Научная статья на тему 'Основы концепции разработки и внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог'

Основы концепции разработки и внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
534
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эксплуатация автомобильных дорог / интенсификация / ресурсосбережение / внедрение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Стороженко Михаил Семенович, Кияшко Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the data of illuminative basic directions development and evolution of introduction of intensive resource-saving technologies during exploitation of highways of the common use are presented.

Текст научной работы на тему «Основы концепции разработки и внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог»

УДК 625.765:678.026

ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

М.С. Стороженко, профессор, к.т.н., И.В. Кияшко, доцент, к.т.н.,

ХНАДУ

Аннотация. Представлены данные освещающие основные направления разработки и эволюция внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.

Ключевые слова: эксплуатация автомобильных дорог, интенсификация, ресурсосбережение, внедрение.

Введение

Дорожное хозяйство является одной из самых ресурсоемких отраслей народного хозяйства. В этой связи особое значение приобретает выявление и использование всех резервов эффективности при выполнении эксплуатационных мероприятий на эксплуатируемых автомобильных дорогах. При этом в первую очередь целесообразно задействовать такие резервы, реализация которых обеспечивает получение дополнительного эффекта, не требующего значительных затрат. Поэтому разработка и внедрение новых интенсивных ресурсосберегающих технологий при организации ремонта и содержания дорог является весьма актуальной проблемой [1, 2].

Концепция разработки интенсивных ресурсосберегающих технологий

Интенсификация и ресурсосбережение при эксплуатации автомобильных дорог развивается в разных направлениях:

- разрабатываются новые интенсивные ресурсосберегающие технологии при выполнении ремонтно-строительных работ;

- создаются новые интенсивные ресурсосберегающие технологии получения ремонтно-строительных материалов;

- изыскиваются возможности применения и использования при эксплуатации автомобильных дорог местных материалов, отходов промышленности, побочных продуктов;

- разрабатываются прогрессивные методы организации дорожного движения, способствующие экономии топлива, уменьшения загрязнения окружающей природной среды, повышению экологического уровня автомобильных дорог, повышению безопасности движения;

- совершенствование технологии содержания автомобильных дорог по сезонам года, что позволяет продлить срок службы дорожных сооружений, снизить агрессивное воздействие технологических мероприятий на окружающую среду, повысить безопасность движения;

- разработка новых и совершенствование существующих методов организации, планирования и экономического стимулирования, что позволяет ускорять внедрение интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них;

- совершенствование существующего и разработка нового технологического оборудования; совершенствование диагностики повреждений и разработка мероприятий по их предупреждению; совершенствование приборов и оборудования и создание новых для оценки транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог; создание новых конструкций дорожных сооружений, обеспечивающих более высокие эксплуатационные показатели;

- совершенствование методов проектирования, позволяющих более полно учитывать эксплуатационные требования и снижающие ошибки при проектировании;

- создание новых методов расчета и совершенствование существующих, позволяющие более объективно учитывать условия службы эксплуатируемых сооружений;

- совершенствование и развитие нормативной базы по эксплуатации дорожных сооружений;

- совершенствование прогнозирования и учета условий службы автомобильных дорог с учетом региональных условий.

Краткий перечень основных направлений интенсификации и ресурсосбережения при эксплуатации автомобильных дорог позволяет сделать

вывод о широком круге проблем, которые необходимо при этом решать.

Структурную схему комплекса проблем по разработке интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог с некоторыми условностями можно представить в следующем виде (рис. 1) [3, 4].

Рис. 1. Структурная схема путей по разработке интенсивных ресурсосберегающих технологий

Такая схема позволяет анализировать проблему разработки интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог, в которой можно выделить отдельные подсистемы и изучать их взаимное влияние. Решающим рычагом при разработке интенсивных ресурсосберегающих технологий являются научно-технические пути, т.е. ускорение научно-технического прогресса. Первым составляющим в научно-техническом прогрессе является научный прогресс, подготавливающий технические идеи в виде задела для воплощения их в технических разработках. Развитие научного прогресса проявляется в новых технических принципах, реализация которых - дело технического прогресса. Таким образом, технический прогресс -следующая, завершающая стадия научно-технического прогресса. Ускорение научно-технического прогресса во всех направлениях интенсификации и ресурсосбережения при эксплуатации автомобильных дорог предполагает в широких масштабах осуществление механизации и автоматизации технологических процессов, внедрение прогрессивной, принципиально новой технологии, ускорении темпов замены устаревшего оборудования и внедрение вычислительной техники и автоматизированных систем управления мероприятиями по эксплуатации автомобильных дорог. Важнейшим условием положительного воздействия использования интенсивных ресурсосберегающих технологий на экономические показатели эксплуатационных мероприятий является высокая экономическая эффективность каждого внедряемого мероприятия, каждого вновь вводимого в действие вида оборудования, каждой машины или механизма, а также максимальный уровень использования техники.

Планово-организационно-управленческие пути в разработке интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог основаны на создании таких организационных структур, при которых экономические методы являются основными для наиболее полного использования экономических законов. Сущность этого пути заключается в том, чтобы создать для отдельных работников и производственных коллективов такие экономические условия, которые обеспечивали бы правильное сочетание их интересов с интересами общества.

Значение социально-психологических путей в разработке интенсивных ресурсосберегающих технологий определяется той ролью, которую играет сплоченность коллектива дорожно-эксплуатационных организаций и его заинтересованность в решении поставленных производственных задач. Социально-психологические пути решения этой проблемы направлены на создание такой производственной атмосферы в коллективе, в которой наиболее полно могли бы реализоваться способности каждого работника.

Выходом системы является разработка новых интенсивных ресурсосберегающих технологий в эксплуатации автомобильных дорог. Анализ комплекса проблем связанных с разработкой и внедрением интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог показал, что отстаивание в развитии хотя бы одной подсистемы приводит к существенному снижению эффективности всей системы.

Эволюция внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий

На практике экстенсивные и интенсивные факторы в чистом виде почти не существуют, они всегда переплетаются, так как технический прогресс постоянно развивается вширь и вглубь. Понятие и историческая подвижность этих критериев: то, что ранее было применением новых, более эффективных средств, ныне может стать простым расширением на прежнем техническом уровне. Другими словами, интенсивное стало экстенсивным. Строго говоря, процесс ресурсосбережения и интенсификации не имеет ни начала ни конца, а меняет формы и масштабы своего проявления. Современная стадия ресурсосбережения и интенсификации характеризуется тем, что основной упор делается на экономию веса без изменения ресурсов, т.е. не только живого, но и в особенности овеществленного труда [5].

На рис. 2 представлено в общем виде изменение относительной эффективности на единицу дополнительных вложений внедренного в производство новшества за период жизни (Тж). В этом периоде можно выделить четыре этапа:

т

Рис. 2. Изменение относительной эффективности внедренного новшества за период его жизни Тж

- первый (Т1) - начало внедрения новшества, этап его проверки в небольших сериях, в небольших масштабах;

- второй (Т2) - этап массового освоения новшества;

- третий (Т3) - этап устойчивого, длительного использования новшества;

- четвертый (Т4) - этап вынужденного использования «новшества».

Первый этап занимает достаточно много времени. С экономический точки зрения, очевидно, желательно, чтобы его доля в общем периоде Тж была как можно меньше. Второй этап занимает в общем немного времени, обычно около 20 % от Тж и составляет на сегодняшний день 1,5-3,5 года. На этом этапе относительная эффективность резко растет за счет массового внедрения новшества, расширения его масштабов. Наиболее длительный - третий этап (Т3), здесь относительная эффективность растет, как правило, медленно, в основном за счет повышения профессионального опыта производственных рабочих, нахождения различных путей снижения издержек производства, потерь. Повышение эффективности на этом этапе часто связано с рациональным размещением производства, упрощением технологии использования новшества и пр. Наконец, наступает четвертый этап жизненного цикла, когда эффективность использования новшества (или того, что было когда-то новшеством) начинает постоянно и неуклонно снижаться. Причин перехода от третьего этапа к четвертому много, но какими бы они конкретно не были, это следствие научно-технического прогресса, изменившего внешнюю среду и создавшего неблагоприятные условия для использования бывшего новшества, равно как на втором этапе научно-технический прогресс создал «режим наибольшего благоприятствования» для его внедрения.

Следуя одно за другим, новшества, таким образом, создают непрерывную цепь, которая позволяет поддерживать относительную эффективность производства на необходимом уровне до тех пор, пока научно-технический прогресс ради-

кально не изменяет производство. С течением времени период жизни новшества становится все более коротким. Когда-то он составлял десятки лет, сейчас 5-10 лет и даже 3-5 лет. Таким образом, для постоянного повышения прибыли и эффективности эксплуатационных мероприятий, надо значительно сократить третий этап, а четвертый этап постараться исключить.

Заключение

Данные исследования позволяют глубже понять объективные процессы эволюционирования концепции разработки и внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий при эксплуатации автомобильных дорог. Чтобы обеспечить разработку и внедрение новшеств, необходимо создавать экономические, социальные и моральные условия. Системное рассмотрение комплекса работ при эксплуатации автомобильных дорог позволяет определить концепцию разработки и внедрения интенсивных ресурсосберегающих технологий на основе обобщенного экономического критерия.

Литература

1. Стороженко М.С. Основы интенсификации

ресурсосберегающих технологий ремонта дорожных одежд // Особенности проектирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Восточно-Сибирском регионе, 1998. - С. 278-280.

2. Стороженко М.С., Кияшко И.В. Концепция

выбора направлений по совершенствованию технологии ремонтно-строительных работ // Вестник ХНАДУ. - 2002. - Вып. 19. -С. 189-191.

3. Михович С.И., Стороженко М.С., Прусен-

ко Е.Д. Основные направления совершенствования технологии ремонта дорожных покрытий усовершенствованного типа // Эксплуатация автомобильных дорог. - Омск: ОмПИ, 1989. - С. 3-11.

4. Стороженко М.С., Кияшко И.В. Принципы

совершенствования технологии ремонтно-строительных работ // Матер. международн. научной конф. „Опыт и проблемы современного развития дорожного комплекса Украины на этапе вхождения в Европейское общество". - Харьков: ХНАДУ (ХАДИ), 2002. - С. 109-110.

5. Будник С.С., Кузьминок Л.Г. Экономический

механизм ускорения: (Организация, эффективность и оценка качества). - М.: Экономика, 1989. - 185 с.

Рецензент: В.К. Жданюк, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 19 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.