необходимо сообщить.
и педиатр 2015; 60(6): 92—95. [The outstanding scientist Yury Evgenyevich Vfeltishchev (to the 85 anniversary since birth). Ros Vestn Perinatol i Pediatr (Rus Bull of Perinatol and Pediatr) 2015; 60(6): 92-95. (in Russ)] 3. Игнатова М.С. Моя жизнь и развитие нефрологии детского возраста в России. М 2016; 145. [Ignatova M.S. My life and development of a nephrology of a children's age in Russia. Moscow 2016; 145. (in Russ)]
Received on 2017.11.15
Conflict of interest: The authors of this article confirmed the absence conflict of interests, financial or any other support which should be
reported.