- формирование кредитной истории [2, с. 3-4].
Таким образом, образовательный кредит является рыночным инструментом финансирования высшего образования, выгодным для всех субъектов. Противники образовательного кредитования утверждают, что оно способствует тому, что студенты будут работать во время обучения в вузе, т.е. совмещать учебу и работу, что негативно отразится на качестве образования. Но на это можно возразить, что, во-первых, современная практика такова, что многие студенты начинают работать до окончания вуза, во-вторых, условия образовательного кредитования должны предусматривать отсрочку по погашению основного долга и процентов на время обучения в вузе. А налаженная и широко распространенная система кредитования образования имеет огромный потенциал в масштабе всего государства.
Кредиты на получение высшего образования - неизбежный этап развития событий в современных условиях, когда количество бюджетных мест в вузах имеет тенденцию к сокращению с одновременным ростом платы за обучение. Образовательный кредит может сделать качественное высшее образование доступным любому человеку независимо от его материального положения и социального статуса.
Создание и развитие системы образовательного кредитования является важнейшим направлением государственной политики для модернизации высшего образования и увеличения финансовых ресурсов вузов. Достаточно широкое распространение этого инструмента в развитых и развивающихся странах во многом свидетельствует о его эффективности. Список использованной литературы:
1. Абанкина И.В. Анализ зарубежного и отечественного опыта образовательного кредитования / И.В. Абанкина, Н.Я. Осовецкая // Экономика образования. - 2007. - № 3. - С. 106-110.
2. Аликаева М.В. Модернизационный вектор развития финансового механизма деятельности образовательных учреждений / М.В. Аликаева, Т.А. Налчаджи, Л.З. Керефова // Современные технологии управления. - 2014. - № 11 (47). - С. 2-6.
3. Зак Т.В. Необходимость и направления государственной поддержки образовательного кредитования / Т.В. Зак // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 2. - С. 153-158.
© Левашов Е.Н., 2016
УДК-33
Мезенцева Алина Витальевна Жилина Юлия Александровна
студентки 3 курса эконом. фак., СКФУ г. Ставрополь, РФ E-mail:zhilina_96inbox.ru
ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Аннотация
Целью данного исследования является изучение вопросов бюджетирования и внедрения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма.
Ключевые слова
Управленческий учет, бюджетирование, индустрия туризма, турпродукт, отраслевые особенности.
Необходимость и целесообразность использования управленческого учета и бюджетирования в настоящее время определяется как экономическими условиями так и нарастанием кризиса. Их значимость значительно возрастает в связи с возможностью выбора альтернативных проектов функционирования и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
инвестирования. Что же касается сферы туристских услуг, то для предприятий и организаций, входящих в эту сферу, характерен, как известно, целый ряд специфических особенностей функционирования, которые должны быть учтены в процессе разработки системы управленческого учета и его элементов.
Особое значение, на сегодняшний момент, приобретает постановка бюджетирования в период усиления конкуренции. Данные аспекты требуют адекватного отражения в системах управления предприятием. Основными здесь становятся задачи всестороннего учета и анализа доходов и расходов, эффективности затрат и труда персонала туристского предприятия.
Проведенный теоретический анализ научных работ показал, что главной задачей по организации системы бюджетирования туристского предприятия является создание организационно-финансовой структуры. Данная структура предприятия индустрии туризма определяется как набор бизнесов и (или) других сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели), распределенных между структурными подразделениями предприятия или фирмы, выступающих в качестве объектов бюджетирования в системе управленческого учета. Как правило, в организационно-финансовой структуре авторами выделяют следующие центры управленческого учета: прибыли, убытков, доходов и расходов, затрат и инвестиций [1, 3, 4, 5].
Зарубежная практика свидетельствует о том, что центры ответственности выделяются по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по выполняемым ими функциям. Следует сказать о том, что в рамках первого признака центры подразделяются на центры затрат, продаж и прибыли. По функциям выделяют основные и обслуживающие центры. На наш взгляд, при формировании организационно-финансовой структуры предприятий индустрии туризма следует выделять центры финансовой ответственности по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров.
Проблема разработки системы управленческого учета и постановки его в туристических организациях в настоящее время приобрела особую актуальность так как в отрасли туристической индустрии существует определенная специфика и сильная конкурентная среда [7, 8].
По нашему мнению, для обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы и достижения максимальной величины спроса на турпродукт необходимо знать какой продукт или услуга имеет наибольший спрос, сколько составляют затраты на его разработку, а так же какая прибыль будет в результате ее продажи, именно сбором и анализом таких данных занимается управленческий учет.
Внедрение управленческого учета на предприятии осуществляется с целью помочь предприятию адаптироваться с наименьшими временными затратами к изменяющимся условиям ведения бизнеса. В рамках организации информационной поддержки управленческого учета важнейшим вопросом выступает внедрение электронного документооборота, возможность работы с электронными образцами документов и создание информационного хранилища [6, с. 320].
В процессе постановки системы управленческого учета следует выделить наиболее существенные моменты:
- определить центры менеджмента соответствующих менеджеров, а также по выполняемым ими функциям на предприятии;
- разработать формы бюджетов и управленческой отчетности;
- принять методы управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
- разработать классификаторы и кодификаторы управленческого учета;
- разработать учетную политику управленческого учета;
- принять рабочий план счетов управленческого учета.
Таким образом можно сказать, что управленческий учет в туристических организациях должен обеспечивать следующие процессы: оперативное и стратегическое планирование и прогнозирование; бюджетирование; разработку форм управленческой отчетности, а так же управленческий анализ и контроллинг. Обязательными условиями для обеспечения эффективного внедрения системы управленческого учета являются: высококвалифицированные специалисты; наличие финансовых и временных ресурсов; участие в процессе внедрения руководителей для выявления потребностей в необходимой для них информации для принятия управленческих решений.
Список использованной литературы:
1. Аверчев, И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. — М.: Вершина, 2006. — 512 с.
2. Бобрышев, А. Н. Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма / А. Н. Бобрышев, Р.В. Дебелый., А. А Саркисова // Международный бухгалтерский учет, -2014 — N 24 -С. 31-40.
3. Вахрушина, М. А. Управленческий учет / М. А. Вахрушина. - М.: БИНФА, 2011. — 141 с.
4. Мандрица О.В. Теоретико-методологические основы учета, анализа и контроля в современных экономических условиях: монография / О.В. Мандрица, Л.А. Серебрякова, Т.А. Кулаговская, А.В. Чернявская, Е.С. Немцова, А.А. Бабич, Е.С. Мезенцева, Е.Е. Пучкова - СКФУ, Ставрополь, 2013
5. Мандрица О.В. Бухгалтерский управленческий учет как основа перехода на МСФО / О.В. Мандрица, Ш.Х. Магомедова // Экономические, инновационные и информационные проблемы развития региона: материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 195-197.
6. Соболева, Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: учебное пособие / Е.А. Соболева. - М.: Финансы и статистика, 2004
7. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма / С.А. Степанова, Крыга А. В.-М:ИНФА -М, 2014. -С.346.
8. Тактарова Ю. И. Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве / Ю. И. Тактарова //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития,-2015-№ 20. — С. 144 -150.
© Мезенцева А.В., Жилина Ю.А., 2016
УДК 311.14
Миллер Татьяна Евгеньевна
старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»,
г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД В ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
Аннотации
Статья содержит применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам. Рассмотрено на действующем предприятии применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам.
Ключевые слова
Индексный метод; факторный анализ; прибыль от продаж
Экспресс-анализ представляет собой наглядную оценку финансового состояния и динамики развития организации [1]. Он завершается выводом о целесообразности или нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений [6]. Предлагаемые в экономической литературе методики экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей на фактические объем и структуру продаж. Этот подход получил широкое распространение в условиях плановой экономики.