1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНИКАХ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА
И. В. Текучева
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы истории обучения русскому языку в школе, в частности, вопросы обучения грамматике. Особое внимание уделяется одной из базисных категорий методики преподавания - практическим методам обучения. На основании анализа научно-методических исторических источников была осуществлена реконструкция классификации грамматических упражнений, использовавшихся при обучении грамматике русского языка в начале ХХ в. Полученные данные значимы как для представления о состоянии методики преподавания грамматики рассматриваемого периода, так и для понимания источников современного развития методической науки.
Ключевые слова: методика обучения грамматике русского языка, виды грамматических упражнений, классификация грамматических упражнений, учебник по методике преподавания русского языка.
THE TYPES OF GRAMMAR EXERCISES IN METHODOLOGY TEXTBOOKS FOR TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE OF THE EARLY XX CENTURY
I. V. Tekucheva
Abstract. This article examines the history of teaching Russian language at school, in particular, the questions of teaching grammar. Special attention is paid to one of the basic categories of teaching methodology - practical learning methods. Based on the analysis of scientific-methodical historical sources the reconstruction of the classification of grammar exercises which was used in teaching grammar of Russian language in the early 20th century was made. The obtained data are relevant as for the understanding the state of methodology of teaching grammar during the period under review and for understanding the sources of modern methodology development.
Keywords: methods of teaching the Russian grammar, types of grammar exercises, classification of grammar exercises, textbook on methods of teaching the Russian language.
Учебники по методике преподавания русского языка для студентов высших и средних педагогических учебных заведений являются одним из научно-методических исторических источников. В них в концентрированном виде представлены базисные категории науки, поскольку одна из основных функций учебника - информационная, а это предполагает ознакомление учащихся с базисными категориями изучаемой науки.
В начале ХХ в. существовала разветвленная система подготовки учителей русского языка. Подготовка велась в духовных семинариях, учительских семинариях, учительских институ-
тах, педагогических классах женских гимназий, в женском педагогическом институте в Санкт-Петербурге, на высших педагогические курсах, на высших женских курсах, в университетах, историко-филологических институтах, в Педагогической академии. В настоящее время, по нашим данным, в библиотеках России хранится более двадцати учебников и учебных пособий разных авторов по учебной дисциплине «Методика преподавания русского языка», изданных в течение первых двух десятилетий ХХ в. Сохранились учебники С. А. Золотарева (1909), Н. К. Кульмана (1912), А. Д. Алферова (1912), В. В. Данилова (1912, 1917), В. А. Воскресенского
(1913), М. А. Тростникова (1913), А. Климентова
(1914), К. В. Ельницкого (1902, 1914), А. Н. Буна-кова (1914), П. О. Афанасьева (1914, 1917), В. Я. Смирнова (1916), Н. С. Державина (1917), А. В. Попова (1912, 1917), А. Е. Грузинского (1917), А. М. Лободы (1915) и др. [1].
Материал этих учебных книг представляет несомненный научный интерес, поскольку позволяет углубить наши знания о тенденциях развития системы преподавания русского языка в школе и составляет основу современных перспективных исследований в области методики преподавания русского языка.
Учебники методики преподавания русского языка начала ХХ в. включали несколько разделов, в том числе раздел методики преподавания грамматики. В этом разделе излагались цели, содержание, принципы и методы преподавания грамматики. Некоторые авторы представляли учебный материал в историко-методическом ключе, некоторые включали экскурсы в историю грамматических учений.
В данной статье мы хотим остановиться на классификации грамматических упражнений, реконструированной на основе анализа указанных учебников.
Какого-либо определения понятия «упражнение» в проанализированных нами учебниках мы не находим. В то же время в «Учебнике педагогики» М. И. Демкова 1916 г. упражнение отождествляется с повторением, а выполнение упражнения связывается с деятельностью, позволяющей достичь поставленных целей обучения [2, с. 107]. По мысли авторов учебников методики, использование в процессе обучения упражнений предопределяется необходимостью соблюдать дидактические принципы соединения теории и практики и прочности усвоения полученных знаний. В анализируемых учебниках упражнения классифицируются в зависимости от формы выполнения - на устные и письменные; какой-либо другой классификации мы не находим [3, с. 135] (таблица).
Необходимо заметить, что иногда в качестве синонима к слову «упражнение» авторы учебников использовали слово «задача», однако в учебнике по педагогике И. М. Демкова разъясняется, что упражнение - это деятельность, а задача - это «вопрос, который дается в классе или на дому для продолжительного и вполне самостоятельного обдумывания и решения» в процессе этой деятельности [2, с. 108].
Таблица
Виды грамматических упражнений
Устные упражнения Письменные упражнения
Грамматический разбор примеров из книжного текста Грамматический разбор примеров из книжного текста
Подбор примеров с определенными грамматическими явлениями Запись самостоятельно составленных примеров на грамматическую тему. Извлечение (выписывание) из книжного текста примеров на грамматическую тему
Группировка слов по морфологическим признакам Группировка слов по морфологическим признакам
Подбор подходящих сказуемых/подлежащих Диктовка с включением изучаемых грамматических явлений
Распространение предложений соответствующими второстепенными членами Списывание предложений с восстановлением пропущенных членов. Списывание с изменением грамматических форм
Преобразование распространенных предложений в нераспространенные Преобразование сложных предложений
Составление предложений по схемам Составление предложений по схемам
Склонение/спряжение слов Надписывание вопросов над членами предложения
Образование однокоренных слов. Составление существительных с уменьшительными суффиксами. Образование прилагательных. Образование глагольных форм Графическое обозначение грамматических явлений (подчеркивание, разделение)
Заполнение таблицы
Упражнения по толковописанию (правильному изложению мыслей)
В наибольшей степени в учебных книгах по методике как вид грамматического упражнения проанализирован грамматический разбор: определены цели, виды и содержание грамматического разбора, представлены планы и образцы его выполнения.
Методисты прошлого выделяли три основные цели использования грамматического разбора на уроках русского языка: 1) применение изученного грамматического материала на практике и более прочное усвоение этого материала; 2) развитие мышления учащихся; 3) сознательное отношение к книжной речи [3, с. 135; 4, с. 9; 5, с.180; 6, с. 130].
В зависимости от этапа изучения материала грамматический разбор текста подразделялся на частный (или частичный) и общий (или систематический, или повторительный) [3, с. 135; 6, с. 133].
Частный (частичный) грамматический разбор использовался после объяснения учащимся того или иного грамматического явления на уроке; цель этого разбора - «научить детей применять усвоенное правило к соответствующим явлениям речи» [6, с. 133]. В качестве дидактического материала использовался текст, содержавший изученное на уроке грамматическое явление. Во время проведения данного упражнения необходимо было найти соответствующее явление и обосновать свое решение [3; 6].
Общий (систематический, повторительный) грамматический разбор использовался во время повторения нескольких грамматических тем. В процессе этого разбора затрагивались знания из синтаксиса и этимологии (мор-фемики, словообразования, морфологии). Этот вид разбора включал также орфографический (орфографический и пунктуационный) разбор [3; 6].
Во время разбора предлагалось использовать различные графические обозначения грамматических явлений и синтаксические схемы [7, с. 102].
По содержанию выделяли три вида грамматического разбора: синтаксический (разбор предложения); этимологический (формы слова); орфографический (правописание).
Приведем примеры порядка разных видов разбора.
Порядок частичного (частного) грамматического разбора
1. Синтаксический разбор:
• разделить простое предложение на составные части (подлежащее и сказуемое);
• разбор по вопросам (предполагалось, что прием постановки вопросов к словам должен показывать ученикам отношения и связь слов между собой и подготовить к определению членов предложения, к определению вида связи между словами, а также к определению особенностей слова и определению формы слова);
• разбор по простым предложениям и указание в предложении главной и второстепенной части;
• указание на согласование и управление слов [5, с. 181].
2. Этимологический разбор:
• охарактеризовать форму слова;
• указать морфемный состав слова.
3. Орфографический разбор (также рассматривался как вид грамматического):
• объяснение правописания;
• объяснение знаков препинания [5, с. 182].
Порядок общего (систематического, повторительного) грамматического разбора
1. Синтаксический разбор:
• определить вид предложения: простое/ слитное/ сложное;
• охарактеризовать простое предложение: полное/ неполное/ безличное; нераспространенное/распространенное; утвердительное, отрицательное, вопросительное, восклицательное, повествовательное;
• охарактеризовать сложное предложение: главное, придаточное; какое придаточное; к какому слову относится придаточное и на какой вопрос отвечает;
• охарактеризовать придаточное предложение: полное / сокращенное;
• разобрать простое предложение: указать подлежащее, сказуемое и другие члены предложения; указать, какой связью связаны слова (согласование/управление);
• объяснить постановку знаков препинания [5, с. 183].
2. Этимологический разбор:
• знаменательная/служебная часть речи;
• простое/сложное слово;
• первообразное/производное слово;
• обозначение главных частей слова;
• часть речи;
• разряды частей речи;
• форма слова в тексте.
3. Орфографический разбор:
• объяснение правописания;
• объяснение знаков препинания [5, с. 183; 6, с. 130].
Предлагаем примеры этимологического и синтаксического разбора, приведенные в учебниках Н. К. Кульмана и А. Н. Бунакова.
Этимологический разбор
Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь.
Вопросы к тексту:
• На какие две группы мы разделили все части речи? (Изменяемые и неизменяемые, то есть неспрягаемые и несклоняемые). Назовите изменяемые и неизменяемые.
• Прочтите текст.
• Отметьте в нем все неизменяемые части речи и назовите их.
• Найдите глаголы и определите их виды. Как вы отличаете один вид от другого? Как образуется совершенный вид? Приведите несколько примеров. Отметьте все существительные, прилагательные, местоимения, числительные.
• Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
Голова...............
А
Какой?
I--П
1 рыжеватой 1
• Разберите имя существительное недели (нариц., ж.р., мн. ч., вин. пад.).
• Разберите имя прилагательное последние. Отчего зависит его род, число, падеж?
• Разберите глагол доходило. Как в старину выражали наше прошедшее время? Какие еще особенности русского глагола знаете, делающие его непохожим на иностранные?
• Поста (из текста) - какой падеж? А как предложный? Нет ли в нашем тексте еще такого окончания в предложном падеже? На снегу. Откуда явилось в современном языке такое окончание? А как множественное число от слова снег? Снега. Что в этой форме особенного? На какой звук обычно оканчивается им. п., мн.ч. имен существительных? Скажите еще несколько таких слов с окончанием а в им. мн. Откуда могло явиться такое окончание? Какая разница в значении между формами хлебы - хлеба, мехи - меха, цветы - цвета, образы - образа?
• Три дня и три ночи. Скажите вместо трех -два, четыре, пять, шесть... Почему от 2 до 4 включительно при числительном в именительном падеже употребляется ед. ч., а начиная с 5 - множественное? Как вы объясните происхождение числительных пятнадцать, пятьдесят? Откуда явилось числительное сорок? Почему именно оно оказалось заимствованным от греков? [7, с. 136].
Синтаксический разбор
Простое предложение
Русая голова с рыжеватой бородкой на минуту высовывается из-под рогожи (Л. Толстой) (схема - рис. 1).
высовывается
Рис. 1. Схема синтаксического разбора простого предложения
Предложение - простое, личное, полное, распространенное.
Логический состав: логическое подлежащее - русая голова с рыжеватой бородкой; логическое сказуемое - на минуту высовывается из-под рогожи.
Грамматический состав: грамматическое подлежащее - голова, грамматическое сказуемое - высовывается; второстепенные грамматические члены: русая - определение, относится к слову голова; с бородкой - определение к тому же слову; рыжеватой - определение к определению с бородкой; на минуту - обстоятельство времени, находится при глаголе высовывается; из-под рогожи - обстоятельство места при том же глаголе.
Сложно-подчиненное предложение
Белый ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из зеленой гущи и круглился на воздухе, как сверкающая колонна (Гоголь) (схема - рис. 2).
Предложение - сложно-подчиненное.
Главное (независимое) предложение - Белый ствол березы подымался из зеленой гущи и круглился на воздухе.
Придаточные предложения: 1) лишенный верхушки - придаточное определительное первой степени, сокращенное путем замены оборотом с причастием; служит определением к подлежащему главного ствол; 2) отломленной бурею или грозою - придаточное определительное второй степени, сокращенное тем же способом; служит определением к дополнению придаточного первой степени верхушки; 3) как сверкающая колонна - придаточное обстоятельственное сравнительное первой степени, служащее обстоятельством об-
раза действия к глаголам главного подымался и круглился.
Сложно-сочиненное предложение Время для охоты стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Аксаков).
Предложение - сложно-сочиненное. Независимые предложения, вошедшие в состав данного сложного предложения, соединены по способу соединительного (пояснительного) сочинения. Грамматическая связь между первым и вторым (поясняющим первое) предложением выражена пояснительным союзом то есть [4, с. 49].
Проведенный анализ учебников методики позволяет говорить о том, что в начале ХХ в. уже была разработана номенклатура грамматических упражнений, определены цели и условия их применения, а также содержание и порядок разных видов грамматического разбора.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тенденции в развитии методики преподавания грамматики (начало ХХ в.) // Школа будущего. - 2017. - № 1. - С. 84-89.
2. Демков М. И. Учебник педагогики. Ч. 2. -Изд. 3-е, испр. - М.: Изд-во т-ва «В. В. Дум-нов, наследники Бр. Салаевых», 1916. - 168 с.
3. Кульман Н. К. Методика русского языка. -Изд. 5-е. - Петроград: Изд. Я. Башмакова и К, 1915. - 289 с.
4. Бунаков А. Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. - М.: Книгоизд-во В. Карчагина, 1914. - 155 с.
5. Ельницкий К. В. Методика начального обучения отечественному языку. - Изд. 15-е. -СПб.: Гутзац, 1902. - 195 с.
Белый ствол березы // подымался из зеленой гущи и круглился на воздухе Л
Какой?
-1
лишенный верхушки
Л
Как?
как сверкающая колонна
Какой?
отломленной бурею или грозою
Рис. 2. Схема синтаксического разбора сложно-подчиненного предложения
6. Смирнов В. Я. Методика русского языка. -М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1916. - 186 с.
7. Данилов В. В. Русский язык в высшем начальном училище. - Петроград - Киев: Сотрудник, 1914. - 188 с.
8. Воскресенский В. А. О преподавании русского языка в начальном училище. Методика объяснительного чтения, грамматики и письменных упражнений. - Изд.4-е. - СПб.: Изд. Н. П. Карабасникова, 1913. - 80 с.
9. Климентов А. Методика преподавания родного языка. - Изд. 4-е. - Одесса: Тип. Л. Нитче, 1914. - 200 с.
REFERENCES
1. Tendentsii v razvitii metodiki prepodavaniya grammatiki (nachalo XX v.). Shkola budush-chego. 2017, No. 1, pp. 84-89.
2. Demkov M. I. Uchebnik pedagogiki. Part 2. Moscow: Izd-vo t-va "V. V. Dumnov, nasledniki Br. Salaevykh", 1916. 168 p.
3. Kulman N. K. Metodika russkogo yazyka. Petrograd: Izd. Ya. Bashmakova i K, 1915. 289 p.
4. Bunakov A. N. Metodika obucheniya russkomu yazyku v srednikh uchebnykh zavedeniyakh. Moscow: Knigoizd-vo V. Karchagina, 1914. 155 p.
5. Elnitskiy K. V. Metodika nachalnogo obucheniya otechestvennomu yazyku. St. Petersburg: Gutzats, 1902. 195 p.
6. Smirnov V. Ya. Metodika russkogo yazyka. Moscow: Tip. t-va I. D. Sytina, 1916. 186 p.
7. Danilov V. V. Russkiy yazyk v vysshem nachal-nom uchilishche. Petrograd - Kiev: Sotrudnik, 1914.188 p.
8. Voskresenskiy V. A. O prepodavanii russkogo yazyka v nachalnom uchilishche. Metodika obyasnitelnogo chteniya, grammatiki i pismen-nykh uprazhneniy. St. Petersburg: Izd. N. P. Karabasnikova, 1913. 80 p.
9. Klimentov A. Metodika prepodavaniya rodno-go yazyka. Odessa: Tip. L. Nitche, 1914. 200 p.
Текучева Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: levkovalila@mail.ru
Tekucheva Irina V., PhD in Philology, Professor, Moscow Pedagogical State University e-mail: levkovalila@mail.ru