Научная статья на тему 'Основные задачи системы непрерывного образования в XXI веке'

Основные задачи системы непрерывного образования в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ОБЩЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / INFORMATION / KNOWLEDGE / SOCIETY / CONTINUING EDUCATION / ACTIVITY / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумаев Эркин Эргашевич, Айтувганов Урал Холмуродович

В статье представлены философские и культурологические аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL TASKS OF THE CONTINUING EDUCATION IN THE 21ST CENTURY

The article covers philosophical and cultural aspects of the system of continuing education in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Основные задачи системы непрерывного образования в XXI веке»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

ESSENTIAL TASKS OF THE CONTINUING EDUCATION IN THE 21ST CENTURY

Жумаев Эркин Эргашевич

Доцент Термезского государственного университета (Узбекистан), кандидат педагогических наук E-mail: mamanazaruz@bk.ru

Айтувганов Урал Холмуродович

Ассистент Термезского государственного университета (Узбекистан) E-mail: erkinov59@bk.ru

Jumayev Erkin E.

Assistant Professor at Termiz State University (Uzbekistan), PhD in Education E-mail: mamanazaruz@bk.ru

Aytuvganov Ural H.

Lecturer at Termiz State University (Uzbekistan)

E-mail: erkinov59@bk.ru

Аннотация. В статье представлены философские и культурологические аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова: информация, знания, общество, непрерывное образование, деятельность, проблема.

Abstract. The article covers philosophical and cultural aspects of the system of continuing education in Uzbekistan.

Keywords: information, knowledge, society, continuing education, activity, problem.

В современном мире информация и знание, являясь основными ресурсами общества, превращают непрерывное образование в сложную противоречивую систему. Непрерывное образование, чьи достижения легли в основу социальных и научно-технологических преобразований, становится не только одной из приоритетных областей человеческой деятельности. Расширение сферы непрерывного образования и изменение его статуса сопровождается обострением проблем, свидетельствующих о кризисе образования перед лицом глобальных проблем информационного общества.

На непрерывное образование в современных условиях оказывают существенное влияние процессы глобализации. Однако сам процесс глобализации противоречив по сути, поскольку, с одной стороны, представляет своеобразный ответ современной цивилизации на вызовы рубежа двух тысячелетий, а с другой стороны, обостряет многие противоречия эпохи и усиливает напряженность в мире.

Начинается формирование новой электронно-цифровой цивилизации, мир вир-туализируется, что выдвигает сложные проблемы общекультурного характера. Изменившаяся реальность стимулировала появление нового инструментария, и исследовательская мысль расширила границы сознания сначала бессознательным (З. Фрейд, К. Юнг), затем релятивистскими представлениями и идеей дополнительности (Н. Бор), а со второй половины XX в. - синергетикой, концепцией самоорганизации, основанной на онтологии нелинейности.

Развитие информационных технологий открывает широкие возможности доступа к образованию, благодаря чему образовательный процесс начинает принимать качественно новые формы, возникает и стремительно развивается дистанционное, виртуальное непрерывное образование. Интернет становится одним из важнейших ресурсов в получении информации для широкого круга лиц, желающих сменить профессию или получить дополнительное непрерывное образование в той или иной сфере.

Важной становится проблема формирования человека, способного заняться наукой и систематически работать в ней. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что «фантазировать легко, а мыслить тяжело». М. Вебер подчеркивал, что «рациональность - это железная клетка, которая организует разум, поскольку она задает нормы - рамки сознания, жесткие правила: размышляй, рассуждай, доказывай, выводи. Не получается - начинай сначала». Нужны большие волевые усилия, чтобы овладевать научными знаниями и работать в науке.

В настоящее время образ «железной клетки рациональности», который был условием достижения профессиональных успехов человека XIX и середины XX вв., начал разрушаться. Современные философы и социологи, например Эрнст Геллер, указывают, что «железная клетка» рациональности заменяется «резиновой» [см.: 1, с. 307]. Большая масса людей склонна искать такие профессиональные области, где меньше труда, больше развлечений, где можно получить необходимые блага, не затрачивая лишних усилий.

Таким образом, становление информационного общества обозначает необходимость освоения новых научных представлений и их философское осмысление, создание условий для раскрытия интеллектуального потенциала человека, мобилизации его мышления, развития его познавательных способностей, творческого потенциала, креативности, разнообразных проявлений духовности, нравственного и физического здоровья. Это

будет способствовать становлению информационного общества, более соответствующего самореализации человека по сравнению с материально и энергетически обреченным современным человеческим сообществом.

Одна из главных задач системы непрерывного образования в XXI в. - поставить новые информационные и коммуникационные технологии на службу распространения знаний. Эти технологии позволяют делокализовать систему распространения знаний на основе сетей дистанционного обучения, благодаря которым непрерывное образование становится доступным для каждого жителя Земли независимо от места его проживания. Такое непрерывное образование наиболее демократично, оно может быть адаптировано к уровню знаний и запросам отдельного обучающегося. Однако новые технологии, способствуя решению проблемы обеспечения равного доступа людей к образованию, одновременно могут порождать и новые формы неравенства, в частности информационную неграмотность.

Студенты и преподаватели критически отнеслись к методике преподавания, которая уже давно применялась в системе дистанционного обучения, в результате возникла необходимость пересмотра методов передачи информации. Проведение лекций, сфокусированное на личности преподавателя, уже не является единственно возможным способом обучения. Все больше преподавателей охотно принимают новую концепцию электронных программ, сориентированных собственно на процесс обучения.

Осмысливая современные задачи непрерывного образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интери-оризации объективной духовности. Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями.

Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Правильное воспитание и обучение, как отмечал Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, благодаря такому воспитанию эти задатки становятся еще лучше - и вообще, и в смысле передачи их своему потомству [2, с. 299].

Основные направления реформирования непрерывного образования формируются мировым сообществом, приобретают глобальный характер, но не могут не учитывать национальных интересов, традиций каждого государства. Для современного непрерывного образования, которое традиционно ориентировано на гуманистические ценности, характерно стремление к общечеловеческим ценностям, творческому развитию личности.

Важно помнить, что в современных условиях гигантского объема знаний в культуре, в условиях вооруженности человека мощнейшими техническими средствами, расширяющими некоторые его познавательные возможности, решающее значение имеет не познание само по себе. Главным становится другое: умение определить не просто границу знания и незнания, но область значимого и незначимого, а также развитая интуиция, эмоциональность, способность чувствовать и переживать, умение ориентироваться в различных типах культуры и понимать другого. «Непрерывное образование по существу своему не может быть никогда завершено», - справедливо отмечал С. И. Гессен [3, с. 35].

Под непрерывном образованием, таким образом, понимается не только механизм наследования и передачи новым поколениям прошлой и существующей культур, но и механизм подготовки к будущим состояниям культуры. Поэтому цель непрерывного образования - подготовка личности к разрешению встающих перед ней проблемных ситуаций в условиях формирования информационной цивилизации. Как подчеркивал В. М. Розин, «...образованный человек - это не только специалист и не только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни. Подготовленный не просто к нормальной жизни и отлаженному производству, но к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям. Это очень важно осознать, поскольку нельзя предположить, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, глобальных преобразований и сдвигов мы или наши дети сможем избежать старых проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому, как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переобучаться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения» [4, с. 56].

Интеграционные процессы в сфере непрерывного образования в настоящее время развиваются довольно быстрыми темпами. Процесс интернационализации высшего непрерывного образования оказывает положительное влияние на развитие сферы оказания образовательных услуг в различных странах мира - происходит объединение необходимых ресурсов (научных, учебных, информационных, технологических), обеспечивается возможность быстрого распространения передового опыта применения различных методик преподавания и обучения, расширяются возможности выбора для студентов.

Таким образом, модернизированное непрерывное образование окажет влияние на создание в Узбекистане культуры нового типа. С другой стороны, развитие непрерывного образования зависит от той культуры, которая сегодня функционирует в обществе. Поэтому ответственность за подготовку сегодняшних и будущих поколений к жизни в XXI в. должны разделить между собой институциональное непрерывное образование и общество в целом, обогащая друг друга в процессе решения образовательных и воспитательных задач.

Список литературы

1. Степин, В. С. Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен [Электронный ресурс] / В. С. Степин. - [20.12.2006]. - Режим доступа: http://www.km.ru/ referats/BFF28D97AE254ECDB809117E8B218B2A (дата обращения: 02.10.2016).

2. Платон. Государство [Текст] / Платон // Собр. соч. в 4 т. Т. 3. - М., 1994.

3. Гессен С. И. Основы педагогики (введение в прикладную философию) [Текст] / С. И. Гессен. - М., 1995.

4. Розин, В. М. Предмет и статус философии непрерывного образования [Текст] / В. М. Розин // Философия непрерывного образования. - М., 1996.

5. Жумаев, Э. Э. Понятие интеграции в философской литературе [Текст] / Э. Э. Жу-маев // Фалсафа ва ^укук. Илмий - назарий, маънавий - маърифий журнал. -Тошкент: МЧЖ, «Фан ва таълим полиграф». - 2011. - № 3. - С. 6-8.

6. Жумаев, Э. Э. Интеграция и коммуникация в образовании, понятие интеграции в теоретической педагогике Узбекистана [Текст] / Э. Э. Жумаев // Мир образования - образование в мире: науч.-метод. журн. - 2011. - № 4 (44). - С. 72-75.

7. Каримов, И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч [Текст] / И. А. Каримов. - Тош-кент: Маънавият, 2008.

References

1. Stepin V. S. Nauka i obrazovanie v epokhu tsivilizatsionnykh peremen. Available at: http:// www.km.ru/referats/BFF28D97AE254ECDB809117E8B218B2A (accessed: 02.10.2016).

2. Plato. Gosudarstvo. In: Sobr.soch. in 4 vol. Vol. 3. Moscow, 1994. (in Russian)

3. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki (vvedenie v prikladnuyu filosofiyu). Moscow, 1995.

4. Rozin V. M. Predmet i status filosofii nepreryvnogo obrazovaniya. In: Filosofiya nepre-ryvnogo obrazovaniya. Moscow, 1996.

5. Zhumaev E. E. Ponyatie integratsii v filosofskoy literature. Falsafa va x,u;uk. Ilmiy -nazariy, ma"naviy - ma"rifiy zhurnal. Toshkent: MChZh, "Fan va ta"lim poligraf". 2011, No. 3, pp. 6-8.

6. Zhumaev E.E. Integratsiya i kommunikatsiya v obrazovanii, ponyatie integratsii v teoreticheskoy pedagogike Uzbekistana. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire: nauch.-metod. zhurn. 2011, No. 4 (44), pp. 72-75.

7. Karimov I. A. Yuksak ma"naviyat - engilmas kuch. Toshkent: Ma"naviyat, 2008.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.