Научная статья на тему 'Региональный аспект определения уровня экономической безопасности на основе мониторинга'

Региональный аспект определения уровня экономической безопасности на основе мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGION / ECONOMIC SECURITY / MONITORING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC THREATS / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Людмила Петровна

Исследован региональный аспект методики определения уровня экономической безопасности на основе мониторинга, систематизированы подходы к оценке роли региона в национальной экономике с точки зрения определения его экономической безопасности. Выявлены проблемы, препятствующие проведению обобщенной оценки уровня экономической безопасности региона, сформирована модель комплексного социально-экономического развития региона с системой показателей для целей оценки его экономической безопасности. Автор рекомендует использовать мониторинг в качестве предварительного этапа построения системы оценки состояния экономической безопасности региона и рассматривать оценку экономической безопасности региона как инструмент государственного регулирования экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECT OF DETERMINING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY BASED ON MONITORING

The regional aspect of the determination method of economic safety level on the basis of monitoring is investigated, approaches to the assessment of the role of the region in the national economy, in terms of determining its economic security are systematized. The problems impeding the realization of the generalized assessment of the level of economic security of the region are identified, the model of integrated socio-economic development of the region with a system of indicators for the purposes of assessing their economic security is formed. It is recommended to use monitoring as a preliminary to constructing a system of evaluation of economic security of the region and consider the assessment of economic safety of region as a tool of state regulation of economic processes.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект определения уровня экономической безопасности на основе мониторинга»

108

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 2(40)

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail. ru.

ULYBINA, Larisa Vitalyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 338

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА

Л.П. Федорова

Исследован региональный аспект методики определения уровня экономической безопасности на основе мониторинга, систематизированы подходы к оценке роли региона в национальной экономике с точки зрения определения его экономической безопасности. Выявлены проблемы, препятствующие проведению обобщенной оценки уровня экономической безопасности региона, сформирована модель комплексного социально-экономического развития региона с системой показателей для целей оценки его экономической безопасности. Автор рекомендует использовать мониторинг в качестве предварительного этапа построения системы оценки состояния экономической безопасности региона и рассматривать оценку экономической безопасности региона как инструмент государственного регулирования экономических процессов.

Ключевые слова: регион; экономическая безопасность; мониторинг; социально-экономическое развитие; экономические угрозы; региональная экономика.

L.P. Fyodorova. REGIONAL ASPECT OF DETERMINING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY BASED ON MONITORING

The regional aspect of the determination method of economic safety level on the basis of monitoring is investigated, approaches to the assessment of the role of the region in the national economy, in terms of determining its economic security are systematized. The problems impeding the realization of the generalized assessment of the level of economic security of the region are identified, the model of integrated socio-economic development of the region with a system of indicators for the purposes of assessing their economic security is formed. It is recommended to use monitoring as a preliminary to constructing a system of evaluation of economic security of the region and consider the assessment of economic safety of region as a tool of state regulation of economic processes.

Keywords: region; economic security; monitoring; socio-economic development; economic threats; regional economy.

Экономическая безопасность регионального развития объективно зависит от исторических предпосылок и общеэкономической ситуации в стране, а также от многих других факторов. Цель статьи - систематизировать теоретико-методические подходы к оценке экономической безопасности региона на основе мониторинга.

Особую значимость в настоящее время приобретают процессы управления экономической безопасностью региона, позволяющие формировать механизм эффективного государственно-

го управления, стратегически верно определяющего приоритеты развития, на основе внедрения результативных мер нейтрализации и сглаживания негативных экономических угроз [1; 3; 4]. Эти меры затрагивают процессы воспроизводства человеческого, инновационного и экономического потенциала и становятся основой повышения роли региона в экономике страны. В теории управления региональной экономикой сформировались подходы к функционированию региона в экономике страны:

- экономическим - предполагается, что основу региональной экономики составляет многоотраслевой хозяйственный комплекс, оцениваемый в масштабах страны;

- социально-экономический - содержится понимание приоритета достижения высокого уровня жизни населения, зависящего от эффективности экономики региона.

С точки зрения оценки уровня экономической безопасности второй подход позволяет системно исследовать регион как социально-экономический комплекс. Этот подход меняет традиционное представление о роли региона в системе национальной экономики, содержательно трансформируя само понимание категории «регион». В частности, с позиции А.С. Новоселова и А.С. Маршаловой регион рассматривается не только как подсистема социально-экономического комплекса страны, но и как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления его стадий и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов [3].

Ряд исследователей, определяя регион с научно-методических позиций, рассматривают его в качестве самостоятельной функционально-ориентированной единицы макроэкономической структуры национального хозяйства, а другие - в качестве элемента территориальной структуры экономики страны. Это свидетельствует о двойственном характере статуса региона в системе национальной экономики: это и элемент территориальной структуры национальной экономики, и относительно самостоятельная территориально-хозяйственная система как совокупность отраслей экономики, обладающая собственным потенциалом, целями и задачами развития. По мнению В.К. Сенчагова, экономическая безопасность региона - это, с одной стороны, степень интеграции региональной экономики с экономикой страны, с другой -региональной независимости. Экономическая

безопасность каждого региона и всех регионов России в совокупности призвана обеспечить безопасность страны в целом [5].

Таким образом, под экономической безопасностью региона понимается совокупность реального состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, определенной независимости и интеграции с экономикой Федерации, что выражается в следующих проявлениях:

а) возможность проводить собственную экономическую политику в рамках Федерации;

б) способность сохранять социально-экономическую и политическую устойчивость при резких геополитических изменениях в стране;

в) способность, не ожидая помощи от центра, осуществлять крупные экономические проекты при возникновении экстремальных социально-экономических ситуаций;

г) возможность на договорной основе оказывать помощь сопредельным территориям, где существующая несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах территории;

д) возможность стабильно поддерживать на территории уровень заданных экономических нормативов;

е) способность создать благоприятный социальный фон для развития рыночных отношений в рамках существующей нормативно-правовой базы экономики.

Вышеизложенное предопределяет значимость измерения уровня экономической безопасности регионов, востребованность научно обоснованных методик его осуществления, позволяющих дать объективную оценку роли каждого региона в экономике страны.

Объективность оценки уровня экономической безопасности и роли региона в экономике связана с рядом проблем, препятствующих проведению системной оценки (рис. 1).

Поиск решения этой методической про-

Рис. 1. Проблемы, препятствующие проведению комплексной оценки уровня экономической безопасности региона

блемы находится в определении и понимании взаимосвязи между категориями «экономическая безопасность региона» и «экономическая безопасность национальной экономики». Взаимосвязь состоит в том, что экономическая безопасность национальной экономики определяется как состояние отсутствия опасности целостной системы, объединяющей совокупность различных уровней элементов экономики страны, имеющей совокупный экономический потенциал, тогда как экономическая безопасность региона в этом контексте рассматривается не только как подсистема общей системы страны, но и как относительно независимая его часть с законченным циклом воспроизводства экономического потенциала и спецификой стадий протекания социально-экономических процессов.

На рис. 2 представлена модель комплексного социально-экономического развития региона, выступающая основой для построения системы оценки уровня его экономической безопасности.

Рост экономического потенциала региона рассматривается как необходимое условие обеспечения его экономической безопасности. Следовательно, оценка уровня экономической безопасности региона на основе системы показателей, отражающих различные стороны его функционирования и развития, является важ-

ным направлением государственного управления, находящимся на стыке двух процессов: мониторинга и аналитики состояния и тенденций изменения социально-экономического развития региона.

Для оценки уровня экономической безопасности можно воспользоваться системой показателей эффективности функционирования экономики региона с позиции оценки ее вклада в развитие национальной экономики (таблица).

Перспективные направления бюджетной политики Российской Федерации предусматривают реализацию цели сокращения дифференциации уровня экономического развития регионов. В связи с этим необходимо формирование эффективной системы мониторинга социально-экономического развития регионов России [2]. Ее концептуальная модель представлена на рис. 3.

Отличительная черта модели - ее много-уровневость включения всех уровней государственного и муниципального управления в процесс мониторинга. При этом система мониторинга - это предварительный и весьма значимый этап для построения системы оценки состояния экономической безопасности регионов, поскольку он связан со сбором и первичной обработкой данных, их предоставлением в соответствующие структуры для система-

Рис. 2. Модель комплексного социально-экономического развития региона для целей оценки его экономической безопасности

Система показателей эффективности функционирования экономики региона с позиции оценки уровня его экономической безопасности

Показатели Характеристика содержания

1. Показатели, характеризующие общий экономический уровень и эффективность региональной экономики

1.1. ВРП на душу населения Уровень экономического развития в сравнении с другими регионами

1.2. Темп роста ВРП Эффективность функционирования региональной экономики

2. Производительность труда и стоимость рабочей силы

2.1. Валовая добавленная стоимость на одного работника в час (в промышленности) Отражает интенсивность (производительность) труда

2.2. Оплата труда работника в час Стоимость рабочей силы

3. Распределение доходов

3.1. Оплата труда в валовой добавленной стоимости Доля доходов наемных работников в валовой добавленной стоимости

3.2. Прибыль и приравненные к ней доходы в валовой добавленной стоимости Доходность капитала по отношению к созданной в регионе добавленной стоимости

4. Инвестиционный потенциал

4.1. Валовое накопление основного капитала в ВРП Доля инвестиций в форме капитальных вложений в ВРП

4.2. Соотношение производственных основных фондов и ВРП Оценка требуемого объекта капитальных вложений для поддержания темпа роста ВРП

4.3. Валовое накопление основного капитала по отношению к изменению ВРП Приростная капиталоемкость региональной экономики

4.4. Валовые основные фонды к выпуску продукции по отраслям экономики Капиталоемкость отдельных отраслей экономики региона, необходимая для поддержания отраслевого экономического развития

5. Сбережения

5.1. Соотношение сбережений и ВРП Норма сбережений населения

5.2. Сбережения к валовым накоплениям основного капитала Региональное финансирование инвестиций в основной капитал

5.3. Сбережения институционального сектора к общим сбережениям Вклад каждого сектора регионального хозяйства в общий объем сбережений

5.4. Соотношение сбережений домашних хозяйств к их располагаемому доходу Норма сбережения домашних хозяйств

6. Эффективность работы органов власти и управления

6.1. Объем государственного долга в ВРП Уровень государственного долга

6.2. Соотношение доходов и расходов регионального бюджета Если значение меньше 1, то региональная бюджетная политика должна быть пересмотрена в отношении бюджетных потребностей

6.3. Соотношение накопленного основного капитала и совокупных расходов Доля инвестиций в форме капитальных вложений в совокупных расходах

6.4. Объем налоговых поступлений в ВРП Налоговое бремя в регионе

7. Эффективность внешней торговли

7.1. Соотношение импорта и ВРП Уровень зависимости региональной экономики от импорта

7.2. Соотношение экспорта и ВРП Экспортные усилия региона

7.3. Соотношение совокупности импорта и экспорта и ВРП Степень открытости региональной экономики

7.4. Соотношение сальдо экспорта и импорта и ВРП Разрыв между экспортом и импортом

8. Цены

8.1. Индекс потребительских цен

8.2. Индекс инфляции

тизации, анализа, сравнения и формирования электронных баз данных открытого доступа, которой будут пользоваться заинтересованные в оценке лица.

Экономическая безопасность России как фе-

деративного государства предопределяется состоянием и тенденциями, отражающими уровень экономической безопасности ее регионов, в то же время присутствует и взаимное влияние одного иерархического уровня системы на другой,

Рис. 3. Модель мониторинга социально-экономического развития региона [2]

поскольку региональное развитие объективно зависит и от специфики территории, которая определяется размером территории Российской Федерации; географическими и природно-климатическими условиями; набором природных ресурсов, уникальностью регионального хозяйственного комплекса, социокультурными особенностями; народонаселением, его составом, динамикой, расселением и урбанизацией; инфраструктурной обеспеченностью; уровнем экономического взаимодействия, межрегиональными и международными отношениями.

Проведенное теоретико-методическое исследование позволяет заключить, что оценка уровня экономической безопасности региона базируется на целеполагании в национальном масштабе, в рамках которого интересы граждан и обоснованные цели развития экономики страны интегрируют главную цель развития, которая в последующем расщепляется на цели регулирования экономики более низкого уровня, выражаемые в конечном итоге в задачах оценки роли регионов в обеспечении их экономической безопасности.

Представляется, что оценка экономической безопасности региона должна рассматриваться как инструмент государственного регулирования экономических процессов, согласованный с другими его инструментами.

Список литературы

1. БарсуковаМ.В., Николаева А.В., Столяро-

ва Т.В., ФедороваЛ.П. Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 3 (37). С. 16-23.

2. Гаврилова М.В., Хохрина Э.Д. Экономическая система национального хозяйства как объект мониторинга // Проблемы управления современной экономикой: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (15 декабря 2017 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2018. С. 143-148.

3. Новоселов А.С., Маршалова А.С. Проблемы становления новой системы регионального и муниципального управления в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2020. № 1 (73). С. 96-99.

4. Федорова Л.П., Барсукова М.В. Формирование и реализация модели экономической безопасности региона // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 3 (37). С. 89-95.

5. Экономическая безопасность регионов России: монография / В.К. Сенчагов [и др.]; под ред. В. К. Сенчагова; М-во образования и науки Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. Н. Новгород: Растр-НН, 2014. 298 с.

References

1. BarsukovaM.V, NikolaevaA.V, Stolyarova T.V, Fy-odorova L.P. Instrumenty monitoringa po vy'yav-leniyu ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti [Monitoring tools to identify threats to economic security] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 3 (37). S. 16-23.

2. Gavrilova M.V, Khokhrina E.D. Ekonomi-cheskaya sistema natsionaFnogo khozyajstva kak ob"ekt monitoring [The economic system of the national economy as an object of monitoring] // Prob-lemy upravleniya sovremennoj ekonomikoj: sb. ma-terialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (15 dekabrya 2017 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2018. S.143-148.

3. Novoselov A.S., Marshalova A.S. Prob-lemy stanovleniya novoj sistemy regionaFnogo i munitsipalnogo upravleniya v Rossijskoj Federatsii [Problems of establishing a new system of regional and municipal government in the Russian Federa-

tion] // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2020. № 1 (73). S. 96-99.

4. FyodorovaL.P., BarsukovaM.V. Formirovanie i realizatsiya modeli ekonomicheskoj bezopasnosti regiona [Formation and implementation of a regional economic security model] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 3 (37). S. 89-95.

5. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov Rossii [Economic security of the regions of Russia]: monografiya / V.K. Senchagov [i dr.]; pod red. V. K. Senchagova; M-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii. 2-e izd., dop. i pererab. N. Novgorod: Rastr-NN, 2014. 298 s.

ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

FYODOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 336.717

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ АО «ТИНЬКОФФ БАНК» КАК СУБЪЕКТА ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

С.А. Шигильчева, А.В. Христофорова, Е.Н. Смирнова

В статье рассматривается электронная бизнес-модель АО «Тинькофф Банк», являющегося инновационным онлайн-провайдером финансовых услуг, который построил удобную дистанционную систему взаимодействия со своими клиентами. Все продукты и большинство внутренних ИТ-систем АО «Тинькофф Банк» разработаны самой компанией. Актуальность исследования особенностей бизнес-модели АО «Тинькофф Банк» как субъекта электронного бизнеса обоснована современной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая дала мощный импульс для банковского сектора к переводу услуг для физических и юридических лиц в онлайн-формат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для дистанционного управления финансами организации разработан интернет-банк «Тинькофф Бизнес», мобильный банк для смартфонов и планшетов на платформах iOS и Android. Для физических лиц разработан сервис «Личный кабинет», мобильное приложение «Тинькофф» для Android и iOS. Карты MasterCard World, Visa и МИР с бесплатным снятием наличных в банкоматах любых банков мира, система бонусов и кэш-беков как по дебетовым, так и по кредитным картам позволили выстроить удобную дистанционную систему взаимодействия с клиентами коммерческого банка. Электронный бизнес обеспечивает АО «Тинькофф Банк» динамичное развитие и одни из самых высоких показателей рентабельности по банковскому сектору России.

Ключевые слова: Тинькофф Банк; бизнес-модель; электронный бизнес; кредитные карты; анализ активных операций; ссудная задолженность.

S.A. Shigilcheva, A.V. Khristoforova, E.N. Smirnova. FEATURES OF BUSINESS MODEL OF TINKOFF BANK JSC AS A SUBJECT OF ELECTRONIC BUSINESS

The article considers the electronic business model of Tinkoff Bank JSC. Tinkoff Bank JSC is an innovative online provider of financial services that has built a convenient remote interaction system with its clients. All products and most of the internal it systems of Tinkoff Bank JSC were developed by the company itself. The relevance of the study of the features of the business model of Tinkoff Bank JSC as an electronic business entity is justified by the current situation with the spread of the new COVID-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.