Научная статья на тему 'ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ'

ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / социально-экономическое развитие / региональная экономика / мониторинг / оценка социально-экономического развития / дифференциация / сбалансированность / управление / показатели мониторинга / region / socio-economic development / regional economy / monitoring / assessment of the socio-economic development of the region / differentiation / balance / management / monitoring indicators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батуров Хуршедхон Дадоджанович

Сделана попытка рассмотреть теоретические и методологические вопросы, связанные с реализацией мониторинга социально-экономических процессов, протекающих в экономике региона. Показана теоретическая база мониторинга региональной экономической ситуации, раскрыты и систематизированы подходы и направления проведения мониторинга социально-экономических процессов, реализуемых в регионе. Показана схема использования методов мониторинга региональной экономики на базе цифровизации экономических процессов. Систематизированы основные виды мониторинга социально-экономических процессов, протекающих в регионе, раскрыты инструменты методологии и показатели мониторинга социально-экономического развития региона, информационное обеспечение данного процесса, показаны ключевые направления улучшения мониторинга социально-экономического развития, обоснованы подходы к выбору индикаторов, позволяющих дать оценку развитию региона, и названы основные этапы проведения мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS OF MONITORING THE REGIONAL ECONOMY

The article studies the theoretical and methodological issues related to the implementation of monitoring of socio-economic processes in the economy of the region. The theoretical basis for monitoring regional situations is shown, and approaches and directions for monitoring the socio-economic processes implemented in the region are disclosed and systematized. As well, it reveals the scheme of using methods for monitoring the regional economy based on the digitalization of economic processes. The main types of monitoring the socio-economic processes in the region are systematized. The tools of the methodology of socio-economic development of the region, information support for the monitoring process and the key directions for improving the monitoring of the socio-economic development of the region are shown and justified. It reveals the approaches to the selection of indicators that allow assessing the development of the region and main stages of monitoring.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ»

УДК:332

DOI 10.24412/2411-1945-2023-1-54-63

ОСНОВЫ Батуров Хуршедхон Дадоджанович, доцент кафедры МОНИТОРИНГА мировой экономики факультета бизнеса и управления ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ Таджикского государственного университета права,

бизнеса и политики (Худжанд, Таджикистан)

АСОСХ/ОИ Батуров Хуршедхон Дадоджанович, дотсенти

МОНИТОРИНГИ кафедраи ицтисодиёти цауонй, факултети бизнес ва

ИКТИСОДИЁТИ идоракунии Донишгоуи давлатии ууцуц бизнес ва

МИНТАКАХО сиёсати Тоцикистон (Хуцанд, Тоцикистон)

GROUNDS OF Baturov Khurshedkhon Dadojanovich, Associate MONITORING THE Professor of World Economy Department, Faculty of REGIONAL ECONOMY Business and Management under the State University of

Law, Business and Politics of Tajikistan (Khujand, Tajikistan) E-MAIL: hurshed-68@mail.ru

Сделана попытка рассмотреть теоретические и методологические вопросы, связанные с реализацией мониторинга социально-экономических процессов, протекающих в экономике региона. Показана теоретическая база мониторинга региональной экономической ситуации, раскрыты и систематизированы подходы и направления проведения мониторинга социально-экономических процессов, реализуемых в регионе. Показана схема использования методов мониторинга региональной экономики на базе цифровизации экономических процессов. Систематизированы основные виды мониторинга социально-экономических процессов, протекающих в регионе, раскрыты инструменты методологии и показатели мониторинга социально-экономического развития региона, информационное обеспечение данного процесса, показаны ключевые направления улучшения мониторинга социально-экономического развития, обоснованы подходы к выбору индикаторов, позволяющих дать оценку развитию региона, и названы основные этапы проведения мониторинга.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, региональная экономика, мониторинг, оценка социально-экономического развития, дифференциация, сбалансированность, управление, показатели мониторинга

Масъалауои назариявй ва методологии марбут ба татбици мониторинги равандуои ицтимоию ицтисодй, ки дар ицтисодиёти минтаца сурат мегиранд, баррасй карда шудаанд. Асосуои назариявии мониторинги вазъи минтацавй нишон дода шуда, равишуо ва самтуои мониторинги равандуои ицтимоию ицтисодии дар минтаца татбицшаванда ошкор ва низомбандй гардидаанд. Схемаи истифодаи усулуои мониторинги ицтисоди минтацавй дар асоси рацамикунонии равандуои ицтисодй нишон дода шудааст. Намудуои асосии мониторинги равандуои ицтимоию ицтисодии минтаца, ки дар минтаца мегузаранд, низомбандй шудааст, воситауои методологии рушди ицтимоию ицтисодии минтаца, таъмини иттилоотии раванди мониторинг ошкор карда шудааст, самтуои калидии такмили мониторинги рушди ицтимоию ицтисодии минтаца зикр гардидаанд, равишуои интихоби нишондщандауое, ки ба арзёбии рушди минтаца ва маруилауои асосии мониторинг имконият медщанд, асоснок карда шудаанд.

Калидвожа^о: минтаца, рушди ицтимоию ицтисодй, ицтисоди минтаца, мониторинг, арзёбии рушди ицтимоию ицтисодии минтаца, тафрица, мувозинат, идоракунй, нишондщандацои мониторинг

The article studies the theoretical and methodological issues related to the implementation of monitoring of socio-economic processes in the economy of the region. The theoretical basis for monitoring regional situations is shown, and approaches and directions for monitoring the socioeconomic processes implemented in the region are disclosed and systematized. As well, it reveals the scheme of using methods for monitoring the regional economy based on the digitalization of economic processes. The main types of monitoring the socio-economic processes in the region are systematized. The tools of the methodology ofsocio-economic development of the region, information supportfor the monitoring process and the key directions for improving the monitoring of the socio-economic development of the region are shown and justified. It reveals the approaches to the selection of indicators that allow assessing the development of the region and main stages of monitoring.

Keywords: region, socio-economic development, regional economy, monitoring, assessment of the socio-economic development of the region, differentiation, balance, management, monitoring indicators

Характер и направленность социально-экономического развития национальной экономики и ее экономических систем формируется в стратегических документах страны, в частности в Таджикистане - в Национальной стратегии развития страны до 2030 г. и, исходя из нее, - в программе среднесрочного развития страны на 2021-2025 гг., разработанных согласно Закону Республики Таджикистан «О стратегическом планировании и государственном прогнозировании».

Согласно данному закону, социально-экономические системы дифференцируются в зависимости от уровня государственного управления: в целом по стране, на уровне областей и на уровне районов, которые тесно взаимосвязаны.

В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О стратегическом планировании и государственном прогнозировании», выработка цели жизнедеятельности указанных систем осуществляется сверху вниз, стартуя с национального уровня и устанавливая состав и численность регламентируемых социально-экономических систем [3]. При этом оценка экономики в зависимости от её уровней различается по индикаторам, пороговым значениям и приоритетам. Последовательная регистрация результатов управленческих решений позволяет выявить возможные причины отклонения итогов социально-экономического развития страны или ее регионов от запланированных прогнозных целевых показателей и индикаторов воздействия.

Изменения в социально-экономическом развитии лидирующих стран мира на современном этапе связывают с использованием цифровых технологий, которые стали инструментом реализации эффективного управления изменениями в национальных экономиках.

Мониторинг уровня социально-экономического развития важен для получения достоверной информации о происходящих в регионе явлениях с целью обнаружения отклонений значений фактических показателей от запланированных, выявления ключевого тренда развития (рост, снижение, стабильность, деградация), проведения своевременного анализа разворачивающихся в экономике процессов; обнаружения упущенных преимуществ, рисков или возможностей и выработки управленческого решения об улучшении использования возможных резервов экономического роста. Сделаем попытку систематизировать основные виды мониторинга на рис.1.

Рис.1.

Классификация видов мониторинга региональной экономики

Виды мониторинга

— Масштаб применения Общий, специфический

Кратковременный, постоянный, периодический

- Длительность проведения

Частота контроля времени Дискретный, в виде планового контроля, непрерывный

Уровень автоматизации Неавтоматизированный, частично автоматизированный, автоматизированный

— Тип оценки параметров объекта исследования

Качественный, количественный

— Вид деятельности Секторы экономики региона

Степень опосредованности Прямой, косвенный

Организационные формы Индивидуальный, групповой, фронтальный

и Информационная открытость

Открытый, закрытый

Способ формирования показателей Статистические, социологические, смешанные

Уровень реализации — Страна, район, махалля, джамоат

Направленность проведения Целевая, структурная, адресная

Существующие направления мониторинга недостаточно учитывают специфику формирования перечня показателей, на основании которых можно провести мониторинг развития региональной экономики в аспекте выполняемых ими функций.

Поэтому важной выступает необходимость учета цели и задач мониторинга, чтобы сформировать необходимый набор показателей и провести его в соответствии с поставленной целью. При этом считаем важным выделить направленность проведения мониторинга. Важно отметить, что целевая направленность означает проведение

мониторинга в зависимости от приоритетов социально-экономической политики, реализуемой государством; структурная направленность основана на индикаторах, показывающих состояние и изменение всех компонентов социально-экономического развития региона, а адресная специализируется на выборе целевых групп, для которых результаты мониторинга наиболее важны: ими могут быть лица, принимающие решения для государства в целом, для региона, а также представители гражданского общества.

Системный комплексный подход позволяет сформулировать ключевые направления улучшения мониторинга социально-экономического развития региона:

^ организацию статистического наблюдения за процессами в региональной экономике;

^ пополнение состава индикаторов мониторинга количественными

параметрами по качественным изменениям в региональной экономике; ^ сбор показателей об упущенных экономических возможностях; ^ выявление и обоснование пороговых значений выдвинутых показателей с

учетом факторов риска; ^ разработку прогнозов процессов и явлений, которые происходят либо могут произойти в регионе.

С целью сбора объективной информации в условиях цифровизации, многие страны опираются на использование возможностей современных цифровых технологий и информационно-аналитических систем.

В Республике Таджикистан в декабре 2019 г. постановлением Правительства Республики Таджикистан №642 была принята «Концепция цифровой экономики в Республике Таджикистан», в которой отражено общее видение создания, использования и трансформации современных цифровых технологий, ключевые инициативы на всех этапах цифровых преобразований в ключевых отраслях экономики страны [8].

Внедрение цифровых технологий в управление и мониторинг выполнения программных документов страны улучшит эффективность государственного управления. Как отмечает М.Т. Каримова, дифференциация в социально-экономическом развитии регионов сказывается на уровне и качестве жизни населения [4, с. 25]. Поэтому необходимо постоянно отслеживать этот процесс, чтобы принимать своевременные шаги по устранению проблемы. Но проблема заключается в том, чтобы регулярно и на основе единой методической базы вести сплошное наблюдение, по открытым данным собирать первичную статистическую информацию и анализировать её; выявлять возможные или фактические отклонения от пороговых значений; компетентно разрабатывать отчеты, в которых отразятся выявленные угрозы региональной экономике и резервы роста. Отличием в сборе и анализе данных в условиях цифровизации должна стать передача отчетов и их результатов в различные региональные бизнес-структуры и в органы местной власти для принятия эффективного решения. Возможный механизм данного процесса можно схематично отразить на рис. 2.

Данный процесс позволит создать надежную единую информационную базу на основе применения четких правил по созданию защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры для скоростной обработки, передачи и хранения больших массивов данных и использования отечественных технологий и обеспечения информационной безопасности, а также защите персональных данных, используемых при осуществлении мониторинга выполнения планов социально-экономического развития районов. При этом важна качественная исходная информация, позволяющая эффективно проводить ее обработку в электронном виде.

Рис.2.

Схема использования методов мониторинга региональной экономики на базе цифровизации экономических процессов

Задачи

Методы

Этапы

Принципы _

- сбор качественной и сгруппированной информации для проведения мониторинга;

-использование собранных данных для оценки исследуемого процесса;

-разработка достоверных прогнозов на базе оценки тенденции развития региональной экономики

-Сводка и группировка;

-Балансовый, сравнительный, регрессионный анализ; -Экспертные оценки; -Моделирование и прогнозирование

-методический;

-информационный (сбор и подготовка информации для

проведения мониторинга социально-экономического развития

региона);

-оценочный;

-аналитический;

-заключительный (управленческий).

-системно-комплексный подход;

-сокращение количества показателей и расширение их

информационности;

-целевое назначение;

-сопоставимость;

-структуризация и т.п.

Комплексный подход предполагает учет взаимосвязей внешней и внутренней среды, а также четкое отражение сложившейся в регионе ситуации. Информативность предусматривает применение показателей, использование которых позволит обработать большой массив информации.

Количественный принцип требует показателей, позволяющих оценить развитие региона. И здесь, думается, уместно опираться на показатели, предложенные М.Т. Каримовой в работе «Региональная политика в Таджикистане: проблемы и перспективы» [4, с. 45; 5, с. 220], а также Вохидзода У. [6, с.146-147; 7, с.66-69].

Принцип структуризации отражает преимущества и возможности использования показателей социально-экономического развития региона, то есть группировку показателей в зависимости от критерия и рассматриваемого сектора экономики.

Мониторинг включает несколько этапов: идентификацию и сортировку анализируемых социально-экономических процессов; проектирование мониторинга; формирование мониторинга; оценку эффективности мониторинга; направления улучшения мониторинга. Комплексный подход к организации мониторинга дает возможность: воспринимать мониторинг социально-экономического развития как добавленную ценность к информационно-аналитическому обеспечению управления; дать оценку полученным результатам и их эффективности; непрерывно вести улучшение мониторинга.

В процессе мониторинга экономики региона опираются на горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный, многомерный анализ.

Горизонтальный анализ применяют при изучении изменения показателей в динамике. Он предполагает определение абсолютного и/или относительного несоответствия фактического значения показателя базовому (плановому, уровню прошлого года и т. д.). С помощью вертикального анализа выявляют структурные отклонения в исследуемых показателях на основании расчета доли в общем итоге и соотношения частей целого. Трендовый анализ позволяет выявить тенденции развития исследуемого показателя с помощью базисных и цепных темпов роста и прироста показателей за ряд лет.

Одномерный анализ используют, например, при сравнении одного показателя по нескольким регионам. Многомерный анализ - при сопоставлении результатов деятельности регионов по широкому кругу показателей (рейтинговая оценка). При балансовом методе для анализа и оценки ресурсного потенциала применяется система расчетов, позволяющих увязать, сбалансировать потребности региона в различных видах продукции с возможностями их производства и ввоза, потребности - с возможностями их удовлетворения разными видами ресурсов. Корреляционный анализ позволяет установить направления и связь исследуемых показателей.

Многие аналитики используют и специальные методы анализа, направленные на изучение экономики региона как системы, т.е. множество составных элементов, которые находятся в связях друг с другом и образуют определенную целостность, единство (рис. 3)

В процессе мониторинга экономики регионов опираются и на метод главных кластеров и метод порядковой классификации объектов регионального анализа. При применении экономико-математических методов строят экономико-математическую модель, которая позволяет описать влияние различных факторов на обобщающие экономические показатели хозяйственной деятельности в регионе.

В процессе применения экономико-математического моделирования социально-экономические аспекты любого региона исследуются как важнейшая составная часть общей системы страны, в связи с этим оценка возможных вариантов эффективного развития региона исходит из лучших территориальных пропорций национальной экономики за определенный период. Помимо этого, в модель развития производительных сил региона закладываются параметры природного, трудового и ресурсного потенциала, транспортные связи, которые корректируют отраслевые модели размещения экономики и связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономической системы.

При мониторинге экономики региона параллельно с отдельными индикаторами широко используются интегральные оценки, что обусловлено рядом причин. Во-первых, частные индикаторы, характеризуя те или иные явления, не позволяют получить комплексное представление о состоянии дел. Например, два региона, имеющие одинаковый уровень ВРП на душу населения, могут кардинально отличаться по другим экономическим параметрам. Один из них может иметь диверсифицированную структуру экономики с высокой долей высокотехнологичных производств, развитой инфраструктурой, благоприятными природно-климатическими условиями. А другой регион - суровые природно-климатические условия, узкую сырьевую специализацию и неразвитую инфраструктуру. В результате два региона имеют разную инвестиционную привлекательность и требуют реализации разных мер экономической политики.

Во-вторых, интегральные оценки позволяют понять происходящие социально-экономические процессы и причины их возникновения. Только при проведении анализа совокупности частных индикаторов можно установить причины роста или снижения ВРП, объемов промышленного производства, уровня жизни населения и т. д.

Рис.3.

Специальные методы мониторинга экономики региона

Интегральные оценки применяются исследователями, представителями органов государственной власти, предпринимателями для решения широкого круга задач. Основными из них являются:

У прогнозирование социально-экономического развития регионов;

У оценка конкурентоспособности региона;

У оценка инвестиционной привлекательности региона;

У типологизация регионов - разделение их на группы, формируемые на основе одного или нескольких существенных признаков.

Основу решения последних трех задач очень часто составляет расчет интегральных показателей, проводимый в три этапа:

У определяется набор частных индикаторов для интегрального показателя;

У частные индикаторы трансформируются для сравнимости друг с другом, потому что при расчете интегральных показателей используются частные индикаторы, измеряемые в разных единицах;

У выбирается способ агрегирования.

Набор частных индикаторов зависит от целей исследования. В качестве критериев могут выступать их достоверность, способность отражать межрегиональные различия, приоритетность для решения поставленных задач.

Значение и содержательный смысл интегрального показателя в значительной степени зависят от способа трансформации частных индикаторов. Основными способами трансформации являются:

У рейтинговый метод (ранжирование регионов по значению показателя); У нормирование показателей (отношение значения показателя к его нормативному значению);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У метод «максимум - минимум» (или метод относительных разностей); > стандартизация показателей (метод, в соответствии с которым исследователь произвольно определяет учитываемую степень разброса между значениями показателей).

Проведение мониторинга и оценка социально-экономического развития региона должны стать обязательными для органов исполнительной власти на местах. К основным проблемам при его организации относятся: выработка единых направлений мониторинга; опора на единую классификацию индикаторов и показателей мониторинга социально-экономического развития региона; определение уполномоченных лиц, осуществляющих мониторинг; проведение контрольной процедуры.

При планировании, прогнозировании, контроле и принятии управленческого решения важно учитывать внутреннюю и внешнюю среду региона, а также стратегическую составляющую. Системно-комплексный подход к мониторингу и оценке социально-экономических показателей позволит улучшить систему управления развитием регионов.

Проведение мониторинга позволяет найти и задействовать новые источники экономического роста, активизировать экономический потенциал регионов. Здесь важную роль могут сыграть местные органы управления и самоуправления, деятельность которых должна быть направлена на создание привлекательных условий для ведения бизнеса; комплексное развитие региона; формирование институциональных основ урбанизации; формирование территориально-производственных кластеров и территорий промышленного развития как устойчивых «полюсов роста».

Трудности разработки и реализации социально-экономической политики, местными исполнительными органами власти во многом связаны с недостатком необходимой

информации, дающей возможность получить пространственное суждение о ходе социально-экономических процессов.

Пространственная асимметрия в социально-экономическом развитии, представленная в виде дифференции социально-экономического развития регионов, провоцирует возникновение противоречий при решении проблем регионального развития и ведет к ухудшению эффективности управления территорией. Мониторинг на уровне региона должен в максимальной мере отвечать интересам исполнительной власти на местах об информации о характере процессов, происходящих в социально-экономических системах.

Сложившиеся в республике методики диагностики социально-экономических изменений в недостаточной степени соответствуют данному требованию, так как, как правило, не содержат способов интерпретации получаемых результатов исследования. Неполная теоретическая проработанность и существенная значимость социально-экономического развития региона обусловили актуальность проведения исследований в области организации мониторинга регионального социально-экономического развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Грачев С.А. Моделирование влияния цифровизации на развитие социально-экономических систем / С.А. Грачев // Вопросы инновационной экономики. - 2021. -Т.Н.-№2.- С.443-454.

2. Демешко Т.С. Понятие, сущность, задачи мониторинга и прогноза в системе управления регионом / Т.С. Демешко // Образование и наука без грани: социально-гуманитарные науки.- 2020.-№13 - С.57-63.

3. Закон Республики Таджикистан «О стратегическом планировании и государственном прогнозировании»// http://ncz.tj/content

4. Каримова М.Т. Региональная политика в Таджикистане: проблемы и перспективы. -Душанбе: Ирфон, 2014. - 204 с.

5. Каримова М.Т. Дифференциация регионов и механизм ее снижения в Республике Таджикистан//Материалы XIVМеждународной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Современные проблемы и тенденции развития региональной экономики. 21-22 апреля 2022 г. //Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - Санкт-Петербург, 2022.- Том 13. Выпуск 2 (54) - С.219-231.

6. Каримова М. Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан / М. Т. Каримова // Актуальные вопросы экономических наук: Материалы III Международной научной конференции: Лето, 2014. - С. 146-148. - URL: https://moluch. ru/conf/ econ/archive/95/5723.

7. Каримова М.Т., Вохидзода У.С. Дифференциация регионов Таджикистана по уровню их социально-экономического развития./В сборнике: Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады / Материалы VIII Международного форума /Под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. 2019. С. 66-76.

8. Концепция цифровой экономики в Республике Таджикистан // https://www.medt.tj/images/news/2020/15-01-2020-konsepsiya-rusi.pdf.

9. Любаненко А.В. Методика стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования / Любаненко А.В. // Вестник кибернетики. -2006. - №5. - С.156-160.

REFERENCES:

1. Grachev S.A. Simulation of Digital Effect on the Development of socio-economical System / C.A.Grachev//The Matters of Innovation Economy. - 2021.-T.11.-№2.-PP.443-454

2. Demeshko T.S. Concept, Essence, Monitoring Task and Prediction in the Management System of the Regions / T.S.Demeshko// Education and Science without Borders: Social-Humanitarian Sciences. -2020. -№13-PP.57-63

3. The Law of Tajikistan Republic "About the Planning Strategy and State Prediction"// http://ncz.tj/content

4. Karimova M.T. Regional Politics in Tajikistan: Problems and Perspectives. - Dushanbe: Irfon, 2014. - 204pp.

5. Karimova M. T. Differentiation of Regions and the Mechanism of its Increasing in Tajikistan Republic// The Materials XIV of International scientifico-Practical Conference "State and Business ". Modern Problems and Development Tendency of Regional Economy. April 21-22, 2022. //Scientific Labour of northwestern Institute of Management RANHIGS.-Saint-Petersburgh, 2022.-Volume 13. Edition 2(54)- PP.219-231.

6. Karimova M.T. The Problems of Regional Differentiation in Tajikistan Republic / M.T.Karimova// Topical Questions of Economical Sciences: The Materials III of International scientific Coference: Leto, 2014.- PP.146-148.- URL: https://moluch.ru/conf/ econ/archive/95/5723.

7. Karimova M.T., Vohidzoda U.S. Differentiation of the Regions of Tajikistan according to their level of social-economic development. Plenary report / the Materials VIII of International Forum/under the edition of V.A.Svetkov, K.Kh.Zoidov. 2019. PP.66-76

8. The Concept of Digital Economy in Tajikistan Republic// https://www.medt.tj/images/news/2020/15-01-2020-konsepsiya-rusi.pdf.

9. Lyubanenko A. V. The Method of Strategic Analysis of Social-Economic Development ofMunicipal Education/A.V. Lyubanenko//Bulleten of Cybernetics. - 2006. -№5. -PP.156-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.