ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АКЦИЗОВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ
Ю.А. Еремеева, студент К.С. Черноусова, доцент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1092
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема построения акцизов на отдельные виды товаров, причины возникновения данной проблемы, аспекты и ее влияние на государство и общество. В связи с тем, что акциз является одним из основополагающих налогов для доходной части бюджета, возникающие и существующие до сих пор проблемы при его построении сохраняют актуальность данной темы.
Ключевые слова: акцизы, построение акцизов, налоговая система, подакцизные товары.
В Российской Федерации, как и во многих странах с переходной экономикой, одним из главных инструментов пополнения доходов бюджета по статьям налогообложения являются косвенные налоги, одним из видов которых выступают акцизы [1]. Проблема построения акцизов на отдельные виды товаров не теряет своей актуальности на протяжении нескольких лет. Это объясняется наличием нерушимой взаимосвязи между потребительским спросом на товары, облагаемые акцизом, и политикой государства, проводимой в отношении этих товаров.
Акцизом называется косвенный налог, включающийся в стоимость товаров определенной номенклатуры и применяющийся в обязательном порядке на всей территории РФ.
Особенностью, отличающей акцизы от других налогов, является то, что зоной распространения акцизного налога является ограниченный перечень товаров. Указанные товары носят название «подакцизные». В Налоговом кодексе отводится отдельная статья для определения продукции, облагаемой акцизным налогом. К этой категории продукции относятся:
- спиртосодержащая продукция и этиловый спирт, полученный из любого типа сырья;
- алкогольная продукция;
- табачная продукция и табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания;
- легковые автомобили;
- бензин, дизельное топливо, моторные масла, а также средние дистилляты;
- бензол, параксилол, ортоксилол;
- авиакеросин;
- природный газ;
- электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также жидкости для этих систем;
- виноград, используемый для производства вин, игристых вин и ликерных вин [2].
Как и все косвенные налоги, акциз включается в цену товара, превращая потребителя подакцизной продукции в плательщика данного налога. Акциз не только входит в состав цены товара, но и определяет её величину, тем самым влияя на потребительский спрос. Рассматривая этот тезис, можно сделать вывод, что при построении акцизов государство использует данный налог не только как инструмент по увеличению доходной части бюджета, но и в качестве регулятора некоторых экономических и социальных процессов. Среди которых можно выделить следующие:
- регулирование потребления продукции, которая наносит ущерб окружающей среде и здоровью человека (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);
- перераспределение доходов высших слоев населения;
- перераспределение доходов, получаемых от изготовления и реализации про-
дукции, в производстве или добыче которых государство является монополистом.
При этом при построении акциза на отдельные виды товаров, например табачную и алкогольную продукцию, государство проводит достаточно жесткую политику. Среди этих мер можно выделить непрерывно растущие ставки по акцизам, где касательно табачной продукции государство нацелено уравнять цены с европейскими странами, изменение в налоговом законодательстве и отдельные кампании. Благодаря этому выделяется основная проблема при построении акцизов - противодействие двух сторон или «чаши весов». С одной стороны находятся значительные поступления в доходную часть бюджета, сдерживание негативного экологического фактора и стремление сохранить природные ресурсы, пропаганда неупотребления алкогольной и табачной продукции. С другой стороны сознательное потребление населением данной продукции и, как следствие, социальное недовольство из-за непрерывно растущих цен на эту продукцию, а также ущемление предприятий малого и среднего бизнеса, ведь из-за растущих ставок налога и давления конкуренции на начальном этапе развития многие из них уходят с рынка.
Так как субъектами акцизного налога выступают экономические организации, лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также лица, признаваемые субъектами налогообложения в связи с осуществлением импортно-экспортной деятельности, то непрерывно повышаемые ставки по акцизам становятся также своеобразным катализатором для отхода данных субъектов в теневой сектор экономики и увеличения контрабандной и контрафактной продукции в стране.
Основываясь на перечне подакцизных товаров можно сделать вывод, что подакцизной продукцией признаются товары, несущие негативное влияние на здоровье человека и/или окружающую природу. Данный тезис можно принять за базовый принцип построения акцизов, опираясь на который, государство выделяет данную категорию продукции не только в Налого-
вом кодексе, но и визуально, используя для этого акцизную маркировку. Некоторые виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными или федеральными марками. Наиболее ярким примером служит табачная продукция и алкоголь. Федеральная марка выступает не только как опознавательный знак своевременной уплаты акцизного сбора, но и как знак качества. Также, приобретая маркированную продукцию, покупатель понимает, что данный товар реализуется на легальном основании и не является контрафактным. При этом, как уже упоминалось выше, имеет место продажа контрабандной и контрафактной продукции, а также фальсификация акцизной маркировки, которая по результатам исследования к концу 2020 сократилась с 15,6% до 10,2% [3]. Такое снижение относят к изменению в борьбе с теневой экономикой и увеличению контроля над акцизной маркировкой.
Стоит отметить, что ставка по акцизам повышается не только на запланированный государством процент, но также напрямую зависит от уровня инфляции в стране [4]. То есть, в случае кризисной ситуации в национальной экономике, ставки на ту же алкогольную и табачную продукцию поднимутся выше, уплата по которым, в свою очередь, вновь перенесется на потребителей и вызовет новую волну социального недовольства.
Говоря о социальном недовольстве и массовом потреблении таких подакцизных товаров, как алкогольная и табачная продукция, нужно отметить, что базовым принципом или главной задачей, которую выделяет государство, при построении акциза на эти товары является снижение уровня потребления табачной и алкогольной продукции в стране. Эта задача подкрепляется активной социальной пропагандой, котируемой на упаковках табачных изделий, и призванной породить негативное отношение человека к потреблению данных товаров, а также рядом запретов, ограничивающих рекламу, продажу и потребление в определенных местах и в определенное время суток алкогольной и табачной продукции.
В Налоговом кодексе помимо перечня товаров, признающихся подакцизными, прописаны товары, являющиеся исключениями и не признающимися как подакцизные. К ним относятся:
- медицинская продукция с содержанием спирта, если она внесена в Государственный реестр лекарственных средств;
- ветеринарная продукция с содержанием спирта, если она внесена в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов и содержится в ёмкостях, объемом не больше 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция с содержанием спирта, разлитая в металлические аэрозольные емкости объемом не более 100 мл;
- химическая продукция бытового назначения с содержанием спирта, представленная в металлической аэрозольной емкости;
- отходы, образующиеся при производстве этанола, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей, и соответствующие утвержденным нормам;
- пивное сусло.
Таким образом, базовые принципы построения акцизов на отдельные виды товаров (подакцизную продукцию) можно сформулировать следующим образом:
- акцизы - это мощный инструмент пополнения государственного бюджета;
- акцизы позволяют перераспределять сверхприбыль организаций, получаемых с производства и реализации высокорентабельной продукции (табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты);
- ограничение посредством акцизного налогообложения потребления продукции, наносящей вред здоровью человека и окружающей среде.
- товары первой необходимости исключаются из перечня подакцизной продукции;
Подводя итоги, можно выделить проблемы, возникающие и существующие при построении акцизов на отдельные товары:
- непрерывно растущие ставки по акцизам от года к году;
- дополнительное увеличение размера ставки на уровень инфляции;
- ущемление предприятий малого и среднего бизнеса, нацеленных на производство подакцизной продукции, и, как следствие увеличение теневого сектора;
- контрабанда и контрафакт;
- социальное недовольство непрекращающимся повышением цен на подакцизную продукцию;
- неэффективная социальная пропаганда.
Подакцизная продукция выступает для государства неиссякаемым источником пополнения доходной части бюджета, при этом акциз является одним из самых эффективных налогов в этом плане. Но, очевидно, что решить проблему потребления продукции, оказывающей негативное влияние на организм человека и экологию страны, только повышением налоговых ставок и запретов на данный момент нельзя. Пока существует неясность в основополагающих принципах, которыми руководствуется государство, существует и проблема основ построения акцизов.
Библиографический список
1. Снимчикова В.В. Акцизы на отдельные виды товаров: действующий механизм и направления его совершенствования // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». - Белгород, 2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 2, Статья 181. Подакцизные товары.
3. Исследование агентства «Бизнес Аналитика Ритейл Трекинг» (БАРТ). 2020;
4. Налогообложение стран СНГ / Фомин Е.П., Зубкова А.А., Назаров М.А., Михалева О.Л., Лукьяненко Л.Ф., Битюкова Т.А., Чариков В.С., Лукьяненков М.В., Нестерова О.В., Мустакимов И.Р., Черноусова К.С., Дремова Е.Ю. // Самарский государственный экономический университет. - Самара, 2013.
5. Черноусова К.С., Горюшина Е.А., Казакова Е.А. Учет прямых и косвенных налогов в системе налогообложения Самарской области // Самарский государственный экономический университет. - Самара, 2018.
THE BASICS OF BUILDING EXCISE TAXES ON CERTAIN TYPES OF GOODS
Ju.A. Eremeeva, Student K.S. Chernousova, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This article examines the problem of constructing excise taxes on certain types of goods, the causes of this problem, aspects and its impact on the state and society. Due to the fact that the excise tax is one of the fundamental taxes for the revenue side of the budget, the problems arising and still existing in its construction remain relevant to this topic.
Keywords: excise taxes, construction of excise taxes, tax system, excisable goods.