Научная статья на тему 'Основы конституционного строя как категория конституционного права (на примере Республики Казахстан)'

Основы конституционного строя как категория конституционного права (на примере Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1512
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жолдахмет Марлан Халдиханулы, Шагиева Розалина Васильевна

Цель: Исследуются основы конституционного строя Республики Казахстан в их сопоставлении с основами конституционного строя России. Методология: Использованы формально-юридический и сравнительный методы познания. Результаты: Авторы предлагают собственное видение категории «конституционный строй», в соответствии с которым проанализированы ее основы на примере Республики Казахстан. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной новизной, так как основы конституционного строя Республики Казахстан малоизучены в российской юридической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жолдахмет Марлан Халдиханулы, Шагиева Розалина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundations of the Constitutional System as a Category of Constitutional Law (on the Example of the Republic of Kazakhstan)

Purpose: The foundations of the constitutional system of the Republic of Kazakhstan are examined in their comparison with the foundations of the constitutional system of Russia. Methodology: Legalisitc and comparative methods are used. Results: The authors offer their own vision of the “constitutional system” category, under which its basics are analyzed on the example of the Republic of Kazakhstan. Novelty/originality/value: The article has scientific novelty, since the foundations of the constitutional system of the Republic of Kazakhstan are poorly understood in Russian legal literature.

Текст научной работы на тему «Основы конституционного строя как категория конституционного права (на примере Республики Казахстан)»

Права человека в евразийском пространстве

Жолдахмет М.Х., Шагиева Р.В.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ КАК КАТЕГОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

Цель: Исследуются основы конституционного строя Республики Казахстан в их сопоставлении с основами конституционного строя России.

Методология: Использованы формально-юридический и сравнительный методы познания. Результаты: Авторы предлагают собственное видение категории «конституционный строй», в соответствии с которым проанализированы ее основы на примере Республики Казахстан.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной новизной, так как основы конституционного строя Республики Казахстан малоизучены в российской юридической литературе.

Ключевые слова: конституция, конституционный строй, основы конституционного строя.

Zholdahmet M.H., Shagieva R.V.

FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM AS A CATEGORY OF CONSTITUTIONAL LAW (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)

Purpose: The foundations of the constitutional system of the Republic of Kazakhstan are examined in their comparison with the foundations of the constitutional system of Russia. Methodology: Legalisitc and comparative methods are used.

Results: The authors offer their own vision of the "constitutional system" category, under which its basics are analyzed on the example of the Republic of Kazakhstan.

Novelty/originality/value: The article has scientific novelty, since the foundations of the constitutional system of the Republic of Kazakhstan are poorly understood in Russian legal literature.

Keywords: constitution, constitutional system, foundations of the constitutional system.

Категория «конституционный строй» вошла в научный оборот и практику конституционного строительства в 90-е годы ХХ века. Как известно, она впервые получила юридическое закрепление на I съезде народных депутатов РСФСР, который проходил в 1990 году. Чуть позже на основании решения Съезда народных депутатов Конституция РСФСР 1978 года была дополнена положением, констатирующим незыблемость основ конституционного строя России. Однако без предшествующего в чем-то неоднозначного конституционного опыта нашей страны это было бы невозможно. Как отмечали ученые-конституционалисты, основы конституционного строя как форма организации российского государства закреплялись в той или иной мере и всеми российскими советскими конституциями. Если обратиться к историческому опыту, то в законодательстве СССР нашли свое применение такие термины, как «общественное устройство», «общественно-политический строй», «основы общественного строя и политики». Указанные понятия фактически фиксировали и отражали одно и то же общественное явление [11, с. 47-55]. Впервые же они были закреплены в Основных законах 23 апреля 1906 г. - акте конституционного значения [7, с. 195].

При первом приближении конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение

его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В научной литературе указывается, что под основами конституционного строя необходимо понимать закрепленные в Конституции как Основном законе базовые принципы и идеи, определяющие конституционный строй общества и государства. В данных принципах и идеях отражается характер государства, общества, общественных отношений, власти, политического режима, форм хозяйственной деятельности [6]. В науке конституционного права все больше утверждается мнение, согласно которому основы конституционного строя представляют совокупность базовых принципов государственного и общественного строя, закрепленных в нормах конституционного права. Эти принципы формулируют при помощи правовых средств базовые ценности современного общества. Так, основы конституционного строя РФ закреплены в гл. 1 Конституции РФ, а соответствующие нормы имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими конституционными нормами [3].

Таблица 1

Государство Количество норм об основах конституционного строя Общее количество норм в Основном законе государства Соотношение норм об основах конституционного строя и общего числа норм Основного закона государства, %

Азербайджан 23 158 14,5

Армения 16 117 13.6

Беларусь 20 146 13.7

Казахстан 9 98 9.1

Россия 16 137 11, 6

Проведенный нами анализ конституций ряда других стран СНГ показывает, что и они большое внимание уделили институту основ конституционного строя. Степень детальности регулирования основ конституционного строя может быть установлена на основании определения количества правовых норм, отведенных законодателем для формулирования конституционных основ, и их соотношения с общим числом конституционных норм (табл. 1).

Однако количественные показатели при всей их внешней привлекательности не всегда позволяют понять сущность рассматриваемого вопроса. Только по итогам содержательного рассмотрения основ конституционного строя Республики Казахстан можно заключить, что они во многом идентичны основам конституционного строя Российской Федерации. Основы конституционного строя Казахстана закреплены в тексте Конституции Республики Казахстан [5]. Основной концепцией, лежащей в основе конституционного строя, является гуманизм, который исходит из следующих принципов (п. 2 ст. 1 Конституции Казахстана):

- общественное согласие;

- политическая стабильность;

- экономическое развитие на благо всего населения страны;

- патриотизм;

- применение демократических методов при решении наиболее важных вопросов государственной жизни [8].

В состав конституционного строя Казахстана входят многочисленные общественные отношения. Основы конституционного строя закрепляются всей системой законодательства этого государства. Естественно, что центральное место в системе нормативно-правовых актов, регламентирующих основы конституционного строя Казахстана, занимает Конституция Казахстана. Это связано с тем, что именно Основной закон государства обладает высшей юридической силой, и на его положениях базируются нормы остального законодательства.

Главная роль принадлежит нормам, в которых закреплены основные устои конституционного строя государства, в которых отражена гуманитарная сущность государственного строя и его принадлежность к демократическим государствам. Именно основы конституционного строя обеспечивают конституционный характер Казахстана. На основании вышесказанного можно заключить, что основы конституционного строя Казахстана являются основными устоями государства, его базовыми принципами, посредством которых обеспечивается конституционный характер государства.

Основы конституционного строя Казахстана специально закреплены в разделе 1 Конституции Казахстана, который именуется «Общие положения». К числу основ конституционного строя страны отнесены:

1) демократизм, который проявляется в наличии у народа суверенных прав;

2) разделение властей;

3) идеологическое и политическое многообразие;

4) правовое государство.

В соответствии со ст. 1 Конституции Казахстана высшей ценностью являются человек, его жизнь, права и свободы, которые государство обязано признавать и обеспечивать. Также безусловно признается право частной собственности, светский характер государства, идеологическое и политическое многообразие.

К числу основ конституционного строя законодатель отнес унитарный характер государства, территориальную целостность страны, президентскую форму правления. В соответствии со ст. 91 Конституции Казахстана данные основы являются незыблемыми и составляют основу казахстанской государственности.

Большое значение имеет то, что основы конституционного строя закреплены именно в Конституции, что свидетельствует о провозглашении их от имени самого народа. В преамбуле Конституции Казахстана говорится о суверенном праве народа Казахстана на установление данных основ,

что означает дополнительное акцентирование внимания на юридической значимости, верховенстве и обязательности данных основ, которые тем самым могут оказывать непосредственное влияние на всю систему общественных отношений. Основы конституционного строя тем самым составляют фундамент всего правового регулирования жизни в стране. В связи с тем, что основы конституционного строя закреплены именно в Конституции Казахстана, они гарантированы материальными, политическими, социальными и правовыми мерами, которые обеспечивает государство.

Согласно ст. 1 Конституции Казахстана данное государство провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным. Демократический характер страны обуславливается обеспечением в нем народовластия, реализацией принципа разделения властей, политического и идеологического многообразия, признанием и защитой всех форм собственности.

В соответствии со ст. 3 Конституции Казахстана народ является единственным источником государственной власти в стране. Там же указано, что народ может осуществлять свою власть непосредственно на выборах и посредством участия в референдуме, а также опосредованно путем передачи части своей власти органам государственной власти и должностным лицам. Запрещается присвоение государственной власти. От имени народа и государства могут выступать только президент Казахстана и парламент страны с учетом имеющихся у них конституционных полномочий. Правительство страны не имеет права выступать от имени народа, оно может только представлять государство [12].

Единство государственной власти в Казахстане обеспечивается главой государства, то есть президентом Казахстана, который является также высшим должностным лицом страны. В его задачи входит обеспечение согласованной работы всех ветвей государственной власти и несения ими ответственности перед гражданами. Тем самым в Конституции Казахстана президент страны позиционируется как находящийся над всеми другими высшими органами государственной власти, но с учетом имеющихся у него полномочий все же тяготеющий к исполнительной ветви власти. В основе демократии в Казахстане лежит принцип идеологического и политического многообразия.

Казахстан позиционирует себя также в качестве правового государства. Характеристикой правового государства является самоограничение государства с помощью права, то есть все без ис-

ключения граждане страны обязаны следовать единому законодательству вне зависимости от занимаемого должностного и общественного положения. Из этого следует такой важнейший принцип функционирования правового государства, как верховенство права.

Сущностью правового государства является последовательный демократизм, признание суверенитета народа и подчинение государства обществу. В правовом государстве признается разделение властей, независимость судов, законный характер управления, надежная защита граждан от произвола государства. Основным моментом в идее правового государства является зависимость и связанность государства нормами права, поэтому в таком государстве действия публичных органов всегда предсказуемы и контролируемы. Правовое государство всегда является конституционным государством, являющимся реальным воплощением идеи правового государства.

Так как Казахстан является частью мирового сообщества, то на конституционном уровне признается включение в национальное право норм международных договоров, заключенных Казахстаном. При возникновении противоречия между нормой национального права и международным договором применяется последний.

В Конституции Казахстана закреплено правило, согласно которому является обязательной публикация нормативно-правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, а также возлагающих на них дополнительные обязанности. Для формирования правового государства необходимо наличие целостной системы нормативно-правовых актов, которые бы охватывали своим действием все сферы общественной жизни. Законодательство не должно вступать в противоречие с нормами Конституции Казахстана. Подлинно демократические государства характеризуются равной степенью правовых норм по отношению ко всем гражданам, то есть все граждане должны быть равны перед законом.

В соответствии с Конституцией Казахстана все граждане признаются равными перед законом и судом, что значит недопустимость дискриминации по различным основаниям, например по отношению к религии, половой принадлежности и т. д. Для эффективной реализации интересов гражданина требуется наличие правового государства. Целью правовой государственности является удовлетворение потребностей граждан и общества, поэтому во взаимоотношениях между государством и обществом приоритет отдается интересам личности.

Но правовое государство необходимо не только для защиты гражданина от действий государства. Существование правового государства объясняется потребностью в ограничении и обеспечении деятельности государства в целях гарантирования соблюдения прав и свобод человека в целом, достижения социальной справедливости также во взаимоотношениях между гражданами. Поэтому правовое государство можно представить как сочетание субъективных прав граждан и объективного порядка деятельности государства. Правовое государство также характеризуется наличием подробных правовых процедур, которые могут быть применены к максимально большому количеству ситуаций [2].

Следующей основой конституционного строя Казахстана является унитарность. В соответствии с Конституцией Казахстана унитарность рассматривается не только в качестве формы государственного устройства, но и как одна из основ конституционного строя государства. Унитарное государство - это форма территориального государственного устройства, при котором территория страны поделена на административно-территориальные единицы. Такими единицами могут быть различные регионы, округа и населенные пункты. Конституция Казахстана не допускает возможности создания на территории страны государственно-территориальных или национально-территориальных автономий, например штатов, республик, улусов и т. д. Тем самым государственное устройство Казахстана базируется на принципе унитарности, но при этом провозглашается действие принципов национального суверенитета и территориальной целостности.

Применительно к Казахстану унитарность означает форму государственной организации межнациональных отношений и является проявлением народного единства. Народный суверенитет обеспечивает свободное волеизъявление в выборе той или иной формы национальной государственности. Наличие принципа унитаризма не означает, что многонациональный народ Казахстана лишен возможности свободно развиваться, что поддерживается деятельностью государства по развитию национальных языков и территорий, занимаемых национальными меньшинствами. Каждый гражданин имеет право пользоваться родным языком и культурой, свободно выбирать язык своего общения, воспитания и обучения.

Унитарное государство характеризуется высоким уровнем централизации государственной власти, что призвано повысить эффективность управления государством. В своем функциониро-

вании унитарное государство должно следовать следующим принципам:

- территориальная и государственная целостность государства. Казахстан признается единым государством, которое стремится к достижению общей цели посредством использования государственной власти. Поэтому субъекты конституционного права должны стремиться к государственному, политическому и социально-экономическому единству, обеспечиваемому государственной целостностью страны. Практическим проявлением данного принципа является запрет всем органам государственной власти принимать решения, нарушающие территориальную целостность государства, запрет на создание и деятельность деструктивных общественных объединений. Целостность государства требует отсутствия таможенных границ внутри государства, запрета на взимание пошлин и других сборов при перемещении внутри страны товаров, работ и услуг. Этот принцип подразумевает также верховенство на территории страны Конституции Казахстана и национального законодательства и запрет местным органам власти выходить из состава государства [4];

- единство системы государственной власти, что представляет собой гарантию территориальной целостности и проявление государственного суверенитета. Данный принцип в рамках унитарного государства выражается в наличии единой системы высших органов государственной власти, к коим относятся президент, парламент, Верховный Суд и правительство Казахстана. В Конституции Казахстана установлены пределы полномочий данных органов и основы их взаимоотношений. Местные органы в пределах предоставленных им полномочий также могут осуществлять государственную власть. В Конституции Казахстана в общем виде определены данные полномочия по решению вопросов местного значения. Местным органам власти запрещено вмешиваться в деятельность органов государственной власти, так как тем самым будут нарушаться принципы унитаризма. К полномочиям местных органов власти не относится также решение вопросов, касающихся территориальной целостности;

- единая система законодательства является обязательным условием функционирования каждого государства. Внутреннее законодательство Казахстана в своем развитии прошло ряд этапов. Первый этап характеризовался одновременным действием в государстве новых законодательных актов и нормативных документов советского пе-

риода. Более того, в Конституции Казахстана даже была норма относительно юридической силы актов СССР. В частности, эта норма гласила, что законодательство СССР подлежало применению на территории Казахстана до момента принятия соответствующих нормативно-правовых актов и в части, не противоречащей Конституции Казахстана и национальному законодательству.

Второй этап формирования национального законодательства связан с принятием второй Конституции Казахстана 1995 года. К тому времени законодательство СССР уже потеряло свое значение. По причине существенных изменений в политической и социальной жизни общества, принятия новых нормативно-правовых актов Конституция Казахстана больше не содержала положений относительно советского законодательства. Но национальная система законодательства еще не была до конца сформирована, поэтому ряд документов СССР все же продолжал действовать [9]. Постепенно устаревшие нормативные документы заменялись новыми. В отличие от федеративных государств в Казахстане национальное законодательство сформировано единой системой высших органов государственной власти, так как местные органы власти не имеют права принимать законодательные акты;

- единое гражданство. Во времена нахождения Казахстана в составе СССР существовало двойное гражданство: Казахской ССР и СССР. Вследствие этого граждане страны имели право получить гражданство любой другой союзной республики без каких-либо затруднений. После уничтожения СССР многие граждане столкнулись с проблемой института двойного гражданства, так как представители казахской диаспоры, проживающие в третьих странах, стали требовать установления института двойного гражданства. Но в мировой практике двойное гражданство не приветствуется, по крайней мере, в унитарных государствах. Поэтому в Казахстане было установлено единое гражданство.

Казахстан на конституционном уровне признается социальным государством, то есть таким, в котором государственная политика направлена на обеспечение достойного уровня жизни граждан и его свободного развития, а также на недопущение резкого социального расслоения. В социальном государстве каждому человеку обеспечен прожиточный минимум, одновременно с этим каждому должна быть предоставлена возможность достойно зарабатывать. Государство может вмешиваться в свободные экономические отношения только в тех случаях, когда нормаль-

ные потребности значительного числа граждан не могут быть удовлетворены соответствующим образом. Социальное государство необходимо для обеспечения социального равенства, что достигается использованием государством системы социального обеспечения.

Характерные признаки социального государства находят свое отражение в социальной политике, направленной на обеспечение достойной жизни граждан и их свободного развития. Социальная политика является составной частью общей государственной политики. Она направлена на регулирование отношений между различными социальными группами и в конечном итоге должна иметь своим результатом повышение благосостояния населения, улучшение качества и уровня жизни, наиболее полное удовлетворение потребностей граждан [1].

В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством. Это подразумевает отделение церкви от государства и проведение четкого разграничения сфер их деятельности. Также признаком светского государства является установление запрета на наличие государственной религии. В настоящее время в мире есть государства, в которых имеется официальная религия. В подобных государствах церковь входит в состав системы органов государства и финансируется за счет бюджетных денежных средств. В религиозных государствах церкви передано осуществление некоторых государственных функций, например регистрация брака и т. д. В отдельных странах влияние религии на функционирование государственных и социальных институтов очень велико. Примерами таких государств могут быть Иран и другие исламские государства. В них религиозные нормы имеют приоритет над законодательством, а духовные лидеры фактически выполняют роль глав государств.

В Казахстане религиозные объединения отделены от государства. Они не могут вмешиваться в государственные дела, равным образом государственные органы не вправе произвольно вмешиваться в дела религиозных организаций. Реализация политических прав гражданами Казахстана не зависит от их религиозных предпочтений. Все граждане, отвечающие предъявляемым законодательством требованиям, могут быть выбранными в органы государственной власти, но именно как граждане, а не как представители той или иной религиозной организации. Как и в России, на территории Казахстана запрещены религиозные объединения, которые ставят перед собой цели насильственного изменения конституционного

строя, нарушения территориальной целостности государства, разжигания розни и т. д. [10].

Светский характер государства означает также недопустимость обучения религиозным дисциплинам в государственных учебных заведениях. Однако все вышеуказанное не означает, что государство не борется с незаконным вмешательством в деятельность религиозных организаций. Органы юстиции Казахстана регистрируют все религиозные объединения и их уставы. Впоследствии уполномоченные государственные органы контролируют соблюдение организацией положений собственного устава. В рамках контрольных мероприятий органы юстиции могут потребовать ознакомить их с принятыми религиозными организациями решениями, направлять своих представителей на собрания религиозных организаций, получать объяснения от членов таких организаций и т. д. В случае выявления нарушений в деятельности религиозных организаций виновные лица привлекаются к установленной законодательством ответственности. В наиболее серьезных случаях суды могут вынести решение о запрещении деятельности того или иного религиозного объединения. В Казахстане запрещается государственное финансирование религиозных объединений. Все религиозные организации в отношениях с государством являются равноправными, и не допускается никакой дискриминации.

Таким образом, по итогам рассмотрения основ конституционного строя Республики Казахстан можно заключить, что они во многом идентичны основам конституционного строя Российской Федерации. Казахстан также провозглашается демократическим правовым государством с республиканской формой правления и с другими характеристиками, рассмотренными применительно к основам конституционного строя Российской Федерации. Соответствующие положения расположены в тексте Конституции Казахстана. Специфика казахского пути развития данного направления конституционного строительства заключается в двухэтапности ввода актуальных основ конституционного строя, что выразилось в существовании двух конституций после 1991 года, первая из которых являлась переходным документом. Вторая особенность выражается в провозглашении унитарного характера государственного устройства страны, что объясняется особенностями культурно-исторического развития Казахстана и сравнительно небольшой площадью страны, а также национальной однородностью.

Пристатейный библиографический список

1. Ау Т.И. Социальные и экономические права человека и гражданина как основа социальной государственности (с учетом законодательства и практики Казахстана) // Конституционное и муниципальное право.

2015. № 11. С. 26-31.

2. Аубакирова И.У. Модернизация государственного управления в России и Казахстане в контексте нелиберальной политико-правовой традиции // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 10. С. 3-7.

3. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2018.

4. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Множественность конституционного порядка // Российская юстиция.

2016. № 3. С. 5-9.

5. Конституция Республики Казахстан (принята всенародным голосованием 30.08.1995) (в ред. от 10.03.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www. akorda.kz/ru/offirial_documents/constitution/.

6. Кравец И.А. Конституционное право как мета-отрасль: роль конституции и основ конституционного строя в межотраслевой гармонизации // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 3-8.

7. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008.

8. Малиновский В.А. Верховенство Конституции Республики Казахстан в сфере международных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 73-78.

9. Малиновский В.А. Республика Казахстан: опыт утверждения конституционализма в переходный период // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 39-47.

10. Малиновский В.А. Конституционно-правовые и институциональные основы межнационального согласия в Республике Казахстан // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 69-78.

11. Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 47-55.

12. Худолей К.М. К вопросу об иерархии конституционных ценностей в странах СНГ и Балтии // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. С. 153-161.

References (transliterated)

1. Au T.I. Social'ny'e i e"konomicheskie prava chelove-ka i grazhdanina kak osnova sodaFnoj gosudarstvennosti (s uchetom zakonodatel"stva i praktiki Kazaxstana) // Kon-stitucionnoe i municipal'noe pravo. 2015. № 11. S. 26-31.

2. Aubakirova I.U. Modernizaciya gosudarstvennogo upravleniya v Rossii i Kazaxstane v kontekste neliberaTnoj politiko-pravovoj tradicii // Gosudarstvennaya vlast" i mestnoe samoupravlenie. 2015. № 10. S. 3-7.

3. Bondar" N.S., Dzhagaryan A.A. Pravosudie: orient-aciya na Konstituciyu: monografiya. M.: NORMA: INFRA-M, 2018.

4. Goncharov V.V., Poyarkov S.Yu. Mnozhestvennost" konstitucionnogo poryadka // Rossijskaya yusticiya. 2016. № 3. S. 5-9.

5. Konstituciya Respubliki Kazaxstan (prinya-ta vsenarodny"m golosovaniem 30.08.1995) (v red. ot 10.03.2017) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.akor-da.kz/ru/official_documents/constitution/.

6. Kravecz I.A. Konstitucionnoe pravo kak metao-trasl": rol" konstitucii i osnov konstitucionnogo stroya v mezhotraslevoj garmonizacii // Konstitucionnoe i munici-pal"noe pravo. 2017. № 11. S. 3-8.

7. Kutafin O.E. Rossijskij konstitucionalizm. M.: Norma, 2008.

8. Malinovskij V.A. Verxovenstvo Konstitucii Respub-liki Kazaxstan v sfere mezhdunarodny"x otnoshenij // Kon-

stitucionnoe i municipal"noe pravo. 2014. № 1. S. 73-78.

9. Malinovskij V.A. Respublika Kazaxstan: opy"t ut-verzhdeniya konstitucionalizma v perexodny"j period // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2014. № 5. S. 39-47.

10. Malinovskij V.A. Konstitucionno-pravovy"e i institucional"nyxe osnovy" mezhnacional"nogo soglasiya v Respublike Kazaxstan // Konstitucionnoe i municipal"noe pravo. 2015. № 6. S. 69-78.

11. Osavelyuk A.M. Pravovoe gosudarstvo kak konsti-tucionnaya osnova // Aktual"ny"e problemy" rossijskogo prava. 2017. № 9. S. 47-55.

12. Xudolej K.M. K voprosu ob ierarxii konstitucionny"x cennostej v stranax SNG i Baltii // Permskij yuridicheskij al"manax. Ezhegodny"j nauchny"j zhurnal. 2018. № 1. S. 153-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.