Научная статья на тему 'Преемственность и перспективность усвоения младшими школьниками морфологических понятий на уроках русского языка (на материале изучения глагола)'

Преемственность и перспективность усвоения младшими школьниками морфологических понятий на уроках русского языка (на материале изучения глагола) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туманова О. В.

Преемственность и перспективность во многом определяют эффективность учебного процесса. Морфология – один из главных разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение основных целей обучения. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса. Центральным объектом при изучении морфологии должен стать глагол, с его самобытными, не свойственными другим частям речи грамматическими категориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность и перспективность усвоения младшими школьниками морфологических понятий на уроках русского языка (на материале изучения глагола)»

гда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связь и во взаимоотношение в другими элементами сложной и разветвленной структуры языка.

Список литературы:

1. Виноградов В. В. Об основном словарном фонде и его словообра-зующей роли в истории языка // Известия АН СССР. - 1961. - Т. 10, Вып. 3. - С. 227.

2. Улуханов И.С. Глаголы на -е(ть) в современном русском языке // О продуктивности и регулярности словообразовательного типа. - 1966. - С. 129.

3. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977. - С. 256.

4. Огольцева Е.В. Образное значение в системе отсубстантивной деривации (структурно-семантический аспект): монография. - М., 2006. - С. 334.

5. Малый академический словаря русского языка: в 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд. - М., 1999.

6. Большой толковый словарь / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2008. - 1536 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 2003. - С. 944.

8. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. -М., 1984. - С. 4.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА)

© Туманова О.В.*

Педагогический колледж № 8 «Измайлово», г. Москва

Преемственность и перспективность во многом определяют эффективность учебного процесса. Морфология - один из главных разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение основных целей обучения. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного кур-

* Преподаватель русского языка факультета начальных классов.

са синтаксиса. Центральным объектом при изучении морфологии должен стать глагол, с его самобытными, не свойственными другим частям речи грамматическими категориями.

Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные классы, средние и старшие. Преемственность образования предполагает, что между этапами школы должны быть установлены устойчивые связи с учетом того, что предшествующий этап образования является естественной базой для последующего этапа. Преемственность ме^ду различными звеньями школы, ме^ду ее отдельными классами является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Сохранение преемственности на занятиях по русскому языку между III (IV) и У-У1 классами должно выражаться в следующем: в тщательном отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимися; формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения новой темы на уроках русского языка должны не расходиться с теми, к каким привыкли учащиеся в ЫП (IV) классах, чтобы был обеспечен постепенных переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Преемственность и перспективность во многом определяют эффективность учебного процесса. Речь идет о том, чтобы учителя начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развитии школьников за прошедшие годы.

При решении проблемы преемственности и перспективности в обучении важным моментом считается соблюдение основных принципов дидактики, а именно: научности, систематичности, последовательности, прочности знаний и действенности результатов обучения и др.

Основные цели обучения русскому языку в школе состоят в развитии речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей школьника; в овладении знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; в формировании умений и навыков грамотно пользоваться богатствами русского языка в своей речевой практике. Важнейшее место в обучении принадлежит морфологическому понятию, так как именно научное понятие способно концентрировать разрозненные факты языка и стать ориентиром в осознанной практической деятельности. Полноценное овладение основополагающим понятием в грамматике таким, как понятие части речи, позволяет решить целый ряд проблем при обучении русскому языку, так как это понятие является базой для полноценного усвоения не только морфологии, но и других разделов школьного курса языка - лексики, словообразования, орфографии, пунктуации, синтаксиса.

Морфология - один из главных разделов школьного курса русского языка , от успешности усвоения которого во многом зависит достижение основ -ных целей обучения. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматического материала оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса. Морфология - самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформирован-ность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слова в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В условиях появления нового образовательного Стандарта второго поколения для начальной и основной школы, смены ведущих целей обучения, особое значение в построении системы преподавания приобретает систем-но-деятельностный подход.

Выпускник начальной школы для успешного продолжения обучения в основной школе должен обладать устойчивым познавательным интересом, необходимыми знаниями, владеть основами осуществления учебной деятельности: уметь использовать учебный материал, позволяющий обучающимся решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям [1, с. 40].

В разделе «Морфология» выпускник научится: определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора и др.

Лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики» [2, с. 4]. Внимание учителя должно быть направлено на осознание учениками общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего ознакомления со все-

ми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лек-сико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, что способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий. Имена существительные, имена прилагательные и глагол ученики начальных классов осознают с пяти сторон: 1) что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета); 2) на какие вопросы отвечает; 3) как изменяется или какие имеет постоянные категории; 4) каким членом предложения является; 5) какие имеет окончания; как образуется.

По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. Во II классе изучают классификацию слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. III класс является центральным в формировании понятия «часть речи», учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), синтаксическая функция в предложении. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. В IV классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Важное место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Центральным объектом при изучении морфологии должен стать глагол, с его самобытными, не свойственными другим частям речи грамматическими категориями. Во II классе начинается более целенаправленная работа над глаголами в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос «что делать?» Программа указывает в качестве одного из умений, формируемых у второклассников, постановку вопроса к слову. Вопрос к слову ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие предмета или его признак. В III классе основная задача при изучении глагола - формирование понятия «глагол как часть речи», ознакомление с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников. В IV классе необходимо углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение, изменение по числам, временам, роль в предложении), развить навыки точного употребления глаголов в речи, познакомить со спряжением глаголов, научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола, провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, научить распознавать спряжение по неопределенной форме. Учащиеся должны узнать о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научиться различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям,

спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем школьники знакомятся с I и II спряжением глаголов, запоминают окончания глаголов. После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, различать спряжения таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. При изучении этой темы особое внимание необходимо уделить глаголам-исключениям, их 11 (которые относятся ко II спряжению), но в начальной школе изучают только 6 глаголов плюс такие глаголы-исключения как брить и стелить (относятся к I спряжению). Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. В процессе изучения темы «Глагол» речь учащихся обогащается новыми глаголами. Дети уточняют для себя лексическое значение глаголов, которыми они уже пользовались, наблюдают за многозначностью глаголов, их употреблением в прямом и в переносном значении. В курсе средней школы все эти понятия и признаки глагола будут изучаться подробно.

В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется -ть и -ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе изучения вопрос оставляется открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на -ть и -ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости -ть и -ти просто подчеркиваются.

В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с объективно существующей лингвистической проблемой, что важно для понимания школьниками возможности существования различных точек зрения и, как следствие, - для развития гибкости их мышления.

Специфика предмета «русский язык» требует для реализации преемственности и перспективности соблюдения целого комплекса условий, таких как: осуществление обучения на всех этапах школьного образования в рамках единой лингвистической концепции, которая обеспечит поэтапное продвижение в освоении грамматики русского языка; совершенствование методической системы преподавания, обеспечение такого построения школьного курса грамматики, при котором содержание материала, порядок его расположения, упорядоченное применение методов и форм работы учителя, непрерывная опора на предшествующие знания, их точный учет, постоянная взаимосвязь нового и ранее изученного представляют собой единую систему; построение начального курса грамматики с учетом закономерностей речевого и интеллектуального развития школьников.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: «Просвещение», 2010. - 191 с.

2. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. - М., 1971. - 135 с.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. - М.: «Просвещение», 1987. - 415 с.

4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. - М.: «Академия», 2002. - 464 с.

5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. - М.: «Академия», 1997. - 383 с.

ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРКОТИКАМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Чербаева Е.В.*, Сарнычева Н.П.4

Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева, г. Тамбов

Статья посвящена основным тенденциям в плане профилактики наркотической зависимости молодежи. Рассматриваются такие формы внеурочной деятельности, как тренинги, праздники и т.д. В статье особое место отводится работе педагогов, психологов и воспитателей Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева.

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Наша страна переживает очередную историческую метаморфозу. Кризис политической и экономической системы, пересмотр законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного управления и другие социально-экономические процессы отражаются на состоянии людей, их физическом, психическом и материальном благополучии. Постоянно ухудшается экологическая ситуация из-за природно-эколо-гических катастроф, рушатся ранее сложившиеся ценностные ориентиры в российском обществе. Все эти процессы обостряют наркологическую ситуацию в стране и становятся для нашей молодёжи испытанием на жизнестойкость [1].

В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления наркотических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Темпы роста наркотизации российского общества и преступности, связанной с наркотиками, справедливо рассматриваются как одна из реальных угроз национальной безопасности страны. Проблема зависимостей в молодежной среде является одной из наиболее актуальных. Об этом свидетельствуют цифры

* Воспитатель.

* Мастер производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.