Научная статья на тему 'Наши первые учителя: страницы биографий П. Н. Лебедева и Н. Н. Семенова'

Наши первые учителя: страницы биографий П. Н. Лебедева и Н. Н. Семенова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.Н. ЛЕБЕДЕВ / P.N. LEBEDEV / Н.Н. СЕМЕНОВ / N.N. SEMENOV / А.Н. БЕКНЕВ / A.N. BEKNEV / В.И. КАРМИЛОВ / V.I. KARMILOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аникин Валерий Михайлович

О первых шагах к физике выдающихся российских учёных Петра Николаевича Лебедева и Николая Николаевича Семёнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Our first teachers: pages of biographies by P.N. Lebedev and N.N. Semenov

About persons who may induce and maintain an interest in science: Teachers by P.N. Lebedev and N.N. Semenov.

Текст научной работы на тему «Наши первые учителя: страницы биографий П. Н. Лебедева и Н. Н. Семенова»

УДК 53(091), 53(092)

К 150-летию со дня рождения П. Н. Лебедева К 120-летию со дня рождения Н. Н. Семенова

НАШИ ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИЙ П. Н. ЛЕБЕДЕВА И Н. Н. СЕМЕНОВА

В. М. Аникин

Саратовский государственный университет

О первых шагах к физике выдающихся российских учёных Петра Николаевича Лебедева и Николая Николаевича Семёнова.

Ключевые слова: П.Н. Лебедев, Н.Н. Семенов, А.Н. Бекнев, В.И. Кармилов. 001:10.18500/0869-6632-2016-24-1-75-83

Современная наука - дочь удивления и любопытства, которые являются скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие.

Луи де Бройль

В биографиях двух отечественных корифеев физики - Петра Николаевича Лебедева и Николая Николаевича Семенова есть сходные эпизоды: в юные годы они встретили людей, которые смогли вызвать и поддержать их интерес к физике, ставшей впоследствии делом всей их жизни. Безусловно, оба обладали мощными индивидуальными качествами и задатками от природы. Тем не менее, интерес, вырастающий из естественной любознательности человека и становящийся на базе определенного уровня образования движущей силой познания и интеллектуального развития личности, формируется под воздействием жизненных обстоятельств. Так совпало, что впервые сведения о наставниках Лебедева и Семенова стали широко известны практически одновременно - в 1948 году [1, 2] и повторены в изданиях [3, 4]. Здесь мы напомним имена этих людей, привлекая для рассказа некоторые новые данные.

Эпизод первый. Лебедев и Бекнев

В Страсбургском университете 22 июля 1891 года прошла защита магистерской диссертации русским студентом Петром Николаевичем Лебедевым «Об измерении диэлектрических постоянных паров и о теории диэлектриков Моссотти-Клаузиуса». Лебедев выделялся среди учеников профессоров А. Кундта и Ф. Коль-рауша самостоятельностью, колоссальной работоспособностью, обилием научных идей и еще тем, что составил программу своей дальнейшей деятельности на несколько лет вперед. Но в Московский университет новоиспеченный «доктор естественной философии» был принят лишь на должность... третьего лаборанта. И лишь спустя 5 лет, 21 февраля 1896 года, на заседании физико-математического факультета он был рекомендован профессором А.Г. Столетовым на должность приват-доцента, при этом профессор Н.А. Умов предложил рекомендуемому прочесть пробную лекцию. Наконец, 18 июля 1896 года рекомендация факультета была утверждена министром народного просвещения И.Д. Деляновым, о чем стало известно в университете лишь 3 сентября 1986 года [4, с. 18].

А в ноябре 1896 года Петр Николаевич получил из далекого Тобольска ностальгически приятное для него поздравление со званием приват-доцента от своего знакомого с детских лет, друга семьи Семеновых, военного инженера-электротехника Александра Николаевича Бекнева. В этом письме были такие строчки [4, письмо 130]:

«Сердечный привет и поздравления бывшему ученику Пете, превратившемуся в лаборанта Петра Николаевича, а нынче приват-доценту, чуть-чуть не профессору Московского Университета достоуважаемому Петру Николаевичу Лебедеву. Вот как слава идет. А давно ли у Торопова хлопали хвостом по электрофору. Браво! Крепко пожимаю руку будущему профессору. Дай бог, чтобы не остановиться на этом, а идти дальше и выше, пусть это будут лишь цветы, а затем плоды, и больше их дайте для своей родины.

Да, голубчик Петя, простите, что так Вас называю. Вы не поверите, как я рад за Вас; мне было все время страшно, что, смутив Вас как мальчика, которого готовили к коммерческой дороге, направил по иному пути, а ну, как ничего не выйдет? Но слава богу! Вы, вероятно, не раскаиваетесь, да и Ваша добрейшая мама, может быть, не упрекает меня за вмешательство в Вашу судьбу. <...>

Ваш А. Бекнев»

Особого комментария это письмо не требует: именно А.Н. Бекнев, будучи у Семеновых в гостях, однажды показал двенадцатилетнему Пете Лебедеву некоторые опыты с электричеством, после чего пытливый мальчик загорелся идеей стать физиком.

Растроганный Петр Николаевич ответил на это послание 20 ноября 1896 года. Текст письма написан в блестящем стиле, насыщен поистине философскими суждениями и содержит биографические данные, характеризующие путь Лебедева в науку. Приведем отрывок из этого письма, где Лебедев отдает дань своему по-настоящему первому учителю физики [1; 4, письмо 132]:

«Дорогой Александр Николаевич! Сердечно благодарен Вам за Ваше хорошее, доброе письмо, с которого на меня пахнуло давно прошедшим, хорошим временем, и я мог только радоваться, что причиной, которая побудила написать Вас несколько строчек, - опять же физика, которую Вы мне привили. Вы поздравляете меня со званием приват-доцента, и мне хотелось бы рассказать Вам - конечно, в самых кратких словах, - как покатилась моя жизнь под влиянием того толчка, который Вы мне дали.

До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток, и я впоследствии убедился, что в отсутствии такого перелома, в отчужденности от явлений природы, в том, что «явления природы» инстинктивно считают книжной выдумкой, лежит та китайская система «знания», которой проникнута вся Россия от финских хладных волн до пламенной Колхиды1. Имея врожденное влечение к той неизменной и понятной законности, которая меня еще значительно раньше поражала в часах (и которую я себе понемногу уяснил, «вскрывая» нутро старых стенных часов), - я платонически наслаждался лицезрением хитрых приборов в магазине у Швабе2 и пользовался Малининым3 как ключом к этим Алладиновым лампам; и поневоле проникался тем неясным сознанием, что Швабе не только фабрикует приборы, но фабрикует те явления, о которых трактует Малинин: шаблонный прибор и данное явление для меня начинали составлять одно неразрывное, однородное целое. Помню я, как Ваша импровизированная машина и обрадовала и смутила меня: мне было тяжело и странно расставаться с мыслью, что то «электричество», о котором говорит Малинин, есть нечто простое и дешевое, не есть священное, что можно добыть только дорогими блестящими приборами при торжественной обстановке физического кабинета. То обстоятельство, что «электричество» существует не только в виде пророчества в книжке Малинина, а тут, около нас, было для меня разочарованием. Оно подрывало стройность курса Малинина.

Вспоминая этот эпизод не раз впоследствии, я на нем мог собственным опытом убедиться в той чудовищной несуразности и превратности понятий и ощущений, которые выносятся из книжек; здесь характер извращения принял детски-наивную форму и не был прикрыт маскирующим его «знанием» или «изучением» предмета.

Само собой разумеется, что вслед за разочарованием наступил поворот на новую дорогу, на самостоятельное конструкторство, на осуществление моих идеалов и измышлений теми простыми средствами, которые были у меня под руками: я легко перешагнул стадию повторения чужих опытов и сразу принялся за самостоятельную работу.»

Нужно сказать, что сам Петр Николаевич считал (и справедливо), что статус приват-доцента уже не соответствовал его уровню как ученого - он, как и предрекал ему Бекнев, видел себя профессором. Так, в конце декабря 1899 года, после защиты докторской диссертации в Московском университете, в одном из своих писем он написал: «Меня теперь производят в профессора, хотя назначение это пять лет тому назад и для меня, и для университета имело бы гораздо больший смысл» [4, с. 18].

Работая в Московском университете, Лебедев добился, во-первых, мирового признания за свои фундаментальные эксперименты по установлению светового давления на твердые тела и газы, а во-вторых, сплотил вокруг себя молодежь, из которой выросла первая физическая научная школа России мирового уровня.

1Лебедев без кавычек приводит строку из патриотического стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России» (1831).

2«Федор Швабе» - торговая фирма, затем - торговый дом, акционерное общество. Московский купец III гильдии, выходец из Германии, Теодор (Федор Борисович) Швабе (Schwabe, 1813-1880) открыл в центре Москвы примерно в середине XIX века магазин по продаже очков, пенсне и других мелких оптических принадлежностей заграничного производства, а впоследствии и мастерскую по ремонту оптических изделий и физических приборов. Под брендом «Швабе» в наши дни в России действует холдинг разработчиков и производителей высокотехнологичной оптической продукции, входящий в государственную корпорацию «Ростех».

3Малинин Александр Федорович (1834-1888) - педагог, выпускник физико-математического отделения Московского университета, автор множества популярных дореволюционных учебников по математике и физике (часто в соавторстве с Константином Петровичем Бурениным). По-видимому, П.Н. Лебедев имеет в виду учебник физики: Малинин А.Ф., Буренин К.П. «Руководство к физике и собрание физических задач для гимназий и реальных училищ».

Эпизод второй. Семенов и Кармилов

Об учителе физики юного Николая Семенова в Самарском реальном училище впервые в 1948 году узнали читатели газеты «Пионерская правда» [1], чьей аудиторией были школьники младшего и среднего возраста. Маститый академик Николай Николаевич Семенов вспоминал годы своей учебы в выпускном классе училища (1912-1913) и о том влиянии, которое на него оказал молодой, только что окончивший физико-математический факультет Казанского университета учитель физики Владимир Иванович Кармилов. В отличие от предыдущих учителей физики и химии Семенова по Вольскому, а потом и Самарскому реальным училищам, Кар-милов оказался необыкновенно интересующимся и знающим человеком, сумевшим увлечь физикой своих учеников. Вот что, в частности, писал Николай Николаевич о преподавательском стиле В.И. Кармилова [1,3]:

«Надо напомнить, что дело происходило в начале века, а это было время настоящей революции в физике. Именно тогда закладывались основы великолепного здания современной физики, были открыты новые теории, которые произвели переворот в тогдашней науке.

Наш новый учитель начал свои занятия с того, что ввел нас в курс всех этих новых учений. Мы учились в седьмом классе (всего в реальном училище было семь классов). Перед нами открылся новый увлекательный мир науки, пусть туманный и малопонятный, но вызывающий горячее стремление проникнуть в него и овладеть им. Ожил для нас старый учебник физики, и предмет, считавшийся самым скучным из всех школьных предметов, сразу стал самым интересным. На его уроках всегда была полная тишина - нет дисциплины крепче, чем та, что держится на любви и уважении.

Школьная программа стала для нас тесна. Урок не вмещал всех вопросов, которые нас интересовали. И у нас родилась мысль собираться для изучения этих вопросов вне школы. Собственно говоря, это был кружок, но мы называли его «домашний университет». Мы готовили и обсуждали различные доклады по физике, химии, астрономии, биологии. Собирались чаще всего у меня.

Конечно, душой всего этого был Владимир Иванович. Он пробудил у ребят живой и горячий интерес к науке. Я твердо решил посвятить ей свою жизнь, поступить в университет, изучить физику и математику, чтобы в дальнейшем применить их к химии. Это детское решение, принятое под влиянием Владимира Ивановича Кармилова, я осуществил.»

Сам Семенов прежде очень увлекался опытами по химии, которые нередко заканчивались взрывами. Он упорно занимался самообразованием в области химии, читая книги тогдашних авторитетов, и уже понял, что ему нужны и глубокие знания физики. Семенов вспоминал [1,3]:

«Я учился и окончил реальное училище еще до Первой мировой войны в одном волжском городе. Еще в пятом классе я увлекся химией. Один и с товарищами, дома и во дворе я делал различные простые химические опыты.

У нас был неплохой преподаватель химии, но он никогда не старался понять устремления учеников. И хотя он дал мне возможность ставить опыты в школьном кабинете, больше он со мной не занимался.

Я обратился к книгам. Беспорядочно читал все, что мог достать: учебники высшей школы, различные научно-популярные книги. Интерес к науке все возрастал, но вместе с тем я приходил в отчаяние: один я не мог переварить прочитанный материал, а посоветоваться было не с кем. Наш химик никогда не пытался стать другом учеников, их старшим товарищем. Не удивительно поэтому, что мне в голову не приходило обратиться со своими вопросами к нему.

Я чувствовал, что главная беда в том, что я не знаю физики. Смутно подозревал я, что без нее невозможно понять химические явления. Но физику у нас преподавал учитель, которому наука была глубоко безразлична: человек болезненный и какой-то несчастный, видимо, задавленный долголетней нуждой. У него никогда не выходил ни один опыт, физику мы учили кое-как по учебнику и считали ее скучнейшим предметом.

И вот в один прекрасный день к нам в класс вошел новый преподаватель. Маленького роста, с круглым лицом, с голубыми мечтательными глазами. Это был наш новый учитель физики Владимир Иванович Кармилов.»

У Кармилова сложились особые, дружеские, отношения с семьей Семеновых. Он поддержал стремление Николая (вопреки желаниям его отца видеть своего сына военным) учиться в университете. В 1913 году Семенов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, быстро приобщился к научной работе под руководством академика Абрама Федоровича Иоффе, уверенно вошел в научную среду. Делом его жизни стала «электронная химия» - так первоначально называлось научное направление «химическая физика», основным создателем которого Николай Николаевич справедливо считается. В 1956 году он получил Нобелевскую премию за исследования механизмов разветвленных цепных химических реакций.

Возможно, в свое время Семенова и Кармилова сблизила не только увлеченность наукой. Они были земляками, да и по возрасту не так уж и сильно отличались: Семенов родился в 1896 году в Саратове, а Кармилов - в 1889 году в одной из слобод Аткарского уезда Саратовской губернии. Отец его был сельским учителем, в семье было 10 братьев и сестер.

С 1920-х годов В.И. Кармилов работал в Перми - сначала в Пермском университете, а затем в Пермском медицинском институте, где до своей смерти в 1954 году заведовал кафедрой физики. Его главные научные и инновационные достижения связаны с работами по магнитобиологии и магнитотерапии. Именно работы Кармилова, опубликованные в научном сборнике [5], вызвали мощную волну исследований в нашей стране в этих областях (см., например, мнение ведущего магнитолога страны Ю.А. Холодова [6, с. 8]). И сегодня магнитотерапевтические методы в системе физиотерапевтических процедур стали привычными, традиционными и одними из основных.

Семенов и Кармилов остались друзьями на все годы. Интересно, что в Институте химической физики Академии наук, организатором и руководителем которого долгие годы был Н.Н. Семенов, несколько десятилетий проработала настоящая династия Кармиловых: дочь, внук и правнук Владимира Ивановича Кармилова.

Российские корифеи физики и Саратовский университет

Двух выдающихся российских физиков П.Н Лебедева и Н.Н. Семенова объединяет еще одно обстоятельство - они оба приняли живое участие в становлении физического образования в Саратовском университете. Благодаря Петру Николаевичу физический факультет, собственно, «родился». В число профессоров-основателей Саратовского университета и Института физики входил ученик Лебедева, магистр физики Владимир Дмитриевич Зёрнов. В первые годы существования факультета вместе с ним работали и другие представители лебедевской школы - сильные физики Константин Александрович Леонтьев, Николай Павлович Неклепаев и Владимир

Ефимович Сребницкий. Таким образом, Петр Николаевич Лебедев стоит в основании ряда научных направлений, получивших развитие на физическом факультете

СГУ [7].

Н.Н. Семенов, будучи родом из Саратова, всегда поддерживал в Саратовском университете научное направление «химическая физика», «отцом» которого он являлся. Сотрудники основанной в 1958 году профессором Александром Давидовичем Степуховичем кафедры химической физики, единственной в стране с таким названием, регулярно проходили стажировку в Институте химической физики Академии наук СССР и на кафедре химической кинетики химического факультета Московского университета, которыми руководил Н.Н. Семенов.

С чего начинается физик

В [8] поэтично сказано: «Первые жизненные удивления... Как велико их влияние на жизнь человека, на созревание его разума, на пробуждение воображения... Мы не всегда знаем, к чему приводят эти юные потрясения, но когда знаем, это открывает нам секрет успеха многих великих людей.»

Проблема пробуждения «удивления» и интереса - это основная педагогическая проблема и в школе, и в университете, а актуальность ее не ослабевает. Знакомство с историей, критериями и корифеями науки [9-16], постановка пробуждающих творческую деятельность задач [17-20], физические опыты и демонстрации принадлежат, как показывает практика, к числу возможных средств разрешения этой проблемы.

Заключение

Исторические реконструкции жизненных линий двух выдающихся российских физиков Петра Николаевича Лебедева и Николая Николаевича Семёнова говорят о непреходящем значении талантливых педагогов, образовательных и научных школ для развития науки. Интересно, что с рассказом о своем учителе Н.Н. Семёнов выступил в популярной детской газете. «Зажечь» подрастающее поколение интересом к деятельности, без которой не мыслима современная цивилизация, - это лишь первый шаг на пути поддержания и развития мощного научного и технического потенциала государства.

Библиографический список

1. Семёнов Н.Н.Наши первые друзья. Вспоминая школьные годы // Пионерская правда. 1948, 16 марта, № 22.

2. Научное наследство. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 1. С. 560

3. Семёнов Н.Н. Избранные труды: В 4 т. / Отв. ред. А.Е. Шилов, Г.Б. Сергеев. Т. 4. О времени и о себе. М.: Наука, 2006. С. 533, 534.

4. Научное наследство. Т. 15. Научная переписка П.Н. Лебедева / Сост. и авт. коммент. Е.И. Погребысская. Отв. ред. В.А. Фабрикант. М.: Наука, 1990. 501 с.

5. Биологическое и лечебное действие магнитного поля и строго-периодической вибрации (экспериментальные и клинические материалы) // Под ред.

доц. В.И. Кармилова, проф. М.Р. Могендовича и проф. А.В. Селезнева. Молотов: Молотовгиз, 1948. 168 с.

6. Холодов Ю.А. Мозг в электромагнитных полях / Научно-популярная сер. М.: Наука, 1982. 123 с.

7. Аникин В.М. Научная школа Петра Николаевича Лебедева и Саратовский университет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Физика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 49.

8. Радунская И.Л. Кванты и музы. М.: Сов. Россия, 1980. Гл. 5.

9. Трубецков Д.И. Наука о сложностях в лицах, датах и судьбах. Как закладывались основы синергетики: Пиршество духа и драма идей / Синергетика: От прошлого к будущему. М.: URSS, 2013. 312 с.

10. Измайлов И.В., Пойзнер Б.Н. О науке, событиях в истории изучения света, колебаний, волн, об их исследователях, а также глоссы и этимоны: Учеб. пособие / Под ред А.В. Войцеховского. Томск: Издат. дом ТГУ, 2014. 380 с.

11. Аникин В.М. О «жизни» научных знаний // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2015. Т. 23, № 2. С. 67.

12. Аникин В.М., Измайлов И.В., Пойзнер Б.Н. Диссертанту о воспринимаемости, числовой оценке и защите научных результатов // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2014. Т. 22, № 6. С. 25.

13. Аникин В.М. Физика и интеллектуальное саморазвитие личности // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2014. Т. 22, № 4. С. 117.

14. Аникин В.М., Измайлов И.В., Пойзнер Б.Н. Диссертация: Характеристики научности // Гетеромагнитная микроэлектроника. 2014. № 16. С. 105 .

15. Аникин В.М. «Приобретать уменье делать физические измерения и исследования»: к 100-летию физического образования и физической науки в Саратове // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Физика. Т. 14, вып. 1. С. 53.

16. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Какова природа интересного, или дефиниции науки и научности - эпистемологический компонент профессиональной компетенции (радио)физика как инженера исследователя // Известия вузов. Физика. 2013. Т. 56, № 10/3. С. 118.

17. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н.Научное руководство аспирантами: «Внутренние» и «внешние» регуляторы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Физика. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 83.

18. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. «Предзащита» диссертации: Формальные требования и традиции // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2014. Т. 22, № 2. С. 95.

19. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Провокация магистранта на вербализацию защищаемого научного положения как прием когнитивного менеджмента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2. С. 15.

20. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Эпистемологические упражнения магистранта: Формулировка и оценка научных положений в своей диссертации // Изв. вузов. Физика. 2012. Т. 55, № 8/3. С. 213.

Поступила в редакцию 19.11.2015

OUR FIRST TEACHERS: PAGES OF BIOGRAPHIES BY P. N. LEBEDEV AND N. N. SEMENOV

V. M. Anikin

Saratov State University

About persons who may induce and maintain an interest in science: Teachers by

P.N. Lebedev and N.N. Semenov.

Keywords: PN.Lebedev, N.N. Semenov, A.N. Beknev, V.I. Karmilov.

DOI:10.18500/0869-6632-2016-24-1-75-83

References

1. Semenov N.N. Nashi pervye druz'ja. Vspominaja shkol'nye gody // Pionerskaja pravda. 1948, 16 marta, № 22 (in Russian).

2. Nauchnoe nasledstvo. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1948. T. 1. S. 560 (in Russian).

3. Semenov N.N.Izbrannye trudy: V 4 T. / Otv. red. A.E. Shilov, G.B. Sergeev. T. 4. O vremeni i o sebe. M.: Nauka, 2006. S. 533, 534 (in Russian).

4. Nauchnoe nasledstvo. M.: Nauka, 1990. T. 15: NauchnajaperepiskaP.N. Lebedeva/ Sost. i avt. komment. E.I. Pogrebysskaja, Otv. red. V.A. Fabrikant. 501 s. (in Russian).

5. Biologicheskoe i lechebnoe dejstvie magnitnogo polja i strogo-periodicheskoj vibracii (jeksperimental'nye i klinicheskie materialy): Sb. statej. pod red. dok. V.I. Karmilova, prof. M.R. Mogendovicha i prof. A.V. Selezneva. Molotov: Molotov-giz, 1948. 168 s. (in Russian).

6. Holodov Ju.A. Mozg v jelektromagnitnyhpoljah. M.: Nauka, 1982. 123 s. (Nauchno-populjarnaja ser.) (in Russian).

7. Anikin V.M. Nauchnaja shkola Petra Nikolaevicha Lebedeva i Saratovskij universitet // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Fizika. 2015. T. 15, vyp. 2. S. 49 (in Russian).

8. Radunskaja I.L. Kvanty i muzy. M.: Sov. Rossija, 1980. Gl. 5 (in Russian).

9. Trubetskov D.I. Nauka o slozhnostjah v licah, datah i sud'bah. Kak zakladyvalis' osnovy sinergetiki: Pirshestvo duha i drama idej / Sinergetika: Ot proshlogo k budu-shhemu. M.: URSS, 2013. 312 s. (in Russian).

10. Izmailov I.V., Poizner B.N. O nauke, sobytijah v istorii izuchenija sveta, kolebanij, voln, ob ih issledovateljah, a takzhe glossy i jetimony: Ucheb. posobie / Pod red. A.V. Vojcehovskogo. Tomsk: Izdat. dom TGU, 2014. 380 s. (in Russian).

11. Anikin V.M. On «the life» of scientific knowledge // Izvestija VUZ. Applied Nonlinear Dynamics. 2015. Vol. 23, № 2. P. 67 (in Russian).

12. Anikin V.M., Izmailov I.V., Poizner B.N.Dissertantu o vosprinimaemosti, chislovoj ocenke i zashhite nauchnyh rezul'tatov // Izvestija VUZ. Applied Nonlinear Dynamics. 2014. Vol. 22, № 6. P. 25 (in Russian).

13. Anikin V.M. Physics and intellectual development of personality // Izvestija VUZ. Applied Nonlinear Dynamics. 2014. Vol. 22, № 4. P. 117 (in Russian).

14. Anikin V.M., Izmailov I.V., Poizner B.N.Dissertacija: Harakteristiki nauchnosti // Geteromagnitnaja mikrojelektronika. 2014, № 16. S. 105 (in Russian).

15. Anikin V.M. «Priobretat' umen'e delat' fizicheskie izmerenija i issledovanija»: K 100-letiju fizicheskogo obrazovanija i fizicheskoj nauki v Saratove // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Ser. Fizika. T. 14, vyp. 1. S. 53 (in Russian).

16. Anikin V.M., Poizner B.N.Kakova priroda interesnogo, ili definicii nauki i nauchnosti - jepistemologicheskij komponent professional'noj kompetencii (radio)fizika kak inzhenera issledovatelja // Izvestija vuzov. Fizika. 2013. T. 56. № 10/3. S. 118 (in Russian).

17. Anikin V.M., Poizner B.N.Nauchnoe rukovodstvo aspirantami: «Vnutrennie» i «vneshnie» reguljatory // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Fizika. 2015. T. 15, vyp. 1. S. 83 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Anikin V.M., Poizner B.N.«Pre-defence» of thesis: Formal requirements and traditions // Izvestija VUZ. Applied Nonlinear Dynamics. 2014. Vol. 22, № 2. P. 95 (in Russian).

19. Anikin V.M., Poizner B.N. Provokacija magistranta na verbalizaciju zashchi-shchaemogo nauchnogo polozhenija kak priem kognitivnogo menedzhmenta // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Polito-logija. 2013. № 2. S. 15 (in Russian).

20. Anikin V.M., Poizner B.N.Epistemologicheskie uprazhnenija magistranta: Formuli-rovka i ocenka nauchnyh polozhenij v svoej dissertacii // Izvestija vuzov. Fizika. 2012. T. 55, № 8/3. S. 213 (in Russian).

Ссылка на статью: Аникин В.М. Наши первые учителя: Страницы биографий П.Н. Лебедева и Н.Н. Семенова // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2016. Т. 24, № 1. С. 75-83.

Paper's reference: Anikin V.M. Our first teachers: Pages of biographies by P.N. Lebedev and N.N. Semenov // Izvestija VUZ. Applied Nonlinear Dynamics. 2016. Vol. 24, № 1. P. 75-83.

Аникин Валерий Михайлович - родился (1947) в Аткарске (Саратовская область). Окончил физический факультет Саратовского государственного университета (1970). Доктор физико-математических наук, профессор, декан физического факультета СГУ, заведующий базовой кафедрой компьютерной физики и метаматериалов физического факультета СГУ в Саратовском филиале Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, ученый секретарь диссертационного совета Д 212.243.01 на базе СГУ. Область научных интересов: математическое моделирование хаотических и стохастических процессов, диссертациеведение. В числе работ: монография «Аналитические модели детерминированного хаоса» (совместно с А.Ф. Голубенцевым; М.: ФИЗМАТ-ЛИТ, 2007), методическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени естественнонаучных специальностей «Диссертация в зеркале автореферата» (совместно с Д.А. Усановым; М.: ИНФРА-М, 2013-2015).

410012 Саратов, ул. Астраханская, 83

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.