Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ'

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шнайдер Сергей Витальевич

В статье рассматривается деятельность сотрудников органов внутренних дел, проблема развития законодательства, регламентирующая эту деятельность. В институте государства право является важным составляющим. Оно затрагивает все сферы жизни: экономические, социальные, политические и духовные. Обособленная группа государственных органов, которые как раз и осуществляют деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина являются правоохранительные органы. Органы внутренних дел занимают ключевое место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Обеспечение значительного объема работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, борьба с преступностью и иными правонарушениями падает на плечи сотрудников органов внутренних дел. На протяжении истории Российского государства, в какой-то степени, деятельность сотрудников органов внутренних дел осуществляли: воеводы, князья, старейшины, опричнина, полицмейстеры и т.д. Общество - это очень хаотичная группа людей, которая, как бы ни старалась систематизировать порядок вокруг себя, никогда не будет действовать правильно без кнута. Для этого и нужны органы внутренних дел. Органы внутренних дел будут являться и кнутом, и своеобразным пряником. Не зря же в действующем законодательстве закреплены нормы не только карательного характера, но и просто предупредительного. В данном случае предупредительные нормы будут являться тем самым пряником, как «поблажка» государства, при повторном отступлении закона, будет следовать карательная норма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE ACTIVITY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: UPDATING OF THE STATE-LEGAL ISSUES

The article deals with the activities of employees of the internal affairs bodies, the problem of the development of legislation regulating this activity. In the institution of the state, law is an important component. It affects all spheres of life: economic, social, political and spiritual. A separate group of state bodies that just carry out activities for the protection of human and civil rights and freedoms are law enforcement agencies. The internal affairs bodies occupy a key place in the system of law enforcement agencies of the Russian Federation. Ensuring a significant amount of work on the protection of public order and ensuring public safety, strengthening the rule of law, protecting human and civil rights and freedoms, protecting the legitimate interests of state and non-state enterprises, organizations of various forms of ownership and labor collectives, combating crime and other offenses falls on the shoulders of law enforcement officers. Throughout the history of the Russian state, to some extent, the activities of law enforcement officers were carried out by: voivodes, princes, elders, oprichnina, police officers, etc. Society is a very chaotic group of people who, no matter how old they are to systematize the order around them, will never act correctly without a whip. That's what the internal affairs bodies are for. The internal affairs bodies will be both a whip and a kind of carrot. It is not for nothing that the current legislation enshrines norms not only of a punitive nature, but also simply preventive. In this case, the precautionary norms will be the carrot, as the "favor" of the state, with the repeated deviation of the law, a punitive norm will follow.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ»

Научная статья Original article УДК 342/9

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО -ПРАВОВОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

FUNDAMENTALS OF THE ACTIVITY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: UPDATING OF THE STATE-LEGAL ISSUES

ЁЯ

Шнайдер Сергей Витальевич, студент юридического института НИУ «Белгородского государственного университета» (308015 Россия, г. Белгород, ул. Победы, д. 85), тел. 89045318974.

Schneider Sergey Vitalievich, student of the Law Institute of the Belgorod State University (85 Pobedy str., Belgorod, 308015 Russia), tel. 89045318974.

Аннотация. В статье рассматривается деятельность сотрудников органов внутренних дел, проблема развития законодательства, регламентирующая эту деятельность. В институте государства право является важным составляющим. Оно затрагивает все сферы жизни: экономические, социальные, политические и духовные. Обособленная группа государственных органов, которые как раз и осуществляют деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина являются правоохранительные органы.

6241

Органы внутренних дел занимают ключевое место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Обеспечение значительного объема работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, борьба с преступностью и иными правонарушениями падает на плечи сотрудников органов внутренних дел.

На протяжении истории Российского государства, в какой-то степени, деятельность сотрудников органов внутренних дел осуществляли: воеводы, князья, старейшины, опричнина, полицмейстеры и т.д.

Общество - это очень хаотичная группа людей, которая, как бы ни старалась систематизировать порядок вокруг себя, никогда не будет действовать правильно без кнута. Для этого и нужны органы внутренних дел.

Органы внутренних дел будут являться и кнутом, и своеобразным пряником. Не зря же в действующем законодательстве закреплены нормы не только карательного характера, но и просто предупредительного. В данном случае предупредительные нормы будут являться тем самым пряником, как «поблажка» государства, при повторном отступлении закона, будет следовать карательная норма.

Annotation. The article deals with the activities of employees of the internal affairs bodies, the problem of the development of legislation regulating this activity. In the institution of the state, law is an important component. It affects all spheres of life: economic, social, political and spiritual. A separate group of state bodies that just carry out activities for the protection of human and civil rights and freedoms are law enforcement agencies.

The internal affairs bodies occupy a key place in the system of law enforcement agencies of the Russian Federation. Ensuring a significant amount of work on the

6242

protection of public order and ensuring public safety, strengthening the rule of law, protecting human and civil rights and freedoms, protecting the legitimate interests of state and non-state enterprises, organizations of various forms of ownership and labor collectives, combating crime and other offenses falls on the shoulders of law enforcement officers.

Throughout the history of the Russian state, to some extent, the activities of law enforcement officers were carried out by: voivodes, princes, elders, oprichnina, police officers, etc.

Society is a very chaotic group of people who, no matter how old they are to systematize the order around them, will never act correctly without a whip. That's what the internal affairs bodies are for.

The internal affairs bodies will be both a whip and a kind of carrot. It is not for nothing that the current legislation enshrines norms not only of a punitive nature, but also simply preventive. In this case, the precautionary norms will be the carrot, as the "favor" of the state, with the repeated deviation of the law, a punitive norm will follow.

Ключевые слова: закон, органы внутренних дел, административная деятельность, правопорядок, развитие законодательства, государственная служба.

Keywords: law, internal affairs bodies, administrative activity, law and order, development of legislation, public service.

История органов внутренних дел берет свое начало задолго до становления Российской империи как устойчивого государства.

В древнерусском государстве полицейские функции осуществляли различные государственные органы. По мере развития феодального общества полицейские функции начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации, находят свое развитие «юридические процессуальные формы» [1]. Например, «Русская правда» упоминает о мечниках и вирниках, осуществлявших исполнение судебных приговоров

6243

путем взыскания с осужденных штрафов - вир, продаж, а также судебных пошлин.

На княжеских землях в уезде полицейские функции осуществлял наместник, на остальной территории, в волостях - волостели. Каждый из них располагал собственным штатом сотрудников: тиунов, доводчиков и праветчиков. Тиуны производили суд. Доводчики призывали к суду участников процесса. Праветчики исполняли судебные решения.

В русском царстве главными местными полицейскими органами были наместники, затем воеводы. Борьбу с лихими людьми, тогда еще не было понятия «правонарушитель», вели главным образом сами общины. Для этого избирались губные старосты и целовальники (губные дворы или избы), регламентировалось все это ведением Разбойного Приказа. Охрана безопасности в городах была возложена на городничих, которым были подчинены объезжие головы. В Москве и в некоторых других городах существовали земские дворы (избы). Исполнительный полицейский персонал составляли в городах земские ярыжки, стрельцы, объезжие головы, решёточные приказчики и «очные сторожа» [2].

В развитии «правозащитных приоритетов» [3] правоохранительные органы оформляются как системно организованная компания вооруженных частей для обеспечения общественного порядка, установленного в том или ином государстве, элемент процесса управления как административного с обоснованными его «целями и принципами» [4]. Каждое общество имеет свои перспективы развития. Для обеспечения этого развития необходимо регулярно проводить анализ общества, положительные и отрицательные его стороны, а также опыт самих правоохранительных органов. Институт собственности, для грамотного функционирования данного института необходимо поддержание правопорядка. Оно объясняет, в чьих интересах осуществляется правопорядок, на какие средства, каковы его структурные подразделения и их функции [5].

6244

Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел состоит из международного и конституционного регулирования общественных отношений их деятельности, различных федеральных законов, указов Президента и нормативных постановлении Правительства России, законодательных и иных правовых актов субъектов Российской Федерации. В том числе и межотраслевых, и ведомственных нормативных актов, нормативных документов представительных и исполнительных органов местного самоуправления и внутриорганизационных административно-правовых актов.

В институте государства право является важным составляющим. Оно затрагивает все сферы жизни: экономические, социальные, политические и духовные. Обособленная группа государственных органов, которые как раз и осуществляют деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина являются правоохранительные органы.

Органы внутренних дел занимают ключевое место в системе правоохранительных органов Российской федерации. Обеспечение значительного объема работы по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, укреплению законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, борьба с преступностью и иными правонарушениями падает на плечи сотрудников органов внутренних дел.

На современном этапе развитие российского законодательства и в условиях глобализации [6] об органах внутренних дел может не поспевать за развитием российского общества, а тем более за развитием международного права. Но стоит отметить, что с развитием общества и права, развивается и преступность. Составим математический пример. Необходим общий знаменатель, в котором будет развивающееся законодательство,

6245

регламентирующее правовые основы органов внутренних дел. В числителе одного числа будет развитие общества, а в другом развивающаяся преступность, так как это все равно неизбежно. От развивающего общества мы отнимем развивающуюся преступность и получим результат качества действующего законодательства на тот или иной момент времени. Чтобы прийти к такому общему знаменателю, необходимы углубление в историю и анализ законодательства, действующего в разные периоды этой истории и актуального (перспективного) правового массива.

Правоохранительная система, как и весь государственный аппарат в целом, организовывается на интересах большинства граждан, а не деловую часть страны. Именно поэтому, необходимо развитие перспективного плана деятельности органов правоохранительного порядка, а также улучшения отдельных правовых актов. Необходимо создать программу комплексного развития правоохранительной системы РФ.

Только поэтому при дальнейшем проведении реформирования важно использовать сбалансированный подход в деятельности, а также подготавливать и тщательно рассматривать принятие той или иной реформы. Непосредственно важным является и то, что необходимо быстрее осуществлять внесения не только в федеральные законодательные органы, но и в региональные и областные структуры. Так они смогут заново организовать деятельность всей системы правоохранительной деятельности органов внутренних дел РФ.

Таким образом, при развитии общества нельзя забывать про развитие законодательства, регулирующего правовые основы функционирования органов внутренних дел в динамике для более компетентной их работы. Отсюда и вытекает актуализация рассмотренной проблематики, а также следует вывод о высокой аксиологической ее значимости.

6246

Литература

1. Makogon B.V., Markhgeim M.V., Minasyan A.A., Nintsieva T.M., Novikova A.E. Legal form of action: the issues of content and methodology // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № S2-5. С. 402-409.

2. Курашвили А.Ю. Правовая система государства // 2017. № 1. С. 82-89.

3. Мархгейм М.В., Новикова А.Е. Правозащитные приоритеты в воззрениях отечественных представителей либеральной и консервативной научных школ // История государства и права. 2008. № 6. С. 38-40.

4. Makogon B.V., Nikulin M.I., Samsonov V.N., Sorokoletova M.A., Tovstukha O.O. Objectives and Principles of Administrative Proceedings: Doctrinal Ideas and Legislative Wordings of the Eastern European Countries // Journal of Politics and Law. 2017. Т. 10. № 4. С. 221-224.

5. Чжао Л. Правовая система России. 2017. С. 68-71.

6. Макогон Б.В. Тенденции развития национального законодательства в условиях глобализации // Бизнес в законе. 2012. № 2. С. 32-35.

7. Сенин И.Н. Правовое регулирование и правовая система // 2017. С. 16-20.

8. Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права // 2011. С. 752.

9. Лукьянова Е.Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс. // 2011. С. 208.

10. Бабенко В. Н. История государства и права России. IX - начало XX века. // 2010. С. 198.

11. Шестаков Ю. А. История государства и права России. Учебное пособие. // 2017. С. 312.

References

1. Makogon B.V., Markhgeim M.V., Minasyan A.A., Nintsieva T.M., Novikova A.E. Legal form of action: the issues of content and methodology // Revista Inclusiones. 2019. Vol. 6. № S2-5. pp. 402-409.

2. Kurashvili A.Yu. The legal system of the state // 2017. № 1. pp. 82-89.

6247

3. Markhgeym M.V., Novikova A.E. Human rights priorities in the views of domestic representatives of liberal and conservative scientific schools // History of the state and law. 2008. № 6. pp. 38-40.

4. Makogon B.V., Nikulin M.I., Samsonov V.N., Sorokoletova M.A., Tovstukha O.O. Objectives and Principles of Administrative Proceedings: Doctrinal Ideas and Legislative Wordings of the Eastern European Countries // Journal of Politics and Law. 2017. Vol. 10. № 4. pp. 221-224.

5. Zhao L. The legal system of Russia. 2017. pp. 68-71.

6. Makogon B.V. Trends in the development of national legislation in the context of globalization // Business in law. 2012. № 2. pp. 32-35.

7. Senin I.N. Legal regulation and legal system // 2017. pp. 16-20.

8. Pigolkin A.S., Dmitriev Yu.A. Theory of state and law // 2011. p. 752.

9. Lukyanova E. G. Theory of law and the state. Introduction to the natural law course. // 2011. p. 208.

10. Babenko V.N. History of the state and law of Russia. IX - the beginning of the XX century. // 2010. p. 198.

11. Shestakov Yu. A. History of the state and law of Russia. Study guide. // 2017. p. 312.

© Шнайдер С.В., 2022 г. Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: Шнайдер С.В. Правовые основы деятельности сотрудников органов внутренних дел. // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

6248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.