Научная статья на тему 'Основы экономического анализа проекта федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г'

Основы экономического анализа проекта федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ / ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ / ECONOMICS / FEDERATION / STRATEGY / ECONOMIC ANALYSIS / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / THE STRATEGIC PLANNING ACT / PRINCIPLES OF STRATEGIC MANAGEMENT / MINISTRY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробов С. А., Коробова С. И.

В предлагаемой работе кратко рассмотрены вопросы стратегического управления системой развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года на федеральном уровне. Первоначально авторы проводят структурный анализ федерального закона о стратегическом планировании в Российской федерации (172-ФЗ), выявляют его миссию и основные принципы. Затем дается представление о федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г.. Рассмотрены ее миссия, цели, индикаторы и задачи. Авторы дают заключение о сложности реализации федеральной стратегии развития МСП в Российской Федерации в виду практического отсутствия системного подхода со стороны органов федеральной власти к ее созданию. Предлагаются направления для дальнейшего анализа федеральной стратегии с точки зрения ее совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTALS OF THE ECONOMIC ANALYSIS OF THE DRAFT FEDERAL STRATEGY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2030

The proposed work briefly discusses the issues related to strategic management of the system of small and medium-sized business development at the federal level until 2030. Firstly, the authors conduct the structural analysis of the Federal Strategic Planning Act of the Russian Federation (172-FZ), reveal its mission and basic principles. Then, they introduce the idea of the federal strategy of small and medium-sized business development in the Russian Federation until 2030, along with consideration of its mission, goals, indicators and tasks. The authors conclude that the implementation of the federal strategy of small and medium-sized business development in the Russian Federation is complicated by a total lack of systematic approach to its elaboration by the federal authorities. The paper proposes the areas for further analysis of the federal strategy in terms of its enhancement

Текст научной работы на тему «Основы экономического анализа проекта федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 Г.

С.А. Коробов, канд. экон. наук, и.о. заведующего кафедрой С.И. Коробова, канд. экон. наук, ст. преподаватель Волгоградский государственный университет

В предлагаемой работе кратко рассмотрены вопросы стратегического управления системой развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года на федеральном уровне. Первоначально авторы проводят структурный анализ федерального закона о стратегическом планировании в Российской федерации (172-ФЗ), выявляют его миссию и основные принципы. Затем дается представление о федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г.. Рассмотрены ее миссия, цели, индикаторы и задачи. Авторы дают заключение о сложности реализации федеральной стратегии развития МСП в Российской Федерации в виду практического отсутствия системного подхода со стороны, органов федеральной власти к ее созданию. Предлагаются направления для дальнейшего анализа федеральной стратегии с точки зрения ее совершенствования

Прежде чем перейти к вопросам экономического анализа проекта федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г.рассмотрим основные положения Федерального закона Российской Федерации от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (Закона о стратегическом планировании) [1].

Закон о стратегическом планировании вышел относительно недавно и, на наш взгляд, практически полностью охарактеризовал с нормативно-правовой точки зрения основные вопросы, касающиеся управления стратегиями региональными органами власти.

Миссия Закона о стратегическом планировании состоит, прежде всего, в координации между тремя основными уровнями власти (федеральный, региональный и местный) и четким разделением их полномочий в сфере стратегического управления подконтрольными им территориями. Кроме того, данный закон регулирует отношения органов власти по целе-полаганию, планированию, прогнозированию и программированию развития разноуровневых территорий.

Закон четко дает определения основных понятий стратегического планирования и управления: стратегическое планирование, государственное управление, муниципальное управление, целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование, мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, система стратегического планирования, документ стратегического планирования, корректировка документа стратегического планирования, методическое обеспечение стратегического планирования, цель социально-экономического развития, задача социально-экономического развития, результат социально-экономического развития.

На текущий момент федеральная стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 г. не сформирована, на сайте Минэкономразви-

тия РФ опубликован только ее макет [2]. Только федеральные органы власти могут разрабатывать отраслевые документы стратегического планирования, региональные органы власти уполномочены разрабатывать общую региональную стратегию социально-экономического развития. Отраслевые документы стратегического планирования на региональном уровне должны соответствовать федеральным отраслевым документам стратегического планирования.

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию МСП, по мнению Минэкономразвития РФ, являются: ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса; проблемы в нахождении рынков сбыта продукции; недостаточные кооперационные связи; низкий уровень технологического развития; фискальная нагрузка и непредсказуемость налоговой политики; издержки, связанные с государственным регулированием; ограниченный доступ к технологической инфраструктуре; недостаток кадров; недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития МСП.

Миссия федеральной стратегии развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 г. состоит в развитии МСП для обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и поступательного роста доли среднего класса (формирования «массового среднего класса»).

Основными целями федеральной стратегии развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 г. являются:

1. Увеличение объема сектора МСП в экономике - увеличение выручки сектора МСП в России с 38 трлн. руб. (2014 г.) до 110 трлн. руб., увеличение доли МСП до 40% в ВВП к 2030 г..

2. Увеличение доли средних предприятий в общем объеме выручки сектора МСП с 14% (2014 г.) до 30% к 2030 г.

3. Увеличение производительности труда в секторе МСП с 2,3 млн. руб. (2014 г.) до 4 млн. руб. в год к 2030 г.

4. Увеличение доли МСП в общей занятости населения России за счет легализации и перехода из крупных предприятий с 27% (2014 г.) до 45% к 2030 г.

5. Увеличение доли высокотехнологичных субъектов МСП в секторе МСП. Увеличение доли услуг в отраслевой структуре сектора МСП в России с 29% (2014 г.) до 40% к 2030 г. за счет сокращения доли торговли [2].

Последняя цель не совсем понятна, так как, на наш взгляд, изменение отраслевой структуры сектора МСП в сторону увеличения доли услуг напрямую не ведет к увеличению доли высокотехнологичных субъектов МСП, занятых преимущественно в сфере производства.

С учетом поставленной цели выделяются следующие задачи стратегии в отношении развития МСП:

Задача 1. Улучшение доступности источников финансирования для субъектов МСП.

Задача 2. Формирование новых, в том числе экспортных рыночных ниш для бизнеса. Задача 3. Развитие кооперации. Задача 4. Стимулирование технологического развития для субъектов МСП.

Задача 5. Обеспечение предсказуемости налоговой политики и политики

в сфере социального страхования субъектов МСП.

Задача 6. Обеспечение ответственного государственного регулирования

предпринимательской деятельности. Задача 7. Повышение эффективности инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

Задача 8. Укрепление кадрового потенциала МСП.

Задача 9. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

Задача 10. Развитие предпринимательской деятельности на конкретных территориях.

Задача 11. Совершенствование системы государственной поддержки МСП.

Принятие вышеуказанных государственных задач, по мнению Минэкономразвития РФ, позволит институционально изменить принципы формирования системы развития МСП, определить новые нормы и правила поведения института предпринимательства в России:

-работать легально - выгодно; -переход от тотальных запретов к аккуратному регулированию;

-принцип «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений;

-выделение целевых групп и повышение адресности государственных мер поддержки;

-поддержка тех предпринимателей, кто хочет и может развиваться;

-усиление координации и формирование единой системы поддержки МСП на базе корпорации развития.

Сложность построения федеральной стратегии развития МСП в Российской Федерации заключается в том, что в Минэкономразвития РФ до настоящего момента отсутствует государственная программа по развитию МСП. Меры государственной поддержки на федеральном уровне формировались в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и приказов Минэкономразвития, определяющих условия конкурсного отбора регионов на получение субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МСП, перечня, сроков и форм предоставления документов, а также непосредственно видов и содержания самих форм государственной поддержки субъектов МСП.

Сами меры государственной поддержки МСП формировались спонтанно с отсутствием стратегического подхода, исходя из виденья руководителей Минэкономразвития РФ, предложений регионов и общественных организаций МСП. Формирование мер государственной поддержки МСП проходило в рамках нормативно-правовых правил, прежде всего, с учетом основных положений Бюджетного кодекса РФ [3].

Стратегическая сущность приказов Минэкономразвития РФ по государственной поддержке МСП минимальна, так как в них отсутствовали целевые индикаторы мер государственной поддержки МСП, цели и задачи, приоритетность государственных мер. Максимальный суммарный объем государственной финансовой поддержки формировался исходя из региональных статистических данных по малому и среднему предпринимательству, поэтому наиболее крупные регионы изначально были в более выигрышном положении в плане распределения финансовых средств. Исключение составляли моногорода, для которых были сформированы отдельные виды государственной поддержки, не входящие в общий пул распределяемых финансовых средств [4].

Кроме того, отдельным видом финансирования региональных систем развития МСП являлись средства, выделенные на капитальные вложения, распределяемые как правило, на строительство зданий и сооружений объектов инфраструктуры поддержки МСП. Для предоставления финансовых средств, направленных на капитальное вложение, основным условием являлось наличие проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию объ-

екта, положительность государственной экспертизы на представленную документацию, обязательность вложения государственных средств в региональную и муниципальную собственность, план мероприятий по запуску объекта в эксплуатацию.

Эти финансовые средства между регионами распределялись по мере поступления заявок в рамках лимита доведенных до государственного распорядителя финансовых средств. Если сумма финансовых средств от поступивших заявок была больше выделенного лимита, то финансирование осуществлялось на конкурсной основе после прохождения проектов через экспертизу общественных организаций МСП (ОПОРА России, Деловая Россия, Торгово-промышленная палата, Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса и др.).

Таким образом, на текущий момент государственная политика по развитию МСП в стратегическом отношении находится на начальном этапе своего развития, что обуславливает ее дальнейшее изучение как в теоретическом так и в прикладном аспектах.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. №26 (часть I). ст. 3378.

2. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/law/review/2742986.html.

3. Коробов, С.А. Формирование векторов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Волгоградской области) [Текст] / С.А. Коробов, С.И. Фомина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2011. - №1. - С. 31-39.

4. Мосейко, В.О. Применение кластерной концепции в развитии регионального предпринимательства [Текст] / В.О. Мосейко, С.А. Коробов, С.И. Фомина // Вестник Бизнес. Образование. Право. Волгоградского института бизнеса. - 2014. - №2. - С. 108-115.

E-mail: [email protected] [email protected]

Ключевые слова: экономика, федерация, стратегия, экономический анализ, малое и среднее предпринимательство, закон о стратегическом планировании, принципы стратегического управления, Минэкономразвития РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.