Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
пожарная безопасность / опасные грузы / железнодорожный транспорт / обеспечение безопасности / fire safety / dangerous goods / railway transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиниятуллин Я.С.

Проанализирована статистика пожаров, происходящих при доставке опасных грузов на железнодорожном транспорте, рассмотрены основные направления совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, раскрыты основные проблемы обеспечения пожарной безопасности при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING FIRE SAFETY WHEN HANDLING DANGEROUS GOODS ON RAILWAY TRANSPORT

The statistics of fires occurring during the delivery of dangerous goods by rail are analyzed, the main directions of improving the fire safety system in railway transport are considered, the main problems of ensuring fire safety when handling dangerous goods by rail are disclosed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 614.84

Гиниятуллин Я.С.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация: проанализирована статистика пожаров, происходящих при доставке опасных грузов на железнодорожном транспорте, рассмотрены основные направления совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, раскрыты основные проблемы обеспечения пожарной безопасности при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: пожарная безопасность, опасные грузы, железнодорожный транспорт, обеспечение безопасности.

На сегодняшний день среди основных видов транспорта в нашей стране считается железнодорожный. Железные дороги обеспечивают создание единого экономического пространства страны, связывают регионы в единое целое. Железнодорожный транспорт активно влияет на развитие внутренних и внешних связей России, обеспечивает ее экономическую и социальную безопасность, удовлетворяет потребности населения в перевозках и обеспечивает необходимый грузооборот.

Железнодорожным транспортом перевозится большое количество грузов, в том числе опасных, например, легковоспламеняющихся, самовозгорающихся, радиоактивных, взрывчатых веществ.

Преимущества железнодорожного транспорта определяются возможностью доставки больших количеств грузов, высоким

1867

пассажирооборотом, возможностью функционирования вне зависимости от времени года, относительно невысокой себестоимостью перевозок, высокой скоростью доставки, надежностью и безопасностью. Однако, несмотря на все положительные факторы, существуют нерешенные проблемы, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.

Пожары, возникающие при обращении с опасными грузами на железнодорожном транспорте, наносят значительный ущерб жизни и здоровью людей, приводят к значительным материальным потерям, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, что влияет на состояние экономики страны [1].

Представим небольшую статистическую информацию по аварийным ситуациям на железнодорожном транспорте при перевозке опасных грузов.

Межведомственная комиссия по экологической безопасности уведомляет, что больше чем при 30% аварий на железнодорожном транспорте происходят разливы нефтепродуктов.

Нефтеналивные грузы - самые опасные грузы, транспортируемые по железной дороге. С года в год рост количества перевозок железнодорожным транспортом увеличивается на несколько процентов.

Нефтяные компании более интенсивно используют железную дорогу для поставок продуктов за границу. В наше время около 61% объема нефти и нефтепродуктов перевозится частными вагонами, которыми управляют независимые операторы. Сегодня на рынке нефти есть несколько десятков компаний-операторов, заключивших с РЖД договора о взаимоотношениях при организации перевозок.

Аварии, возникшие при перевозке особо опасных грузов по железной дороге, приводят к разрушениям, ухудшении экологии, заражению местности, поражению токсичными веществами огромного количества людей [2].

Представим некоторые аварии, возникшие при перевозке нефтепродуктов по железной дороге. Май 1996 года, станция Мыслец Горьковской дороги, опрокинулось 23 вагона (цистерны) грузового поезда, в

1868

результате чего произошел разлив фенола и дизельного топлива, последнее начало гореть. Авария привела к неприятным последствиям: более 100 человек отравились фенолом (легкая и средняя степень тяжести), фенол и дизельное топливо загрязнили почву и водоемы на большом расстоянии от места происшествия.

Также стоит упомянуть о значительном материальном ущербе, необходимом на проведение различных природоохранных мероприятий. 13 августа 2003 года, Свердловская железная дорога (около 40 км от Свердловска), в аварию попал состав из 62 цистерн с бензином. При происшествии 21 цистерна сошла с рельс, загорелась или взорвалась. Больше месяца проводились работы по ликвидации аварийного разлива нефти.

В 2023 году при перевозке опасных грузов допущено 12 инцидентов (в 2022 году - 26 инцидентов), при этом в регионе транспортного обслуживания Октябрьской железной дороги в 2023 году допущено 4 инцидента (в 2022 году - 15 инцидентов), в регионе транспортного обслуживания Северной железной дороги в 2023 году допущено 8 инцидентов (в 2022 году - 11 инцидентов), на Калининградской железной дороге в 2022 и в 2023 годах инциденты при перевозке опасных грузов не были допущены.

За отчетный период были проанализированы поступившие материалы расследований инцидентов с опасными грузами - в результате чего объявлено 6 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении организаций, осуществляющих погрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, материалы по шести инцидентам, допущенным в 2023 году перенаправлены в МТУ по территориальной принадлежности контролируемых лиц: по Приволжскому федеральному округу (5 инцидентов) и по Уральскому федеральному округу (1 инцидент).

Приведенные статистические данные аварий подтверждают сложную обстановку на железной дороге при доставке опасных грузов, в результате чего могут возникнуть крупные аварии с катастрофическими последствиями [3].

1869

Основными причинами пожаров при железнодорожных перевозках таких легковоспламеняющихся опасных грузов, как нефтепродукты являются:

- разгерметизация запорной арматуры, фланцевых и сварных соединений,

- механические повреждения емкостного оборудования, коррозионное и тепловое воздействия, - попадание в цистерны посторонних веществ,

- дефекты и усталостные явления в металлах и сварных элементах цистерн, сосудов, нефтепроводов,

- ошибки при транспортировке и выполнении ремонтных работ,

- необоснованные увеличения встречных перевозок опасных веществ железнодорожным транспортом вследствие отсутствия системы регулирования и оптимизации маршрутов доставки аварийно-опасных веществ [4].

Пожары на железнодорожном транспорте, связанные с транспортировкой опасных грузов, отличаются сложностью организации и проведения боевых действий подразделений пожарной охраны, необходимостью принятия незамедлительных решений, от которых может зависеть жизнь и здоровье людей [3].

Для повышения пожарной безопасности железнодорожного транспорта, улучшения организации грузовых перевозок является устранение причин крушений, аварий, среди которых можно выделить брак в проездной и маневровой работе, низкий уровень трудовой и технологической дисциплины, нарушения при обращении грузов, износ, отказы оборудования, несоблюдение требований безопасности.

Безопасность движения поездов рассматривается как состояние защищенности перевозочного процесса от аварийных ситуаций в работе, обеспечивающее сохранность грузов, безопасность пассажиров и персонала, сохранение окружающей природной среды и бесперебойное функционирование железных дорог.

Зачастую причинами аварий является человеческий фактор.

Так, среди основных причин вызванных этим фактором являются:

1870

- нарушения при проведении ремонтных работ,

- нарушение должностных инструкций и инструкций по выполнению технологических операций,

- неправильные действия в нештатной ситуации,

- несоблюдение требований безопасности при проведении огневых

работ,

- несанкционированное возобновление приостановленных сотрудниками пожарной охраны работ и объектов,

- эксплуатация неисправного оборудования [5].

Поэтому важно проводить регулярные инструктажи и учения среди персонала железнодорожного транспорта, что позволит сократить риск образования пожаров и аварий.

Помимо персонала, в качестве повышения оперативности и реагирования в результате ЧС на железнодорожном транспорте одной из возможных профилактических мероприятий могут быть периодические комплексные учения пожарной охраны, которые позволят отработать тактику и повысить оперативность действий при реальной ЧС.

Так, например, в апреле 2024 года подобного рода учения прошли в

Перми.

По легенде на железнодорожных путях произошел сход и опрокидывание цистерны с последующим розливом и возгоранием нефтепродуктов.

На первом этапе к месту прибыл пожарный поезд и пожарные подразделения. Огнеборцы ликвидировали возгорание на площади 70 кв.м. На втором этапе проведён сбор нефтепродуктов силами аварийно-спасательного формирования. Третий этап заключался в тушении пассажирского и товарного вагонов, в которых были спасены двое пострадавших при помощи мягких и жёстких носилок. В завершении, на четвёртом этапе осуществлен подъем и установка цистерны на железнодорожные пути.

1871

Подобного рода мероприятия позволят предотвратить распространение пожара, и в короткие сроки ликвидировать возгорание.

Так, комплексный подход, который будет направлен на усовершенствование правил к перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте, прогнозирование свойств опасных грузов и их уровень опасности, а также профилактические мероприятия дадут возможность повысить пожарную безопасность при доставке опасных грузов на железнодорожном транспорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ;

2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 12Э-ФЗ (последняя редакция);

3. Федеральный Закон РФ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" от 10января 2003 №17- ФЗ (с изменениями). Министерство транспорта Российской Федерации - М., 2008;

4. Пантюхин В.В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004;

5. Королева, Л.А. Прогнозирование при управлении пожарным риском на железнодорожном транспорте. / Л.А. Королева // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2019. - № 4. - С. 123-129.

Giniyatullin Ya.S.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

(St. Petersburg, Russia)

PROBLEMS OF ENSURING FIRE SAFETY WHEN HANDLING DANGEROUS GOODS ON RAILWAY TRANSPORT

Abstract: the statistics of fires occurring during the delivery of dangerous goods by rail are analyzed, the main directions of improving the fire safety system in railway transport are considered, the main problems of ensuring fire safety when handling dangerous goods by rail are disclosed.

Keywords: fire safety, dangerous goods, railway transport.

1872

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.