Роль научных школ в современной педиатрии
А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова
ФБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г Москва, Россия
The Role of Scientific Schools in Modern Pediatrics
A.M. Zaprudnov, K.I. Grigoryev, L.A. Kharitonova
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia
Авторы в порядке дискуссии высказывают собственное мнение по одной из актуальных проблем в отношении понятия «научная школа». Изменение прежних представлений об особенностях научной школы в настоящее время является логичным и отражает бурно протекающие процессы в современной педиатрии
Научная школа, имея свои особенности, возглавляется руководителем (или руководителями), известным ученым, высокообразованным профессионалом, обладающим энциклопедическими знаниями, что позволяет сформировать принципиально новое научно-практическое направление в медицине и, в частности педиатрии. Неотъемлемой частью научной школы является подготовка высококлассных специалистов, владеющих современными методами исследований. Формирование и развитие в нашей стране научных школ по актуальным направлениям в педиатрической науке и практике связаны с именами выдающихся ученых — корифеев отечественной педиатрии. В статье внимание уделяется опыту московских научных школ, имеющих свою историю, этапы развития, несомненное влияние на педиатрию как в нашей стране, так и за рубежом.
Ключевые слова: дети, педиатрия, научная школа, подготовка кадров.
Для цитирования: Запруднов А.М., Григорьев К.И., Харитонова Л.А. Роль научных школ в современной педиатрии. Рос вестн перина-тол и педиатр 2018; 63:(5): 118-123. DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-5-118-123
The authors, in the form of discussion, express their own opinion on one of the current problems of the concept of "scientific school". The change in the old ideas about the characteristic features of the scientific school is now logical and reflects the turbulent processes in modern pediatrics.
The scientific school with its own peculiarities, is headed by a leader (or leaders), a well-known scientist, a highly educated professional with encyclopedic knowledge, to form a fundamentally new scientific and practical direction in medicine and pediatrics. Training of highly qualified specialists proficient in modern research methods is an inseparable part of the scientific school. In our country the formation and development of scientific schools on topical issues in pediatric science and practice are associated with the names of outstanding scientists — coryphaeus of domestic pediatrics. The article focuses on the experience of Moscow scientific schools that have their own history, stages of development, undoubted influence on pediatrics both in our country and abroad.
Key words: children, pediatrics, scientific school, personnel training.
For citation: Zaprudnov A.M., Grigoryev K.I., Kharitonova L.A. The Role of Scientific Schools in Modern Pediatrics. Ros Vestn Perinatol i Pediatr 2018; 63:(5): 118-123 (in Russ). DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-5-118-123
Педиатрия как самостоятельная дисциплина обособилась значительно позднее, чем утвердившиеся в медицине хирургия, терапия, акушерство, психоневрология и др. Начало становления педиатрии как учения о детских болезнях приходится на первые десятилетия XIX века. Наибольшего развития педиатрия достигла в прошедшем столетии, особенно
© Коллектив авторов, 2018
Адрес для корреспонденции: Запруднов Анатолий Михайлович — д.м.н., проф. кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова
Григорьев Константин Иванович — д.м.н., проф. кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Харитонова Любовь Алексеевна — д.м.н., проф., зав. кафедрой педиатрии с инфекционными болезнями у детей факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова 117997 Москва, ул. Островитянова, д. 1
во вторую его половину. Именно в этот период произошло формирование современной педиатрии, развитие которой имело как интенсивную (совершенствование диагностики, лечения, профилактики), так и экстенсивную (внедрение в практику здравоохранения фундаментальных научно-технических достижений) направленность. Большую роль сыграли научно-практические педиатрические школы, значение которых подчеркивалось на проходившем в феврале 2017 г педиатрическом форуме, посвященном 90-летию создания Союза педиатров России [1].
Формирование и развитие в нашей стране научных школ по актуальным направлениям в педиатрической науке и практике связаны с именами выдающихся ученых — корифеев отечественной педиатрии. Эти научные школы на каждом этапе современной педиатрии сыграли и несомненно продолжают играть прогрессивную роль в поступательном движении педиатрии, даже несмотря на трудные в социально-экономическом отношении 90-е годы XX столетия. Потенциал, заложенный нашими предшественниками,
трудно переоценить. Об этом говорил президент страны В.В.Путин на встрече академиков РАН 22.06.2017 г., акцентируя внимание на развитии экономики, чтобы быть среди лидеров уже начавшейся технологической революции.
Единого общепринятого определения научной школы не существует. Можно провести параллель с понятием школа (курсив наш) в целом, подразумевая, что школа выполняет основополагающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения (см. рисунок). Вне зависимости от того, какая направленность школы, будь то общеобразовательная или специализированная (с математическим уклоном, биологической или физико-химической направленности и т.п.), она осуществляет свою деятельность с учетом государственных запросов. Именно этот постулат вполне может быть принят в отношении научной школы.
Научная школа, имея свои особенности, возглавляется руководителем (или руководителями), известным ученым, высокообразованным профессионалом, обладающим энциклопедическими знаниями, что позволяет сформировать и развить принципиально новое научно-практическое направление в медицине и, в частности, педиатрии. Примечательно, что практически при возникновении каждой педиатрической научной школы использовался опыт предшественников. Именно такой подход является наиболее рациональным, поскольку обеспечивается преемственность в научных исследованиях и внедрении их результатов в практику здравоохранения. Исключительно важное значение для каждой научной школы в настоящее время имеет связь с фундаментальными науками (математика, физика, химия), которые способны не копировать чужое, а самостоятельно совершать новые теоретические открытия. Применительно к современной медицине — это также использование достижений биологии,
физиологии, иммунологии, генетики и др. Все это в совокупности обусловливает поступательное движение и развитие педиатрической науки и практики, обеспечивает необходимые условия для создания новых медицинских технологий и новаций.
В настоящей статье внимание уделяется опыту московских научных школ, имеющих свою историю, этапы развития, несомненное влияние на педиатрию как в нашей стране, так и за рубежом. Следует подчеркнуть роль и значение педиатрических научных школ, осуществляющих свою деятельность в других регионах страны [1].
Большое значение для создания отечественных педиатрических школ имело открытие детских клиник. В 1869 г. в Санкт-Петербурге открылась первая в России детская больница П.Г. Ольденбургского, которая в 1878 г. в Париже была признана как не имеющая себе равных в Европе; в 1891 г. детская клиника была открыта в Москве. Первые главные врачи — К.А. Раух-фус в тогдашней столице и Н.А. Тольский в Москве по праву считаются отцами-основателями педиатрических школ соответственно санкт-петербургской (ленинградской) и московской — самых крупных и ведущих в стране по сегодняшний день. Не сразу, но после Великой Отечественной войны на ведущие позиции вышла московская школа педиатров.
Школы педиатров формировались вокруг обществ детских врачей, созданных по инициативе заведующих кафедрами детских болезней Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге Н.И. Быстровым, университетов в Киеве В.Е. Черновым, в Казани Н.И. Толмачевым, в Тарту В.П. Жуковским, директором детской клиники медицинского факультета Московского университета Н.Ф.Филатовым и др. После Октября большое влияние на развитие педиатрии оказало создание Всесоюзного общества детских врачей (1927). Общепринятая, азбучная истина -«историю делают люди». Тем более надо понимать,
Совершенствование профессиональных знаний и навыков
Подготовка высококвалифицирова нных кадров
Анализ и оценка информационных потоков
Этика и деонтология научных исследований
Разработка и внедрение в практику новых технологий
Овладение клиническим мышлением
Преемственность научных исследований
Рисунок. Направления деятельности научной школы Figure. Directions of activity of the scientific school
что российские педиатры всегда избирали своих лидеров. И это были действительно создатели выдающихся педиатрических школ. Несомненно, профессора А.А. Кисель и Г.Н. Сперанский сумели построить культурный и интеллектуальный мост между педиатрами царской и советской России; Ю.Ф. Дом-бровская, А.Ф. Тур, В.П. Бисярина, М.Я. Студени-кин, А.В. Мазурин — классики советской педиатрии, они создали новые научные направления, каждый воспитал десятки и более профессоров кафедр и руководителей педиатрических лечебно-профилактических учреждений. Советские годы — «золотой век» отечественной педиатрии. Вот лишь некоторые блистательные имена: В.И. Молчанов, Д.Д. Лебедев, С.Д. Носов, В.А. Таболин, Н.С. Кисляк, Н.И. Ни-севич, Л.А. Исаева, М.П. Матвеев, Ю.Е. Вельтищев (Москва); Е.Н. Хохол, В.А. Белоусов, Е.М. Лукьянова (Украина); И.Н. Усов (Белоруссия); М.С. Маслов, А.Б. Воловик, И.М. Воронцов (Ленинград); С.В. Га-валов (Новосибирск); О.Д. Соколова-Пономарева (Омск—Москва); С.Ш. Шамсиев (Узбекистан); М.Х. Ургелидзе (Грузия) и др.
Зачинателями многих новых разработок в педиатрии были те ученые, которые стояли у истоков создания уникальных научно-исследовательских коллективов, какими были и во многом остались (за рубежом практически нет аналогов таких учреждений) Государственный научный институт охраны здоровья детей и подростков (1927, Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии, ныне Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева РНИМУ им. Н.И. Пирогова), сам РНИМУ им. Н.И. Пирогова (педиатрический факультет), Ленинградский педиатрический медицинский институт (ныне Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Российская медицинская академия постдипломного образования (педиатрический факультет) и др.
В начале 30-х годов прошлого столетия на базе II Московского медицинского института (затем II МОЛГМИ, РГМУ, РНИМУ им. Н.И. Пирого-ва) был открыт первый в отечественной и мировой медицине факультет для подготовки врачей-педиатров. Основоположниками и пионерами развития педиатрического факультета были выдающиеся ученые, педагоги, имевшие большой врачебный опыт, без преувеличения являющиеся корифеями (законодателями) отечественной педиатрической науки и практики: Г.Б. Гецов, Р.О. Лунц, В.А. Власов, Н.И. Осиновский, А.А. Кисель, А.А. Колтыпин, Д.Д. Лебедев, М.А. Скворцов и др. Их самоотверженный и творческий труд способствовал созданию педиатрических кафедр, на которых осуществлялась подготовка врачей-педиатров. Были созданы оригинальные учебные программы, согласно которым учебно-педагогический процесс был нацелен на под-
готовку специалистов высокого уровня, обеспечивающих квалифицированную медицинскую помощь детскому населению. Большое значение придавалось научным исследованиям, поскольку они были составляющей частью работы каждой клиники.
Обучение и подготовка врачей-педиатров осуществлялась в трудные для страны годы: первые пятилетки, Великая Отечественная война, восстановление разрушенного народного хозяйства. Приоритетными направлениями являлись такие актуальные проблемы педиатрии, как снижение детской, особенно младенческой (до 1 года жизни) смертности, ревматизм, туберкулез, оказание специализированной медицинской помощи детям всех возрастов, начиная с периода новорожденности, и др. По мере решения этих и других насущных проблем возникали новые, изучение которых основывалось на достижениях фундаментальной науки и результатах внедрения их в практику здравоохранения. Наглядным примером являются детская гематология, детская гастроэнтерология, неонатология и др.
Член-корр. РАМН, проф. Н.С. Кисляк, много лет заведовавшая кафедрой факультетской педиатрии II МОЛГМИ (затем РГМУ), внесла огромный вклад в развитие лейкозологии в нашей стране. Особенности течения заболевания у детей, разработка методов рациональной фармакотерапии, наряду с трансплантацией костного мозга, предопределили научные исследования в отношении этого актуального направления. Исключительно большое значение имело открытие «Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» (академик РАН А.Г. Румянцев). Не случайно детская гематология получила права гражданства как самостоятельная научно-практическая дисциплина.
В полной мере это относится и к неонатологии, где большую роль сыграл академик РАМН В.А. Таболин, более 40 лет возглавлявший кафедру госпитальной педиатрии II МОЛГМИ (затем РГМУ, сейчас кафедра носит его имя). Ученик Г.Н. Сперанского, выдающегося корифея отечественной педиатрии, В.А. Таболин стоял у истоков перинатологии и нео-натологии. Многие его идеи воплотились в создании многочисленных перинатальных центров в нашей стране. Таков закономерный путь от научных изысканий до практической реализации в виде принципиально новых направлений, специальностей и др.
Подтверждением этому служит детская гастроэнтерология, пионером развития которой был член-корр. РАМН А.В. Мазурин, более 20 лет возглавлявший кафедру пропедевтики детских болезней II МОЛГМИ (РГМУ). Обладая энциклопедическими знаниями, А.В. Мазурин сумел отдать должное новым методам исследования, позволившим диагностировать многие болезни органов пищеварения у детей, в том числе раннего (до 3 лет) и младенческого (до 1
года жизни) возрастов. Появились «новые» болезни, ранее считавшиеся прерогативой взрослых, стали разрабатываться и внедряться в практику новые методы лечения и профилактики. Активно велась работа по воспитанию молодых кадров, в дальнейшем ставших докторами медицинских наук, профессорами, заведующими кафедрами, организаторами детского здравоохранения.
Кафедра педиатрии лечебного факультета университета, более полувека возглавляемая проф. М.М. Бубновой и акад. РАМН М.Я. Студе-никиным, являлась клинической базой изучения особенностей сахарного диабета у детей. Заболевание, возникая в детском возрасте и протекая про-гредиентно, приводит к ранней инвалидизации и осложнениям, существенным образом сказывается на качестве жизни детей и родителей, ограничивает профессиональную пригодность пациентов. Сахарный диабет перестал быть редким заболеванием в детском возрасте, представляя собой одну из самых животрепещущих проблем современного социума. Исключительное значение имели проведенные на кафедре научно-практические исследования в области клинической иммунологии в детском возрасте.
Другим примером научной школы на базе высшего учебного заведения являлась кафедра педиатрии I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (затем I Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова). Возглавляемая акад. РАМН Ю.Ф. Домбровской, затем акад. РАМН Л.А. Исаевой кафедра акцентировала внимание на изучении особенностей болезней соединительной ткани (коллаге-нозов) в детском возрасте, современных методах диагностики и лечения.
В Москве, крупнейшем мегаполисе страны, в силу исторических и других обстоятельств сосредоточено наибольшее количество научно-исследовательских учреждений. Среди них особое место занимают Научный центр здоровья детей РАМН и Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Наличие специализированных отделов, научно-практических центров, лабораторий, возглавляемых общепризнанными учеными, логично способствовало формированию и развитию научных школ.
В стенах организованного в 1927 г. Государственного научного института охраны здоровья детей и подростков (затем Московский НИИ педиатрии и детской хирургии) работали Д.Д. Лебедев, М.А Скворцов, Л.С. Штерн, М.И. Ширвиндт, Д.С. Футер, З.И. Эйдель-ман, А.А. Кисель, А.А. Колтыпин и др. Они стояли у истоков актуальных научных направлений в педиатрии, способствовали в дальнейшем формированию научных школ, призванных совершенствовать оказание специализированной медицинской помощи детям. С другой стороны, происходил поиск и разработка принципи-
ально новых научных направлений, благодаря чему российская школа педиатров получила признание педиатров других стран.
Сотрудники института, используя опыт предшественников, внесли немалый вклад в изучение пульмонологии (С.Ю. Каганов, Н.Н. Розанова, Ю.Л. Ми-зерницкий и др.), кардиологии (Н.А. Белоконь, Ю.М. Белозеров, М.А. Школьникова, И.В. Леонтьева и др.), нефрологии (Ю.Е. Вельтищев, М.С. Игнатова, Н.А. Коровина, А.А. Юрьева, В.В. Длин, И.М. Османов и др.), неонатологии (К.А. Сотникова, Г.М. Дементьева, Е.С. Кешишян и др.), аллергологии (Ю.М. Чистяков, А.А. Чебуркин, А.Н. Пампура и др.), психоневрологии (Ю.А. Якунин, Э.И. Ям-польская, И.А. Скворцов, П.А. Темин, М.Ю. Ника-норова, Е.Д. Белоусова, В.С. Сухоруков и др.).
Разработка и внедрение в педиатрическую практику принципиально новых диагностических и лечебно-профилактических подходов способствовали совершенствованию оказания специализированной помощи детям. Широкое использование иммуномор-фологических, генетических, лабораторных и других методов исследования, постоянный обмен опытом с отечественными и зарубежными врачами и научными работниками лишь подчеркивали роль и значение каждой из научных школ, общепризнанных в РФ и странах зарубежья.
Уникальным научно-практическим направлением стало изучение у детей наследственных заболеваний. Внедрение в клиническую практику достижений генетики привело к формированию клинической генетики (Ю.Е. Вельтищев, Ю.И. Барашнев, Л.З. Казанцева, П.В. Новиков). В последние годы, в связи с установлением роли генетических нарушений в происхождении многих заболеваний в детском возрасте, возникла необходимость разработки новых лечебно-профилактических мероприятий: таргетной фармакотерапии, нутригеномики и др.
Изучение состояния здоровья детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, было впервые начато в научно-практическом центре противорадиационной защиты (Л.С. Балева, А.Е. Сипягина и др.). Была сформирована концепция нового научного направления — радиационная экопатология детского возраста (Ю.Е. Вельтищев). В институте активно осуществлялась работа по актуальным научно-практическим направлениям в детской хирургии: неотложная и гнойная хирургия, термические поражения, нейрохирургия, урология, политравмы (В.М. Державин, С.И. Воздвиженский, В.М. Розинов, Е.Л. Вишневский, И.В. Казанская, М.В. Бурков, В.И. Петлах, А.У. Лекманов, Л.И. Буткевич, Д.Ю. Зиненко, В.Г. Гельд и др.).
Выдающуюся роль в развитии традиционных научных направлений и организации принципиально новых научных школ в РФ сыграл акад. РАМН Ю.Е. Вельти-щев, создавший практически новый институт и много
лет его возглавлявший. Необычайно широкий, по-су-ществу энциклопедический подход к наиболее актуальным проблемам в педиатрии обеспечил не только творческий характер, но и глубокое понимание многих аспектов по совершенствованию оказания специализированной помощи детскому населению.
Огромный вклад в оптимизацию деятельности разрабатываемых в институте научных направлений сделан проф. А.Д. Царегородцевым — крупнейшим организатором здравоохранения в РФ. Именно необходимость обобщения достижений научных школ и стремление к широкому обмену опытом по изучению самых животрепещущих вопросов современной педиатрии обусловили проведение ежегодного конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» [2].
Важная роль в научных исследованиях, практическом их использовании и повышении квалификации врачей принадлежит кафедре педиатрии ЦИУ (сегодня РМАНПО), возглавляемой Г.Н. Сперанским, Р.Л. Гамбург, М.П. Матвеевым, Н.А Коровиной, И.Н. Захаровой. Последипломное образование, так необходимое врачам-педиатрам, давало возможность не только получения новейшей медицинской информации, но и подготовки научных кадров для регионов страны. Опыт, накопленный сотрудниками кафедры, использовался при создании педиатрических кафедр в других институтах, академиях, университетах РФ.
Таким образом, концентрация нескольких научных школ существенным образом повышает качественную и количественную стороны деятельности ученых и врачей, во многом определяет стратегическую направленность научных исследований и быстрое внедрение в практическое здравоохранение полученных результатов. Подобная ассоциация научных школ в настоящее время отвечает стремительному развитию новейших технологий в современной педиатрии.
Примером служит деятельность Научного центра здоровья детей РАМН, включающего НИИ педиатрии им. Г.Н. Сперанского, НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, консультативно-диагностический и реабилитационный центры. Организованный акад. РАН А.А. Барановым Научный центр охватывает все разделы «медицины ребенка»: профилактику, диагностику, терапевтическое и хирургическое лечение, реабилитацию, социальную педиатрию и организацию медицинской помощи детям. Детальный анализ деятельности Научного центра, являющегося флагманом Союза педиатров России, изложен в не имеющей аналогов книге «История Научного центра здоровья детей РАМН» (2013), авторами которой являются В.А. Аль-бицкий, А.А. Баранов, С.А. Шер [3].
Следует отметить роль в создании педиатрических научных школ профессоров Московского государственного медико-стоматологического университета
им. А.И. Евдокимова (В.Н. Засухина, Н.Г. Зернов, Л.Т. Теблоева), РУДН им. П. Лумумбы (Н.А. Тюрин, Л.Г. Кузьменко).
Повседневную деятельность педиатров трудно представить без содружества с детскими хирургами II МОЛГМИ/РНИМУ им. Н.И. Пирогова (С.Д. Тер-новский, Ю.Ф. Исаков, Э.А. Степанов, В.А. Михель-сон, А.Ю. Разумовский и др.), детскими оториноларингологами (И.И. Щербатов, М.Р. Богомильский), детскими окулистами (Е.И. Ковалевский, Е.И. Сидоренко). Совместно проводимые изучения так называемых пограничных состояний/заболеваний открывали перспективы новых научно-практических направлений в современной педиатрии.
Научные достижения (нередко de novo) и результаты их внедрения в практическое здравоохранение докладывались на конференциях, симпозиумах, конгрессах, съездах; публиковались в журналах, методических рекомендациях, монографиях, на страницах учебных пособий и др. Осуществлялась подготовка научных кадров: аспирантов и докторантов. Они в дальнейшем возглавляли кафедры или становились организаторами здравоохранения в различных регионах страны. Таким образом, происходило формирование и развитие научных школ по актуальным направлениям педиатрической науки и практики. Процесс обучения как таковой, свойственный общеобразовательной школе, отсутствовал, поскольку дипломированные сотрудники, имеющие высшее образование, получали многостороннюю информацию, искали пути решения принципиально новых задач по совершенствованию диагностики, лечения и профилактики как распространенных, так и редких болезней у детей.
Научная школа, осуществляющая свою деятельность в клинических условиях, не только расширяет и углубляет знания, их объем и уровень, но и ставит перед молодым сотрудником (участником) наиважнейшую задачу — овладение клиническим мышлением. Это не только совершенствование лечебных и профилактических (третичных)* мероприятий, но и сложный диалектический процесс, в совокупности объединяющий анализ и оценку деятельности врача. Умение критического подхода к своим действиям, выбор рационального лечения, предотвращение возможных ошибок, безусловно, поднимает врача на новую ступень профессионального мастерства. Никоим образом не стоит избегать, тем более игнорировать основополагающие принципы медицинской этики и деонтологии.
На определенном этапе научная школа ограничивается изучением и решением преимущественно проблем тактического характера, которые затем могут приобретать стратегическую направленность. Такова диалектическая закономерность и сущность научной школы.
* Примечание: Третичная профилактика — мероприятия, направленные на предотвращение ухудшения течения или осложнений заболевания после того, как болезнь проявилась [4].
Итак, на наш взгляд, научная школа, являющаяся группой единомышленников, специалистов-профессионалов, возглавляемая крупным ученым или содружеством сподвижников, занимается изучением и решением наиболее актуальных проблем современной педиатрии, результатом чего служит их внедрение в практическое здравоохранение. Характеризуясь стремлением к углубленным и широкомасштабным исследованиям, направленным на установление новых, ранее неизвестных фактов в отношении этиологии и патогенеза болезней, совершенствование их диагностики, лечения и профилактики, научная школа выдвигает и обосновывает принципиально новые парадигмы применительно к существующим научно-техническим направлениям, создает реалии (условия) к инновационным технологиям. Неотъемлемой частью научной школы является подготовка высококлассных специалистов, владеющих современными методами исследований, при строгом выполнении этико-деонтологических принципов медицины. Исключительное значение придается преемственности в деятельности научной школы, сохранении опыта предшественников. Свойственная научной школе креативность не только обусловливает поиск
и научно-практическое воплощение новых идей, но и по-существу, обладая творческим потенциалом, является двигателем развития современной педиатрии.
Концентрация ведущих медицинских учреждений в таком мегаполисе, как Москва, предопределила существование многих научных школ, в том числе педиатрических. С одной стороны, это повлекло за собой разработку актуальных медицинских проблем в пределах одного направления, что дает возможность осуществлять сравнительный анализ научно-практических исследований. С другой стороны, не следует забывать о здоровой конкуренции между научными школами. В конечном счете создаются условия для поступательного развития научного направления, сопровождающегося инновационными процессами, так необходимыми для любого направления коррекции здоровья детей.
Авторы в порядке дискуссии высказывают собственное мнение по одной из актуальных проблем в отношении понятия «научная школа». Изменение прежних представлений о характерных особенностях научной школы в настоящее время является логичным и отражает бурно протекающие процессы в современной педиатрии.
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Альбицкий В.А., Намазова-Баранова Л.С., Шер С.А. Союз педиатров России (исторический очерк 1927-2017 гг). М 2017; 204. [Albitsky V.A., Namazova-Baranova L.S., Sher S.A. Union of pediatricians of Russia (historical essay 1927-2017 years). Moscow 2017; 204. (in Russ)]
2. Этапы большого пути (1927—2012). Московскому НИИ педиатрии и детской хирургии — 85 лет. Под ред. А.Д. Царегородцева, В.В. Длина, Ю.Л. Мизерницкого. М: Прессарт 2012; 482. [The big way (1927-2012). Moscow research Institute of Pediatrics and children's surgery — 85 years. A.D. Tsaregorodtsev, V.V. Dlin, J.L. Mizernitski (eds). Moscow: Pressart 2012; 482. (in Russ)]
Поступила 26.04.18 Конфликт интересов:
Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов и финансовой поддержки, о которых необходимо сообщить.
3. Альбицкий В.А., Баранов А.А., Шер С.А. История научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763—2013 гг). М: Педиатръ 2013; 468. [Albitsky V.A., Baranov A.A., Sher S.A. The History of the Scientific center of children health Russian Academy of medical Sciences (1763-2013 years). Moscow: Pediatr 2013; 468. (in Russ)]
4. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М: Медиа Сфера 1998; 352. [Fletcher R., Fletcher C., Wagner E. Clinical Epidemiology. The basics of evidence-based medicine. Moscow: Media Sphere 1998; 352. (in Russ)]
Received on 2018.04.26
Conflict of interest: The authors of this article confirmed the lack of conflict of interest and financial support, which should be reported.