Научная статья на тему 'Основы методики комплексного развития профессионально важных качеств должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с профессиональной преступностью'

Основы методики комплексного развития профессионально важных качеств должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с профессиональной преступностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / PROFESSIONAL CRIMINALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING AND COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / КОМПЛЕКСНОЕ (ИНТЕГРАТИВНОЕ) РАЗВИТИЕ (ОБУЧЕНИЕ) / COMPLEX (INTEGRATIVE) DEVELOPMENT (EDUCATION) / МЕТОДИКА / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табаков Александр Владимирович

Настоящая статья посвящена разработке концептуальных основ методики комплексного развития интеллектуальных и психофизических качеств сотрудников правоохранительных органов, служебная деятельность которых связана с активным противодействием профессиональной преступности и осуществляется в условиях негативного влияния стрессорных факторов. Вносятся предложения по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников правоохраны и, в частности, представлены конкретные рекомендации по организации и проведению комплексных учебных занятий, направленных на интегративное развитие указанных профессионально важных качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAMEWORKS OF INTEGRATED DEVELOPMENT METHODS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS, PARTICIPATED IN THE FIGHT AGAINST PROFESSIONAL CRIMINALITY

This article is devoted to the development of conceptual frameworks of integrated development methods of intellectual and psycho-physical qualities of law enforcement officers, whose employment activity are related to the active countermeasures of professional criminality and is carried out under the negative influence of stress factors. The suggestions to improve the professional training of employees of law enforcement are made, such as specific recommendations for the management of complex training sessions aimed at the integrative development of these professionally important qualities are provided

Текст научной работы на тему «Основы методики комплексного развития профессионально важных качеств должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с профессиональной преступностью»

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Табаков А.В.

Настоящая статья посвящена разработке концептуальных основ методики комплексного развития интеллектуальных и психофизических качеств сотрудников правоохранительных органов, служебная деятельность которых связана с активным противодействием профессиональной преступности и осуществляется в условиях негативного влияния стрессорных факторов. Вносятся предложения по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников правоохраны и, в частности, представлены конкретные рекомендации по организации и проведению комплексных учебных занятий, направленных на интегративное развитие указанных профессионально важных качеств

This article is devoted to the development of conceptual frameworks of integrated development methods of intellectual and psycho-physical qualities of law enforcement officers, whose employment activity are related to the active countermeasures of professional criminality and is carried out under the negative influence of stress factors. The suggestions to improve the professional training of employees of law enforcement are made, such as specific recommendations for the management of complex training sessions aimed at the integrative development of these professionally important qualities are provided

Ключевые слова: профессиональная преступность; профессиональная подготовка и подготовленность; профессионально важные качества; комплексное (интегративное) развитие (обучение); методика

Keywords: professional criminality; professional training and competence; professionally important qualities; complex (integrative) development (education);

methods

Данные уголовной статистики демонстрируют тенденцию некоторого снижения уровня преступности в России за последнее десятилетие, что подтверждается уменьшением числа регистрируемых преступлений. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации всего по России зарегистрировано преступлений: в 2009 году - 2 994 820, в 2010 году -2 628 799, в 2011 году - 2 404 807, в 2012 году - 2 302 168, в период с января по ноябрь 2013 года - 2 038 5811. Однако на фоне этой позитивной тенденции наблюдается прогрессирующее развитие особо опасной разновидности криминальной активности - профессиональной преступности, особенно её организованных форм.

В связи с высокой актуальностью проблематики изучению указанной разновидности преступности посвящено огромное множество

1 Портал правовой статистики. - URL: http://crimestat.ru/offenses_map.

Психология деятельности силовых структур 135

криминологических и криминалистических исследований. Криминологи и криминалисты по-разному характеризуют данный феномен; обобщая их мысли и высказывая своё собственное мнение, мы выделяем следующие характеризующие его признаки: 1) наличие у профессиональных преступников криминально значимых знаний, умений и навыков, поддержание их на должном уровне (криминальная профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации) и использование при подготовке, совершении и сокрытии преступлений; 2) специализация криминальных элементов (отдельных лиц и преступных групп) в определённой сфере преступной деятельности; 3) осуществление преступной деятельности на постоянной основе (не исключается дискретный характер данной деятельности, то есть возможны перерывы в криминальной активности); 4) осуществление преступной деятельности с целью получения систематического дохода (основного или дополнительного); 5) системность профессиональной преступности, которая выражается в наличии между криминальными элементами устойчивых социальных связей, служащих основой для кооперационного взаимодействия (объединения обособленных элементов с различной областью специализации), криминального сотрудничества, коррупции и иных системных форм криминальной активности.

Изучение генезиса, текущего состояния и тенденций развития профессиональной преступности позволяет констатировать, что в последнее время наблюдается смена приоритетов в её тактике и стратегии. В ответ на активизацию борьбы с данной преступностью и в условиях кардинальных социально-экономических и политических преобразований XXI века происходит интенсификация профессиональной преступной деятельности и заметное повышение криминального профессионализма. Этот процесс выражается в изменении качественных характеристик преступных структур (улучшении профессионально важных качеств отдельных членов преступных групп и повышении криминальных возможностей самих групп) и характера осуществляемой ими противоправной деятельности.

На индивидуальном уровне профессиональные преступники демонстрируют устойчивую криминальную ориентацию и целенаправленно занимаются своей профессиональной подготовкой, повышая криминальную квалификацию - уровень знаний, умений и навыков, находящих применение в сфере криминальных интересов. Криминальная деятельность становится основным профессиональным занятием (или по меньшей мере одним из основных), так сказать, своеобразным преступным ремеслом.

Так же как к профессионализации в любой сфере легальной деятельности, к криминальной профессионализации, на наш взгляд, применима разработанная известным психологом Э.Ф. Зеером акмеологическая концепция «жизненного пути» профессионала, в рамках которой выделяются основные этапы от начала («равнины») и до вершины профессионализации,

являющейся итогом профессионального развития. В качестве оснований периодизации профессионального развития Э.Ф. Зеер избрал, во-первых, социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям; во-вторых, ведущую профессиональную деятельность, освоение и совершенствование способов выполнения которой приводят к кардинальной перестройке личности. Именно характер социальной ситуации и уровень реализации профессиональной деятельности положены им в основу выделения следующих стадий профессионального становления: 1) оптация (от лат. орШю - желание, выбор) - формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учёта индивидуально-психологических особенностей и ситуативных обстоятельств; 2) профессиональная подготовка - формирование профессиональной направленности и профессионально важных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач; 3) профессиональная адаптация - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного осуществления профессиональной деятельности; 4) профессионализация - формирование профессионального менталитета, личностных позиций как представителя определённой профессии, интеграция социально и профессионально важных качеств в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококачественное выполнение профессиональной деятельности; 5) профессиональное мастерство - полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности на основе относительно подвижных ин-тегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей профессиональной карьеры, достижение вершин, «акме» (от др.-греч. акд^, акте - вершина) профессионального развития2.

Личности, вставшие на профессиональный преступный путь, то есть прошедшие стадию оптации, также проходят (если, конечно, преступная деятельность по каким-либо причинам не прекращается) и другие стадии профессионального становления, достигая в зависимости от личностных особенностей и внешних условий определённой ступени криминального профессионализма. Их стремление к профессионализации и далее к профессиональному мастерству как высшей ступени профессионального становления в криминальной сфере зачастую предопределяется теми же мотивами, которые побуждают к совершенствованию в легальных областях профессиональной деятельности, в частности, желанием повысить уровень своего благосостояния, утвердиться в профессиональной среде, занять престижное

2 Подробнее о стадиальности профессионального развития: Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - С. 88-92; Указ. автор. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.

место в системе профессиональных отношений, сделать карьеру и пр. Вместе с тем мотивация преступного профессионального развития имеет свою специфику. Криминальный профессионализм, выражающийся в числе прочего в «высококачественном» осуществлении преступной деятельности, позволяет, с одной стороны, добиваться более значимых (для преступников) результатов, с другой стороны - снижать риск уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности, минимизировать связанные с применением уголовной репрессии материальные и нематериальные лишения преступников. Их мотивация к профессиональному саморазвитию, таким образом, основывается не только на положительных стимулах (положительная мотивация), но и на мощных отрицательных (отрицательная мотивация: не будешь профессионалом - будешь «сидеть»), то есть имеет комплексный характер и потому в целом достаточно сильная и устойчивая3.

Преобразования преступности, обусловленные её профессионализацией, происходят не только на индивидуальном, но и на групповом уровне. Повышается системность профессиональной преступности. На современном этапе в преступном мире доминируют транснациональные преступные организации, которые представляют собой сложные системные образования с многоуровневой иерархией, высоким уровнем соорганизованности и управляемости, прочными, разветвлёнными внутренними и внешними, субординационными и координационными связями, системами собственной безопасности и добывания информации, механизмами защиты капиталовложений, функциональной и пространственной дифференциацией, то есть специализацией криминальных элементов по функциональному и территориальному признакам, распределением ролей, которые, однако, могут перепоручаться, при этом одно лицо может совмещать несколько «должностей» или в разное время выполнять разные функции. Растёт степень открытости системы профессиональной преступности (интенсификация обмена с внешней средой) и уровень адаптивности преступных организаций. Они приобрели «способность» быстрой модификации схемы системообразующих связей под влиянием внешних и внутренних факторов переменчивой среды, адекватного данным изменениям переструктурирования, при необходимости даже в направлении снижения степени иерархичности и уменьшения числа «горизонтально» соподчиненных элементов, то есть в сторону упрощения структуры. Как следствие, выросла устойчивость преступных организаций, осуществляющих ту или иную профессиональную преступную деятельность, к разнообразным возмущающим воздействиям (противодействию конкурентов и правоохранительных органов, изменениям рыночной конъюнктуры, внутренним корпоративным конфликтам и пр.). Увеличивается «лабильность»

3 Подробнее о мотивации преступного поведения: Криминальная мотивация / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев и др.; Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1986. -304 с.

(функциональная подвижность) указанных организаций; осуществляемая ими криминальная деятельность характеризуется тактической гибкостью и оперативностью. Постоянно перестраивающуюся и искусно лавирующую профессиональную преступность можно сравнить с непрерывно мутирующими штаммами гриппа.

Рассматривая профессиональную преступность на коллективном уровне, можно обнаружить существенные изменения психологического и социокультурного характера. В криминальных структурах, занимающихся профессиональной преступной деятельностью, наблюдается снижение значимости национальной, этнической, религиозной принадлежности криминальных элементов и иных показателей, не имеющих профессионального содержания, с одновременным увеличением социального веса их преступного статуса и деловых (криминальных) возможностей (в некоторых видах преступности, например, в терроризме, однако, сохраняется ощутимое влияние этнических диаспор и конфессиональных движений). В профессиональной криминальной среде происходит сближение - вплоть до общности - антисоциальной ориентации и мировоззрения преступников; объединяющей установкой здесь выступает стремление к обогащению незаконными способами. В преступных организациях формируется межличностная психологическая совместимость, повышается толерантность к человеческим факторам, не порождающим принципиальные конфликты интересов (в профессиональной преступности превалируют, разумеется, интересы экономической выгоды), и не препятствующим решению общих задач совместной преступной деятельности. Формируется специфическая криминальная субкультура. Отмеченные психологические и социокультурные процессы способствуют консолидации профессиональных преступников и в целом повышению системности рассматриваемой разновидности преступности.

Таким образом, преступная профессионализация происходит и на индивидуальном, и на коллективном уровнях: профессионализируются как отдельные преступники, так и преступные группы, организации, в которые они объединяются. Такая профессионализация находит отражение в изменении параметров криминальной деятельности. Последняя усложняется, приобретает всё более выраженный интеллектуальный характер. Криминальные деяния, совершаемые профессиональными преступниками, в большинстве случаев по способам подготовки, совершения и сокрытия далеки от примитивизма, и эти способы постоянно совершенствуются, становятся более вариа-бельными, изощрёнными. Отдельные виды профессиональной преступной деятельности отличаются сложнейшими схемами, требующими соответствующего исполнительского мастерства и высокой организованности участников. Преступники адекватно применяют силовые, в том числе вооружённые, и несиловые методы, комбинируют законные и противозаконные способы достижения необходимых результатов. При наличии такой

возможности профессиональные преступники совершают преступные действия скрытно, в условиях неочевидности, оставляя минимальное количество следов. Юридически и тактически грамотно и, как следствие, эффективно осуществляется противодействие уголовному преследованию. Для профессиональной преступности характерен высокий уровень латентности. Преступная деятельность, как правило, тщательно планируется, можно сказать, конспирируется; закрепляется установка на её постоянство и длительность, появляется стратегический аспект в планировании.

Затрагивая вопрос долгосрочности профессиональной преступной деятельности, отметим, что преступные структуры по общему правилу стремятся не к стабильному росту с нормальным уровнем доходности, а к получению сверхприбыли в максимально короткие сроки, поскольку долговременное функционирование, связанное с постоянным или даже эпизодическим нарушением уголовно-правовых норм, увеличивает риск разоблачения, опасность которого играет решающую роль в определении криминальной тактики и стратегии. Однако противоправная деятельность многих преступных организаций, в основном достаточно крупных, способных достичь экономии и обеспечить возрастание доходности на большом объёме незаконных операций, может считаться исключением из этого правила. Данные организации осуществляют тщательное планирование своей деятельности и демонстрируют закрепление установки на её длительность и относительную стабильность. Эффект долгосрочного функционирования достигается за счёт уменьшения степени риска путём коррупциализации, диверсификации и «легализации» преступной деятельности, обеспечения информационной безопасности преступных структур, повышения качественного уровня подготовительной преступной деятельности, использования соответствующей инфраструктуры -фирм-однодневок, подставных лиц и прочих. Разумеется, такое обеспечение криминальной деятельности влечёт дополнительные расходы, и при этом соразмерно уменьшается норма преступной прибыли.

Означенные тренды развития профессиональной преступности определяют её существенную социальную опасность и порождают значительные трудности борьбы с ней. Эффективность правоохранительной деятельности на данном направлении может быть достигнута только при применении адекватных - соответствующих параметрам преступности - мер. Это значит, что профессионализации преступности должна быть противопоставлена профессионализация правоохраны, причём уровень второй должен быть выше.

Между тем дела здесь обстоят недостаточно благополучно. По мнению специалистов, в профессиональном плане силовые структуры пока отстают от криминалитета, развивающегося опережающими темпами. Так, характеризуя современную преступность, профессор В.В. Лунеев отмечал, что совершенствование квалификации организованных преступников идёт интенсивнее,

чем сотрудников правоохранительной системы4. Уровень профессионально важных качеств последних и профессионализма в целом в настоящее время явно снижается, в том числе и по причине «вымывания» высококлассных специалистов из правоохранительных органов, и проводимые реформы правоохранительной системы, несмотря на многообещающие декларации, пока не приводят к положительным результатам в профессионализации.

Понятно, что ситуацию необходимо исправлять, иначе силовые структуры так и будут плестись в хвосте криминальных процессов. На текущем этапе далеко не единственным, но одним из важных направлений повышения эффективности правоохранительной деятельности по линии борьбы с профессиональной преступностью является совершенствование системы профессиональной подготовки должностных лиц подразделений правоохранительных органов.

Профессионализация правоохранительной деятельности имеет ярко выраженную специфику. Профессиографический анализ позволяет констатировать, что задействованные в правоохранительной системе профессии относятся к так называемым «сложным», сопряжённым с особыми условиями труда. Оперативно-служебная деятельность должностных лиц правоохранительных подразделений (оперативных работников, следователей, дознавателей, экспертов-криминалистов, сотрудников подразделений специального назначения и др.), протекающая в условиях активного противодействия криминальных структур, значительно осложняется постоянным или эпизодическим действием таких факторов, как длительный и напряжённый режим труда, изменённая информационная среда (увеличение объёма либо, напротив, дефицит информации, её противоречивость), состояние тактического риска, риска для жизни и здоровья и т.д. В особо «острые» рабочие моменты негативное влияние деструктивных факторов достигает такой степени, что условия профессиональной деятельности сотрудников силовых структур приближаются к экстремальным.

Вместе с тем описанные выше параметры профессиональной преступности предопределяют высочайшие требования к уровню профессионализма сотрудников правоохраны, который, как отмечалось ранее, должен превышать профессиональный уровень криминальных элементов. Профессиональная преступность объединяет в себе два качества: интеллектуальность и агрессивность. Правоохранительные органы постоянно сталкиваются не только с интеллектуальным, так сказать, цивилизованным противодействием профессиональных преступников, но и с открытым силовым, в том числе вооружённым сопротивлением. Ситуации, возникающие в практике правоохранительной деятельности, часто характеризуются высокой степенью

4 Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 643.

неопределённости, что обусловливает необходимость принятия эвристических решений, как правило, влекущих юридические последствия, в условиях жёсткого лимита времени при высокой персональной ответственности исполнителя. Причём подобные решения, требующие интенсивной интеллектуальной работы, часто принимаются на фоне большой физической и психической нагрузки, утомления и усталости, в обстановке физического противоборства и (или) огневого контакта с преступниками.

Наверное, все мы помним знаменитый афоризм французского философа Рене Декарта (1596-1650): «Я мыслю, значит, существую», часто цитируемый на латыни: «Cogito, ergo sum». Менее известно высказывание шотландского философа Джона Макмюррея (John Macmurray, 1891-1976): «Я действую, следовательно, существую». Это не только парафраз Декарта, но и мысль, отражающая тот факт, что деятельность - это суть человека. С таким пониманием сущности и значения деятельности, в которой объединяются бытие и сознание, согласны и современные учёные. Так, Н.М. Бережной в монографии «Человек и его потребности» писал: «Деятельность - не только синтез элементов структуры и диалектическое единство материального и духовного, бытия и сознания. Это - субстанция бытия человека»5. Сказанное в полной мере относится к рассматриваемой нами социально значимой деятельности - профессиональной6.

Как показано выше, в профессиональной деятельности сотрудников правоохраны, сталкивающихся с профессиональной преступностью, происходит сочетание мыслительной (когнитивной) и психофизической активности, причём активности достаточно высокого уровня, нередко на пределе возможностей (само слово «активность (от лат. activus) в словарях трактуется как энергичная, усиленная деятельность; деятельное состояние; деятельное участие в чем-либо7). Сотрудники должны «качественно» мыслить и эффективно действовать одновременно, и такое сочетание является обязательным условием их профессионального «существования», а иногда и выживания. При этом они должны демонстрировать именно практическое мышление, выражающееся в ситуативно-адекватных практических действиях. Они должны иметь практический ум, который выдающийся психолог Б.М. Теплов (1896-1965) определял как направляющий свою активность от абстрактного мышления к практическим действиям, от общих принципов к конкретным обстоятельствам. В этом, по его мнению, основное отличие практического

5 Бережной Н.М. Человек и его потребности / под ред. В.Д. Диденко. - М.: Форум, 2000. -170 с. - URL: http://lib.vvsu.ru/books/servis/

6 В настоящей статье, как и другой литературе, словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух значениях: данным термином обозначается 1) трудовая деятельность человека, отличающаяся высокими показателями качества и эффективности; 2) сложная продуктивная деятельность в рамках профессии.

7 Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - С. 28.

ума от теоретического ума, который направлен от живого созерцания к абстрактному мышлению8.

В отдельных направлениях психологической науки (психологии труда, психологии управления, инженерной психологии) выделяется такая разновидность практического мышления как оперативное мышление; под ним понимается умственная деятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе моделирования человеком состояний объектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем (плана) действий по управлению реальными объектами и процессами9. Понятие «оперативное» употребляется, по крайней мере, в трёх смыслах: 1) протекающее быстро и эффективно; 2) непосредственно включенное в трудовую деятельность человека (от лат. opera - труд); 3) состоящее из операций. Каждый из этих смыслов находит своё выражение и в термине «оперативное мышление». Оно протекает в специфических условиях, связанных с особым характером задач управления: в условиях динамичности ситуаций решения задач (быстрая смена обстановки), наличия большого числа взаимосвязанных, в том числе конфликтных, факторов, высокой ответственности за результат решения, ограниченности времени на его поиск, необходимости выдвижения и проверки гипотез в самом процессе действия и др. В идеале решение, являющееся результатом оперативного мышления, должно быть конструктивным, конкретным, своевременным и наилучшим в данных условиях10.

Фактором, существенно осложняющим оперативное мышление и снижающим его рациональность, является ограничение времени для принятия решений. В условиях дефицита времени, по сравнению со свободным временным режимом, меняются не только результативные показатели (в сторону ухудшения результатов), но и происходят существенные изменения в самом процессе решения. Проведённые Ю.Д. Бабаевой и Н.А. Ротовой экспериментальные исследования по оценке продуктивности решения мыслительных задач в различных временных режимах показали, что при переходе от свободных временных условий в режим дефицита времени процесс контроля правильности решения значительно сокращается, сужается зона поиска ответов, игнорируются некоторые смысловые элементы задачи. По вербальным отчётам испытуемых выяснилось, что в этих условиях происходит сокращение количества выдвигаемых гипотез, редуцируется проверка выдвинутых альтернативных вариантов решения. В результате исследования подтверждена гипотеза, что на успешность решения мыслительных задач в условиях

8 Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / ред. Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1985. - С. 308.

9 Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 848 с. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/operativnoe-myshlenie.

10 Там же.

временного дефицита оказывают влияние не только интеллектуальные особенности испытуемых, но и их индивидуально-личностные характеристики, а осуществление профессиональной или учебной деятельности в режиме острого временного дефицита негативно влияет не только на продуктивность деятельности, но и на физическое и психическое здоровье11.

Оперативно-служебная деятельность должностных лиц правоохранительных органов относится к числу тех видов профессиональной деятельности, для которых характерно множество неалгоритмизируемых, внезапно возникающих задач, подлежащих разрешению в условиях временного дефицита, а потому предполагает «включение» оперативного мышления как особого средства их решения. Отмеченная специфика правоохранительной работы предопределяет необходимость развития у сотрудников именно оперативного мышления12, причём характеризующегося высочайшей степенью устойчивости. Однако достижение такого уровня профессиональной подготовленности затрудняется ввиду существующей закономерности: деструктивное влияние стрессорных факторов оперативно-служебной деятельности, в том числе связанных с противодействием профессиональных преступников, как правило, негативно сказывается на функциях мозга, в частности, ослабляется концентрация и устойчивость внимания, нарушаются процессы памяти (ухудшается запоминание и воспроизведение ранее запечатлённой информации). Угнетение интеллектуальных процессов под давлением неблагоприятных стрессор-ных обстоятельств снижает продуктивность мышления; страдает рациональность и оперативность принимаемых решений.

Даже если абстрагироваться от действия факторов - помех, снижающих продуктивность практического мышления, оно само по себе характеризуется имманентной противоречивостью. Так, в докторской диссертации, посвящённой изучению психологических механизмов мыслительной деятельности, связанной с решением задач, на основе обобщения обширной литературы и результатов собственных исследований В.Ф. Спиридонов пришёл к заключению, что в процесс решения задачи включаются два плохо управляемых процесса: 1) извлечение из памяти субъекта необходимых для этого знаний, которые в совокупности с её объективными условиями образуют информационный фон или информационную модель задачи; 2) интеллектуальные инварианты и шаблоны, присущие лицу, решающему задачу. Возникает парадоксальная ситуация, когда одни структуры мышления оказывают

11 Бабаева Ю.Д., Ротова Н.А. Влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся на эффективность решения мыслительных задач в условиях дефицита времени // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - В 3-х частях. - Ярославль, 19-21 мая 2011 года. -Ч. 1. - С. 212-217.

12 Самовичев Е.Г. Оперативное мышление в оперативно-розыскной деятельности // Труды Академии управления МВД России. - 2008. - № 4. - С. 33-39. - URL: http://jurnal.amvd.ru/ indviewst.php?stt=207&SID=.

сопротивление другим. В этом заключается феномен интеллектуальной задачи в ходе решения: сама задача делает легко доступной одну часть информации и скрывает другую. В результате индивидуальное мышление, схватив доступное, сталкивается с несообразностями или пробелами в собственном представлении проблемной ситуации. Именно здесь и разворачивается борьба в ходе формирования решения13.

Оперативное мышление сотрудников правоохранительных органов, будучи само по себе сложным и противоречивым интеллектуальным процессом, как отмечалось, угнетается многочисленными стрессорными факторами, в числе которых нахождение в состоянии риска, выполнение физической нагрузки, приводящей к состоянию высокого утомления и пр. Понятно, что повышение физической подготовленности человека само по себе снижает уровень стрессорности физической нагрузки (при условии, что уровень самой нагрузки при повторных испытаниях остаётся неизменным); тот же адаптационный механизм характерен и для большинства других стрессорных факторов. Но изолированное развитие физических качеств и формирование профессиональных знаний не приводит к нужному результату. В стрессовых практических ситуациях, связанных с сопряжённым проявлением умственной и психофизической активности, показатели интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, логического мышления и др.) на фоне высокой психофизической нагрузки, как правило, снижаются, знания в полном объёме не используются; и наоборот, сосредоточение внимания на решении умственных задач препятствует концентрации волевых усилий на сопутствующей физической работе, в результате чего ухудшаются показатели силы, выносливости, работоспособности и других функциональных качеств.

Мы пишем «как правило», потому что стресс - явление сложное и многомерное, и его влияние на организм человека может быть как негативным, так и позитивным; реакция организма на стрессорные стимулы неоднозначна. Так, результаты многочисленных исследований подтвердили, что хронический стресс, который сопровождается нарастанием уровня стрессовых гормонов (кортизола), подавляет активность нервных стволовых клеток в гиппокампе, угнетает функции нейромедиаторов и потому ведёт к ухудшению памяти. Однако последние нейробиологические исследования, проведённые в Калифорнийском университете в Беркли (США), показали, что сильный, но кратковременный стресс может оказывать положительное влияние на память и прочие когнитивные способности, с ней связанные, поскольку он стимулирует нейрогенез, то есть образование новых нервных клеток, участвующих в процессах запоминания, хранения и воспроизведения информации14.

13 Спиридонов В.Ф. Функциональная организация процесса решения мыслительных задач: ав-тореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 2006. - 46 с.

14 Robert Sanders. Researchers find out why some stress is good for you. - April 16, 2013. - URL: http://newscenter.berkeley.edu/2013/04/16/researchers-find-out-why-some-stress-is-good-for-you/.

Широко известны случаи, когда в стрессовых ситуациях люди демонстрировали исключительно высокие, можно сказать, феноменальные способности. Но здесь есть два «но». Первое: такие проявления обычно относятся к психофизиологической активности человека и во многом объясняются активизацией эндокринной системы, в частности повышением при стрессе активности надпочечников, вырабатывающих «гормон борьбы» - адреналин. Изменения в ментальной сфере в условиях стресса непредсказуемые; рациональность и оперативность мышления, как отмечалось, могут оставаться на прежнем уровне или (что наблюдается чаще) снижаться. Данная закономерность нашла отражение в народной фразеологии: «Хорошая мысля приходит опосля». Второе: проявление таких «сверхспособностей» - не правило, а скорее исключение из него, и потому положительный эффект принципиально не может быть гарантирован. А система профессиональной подготовки сотрудников силовых структур должна обеспечивать стабильное проявление профессионально важных качеств при выполнении определённых служебных задач, а не строиться на весьма ненадёжном расчёте, что в качестве реакции на экстремальную ситуацию сотрудники неожиданно проявят выдающиеся умственные и психофизические способности, превратившись на некоторое время в Джеймса Бонда, Джеймса Борна или какого-нибудь ещё всемогущего «джеймса».

Изложенная проблематика обусловливает постановку следующей задачи профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов: необходимо обеспечить достижение такого уровня комплексного развития и такого баланса профессионально важных качеств, которые позволили бы эффективно мыслить и активно действовать в стрессорной обстановке оперативно-служебной деятельности. Иными словами, программа профессиональной подготовки сотрудников правоохраны должна предусматривать развитие у них способности рационального, гибкого, быстрого, практически ориентированного мышления под значительной психофизической нагрузкой и воздействием иных дестабилизирующих факторов. В ходе обучения должен быть достигнут такой уровень подготовленности сотрудников, при котором даже в крайне неблагоприятных условиях сохраняется достаточная устойчивость интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов.

Анализ методического обеспечения профессиональной подготовки должностных лиц различных силовых структур (полиции, таможенных органов и пр.) приводит к выводу, что оно не в полной мере соответствует потребностям правоохранительной системы. Все действующие программы боевой и специальной подготовки предусматривают профессиональное обучение по отдельным направлениям (учебным дисциплинам): в программы включаются правовая, физическая, огневая, тактико-специальная, психологическая подготовка и др. В некоторых программах предусматривается возможность проведения комплексных занятий по темам, включающим учебные вопросы,

которые относятся к различным дисциплинам. Данные занятия нацелены на взаимосвязанное решение междисциплинарных учебных задач и соответствующее интегративное развитие профессионально важных качеств, что, как было показано, в полной мере соответствует идеологии современного профессионального обучения. Однако методики проведения комплексных занятий, направленных на развитие рассматриваемой нами способности «качественного» оперативного мышления в условиях психофизической нагрузки, применительно к программам боевой и специальной подготовки не разработаны, да и в целом отсутствует концепция интегративного профессионального обучения сотрудников правоохраны.

Между тем интегрированное построение учебного процесса не только отвечает запросам практики, но и заключает в себе значительно больше технологических возможностей, реализация которых повышает качество профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. В условиях сближения и слияния разнородных знаний, различных способов деятельности, приёмов мышления и действий и т.д., а именно эти параметры присущи интегративным образовательным процессам, можно, например, более реалистично моделировать разнообразные проблемные ситуации оперативно-служебной деятельности и создавать необходимые психологические установки, целенаправленно работать над слаженностью коллективных действий и сработанностью групп, повышать продуктивность взаимного обучения. Интегративное обучение позволяет добиться разнопланового синерге-тического эффекта в профессиональной подготовке сотрудников (синергия (греч. cwepyia - сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. CTDV - вместе, epyov - дело, труд, работа, (воз) действие) -суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы).

Задачи интегративного обучения могут быть реализованы различными способами. Одной из организационных форм интегративной профессиональной подготовки должностных лиц правоохранительных органов, как отмечалось, являются комплексные занятия. Ниже мы представляем методические рекомендации по организации и проведению комплексных учебных занятий, направленных на взаимосвязанное развитие интеллектуальных и психофизических качеств обучаемых.

1. Комплексные учебные занятия по темам и учебным вопросам, относящимся к разным учебным дисциплинам, должны в обязательном порядке включаться в программы обучения сотрудников правоохранительных органов и по объёму часов занимать видное место в учебно-тренировочном процессе. Такие комплексные занятия целесообразно планировать как итоговые, то есть предусматривать их проведение после освоения определённых

разделов самостоятельных учебных дисциплин, изучение которых должно быть синхронизировано расписанием.

2. При организации и проведении комплексных занятий особое значение должно придаваться соблюдению следующих дидактических принципов: 1) системности и систематичности (рассмотрение учебно-тренировочной деятельности как открытой, функциональной (процессной), динамической системы, элементы которой связаны между собой и образуют единое целое, обеспечение непрерывности изучения учебного материала и развития профессионально важных качеств, логической последовательности и преемственности между ступенями обучения, соответствия учебно-тренировочного процесса внутренней логике учебных дисциплин, по темам которых проводятся комплексные занятия); 2) интегративности (использование комплексного подхода к организации учебно-тренировочного процесса, учёт междисциплинарных связей и построение планов комплексных учебных занятий на пересекающихся предметных областях); 3) предельной доступности (достижение максимально допустимой, высшей, но посильной степени трудности осваиваемого учебного материала и выполняемых упражнений, определяемой с учётом уровня знаний, умений и навыков обучаемых); 4) прочности (достижение основательности усвоения учебного материала, обеспечение надёжности закрепления знаний, умений и навыков, уверенного и стабильного применения их в практической деятельности); 5) индивидуализации (личностно-ориентированное построение учебно-тренировочного процесса с учётом индивидуального уровня развития интеллектуальных и психофизических качеств, особенностей эмоциональной сферы, восприятия, мышления, мотивации и других индивидуальных характеристик обучаемых, ориентация на личность); 6) творческой активности (развитие у обучаемых гибкого, неординарного мышления, понимания многовариантности решения учебно-тренировочных и служебных задач, умения осуществлять перебор различных вариантов и выбор оптимального); 7) профессиональной направленности (обеспечение прикладной ориентированности учебно-тренировочного процесса и его тесной связи с практикой правоохранительной деятельности, соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности).

Все изложенные принципы дидактики тесно связаны между собой и в этом смысле образуют систему из взаимодополняющих, взаимообусловливаю-щих и взаимно выводимых положений, призванных направлять учебно-тренировочный процесс в правоохранительных органах. Реализация всего комплекса дидактических принципов обеспечивает создание условий для высокоэффективного профессионального обучения, направленного на взаимосвязанное развитие интеллектуальных и психофизических качеств сотрудников.

3. Комплексные учебные занятия по условиям их проведения должны быть максимально приближены к реальным ситуациям оперативно-служебной

деятельности сотрудников правоохранительных органов. Моделирование данных ситуаций в учебно-тренировочном процессе должно быть наиболее полным, адекватным и достоверным. Такая реалистичность требует соответствующего развития учебно-методической и материально-технической базы, в том числе оборудования специальных тренировочных (тренажёрных) комплексов.

4. В качестве одного из базовых методов обучения (тренировки), применяемых на комплексных учебных занятиях, следует использовать выполнение специальных упражнений и заданий, предусматривающих многократное выполнение моторных действий одновременно с решением интеллектуальных задач. Приведём условные примеры подобных упражнений: воспроизведение по памяти в ходе тренировочной рукопашной схватки (спарринга) законодательно закреплённых оснований и условий применения сотрудниками физической силы; аналогичное воспроизведение в ходе выполнения упражнений учебных стрельб оснований и условий применения огнестрельного оружия (при обязательном условии обеспечения безопасности); воспроизведение во время отработки ударов на спортивных снарядах (боксёрских грушах, мешках, макиварах, платформах и др.) критериев правомерности необходимой обороны, крайней необходимости и задержания лица, совершившего преступления; решение учебных задач по уголовно-правовой квалификации или по уголовному процессу во время кросса и т.п.

Конечно, предлагаемая концепция - только обобщённая и упрощённая схема, которую мы условно назвали основами методики, и она требует дальнейшей разработки частных методик преподавания учебных дисциплин и детализированных методических рекомендаций по проведению отдельных комплексных учебных занятий. Вероятно, что и сам подход нуждается в критическом переосмыслении и корректировке. Но работа в данном направлении должна продолжаться, поскольку кризис профессионального образования сотрудников правоохраны, обусловивший её серьёзное отставание от профессиональной преступности, вынуждает задуматься о внедрении инновационных концепций учебно-тренировочной деятельности. С большой осторожностью можно предположить, что использование предлагаемого подхода к организации и проведению профессионального обучения должностных лиц правоохранительных органов обеспечит его оптимизацию в части комплексного развития профессионально важных качеств, связанных с одновременным задействованием интеллектуальных и психофизических ресурсов обучаемых.

Отмеченные в настоящей статье и, надеемся, хоть в некоторой степени восполненные методические «пробелы» - это, разумеется, не единственная проблема организации и проведения профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Так, требуют срочного разрешения существующие проблемы экономического и организационного характера, в частности, с большей или меньшей остротой встающая перед всеми правоохранительными органами проблема недостаточного развития учебно-материальной базы. Тем не менее

вопросы методического плана никогда не должны упускаться из виду, ведь при отсутствии грамотной, адаптированной к сложным условиям правоохранения методики профессионального обучения даже прекрасная учебно-материальная база не «поможет», так как будет использоваться неэффективно.

С большой осторожностью рискнём предположить, что использование предлагаемого подхода к организации и проведению профессионального обучения должностных лиц правоохранительных органов обеспечит его оптимизацию в части комплексного развития профессионально важных качеств, связанных с одновременным задействованием интеллектуальных и психофизических ресурсов обучаемых. Позволяет сделать такое предположение успешная реализация данного подхода на практике: автором настоящей статьи получены обнадёживающие результаты в ходе 20-летней службы в таможенных органах (в специальных и оперативных подразделениях правоохранительного блока и в Российской таможенной академии). Возможно, реализация наших методических рекомендаций по организации и проведению интегративного профессионального обучения в определённой мере будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности должностных лиц правоохранительных органов, а значит, и эффективности противодействия профессиональному криминалитету.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.

3. Криминальная мотивация / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев и др.; Отв. ред.: В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1986. - 304 с.

4. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 912 с.

5. Бережной Н.М. Человек и его потребности / под ред. В.Д. Диденко. - М.: Форум, 2000 .- 170 с.

6. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / ред. Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

7. Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 848 с.

8. Бабаева Ю.Д., Ротова Н.А. Влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся на эффективность решения мыслительных задач в условиях дефицита времени // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - В 3-х частях. - Ярославль, 19-21 мая 2011 года. - Ч. 1. - С. 212-217.

9. Самовичев Е.Г. Оперативное мышление в оперативно-розыскной деятельности // Труды Академии управления МВД России. - 2008. - № 4. - С. 33-39.

10. Спиридонов В.Ф. Функциональная организация процесса решения мыслительных задач: ав-тореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2006. - 46 с.

11. Robert Sanders. Researchers find out why some stress is good for you. - April 16, 2013. - URL: http:// newscenter.berkeley.edu/2013/04/16/researchers-find-out-why-some-stress-is-good-for-you/.

12. Портал правовой статистики. - URL: http://crimestat.ru/offenses_map.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.