Научная статья на тему 'Необходимость развития образовательного кредитования'

Необходимость развития образовательного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ВУЗ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левашов Евгений Николаевич

В статье автор рассматривает необходимость развития системы образовательного кредитования. Выявляются факторы, способствующие развитию образовательного кредитования, и определяются его преимущества для государства, банков, вузов, студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левашов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость развития образовательного кредитования»

непосредственное наблюдение за трудовым процессом угнетает, что сказывается на производительности труда;

- детальные хронологические отчеты.

Отчетность - один с важнейших факторов в учете рабочего времени сотрудников. Но вместе с тем излишнее фиксирование каждого действия работников в течение рабочего дня может привести только к потере времени, которое тратится на составление отчетности о делах, в которых не наблюдается результат

[4].

Таким образом, создание эффективной системы управленческого учета персонала невозможно без правильного учета рабочего времени, способствующей должной дисциплине и производительному рабочему процессу. При этом в контроле главное - это знать границы разумного. Список использованной литературы:

1. Гандина Н.М. Экономика и нормирование труда: Учебное пособие. И.: Издательство ИГЭА, 2014.

2. Назаров А.Ш. Нормирование труда. - Т.: Укитувчи, 2015.

3. Сидоркина С.В. Фотография рабочего времени: сделай сам // Справочник по управлению персоналом, 2014 №10

4. Мандрица О.В. Теоретико-методологические основы учета, анализа и контроля в современных экономических условиях: монография / О.В. Мандрица, Л.А. Серебрякова, Т.А. Кулаговская, А.В. Чернявская, Е.С. Немцова, А.А. Бабич, Е.С. Мезенцева, Е.Е. Пучкова - СКФУ, Ставрополь, 2013

5. Мандрица О.В. Бухгалтерский управленческий учет как основа перехода на МСФО / О.В. Мандрица, Ш.Х. Магомедова // Экономические, инновационные и информационные проблемы развития региона: материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 195-197.

6. Скриптунова Е.А. Фотография рабочего времени - инструмент анализа и оптимизации трудовых процессов // Справочник экономиста, 2014 №6

7. Разумов И.М. Офис метрика. Учет рабочего времени // Справочник по управлению персоналом, 2015 №7

© Куралесина А.Ю., Малик М.В., 2016

УДК 336.77

Левашов Евгений Николаевич

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

г. Череповец, РФ E-mail: levashov_evgenii@mail.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация

В статье автор рассматривает необходимость развития системы образовательного кредитования. Выявляются факторы, способствующие развитию образовательного кредитования, и определяются его преимущества для государства, банков, вузов, студентов.

Ключевые слова

Образовательный кредит, высшее образование, финансирование, государство, вуз, студенты.

Во второй половине 20 века во многих развитых странах высшее образование столкнулось с финансовым кризисом, вызванным резким увеличением числа студентов и значительно более низкими темпами роста государственных расходов, что привело к снижению затрат на одного студента. Следствием этого кризиса стало увеличение доли частных расходов на высшее образование. Однако это вызвало

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

серьезные споры, поскольку стало рассматриваться как нарушение принципов равенства различных слоев населения в доступности высшего образования. Ведь увеличение доли платного высшего образования и повышение его стоимости поставили вопрос об его доступности. В качестве одного из решений этого вопроса стало развитие системы образовательного кредитования.

Следует отметить, что различные системы образовательного кредитования существуют во многих развитых и развивающихся странах: странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Австралии, Восточной Европы (бывшие социалистические страны), странах СНГ. Эти системы получили свое наибольшее развитие в конце 20 века, начиная с 1980-х годов [1, с. 106].

Широкое внедрение системы образовательного кредитования связано с двумя главными факторами. Во-первых, с увеличением спроса на услуги высшего образования, превращением этих услуг в массовое благо, что обострило проблему доступности высшего образования. Государство, ранее являющееся во многих странах единственным источником финансовых ресурсов для вузов, в новых условиях уже не может выполнять функции единственного источника финансирования высшей школы. Во-вторых, процессы демократизации, сопровождающиеся расширением числа групп специальных интересов, участвующих в распределении бюджетных средств, привели к изменению относительной значимости образовательных услуг высшей школы и, соответственно, к относительному уменьшению государственных расходов на высшее образование [3, с. 154].

Новая политика финансирования высшего образования, которую стали проводить многие страны, основана на системе образовательного кредитования с государственным участием. Данная политика переместила значительную часть расходов на высшее образование от государства и налогоплательщиков на студентов и их родителей. В основе этой стратегии разделения затрат лежит представление о том, что значительную часть расходов на обучение должны нести те, кто в будущем будет получать выгоды и преимущества от высшего образования, т.е. непосредственно потребители образовательных услуг.

Внедрение системы образовательных кредитов, помимо перенесения значительной части затрат на высшее образование с государства на домохозяйства, преследовало и ещё одну цель - создание эффективного рынка образовательных услуг. В случае широкого распространения системы образовательных кредитов выбор вуза будет осуществляться непосредственно потребителями образовательных услуг (абитуриентами) по критерию качества обучения, а не стоимости. Это приведет к усилению конкуренции между вузами, поскольку величина их финансовых средств будет зависеть от выбора абитуриента. Это обуславливает и изменение положения вузов, их превращение в рыночных субъектов, проводящих самостоятельную политику по привлечению финансовых ресурсов.

Система образовательного кредитования предполагает взаимодействие четырех основных субъектов: вузов, банков, государства и студентов. Данная система имеет преимущества для всех участников. Рассмотрим их.

Преимущества образовательного кредитования для государства:

- уменьшение государственных расходов по финансированию вузов;

- повышение качества высшего образования.

Преимущества для вуза:

- повышение мотивации и заинтересованности студентов в получении знаний;

- получение дополнительного внебюджетного финансирования;

- создание системы взаимодействия между вузом и рынком труда.

Для банков:

- расширение клиентской базы физических лиц;

- завоевание позитивной репутации.

Для студентов:

- доступ к качественному высшему образованию без ограничений, связанных со стоимостью обучения;

- период обучения не требует значительного сокращения текущего потребления;

- возрастание академической мобильности путем упрощения процесса перевода из одного вуза в другой;

- формирование кредитной истории [2, с. 3-4].

Таким образом, образовательный кредит является рыночным инструментом финансирования высшего образования, выгодным для всех субъектов. Противники образовательного кредитования утверждают, что оно способствует тому, что студенты будут работать во время обучения в вузе, т.е. совмещать учебу и работу, что негативно отразится на качестве образования. Но на это можно возразить, что, во-первых, современная практика такова, что многие студенты начинают работать до окончания вуза, во-вторых, условия образовательного кредитования должны предусматривать отсрочку по погашению основного долга и процентов на время обучения в вузе. А налаженная и широко распространенная система кредитования образования имеет огромный потенциал в масштабе всего государства.

Кредиты на получение высшего образования - неизбежный этап развития событий в современных условиях, когда количество бюджетных мест в вузах имеет тенденцию к сокращению с одновременным ростом платы за обучение. Образовательный кредит может сделать качественное высшее образование доступным любому человеку независимо от его материального положения и социального статуса.

Создание и развитие системы образовательного кредитования является важнейшим направлением государственной политики для модернизации высшего образования и увеличения финансовых ресурсов вузов. Достаточно широкое распространение этого инструмента в развитых и развивающихся странах во многом свидетельствует о его эффективности. Список использованной литературы:

1. Абанкина И.В. Анализ зарубежного и отечественного опыта образовательного кредитования / И.В. Абанкина, Н.Я. Осовецкая // Экономика образования. - 2007. - № 3. - С. 106-110.

2. Аликаева М.В. Модернизационный вектор развития финансового механизма деятельности образовательных учреждений / М.В. Аликаева, Т.А. Налчаджи, Л.З. Керефова // Современные технологии управления. - 2014. - № 11 (47). - С. 2-6.

3. Зак Т.В. Необходимость и направления государственной поддержки образовательного кредитования / Т.В. Зак // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 2. - С. 153-158.

© Левашов Е.Н., 2016

УДК-33

Мезенцева Алина Витальевна Жилина Юлия Александровна

студентки 3 курса эконом. фак., СКФУ г. Ставрополь, РФ E-mail:zhilina_96inbox.ru

ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Аннотация

Целью данного исследования является изучение вопросов бюджетирования и внедрения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма.

Ключевые слова

Управленческий учет, бюджетирование, индустрия туризма, турпродукт, отраслевые особенности.

Необходимость и целесообразность использования управленческого учета и бюджетирования в настоящее время определяется как экономическими условиями так и нарастанием кризиса. Их значимость значительно возрастает в связи с возможностью выбора альтернативных проектов функционирования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.