38
1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 343.9 ББК 67.51
Н.Н. Турецкий *
ОСНОВЫ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ
Выжимка: Доверие населения правоохранительным органам является одним из важнейших показателей эффективной работы всей правоохранительной системы.
Ключевые слова: доверие населения; модернизация; право противодействия преступности.
N.N. Turetskiy
THE BASICS OF PEOPLE’S TRUST IN LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES
Summary: People’s trust in law-enforcement authorities is one of the main factors of efficient functioning of the law-enforcement system.
Key words: people’s trust; modernization; right to fight against crime.
В соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года1 приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов должна стать профилактика всех правонарушений с непосредственным участием в этом процессе гражданского общества.
Глава государства на протяжении нескольких последних лет в Посланиях народу Казахстана подчёркивает необходимость модернизации правоохранительной системы с учётом международных стандартов. «Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов».2
* Николай Николаевич Турецкий — доктор юридических наук, профессор, секретарь Казахстанского союза юристов, директор НИИ государства и права им. Гайрата Сапаргалиева (Астана, Республика Казахстан). E-mail: [email protected]
© Н.Н. Турецкий, 2014
1 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 // «Казахстанская правда» — 2009. — 27 августа. — № 205 (25949).
2 Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 года. URL: http://
Криминология_________________________________
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Принят ряд Законов Республики Казахстан, предусматривающих участие общественности в деле правоохраны: «О профилактике правонарушений», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О профилактике бытового насилия», «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка».
С 2010 года работает Правительственная комиссия по профилактике правонарушений под председательством премьер-министра, в состав которой, кроме руководителей госорганов, входят общественные деятели, депутаты, представители неправительственных организаций.
Новый вид взаимодействия граждан с правоохранительными органами — поощрение лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. По информации первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
www.akorda.kz /ru/page/poslanie-prezidenta-respub-liki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-
29-yanvarya-2010-goda_1340624693 (дата обращения: 30.12.2013).
Н.Н. Турецкий. ОСНОВЫ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ
39
А.И. Лукина, по итогам 9 месяцев 2013 года денежными средствами поощрены более 140 человек на общую сумму 13 млн. тенге (около 2,5 млн руб.).3
Анализ зарубежного опыта показывает, что во многих развитых странах уровень доверия населения является основополагающим критерием оценки правоохранительной деятельности. Для повышения уровня этого доверия полицейские тратят значительную часть своего рабочего времени, при этом такая работа проводится ими, начиная с детского сада.
В программе по дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан обращено особое внимание на формирование прозрачной системы оценки деятельности правоохранительных органов. При оценке выполнения поставленных задач будет учитываться уровень доверия граждан к правоохранительным органам (рейтинг Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателю «Надёжность полицейских услуг»4).
В целом принимаемые меры и запланированные мероприятия направлены на повышение эффективности правоохранительной системы и усиление защиты прав человека, попавшего в орбиту органов уголовного преследования и судопроизводства. По мнению заведующего Отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК А.ж. Шпекбае-ва, крайне важно пересмотреть критерии оценки деятельности полиции. Большинство результатов, достигнутых в рамках сообщественной парадигмы, «невидимы» и лишь субъективно ощущаемы (снижение интенсивности ощущения страха преступности, удовлетворённость от общения с полицейским), поэтому необходимы инструменты замера результативности,
3 Лукин А.И. Приоритет финполиции — предупреждение коррупции. URL: http://www.zakon.kz /4583502-andrejj-lukin-prioritet-finpolicii.html (дата обращения: 30.12.2013).
4 Доклад первого заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан И.Д. Меркеля на тему «Модернизация правоохранительной системы РК» — «круглый стол» на тему «Обсуждение проекта программы по дальнейшей модернизации правоохранительной системы РК». — Астана, 2013.
подобные выяснению общественного мнения.5 Следующий логический шаг — разработка практического механизма учёта общественного мнения в качестве одного из важнейших критериев оценки работы полиции.
Одним из важных показателей должна стать достоверная оценка уровня латентной преступности. Удалось навести порядок в сфере учётно-регистрационной дисциплины. Более того, введена уголовная ответственность за укрытие преступлений. В Закон «О правоохранительной службе» внесено дополнение, предусматривающее увольнение руководителя территориального органа за непринятие мер по недопущению укрытия преступлений от учёта. В настоящее время используется электронная регистрация заявлений. Любой обратившийся в правоохранительные органы имеет возможность отслеживать судьбу своего заявления, для чего ему выдается соответствующий электронный талон.
Качественному улучшению работы правоохранительной системы Республики Казахстан, как и России, по мнению Д.А. Шестакова, способствовало бы право противодействия преступности (ППП) и соответствующее ему единое двухуровневое законодательство о противодействии преступности. Верхний его уровень — Основы (предупредительного и наказательно-го) законодательства о противодействии преступности. Под ним уровень кодексов:
1) Кодекс предупреждения преступлений и мер безопасности; 2) Кодекс об уголовной ответственностиивосстановления положения молодёжи в обществе; 3) кодексы Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный.6
5 Шпекбаев А.Ж. При содействии граждан.
Профилактика преступности и правонарушений. URL: http://www.zakon.kz /page,1,1,4530508-pri-
sodejjstvii-grazhdan.-profilaktika.html (дата обращения: 30.12.2013).
6 Шестаков Д.А. Постлиберальная парадигма и право противодействия преступности // Правотворческие и правоприменительные парадигмы реконструкции уголовного законодательства: национальный и международный опыт моделирования. Коллективная монография / Ответств. ред. д.ю.н. А.Е. Мизанбаев. — Костанай, 2012. — С. 111, 113.
2 (33) 2014
40
1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
По мнению А.Ж. Шпекбаева, объективной оценке криминогенной ситуации способствует новая формула раскрываемости преступлений. Она внедрена с учётом международного опыта, исключает мотивацию к укрытию преступлений и повышению показателей за счёт манипуляции статистическими данными. В настоящее время основным внутренним критерием определения эффективности оперативно-следственной работы служит уровень раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.7
Таким образом, важным элементом в программе по дальнейшей модернизации правоохранительной системы Казахстана будет являться индекс доверия населения к правоохранительным органам. На наш взгляд, критерии оценки необходимо разделить на две группы: общие критерии, касающиеся деятельности всех правоохранительных органов, и специальные, отно-
сящиеся к конкретному правоохранительному ведомству.
Индекс доверия должен определяться по нескольким категориям, среди которых можно выделить следующие:
1) уровень латентной преступности;
2) количество поданных жалоб на действия сотрудников;
3) анализ СМИ о деятельности правоохранительных органов;
4) количество уголовных деяний, совершённых сотрудниками;
5) количество административных правонарушений, совершённых сотрудниками;
6) количество дисциплинарных взысканий по жалобам граждан;
7) удельный вес обратившихся по защите прав и интересов;
8) опрос неправительственных организаций, граждан;
9) опрос лиц, которые попали в сферу уголовного процесса.
7 Шпекбаев А.Ж. Глава государства поставил задачу — создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и высоким международным стандартам. URL: http://www.kazpravda.kz /ida.php?ida=41648 (дата обращения: 30.12.2013).
Криминология______________________________
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА