Научная статья на тему 'Основы методики конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов'

Основы методики конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / EFFECTIVE USE OF MUNICIPAL RESOURCES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорохонов Дмитрий Юрьевич

Предложена методика конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов. Методика создает основу для эффективного и антикоррупционного использования муниципальных ресурсов социально-экономического развития территории в отличие от традиционной системы отбора проектов, участвующих в торгах на право использования муниципальных ресурсов по критерию размера платежа в местный бюджет. Разработан алгоритм внедрения предложенной методики в деятельность органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорохонов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE OF COMPETITIVE SELECTION OF PROJECTS ON THE USE OF MUNICIPAL RESOURCES

The author proposes procedure for the competitive selection of projects on the use of municipal resources. The procedure provides a basis for the effective and anticorruption use of municipal resources for socio-economic development of the territory, in contrast to the traditional system of selecting projects, participating in auctions for the right to use the municipal resources by the criterion of the size of the payment to the local budget. The author develops an algorithm for the implementation of the proposed procedure in the activities of local governments.

Текст научной работы на тему «Основы методики конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов»

Говоря об этих факторах, необходимо отметить, что большинство технопарков организовывалось с целью получения дополнительных бюджетных

Сравнение различных методов оценки эффективности показывает различные сроки окупаемости проекта (рисунок).

ю £

120000000 100000000 80000000 60000000 40000000 20000000 0

-20000000 -1

Годы

Ф ПЭР с учетом стоимости бизнеса —■— ЫРУ Анализ эффективности проекта создания технопарка, рассчитанной по методологии ПЭР и ЫРУ

средств для создания новой структуры.

В целом можно утверждать, что форма организации наукоемкого бизнеса в виде технопарка имеет достаточно высокую эффективность, которую возможно определить путем использования метода расчета полного экономического результата (ПЭР) [2]. Данная методика в отличие от широко применяемой методики оценки по чистой приведенной стоимости (МРУ) позволяет учитывать все виды экономической отдачи проектов, влияние на общие результаты проекта прибыли предшествующих периодов, направляемой на инвестирование, включая реинвестирование средств в проект, а также реальную рыночную оценку стоимости бизнеса на всех периодах реализации проекта.

Согласно проведенным расчетам по ЫРУ, окупаемость проекта достигается на седьмом году деятельности технопарка, при использовании методики ПЭР -на третьем. Рентабельность проекта составляет в конце краткосрочного периода 63,8 % и постоянно увеличивается. Таким образом, проект создания технопарка является высокорентабельным и высокодоходным. Кроме этого, в предлагаемой методике большое внимание уделяется такому определяющему успех моменту, как подбор команды менеджмента для функционирования технопарка.

Поэтому развитие деятельности технопарковых структур является одним из ключевых моментов повышения уровня инновационного развития региона.

Библиографический список

1. The Influence of R&D Expenditures on New Firm Formation and Economic Growth. BJK Associates, Maplewood, New Jersey. - Washington D.C.: United States Government Printing Office, SBA, 2002.

2. Маленков Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. СПб.: Бизнес-процесс, 2002.

3. Ременный А.Н. О малом и среднем бизнесе в сфере высоких технологий // ЭКО. 2005. № 5.

4. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on the Implementation of the European Charter for Small Enterprises. - Brussels: Commission of the European Communities. 2004.

5. Sung T.K., Gibson D.V., Kang B-S. Characteristics of technology transfer in business ventures: the case of Daejeon, Korea // Technological Forecasting & Social Change. 2003. № 70.

УДК 332.1(571.1)

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Д.Ю.Хорохонов1

Администрация Черемховского районного муниципального образования, 665413, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Куйбышева, 20.

Предложена методика конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов. Методика создает основу для эффективного и антикоррупционного использования муниципальных ресурсов социально-экономического развития территории в отличие от традиционной системы отбора проектов, участвующих в тор-

1Хорохонов Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ, тел.: 89086611740, e-mail: [email protected]

Horohonov Dmitry, Postgraduate Student of the Department of Management of the Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, tel.: 89086611740, e-mail: [email protected]

гах на право использования муниципальных ресурсов по критерию размера платежа в местный бюджет. Разработан алгоритм внедрения предложенной методики в деятельность органов местного самоуправления. Ил. 1.

Ключевые слова: эффективное использование муниципальных ресурсов; социально-экономическое развитие муниципальных образований.

PROCEDURE OF COMPETITIVE SELECTION OF PROJECTS ON THE USE OF MUNICIPAL RESOURCES D.Yu. Horohonov

Administration of Cheremhovo District Municipality 20, Kuibyshev St., Cheremhovo, Irkutsk region, 665413.

The author proposes procedure for the competitive selection of projects on the use of municipal resources. The procedure provides a basis for the effective and anticorruption use of municipal resources for socio-economic development of the territory, in contrast to the traditional system of selecting projects, participating in auctions for the right to use the municipal resources by the criterion of the size of the payment to the local budget. The author develops an algorithm for the implementation of the proposed procedure in the activities of local governments. 1 figures.

Key words: effective use of municipal resources; socio-economic development of municipalities. Ц

Конкурсный отбор проектов использования муниципальных ресурсов осуществляется на основе оценки их эффективности, под которой, в общем смысле, понимается отношение полученных результатов к затраченным ресурсам.

Оценка эффективности необходима для сравнения альтернативных проектов использования муниципальных ресурсов и выбора приоритетных, позволяющих с наименьшими затратами ресурсов достичь наибольших результатов социально-экономического развития территории.

Для оценки результатов развития муниципальных образований предлагается использовать следующие показатели:

- показатель муниципального экономического благосостояния (1Е);

- показатель среднедушевого денежного дохода (

1Р);

- показатель экологичности ();

При этом значение показателя муниципального экономического благосостояния рассчитывается по формуле

V + ^

h =-

N

где V - совокупная прибыль хозяйствующих субъектов; - совокупные затраты на оплату труда; N -численность населения.

Для расчета значения показателя среднедушевого денежного дохода используется следующая формула:

I.=N ■

где Р - совокупные доходы населения; N - численность населения.

Значение показателя экологичности рассчитывается в соответствии с методом факторного анализа при использовании формулы

1N aB

(B -Bmm) +а (С -СШ1П)

(Bmax Bmin )

(С - С )

V max min /

где В,С - коэффициенты очистки выбросов и очистки сбросов; ВтП,Стп - минимальные значения коэф-

фициентов блока экологии; Втах,Стах - максимальные значения коэффициентов блока экологии; авас

- весовые коэффициенты.

При этом коэффициенты очистки выбросов и очистки сбросов рассчитываются по формулам:

В =

М_ ~М

где В - коэффициент очистки выбросов; м - масса уловленных и обезвреженных веществ; М - масса выбросов.

с = О,

О

где С - коэффициент очистки сбросов; О' - объем нормативно-чистых сточных вод; О - объем сброшенных сточных вод.

Следует отметить особое значение для реализации потенциала социально-экономического развития территории следующих муниципальных ресурсов: 1) земельных участков, 2) средств местных бюджетов, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства, 3) недвижимого имущества. Значимость этих ресурсов обусловлена возможностью их использования в проектах предпринимательской деятельности.

Методика конкурсного отбора проектов использования муниципальных ресурсов опирается на предложенную систему показателей оценки социально-экономического развития муниципальных образований и предполагает следующую последовательность действий:

- расчет сводного показателя эффективности использования муниципальных ресурсов, определяемого как отношение коэффициента достижения целей социально-экономического развития территории и коэффициента использования муниципальных ресурсов;

- ранжирование проектов по величине сводного показателя эффективности использования муниципальных ресурсов.

В свою очередь, расчет сводного показателя эффективности использования муниципальных ресурсов осуществляется по следующему алгоритму:

1. Определение целевых показателей социально-экономического развития муниципального образования. Значения целевых показателей в п-мерной системе координат определяют положение так называемой идеальной точки.

Индикаторы развития соответствуют наибольшим значениям показателей вышестоящей территориальной группы. При этом под территориальной группой подразумевается ряд муниципальных образований, комплексное развитие которых характеризуется близкими по значению показателями.

Координаты идеальной точки для первой (высшей) группы определяются линейной аппроксимацией тенденций превышения наивысших значений показателей первой группы над наивысшими показателями второй группы.

2. Расчет удаления идеальной точки от так называемой реальной точки, определяемой значениями показателей, характеризующими фактическое социально-экономическое состояние муниципального образования.

Расчет для трехмерной системы координат (соответствующей экономико-социально-экологической системе показателей социально-экономического развития муниципальных образований) осуществляется по формуле

I =^1 (а - а )2 + Ъ - Ь)2+(Со - с )2, где а0,Ьа,са - значения целевых показателей;

а1,Ъ1,С - значения показателей, характеризующих фактическое социально-экономическое состояние муниципального образования.

3. Расчет удаления идеальной точки от так называемой точки приращения, определяемой значениями показателей, характеризующими прогнозируемое социально-экономическое состояние муниципального образования в результате реализации проекта использования муниципальных ресурсов.

Расчет для трехмерной системы координат осуществляется по формуле

¡2 = V(а0 - а2)2 + (Ь0 - Ь2)2 + (С0 - С2)2 ,

где а0,Ьа,са - значения целевых показателей;

а2, Ъ2,с2 - значения показателей, характеризующих прогнозируемое социально-экономическое состояние муниципального образования в результате реализации проекта развития муниципального образования.

О соотношении координат идеальной и реальной точек, а также точки приращения можно судить по рисунку, на котором точка А соответствует значениям показателей, характеризующих фактическое социально-экономическое состояние муниципального образования, точка С - значениям показателей, характеризующих прогнозируемое социально-экономическое состояние муниципального образования в результате реализации проекта использования муниципальных

ресурсов, точка В - значениям целевых показателей социально-экономического развития муниципального образования, формирующих идеальную точку.

Геометрические фигуры - параллелепипеды, образованные центром координат и точками А,В,С, предлагаем называть областями фактического, идеального и приращенного положения территории соответственно. На данном рисунке образованы три вектора:

АВ - вектор идеального развития; АС - вектор посредственного развития - развития посредством реализации проекта использования муниципальных ресурсов;

Вектор св характеризует недостаточность результата реализации проекта для достижения идеальной точки.

4. Расчет коэффициента достижения целей территориального развития Кк ведется по формуле

(¡1 - 12)

К =■

I

5. Расчет сводного показателя эффективности использования муниципальных ресурсов (КЕ) осуществляется по формуле

К

Ке =

К7

где К2 - коэффициент использования муниципальных ресурсов, определяемый как отношение стоимости муниципальных ресурсов, необходимых для реализации проекта, к общей стоимости муниципальных ресурсов территории.

Ранжирование проектов по величине сводного показателя эффективности использования муниципальных ресурсов позволяет отбирать приоритетный проект из ряда альтернативных, требующих использования одних и тех же муниципальных ресурсов.

В целях повышения практической значимости разработанной методики предложен алгоритм ее внедрения в деятельность органов местного самоуправления. Данный алгоритм включает следующую последовательность действий:

- принятие на федеральном уровне нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения возможности предоставления земельных участков для реализации приоритетных проектов развития муниципальных образований на основе оценки их эффективности ;

- утверждение на федеральном уровне методики конкурсного отбора проектов развития муниципальных образований;

- разработка специализированного программного обеспечения для использования на персональных компьютерах с целью автоматизации процесса отбора приоритетных проектов развития муниципальных образований, а также размещение в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти открытой ссылки на

Ось

социальной сферы

кономики

Показатель экологичное™

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение идеальной, реальной точки и точки приращения

программу для всех муниципальных образований, расположенных в Российской Федерации.

- закрепление на местном уровне за конкретным структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления функции по осуществлению отбора приоритетных проектов развития муниципального образования с использованием специализированного программного обеспечения.

- осуществление контроля над соблюдением сроков и достижением целевых показателей проектов развития муниципального образования.

В целях обеспечения внедрения методики в работу органов муниципальной власти предлагается внести дополнение в главу V Земельного Кодекса Российской Федерации статьей 38.3. Особенности приобретения участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого участка для реализации приори-

тетных проектов использования муниципальных ресурсов. Это дополнение обеспечит органы муниципальной власти правом самостоятельного определения границ земельных участков, предоставляемых для реализации приоритетных проектов использования муниципальных ресурсов на особых условиях - на основе оценки эффективности использования таких земельных участков для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования. При этом предлагаемая методика должна утверждаться уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

В отличие от традиционной системы отбора проектов, участвующих в торгах на право использования муниципальных ресурсов по критерию размера платежа в местный бюджет, предложенная методика создает основу эффективного и антикоррупционного использования муниципальных ресурсов социально-экономического развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.