педагогически науки
Аллахвердиева Лейла Насиб кызы ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МОРФОЛОГИИ ...
UDC 881.161
DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0304.0003
ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МОРФОЛОГИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
© 2019
ORCID: 0000-0002-8693-9187
Аллахвердиева Лейла Насиб кызы, доктор философии по филологии, преподаватель кафедры азербайджанского языка и методики его преподавания Сумгаитский государственный университет (5008, Азербайджан, Сумгаит, улица Баку, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена преподаванию морфологии на уроках азербайджанского языка в средних общеобразовательных школах. Здесь говорится о правилах использования оптимальных методов, облегчающих процесс преподавания морфологии. Морфология - важная область языкознания, изучающая различные формы слов в грамматическом строе языка. Первые представления о морфологии формируются у учеников в начальных классах. Они получают свое развитие на следующих этапах обучения. У учеников формируется умение решать возникающие при этом проблемы соответствующими методами, как индивидуально, так и в группе. С этой точки зрения, в статье, обосновывается значение использования интерактивных методов обучения с опорой на активную мыслительную деятельность учеников. Эта деятельность реализуется в условиях сотрудничества между участниками процесса обучения. На основе интерактивных методов используются возможности межпредметного обмена информацией и идеями. Поскольку обучение идет на родном языке, то изучение морфологии идет как естественным, так и целенаправленным путем. Эти два направления взаимно дополняют друг друга. В начальных классах больше используются возможности предметов, связанных с изучением родного языка. В старших классах сюда привлекаются возможности остальных гуманитарных и естественных предметов.
Ключевые слова: азербайджанский язык, грамматика, морфология, интенсивное обучение, методы интерактивного обучения
BASES OF TEACHING MORPHOLOGY OF THE AZERBAIJANI LANGUAGE IN SECONDARY SCHOOL
© 2019
Allahverdiyeva Leila Nasib, Doctor of Philosophy in Philology, Lecturer, Department of the Azerbaijani Language and Methods of Teaching Sumgait State University (5008, Azerbaijan, Sumqayit, Baku Street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the teaching of morphology in the lessons of the Azerbaijani language in secondary schools. It talks about the rules for using best practices to facilitate the teaching of morphology. Morphology is an important area of linguistics that studies various forms of words in the grammatical structure of a language. The first ideas about morphology are formed in students in the elementary grades. They get their development in the next stages of training. Students have the ability to solve the problems that arise in this way by appropriate methods, both individually and in a group. From this point of view, the article substantiates the importance of using interactive teaching methods based on the active mental activity of students. This activity is carried out in conditions of cooperation between participants in the learning process. Based on interactive methods, the interdisciplinary exchange of information and ideas is used. Since training is in the native language, the study of morphology is both natural and purposeful. These two areas are mutually complementary. In elementary classes, the possibilities of subjects related to the study of the native language are used more. In high school, the possibilities of other humanitarian and natural objects are attracted here.
Keywords: Azerbaijani language, grammar, morphology, intensive learning, interactive learning methods
Введение. С развитием науки меняется и совершенствуется и система образования. По этой причине изменяется содержание обучения, составляются новые учебные программы, отвечающие требованиям современности. Наиболее востребованными методами обучения в области образования развитых стран мира на сегодняшний день принято считать интенсивные методы обучения. В настоящее время, для того чтобы повысить интерес к науке и поднять уровень образования, необходимо осуществить значительные изменения в процессе обучения, и заменить традиционные уроки уроками, основанными на инновационных методах обучения [1].
Из числа инновационных методов именно методы интенсивного обучения могут считаться важным фактором, обеспечивающим рациональность и развитие процесса обучения. Применение методов интенсивного обучения повышает у учеников интерес к науке и образованию, а также формирует навыки самостоятельного мышления, умение свободно излагать свои мысли и принимать коллективное участие в уроке. Обязательно должны учитываться желания и способности учеников, которым необходимо предоставлять возможность самостоятельно работать. Так же следует помогать ученикам с выбором интересной и полезной информации, легко находить пути решения наиболее сложных задач, безошибочно определять, что верно, а что нет, то есть формировать их, как свободно мыслящих, самостоятельных личностей. Для успеха процесса обучения препода-
ватель должен на всех этапах урока держать учеников в поле зрения, наблюдать за их работой и поведением, обращать внимание на то, как они исполняют задания, направлять отвлекающихся учеников. Здесь можно с уверенностью сказать, что успех обучения тесно связан с правильно выстроенным взаимодействием учителя с учениками. Самый оптимальный способ добиться такого успеха - это применить методы интенсивного обучения.
Интерактивное обучение подразумевает создание проблемной ситуации, способствующей развитию мышления, самостоятельному приобретению знаний, активной позиции восприятия учеников, созданию благоприятных условий для проведения исследований, и дающей толчок повышению активности и естественного интереса к обучению, а не механическому запоминанию, творческому подходу к исследовательской работе, независимому мышлению, как важного фактора обучения [2, с.12].
Интенсивное обучение - это дифференциация и индивидуализация учебного процесса. Оно должно быть направлено на выявление навыков и умений учеников.
Если методы обучения выбраны правильно и использованы в соответствии с поставленной темой, то это способствует развитию стремлений, интересов и способностей учеников, превращает уроки в полезное и интересное занятие для каждого, повышает интенсивность процесса обучения. Так же это помогает установить
Allahverdiyeva Leila Nasib pedagogical
BASES OF TEACHING MORPHOLOGY ... sciences
тесное сотрудничество между учителем и учениками, а использование дидактических игр позволяет по-новому рассредоточить учеников и освободить учителя от необходимости строго распределять время, отведенное на разные занятия. Современные методы обучения опираются в основном на активное восприятие и память. Для этого, как было уже сказано, учитель сознательно создает на уроке проблемную ситуацию и привлекает учеников к творческому поиску. При этом ученики становятся полноправными участниками обучающего процесса, приобретают знания не в готовом виде, а в результате активного поиска и открытий [3, 4, 5].
На наш взгляд, перечисленные преимущества интенсивного обучения доказывают необходимость его широкого применения. Профессиональное применение новых методов обучения может изменить нынешнюю ситуацию в школе, когда ученики безразлично относятся к занятиям, и позволит сформировать у них позитивную жизненную позицию, а так же создаст условия для повышения качества образования.
Эти же преимущества делают необходимым применение интенсивных методов обучения и на уроках азербайджанского языка. Большую роль в этом должны сыграть учебники, которые используются на уроках азербайджанского языка в средних общеобразовательных школах.
Если правильно определить содержание обучения грамматике языка, и выбрать соответствующие методы и средства для его преподавания, то такое обучение может сыграть исключительную роль в развитии речи и мышления. Знание грамматики ускоряет процесс изучения языка в три раза. Незнание грамматики делает язык неопределенным и подчиняет его личной воле говорящего. В результате получится так, что каждый будет говорить на свой лад.
Грамматические явления в языке и языковые факты всегда даются во взаимосвязи друг с другом. При создании понятия о грамматике соблюдается принцип последовательности и соотнесенности каждого факта с предыдущим.
Сопоставление и краткое сравнение каждого нового понятия или факта с предыдущим материалом способствует повторению уже пройденных правил, а общий опрос становится основным фактором восстановления в памяти предшествующих тем.
Следует отметить, что соблюдение правил сочетания слов в языке и грамотного письма с использованием необходимых соответствующих морфем во многом зависит от применения грамматических правил в необходимом количестве. Именно поэтому грамотное письмо является лучшим средством для повторения правил грамматики.
Изучение морфологических понятий в школе не всегда имело сегодняшнюю форму и содержание, и в разные периоды определялось различными правилами и законами.
Интенсивное обучение основам морфологии создает условия для сознательного усвоения языковых явлений и формирования навыка правильного написания слов.
В процессе такого обучения теоретический материал должен составлять единство с практической деятельностью. Учитель должен, с одной стороны, повторить пройденный теоретический материал, а с другой стороны - закрепить эти новые правила в контексте. При повторении с помощью грамматического анализа осознанно воспринимаются только усвоенные морфологические и орфографические правила.
Отсюда можно сделать вывод, что основные принципы систематизации и закрепления необходимых навыков в преподавании морфологии следующие:
1. Способы и приемы, способствующие закреплению ранее приобретенных знаний в процессе обучения морфологии (собеседование, индивидуальный опрос, и т.д.).
2. Проведение письменных работ, соединяющих в
себе различные грамматические понятия (упражнения, анализ, письменная работа на письменных листках и. т.д.).
На основе этих принципов в процессе обучения морфологии не только изучаются правила и формы, но с помощью упражнений проверяются и закрепляются новые знания.
Характер обучения морфологии наиболее ярко выявляется на групповых занятиях. При этом класс делится на небольшие группы. Каждому участнику такой группы предлагается лист с заданиями, охватывающими различные вопросы.
Результаты выполненной участниками группы письменной работы проверяет и оценивает вторая группа. Учителю в этом процессе отводится роль судьи. После того, как представители каждой группы предоставят информацию о результатах проведенной ими работы, учитель сравнивает полученный результат, выявляет допущенные ошибки и оценивает каждую группу.
Этот метод, применяемый при обучении морфологии, позволяет ученикам точно определить признаки морфологических единиц на основе отдельных языковых факторов в процессе обучения и дает им возможность реализовать свои способности. Так же он обеспечивает независимое, самостоятельное развитие каждого из них.
Каждая из предыдущих тем должна быть пройдена таким образом, чтобы легко можно было усвоить последующий материал и, сопоставив понятия, выявить факты сходства и различия. Несмотря на то, что лингвистические понятия имеют свои специфические особенности, у них существует внутренняя связь. С этой точки зрения одно лингвистическое понятие служит основой для существования другого. Морфологические единицы должны преподаваться во взаимосвязи друг с другом по разделам и темам с соблюдением всех принципов единой языковой системы [6, с.23] .
Поэтому особенности и отличительные признаки предыдущей темы должны быть всесторонне изучены таким образом, чтобы создать предпосылки для усвоения новой. Например, если ученик знает грамматическую природу существительного и прилагательного относительно, то он будет путать субстантивированные прилагательные с существительными и атрибутивные существительные с прилагательными, знания касательно этих групп слов у него будут относительными. Поэтому при изучении существительного следует обратить особое внимание на сходство и отличие их от прилагательных, указать на атрибутивные существительные и подчеркнуть, какие признаки он теряет, а какие морфологические признаки прилагательного он приобретает, став атрибутивным.
Основным фактором при взаимосвязанном обучении частей речи является обоснование всех имеющихся возможных связей между ними. Так же, при изучении прилагательных во взаимосвязи с существительными, необходимо точно знать о содержании и объемах информации по прилагательным, ясно представлять себе проблемы, которые можно преподавать во взаимосвязи. Учитель, принимая во внимание информацию о других признаках прилагательных, например о структуре, смысловых видах, грамматических средствах перехода в существительные и т.д., должен продолжать сравнения и на последующих уроках. Для этого необходимо точно определить грамматическую позицию общих окончаний, служащих в азербайджанском языке для образования, как прилагательных, так и существительных.
Например, с помощью окончаний -li, и -liq, -lil, -luq, -lük можно образовать и прилагательные и существительные: kandli (крестьянин),уегИ (местный), §9harli (горожанин), дэтэПИк (луг), otluq (трава), meyvalik (сад), (существительные); yagli (жирный), duzlu (соленый), dadli (вкусный) ; illik (годовой), haftalik (недельный), kababliq (шашлычный) (прилагательные) и т.д.
педагогически науки
Аллахвердиева Лейла Насиб кызы ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МОРФОЛОГИИ ...
Несмотря на то, что по форме эти слова образуются с помощью одного и того же окончания, по смыслу они совершенно отличаются друг от друга.
Первые образуют субстантивные, вторые - атрибутивные слова. Значит, учитель, объясняя этот момент, должен обратить внимание учеников на то, что для определения морфологических признаков данных окончаний надо обратить внимание на значение образуемого с их помощью слова, и уже на основе этого определить, к какой части речи относятся образованные с помощью этих окончаний новые слова.
Хорошего результата при изучении глагола можно добиться, если по отдельности рассматривать формальные признаки глагола, как части речи; это понятие времени глагола, временные окончания глагола и их написание, использование инфинитива в качестве существительного, и т.д. А такие темы, как переход окончания ^в-^и -кв-у в падежных окончаниях существительных (oxumaq-oxumagl (учиться), gulmэk-gulmэyi (смеяться), лучше проходить во взаимосвязи с существительными.
Слово находит свое морфологическое и словарно-се-мантическое значение внутри частей речи, поэтому четкое разграничение понятий формы и содержания может сыграть заметную роль в процессе обучения. Изучение частей речи изолированно друг от друга не дает глубоких знаний о грамматическом строе языка. Для того чтобы полностью разъяснить какое-либо грамматическое понятие, необходимо использовать сразу несколько правил. Эти правила дополняют друг друга, и позволяют сравнить общие и отличительные черты всех частей речи в морфологии в целом, сделать соответствующие выводы. Грамматическое значение слова выявляется только в том случае, если оно изучается не отдельно, а во взаимосвязи с другими словами. Содержание слова уточняется его грамматическим значением. Слова или окончания, относящиеся к той или иной категории, объединяются вокруг одной грамматики.
Г.И. Балыев пишет: «При обучении морфологии смешение некоторых морфологических понятий с синтаксическими способствует более качественному усвоению самих морфологических понятий» [1, с. 277]. С этой точки зрения для точного определения формы и содержания слова важно выявить его синтаксическое значение. Иногда ученики путают грамматические функции прилагательного с определением, глагола со сказуемым. Например, в предложении Ыэтт istэyim azadya§amaqdlr (Я хочу жить свободно) слово ya§amaqdlr (жить) с синтаксической точки зрения именное сказуемое. А с морфологической точки зрения - это глагольное сказуемое, отвечающее на вопрос nэdir? (что?).
Из предыдущих тем ученики знают, что сказуемое, выраженное какой либо частью речи, за исключением существительного и глагола, является именным сказуемым, а сказуемое, выраженное глаголом, это - глагольное сказуемое. С морфологической точки зрения инфинитив относится к глаголу, как к главной части речи, и является его неспрягаемой формой. Он несет в себе признаки и глагола, и существительного; как глагол, он может быть переходным и непереходным, принимать видовые окончания, а как существительное - склоняться, выполнять синтаксическую роль существительного (используются в предложении как подлежащее или дополнение). А принимая окончания сказуемого, - выступать в предложении именным сказуемым.
При изучении темы инфинитива учитель больше внимания должен уделять именно этому факту. Учитель, преподающий морфологию в школе, должен грамотно, научно и в доступной форме дать ученикам понятие о морфологических единицах, одновременно формируя в них умение сравнивать, обобщать и анализировать полученную информацию. Он так же должен поощрять их на самостоятельную работу, повышать интерес к научным знаниям и возбуждать желание заниматься наукой.
Пользуясь методом сравнения, в предложении со-
поставляются причастия в роли именного сказуемого с инфинитивом. Обе эти формы объединяет то, что в предложении они выступают в качестве именного сказуемого. Для того чтобы четко и понятно разъяснить это ученикам, необходимо сравнить предложение со сказуемым, выраженным инфинитивом и причастием, с предложением, где сказуемое выражено спрягаемым глаголом, после чего выявить их синтаксическую позицию на основе вопроса, заданного к каждому из них. Здесь очень эффективными могут оказаться проведение ситуативных практикумов и обучающих методических игр типа «снежный ком», и т.д.
«В учебниках по азербайджанскому языку с целью выявления теоретических знаний учеников, их закреплению и превращению в устойчивые навыки, большая роль отводится различным (лексическим, этимологическим, фонетическим, грамматическим) видам анализа. Принимая во внимание этот факт, опытные учителя широко используют на уроках азербайджанского языка различные виды анализа. Учителя прекрасно знают, что нельзя ограничиваться передачей ученикам только теоретических знаний» [1, с.5]. Этот метод, с помощью которого выученный грамматический материал совершенствуется на практике, способствует обеспечению более быстрого и легкого усвоения и лучшего запоминания любой, относящейся к языку, темы.
Все области языкознания, которые преподаются в средней общеобразовательной школе, располагают соответствующими формами анализа. Большинство приведенных в учебниках упражнений требуют от ученика решения проблем при помощи анализа. В некоторых упражнениях одновременно надо проводить лексический, грамматический и фонетический анализ. Рассмотрим пример:
Упражнение 10. С помощью словаря определите правильную форму написания слов. БедЫ/Бе^ (выборы) sevki/sevgi (любовь) да^1/да1§1 (музыка) Бйй^и/Бййки (смазка) (растение) asql/asgl (крючок) [7, с.18]
Здесь требуется, пользуясь словарем, найти написанное слово. Ученикам на начальном этапе прививается навык пользоваться словарем. В начале работы уточняется правильное написание слова по орфографическому словарю. В азербайджанском языке есть слова, смысл которых меняется с изменением всего одной буквы. Например, nigah (взгляд, точка зрения), nikah (бракосочетание, женитьба), БэрЫ (картина, способ), sэpgi (сыпь), и т.д. Поэтому ученики, кроме орфографически правильного написания слов, обращают внимание и на его лексическое значение, и, пользуясь словарем, определяют смысл слова. После того, как выяснялось лексическое значение и правильное написание, начинается наблюдение за морфологическими процессами, происходящими в составе слова. С помощью морфологического разбора выделяется корень и окончание. Если разложить приведенные выше слова на корень и окончание, то можно увидеть, что они образованы путем прибавления к корням 8ед, да1, sйrt, ЬН, окончаний -к,
В азербайджанском языке есть такое правило: если последняя буква корня - звонкая согласная, тогда первая согласная присоединяемого окончания будет звонкой, если глухая - то глухой. В таком случае к корням слов, заканчивающихся на звонкую согласную да1, нужно прибавить окончание ^, а к корням зед, ,bit, - окончания -Ы. В учебнике по азербайджанскому языку, в главе «Главные части речи», в разделе «Составные существительные» не дается никакой информации относительно этого правила. Тем не менее, ученики, пользуясь умением анализировать самостоятельно, делают выводы и применив полученные результаты к другим упражнениям, могут добиться более быстрого и легкого
Allahverdiyeva Leila Nasib
BASES OF TEACHING MORPHOLOGY ..
pedagogical sciences
решения вопроса. В задании, состоящем из нескольких слов, ученики проявляют умение делать фонетический, лексический и морфологический анализ. На этом этапе обучения можно посоветовать воспользоваться методом письменных дебатов, и вывода новых понятий [8].
Учитель вывешивает на доске карточки в виде кружочков разного цвета. На обратной стороне карточки написаны слова, образованные при помощи окончаний -ki, -gi. Задача учеников - отгадать эти слова. В целях подсказки учитель называет несколько признаков, отражающих лексическое значение каждого слова [8]. Анализируя подсказки учителя, ученики пытаются отгадать загаданные слова. Учитель, выслушав ответы учеников, просит их написать свои предполагаемые ответы на кружочках. Затем учитель проверяет ответы. Если ответ неверный, он предлагает сделать еще одну попытку отгадать это слово, затем еще раз выслушивает ответы и сверяет со словом, написанным на карточке.
После того как прозвучат все ответы, учитель объявляет о результатах выполненного задания и, открывая карточки, наглядно демонстрирует всем, отгадано ли слово. Затем учитель просит учеников найти эти слова в словаре для более точного научного определения данного понятия, и дает задание дополнить свои ответы другими, еще не названными признаками данных слов, и привести новые примеры. Затем еще раз обсуждаются результаты проделанной работы и выставляются оценки
[7].
Как видно в процессе такого урока ученики не только приобретают теоретические знания, но и обучаются умению работать как самостоятельно, так и в группе.
Цель этого урока - закрепить теоретические знания учеников по грамматике, сформировать и развить у них привычку грамотно писать и строить свою речь. В процессе выполнения любого задания внимание учеников направляется на основные вопросы грамматики, на единицы языка со сложным написанием, на факторы, позволяющие глубоко раскрыть их смысл и получить научно обоснованные результаты. Полученные теоретические результаты каждый раз проверяются на практике, экзаменуются и оцениваются. Одновременно создается логическая взаимосвязь между грамматикой и другими отделами языка (орфографией, лексикологией и т.д.). Полученный результат вновь применяется на практике, приобретенные теоретические знания получают свое подтверждение и закрепляются [9]. Такие упражнения повышают мыслительную активность и логическое мышление учеников. Ученики приобретают навык применения выученного теоритического материала непосредственно на практике.
Выводы. Таким образом, можно утверждать, что уроки азербайджанского языка должны максимально основываться на наглядности, потому что наглядная демонстрация обучающих материалов вызывает у учеников живой интерес, и способствует более глубокому усвоению темы. Это создает в классе реальную проблемную ситуацию, вызывает у учеников исследовательский интерес и желание самостоятельно изучать данный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кустарева В.А., Никитина Н.К., Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под ред. Н.С.Рождественского. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. — 240 с., ил.
2. Балыев Г.И. Методика преподавания азербайджанского языка в средней школе. Баку: Издательство АГПУ, 2003. — 425 с.
3. Голубничая Л.А. Историография организационных форм и словесных методов обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 25-28.
4. Ризаева Г.А. Традиционные и новые методы обучения в преподавании истории азербайджана в общеобразовательных школах // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 181-184.
5. Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.
6. Назаров А.М. Современные технологии обучения. Учебное пособие. Баку: Издательство АГПУ, 2012. — 103 с.
7. Эфендизаде А., Ахмедов Н., Келбиев А., Вахидов С.
Преподавание азербайджанского языка в средней школе. Часть II, Баку: Маариф,1977, 242 с.
8. Эфендизаде А., Ахмедов Н., Келбиев А., Вахидов С. Преподавание азербайджанского языка в средней школе. Часть I, Баку: Маариф, 1976. — 321 s.
9. Исмаилов Р., Джафарова Д., Мамедова С. Азербайджанский язык — 6. Учебник по азербайджанскому языку (для азерб. школы) для 6-х классов общеобразовательных школ. Баку: Алтун китаб, 2018. — 191с.