Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
бегая, по возможности и принципиально, феноменологического редукционизма. Предлагаемые понятия - созерцание, идеальность, горизонт и созидание - могут быть поняты как некая структурная матрица жизненного мира уже не столько в гуссерлевском, сколько в более широком феноменолого-герменевтическом контексте.
В мире созерцания есть свое что. Действительно, что созерцает философ? Отвлекаясь от содержательной стороны вопроса, поскольку содержательное наполнение философских созерцаний разное, иначе не было бы различия в философиях, отметим аспект формальной общности: эти созерцания охватывают сферу значения, они идеальны. Отношение к идеальности требует наличия определенного горизонта. Подобный горизонт, по сути дела, является горизонтом созерцания, которое также является не поддающимся объективации условием любого объективирования. Напомним, что точно таким же
качеством обладает у Гуссерля жизненный мир, обладающий принципиальной гори-зонтной открытостью.
Жизненный мир философа не просто дан как нечто завершенное, но постоянно находится в ситуации созидания, это мир движущихся интеллектуальных конструкций, и в этом движении - живой. Сущность и цель философской жизни, однако, вовсе не сводится к простому пребыванию в до-научном или околонаучном жизненном мире, поскольку философ имеет дело с познанием, и его жизненный мир определяется подобным познавательным проектом. Философ постоянно соотносит себя со сферой идеального, сферой смысла, выступая своего рода соучастником события вечного возвращения философии к тому же: философия оказывается приключением познания в жизненном мире, который, как это ни парадоксально, оборачивается миром созерцания, где мышление и жизнь есть одно целое.
В.Б. Устьянцев, В.Г. Косыхин
ОСНОВОПОЛОЖНИК САРАТОВСКОЙ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИКИ
(к 110-летию со дня рождения Н.Н. Студенцова)
Имя доктора педагогических наук, профессора Николая Николаевича Студенцова известно широкому кругу учителей и ученых в нашей стране и за рубежом.
Крупный ученый в области педагогики и методики преподавания географии Н.Н. Студенцов проработал в СГУ 25 лет, внес большой вклад в развитие педагогической науки, в подготовку учительских кадров. Он плодотворно совмещал свою научную и учебно-методическую работу, опубликовал большое количество книг, пособий, научных статей. Книги Н.Н. Студенцова «Занимательная география» и «Методика обучения географии в средней школе» пользовались большим спросом у учителей и неоднократно поощрялись дипломами всесоюзных конкурсов.
Н.Н. Студенцов родился 4 июня 1900 г. в г. Павловске Воронежской области. Университетское образование Николай Николаевич получил в г. Ленинграде, окончив в 1924 г. правовое отделение факультета общественных наук. В 1937 г. он заканчивает географическое отделение Учительского института при СГУ.
С 1945 по 1953 г. Н.Н. Студенцов работал методистом, заместителем директора Саратовского областного Института усовершенствования учителей.
В кандидатской диссертации, которую Н.Н. Студенцов защитил в 1948 г., разработана методика наглядного обучения географии.
112
Приложения
Хроника
С 1955 г. Николай Николаевич стал работать в нашем университете. Предметом его научного интереса были проблемы методики обучения географии: как сделать, чтобы обучение географии было наиболее эффективным, само учение ребят - увлекательным, содержательным и доступным.
Эрудиция и многогранный талант Н. Н. Студенцова проявились в исследовании вопроса повышения научного уровня преподавания географии в школе. Монография «Урок географии в школе» и по сей день является одной из настольных книг учителей-географов.
Николай Николаевич вел исследования по теоретическим основам школьной географии. Результаты этой работы отражены в монографии «Теоретические основы школьного страноведения» и в одной из глав книги «Методика обучения географии». Вместе с другими авторами, создателями этой книги, Н.Н. Студенцов стал лауреатом премии АПН СССР.
Николай Николаевич стремился раскрыть основы построения школьного курса географии с научной точки зрения, но, пожалуй, самая главная практическая ценность его исследований заключается в формулировке и научном обосновании основных положений школьной географии, которые действуют и поныне, в предложениях, сделанных им по усовершенствованию этого учебного предмета.
Обобщенные результаты многолетнего кропотливого исследования были положены в основу докторской диссертации Николая Николаевича, блистательно защищенной им в 1964 г. в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена.
Более 80 работ опубликовано учителем, ученым, педагогом.
Николай Николаевич много и плодотворно работал со студентами, привлекая их к научно-исследовательской работе. 50 лет своей жизни он посвятил педагогической деятельности.
Отметим, что неоднократно Николай Николаевич поощрялся различными знаками отличия, грамотами, званиями. Он был участником Великой Отечественной войны, имел боевые награды. В 1949 г. за свой самоотверженный труд он был награжден знаком «Отличник народного просвещения».
За несколько дней до своего 90-летия Н.Н. Студенцов выступал в СГУ с интересным докладом на тему «Две загадки Саратова». Его статью приняли в Издательстве СГУ, а позднее под таким названием вышло его историко-педагогическое пособие.
С особой благодарностью коллективы кафедры педагогики и кафедры психологии помнят и чтят заветы этого скромного человека и известного ученого. Завидное трудолюбие, неутомимость исследователя, творческое горение - вот что передал нам, потомкам, Николай Николаевич Студенцов.
Ученики Н.Н. Студенцова Г.Д. Турчин, А.З. Гусейнов
Приложения
113