УДК 378.637:53
Т И. Степанова, Е. В. Карпова, А. А. Протодьяконова
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Рассматривается формирование целостной саморазвивающейся личности студента в условиях высшего профессионального образования. Определена теоретическая основа и выделены принципы и подходы для создания синергетических условий саморазвития обучающихся.
Ключевые слова: профессиональное образование, саморазвитие, синергетика, развивающая образовательная среда, саморазвивающаяся личность, опережающее обучение, средообразующие технологии, коэволюция, диссипативная система, точка бифуркации.
T I. Stepanova, E. V Karpova, A. A. Protodyakonova
The basis of professional education of the future teacher of physics
The formation of integral self-depending student personality in conditions of the higher professional education is observed. The theoretical basis is determined, the principles and approaches of the synergetic conditions of self-development of students are distinguished.
Key words: professional education, self-development, synergetics, developing education sphere, self-depending personality, forestalling training, habitat forming technology, coevolution, dissipative system, bifurcation point.
Современное социально-экономическое положение России диктует необходимость выведения страны из тисков социального кризиса и становления её на путь цивилизованного самоподдерживающего процесса развития. Эту проблему может решить система профессионального образования, готовящая кадры для современного производства. Именно человеческий фактор может сыграть роль локомотива для быстрого, нелинейного экономического роста, а также избежать нависших над человечеством катастроф. Сегодня главной стратегической целью системы профессионального образования становится не только обучение людей, а формирование целостной личности, обладающей широким научным кругозором, творческим мышлением и способностями к дальнейшему саморазвитию в сложном и быстро меняющемся мире.
Для реализации поставленной цели необходимо,
СТЕПАНОВА Тамара Ильинична - д. п. н., доцент, профессор кафедры методики преподавания физики ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: yktcti09@rambler.ru
КАРПОВА Евдокия Васильевна - ст. преп. кафедры методики преподавания физики ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: ekarpova05@mail.ru
ПРОТОДЬЯКОНОВА Айталина Анатольевна - ст. преп. методики преподавания физики ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: paa-kmpf@mail.ru
чтобы в сфере высшего профессионального образования были созданы условия в виде развивающей среды, которая будет способствовать формированию целостной саморазвивающейся личности. Содержанием развивающей среды может стать опережающее обучение, которое мы рассматриваем как фактор саморазвития студентов. Опережающее обучение -это система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. К таким компонентам относятся: умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Данные умения готовят студентов к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, гибкой общеобразовательной базы. Целью опережающего обучения является становление системного научного миропонимания, развитие творческого и рефлексивного типов мышления, формирование нравственного и интеллектуального внутреннего мира обучающихся [1].
Человек, обладающий данными способностями, будет активен не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающей его действительности. В самостоятельной жизни такой человек приобретет устойчивость, сможет быть совершенно свободным в своей внутренней жизни. Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как
человек проектирует себя в мире, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности. Ведь именно это предопределяет выбор из многообразия возможных нелинейных вариантов поведения. Таким образом, мы уже говорим о способности обучающегося к самоорганизации, к самопреобразованию, саморазвитию в целом.
В процессе профессионального образования студент проходит три стадии: становление, развитие и саморазвитие.
На стадии становления (формирования) студент проходит профессиональное обучение. Этот этап формирует фундамент или базу будущей профессиональной деятельности в виде профессиональных знаний, умений, компетенций и от правильности прохождения студентом данного этапа зависит качество его образования. В виду значимости этого этапа культура общения преподаватель - студент, в основном, авторитарная. Используются системнодеятельностный и компетентностный подходы. Превалирует алгоритмический или командный методы обучения. Соблюдается обязательность выполнения заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Аттестацию проходят все студенты согласно уровню, предъявляемому ГОСТом. Это обязательный уровень для достижения всеми студентами. В качестве средства наглядности для показа достижения уровня, в результате учебнопознавательной деятельности мы используем модель профессиональной деятельности и модель личности учителя физики.
Обучение будущего учителя физики ориентирует студента на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: учебно-
воспитательной, научно-методической, социальнопедагогической, культурно-просветительской и организационно-управленческой.
Одной из главных задач вузовского образования является формирование у студентов естественнонаучной картины мира, необходимой для объяснения явлений природы, системного мышления, умения видеть, что знания одной из изучаемых дисциплин являются частью системы общего естественнонаучного знания. Для формирования профессиональных знаний учителя физики при организации усвоения учебной информации применяется метод «систематизация и обобщение». Эдгар Морен пишет, что в «хорошо устроенной голове» знания не просто собраны и накоплены, но и связаны в целостную систему. Такого рода голова имеет двоякое преимущество: умеет
ставить и решать проблемы; оперирует принципами организации, позволяющими связывать знания и придавать им смысл [2].
Связь физики с астрономией в большей степени
способствует формированию единой научной картины мира, потому что показывает единство мега- макромикромира. Формирование основополагающих физических понятий целесообразно осуществлять не по отдельности, а в системе естественнонаучных понятий. Именно такой подход позволяет разработать требования к усвоению не отдельных понятий, а их системы: умение выделять единичное, особенное и всеобщее в тесно связанных друг с другом понятиях; умение видеть связь между пространством и временем; умение видеть место этих понятий в физической и естественнонаучной картине мира. Познание мира в процессе формирования фундаментальных понятий с точки зрения соотношения «единичное - особенное - общее» оказывается особо ценным при использовании межпредметных связей, т. к. предполагает не просто получение готовых знаний, а умение сравнивать предметы, явления, выявлять их сходство, единичный характер реальных предметов и явлений, классифицировать их, подводить к решению поставленной проблемы системно.
Формировать фундаментальные понятия, такие как «пространство», «время», «пространство-время» можно, используя межпредметную связь физики и астрономии. Эти понятия изучаются в курсе общей физики, теоретической физики, астрономии. На семинарах и в лабораторных работах по астрономии предлагаются такие задания, которые показывают систему понятий «пространство», «время», «пространство-время». При этом у студентов не будет формального определения понятий, они смогут оперировать ими при решении сложных задач и задач творческого характера. На спецкурсе «Межпредметные связи в курсе физики» для будущих учителей физики рассматриваются методологические основы межпредметных связей; психолого-дидактические аспекты межпредметных связей; роль межпредметных связей при формировании понятий, законов и теорий, физической картины мира при обучении физике; специфика изучения фундаментальных понятий при обучении физике; специфика методики реализации межпредметных связей физики и астрономии.
Для формирования профессиональных компетенций будущего учителя физики используется метод конструктов, т. е. обучение студентов конкретным практическим приемам, которые далее используются ими при самостоятельном конструировании решения поставленной задачи.
Одной из профессионально значимых компетенций будущего учителя физики является создание и использование различных видеоприложений в зависимости от целей и содержания уроков физики. Создание их обязательно предполагает видеосъемку и требует определенной теоретической и практической подготовленности студентов, которую можно реализо-
вать в рамках дисциплины «Технические аудиовизуальные средства обучения». Студент знакомится с основами фото- и видеосъемки; видами, планами съемки; правилами композиции; с характеристиками учебного фильма и требованиями к видеоприложениям.
Деятельность вузовского преподавателя заключается в следующем:
1 этап - предъявление учебной информации, которое осуществляется следующим образом: посредством специально разработанного дидактического средства организуется предъявление учебной информации в соответствии с законами и этапами становления, развития и саморазвития диссипативной системы.
2 этап - организация усвоения учебной информации. Его можно представить так:
1) вначале чувственно-предметная соотнесенность смысла усваиваемой информации организуется объективным бытием (смысл производится обществом и имеет свою историю в развитии языка, смысл имеет общественно-историческую природу);
2) затем жизненное значение смысла учебной информации организуется через индивидуализацию и субъективизацию. В смысле кристаллизируется «мое отношение к предмету. Смысл, следовательно, есть значение для меня значения»;
3 этап - организация воспитания. Она заключается в том, чтобы студент смог находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (поиск нового смысла, новых ценностей данной личностью в данный момент) [3].
Деятельность студента заключается в следующем:
1 этап: студент учится, наполняет себя фактами, законами природы, данными окружающей среды, так как он активный конструктор, «делает или лепит себя», свое мировоззрение, поступки, поведение и свое окружение (среду), связывает знания и придает им смысл, то есть учебная информация становится присвоенным знанием;
2 этап: студент умеет трансформировать свои
знания в мудрость, чтобы правильно, мудро строить свою жизнь. Для этого ему необходимо «овладение временем», что означает становление и развитие профессиональной идентичности, умение конструировать себя и свое будущее в профессии. Будущее имеет альтернативы, и оно не предопределено. Воспитание у студента небезразличного отношения к будущему - это и есть воспитание мудрости. Для этого используются рефлексивные и средообразующие технологии, направленные на саморазвитие обучаемого.
Таким образом, при профессиональном образовании будущего учителя физики осуществляется цепочка: «информация - знания - умения - мудрость». Далее мы приведем конкретные примеры реализации методов профессионального обучения при подготовке учителя физики в СВФУ.
На стадии развития мы исходим из следующих соображений. Основной функцией учебного предмета физика в школе является интеллектуальное развитие учащихся [4]. Следовательно, будущий учитель физики должен быть сам интеллектуально развит и должен уметь создавать условия для интеллектуального развития учащихся на уроках физики. Так как на уровне школьного образования превалирует формирование логического мышления, то у будущего учителя физики должен быть, в первую очередь, развит логический стиль мышления и сформированы методические приёмы формирования логического мышления учащихся.
Приведем пример того, как проводятся рефлексия, самоконтроль на этом этапе. При подготовке видеодемонстраций физические явления, которые воспроизводятся в данном эксперименте, тщательно изучаются самостоятельно по предложенной литературе и другим источникам. Собранная информация перерабатывается и оформляется в виде учебного видеоролика или фильма. Работа ведется в группах по 4-5 человек. Роли в группе (режиссер, оператор, сценарист, дизайнер и т. д.) распределяются самостоятельно. Работа студентов творческая, они сами пишут сценарии, подбирают необходимый материал, делают раскадровку, расстановку объектов съемки, выбирают подходящий ракурс, дозируют информацию. Студенты сами участвуют в постановке опытов и сами снимают кадры с помощью видеокамеры. Для допуска к работе с видеокамерой требуется подробно составленный режиссерско-операторский сценарий будущего видеоприложения к уроку физики. Затем осуществляется монтаж всего материала и публичная презентация готового продукта.
В ходе создания конечного продукта проводится анализ техники действий будущего учителя физики при постановке опытов, объяснении нового материала. Это позволяет будущим учителям физики видеть себя со стороны и адекватно себя оценивать, видеть свои ошибки, вовремя корректировать их, добиваться выразительности речи и жестов, точности действий, глубже вникать в теорию и методику обучения физике.
Итак, видеосъемка может применяться не только для создания дидактических материалов, овладения техническими навыками, но и для самонаблюдения, самоанализа, для совершенствования студентами педагогического мастерства.
На стадии саморазвития используется средообразующая технология в виде создания синергетической развивающей среды как фактора саморазвития студентов. Но развитие личности, как и ее саморазвитие - это не линейное движение, направленное к позитивному или негативному полюсам развития. Уход от такого традиционного понимания развития и саморазвития, поиск новых его
онтологий приводит к ассимиляции идей, описанных наукой синергетикой - теории саморазвивающихся, самоорганизующихся систем. Развитие имеет причины не столько диалектические, сколько иные: неравновесность системы, нестабильность, кризисы, эволюция и коэволюция, бесконечно воспроизводимые и разрешаемые системой в ее самодвижении, что характерно для развития и саморазвития личности. С позиций синергетики открываются возможности поиска универсальных принципов самоорганизации и эволюции сложных систем вообще, неких аналогов законов сохранения и эволюции в старой, т. е. равновесной термодинамике. А такого рода знание исключительно важно для моделирования эволюционных процессов в профессиональном развитии и саморазвитии личности, в образовании детей, особенно одаренных [5].
Синергетика ломает многие из прежних общераспространенных исследовательских и практических установок. Становится очевидным, что сложноорганизованным социоприродным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Важно понять законы совместной жизни природы и человечества, их коэволюции.
Развитие указывает на процесс оптимизации внутренних свойств субъекта под действием не зависящей от субъекта среды. В отличие от развития саморазвитие также заключается в изменении субъекта под действием внешней среды, но действие этой среды оптимизируется самим субъектом, то есть человек сам перестраивает среду так, чтобы она (среда) действовала на него требуемым образом, т. е. он активен к среде. Саморазвитие мы определяем как процесс личностного развития под действием внешней среды, организуемый самой личностью на основе внутренних устремлений к будущему. Таким образом, синергетическое переосмысление процесса развития и саморазвития приводит нас к выводу о том, что при организации развивающей среды надо учитывать основы теории саморазвивающихся, самоорганизующихся систем - синергетики.
Задача конструирования синергетической развивающей образовательной среды как фактора саморазвития студентов включает вопросы организации мягкого управления. Осмысление процесса саморазвития личности, понимание того, что способность развиваться только в слабой степени предпосылочна в природе человека, сознательное развитие-саморазвитие - задача и воспитания, и самого воспитуемого. Задача, которую он в условиях «мягкого» управления охотно и продуктивно решает сам, а при «жестком» - или отторгает, или делает видимость решения. Под мягким управлением мы
понимаем создание синергетических условий. В дидактической системе обучающийся влияет на среду таким образом, что он сам создает (или выбирает) активную развивающую среду, требующуюся ему самому для его же саморазвития [6].
Процесс создания синергетических условий сегодня становится возможным благодаря новым интерактивным информационным средствам, которые активно входят в учебно-воспитательный процесс вуза. Ведь для того, чтобы студент в своем развитии перешел на уровень другого порядка, то есть на уровень саморазвития, необходимо, чтобы он активно организовывал среду на основе внутренних устремлений к будущему таким образом, чтобы среда влияла на него должным образом и способствовала его саморазвитию.
Анализ различных принципов создания си-
нергетических условий, то есть принципов мягкого управления позволил нам вычленить те из них, которые направлены на воспитание саморазвивающейся личности. Дидактические принципы творческого
саморазвития обучающихся охватывают всю сферу взаимодействия, оказывающую педагогическое влияние на образование, воспитание, свободное общение.
Основополагающим принципом педагогики творческого саморазвития обучающихся выступает принцип природосообразности педагогического
влияния. Воспитание должно учитывать природу студента и строиться как имеющее для него личностные смыслы, влекущее к исследованию, самостоятельному познанию. Педагогическое взаимодействие выстраивается «от студента» - от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, потребностей, вкусов, склонностей, нравственных принципов. Необходимо принять его таким, каков он есть, и восходить вместе с ним к общечеловеческим ценностям.
Принцип культуросообразности воспитания также был сформулирован классической педагогикой. Принцип культуросообразности содержал в себе идею воспитания как инкультурации, когда механизм социального наследования действует как освоение обучающимися достижений человечества для его дальнейшего жизнедвижения.
К осознанию принципа социосообразности воспитания педагогическая наука, в сущности, подходила давно. Принцип социосообразности воспитания отражает не просто учет зависимости результата воспитания от макро- и микросоциума, а необходимость создания приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития учащегося, а в случае неблагоприятных макросоциальных и семейных, микросоциальных условий - компенсации этого возможностями воспитательной системы.
Принцип свободосообразности воспитания также имеет глубокие исторические корни. Современная «педагогика свободы» в своей основе имеет идею
развития индивидуальности, личности, индивидуального опыта ребенка. Содержание этой педагогики определяется как индивидуализация личности, развитие ее «самости». Ее цель заключается в оказании «помощи детям в конструировании их автономного внутреннего мира».
Методологическим основанием для выявления закономерностей мы используем системно-структурный подход. При таком подходе к описанию закономерностей охвачены все основные внешние и внутренние связи процесса формирования саморазвивающейся личности студента, что и дает основание считать этот подход относительно целостным. В целостном подходе к закономерностям данного процесса заложены реальные возможности для его эффективного и качественного построения.
Деятельностный подход к отбору содержания обучения выражается в том, что содержание обучения рассматривается как деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т. е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; решение коммуникативных, проблемных задач. Взаимодействие при этом есть способ бытия - общение, а способ действования - решение задач.
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется И. А. Зимней [7]. По её определению, самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Синергетический подход. Для получения устойчивого результата следует помнить, что когда
диссипативная система (студент) смущена, она неустойчива и податлива. Чтобы система перешла в смущение, требуется интенсивное возмущение, для этого надо создать интеллектуальное, эмоциональное, духовное напряжение. В состоянии неустойчивости в точке бифуркации или вблизи момента обострения (вблизи максимумов) слабое воздействие может оказывать на систему большой ее сдвиг. Система становится неустойчивой даже к малым, незначительным воздействиям (мышь родит гору). Можно смело вести разговор о смысле жизни, о том, как строить «свою жизнь». Система может перейти на уровень другого порядка, т. е. произойдет развитие. Система станет другой.
Таким образом, мы определили теоретическую основу и выделили принципы и подходы для создания синергетических условий саморазвития обучающихся.
Л и т е р а т у р а
1. Степанова Т. И., Горбатюк С. Ю., Ноговицына Я. И. Опережающее обучение и пути его реализации в школе. -Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2012. - 116 с.
2. Морен Э. Метод. Природа природы / Пер. с франц. Е. Н. Князевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 230 с.
3. Белоусова О. В. Развивающее образование акмео-логического типа // Педагогика. - М. - 2008. - № 3. - С. 12-17.
4. Перминова Л. М. Конструирование учебного плана в современной школе: метод. пособие. - СПб.: ИОВ РАО, 1997.
- 22 с.
5. Степанова Т. И. Профессиональное развитие и саморазвитие учителя физики. - М.: Прометей, 2001. - 206 с.
6. Степанова Т. И. Пути управления качеством подготовки специалистов в современных условиях // Наука и школа.
- М. - 2005. - № 5. - С. 12-17.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. зав. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
- 476 с.