Научная статья на тему 'Самарский историк и педагог Н. Н. Яковлев'

Самарский историк и педагог Н. Н. Яковлев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
656
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / DEPARTMENT OF HISTORY / Н.Н.ЯКОВЛЕВ / БОЛГАРИЯ / BULGARIA / ИСТОРИЯ РУССКО-БОЛГАРСКОЙ ДРУЖБЫ / THE HISTORY OF RUSSIAN-BULGARIAN FRIENDSHIP / N.N.YAKOVLEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Храмкова Нина Петровна

В статье рассматривается жизненный путь д.и.н., профессора, зав. кафедрой истории СССР Н.Н.Яковлева. Он был выдающимся методистом, педагогом, исследователем по истории русско-болгарской дружбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMARA HISTORIAN AND TEACHER N. N. YAKOVLEV

The article describes the career of the doctor of history, professor, head of the department of the USSR history N.N.Yakovlev. He was a prominent methodologist, teacher, researcher of the history of Russian-Bulgarian friendship.

Текст научной работы на тему «Самарский историк и педагог Н. Н. Яковлев»

Г.В. Стойкович, Л.Ю. Стойкович НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА ...

SOME ASPECTS OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE CONCEPT "HUMAN INTELLECT" IN ENGLISH CULTURE AND LANGUAGE

© 2013

G.V. Stoikovich, candidate of philology, professor of the department of «English Philology and Intercultural Communication»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) L.Y. Stoikovich, candidate of philology, associate professor of the department of «Foreign Languages»

Samara State Economic University, Samara (Russia)

Annotation: The article touches upon some problems of cognitive linguistics and concept study, namely, the concept "Human intellect" and its realization in English culture and language. On the basis of lexicographic resources the authors present the keywords of the concept, idioms, make an attempt to model the conceptual field "Human intellect". Keywords: cognitive linguistics, concept, human intellect, keyword, idiom.

УДК 93/94(091)

САМАРСКИЙ ИСТОРИК И ПЕДАГОГ Н.Н. ЯКОВЛЕВ (1902-1982)

© 2013

Н.П. Храмкова, кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и археологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается жизненный путь доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории СССР Н.Н. Яковлева. Он был выдающимся методистом, педагогом, исследователем по истории русско-болгарской дружбы.

Ключевые слова: исторический факультет, Н.Н. Яковлев, Болгария, история русско-болгарской дружбы.

Замечательный самарский историк и педагог Николай Николаевич Яковлев был свидетелем почти всех великих и трагических событий минувшего века. Его активная педагогическая и научная деятельность длилась свыше шести десятилетий. Его имя и сегодня с благодарностью вспоминают сотни его учеников в городах и селах Самарской области и соседних регионах. Имя его и труды известны специалистам в области военной истории, славяноведения и балканистики [1].

Предки Николая Николаевича были офицерами флота и артиллерии. И сам он родился в семье артиллерийского офицера старой русской армии «потомственного гражданина города Минска» в 1902 году.

Семье военного часто приходилось менять место жительства. Гимназию Николай Николаевич закончил в Ярославле. Его отец Николай Ильич Яковлев вступил в 1918 году в Красную Армию, а затем был переведен на службу в штаб Южной группы войск Восточного фронта. Поступил на военную службу и его сын Николай. Одновременно он стал студентом молодого Самарского государственного университета, который окончил в 1923 году «по словесно-историческому отделению» Педагогического факультета. Диплом подтвердил его «право преподавать историю в техникумах и школах 2-й ступени».

Какие дисциплины изучались в те годы в Самарском государственном университете на историческом факультете (словесно-историческом отделении Педагогического факультета).

Можно однозначно утверждать, что студенты тех лет в целом получили солидную теоретическую и психолого-педагогическую подготовку: слушали лекционные курсы по филологии, методологии истории, логике, археологии, этнологии, изучали историю Востока, Древней Греции, Рима, средних веков, Нового времени и историю России.

В учебном плане специальности предусматривалось изучение и экономического быта Западной Европы, революционного движения, гигиены, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, истории педагогических учений, методики преподавания истории.

В соответствии с новыми веяниями тех лет изучались исторический материализм, советский строй, капитализм пролетарская революция, история революционного движения.

Кто преподавал, кто готовил первых профессиональных историков Самарского края? У кого учился Николай

Николаевич?

Среди историков, филологов, краеведов, работавших в Самарском университете (1918-1927 гг.) формировались две замечательные группы ученых-педагогов. В первую входили известные столичные исследователи педагоги: академик В.Н. Перетц, профессора А.П. Баранников, С.Д. Балухатый (позднее член-корреспондент АН СССР), А.С. Башкиров, В.В. Гольмстен, П.Ф. Преображенский, С.Я. Лурье, В.П. Адрианова- Перетц (позднее - член-корреспондент АН СССР и УССР), Е.И. Тарасов, будущий профессор и академик М.Н. Тихомиров [2].

Во вторую группу педагогов молодого университета вошли самарские историки, археологами, краеведы, этнографы: П.А. Преображенский, С.А. Хованский, Ф.Т. Яковлев, Н.А. Архангельский [3] и другие. На всю жизнь запомнил этих замечательных людей Николай Николаевич. Нам приходилось не раз слушать рассказы об этих преподавателях и ученых в период, когда мы были студентами и аспирантами Самарского педагогического института (в 50-70-х гг. XX века).

По словам Николая Николаевича, все они отличались интеллигентностью, благородством, разносторонностью дарований, широтой интересов, любовью к археологическим, источниковедческим, краеведческим изысканиям, стремлением помочь самарской провинции.

Второкурсником Н.Н. Яковлев познакомился с будущим академиком М.Н. Тихомировым.

Михаил Николаевич Тихомиров в Самаре завершил свое образование как историк, краевед, источниковед и археограф на Высших этнолого-археологических курсах при СГУ. Одновременно он работал преподавателем университета (ассистентом палеографии). В «Обществе археологии, истории, этнографии» он одновременно исполнял обязанности библиотекаря, научного сотрудника библиографической и исторической комиссий. Он сыграл огромную роль в создании библиотеки университета, в спасении книжных собраний Самары, а также архива семьи Аксаковых. Широко известна роль М.Н. Тихомирова в спасении рукописных и книжных сокровищ Иргизских монастырей [4].

Со студенческих лет на всю жизнь сохранил Николай Николаевич интерес к школьному краеведению, теоретическим вопросам и практическим основам музейного и экскурсионного дела, что впоследствии сделает его выдающимся методистом, наставником многих поколений школьных преподавателей истории и обществозна-

ния. Станет он и кандидатом педагогических наук.

Его педагогическая деятельность началась еще студентом Самарского университета в школе рабочих-подростков за Запанским переездом в 1920 году. «Я преподавал в этой школе историю, географию, русский язык, рисование, - вспоминал позднее Николай Николаевич. - Был еще в школе один преподаватель и уборщица. Вскоре началась эпидемия тифа. Заболел мой коллега, заболела, техничка. Я остался один. Сам открывал школу, звонил в колокольчик, собирал ребят на уроки. После занятий запирал школу и шел в университет. Лекции там читались и утром и вечером» [5]. Деятельность педагога продолжалась свыше шести десятилетий.

В 1923 году состоялся первый выпуск Самарского университета. Диплом № 13 получил Н.Н. Яковлев. Ему исполнился 21 год. Он стал преподавателем школы № 1 имени Льва Толстого. Десять лет его жизни были связаны с этой школой. Вместе с ее выпускниками он принимал участие в ликвидации неграмотности в сельских школах Средневолжского края и г. Самары. Удивительно, но и полвека спустя он хранил снимки своих учеников 20-х годов, помнил поименно почти всех их и коллег-учителей, проследил дальнейший жизненный путь многих своих питомцев.

Ему было, что передать своим ученикам. Глубокие энциклопедические знания, талант художника (его комнату-кабинет украшали собственноручные эскизы и рисунки), увлечение филателией (на столе у него всегда лежали марки, альбомы), глубокое значение и тонкое понимание классической музыки (устав от работы за письменным столом, садился за фортепиано), военного искусства, талант лектора-рассказчика, юмор привлекали его слушателей, учеников.

До середины 30-х годов XX века Николай Николаевич совмещал работу в школе с преподаванием в медицинском и индустриальном институтах, а с 1939 г. по 1982 год (46 лет) он читал курсы отечественной истории и методику преподавания истории и обществознания в Куйбышевском государственном педагогическом институте.

22 апреля 1949 г. Н.Н. Яковлев защитил в диссертационном совете научно-исследовательского института методов обучения Академии педагогических наук РСФСР диссертацию на тему «Изучение военных знаний на уроках истории в средней школе» и ему была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. В 1950 г. он был утвержден в ученом звании доцента по кафедре истории СССР. В 1948-1962 гг. Н.Н. Яковлев возглавил кафедру истории СССР.

В 1946 году Николай Николаевич обнаружил уникальные документальные источники о широко известном сегодня Самарском знамени, изготовленном в нашем городе. Знамя предполагалось направить в дар участникам апрельского восстания 1876 г. в Болгарии против османского ига. Н.Н. Яковлев проследил боевой путь и дальнейшую историю Самарского знамени, установил имена создателей этой реликвии. Им был найден протокол заседания Самарской городской думы, принявшего решение послать знамя болгарскому ополчению, которым командовал русский генерал Н.Г. Столетов. Обнаружил он и отчет о подготовке депутации, вручавшей это знамя ополчению (городской голова Б.Т. Кожевников, гласный думы П.В. Алабин) 6 мая 1877 г, около г. Плоэшти, письмо болгар, благодаривших Самару за ее дар. Был обнаружен им и документ, позволявший установить фамилию живописца (Н.С. Симаков), расписавшего полотнище знамени.

Н.Н. Яковлеву удалось вовлечь в научный оборот сотни ценнейших документов извлеченных из фондов Центрального государственного военно-исторического архива, Центрального государственного архива древних актов в Москве (ЦГАДА), Центрального государственного архива в Санкт-Петербурге. Обнаружены были им уникальные документы военно-исторической библиоте-150

ки Министерства народной обороны Болгарии в известной библиотеке им. Кирилла и Мефодия (София) и т.д.

Новые материалы были найдены им также в музеях и архивах г. Плевна, Стара Загора, Пловдив (Болгария).

Эта огромная работа велась энергично и настойчиво в течение 15 лет. В результате Н.Н. Яковлев в 1964 году защитил докторскую диссертацию «Участие русского народа в освободительной борьбе балканских славян в 1876-1878 гг.».

Защита состоялась в Московском государственном педагогическом университете. Появились его книги -«Наш друг Стара Загора» (1967) и «Дружба навечно» (1969).

Затем им были опубликованы и другие работы, ставшие широко известными в среде специалистов: «Русское добровольческое движение за Балканы в 1876 г.», «Россия и освободительное движение южных славян», «90 лет русско-турецкой войны 1977-1978 гг.» [6] и десятки других...

Многоплановую работу Н.Н. Яковлев вел на посту председателя Самарского отделения общества «Болгария - СССР» (ныне - «Союз друзей Болгарии»), неоднократно бывал у болгарских коллег, участвовал в 1-ом международном конгрессе по болгаристике, посвященном 1300-му юбилею болгарского государства, 160-летию видного деятеля освободительного движения Г.С. Раковского, как специалист-консультант приглашался в г. Владимир, где готовились к открытию музея знаменитым братьям: известному физику А.Г. Столетову и генералу Н.Г. Столетову - командиру болгарского ополчения в 1877-1878 гг.

H.Н. Яковлев был инициатором создания многочисленных клубов интернациональной дружбы (в индустриально-педагогическом техникуме, педагогическом училище, педагогическом институте и других учебных заведениях), участником совещаний, конференций историков-краеведов. Много лет Николай Николаевич руководил педагогической практикой студентов, проводил многоплановую работу по повышению научно-методической квалификации учителей-историков и обществоведов, принимал участие в работе областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, немало сделал для развития краеведения, для использования краеведческого материала в преподавании истории и обществознания.

За многолетнюю и плодотворную работу по подготовке педагогических кадров и научные исследования Н.Н. Яковлев был награжден орденом трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», значком «Отличник народного Образования».

Его неутомимая общественная деятельность по укреплению дружбы славянских народов, научные и публицистические труды были высоко оценены и на Балканах. Н.Н. Яковлев был награжден тремя болгарскими медалями и двумя золотыми почетными значками Народного комитета болгаро-советской дружбы.

Невозможно сосчитать всех, кому Н.Н. Яковлев шесть десятилетий передавал свой богатейший жизненный опыт и энциклопедические знания.

Имя замечательного ученого и педагога навсегда останется в истории Самарского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Историки-слависты СССР. Библиографический справочник. Харьков, 1969, С. 105-106; Историки Самарского края. Самара, 1993. С. 77; Синельщикова Н.Л. Ученый и педагог Н.Н. Яковлев // Краеведческие записки. Самара, 1995. С. 26-31; Ципорина 3. Наш Николай Николаевич... // Волжская коммуна, 1972. 27 апреля; Кондратьев М. Ученый-пропагандист // Волжская коммуна, 1969. 20 ноября; Одинцов А. Высокая награда куйбышевскому ученому // Волжская коммуна. 1975. 24 апреля; Историко-культурная энци-

клопедия Самарского края. Персоналии. Самара, 1995. С. 286.

2. Перетц Владимир Николаевич (1870-1935) - литературовед, академик Петербургской АН (1914) и АН УССР (1919). Занимался общими вопросами литературоведения, взаимоотношениями литературы и фольклора, историей народного театра, археографией и текстологией. В 1918-1923 гг. - профессор Самарского университета. Баранников Алексей Петрович (18901952) - ученый-индолог. Академик (1939). Автор более 200 работ по языкознанию и истории культуры народов Востока. С 1918 г. - доцент, а с 1 января 1919 по 1921гг. - профессор санскрита и сравнительного языкознания Самарского университета. С 1922 и до конца жизни - профессор Ленинградского университета. Балухатый Сергей Дмитриевич (1892-1945) - литературовед, библиограф, член-корреспондент АН СССР (1943). В 1919-1922 гг. - профессор Самарского университета. Башкиров Алексей Степанович (18851963) - в 1918-1922 гг. - профессор Самарского университета, с 1922 - профессор МГУ. Специалист в области теории и искусства. В 1920-1922 гг. - председатель ОАИЭ и преподаватель Археологических курсов. Гольмстен Вера Владимировна (1880-1942) - профессор Самарского университета, известный археолог. В 1919-1930 гг. организовала десять археологических экспедиций по Самарской губернии от ОАИЭ. С 1930 г. работала в Ленинграде. Умерла во время блокады. Преображенский Петр Федорович (1894-1941) - историк античности, этнограф, специалист по истории России конца XIX - начала XX вв. Профессор Самарского (1919-1921)и Московского (1921-1937)университетов. Лурье Соломон Яковлевич (1894-1964) - историк античности, филолог, доктор исторических и философских наук. Профессор Самарского, Ленинградского и Львовского университетов. Адрианова-Перетц Варвара Павловна (1888-1972) - литературовед, доктор философских наук, член-корреспондент АН СССР и УССР. В 1917г. с группой петроградских профессоров прибыла в Самару для организации педагогического института,

преобразованного в 1918 г. в университет. Профессор Самарского университета в 1918-1921 гг. Тарасов Ефим Иванович (1870-1928) - профессор Самарского педагогического института и Самарского государственного университета (1917-1923 гг.). Учился в университете в г. Галле (Германия), окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1893) и Археологический институт (1913). Получил премию Российской Академии наук в 1912 г. за издание «Дневников и писем Н.И. Тургенева». Тихомиров Михаил Николаевич (1893-1965) - доктор исторических наук, академик АН СССР (1953). Автор трудов по истории России, истории славянских стран, истории, географии, источниковедению, палеографии, дипломатике. В 1919-1923 г. - ассистент Самарского университета. Читал лекции по древнерусской культуре, вел занятия по палеографии, дипломатике, читал спецкурс «Чтение древнерусских актов XV-XVII вв.». Вывез архив семьи Аксаковых и рукописи Иргизских монастырей в Самару в годы Гражданской войны.

3. Преображенский Павел Александрович (18581942) - историк, археолог, экономист, географ, краевед. Преподавал в Самарской духовной семинарии и частной женской гимназии А.А. Хардиной. В 1918-1927 гг. профессор Самарского университета. Автор серии книг по истории и географии края. Хованский Сергей Александрович (1883-1941). Историк, краевед. В 1920-е гг. читал курс «Историческая геология и палеонтология» в Самарском университете. Яковлев Федор Тимофеевич (1875-1933) -этнограф и краевед, член Самарского Археологического общества (1916-1919). Архангельский Николай Александрович (1875-?) - историк, этнограф, краевед, археолог. Автор книги «Город Самара. Исторический очерк».

4. Храмкова Е.Л. М.Н. Тихомиров в Самаре в 19191923 гг.: (по материалам Государственного архива Самарской области) // Археографический ежегодник за 1993 год. М., 1995. С. 9-12.

5. Волжская коммуна.1972. 27 апреля.

6. Преподавание истории в школе. 1958. №2 6; Военно-исторический журнал. 1968. № 3.

© 2013

SAMARA HISTORIAN AND TEACHER N. N. YAKOVLEV

N.P. Hramkova, candidate of historical sciences, professor of the department of «Russian history and archeology»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation-. The article describes the career of the doctor of history, professor, head of the department of the USSR history N.N.Yakovlev. He was a prominent methodologist, teacher, researcher of the history of Russian-Bulgarian friendship. Keywords: department of history, N.N.Yakovlev, Bulgaria, the history of Russian-Bulgarian friendship.

УДК 004.94

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

© 2013

А.Н. Чесноков, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатики, прикладной математики

и методики их преподавания» М.М. Якупова, студентка 3-го курса

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Моделирование это один из способов познания мира. Это понятие включает в себя множество способов моделирования: от создания настоящих моделей (уменьшенных или увеличенных копий реальных объектов) до вывода математических формул. Совершенствование вычислительной техники и распространение персональных компьютеров открыло перед моделированием огромные перспективы для исследования процессов, окружающего мира и человеческого общества.

Ключевые слова: построение, 3d моделирование, модель, архитектура, механизм, волнообразователь.

В современной науке все больше уделяется место инновационным технологиям.

Это касается различных областей, среди которых не только машиностроение, физика, химия, но и архитектура и планирование зданий. Наиболее доступным и эффективным способом отображения конструктивных особенностей, статических, динамических характери-

стик устройств, является компьютерное моделирование. Применение плоских моделей не требует высокоскоростных компьютеров, и с точки зрения стоимости, является наиболее приемлемой основой для разработки трехмерных моделей.

Разработка компьютерных моделей в трехмерном пространстве является более дорогостоящим процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.