Научная статья на тему 'Основы методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения (5-6 класс)'

Основы методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения (5-6 класс) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

241
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая деятельность / фазы речепорождения / устная речь / смысловое чтение / умения чтения / умения говорения / взаимосвязанное развитие / speech activity / phases of speech production / oral speech / semantic reading / reading skills / speaking skills / interrelated development

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябухина Елена Анатольевна, Виктория Александровна Савельева

Статья посвящена проблеме развития устной речи обучающихся основной школы с опорой на «смысловое чтение». Федеральный государственный образовательный стандарт называет в числе метапредметных результатов обучения восприятие и понимание текста, умение извлекать и преобразовывать информацию, содержащуюся в нём. В то же время особое внимание в области развития речи сегодня уделяется устной речи, её монологической и диалогической формам. Новизна исследования определяется обоснованием необходимости взаимосвязанного развития умений чтения и говорения и выявлением способов развития устной речи с опорой на чтение текста. Практическая значимость связана с описанием этапов работы по взаимосвязанному развитию чтения и говорения, разработкой заданий для каждого этапа. Авторы характеризуют фазы речепорождения с методических позиций, рассматривают составляющие смыслового чтения, этапы текстовой деятельности. Выявлены читательские умения, являющиеся базовыми для устного пересказа, анализа и обсуждения содержания текста, его оценки. Методические приёмы, способствующие развитию устной речи учащихся, соотнесены с каждым из этапов смыслового чтения. Представлена последовательность работы с текстом при взаимосвязанном развитии умений «смыслового чтения» и устного высказывания. Предложены методические разработки, которые иллюстрируют последовательное развитие умений устной монологической и диалогической речи учащихся 5–6 классов на основе текста. Следующий этап исследования, по мнению авторов, должен быть посвящён разработке методической модели «От чтения текста к самостоятельному высказыванию» для учащихся основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рябухина Елена Анатольевна, Виктория Александровна Савельева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basics of the methodology for the interrelated development of reading and speech skills (grades 5-6)

The article is devoted to the problem of the development of oral speech in basic school students based on «semantic reading». The federal state educational standard names, among the meta-subject learning outcomes, the perception and understanding of the text, the ability to extract and transform the information contained in it. At the same time, special attention in the field of speech development is given today to oral speech, its monologue and dialogical forms. The novelty of the research is determined by justifying the need for the interrelated development of reading and speaking skills and identifying ways to develop oral speech based on reading the text. The practical significance is associated with the description of the stages of work on the interrelated development of reading and speaking, the development of tasks for each stage. The authors characterize the phases of speech production from a methodological standpoint, consider the components of semantic reading, the stages of textual activity. Reading skills, which are basic for oral retelling, analysis and discussion of the content of the text, its assessment, have been identified. Methodological techniques that contribute to the development of students' oral speech are correlated with each of the stages of semantic reading. The article presents the sequence of work with the text with the interrelated development of the skills of «semantic reading» and oral statement. Proposed methodological developments illustrate the sequential development of the skills of oral monologue and dialogical speech of students in grades 5-6 based on the text that had been read. The next stage of the research, according to the authors, should be devoted to the development of a methodological model for primary school students «From reading a text to self-expression».

Текст научной работы на тему «Основы методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения (5-6 класс)»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 18-26. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 18-26.

Научная статья УДК 37 (373, 378)

doi: 10.24412/2712-827Х-2021-8-18-26

Основы методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения

(5-6 класс)

1 2 Елена Анатольевна Рябухина , Виктория Александровна Савельева

1,2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 e_ryabukhina@mail.ru,

2 victory asavelj eva@yandex.ru

Аннотация Статья посвящена проблеме развития устной речи обучающихся основной школы с опорой на «смысловое чтение». Федеральный государственный образовательный стандарт называет в числе метапредметных результатов обучения восприятие и понимание текста, умение извлекать и преобразовывать информацию, содержащуюся в нём. В то же время особое внимание в области развития речи сегодня уделяется устной речи, её монологической и диалогической формам. Новизна исследования определяется обоснованием необходимости взаимосвязанного развития умений чтения и говорения и выявлением способов развития устной речи с опорой на чтение текста. Практическая значимость связана с описанием этапов работы по взаимосвязанному развитию чтения и говорения, разработкой заданий для каждого этапа. Авторы характеризуют фазы речепорождения с методических позиций, рассматривают составляющие смыслового чтения, этапы текстовой деятельности. Выявлены читательские умения, являющиеся базовыми для устного пересказа, анализа и обсуждения содержания текста, его оценки. Методические приёмы, способствующие развитию устной речи учащихся, соотнесены с каждым из этапов смыслового чтения. Представлена последовательность работы с текстом при взаимосвязанном развитии умений «смыслового чтения» и устного высказывания. Предложены методические разработки, которые иллюстрируют последовательное развитие умений устной монологической и диалогической речи учащихся 5-6 классов на основе текста. Следующий этап исследования, по мнению авторов, должен быть посвящён разработке методической модели «От чтения текста к самостоятельному высказыванию» для учащихся основной школы.

Ключевые слова: речевая деятельность, фазы речепорождения, устная речь, смысловое чтение, умения чтения, умения говорения, взаимосвязанное развитие.

Для цитирования: Рябухина Е.А., Савельева В.А. Основы методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения (5-6 класс) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 18-26. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-18-26

Original article

Basics of the methodology for the interrelated development of reading and

speech skills (grades 5-6)

12 Elena A. Ryabukhina , Victoria A. Savelyeva

1,2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 e_ryabukhina@mail.ru,

2 victorij asavelj eva@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of the development of oral speech in basic school students based on «semantic reading». The federal state educational standard names, among the meta-subject learning outcomes, the perception and understanding of the text, the ability to extract and transform the

© Рябухина Е.А., Савельева В.А., 2021

information contained in it. At the same time, special attention in the field of speech development is given today to oral speech, its monologue and dialogical forms. The novelty of the research is determined by justifying the need for the interrelated development of reading and speaking skills and identifying ways to develop oral speech based on reading the text. The practical significance is associated with the description of the stages of work on the interrelated development of reading and speaking, the development of tasks for each stage. The authors characterize the phases of speech production from a methodological standpoint, consider the components of semantic reading, the stages of textual activity. Reading skills, which are basic for oral retelling, analysis and discussion of the content of the text, its assessment, have been identified. Methodological techniques that contribute to the development of students' oral speech are correlated with each of the stages of semantic reading. The article presents the sequence of work with the text with the interrelated development of the skills of «semantic reading» and oral statement. Proposed methodological developments illustrate the sequential development of the skills of oral monologue and dialogical speech of students in grades 5-6 based on the text that had been read. The next stage of the research, according to the authors, should be devoted to the development of a methodological model for primary school students «From reading a text to self-expression».

Keywords: speech activity, phases of speech production, oral speech, semantic reading, reading skills, speaking skills, interrelated development.

For citation: Ryabukhina E.A., Savelyeva V.A. Basics of the methodology for the interrelated development of reading and speech skills (grades 5-6). Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:18-26. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-18-26

Введение

Одной из проблем современного школьного образования является речевая деятельность обучающихся, а точнее, низкий уровень её развития у части школьников. ФГОС ООО в числе метапредметных результатов обучения называет восприятие и понимание текста, умение извлекать и преобразовывать информацию, содержащуюся в нём, готовность создавать собственное высказывание, содержащее оценку исходного текста [ФГОС ООО 2021]. Как в самом стандарте, так и в примерной образовательной программе по русскому языку особое внимание в области развития речи сегодня уделяется устной речи, её монологической и диалогической формам.

Как отмечает Т.А. Ладыженская, под обучением устной речи «подразумевают: а) сам процесс создания устных высказываний; б) результат этого процесса, продукт речевой деятельности - устные высказывания» [Ладыженская 1986: 6]. Устные высказывания могут быть как спонтанными, так и подготовленными (частично подготовленными). Многие лингвисты подлинно устной речью считают речь спонтанную. В методической науке речь идет о необходимости развития у школьников как спонтанной, так и подготовленной устной речи. Поскольку устное общение рассчитано на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения и произносимой речи, необходимо обучать порождению речи во взаимосвязи с обучением её восприятию и пониманию [Рябухина 2017: 6].

Целью исследования стало рассмотрение основ методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения. Необходимость такой методики обусловлена требованиями, предъявляемыми обществом к качеству устной речи выпускников основной и средней общеобразовательной школы [Примерные программы... 2010; ФГОС ООО 2021; ФГОС СОО 2011]. Новизна исследования определяется обоснованием необходимости взаимосвязанного развития умений чтения и говорения и выявлением способов развития устной речи с опорой на чтение текста. Практическая значимость связана с описанием этапов работы по взаимосвязанному развитию чтения и говорения, разработкой заданий для каждого этапа.

Основная часть

Лингвисты и психологи выделяют три основные фазы деятельности речепорождения: первая - побудительно-мотивационная, вторая - ориентировочно-исследовательская (или аналитическая), третья - исполнительная и одновременно регулирующая. К составляющими побудительно-мотивационной фазы относят потребность в речевой деятельности и её мотив;

результатом преобразовании потребности в устойчивый мотив речи является речевая интенция (под интенцией в исследованиях И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, И.Р. Лурии [Зимняя 2001; Леонтьев 1969; Лурия 1975] понимается коммуникативное намерение -направленность сознания, воли и чувства (эмоций) субъекта речевой деятельности на её осуществление).

Вторую фазу речепорождения составляет ее ориентировочно-исследовательская часть, направленная на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств и др. Одновременно это фаза планирования, программирования и внутренней - смысловой и языковой - организации речевой деятельности. Третья фаза - исполнительная и одновременно регулирующая. Эта фаза, реализующая речевые высказывания, вместе с тем включает операции контроля над осуществлением деятельности и ее результатами [Рябухина 2013: 171-172].

В методике обучения русскому языку выделяют от 4 до 5 фаз речепорождения, мы придерживаемся пятифазовой модели, которая включает такие этапы, как побудительно-мотивационный, ориентировочный, планирования и программирования высказывания, реализации программы высказывания, контроля.

Первый этап связан с переходом от осознания мотива к интенции, а затем - к замыслу речи. Второй включает анализ параметров коммуникативной ситуации, третий -программирование на этой основе высказывания, т.е. создание его мысленного образа с помощью плана, предварительный отбор соответствующих замыслу и плану фонетических, лексических и грамматических языковых средств. Четвёртый этап связан с упорядочением отобранных средств и реализацией программы высказывания во внешней речи. Пятый этап -контроль порождённого высказывания - включает процедуры сравнения полученного результата деятельности с первоначально предполагавшимся, оценку достоинств и недостатков созданного высказывания, анализ причин коммуникативных неудач [Рябухина 2013: 173-174].

Существенной причиной затруднений учащихся 5-6 классов при порождении устного высказывания, по нашим наблюдениям, является психологический барьер, мешающий начать высказывание, сосредоточиться на его содержании. Обусловлен этот барьер тем, что у обучающегося часто нет мотива для высказывания, отсутствует авторская интенция и замысел речи. Важным препятствием становится скудный «культурный багаж» школьника -исходные знания и опыт, на которые он может опираться для «формирования и формулирования мысли» (Н.И. Жинкин). Действенным средством преодоления указанных затруднений является текст. Задача создания высказывания мотивирует к речевому действию, способствует появлению авторской интенции, формированию замысла высказывания, его программированию. Это неоднократно подтверждено в методике развития письменной речи учащихся. В нашем исследовании рассматривается новый аспект: развитие устной речи на основе чтения текста, а точнее, этапы и приёмы взаимосвязанного развития умений чтения и говорения.

В науке встречаются разные термины, характеризующие чтение. При довольно существенных различиях в их трактовке, педагоги, психологи и лингвисты сходятся в том, что учащиеся должны овладеть умением, которое в современной психолого-педагогической литературе именуется «смысловым чтением». В концепции развития универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит смысловое чтение к группе познавательных общеучебных универсальных действий и определяет его как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ» [Как проектировать... 2011: 30; Формирование универсальных... 2010].

Обобщив понимание смыслового чтения разными исследователями, можно выделить три его основных составляющих:

- понимание фактической (фактуальной) информации - общего значения текста;

- выявление концептуальной и подтекстовой информации - смысла текста;

- формирование собственного отношения к тексту.

Все указанные составляющие «смыслового чтения» позволяют работать над деятельностью чтения и говорения во взаимосвязи.

Можно выделить читательские умения, являющиеся базовыми для устного пересказа, анализа и обсуждения содержания текста, его оценки:

- выделение важной информации (понимание обстоятельств, того, о чем или о ком говорится в тексте);

- понимание основного смысла текста, его подтекста (скрытых причин и замыслов автора);

- преображение текста: пересказ по памяти, по опоре, тезирование;

- толкование текста: извлечение смысла, рассуждение о проблематике текста, выводы на базе прочитанного;

- оценка текста: видение авторской позиции, оценка настроения произведения в целом, оценка полезности информации текста;

- формирование собственного отношения к прочитанному и пояснение своего выбора [Бунеева, Чиндилова 2008: 77; Ковалева, Красновский 2005: 116; Леонтьев 2004: 471].

На каждом из этапов текстовой деятельности, выделенных разработчиками концепции «смыслового чтения», - предтекстовом, текстовом и послетекстовом [Бунеева, Чиндилова 2008; Сметанникова 2011] - развитие устной речи обеспечивается определёнными методическими приёмами. На этапе предчтения учащимся предлагается большое количество заданий, направленных на обсуждение имеющихся у них знаний и жизненного опыта, переживаний и чувств, прогнозирование и высказывание гипотез и т. д. Выполняются такие задания устно, в условиях диалогического взаимодействия.

На этапе собственно чтения учителя организуют текстовую деятельность с использованием групп приёмов в зависимости от типа учебного текста. Существенными моментами этого этапа являются работа над правильным интонированием звучащей речи, предупреждение орфоэпических и грамматических ошибок. Важнейшим приёмом развития устной речи в процессе чтения становится вопрос. С ним связаны «чтение с остановками», «море вопросов», «диалог с автором», «вопросы в парах», «ромашка Блума» и др. Работа с вопросом помогает прогнозировать содержание текста, уточнять его смысл, разграничивать главную и второстепенную информацию. Ответом на вопрос становится высказывание, которое обучающиеся либо находят в тексте и озвучивают, либо самостоятельно создают на основе понимания текста.

На этапе послечтения проводятся послетекстовые обсуждения с целью получения читательского отклика: идет обсуждение того, что узнали, выяснили, обучающиеся обмениваются мнениями. Послетекстовые обсуждения обеспечивают мотивацию речепорождения, предполагают чередование монологической и диалогической форм устной речи. В высказываниях о прочитанном тексте хорошо просматривается авторская интенция, умение пользоваться невербальными средствами, точно интонировать собственное высказывание.

При взаимосвязанном развитии умений «смыслового чтения» и устного высказывания с опорой на прочитанный текст необходимо вести работу поэтапно. Мы предлагаем рассмотреть следующие этапы:

1) Сопоставление прогноза содержания текста с его реальным содержанием.

2) Выявление темы и основной мысли текста.

3) Беседа по содержанию текста (с выявлением видов текстовой информации: фактуальной, концептуальной и подтекстовой (с целью углубления понимания текста.

4) Оценка прочитанного текста: уточнение параметров коммуникативной ситуации, адресата, цели автора, языковых средств, отобранных для достижения планируемого эффекта воздействия на читателя.

5) Работа над интонированием и орфоэпическими трудностями текста, его подготовка к эталонному выразительному чтению. Выразительное чтение.

6) Подготовка текста к пересказу: выделение микротем, ключевых слов, установление смысловых и грамматических связей между частями текста. Пересказ.

7) Создание устного высказывания на основе прочитанного текста с постепенно возрастающей степенью самостоятельности:

- создание высказывания с опорой (с восстановлением недостающих частей, по вопросам, по плану, по модели);

- создание высказывания без опоры (по той же проблеме, которая поднята в тексте; по аналогичной тематике; с той же коммуникативной целью; создание оценочного высказывания).

Предложенные этапы работы с текстом основаны на движении от простых заданий к более сложным, от устного воспроизведения текста к самостоятельному созданию устного высказывания и характерны для работы с учащимися 5-6 классов. Некоторые из этапов, в зависимости от особенностей класса и целей взаимосвязанного развития умений чтения и говорения, могут быть пропущены или видоизменены (см. этап 3). Вопрос о проведении подобной работы в 7-9 классах требует дополнительного изучения.

Рассмотрим примеры заданий, которые иллюстрируют методику взаимосвязанного развития умений чтения и говорения.

Задания для 5 класса.

Текст «Фомка и Барин»

В сумерки я возвращался из леса, гляжу - по дороге еж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать кот Барин. Всю ночь до рассвета он где-то бродил, а затем прыгнул в форточку -и за печь. Лег на свое излюбленное место, но тут же выгнул спину дугой, мяукнул и выскочил на середину комнаты. Барин не на шутку перепугался. А из валенка выкатился колючий клубок. В отчаянии кот прыгнул на шкаф. Я подумал, что Барину теперь спокойной жизни не видать, но ошибся. Через неделю ёж и кот уже частенько ужинали вместе.

(По А. Баркову)

1) Посмотрите на заголовок текста. Как вы думаете, чему будет посвящён текст? Почему вы так решили? Предположите, каким типом речи воспользуется автор.

2) Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- О чем он?

- О каком случае рассказывает автор?

- Что вы знаете о ежах?

- Как еще можно озаглавить этот текст?

3) Определите тему и основную мысль текста. Как относится автор к животным, о которых пишет? Подтвердите своё мнение словами из текста.

4) Подготовьтесь к выразительному чтению текста: расставьте паузы, покажите стрелками повышение и понижение тона голоса, расставьте ударение в тех словах, произношение которых вызывает у вас затруднение. Потренируйтесь в произношении слов возвращался, колючего, забарабанил, излюбленное, мяукнул, частенько. Выразительно прочитайте текст.

5) Определите тип речи, разделите текст на смысловые части. Опираясь на микротемы, составьте план текста. Найдите в каждом абзаце опорные слова, раскрывающие микротему. Подготовьтесь к устному пересказу текста по плану.

6) Выполните одно из заданий на выбор, опираясь на прочитанный текст (дифференцированные задания для учащихся в зависимости от уровня развития устной речи):

Уровень 1. Перескажите текст по составленному плану.

Уровень 2. Составьте устный связный текст, опираясь на следующие вопросы:

- Как прошла первая встреча Фомки и Барина?

- Что подумал автор о жизни кота после его встречи с ежом?

- Смогли ли подружиться Фомка и Барин? Как это произошло?

Уровень 3. Составьте связный устный рассказ о случившемся от имени ежа Фомки. Не забудьте отразить в своём высказывании впечатления и переживания ёжика.

7) Работа в группах (парах). Пофантазируйте. Составьте небольшой устный рассказ об интересном случае, который мог бы произойти с Фомкой и Барином. Когда и где произошло это событие? Как этот случай повлиял на друзей? Обращайте внимание на интонацию и жесты при рассказывании.

Задания для 6 класса.

Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

«Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула.

Вдруг Черняев сказал:

- Со мной случилась странная история. На днях получил посылку. Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.

- Это вам очень нужно, - говорю.

А он отвечает:

- А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.

- И вы им отдали посылку?

- А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос».

(По К. Булычеву)

1) Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

- Какое время описывается в тексте?

- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

- Как вы объясните выражение: «Подкладывал в «буржуйку» обломки стула»?

- Кто такой Александр Черняев?

- Почему он умер?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Какой поступок он совершил незадолго до смерти?

- Почему автору статьи о Черняеве стало стыдно за свой вопрос?

2) Определите основную мысль текста, сформулируйте её своими словами.

3) Подготовьте текст к выразительному чтению: расставьте паузы, сделайте интонационную разметку, расставьте ударение в трудных для произношения словах. Выразительно прочитайте текст, диалог читайте по ролям.

4) Разделите текст на смысловые части, определив микротемы. Задайте к каждой части смысловой вопрос, ответом на который будет фрагмент текста. Составьте вопросный план текста. Перескажите текст друг другу в парах.

5) Как можно назвать человека, который готов всегда помочь другим людям? Какими качествами он обладает? Как вы понимаете слова благородство и благородный? Можно ли назвать Александра Черняева благородным человеком?

6) Составьте устное рассуждение, опираясь на схему с вопросами:

Тезис: Кто такой благородный человек? Можно ли назвать Александра Черняева благородным человеком?

Аргумент 1: Как Александра Черняева поддерживали его читатели во время блокады Ленинграда и как он к этому относился?

Аргумент 2: Какой поступок совершает писатель незадолго до смерти, чтобы спасти голодных детей?

Аргумент 3: Чего устыдился молодой журналист, написавший статью об Александре Черняеве?

Вывод: Может ли человек сохранить такое качество, как благородство, в трудных жизненных обстоятельствах?

7) Устно ответьте на вопрос, «Каждый ли человек способен на благородные поступки?» Обоснуйте своё мнение, приведите не менее 3 аргументов.

Для развития умений диалогической устной речи и углубления понимания прочитанного текста целесообразно использовать ситуативные задания, вытекающие из его содержания. Приведём пример такого задания для пятиклассников.

После прочтения и анализа рассказа А.И. Куприна «Слон» учащимся предлагается: восстановите (сочините) диалог между девочкой Надей и слоном Томми, опираясь на содержание текста. Две реплики девочки уже есть в тексте, нужно придумать новые реплики и ответы слона. Диалог начинается следующим образом:

- Здравствуйте, Томми, - произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». - Как вы спали эту ночь?

Диалог можно продумать в группах и разыграть по ролям, учитывая ситуацию, описанную в рассказе, обращая внимание на интонацию, мимику, жесты.

Заключение

Наши наблюдения за применением описанных приёмов подтверждают мысль Н.Н. Сметанниковой о том, что результатом разнообразной текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения обучающегося, что способствует учебному сотрудничеству, вызывает «эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие», ведет к познавательной и творческой самостоятельности, развивает умения устной речи [Сметанникова 2011]. Правомерно утверждать, что в результате постоянной поэтапной работы над устной речью с опорой на чтение текста формируется способность обучающихся к порождению собственного устного высказывания в различных коммуникативных ситуациях. Именно поэтому дальнейшей задачей исследования станет разработка методической модели развития связной устной речи «От чтения текста к самостоятельному высказыванию» для учащихся основной школы.

Список литературы

1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008. С. 65-89.

2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2001. 432 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 152 с.

4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2005. № 14. С. 105-129.

5. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. 128 с.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

7. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 535 с.

8. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Изд-во «Московский государственный университет», 1975. 250 с.

9. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева / под ред. Е.И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 590 с.

10. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 112 с.

11. Рябухина Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода: дис. ... д. пед. н. М., 2013. 537 с.

12. Рябухина Е.А. Роль продуктивных заданий в развитии связной устной речи учащихся // Русский язык в школе. 2017. № 7. С.3-7.

13. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2011. 128 с. [Электронный ресурс]. URL: https://obuchalka.org/20180628101498/obuchenie-strategiyam-chteniya-v-5-9-klassah-kak-realizovat-fgos-posobie-dlya-uchitelya-smetannikova-n-n-2011.html (дата обращения: 19.08.2021).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2021/07/МП_- ФГОС-ООО-от-31.05.2021-№-287.docx (дата обращения: 01.09.2021).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/id705 (дата обращения: 02.09.2021).

16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

References

1. Buneeva E.V., Chindilova O.V. Tekhnologiya raboty s tekstom v nachal'noi shkole i 5-6 klassakh (tekhnologiya formirovaniya tipa pravil'noi chitatel'skoi deyatel'nosti) [Technology of working with text in elementary school and grades 5-6 (technology of forming the type of correct reading activity)]. Obrazovatel'nye tekhnologii: sbornik materialov, Moscov, Balass, 2008, pp. 65-89. (In Russ.)

2. Zimnyaya I.A. Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti [Linguopsychology of speech activity]. Moscov, Mosk. psikhol.-sots. in-t, Voronezh, MODEK, 2001, 432 p. (In Russ.)

3. Asmolova A.G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole: ot deistviya k mysli [How to Design Universal Learning Activities in Primary School: From Action to Thought]: posobie dlya uchitelya. Moscov, Prosveshchenie, 2011, 152 p. (In Russ.)

4. Kovaleva G.S., Krasnovskii E.A. Novyi vzglyad na gramotnost'. Po rezul'tatam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2000 [A new perspective on literacy. According to the results of the international research PISA-2000]. Russkii yazyk (prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya»), 2005, no. 14, pp. 105-129. (In Russ.)

5. Ladyzhenskaya T.A. Zhivoe slovo. Ustnaya rech' kak sredstvo i predmet obucheniya [Living word. Oral speech as a means and subject of learning]. Moscov, Prosveshchenie, 1986, 128 p. (In Russ.)

6. Leont'ev A.A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost' [Language, speech, speech activity]. Moscov, Prosveshchenie, 1969, 214 p. (In Russ.)

7. Leont'ev A.A. Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obshchei i pedagogicheskoi psikhologii [Language and speech activity in general and educational psychology]. Moscov, MPSI, 2004, 535 p. (In Russ.)

8. Luriya A.R. Rech' i myshlenie [Speech and thinking]. Moscov, Moskovskii gosudarstvennyi universitet, 1975, 250 p. (In Russ.)

9. Litnevskaya E.I., Bagryantseva V.A. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v srednei shkole [Methods of teaching Russian in secondary school]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii. Moscov, Akademicheskii proekt, 2006, 590 p. (In Russ.)

10. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russkii yazyk. 5-9 kl. [ample programs in academic subjects. Russian language. 5-9 grades]. 2nd edition, Moscov, Prosveshchenie, 2010, 112 p. (In Russ.)

11. Ryabukhina E.A. Modelirovanie differentsirovannogo obucheniya rechevoi deyatel'nosti v starshikh klassakh na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Modeling of differentiated teaching of speech activity in senior grades based on the competence-based approach]. Ph.D. thesis. Moscov, 2013, 537 p. (In Russ.)

12. Ryabukhina E.A. Rol' produktivnykh zadanii v razvitii svyaznoi ustnoi rechi uchashchikhsya [The role of productive tasks in the development of coherent oral speech in students]. Russkii yazyk v shkole, 2017, no. 7, pp. 3-7. (In Russ.)

13. Smetannikova N.N. Obuchenie strategiyam chteniya v 5-9 klassakh: kak realizovat' FGOS: posobie dlya uchitelya. Moscov, Balass, 2011, 128 p. [Teaching reading strategies in grades 5-9: how to implement the Federal State Educational Standard]. (In Russ.). Available at: https://obuchalka.org/20180628101498/obuchenie-strategiyam-chteniya-v-5-9-klassah-kak-realizovat-fgos-posobie-dlya-uchitelya-smetannikova-n-n-2011.html (accessed: 19.08.2021).

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. (In Russ.). Available at: https://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2021/07/MP_-FG0S-000-ot-31.05.2021-№-287.docx (accessed: 01.09.2021).

15. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniya. [Federal state educational standard of secondary general education]. (In Russ.). Available at: https://docs.edu.gov.ru/id705 (accessed: 02.09.2021).

16. Asmolova A.G. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii v osnovnoi shkole: ot deistviya k mysli. Sistema zadanii: posobie dlya uchitelya [Formation of universal educational actions in basic school: from action to thought. Assignment System: Teacher's Guide]. Moscov, Prosveshchenie, 2010, 159 p. (In Russ.)

Информация об авторах Е.А. Рябухина - доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; В.А. Савельева - магистрант, преподаватель русского языка и литературы «СОШ№ 30» г.

Перми, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors E.A. Ryabukhina - Grand Ph.D. (Education), Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

V.A. Savelyeva - Master's Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Tteacher of Russian Language and Literature of "Secondary school No. 30" Perm.

Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 28.11.2021

The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 28.11.2021; accepted for publication 28.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.