Научная статья на тему 'Основные аспекты организации мониторинга регионального социально-экономического развития'

Основные аспекты организации мониторинга регионального социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1319
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MONITORING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МОНИТОРИНГА / MONITORING''S INDEXES / MONITORING''S DATABASE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халтаева Светлана Романовна

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации системы мониторинга социально-экономического развития региона. Рассмотрена организация регионального мониторинга на основе проведения анализа индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия. Приведен опыт российских регионов в организации и функционировании системы мониторинга регионального социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Халтаева Светлана Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты организации мониторинга регионального социально-экономического развития»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 332.1

Светлана Романовна Халтаева,

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», ВосточноСибирский университет технологий и управления

Эл. почта: fregat102@mail.ru

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации системы мониторинга социально-экономического развития региона. Рассмотрена организация регионального мониторинга на основе проведения анализа индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия. Приведен опыт российских регионов в организации и функционировании системы мониторинга регионального социально-экономического развития.

Ключевые слова: мониторинг социально-экономического развития, индикаторы социально-экономического развития, показатели мониторинга, информационная база мониторинга.

Svetlana R. Khaltaeva,

PhD in Economics, Associate Proffessor, the Department of Management, Marketing and Commerce, East Siberia State University of Technology and Management E-mail: fregat102@mail.ru

The article describes theoretical and practical aspects of the organization monitoring system of socio-economic development in the region, considers the organization of a regional monitoring on the basis of the analysis of the indicators of socio-economic development of the Republic of Buryatia. Also the Russian regions experience in the organization and functioning of the regional socio-economic development monitoring system is given.

Keywords: monitoring of socio-economic development, indicators of socio-economic development, monitoring's indexes, monitor-ing's database.

1. Введение

Мониторинг развития социально-экономической системы региона является одним из основных инструментов выявления и своевременного реагирования на отклонения и проблемы, возникающие в процессе реализации функций управления региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Главной целью функционирования системы регионального мониторинга социально-экономического развития является обеспечение органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах социально-экономических изменений в регионе и реакции населения, хозяйствующих субъектов и общественных структур на проводимую политику управления.

Мониторинг развития социально-экономической системы региона (региональный мониторинг) позволяет постоянно отслеживать меняющиеся с течением времени потребности населения, выявлять тенденции и «узкие места» социально-экономического развития территорий, проводить программу действий, ориентированную на преодоление имеющихся в экономике и социальной сфере территорий негативных явлений. Основными целями и задачами мониторинга являются:

• выявление кратко- и долгосрочных тенденций регионального развития и разработка прогнозов социально-экономического развития;

• определение изменений в развитии социально-экономической системы и анализ причин, их вызвавших;

• улучшение системы мониторинга, совершенствование методов и процедур оценок, а также принятие корректирующих мер.

• организация наблюдения, оценка, системный анализ полученной информации, определение факторов, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

• обеспечение в установленном порядке органов управления, а также населения информацией, полученной при осуществлении мониторинга;

• подготовка и обоснование рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, протекающих в экономике и социальной сфере региона.

Основными этапами процесса мониторинга социально-экономического развития в регионе можно назвать:

1) отбор исследуемых процессов и определение потребителей отчетности процесса мониторинга;

2) проектирование процесса мониторинга: методическое обеспечение мониторинга, определение субъектов и форм отчетности мониторинга, формирование методов управления мониторингом;

3) организация процесса мониторинга, то есть организация процесса сбора и анализа полученной информации, составления отчетности и выработки системы корректирующих решений;

4) оценка эффективности организации мониторинга;

5) совершенствование процесса мониторинга.

2. Организация мониторинга на основе анализа индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия

Общее руководство всем комплексом работ по мониторингу осуществляет Министерство экономики Республики Бурятия, которое в процессе мониторинга и оценки деятельности организует и контролирует:

- осуществление информационного взаимодействия с источниками информации;

- сбор, первичную обработку и хранение поступающей информации о социально-экономическом положении региона;

- своевременность поступления информации, проведение проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к региональным и муниципальным информационным ресурсам;

- проведение комплексного анализа полученных результатов;

- деятельность по обработке результатов мониторинга, подготовке выводов и предложений;

- подготовку по результатам мониторинга информационно-аналитических материалов.

Согласно Указу Президента Республики Бурятия «О регламенте системы индикативного планирования в Республики Бурятия» от 26.01.2012 г. № 3 (в ред. Указа Президента РБ от 27.02.2012 №30) проведение регионального мониторинга строится на проведении анализа социально-экономического развития Республики Бурятия. Цель анализа состоит в выявлении проблем социально-экономического развития региона, их систематизации, обобщении и принятии оперативных управленческих решений Правительством Республики Бурятия.

Объектами анализа в деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия являются:

- социально-экономическое положение республики, виды экономической деятельности, территории муниципальных образований, хозяйственная деятельность организаций в динамике и в сравнении с другими регионами Российской Федерации и Сибирского федерального округа;

- эффективность механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов, управления государственной собственностью, стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельно сти, обеспечение социальных гарантий по отношению к населению республики, оценка выполнения принятых обязательств по отношению к организациям, качество исполнения управленческих функций.

Для проведения мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятия разработан перечень индикаторов. Показатели мониторинга отражают информацию о социально-экономическом развитии Республики Бурятия, а также об основных направлениях развития региона по следующим разделам: общая информация; демографическая ситуация; экономика; финансы; социальная защита; здравоохранение; охрана окружающей среды; жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и жилищная политика; использование нежилого

фонда и земельных участков; транспорт; капитальное строительство и реконструкция; образование; культура; общественные объединения и средства массовой информации; молодежная политика; физическая культура и спорт; охрана общественного порядка.

Анализ социально-экономического развития проводится на основе статистических данных, данных выборочных обследований с применением экономико-математических методов. Информационной базой для проведения анализа являются данные региональной статистики, налоговых, финансовых и иных территориальных федеральных органов власти. Сбор информации осуществляется путем обмена массивами информации между территориальным управлением Федеральной службы государственной статистики по республике, министерствами и ведомствами РБ, а также местными органами власти и министерством экономики Республики Бурятия.

Сроки представления информации от источников информации в министерство:

- квартальные (полугодовые и за девять месяцев) данные - до 20-го числа первого месяца следующего за отчетным кварталом;

- за четвертый квартал и год в целом - до 20 февраля следующего за отчетным годом.

Обмен массивами информации в зависимости от возможностей источников информации осуществляется:

- по электронной почте;

- с использованием информационно-аналитической системы;

- с использованием бумажных носителей.

Руководители министерств и ведомств, а также органов администрации района, органов местного самоуправления, иных организаций -источников информации несут ответственность за соблюдение требований к представляемым информационным ресурсам в соответствии с действующим законодательством.

В ходе изучения информационной базы получения индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия было выявлено, что до 25% информацией по индикаторам обеспечивает территориальный орган государственной статистики. Оставшиеся 75% индикаторов представлены министерствами и ведомствами, а также местными органами власти Рес-

публики Бурятия. При этом существует практика, когда субъект мониторинга, преследуя определенные цели и задачи, использует свои подходы при расчете индикаторов, что приводит к дублированию информации, существенным различиям в значениях показателей (до 9% индикаторов). Так, например, по ряду показателей часть субъектов мониторинга осуществляет сбор данных только по крупным и средним предприятиям, не охватывая субъекты малого предпринимательства.

3. Региональный опыт по организации и функционированию системы мониторинга социально-экономического развития

Организация мониторинга регионального развития ведется в соответствии с рядом нормативно-правовых актов федерального уровня: распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ», Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», а также указами и постановлениями законодательной власти субъектов РФ, а также Программами социально-экономического развития конкретных субъектов РФ, в которых установлен перечень показателей оценки социально-экономического развития.

В целом, это довольно широкий круг показателей, всесторонне характеризующий состояние и развитие социально-экономической системы региона и деятельность органов власти по ее развитию. Так, согласно перечню показателей для проведения регулярного мониторинга в субъектах Российской Федерации (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 806) отслеживаются показатели: индекс промышленного производства; индекс производства продукции сельского хозяйства; показатель стоимости отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственным силами; показатели оборота розничной торговли и объема платных услуг населению; инвестиции в основной капитал; доля прибыльных организаций; индексы потребительских цен и цен (тарифов). При этом источником получения необ-

ходимой информации по индикаторам социально-экономического развития региона используется Росстат, а также ИОГВ субъекта РФ, если необходимый индикатор связан с реализацией Федеральных целевых программ на уровне соответствующего региона. Тем самым можно сказать, что мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ Министерством регионального развития РФ проводится без непосредственного участия соответствующих регионов [1].

Также следует отметить, что перечень показателей мониторинга (Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009) необходим для отслеживания ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации. Поэтому данный мониторинг носит формально-функциональный подход (реализация функций мониторинга -информационной, аналитической, диагностической, прогностической), который предполагает диагностику возможных изменений социально-экономического развития субъектов РФ, включая анализ антикризисных мер, принимаемых органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом система мониторинга социально-экономического развития региона в конкретном субъекте РФ строится на основных целях и задачах приоритетов развития, что отражено в соответствующих Программах СЭР региона. Серьезной проблемой является низкий уровень взаимодействия субъектов мониторинга.

Основными источниками информации Росстата являются годовой сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» и ежемесячный Доклад «Социально-экономическое положение России». Информация предоставляется с месячной, квартальной и годовой периодичностью в территориальном

разрезе. Запаздывание предоставляемой информации составляет до года для годовой информации и до месяца для ежемесячных данных.

Для оценки существующих систем мониторинга в Республике Бурятия и других регионах России был отобран набор критериев, позволяющих учесть разные стороны организации процесса мониторинга регионального развития (табл. 1.).

Так, в Иркутской области мониторинг социально-экономического развития формируется в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации.

Кроме ежемесячного мониторинга министерством экономического развития, труда науки и высшей школы Иркутской области ежеквартально готовится пояснительная аналитическая записка по итогам социально-экономического развития Иркутской области, включающая следующие разделы:

1. Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе

2. Промышленное производство

3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, распределению электроэнергии, газа и воды по полному кругу организаций-производителей за отчетный период

4. Развитие агропромышленного комплекса

5. Строительный комплекс

6. Потребительский рынок

7. Внешняя торговля

8. Инвестиции

9. Цены

10. Транспорт и связь

11. Финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций области

12. Социальная сфера

Информация готовится на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, кроме информации по внешней торговле, которая готовится на основании ежемесячных оперативных статистических данных Сибирского таможенного управления ФТС России [2].

Так же в Иркутской области действует Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1443 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной государственной информационной системы «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов».

В соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2011 года № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исполнительными органами государственной власти Иркутской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного и муниципального контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, самостоятельно предоставляются данные по форме федерального статистического наблюдения № 1 - контроль в Министерство экономического развития Российской Федерации посредством ИС «Мониторинг».

Сроки предоставления информации: ежегодно в срок до 20 июля календарного года и 20 января следующего за отчетным годом (форма № 1 контроля).

Так же, наряду с этим проводится постоянный мониторинг реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области. Общая

Таблица 1

Организация мониторинга регионального развития в некоторых регионах РФ

№ Критерий Иркутская область Томская область Республика Бурятия Новосибирская область Забайкальский край

1 Качество информации + +/- +/- + +/-

- точность + + +/- + +/-

- доступность + +/- +/- + +/-

2 Методическое обеспечение процесса мониторинга +/- +/- +/- +/- +/-

3 Периодичность оценки -(Р - регулярная, Е - единичная) Р Р Р Р Р

система мероприятий по контролю за реализацией Программы состоит из двух взаимосвязанных направлений:

- процессный мониторинг, в ходе которого ежегодно будут отслеживаться сроки и полнота выполнения запланированных мероприятий;

- мониторинг результативности Программы, позволяющий оценить степень достижения индикаторов, индексов достижения стратегических целей и сводный индекс достижения цели Программы, а также выявить причины возможных отклонений достигнутых значений от плановых.

Процессный мониторинг будет давать возможность контроля за ходом реализации программных мероприятий, что позволит:

- отслеживать сроки и эффективность расходование средств бюджета;

- координировать и синхронизировать проведение в жизнь проектов, а также реализацию программ и подпрограмм;

- более эффективно и целенаправленно управлять процессом реализации всей Программы.

В рамках организации системы мониторинга социально-экономического развития Алтайского края, нормативно-правовая база определяет проведение мониторинга социально-экономического развития региона и муниципальных образований по существующему перечню индикаторов, принятому и утвержденному соответствующими законодательными органами.

В других регионах система мониторинга социально-экономического развития региона сводится к организации информационно-аналитической системы органов государственной власти субъектов РФ получения оперативных данных социально-экономического развития в рамках действующих Постановлений органов государственной власти региона.

Опыт организации системы мониторинга социально-экономического развития регионов показал, что не существует единой интерпретации данного процесса, наблюдается различие в методиках организации процесса мониторинга и согласованности его с целями федерального мониторинга субъектов РФ. Каждый регион определяет свою систему мониторинга социально-экономического развития. При этом общей тенденцией является использование составляющих системы

мониторинга при анализе реализации программ социально-экономического развития регионов.

4. Заключение

Система мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятия сводится к анализу текущего социально-экономического положения республики в рамках среднесрочного периода реализации программы социально-экономического развития РБ. При этом возникающие отклонения либо корректировка индикаторов социально-экономического положения региона не всегда отслеживаются со стороны причин их возникновения, что приводит к игнорированию важной составляющей мониторинга социально-экономического развития региона, как выявление причинно-следственных связей. Следует отметить, что наблюдается усложнение перечня показателей мониторинга социально-экономического развития региона. Так, превышение перечня индикаторов Индикативного плана реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия по сравнению с перечнем индикаторов программы составило почти 28%. Что связано с тем, что многие индикаторы подлежат разбиению на составляющие по отраслям и сферам деятельности экономики.

Согласно принципу открытости и прозрачности системы мониторинга социально-экономического развития региона, который предполагает доступность результатов мониторинга заинтересованным группам потребителей. Следует адаптировать существующую систему мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятия для пользователей в лице предприятий и населения республики, с учетом «ограниченного» и информативного перечня индикаторов социально-экономического положения республики, оперативности и периодичности предоставления соответствующих данных.

Система мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятия в большей степени имеет экономический уклон, так как значительная часть показателей и мероприятий реализации Программы социально-экономического развития РБ характеризует мониторинг экономической сферы, в то время как мониторингу развития социальной сферы, уделяется недостаточное внимание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При сборе необходимых данных, получаемых из различных источников, существует проблема получения качественной информации. В настоящее время в ряде случаев органам муниципального управления приходится самостоятельно и различными способами собирать необходимую им информацию, данные финансовых органов, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, загса и других структур. В результате информация, которой располагают органы местного самоуправления, носит во многом экспертный, эвристический характер. Поэтому возникает объективная необходимость в активизации роли и значении муниципальной статистики, как информационной базы для проведения мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятия.

Литература

1. Андрианов Д.Л. Разработка автоматизированного модуля федерального мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках создания единой информационной системы мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению. - М., 2007 г. - rudocs.exdat.com

2. Иркутская область. Официальный портал. Социально-экономическое развитие. [http://www.irkobl.ru/ sites/economy/socio-economic/socio-economic_situation/]. - Опубликовано на сайте в 21:01, 17/01/2013. Изменено в 11:10, 31/01/2013.

References

1. Andrianov D.L. Elaboration of an automate module of federal monitoring of social and economic development of the Russian Federations constituent units within the framework of creating a unified information system to monitor key indicators of socio-economic development in Russian Federation and to control the effectiveness of public authorities to achieve them. - M., 2007 - rudocs. exdat. com

2. The Irkutsk region. Official portal. Socio-economic development. [http:// www.irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/socio-economic_situation/]. -Posted online at 21:01, 01/17/2013. Updated at 11:10, 31/01/2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.