Научная статья на тему 'Основы государственной культурной политики: реализация в сфере национально-культурных отношений'

Основы государственной культурной политики: реализация в сфере национально-культурных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЭТНОСОВ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллин Рамиль Ахатевич

В статье анализируется проблема реализации Основ государственной культурной политики в сфере развития национальной культуры народов России. Полагая, что действующие законы и практика пока еще не обеспечивают эффективного осуществления национально-культурной политики на всех уровнях государственного и социального управления, автор обращается к опыту Республики Татарстан и формулирует рекомендации по совершенствованию компетенции и взаимодействия органов государства, местного самоуправления, общественных организаций в сфере правового регулирования национально-культурных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE STATE CULTURAL POLICY: IMPLEMENTATION IN THE SPHERE OF THE NATIONAL AND CULTURAL RELATIONS

In article the sales problem of Fundamentals of the state cultural policy in the sphere of development of national culture of the people of Russia is analyzed. Believing that current laws and practice for the present don't provide effective implementation of national and cultural policy at all levels of the public and social management, the author addresses in experience of the Republic of Tatarstan and formulates recommendations about enhancement of competence and interaction of bodies of the state, local self-government, public organizations in the sphere of legal regulation of the national and cultural relations.

Текст научной работы на тему «Основы государственной культурной политики: реализация в сфере национально-культурных отношений»

1.5. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: РЕАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Хайруллин Рамиль Ахатевич. Должность: старший преподаватель. Место работы: Казанский национально исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева. Подразделение: институт экономики, управления и социальных технологий, кафедра экономического права. E-mail: ramilkai@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется проблема реализации Основ государственной культурной политики в сфере развития национальной культуры народов России. Полагая, что действующие законы и практика пока еще не обеспечивают эффективного осуществления национально-культурной политики на всех уровнях государственного и социального управления, автор обращается к опыту Республики Татарстан и формулирует рекомендации по совершенствованию компетенции и взаимодействия органов государства, местного самоуправления, общественных организаций в сфере правового регулирования национально-культурных отношений.

Ключевые слова: компетенция федерации и ее субъектов, Республика Татарстан, культурные права этносов, органы государства и местного самоуправления, общественные организации, правовое регулирование.

FUNDAMENTALS OF THE STATE CULTURAL POLICY: IMPLEMENTATION IN THE SPHERE OF THE NATIONAL AND CULTURAL RELATIONS

Khayrullin Ramil Ahat'evich. Position: senior lecturer. Place of employment: Kazan national research technical university named after A.N.Tupolev. Department: Economics, management and social technologies institute, economical law chair. E-mail: ramilkai@yandex.ru

Annotation: In article the sales problem of Fundamentals of the state cultural policy in the sphere of development of national culture of the people of Russia is analyzed. Believing that current laws and practice for the present don't provide effective implementation of national and cultural policy at all levels of the public and social management, the author addresses in experience of the Republic of Tatarstan and formulates recommendations about enhancement of competence and interaction of bodies of the state, local self-government, public organizations in the sphere of legal regulation of the national and cultural relations.

Keywords: competence of federation and its subjects, Republic of Tatarstan, cultural rights of ethnos, bodies of the state and local self-government, public organizations, legal regulation.

Действующий в современной России принцип культурного плюрализма, означает признание равной ценности культурного наследия всех народов, что получило свое естественное закрепление в Конституции РФ.

Проблемы национально-культурного развития России и населяющих ее народов продолжают оставаться в центре внимания Президента РФ, ее законодательных и исполнительных органов, равно как и многочис-

ленных общественных организаций, органов местного самоуправления.

Так, 2014 год был объявлен в России годом культуры, и знаменательно, что в именно в этом году Президент РФ утвердил Основы культурной политики [1], документ, призванный стимулировать дальнейшее развитие культуры, включая культуру всех этносов страны. Только в Татарстане в истекшем году прошло несколько тысяч мероприятий в сфере национально-культурных отношений [2]. Историко-археологический комплекс «Болгар» включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня национальная политика Российского государства предполагает учет всей совокупности проблем развития национальных отношений и включает целостную систему мер, направленных на упорядочение взаимоотношений между нациями не только в политической, экономической, идеологической, правовой, но и в культурной областях. Задача государственной культурной политики - сохранить этнические культурные традиции и поддержать этнокультурное разнообразие народов России.

Однако, если национальная культура народов уже получила в многонациональной России признание как важный фактор общественного развития, то проблемы организационно-правового регулирования национально-культурных отношений пока еще сохраняют свою актуальность. Органы власти в центре и на местах, как нам представляется, все еще недооценивают роль и значение этого фактора в федеративном строительстве. «Недооценка процессов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, отсутствие системы мониторинга и прогнозирования этнополити-ческих, этносоциальных и этнопрофессиональных конфликтов может привести к проявлениям ксенофобии и экстремизма» [3].

В данной связи особый интерес представляют те регионы страны, где вопросы правового регулирования национально-культурных отношений решаются наиболее последовательно и эффективно, - такие, как Татарстан, Чувашия, Башкортостан и другие субъекты в ареале Поволжья и Приуралья, где неизменно сохраняется межэтническое, межконфессиональное, гражданское согласие, строящееся на свободном развитии языков, равноправном диалоге религий.

Так благодаря тому, что своевременно были приняты законодательные и практические меры по сохранению национальной стабильности, в Республике Татарстан удалось заметно продвинуть решение национальных проблем не только татарского и русского народов, но и этнических меньшинств, проживающих на ее территории.

Еще в 2001 году Президент Республики Татарстан в своем послании Государственному Совету РТ коснулся организационно-правовых сторон руководства национально-культурным строительством в республике: «...важной задачей, - отметил он, - является развитие культуры и языков всех этнических групп Татарстана, особенно тех, кто проживает компактно. Сегодня ясно прослеживается тенденция объединения малочисленных обществ в национально-культурные автономии. Лидеры и активисты национальных обществ республики стремятся к конструктивному диалогу и взаимодействию с властями.

... Особенно важно сохранить и развивать взаимодействие и сотрудничество государственных органов и этнокультурных общественных организаций, оказывать всяческую поддержку разумным инициативам

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Хайруллин Р.А.

этих объединений, усиливая тем самым потенциал межнационального согласия» [4].

В национальных субъектах федерации органы государства и местного самоуправления своими правовыми актами достаточно активно способствуют сохранению культурного наследия, обеспечению развития культуры через соответствующую сеть общественных объединений, поощряют творчество деятелей культуры и искусства независимо от их национальных предпочтений. Тем не менее, и здесь сохраняется ряд нерешенных проблем, в первую очередь связанных с необходимостью более четкого законодательного регулирования национально-культурных отношений, практического применения уже имеющихся нормативных актов в непосредственной взаимосвязи с основным законом нашей страны, оптимального взаимодействия органов государственной и муниципальной власти различных уровней с общественными организациями.

Что касается общественных организаций, то в нашей полиэтнической стране конституционно-правовое регулирование национально-культурных отношений требует особого внимания не только со стороны государственных и муниципальных органов власти, но и институтов гражданского общества. Между тем, организационно- правовые ресурсы этих органов и институтов пока еще далеко не исчерпаны, но могут быть успешно реализованы лишь при условии централизованной координации их деятельности и создания региональных целевых программ в национальных субъектах Федерации.

В конституционно-правовом регулировании национально-культурных отношений можно выделить:

а) этап его становления на базе советского конституционного законодательства, когда, наряду с позитивными усилиями по развитию культуры народов (до начала 30-х гг. ХХ в. - особый правовой статус кантонов и татарской письменности в Татарской АССР, учрежденный в Ленинграде Институт народов Севера с правом разработки основ их национальной письменности, законодательство о национальных округах и переводе северных этносов на оседлый образ жизни и т.д.), имело место лишение целых народов возможности сохранять и развивать свою культуру в периоды массовых репрессий, выселение народов из ареалов их исторического обитания;

б) современный этап, на котором национальная политика государства хотя и предусматривает всестороннюю реализацию национального суверенитета народов с учетом принципов и общепризнанных норм международного права, тем не менее сохраняется, как уже указывалось, немало «белых пятен» в организационно- правовой области регулирования национально- культурных отношений.

Сегодня, исходя из Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года, представляется целесообразным издать Федеральный Закон, всесторонне и конкретно обеспечивающий правореализацию положений этого документа, включая вопросы правового регулирования взаимодействия этносов в области национальной культуры.

Законодательно следует установить, что первостепенной задачей государства в сфере правового регулирования национально-культурных отношений является не просто совершенствование компетенций федерации и ее субъектов в культурной области, а переориентация этих компетенций на взаимную пере-

дачу необходимых полномочий по принципу субсиди-арности. Решению этой задачи во- многом способствовало бы заключение двухсторонних договоров между Федерацией и субъектами (в первую очередь - национальными) с использованием договорного опыта 90-х гг. ХХ в.

Желательна коррекция федерального законодательства о национальной письменности с учетом Декларации о языках народов РСФСР, принятой Съездом народных депутатов РСФСР 25 октября 1991 г. При безусловном сохранении статуса русского языка как основного государственного языка, языка межнационального общения представляется возможным и естественным, отнюдь не разрушающим культурное и правовое пространство страны, использование народами других форм письменности, более четко отражающих национальный звуковой ряд и иные фонетические особенности их исторически сложившихся языков. Национальная письменность должна быть отнесена к предметам исключительного ведения по крайней мере национальных субъектов РФ.

Компетенцию Министерства культуры Российской Федерации и других ее органов, связанных с организационно-правовым регулированием в сфере национально-культурных отношений, следует дополнить правомочиями, цель которых - планово и системно обеспечивать в централизованном порядке обмен опытом между субъектами Федерации по совершенствованию правового регулирования в области культуры народов (сохранение памятников культуры, деятельность музеев, поддержка народных художественных промыслов и т.п.), не дожидаясь, пока те или иные субъекты станут вступать в спорадические связи между собой для обмена соответствующим опытом. Важную роль здесь могут сыграть и представительные органы субъектов, их постоянные комиссии (комитеты) по вопросам культуры.

Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на то обстоятельство, что с формированием в 90-е гг. асимметрично построенной нормативно-правовой базы в стране, обусловившей поддержку политической элиты «титульных» народов, в ряде национальных регионов практически отошли на второй план вопросы русской культуры. Отголоски такой политики кое-где ощущаются и сегодня. Поэтому внимание органов государственной и муниципальной власти в национальных субъектах Федерации должно быть направлено на устранение любых организационных и правовых недоработок в области развития русской культуры (и разумеется, культуры других этносов в регионе). В первую очередь это касается «расчасовки» занятий по государственным языкам в школах и сбалансированного использования национальных кадров в учреждениях культуры национальных регионов;

Имея в виду важную роль религии в национально-культурном строительстве и учитывая современные процессы опасной радикализации отдельных вероучений, необходимо и в центре, и на местах разработать правовые и организационные меры, которые позволят реально обеспечить сбалансированный подход государственных (и не только!) средств массовой информации к выступлениям представителей разных ветвей церкви в эфире и на страницах печати; законодательство в области борьбы с экстремизмом дополнить нормами, устанавливающими должную ответственность именно за пропаганду исламисткого и прочих видов экстремизма в сфере национальной культуры народов;

Желательно конкретизировать ст. 69 Конституции Российской Федерации, изложив ее следующим образом: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с Декларацией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и международными договорами Российской Федерации»;

Конституционно-правовое регулирование национально- культурных отношений должно быть тесно увязано с теми возможностями, которыми реально обладают в этой сфере органы местного самоуправления, тем более, что именно они издают наибольшее количество правовых актов по вопросам культуры. Однако этот правовой массив далеко не полностью находится в поле зрения федеральных и региональных органов государства. Представляется необходимым, чтобы культурные ведомства субъектов РФ в обязательном порядке вели реестры всех муниципальных нормативных правовых актов по вопросам культуры, что позволит обеспечить реальную координацию деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в области национально-культурных отношений.

С другой стороны желательно, чтобы законодательство РФ и ее субъектов по мере становления и развития системы местного самоуправления расширяло круг полномочий, которые муниципальные органы вправе осуществлять по собственной инициативе;

Требуют более серьезного внимания организационно-правовые вопросы деятельности национально-культурных центров и других звеньев национально-культурной автономии (НКА). Неясно, почему «под сукно» лег проект поправок в Закон «О национально-культурных автономиях», подготовленный в свое время комитетом Государственной Думы ФС РФ по национальным отношениям и предусматривавший меры по материальной поддержке федеральных НКА за счет федерального бюджета. Не определены организационные и нормативные основы реализации права НКА на создание краеведческих, этнографических и иных музеев; существует и ряд иных пробелов в федеральном и региональном законодательстве об НКА, что мешает дальнейшему развитию этого перспективного института;

Используя возможности гражданского общества в сфере национально-культурных отношений, следует, наряду с институтом НКА, более активно привлекать политические партии и их парламентские фракции, иные общественные объединения к работе по правовому обеспечению национальной политики в области культуры. Особую роль призваны сыграть общественные объединения в деле налаживания организационных и правовых связей органов государства и местного самоуправления с зарубежными диаспорами в области национальной культуры, включая финансовую и административную поддержку соответствующих представительств за рубежом;

Обращаясь к практике регионов, целесообразно учесть, в частности, опыт Республики Татарстан по использованию для развития национальной культуры административного ресурса в сочетании с самодеятельностью общественных институтов. Так, по инициативе экс-президента республики, а ныне - Государственного советника Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева здесь был образован и активно работает возглавляемый им общественный Фонд возрождения памятников истории и культуры, который уже внёс не-

оценимый вклад в возрождение таких объектов русской и татарской культуры, как Свияжск и Болгар. Важное значение имело сочетание деятельности властных и общественных институтов республики при проведении Всемирной студенческой универсиады в г.Казани в июле 2013 г., когда национальный компонент сыграл заметную роль в развитии физической культуры и спорта. Этот опыт Республики Татарстан заслуживает правового осмысления и использования в других регионах страны, причём, не только на региональном, но и на муниципальном уровнях.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52. Ст. 7753.

2. См. Вечерняя Казань, 2015. 29 янв.

3. Заметина Т.В. Конституционные вопросы реализации национальной политики в субъектах Российской Федерации. - Саратов, 2008 г.

4. Послание Президента РТ Государственному Совету РТ «О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2001 году» // Республика Татарстан. 2001. № 43-44. 2 марта.

Рецензия

на статью Харуллина Р.А. «Основы государственной культурной политики: реализация в сфере национально-культурных отношений».

Утверждённые указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года Основы государственной культурной политики предполагают эффективное совершенствование общественных отношений и в сфере национальной культуры народов России. Именно этой актуальной проблеме посвящена рецензируемая статья.

Автор анализирует действующее законодательство РФ и субъектов федерации, практику органов государства, местного самоуправления, общественных организаций в сфере своего исследования, обращает внимание на недочеты в разграничении соответствующих полномочий Центра и регионов и формулирует достаточно продуманные, на наш взгляд, предложения по оптимизации национально-культурных отношений, при этом он опирается на позитивный опыт Республики Татарстан.

Авторское видение проблемы представляется продуманным и убедительным, поэтому его статья может быть рекомендована к опубликованию.

д.ю.н., профессор Кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) Федерального Университета Железнов Борис Леонидович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.