Научная статья на тему 'Основы формирования и развития туристского рынка в современных условиях'

Основы формирования и развития туристского рынка в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / INDUSTRY OF TOURISM / СУБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTS OF TOURIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамова Румина Абдурахмановна

В статье говорится о развитии массового туризма и как туризм повлияет на экономику страны. Выявленные проблемы развития туристского рынка, а также масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TOURIST MARKET IN MODERN CONDITIONS

In article, it is told about development of mass tourism and as tourism will affect national economy. The revealed problems of development of the tourist market, and also scale and importance of tourism testify to its belonging to strategic branches of national economy that demands direct state regulation for the purpose of ensuring proportionality of development of territorial and branch economic complexes, justification of policy of employment, ensuring growth of the budgetary income and management of a condition of the balance of payments.

Текст научной работы на тему «Основы формирования и развития туристского рынка в современных условиях»

РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

УДК 379.85 БКК 65.05

Адамова Р. А. — старший преподаватель кафедры «Экономика»Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Adamova R. A. — Senior lekturer department of economy Dagestan State University of national economy

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TOURIST MARKET IN MODERN CONDITIONS

В статье говорится о развитии массового туризма и как туризм повлияет на экономику страны. Выявленные проблемы развития туристского рынка, а также масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, субъекты туристической деятельности.

In article, it is told about development of mass tourism and as tourism will affect national economy. The revealed problems of development of the tourist market, and also scale and importance of tourism testify to its belonging to strategic branches of national economy that demands direct state regulation for the purpose of ensuring proportionality of development of territorial and branch economic complexes, justification of policy of employment, ensuring growth of the budgetary income and management of a condition of the balance of payments.

Keywords: tourism, industry of tourism, subjects of tourist activity.

Развитие массового туризма обеспечило соответствующее развитие индустрии туризма, экономики, науки, культуры и медицины.

Индустрия тризма - совокупность различных субъектов туристической деятельности, которые обеспечивают прием, обслуживание и перевозку туристов.

В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:

1.Организаторы туризма (туроператоры, турагенты, туристские бюро);

2. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты);

3. Предприятия питания (рестораны, кафе, бары);

4. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);

5. Рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства);

6. Органы управления туризмом (комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения);

7. Банки и страховые компании;

Все субъекты можно разделить на производителей туристических услуг, посредников на тех которые исполняют функции как и производителя так и посредника, предприятия нетуристической сферы которые берут участия в обслуживании туристов

Развитие туристской индустрии зависит от множества факторов:

- наличие туристско-рекреационных ресурсов;

- наличие развитой инфраструктуры региона;

- наличие квалифицированных кадров;

- государственной поддержки туризма;

- демографических и социальных факторов;

- факторов риска;

- политических и экономических факторов;

- научно-технического прогресса, традиций и др.

Современный туризм развивается быстрыми темпами. Стабильное

развитие туризма и его перспективы в будущем дают основание называть его «индустрией будущего».

Российский рынок услуг в сфере туризма начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре и направленности развития, обуславливающих неэффективное размещение ресурсов, в том числе труда и капитала. Неэффективное распределение ресурсов ослабляет, а в ряде случаев сводит на нет мультипликативный эффект индустрии туризма, который может дать старт качественно новому этапу развития многих российских регионов с большими рекреационными возможностями.

В настоящее время туризм стал социально-экономическим и политическим явлением, значительно влияющим на мировое устройство и экономику многих стран. Особенных успехов туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% ми-

ровых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.

Туризм является мощным катализатором социально-экономического развития как развитых, так и депрессивных регионов и стран: он обеспечивает приток инвестиций, способствует бурному росту смежных отраслей, помогает решать проблемы занятости населения, повышает репутацию страны в мировом сообществе. При существенно меньших затратах, чем в других отраслях экономики, туризм может обеспечить значительный вклад в национальный доход страны.

Важно отметить, что в современном мировом хозяйстве туризм становится той благоприятной сферой, в которой общество с нарастающей интенсивностью и масштабностью потребляет и использует в целях своего развития все накопленные человеком культурно-исторические ценности и рекреационные ресурсы. В этом, возможно, одна из основных причин высоких темпов развития туризма.

В настоящее время имеют место три наиболее общие трактовки туризма. Во-первых, узкая, сводящая его к деятельности только туристских предприятий. Во-вторых, односторонне потребительская, понимающая под туризмом процесс потребления услуг и товаров в свободное от производственных забот время за пределами постоянного местожительства. В-третьих, туризм определяется как отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства, во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

С одной стороны, темпы роста туризма в России стабильно растут, с другой стороны они явно недостаточны, учитывая потенциал отрасли. При наличии благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре страны востребован не полностью. Материальная база средств размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санитарно-курортные учреждения характеризуется высокой степенью морального и физического износа.

Отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России, с другой наблюдается нехватка баз размещения среднего класса.

Доля туристских услуг, занимавшая в структуре платных услуг Республики Дагестан заметное место, и имевшая тенденцию в 1992-2001 гг. к снижению, в последние годы значительно увеличилась. Анализ материальной базы туризма Дагестана показывает, что большинство существующих учреждений туризма отличаются низкой комфортностью и невысоким качеством обслуживания. Имеются неосвоенные территории, пригодные для строительства крупных санаторно-курортных комплексов республиканского и федерального значения.

Дагестан с экономической точки зрения небогатая республика. По уровню социально-экономического развития республика отстает от многих регионов страны. Особенно тяжелое положение с занятостью экономически активной части населения. К концу 2010 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 51,7 тыс. чел., из них 50,9 тыс. чел. имели статус безработного. Кроме того, демографическая ситуация в республике такова, что численность трудовых ресурсов ежегодно возрастает на 3-3,5 %.

Учитывая, что одним из критериев определения количественных и качественных параметров развития экономики Дагестана должно быть обеспечение занятости его трудовых ресурсов, развитие туризма, обладающего большой трудопоглощающей способностью, представляется весьма необходимым.

Стремление к полному включению трудовых ресурсов в экономическую деятельность не исключает традиционного пути развития производственного сектора экономики (машиностроение, нефтедобыча, энергетика), но в тоже время диктует необходимость использования других факторов, например, благоприятных природно-климатических и культурно-исторических условий, наличие материально-технической базы развития туризма.

В Республике Дагестан проводится определенная работа по развитию туризма, расширению его материальной базы, созданию условий, обеспечивающих возрождение отрасли на качественно новом уровне. Более того, развитие туризма в Дагестане, по нашему мнению, следует рассматривать как приоритетное направление выхода из хронического отставания социально-экономического развития республики.

Выявленные проблемы развития туристского рынка, а также масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Раскрытие сущности и содержания категории рынка и уточнение вопросов государственного регулирования рыночной экономики имеют не только теоретическое, но и практическое значение, так как они ориентированы на повышение социально-экономической эффективности общественного производства.

Приоритетной целью государственного регулирования туристского рынка является обеспечение эффективности его функционирования. Задача обеспечения наивысшей эффективности туристского рынка формируется как оптимальное распределение ресурсов для максимизации совокупной общественной полезности. Поэтому важно отметить наметившуюся тенденцию изменения концепции развития, которая предполагает постепенный перенос управленческого воздействия на развитие туризма с прагматического экономико-хозяйственного механизма, нацеленного на получение максимума прибыли, на социальный механизм, обеспечивающий как можно большее удовлетворение потребностей туристов и получение максимума прибыли. Социальный механизм постепенно совершенствуется путём перехода от использования экономических факторов к использованию организационно-экономических факторов. Такую диалектику мы наблюдаем в настоящее время, когда постепенно выдвигаются на первый план проблемы качества и сервисного обслуживания. Упор на организационно-экономический механизм управления деятельностью туристскими предприятиями дает мощный стимул как для роста количества туристов, так и для их стремления к качественному разнообразию туристских услуг.

Можно выделить следующие черты, характерные для управления любым туристским предприятием:

1) планирование деятельности туристских предприятий в центре внимания должны быть нужды, потребности и желания конечных потребителей;

2) непервичность туристской услуги, которая не стала еще товаром первой необходимости, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья очень велико;

3) в туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга с использованием всех его инструментов;

4) в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция менеджмента приобретает особую значимость;

5) туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не представляется возможным). Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т. д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по-разному.

Для определения эффективности управления туристскими предприятиями, можно выделить следующие факторы:

1) технологические изменения, которым туристские предприятия следуют в силу потребностей времени. Организационные структуры туристских предприятий, их цели, поведение работающих и эффективность управления в них автоматически определяются, хотя и не всегда осознанно, технологиями и инновационными достижениями;

2) взаимосвязь туристских предприятий друг с другом и социальной средой. Сфера интересов туристских предприятий имеет тенденцию к взаимодействию, сотрудничеству, контактам, противодействию и пересечению, в том числе и с общественными потребностями и интересами;

3) интернационализация, или возрастающий международный характер интересов и обязательств туристских предприятий;

4) современные требования к управлению туристскими предприятиями. С течением времени отличительными параметрами для всей совокупности туристских предприятий становятся такие функциональные дисциплины, как долгосрочное планирование, системный анализ, маркетинг, финансовый менеджмент, связи с общественностью, а также образование и тренинг.

В экономической науке проблеме эффективности и ее измерению уделялось и уделяется очень большое внимание. Необходимость исследования эффективности связана с тем, что она выступает ведущим критерием для оценки и выбора управленческих решений.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

- системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

- отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;

- туристского хозяйствующего субъекта (туристского предприятия).

Поэтому проблему определения эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли и отдельного туристского предприятия.

На практике существует множество показателей, определяющих эффективность деятельности туристского предприятия. В современных условиях данная система показателей должна помогать стремлению руководства туристского предприятия к усилению управленческой функции за счёт органического согласования интересов разных групп - акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов и региональных органов власти.

Для того чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления туристским бизнесом, нужно иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей. Основная цель системы управления эффективностью деятельности - ориентировать процесс управления туристским предприятием на достижение всех целей.

Степень достижения целей характеризуется показателями достижения цели (показатели эффективности). Эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.

В целом основные положения и направления совершенствования управления туристским рынком должны способствовать формированию и развитию туристского рынка, отвечающего закономерностям и требованиям современной рыночной экономики и особенностям конкретного региона. Решение этих проблем возможно только при наличии научно обоснованной методической базы создания эффективно функционирующей организационной структуры управления, проведения оценки эффективности управления туристского предприятия. Практическая реализация предложенных в диссертации рекомендаций должна повысить эффективность функционирования туристского рынка в рассматриваемом регионе и позитивно отразиться на его социально-экономическом развитии.

Список литературы:

1. Ахмедханова С.Т., Аминова Р.К. «О некоторых аспектах государственного регулирования туристской деятельности». (статья). Транспортное дело России. - 2006.

2. Болков В.С. «Развитие индустрии туризма РД». М. - 2010

3. Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и социальное развитие».- М.: Финансы и статистика, 2003- 304 с.

4. Стратегия социально-экономического развития РД до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.