Научная статья на тему 'Совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона'

Совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
269
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОР / ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ECONOMY / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / FACTOR / TOURISM / DOMESTIC TOURISM / INFORMATION SUPPORT / MONITORING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонидова Екатерина Георгиевна

Внутренний туризм является одним из факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Он способен оказывать мультипликативное воздействие на экономику, способствуя поступлению средств в региональный бюджет, повышению занятости населения, расширению производства товаров и услуг местных производителей. В Российской Федерации в отличие от таких стран, как США, Китай, Япония, внутренний туризм развит слабо и не приносит ощутимого вклада в экономику, несмотря на высокий ресурсный потенциал. Одной из существенных причин такого положения дел является недостаток информации в данной сфере, что сказывается на качестве управления ею региональными властями. Целью статьи является совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма, рассматриваемого в качестве внутреннего фактора социально-экономического развития региона. Исследование базируется на общенаучных методах сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Информационную базу составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области методических и практических вопросов управления развитием внутреннего туризма, а также статистические данные органов государственной статистики, Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВ-ТО), ЮНЕСКО. В статье выполнен анализ состояния внутреннего туризма в Российской Федерации, а также в Северо-Западном федеральном округе. Выявлено, что спрос россиян на внутренние направления растет только в условиях ограничений выезда в популярные зарубежные курорты. В исследовании предложена организация мониторинга внутреннего туризма, увязывающая его с социально-экономическим развитием региона. Предложенная система мониторинга сферы внутреннего туризма позволит усовершенствовать информационное обеспечение управления данной сферой, своевременно скорректировать региональную политику в области социально-экономического развития и выработать необходимые меры регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Domestic Tourist Information Support as a Factor in the Region’s Socio-Economic Development

Domestic tourism is one of the factors influencing the socio-economic development of the region. It is able to have a multiplier effect on the economy, contributing to the flow of funds to the regional budget, increasing employment, and expanding production of goods and services of local producers. In Russia, in contrast to countries such as the US, China, and Japan, domestic tourism is underdeveloped and does not make a significant contribution to the economy despite its high resource potential. One of significant reasons for such a situation is lack of information in this sphere, which affects the quality of management by regional authorities. The purpose for the research is to improve the information support of domestic tourism which is considered as an internal factor in the region’s socio-economic development. The research is based on general scientific methods of comparison, generalization, analysis, and synthesis. The informational framework includes works by domestic and foreign economists in methodological and practical management of domestic tourism development, as well as statistical data of state statistics services, the UN World Tourism Organization (UNWTO), UNESCO. The article analyzes the state of domestic tourism in Russia, as well as in the Northwestern Federal District. It is revealed that the demand for domestic destinations among Russians is growing only amid restrictions of travel to popular foreign resorts. The study suggests monitoring domestic tourism, linking it with the region’s socio-economic development. The proposed domestic tourism monitoring system will improve the system of information support of this sphere, timely adjust the regional policy in socio-economic development and develop the necessary regulatory measures.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона»

Экономика территорий

DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.4 УДК 338.48 | ББК 65.433

© Леонидова Е.Г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЛЕОНИДОВА ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

Внутренний туризм является одним из факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Он способен оказывать мультипликативное воздействие на экономику, способствуя поступлению средств в региональный бюджет, повышению занятости населения, расширению производства товаров и услуг местных производителей. В Российской Федерации в отличие от таких стран, как США, Китай, Япония, внутренний туризм развит слабо и не приносит ощутимого вклада в экономику, несмотря на высокий ресурсный потенциал. Одной из существенных причин такого положения дел является недостаток информации в данной сфере, что сказывается на качестве управления ею региональными властями. Целью статьи является совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма, рассматриваемого в качестве внутреннего фактора социально-экономического развития региона. Исследование базируется на общенаучных методах сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Информационную базу составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области методических и практических вопросов управления развитием внутреннего туризма, а также статистические данные органов государственной статистики, Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВ-ТО), ЮНЕСКО. В статье выполнен анализ состояния внутреннего туризма в Российской Федерации, а также в Северо-Западном федеральном округе. Выявлено, что спрос россиян на внутренние направления растет только в условиях ограничений выезда в популярные

Цитата: Леонидова Е.Г. Совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.4

Citation: Leonidova E.G. Improving domestic tourist information support as a factor in the region's socio-economic development. Territorial development issues, 2018, no. 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.4

зарубежные курорты. В исследовании предложена организация мониторинга внутреннего туризма, увязывающая его с социально-экономическим развитием региона. Предложенная система мониторинга сферы внутреннего туризма позволит усовершенствовать информационное обеспечение управления данной сферой, своевременно скорректировать региональную политику в области социально-экономического развития и выработать необходимые меры регулирования.

Экономика, регион, социально-экономическое развитие, фактор, туризм, внутренний туризм, информационное обеспечение, мониторинг

Введение

Задача социально-экономического развития российских регионов является одной из ключевых для органов исполнительной власти. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утвержденной Распоряжением Правительства № 1662-р от 17 ноября 2008 года) его достижение выступает в качестве основного целевого ориентира. Данный процесс в последнее время определяется рядом условий. В частности, на него оказывает влияние введение странами Запада в 2014 году экономических санкций, что отразилось на инвестировании ряда крупных проектов. Кроме того, протекающий внутрисистемный экономический кризис в стране, обусловленный сохраняющейся экспортно-сырьевой моделью, усугубил негативные тенденции ряда социально-экономических показателей развития российских регионов. Этому посвящены исследования такие ученых, как А.Г. Аганбе-гян, В.А. Ильин, С.С. Губанов, А.А. Френкель [1-4]. В данной ситуации на первый план выходит поиск новых источников, способных обеспечить стабильное развитие экономики и социальной сферы.

Представляется, что наиболее перспективными среди широкого спектра факторов регионального развития в текущих условиях будут те из них, которые формируются внутри самого региона на основе собственного имеющегося ресурсного потенциала. В этом плане справедливо утверждение экспертов Института экономики РАН о том, что «модель развития, ориентированная на внутренний спрос, позволяет опираться на внутренние источники роста. Это дает возмож-

ность удовлетворять потребности страны в товарах народного потребления и оборудовании за счет национального производства. В этом случае сокращаются ограничения, связанные с внешнеэкономической конъюнктурой и масштабами добычи энергоресурсов. Одновременно возрастают потенциальные возможности увеличения темпов роста национальной экономики» [5].

Разделяя данную точку зрения, следует отметить, что в качестве внутренних факторов социально-экономического развития регионов целесообразно рассматривать сферы экономики, обладающие большим потенциалом и способные оказать мультипликативное воздействие на смежные секторы народного хозяйства.

По мнению исследователей, к числу таковых относятся строительство жилья, дорожное строительство, туризм, пищевая промышленность. Например, 1 доллар, вложенный в строительство дорог, дает общий мультипликативный эффект от 8 до 16 долларов [6]. При этом отдача для экономики наиболее велика в сфере туризма. По оценкам специалистов, деньги, вложенные в эту отрасль, оборачиваются быстрее по сравнению с вложениями в другие отрасли [7].

Для региональной экономики особенно значим внутренний туризм, предполагающий путешествия граждан в пределах одной страны в туристских целях. С экономической точки зрения, развитие данного вида туризма способно не только стимулировать появление новых рабочих мест и активизировать смежные секторы производства, но и значительно содействовать реализации человеческого потенциала, способствуя снятию психического и эмоционального напря-

жения, укреплению здоровья жителей как региона, так и страны в целом. Кроме того, финансовые средства, образуемые сферой внутреннего туризма от пребывания путешественников в результате кругооборота «расходы-доходы», остаются внутри региона, увеличивая значение экономических показателей, характеризующих процесс производства товаров и услуг, - промежуточного и конечного потребления, валового выпуска, оплаты труда, налогов.

В Российской Федерации высокий потенциал имеющихся туристских ресурсов используется не в полной мере, в том числе для создания внутренних туров. По данным Ростуризма, прямой вклад сферы туризма в валовой внутренний продукт составляет всего 1,5 процента. Для улучшения ситуации федеральным и региональным органам власти необходимо осуществлять туристскую политику, направленную на решение целого ряда проблем многопланового характера. Одной из таковых является слабое информационное обеспечение, сказывающееся на управлении данной сферой. В частности, в теории и практике управления наличие информации означает снижение неопределенности и риска, что приводит к принятию более продуманных и обоснованных управленческих решений [8].

Таким образом, целью статьи является совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма, рассматриваемого в качестве внутреннего фактора социально-экономического развития региона. Для этого будут определены проблемы в данной сфере, препятствующие развитию региональных социально-экономических систем, а также предложены меры, способствующие совершенствованию управления данным процессом.

Методы исследования

Данное исследование базируется на общенаучных методах анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Информационную базу составляют данные официальной статистики, экспертные мнения, а также информация

отраслевых и специализированных источников - Ростуризма, Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), ЮНЕСКО. Теоретической основой стали труды зарубежных и отечественных экономистов, таких как Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн, Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.Л. Макаров [9], а также М. Clawson, }.Ь. Knetsch и других [10-18].

Обобщая результаты работы авторов, исследующих влияние различных факторов на социально-экономическое развитие региона [5; 6; 19], отметим, что внутренний туризм в качестве такового в трудах исследователей практически не рассмотрен. В частности, слабо отражена связь внутреннего туризма и регионального развития. Совершенствование информационного обеспечения данного вида туризма также остается недостаточно изученным в трудах отечественных исследователей.

Результаты исследования

Данные ЮНВТО свидетельствуют о том, что в мире в структуре видов туризма внутренний туризм наиболее востребован. Так, 4 из 5 туристских прибытий в мире происходит в пределах одного региона1.

Управление развитием сферы внутреннего туризма в Российской Федерации осложняется отсутствием необходимой информации. О его динамике можно судить на основе данных, предоставляемых туристскими фирмами, продающими туры как внутри страны, так и за границу. Так, в 2016 году впервые за длительный период в российской туристской отрасли достигнут баланс в количестве туристов, купивших путевку в зарубежные страны и по внутренним направлениям (рис. 1).

Это объясняется, прежде всего, ограничениями въезда в популярные зарубежные курорты - Турцию и Египет, действовавшими в 2015-2016 гг., что обусловило снижение количества отдыхающих за границей.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».

ип ^ 1^0*

I

2005

I

2010 2012 2013 2014 2015 2016 ■ Внутренние туристы ■ Выездные туристы

Рис. 1. Численность российских туристов, обслуженных туристскими фирмами, тыс. чел.

Источник: данные Росстата.

Вместе с тем высокий туристический потенциал регионов РФ позволяет развивать различные виды туристской деятельности, привлекательные для внутренних потребителей и способствующие активизации социально-экономического развития регионов.

Так, концентрация культурно-исторических объектов на территории Северо-Западного федерального округа может рассматриваться в качестве основы для создания туров по внутренним направлениям. В нем расположено самое большое в стране количество памятников культуры и природы, находящихся под охраной ЮНЕСКО (рис. 2). По данным организации, еще около 18 объектов на территории РФ могут быть включены в данный список.

28,6

21*4 1 10,7 1 17,9 1 3,6 ■ 3,6 ■ 0,0 14,3 1

ЦФО СЗФО ПФО СФО СКФО ЮФО УФО ДФО

Рис. 2. Число объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО*, в разрезе субъектов РФ, %

Источник: World Heritage List. URL http://whc.unesco.org

* Объект, находящийся на территории Крымского

полуострова, в описании объекта в списке Всемирного наследия имеет пометку «Украина».

Северо-Западный федеральный округ по состоянию на 2016 год занял второе место в России по количеству расположенных в нем объектов культурного наследия (табл. 1).

Таблица 1. Распределение объектов культурного наследия по территории Российской Федерации, ед.

Территория Число объектов

РФ 98254

Центральный федеральный округ 33285

Северо-Западный федеральный округ 17103

Приволжский федеральный округ 13678

Южный федеральный округ 11246

Сибирский федеральный округ 8996

Северо-Кавказский федеральный округ 7852

Дальневосточный федеральный округ 3224

Уральский федеральный округ 2870

Источник: данные Росстата.

Анализ предпочтений туристов, обслуженных турфирмами в одном из субъектов СЗФО - Вологодской области, свидетельствует о том, что больше половины (56%) из них в 2016 году выбрали путешествие по Вологодской области. Это говорит о переориентации туристов на отдых внутри страны только в условиях отсутствия доступных по цене и качеству зарубежных турпродуктов (табл. 2).

Для обеспечения положительной динамики социально-экономического развития региона на основе эффективного использования потенциала сферы внутреннего туризма необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон - органов исполнительной и муниципальной власти, местного населения, бизнес-структур, научных и общественных организаций.

Это интеграционное взаимодействие может осуществляться при решении проблем информационного обеспечения в сфере внутреннего туризма, основанное на вовлечении в данный процесс вышеназванных участников. Существующей статистической информации недостаточно для полноценного анализа состояния и развития отрасли, а также определения ее влияния на социально-экономическое развитие региона. Об этом подробно написано в трудах таких авторов, как А.Ю. Александрова, Л.Б.-Ж. Макса-

Таблица 2. Численность российских туристов, обслуженных туристскими фирмами Вологодской области, чел.

Показатель 2005 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2016 год к 2005 году, в %

Обслужено туристов - всего 35228 76017 71139 95049 92892 81943 81167 66619 189,1

в том числе по странам:

Россия 26921 40452 35157 46914 43020 38544 36822 52711 195,8

из них по Вологодской области 13647 21934 16427 22358 26213 16535 12596 29287 214,6

Источник: данные Вологдастата.

нова, М.М. Дамбуева [20; 21]. Так, в Российской Федерации на текущий момент отсутствует официально утвержденная методика подсчета внутренних туристов, что существенно осложняет регулирование данного сегмента туристского рынка.

Исследователи отмечают, что совершенствование информационного обеспечения является основой подготовки принятия управленческих решений на всех уровнях: от субъектов туристской деятельности до муниципального, регионального и общегосударственного уровней [21].

А.Ю. Александрова подчеркивает, что существующая статистическая информация не дает всестороннего представления о сфере туризма как о социально-экономическом явлении [20].

Обобщая результаты работы ученых [7; 8; 20; 21; 22], следует отметить, что в предлагаемых подходах к повышению качества информации в сфере туризма недостаточно отражена связь внутреннего туризма с социально-экономическим развитием региона.

Таким образом, для повышения качества принимаемых управленческих решений в области внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона предлагается организация мониторинга функционирования сферы внутреннего туризма.

Мониторинг туристских ресурсов, объектов туристской индустрии должен давать ясную картину взаимодействия различных отраслей хозяйства республики для целей комплексной оценки направлений совершенствования и эффективности функционирования связанных отраслей, исключения межотраслевых диспропорций, отрицательно сказывающихся на общем развитии [22].

В задачи мониторинга входят сбор и анализ информации об эффективности использования потенциала сферы внутреннего туризма, рассматриваемого как внутренний фактор социально-экономического развития. Так, предлагаемый мониторинг отличают от существующих проведение оценки соответствия состояния сферы внутреннего туризма целевым показателям и соотнесение результатов с целями социально-экономического развития региона.

Организацию данного мониторинга можно возложить на орган исполнительной власти, отвечающий за региональное развитие. Например, для Вологодской области в качестве такого может выступать Департамент экономического развития Вологодской области. Предлагаемый мониторинг развития сферы внутреннего туризма представляет собой поэтапное прохождение процесса (рис. 3).

1. Сбор, систематизация и обобщение информации о развитии внутреннего туризма от муниципальных образований, участников рынка, местного населения

;.........................I.........................;

2. Оценка факторов внешней и внутренней среды, влияющей на социально-экономическое развитие региона

и развитие сферы внутреннего туризма ;.........................*.........................|

3. Оценка соответствия состояния сферы внутреннего туризма целевым показателям и соотнесение результатов с целями социально-экономического развития региона (выявление отклонений, оценка причин отклонений, корректировка индикаторов)

Рис. 3. Этапы мониторинга развития внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона

Источник: составлено автором.

........................у........................

4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации потенциала внутреннего туризма в регионе (представление результатов мониторинга на ежегодном отчете общественности и всем заинтересованным лицам), принятие управленческих решений по итогам мониторинга

Анализ и интерпретация результатов

Мониторинг должен проводиться один раз год, а его результаты - представляться широкой общественности по итогам года. Сбор информации по мониторингу может быть организован органами исполнительной власти, муниципальной власти с привлечением экспертных сообществ (представители научных и образовательных учреждений), местного населения, а также с участием непосредственных субъектов туристского рынка, ориентированных на производство внутреннего туристского продукта.

Предложенный мониторинг сферы внутреннего туризма позволит повысить информационное обеспечение управления данной сферой, своевременно скорректировать ре-

гиональную политику в области социально-экономического развития и выработать необходимые меры регулирования. При этом организация мониторинга может стать одной из форм проявления общественного самосознания и гражданской активности местного населения, вовлеченного в процесс принятия управленческих решений.

Использование данного инструмента положительно скажется на управлении самой сферой, тем самым активизирует внутренние факторы социально-экономического развития региона. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов региональными органами власти при определении факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие Российской Федерации - преодоление рецессии // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 5. С. 15-22.

2. Ильин В.А. «Капитализм для своих» - источник социального неравенства в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 6. C. 9-23.

3. Губанов С.С. Об экономической модели и долгосрочной стратегии новой индустриализации России // Экономист. 2016. № 2. С. 3-10.

4. Российская экономика в 2015-2017 годах / А. Френкель [и др.] // Экономическая политика. 2016. № 5. С. 198-233.

5. Тенденции изменения структуры экономики России после кризиса 1998 года / И.А. Погосов [и др.]. М.: Институт экономики РАН, 2010. 44 с.

6. Невейкина Н.В. Актуальные тенденции социально-экономического развития российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 7. С. 22-28.

7. Голубчиков С.Н., Рогачева Л.И. О подготовке учебного пособия «Рекреационная география России» // Сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова, геогр. фак-т, Москва, 27-28 апреля 2006 г. М.: РИБ «Туризм», 2006. С. 318-323.

8. Максимова Л.М. Роль информационного обеспечения в системе развития въездного и внутреннего туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1. С. 68-73.

9. Стратегические ориентиры экономического развития России / Р.С. Гринберг [и др.]. СПб.: Але-тейя, 2010. 664 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Antonakakis N. [et al.]. Tourism and economic growth: Does democracy matter? Annals of Tourism Research, 2016, vol. 39, pp. 231-267.

11. Clawson M., Knetsch J.L. Economics of Outdoor Recreation. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996.348 p.

12. Falk J.H. [et al.]. Travel and learning: Aneglected tourism research area. Annals of Tourism Research, 2012, vol. 39, pp. 908-927.

13. Fletcher J.E. Input-output analysis and tourism impact studies. Annals of Tourism Research, 1989, vol. 16, pp. 514-529.

14. Gray H.P. International Travel - International Trade. Heath Lexington Books, 1970. 264 p.

15. Pacaud L., Vollet D., Angeon V. Impact of Tourism Infrastructure on Regional Development: The Implantation of a Center Parcs Resort in Northern France. Tourism Economics, 2007, vol. 13, pp. 389-406.

16. Pratt S. The economic impact of tourism in SIDS. Annals of Tourism Research, 2015, vol. 52, pp. 148-160.

17. Smeral E. The Economic Impact of Tourism beyond Satellite Accounts. Tourism Analysis, 2005, vol. 10, pp. 55-64.

18. Song H., Dwyer L.L.G., Cao Z. Tourism economics research: a review and assessment. Annals of Tourism Research, 2012, vol. 39, pp. 1653-1682.

19. Проблемы экономического роста территории / Ускова Т.В. [и др.]. Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. 170 с.

20. Статистика туризма / Александрова А.Ю. [и др.]. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 464 с.

21. Максанова Л.Б.-Ж., Дамбуева М.М. Региональные подходы к совершенствованию системы статистики туризма // Вестник ВСГУТУ. 2016. № 1. С. 81-88.

22. Якимова О.В. Применение мониторинга в туристской индустрии // Сб. материалов IV Между-нар. науч. конф. «Экономика, управление, финансы», Пермь, апрель 2015 г. Пермь: Зебра, 2015. С. 208-210.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Леонидова Екатерина Георгиевна - младший научный сотрудник отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-10.

Leonidova E.G.

IMPROVING DOMESTIC TOURIST INFORMATION SUPPORT AS A FACTOR IN THE REGION'S SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Domestic tourism is one of the factors influencing the socio-economic development of the region. It is able to have a multiplier effect on the economy, contributing to the flow of funds to the regional budget, increasing employment, and expanding production of goods and services of local producers. In Russia, in contrast to countries such as the US, China, and Japan, domestic tourism is underdeveloped and does not make a significant contribution to the economy despite its high resource potential. One of significant reasons for such a situation is lack of information in this sphere, which affects the quality of management by regional authorities. The purpose for the research is to improve the information support of domestic tourism which is considered as an internal factor in the region's socio-economic development. The research is based on general scientific methods of comparison, generalization, analysis, and synthesis. The informational framework includes works by domestic and foreign economists in methodological and practical management of domestic tourism development, as well as statistical data of state statistics services, the UN World Tourism Organization (UNWTO), UNESCO. The article analyzes the state of domestic tourism in Russia, as well as in the Northwestern Federal District. It is revealed that the demand for domestic destinations among Russians is growing only amid restrictions of travel to popular foreign resorts. The study suggests monitoring domestic tourism, linking it with the region's socio-economic development. The proposed domestic tourism monitoring system will improve the system of information support of this sphere, timely adjust the regional policy in socio-economic development and develop the necessary regulatory measures.

Economy, region, socio-economic development, factor, tourism, domestic tourism, information support, monitoring.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Leonidova Ekaterina Georgievna - Junior Researcher at the Department for Problems of SocioEconomic Development and Management in Territorial Systems. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.