Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железная дорога / пожарная безопасность / опасные грузы / обеспечение безопасности / железнодорожный транспорт / railway / fire safety / dangerous goods / fire safety / railway transport

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гиниятуллин Я.С.

Раскрыты основы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, представлены основные направления обеспечения пожарной безопасности при железнодорожных перевозках опасных грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гиниятуллин Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF FIRE SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT

The basics of fire safety in railway transport are disclosed, the main directions of fire safety in railway transportation of dangerous goods are presented.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 614.84

Гиниятуллин Я.С.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация: раскрыты основы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, представлены основные направления обеспечения пожарной безопасности при железнодорожных перевозках опасных грузов.

Ключевые слова: железная дорога, пожарная безопасность, опасные грузы, обеспечение безопасности, железнодорожный транспорт.

В настоящее время особое значение для государства занимает решение задачи обеспечения пожарной безопасности при перевозке на железнодорожном транспорте, в особенности это касается перевозки опасных и особо опасных грузов.

В настоящее время, классификация перевозимых по железным дорогам опасных грузов включает около трех тысяч разновидностей, что соответственно увеличивает риск образования аварийных ситуаций при их транспортировке.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт относится к одному из наиболее безопасных видов транспорта, однако аварии и катастрофы нередко приводят к большому материальному ущербу и значительным жертвам [1-2]. Значительное количество перевозимых опасных грузов и большая протяженность коммуникаций обуславливает возникновение аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте. Иногда авария принимает крупные масштабы, а опасные факторы пожара, взрыва и вредные токсичные вещества приводят к массовому поражению обслуживающего персонала и населения, на

1860

прилегающей к объектам железнодорожного транспорта территории, а также к разрушению конструкций, зданий и сооружений [3].

Особо опасными являются аварии, которые сопровождаются пожарами, взрывами цистерн с легковоспламеняющимися, горючими жидкостями и сжиженными углеводородными газами, а также разливом горючих жидкостей и химически опасных веществ.

Необходимость повышения безопасности функционирования определена Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года как важнейший государственный приоритет, «ключевой момент, являющийся критическим для дальнейшего социально-экономического роста страны». В связи с возможностью причинения значительного материального ущерба при авариях, особые требования предъявляются к деятельности, связанной с опасными грузами [4].

Сложившаяся ситуация определяет необходимость решения актуальной проблемы, заключающейся в концептуальном обеспечении требуемого уровня пожарной безопасности при железнодорожных перевозках опасных грузов.

Основные направления обеспечения пожарной безопасности при железнодорожных перевозках опасных грузов представлен на рисунке 1.

1861

Оаегпсчгши еш:1 .трмаи ЗсзЕшАСЯйсти

Рисунок 1 . Основные направления обеспечения пожарной безопасности при железнодорожных перевозках опасных грузов.

Данная концепция основных направлений обеспечения пожарной безопасности при ЖД перевозках опасных грузов направлена на обеспечение пожарной безопасности, ее рассмотрение следует проводить по следующим основным направлениям:

1) комплексное технологическое аудирование для управления промышленной и пожарной безопасностью объектов ЖДТ путем минимизации пожарного риска, сочетающее независимую оценку пожарного риска, выявление «узких» мест в обеспечении ПБ, и разработка эффективных инновационных решений, направленных на снижение и минимизацию пожарной риска,

2) прогнозирование с целью выявления и обоснования критериев оценки пожарной опасности обращающихся на ЖДТ веществ и материалов, условий возникновения горения и параметров развития пожаров [4].

1862

Основной целью применения концепции является управление пожарными рисками, основывающееся на принятии решений. Важнейшим аргументом для принятия решения служит логически непротиворечивая, полная и количественно подтвержденная система доказательств . Осуществляется поиск различных вариантов, выработка альтернатив для решения проблемы, их рациональное сравнение, на основании которого вырабатывается наиболее предпочтительное решение, направленное на управление пожарными рисками.

Помимо этого, стоит обратить внимание, на тот факт, что при перевозке опасных грузов в составе поезда информация по каждому опасному грузу должна быть заведена групповая аварийная карточка. В аварийной карточке должны быть указаны основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также отражаться определенные меры безопасности и предосторожности.

При перевозке опасных грузов данные меры подлежат неукоснительному соблюдению, в том числе при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. Данные карточки включают в себя как перечень опасных грузов с показателями транспортной опасности, так и характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций.

Аварийная карточка содержит:

- указания по применению средств индивидуальной защиты,

- необходимые указания по действиям при аварийной ситуации: общего характера, - при утечке, разливе и россыпи, - при пожаре,

- указания по нейтрализации,

- указания по мерам первой помощи.

В случае с пожарами на локомотиве и в составе поезда вред, который может быть причинен окружающей среде может оказаться довольно значительным по причине распространения огня на весь поезд [4].

1863

При ликвидации горения железнодорожных цистерн и автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными углеводородными газами необходимо применять мощные переносные, передвижные и стационарные лафетные стволы.

Боевые позиции ствольщиков должны быть выбраны на максимально возможном удалении с учетом вероятности взрывов и располагаться под прикрытием рельефа прилегающей местности, зданий и сооружений, бронещитов, бронетехники, транспортных средств (вагонов, автомобилей и т.д.), не имеющих опасных грузов. Личный состав подразделений ГПС должен работать в теплоотражательных и теплозащитных костюмах и под прикрытием распыленных струй воды [5].

При ликвидации горения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках необходимо располагать личный состав, устанавливать автомобили, оборудование на безопасном расстоянии от горящих резервуаров с учетом возможного вскипания, выброса, разлития горящей жидкости и положения зоны задымления, избегать установки техники с подветренной стороны, установить единые сигналы для быстрого оповещения людей об опасности и известить о них весь личный состав, работающий на пожаре (аварии), определить пути отхода в безопасное место.

Сигнал на эвакуацию личного состава должен принципиально отличаться от всех других сигналов на пожаре.

Не допускается подъем и пребывание личного состава на кровлях (плавающих крышах) наземных аварийных (горящих) и соседних резервуаров, на покрытии горящего заглубленного железобетонного резервуара и соседних с ним резервуаров.

В исключительных случаях с разрешения оперативного штаба допускается пребывание на крышах резервуаров лиц, специально проинструктированных для выполнения работ по защите дыхательной и другой арматуры от теплового излучения [3]. Нахождение личного состава, непосредственно не задействованного в тушении пожара, в зоне возможного поражения при выбросе и вскипании не допускается.

1864

Запрещается нахождение ствольщиков в обваловании горящего резервуара при наличии проливов нефти или нефтепродукта, не покрытого слоем пены, и при отсутствии работающих пеногенераторов или пенных стволов в местах работы личного состава. Личный состав подразделений ФПС должен работать в теплоотражательных и теплозащитных костюмах и под прикрытием распыленных струй воды [4].

Таким образом, рассмотренные в данном исследовании основы обеспечения пожарной безопасности при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте позволят сократить, а в каких- то случаях предотвратить количество ЧС, которые приводят к масштабным авариям и человеческим жертвам.

Вместе с тем, постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозке опасных грузов, в первую очередь взрывопожароопасных, а также соблюдение требований правил погрузки и перевозки в вагонах со стороны грузоотправителей таких грузов, даст возможность значительно повысить уровень пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция);

2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция);

3. Приказ МПС РФ №1-Ц от 08.01.1994г. "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" (ред. от 17.10.2000);

4. Положение об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Утверждено приказом Ространснадзора от 16.01.2007 г. № ВС-22;

5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

1865

Giniyatullin Ya.S.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

(St. Petersburg, Russia)

FUNDAMENTALS OF FIRE SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT

Abstract: the basics of fire safety in railway transport are disclosed, the main directions of fire safety in railway transportation of dangerous goods are presented.

Keywords: railway, fire safety, dangerous goods, fire safety, railway transport.

1866

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.