Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОПОРНАЯ ЗОНА РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / КАРЕЛЬСКАЯ ОПОРНАЯ ЗОНА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ARCTIC REGION / ARCTIC ZONE / SUPPORT DEVELOPMENT ZONE / MANAGEMENT MECHANISMS / KARELIAN SUPPORT ZONE / DEVELOPMENT STRATEGY / ECONOMIC AND LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волков Александр Дмитриевич

Цель: актуализация данных о предпосылках формирования управленческих инструментов развития Арктического региона. Объектом исследования выступает региональная социально-экономическая система «Карельская опорная зона развития Арктического региона». Методы: в работе используются следующие научные подходы и методы: диалектический подход, институциональный анализ. Информационной базой являются данные отечественной и зарубежных статистических служб, аналитические отчеты российских и иностранных государственных ведомств, комиссий и пресс-служб компаний, научные статьи по рассматриваемому вопросу. Результаты: Актуализированы данные о предпосылках формирования управленческих инструментов развития Арктического региона в условиях изменения его контуров - как с точки зрения климатических изменений, так и с точки зрения административных границ. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт разработки особых экономико-правовых режимов в Арктике, с акцентом на механизме «Опорных зон развития», предложенном Минэкономразвития России. Обоснована актуальность применения инновационных управленческих инструментов на примере формирования Карельской опорной зоны Арктического региона. Научная новизна: Определены новые, в отношении исследуемого объекта, направления дальнейшей научной работы по совершенствованию механизмов управления ресурсами реализации проекта Опорных зон развития регионов Арктической зоны, методик первоначальной оценки этих ресурсов, а также адаптации данного управленческого механизма к новым территориям, включаемым в Арктическую зону. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в научной и исследовательской деятельности при изучении вопросов, связанных с формированием управленческих инструментов регионального развития арктических территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF FORMATION OF MANAGEMENT INSTRUMENTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION

Purpose: updating data on the prerequisites for the formation of management tools development of the Arctic region. The object of the study is the regional socio-economic system "Karelian support zone for the development of the Arctic region." Methods: the following scientific approaches and methods are used in the work: dialectical approach, institutional analysis. The information base is the data of domestic and foreign statistical services, analytical reports of Russian and foreign government departments, commissions and press services of companies, scientific articles on the subject. Results: The data on the prerequisites for the formation of managerial tools for the development of the Arctic region in the context of changing its outlines, both in terms of climate change and in terms of administrative boundaries, are updated. The foreign and domestic experience of the development of special economic and legal regimes in the Arctic, with an emphasis on the mechanism of "Support Zones of Development" proposed by the Ministry of Economic Development of Russia, is considered. The relevance of the use of innovative management tools on the example of the formation of the Karelian support zone of the Arctic region is substantiated. Scientific novelty: New, in relation to the studied object, directions of further scientific work on improving the resource management mechanisms for the implementation of the project of the Support Areas for the development of regions of the Arctic zone, methods for the initial assessment of these resources, as well as the adaptation of this management mechanism to new territories included in the Arctic zone, have been identified. Practical relevance: The results of the study can be used in scientific and research activities when studying issues related to the formation of managerial tools for the regional development of the Arctic territories.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

Volkov Alexander Dmitrievich BASES OF FORMATION ...

economic sceinces

УДК 338.24(470.1/.22)

DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0092

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

© 2019

AuthorID: 78571 SPIN: 2133-8597 ORCID: 0000-0003-0451-8483

Волков Александр Дмитриевич, младший научный сотрудник Институт экономики Карельский научный центр Российской Академии Наук (185030, Россия, Петрозаводск, проспект Александра Невского, 50, e-mail: kov8vol@gmail.com) Аннотация. Цель: актуализация данных о предпосылках формирования управленческих инструментов развития Арктического региона. Объектом исследования выступает региональная социально-экономическая система «Карельская опорная зона развития Арктического региона». Методы: в работе используются следующие научные подходы и методы: диалектический подход, институциональный анализ. Информационной базой являются данные отечественной и зарубежных статистических служб, аналитические отчеты российских и иностранных государственных ведомств, комиссий и пресс-служб компаний, научные статьи по рассматриваемому вопросу. Результаты: Актуализированы данные о предпосылках формирования управленческих инструментов развития Арктического региона в условиях изменения его контуров - как с точки зрения климатических изменений, так и с точки зрения административных границ. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт разработки особых экономико-правовых режимов в Арктике, с акцентом на механизме «Опорных зон развития», предложенном Минэкономразвития России. Обоснована актуальность применения инновационных управленческих инструментов на примере формирования Карельской опорной зоны Арктического региона. Научная новизна: Определены новые, в отношении исследуемого объекта, направления дальнейшей научной работы по совершенствованию механизмов управления ресурсами реализации проекта Опорных зон развития регионов Арктической зоны, методик первоначальной оценки этих ресурсов, а также адаптации данного управленческого механизма к новым территориям, включаемым в Арктическую зону. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в научной и исследовательской деятельности при изучении вопросов, связанных с формированием управленческих инструментов регионального развития арктических территорий.

Ключевые слова: Арктический регион, арктическая зона, опорная зона развития, управленческие механизмы, Карельская опорная зона, стратегия развития, экономико-правовой режим.

BASES OF FORMATION OF MANAGEMENT INSTRUMENTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION

© 2019

Volkov Alexander Dmitrievich, junior researcher

Institute of Economics Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences (185030, Russia, Petrozavodsk, Aleksander Nevsky Prospect, 50, e-mail: kov8vol@gmail.com) Abstract. Purpose: updating data on the prerequisites for the formation of management tools development of the Arctic region. The object of the study is the regional socio-economic system «Karelian support zone for the development of the Arctic region.» Methods: the following scientific approaches and methods are used in the work: dialectical approach, institutional analysis. The information base is the data of domestic and foreign statistical services, analytical reports of Russian and foreign government departments, commissions and press services of companies, scientific articles on the subject. Results: The data on the prerequisites for the formation of managerial tools for the development of the Arctic region in the context of changing its outlines, both in terms of climate change and in terms of administrative boundaries, are updated. The foreign and domestic experience of the development of special economic and legal regimes in the Arctic, with an emphasis on the mechanism of «Support Zones of Development» proposed by the Ministry of Economic Development of Russia, is considered. The relevance of the use of innovative management tools on the example of the formation of the Karelian support zone of the Arctic region is substantiated. Scientific novelty: New, in relation to the studied object, directions of further scientific work on improving the resource management mechanisms for the implementation of the project of the Support Areas for the development of regions of the Arctic zone, methods for the initial assessment of these resources, as well as the adaptation of this management mechanism to new territories included in the Arctic zone, have been identified. Practical relevance: The results of the study can be used in scientific and research activities when studying issues related to the formation of managerial tools for the regional development of the Arctic territories.

Keywords: Arctic region, Arctic zone, support development zone, management mechanisms, Karelian support zone, development strategy, economic and legal regime.

Развитие хозяйственной деятельности человека в Арктической зоне длительное время сдерживалось природно-климатическими и пространственно-географическими особенностями этого региона. Относительная удаленность от территорий подавляющего большинства стран мира, суровость климатического режима создавали на длительном отрезке мирового исторического развития непреодолимые барьеры для экономически оправданной деятельности стран, напрямую не связанных с Арктикой географически. Предпосылки для эффективной хозяйственной деятельности, равно как и развития военного присутствия стали набирать силу к началу 21 века.

Вместе с ними приобрели актуальность вопросы активизации хозяйственной деятельности в Арктической зоне, в том числе и с точки зрения научного поиска. В современных реалиях регулируемой рыночной экономики

фокус этого поиска направлен в первую очередь на анализ имеющейся сырьевой базы развития Арктического региона (Ф.Д. Ларичкин, В.Д. Новосельцева и др.), совершенствование механизмов государственно-корпоративного партнерства в арктических субъектах (В.С. Селин, В.А. Цукерман, И.В. Селин, Е.С. Горячевская и др.), совершенствования правовой основы хозяйственной деятельности в Арктической зоне (А.М. Васильев, Ю.Ф. Куранов, Г.В. Кобылинская, Г.П. Почивалова, Е.А. Вербиненко и др.), анализ динамики социальной устойчивости регионов Севера и Арктики (Л.А. Рябова, Е.Е. Торопушина, Е.А. Корчак, В.П. Тоичкина, Н.А. Новикова и др.), вопросы согласования оборонной и хозяйственной деятельности в Арктической зоне (д.э.н. В.С. Селин, д.э.н. С.Ю. Козьменко и др.).

Недостаточно исследованным остается вопрос разработки новых управленческих инструментов, адекватных

экономические науки

Волков Александр Дмитриевич ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

новым социально-экономическим и геополитическим реалиям, а также вопрос методологического обоснования реализации и ресурсного обеспечения данного управленческого инструментария. Восполнение данного пробела считаем целесообразным начать с общего рассмотрения международных экономических процессов в условиях Арктического региона и изучения опыта применения особых экономико-правовых режимов в Арктике с применением методов диалектики и институционального анализа.

Среди основных объективных предпосылок активизации международных усилий в деле освоения Арктики можно выделить:

- увеличение Арктических акваторий, освобожденных ото льда в теплый сезон, повсеместное истончение его толщины [1-3].

- смещение центра мирового экономического роста в регион Юго-Восточной Азии, что обуславливает поиск наиболее экономически выгодных транспортных путей, связывающих новые и старые центры роста (например, расстояние между портами Иокогама и Гамбург в 7500 морских миль между Азией и Европой с использованием Северного морского пути на 37 процентов короче, чем активно используемый южный маршрут через Суэцкий канал [4] При этом Северо-западный морской путь, проходящий через арктический архипелаг Канады, сокращает путь из Тихого в Атлантический океан на 40 процентов, по сравнению с маршрутом через Панамский Канал [5]).

- расширение и углубление знаний о ценных с хозяйственной точки зрения ресурсах недр и части мирового океана, относящихся к Арктике (в Арктическом регионе залегает 83 млрд баррелей нефти, что составляет 13% мировых неразведанных запасов [6]. Запасов природного газа в Арктике насчитывается около 1550 трлн м3. Большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все запасы газа — у берегов России [7]).

- истощение части традиционных месторождений природных ресурсов, возникновение потребности в новых месторождениях [например, [8] (в частности, по данным Норвежского нефтяного директората «без вовлечения новых месторождений или крупномасштабных инвестиций в существующие месторождения добыча нефти с норвежского шельфа продолжит снижаться, как это происходило с 2001 по 2013 годы [9]. При этом, значительная доля разведанных запасов находится в северо-восточной части Норвежской арктической зоны - Баренцевом море, что заставляет смещать экономическую активность в этом направлении [10]).

- активизация геополитического противостояния и развитие современных военных технологий, обуславливающие актуализацию вопросов безопасности в Арктической зоне (в настоящее время Арктическая зона становится объектом размещения стратегических сил, которое также сопровождается активным использованием гибридных войн [например, [11-13]).

Указанные процессы актуализировали также вопрос разработки новых, адекватных новым социально-экономическим и геополитическим реалиям, управленческих инструментов, одним из которых стал проект «Опорных зон развития Арктического региона».

Управленческий механизм «Опорных зон» в условиях Арктического региона начал историю своей реализации с марта 2016 года, когда на заседании президиума Госкомиссии Минэкономразвития был предложен данный новый механизм регионального развития.

Данный механизм не имеет прямых аналогов в зарубежной практике регулирования регионального развития. Отдельные управленческие механизмы реализуются в Дании и Канаде в отношении районов проживания коренных народов, которые в данных странах выделены административно. Особый подход в рамках специальной программы (Northern Periphery and Arctic Programme

2014-2020) реализует Европейский союз, софинансируя на указанных территориях проекты в различных сферах деятельности через фонд регионального развития [14].

Механизм опорных зон предполагает реализацию взаимоувязанных проектов, направленных на комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике. Он предусматривает синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития и механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, а также особых режимов осуществления хозяйственной деятельности и территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности [15].

На момент внедрения в управленческую практику данного механизма в 2016 году было определено 8 опорных зон развития Арктики: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Ямало-Ненецкая, Воркутинская, Чукотская, Северо-Якутская. При этом, одним из ключевых проектов в Арктике, основным связующим элементом всех восьми создаваемых опорных зон, безусловно, является проект развития Северного морского пути.

Но за последние годы сам Арктический регион, как объект регионального административного управления эволюционно изменился. В состав Арктической зоны вошли 3 муниципальных района Республики Карелия: Беломорский муниципальный район, Кемский муниципальный район и Лоухский муниципальный район [16]. И, по официальной информации, планируется вхождение еще 2 субъектов - Сегежского муниципального района и Костомукшского городского округа [17]. Это предполагает дальнейшее совершенствование управленческого инструмента «Опорных зон» и его распространение на вновь вошедшие в Арктическую зону территории с учетом специфики их экономического пространства. В настоящий момент в научных и управленческих кругах вопрос о путях включения данных территорий в механизм действия Опорных зон является дискуссионным. Рассматривается как вариант их присоединения к уже существующей Кольской опорной зоне [18], так и путь создания отдельной Карельской опорной зоны [19,20]. Последние события позволяют рассматривать второй путь как наиболее вероятный к реализации: на административном уровне обсуждается вопрос о включении в Арктическую зону также 2 районов Республики Карелия. На программном уровне разработаны приоритетные направления развития Карельской опорной зоны:

- использование инфраструктурных возможностей региона в рамках развития Северного морского пути и проекта Белкомура (в первую очередь, создание мульти-модального транспортного узла с глубоководным морским портом в Беломорске);

- развитие альтернативной и гидроэнергетики (Кемский каскад ГЭС);

- добыча и разведение биоресурсов (выращивание форели, разведение ламинарии, мидий);

- арктический туризм.

При обоих сценариях включения указанных территорий Республики Карелия в зону действия механизма Опорных зон, объективной необходимостью является наличие необходимых ресурсов реализации данного управленческого инструмента: финансовых, материально-технологических, инфраструктурных и трудовых. Но развитие как отдельных Опорных зон, так и административных единиц в их составе взаимоувязано и подчиняется единой комплексной стратегии развития российской Арктики, что является одной из существенных черт самого рассматриваемого управленческого механизма. Таким образом, формирование объективных предпосылок развития каждой Опорной зоны является необходимым условием успешной реализации всей Стратегии.

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4(29)

107

Volkov Alexander Dmitrievich BASES OF FORMATION ...

economic sceinces

В свете вышеизложенного, особую актуальность, научную и практическую ценность приобретают:

- оценка существующих ресурсов реализации задач в рамках механизма Опорных зон развития Арктического региона.

- теоретико-методологическое обоснование повышения эффективности управления этими ресурсами для целей развития проекта Опорных зон развития Арктического региона.

- применение разработанного инструментария в рамках развития и адаптации механизма Опорных зон развития в условиях изменения контуров Арктической зоны.

Данные направления формируют актуальную научно-исследовательскую повестку, практическая значимость которой заключается в возможности применения полученных результатов при формировании государственной региональной политики, при разработке стратегий и программ регионального развития субъектов РФ. Результаты найдут свое применение при обосновании тактических и стратегических решений, принимаемых органами государственной власти в области применения инструментов государственно- частного партнерства в обеспечении регионального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. NOAA Arctic Report Card 2018. National Oceanic and Atmospheric Administration, US Department of Commerce. NOAA, 2018) ftp://ftp.oar. noaa.gov/arctic/documents/ArcticReportCard_full_report2018.pdf

2. IPCC, 2018: Global Warming of 1.5°C. An IPCC Special Report on the impacts of global warming of 1.5°C above pre-industrial levels and related global greenhouse gas emission pathways, in the context of strengthening the global response to the threat of climate change, sustainable development, and efforts to eradicate poverty. Chapter 4. [V. Masson-Delmotte, (eds.)] https://www.ipcc.ch/sr15/chapter/chapter-4/

3. Chadburn, S.E. et al., 2017: An observation-based constraint on permafrost loss as a function of global warming. Nature Climate Change, 7(5), 340-344, doi:10.1038/nclimate3262

4. Kathrin Hille. Russia's arctic obsession, The Financial Times (21 October 2016) https://ig.ft.com/russian-arctic/

5. Becky Oskin, Cargo Ship Makes 1st-Ever Solo Trip Through Northwest Passage, LIVE SCI. (Oct. 1, 2014, 3:52 PM), http://www.live-science.com/48105-cargo-ship-solos-northwest-passage.htm

6. Gautier D.L., Bird K.J., Charpentier R.R. et al. Assessment of undiscovered oil and gas in the Arctic // Science.— 2009.— May 29.— URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19478178

7. В. В. Фаузер, А. В. Смирнов. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика //Арктика: экология и экономика No 3 (31), 2018. DOI: 10.25283/2223-4594-2018-3-6-22

8. HookM., Aleklett K. A decline rate study of Norwegian oil production. Energy Policy. Volume 36, Issue 11, November 2008. p. 4262-4271. DOI: 10.1016/j.enpol.2008.07.039.

9. Historical and expected production in Norway, 1970-2023. Production forecasts. Ministry of Petroleum and Energy and the Norwegian Petroleum Directorate. 07.10.2019.

10. https://www.norskpetroleum.no/en/production-and-exports/ production-forecasts/

11. Resource report 2019. Discoveries. Resources in discoveries by sea area. Norwegian Petroleum Directorate. Режим доступа: https:// www.npd.no/en/facts/publications/reports2/resource-report/resource-re-port-2019/discoveries/ - на 14.11.2019

12. С. Ю. Козьменко, А. Е. Брызгалова, А. С. Козьменко. Геоэкономический потенциал Кольской «Опорной зоны» // Север и Рынок: Формирование экономического порядка. № 3. 2016. С. 65-72.

13. Козьменко С.Ю. Особенности оборонной и хозяйственной деятельности в Арктике в эпоху глобального потепления// Морской сборник. № 2. 2019. с. 56-60.

14. Julian Cooper. The military dimension of a more Militant Russia// Russian Journal of Economics №2. 2016. p. 129-145 DOI: 10.1016/j. ruje.2016.06.002

15. Т.Е. Дмитриева, О.Е. Бурый Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты// ЭКО. 2019. № 1. С.44.

16. Проект Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России 8.11.2017 г.)

17. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» № 287 от 27.06.2017

18. Власти Карелии планируют расширение арктической зоны на два района республики// Арктика сегодня — ТАСС. 8.05.2018г. [Режим доступа на 10.10.2019г: https://tass.ru/v-strane/5183940]

19. И. Зубарев. Привлечение финансирования для развития северных районов Карелии — одна из основных задач на ближайшие годы// Портал Совета Федерации ФСРФ. 05.10.2017г. [Режим доступа на 10.10.2019г: http://council.gov.ru/events/news/84336/]

20. Власти Карелии предложили сформировать опорную зону в ар-

ктических районах республики // Арктика сегодня — ТАСС. 06.06.2018г. [Режим доступа на 10.10.2019г: https://tass.ru/v-strane/5267735]

21. Т.Е. Дмитриева, О.Е. Бурый Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты// ЭКО. 2019. № 1. С. 41-59. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2019-1-41-59

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ «Институты и социальное неравенство в условиях глобальных вызовов и региональных ограничений (0218-2019-0090)»

Статья поступила в редакцию 28.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.