Научная статья на тему 'Обучение географии в школе: теоретический анализ и перспективы развития'

Обучение географии в школе: теоретический анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1817
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕОГРАФИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / SCHOOL TRAINING IN GEOGRAPHY / IMPROVEMENT OF QUALITY AND EFFECTIVENESS OF TEACHING GEOGRAPHY / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MECHANISMS / MODERN CONTENTS OF GEOGRAPHICAL EDUCATION / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / GEOGRAPHICAL CULTURE / GEOGRAPHY AND VOCATIONAL ORIENTATION / GEOGRAPHY AND ENVIRONMENTAL EDUCATION / METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норбоев Абдурахмон Гайбуллаевич

В статье раскрыто значение школьного обучения географии, проанализировано его современное состояние. Предложен ряд рекомендаций по улучшению качества и эффективности географического образования, повышению его социальной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL TRAINING IN GEOGRAPHY: THEORETICAL ANALYSIS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

The article reveals the value of school training in geography; its current state is analyzed. A number of recommendations for improving the quality and effectiveness of training in geography as well as enhancing its social significance are offered.

Текст научной работы на тему «Обучение географии в школе: теоретический анализ и перспективы развития»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.891 ББК 74.262.6

ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

SCHOOL TRAINING IN GEOGRAPHY: THEORETICAL ANALYSIS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

Норбоев Абдурахмон Гайбуллаевич

Научный сотрудник Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Т. Н. Кары Ниязи (Узбекистан) E-mail: rasulova82@mail.ru

Norboev Abdurakhmon G.

Research Fellow at Uzbek Scientific Research Institute for Pedagogical Sciences named after T. N. Qori Niyoziy, Republic of Uzbekistan E-mail: rasulova82@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыто значение школьного обучения географии, проанализировано его современное состояние. Предложен ряд рекомендаций по улучшению качества и эффективности географического образования, повышению его социальной значимости.

Abstract. The article reveals the value of school training in geography; its current state is analyzed. A number of recommendations for improving the quality and effectiveness of training in geography as well as enhancing its social significance are offered.

Ключевые слова: школьное обучение географии, повышение качества и эффективности обучения географии, организационно-педагогические механизмы, современное содержание географического образования, информационная образовательная среда, географическая культура, география и профессиональная ориентация, география и экологическое воспитание, методика обучения географии.

Keywords: school training in geography, improvement of quality and effectiveness of teaching geography, organizational and pedagogical mechanisms, modern contents of geographical education, information educational environment, geographical culture, geography and vocational orientation, geography and environmental education, methods of teaching geography.

Вклад географической науки в научное восприятие мира огромен. Если в прошлом география формировалась и развивалась как наука изображения и описания, то современная география превратилась в науку, которая отвечает на вопросы, как оптимально использовать географические объекты, как не нанести вред природе, сберечь ее богатства, чистоту, красоту и каковы возможности пользоваться природными ресурсами.

Современная география - это наука, которая предоставляет полную информацию о природных, экономических, политических и экологических проблемах, сопровождающуюся аргументированными научными выводами. На основе анализа природных явлений и экономических процессов географическая наука дает рекомендации о разумном использовании и рациональном размещении производственных комплексов в регионах.

Помимо названных аспектов, современные географические знания содержат сведения о правильном размещении производительных сил, об эффективных направлениях сотрудничества стран мира в экономической, политической и других сферах, о решении демографических проблем и в особенности о разумном определении геополитики различных государств.

Интенсивное развитие науки и техники, все более усиливающееся влияние деятельности человека на природу обусловили необходимость подготовки специалистов, связанных с соответствующими профессиями, владеющих основами географических знаний, хорошо знающих географию своей страны, закономерности природного развития.

К сожалению, в последние годы в системе непрерывного образования отмечается снижение качества обучения географии, соответственно, понижается социальный статус и престиж географического образования. Известные ученые-географы республики Узбекистан Т. Мирзалиев, А. Нигматов, Х. Вахобов, А. Солиев, П. Гуломов, Н. Алимкулов в своих работах высказывают озабоченность по этому поводу и анализируют причины сложившегося состояния.

М. Исламбекова и П. Гуломов комментируют снижение интереса к овладению географическими знаниями следующим образом: «Большинство людей, в том числе и некото -рые ученые, не совсем глубоко понимают содержание и предназначение географии. По их представлениям, география изучает сведения о том, какие и где расположены горы, моря, реки, города, страны: "На земном шаре открыты и исследованы все местности и географические объекты, не исследованных мест не осталось. Для чего тогда нужна география?" Если мы пройдем мимо подобных рассуждений, то не сможем поднять уровень географических знаний и географической культуры. Мы должен связать географию с изменением отношения к природе, с использованием ее богатств, с развитием отраслей народного хозяйства, международных связей, с защитой природы, улучшением экологической ситуации в республике, иначе природа не простит нам наших ошибок» [1, с. 3-5].

По мнению профессора А. Нигматова, география не рассматривается как учебный предмет, входящий в группу значимых дисциплин в государственной политике образования, таких, например, как узбекский язык или история Узбекистана, по объективным и субъективным причинам.

В числе объективных причин следует отметить следующие: во-первых, после признания независимости Узбекистана в стране стремительно развивались политические, социальные,

гуманитарные, правовые, экономические науки, в то время как в сфере естественных наук отмечалось некоторое «сдерживание» развития. Во-вторых, в период перехода к рыночным отношениям значительно сократилось материальное и финансовое обеспечение наук, непосредственно не связанных с производством, в частности географии [2, с. 72-73].

К субъективным причинам можно отнести тот факт, что географию не причисляют к системе самостоятельных дисциплин, поэтому на сегодняшний день не разработаны фундаментальные теоретические основы географии в соответствии с современными требованиями. География воспринимается как «дополнение к главному» - к таким предметам, как «право», «экономика», «история», «физика». По созданным в рамках современной географии дисциплинам «Всеобщая география», «Теория и история географии» не ведутся научные, учебные, учебно-методические, организационно-управленческие работы.

А. Нигматов считает, что на современном этапе необходимо переиздать и издать заново национальные и международные географические атласы, словари, энциклопедии. В странах, перешедших на рыночную экономику, и в частности в Узбекистане, требуется усилить или коренным образом реформировать практические географические дисциплины, непосредственно связанные с народным хозяйством Узбекистана и служащие его развитию. Направления современной географической науки должны содержать данные о вновь открываемых землях, о гармонизации природы и общества, о самом активном слое биосферы - геосфере, с точки зрения учета региональных, временных и комплексных факторов.

Известный в республике картограф Т. Мирзалиев выделил как первоочередную проблему обеспечения учебных заведений учебными картами и глобусами, их целенаправленного использования [3, с. 182-183].

Профессор А. Солиев высказал свои соображения по ряду вопросов в обучении географии: о создании на современном уровне учебников и учебных пособий, системы карт и атласов. Он выдвинул и обосновал предложения об увеличении часов на изучение географии, о методах повышения интереса к предмету, подготовке высококвалифицированных специалистов. Ученый остановился на содержании обучения географии, отметив, что оно в основном ориентирует учащихся на заучивание большого количества цифр и номенклатурных показателей и ограничивает круг знаний учащихся только требованиями знать на карте расположение географических объектов [4, с. 330-333].

Приведенный выше анализ научных работ показывает, что исследователи изучили различные аспекты проблемы повышения качества и эффективности школьного обучения географии. Однако в комплексе проблема остается не изученной. Тенденции развития современной педагогики предусматривают разработку технологии повышения качества и эффективности образования, совершенствование существующих методов и приемов обучения и внедрение инновационных технологий в педагогическую практику.

Изучение образовательных систем развитых стран, разумное использование их передового опыта в системе непрерывного образования подтверждает тот факт, что качество обучения географии в школе имеет очень важное значение. Об этом свидетельствует изучение литературы по названной проблеме в США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Венгрии, России, Белоруссии.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что в нашей республике необходимо повысить авторитет и значимость изучения географии и обратить особое внимание на следующие стороны учебного процесса:

• направленность обучения географии на экономические, социальные, политические интересы государства и общества;

• отражение в содержании обучения проблем экологизации и профессиональной ориентации;

• выделение в содержании значительного места географической оценке современных реалий и раскрытию диапазона географической науки на основе практических и творческих заданий;

• использование на высоком уровне современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельного мышления учащихся, формирование умений делать выводы и принимать правильные решения.

Теоретические положения о повышении качества обучения, результаты изучения зарубежного опыта, исследования и выводы о современном состоянии географического образования позволили определить основные задачи повышения качества и эффективности обучения географии в школе.

1. Создание организационно-педагогических механизмов повышения качества и эффективности обучения географии, то есть обеспечение учебных заведений общегеографическими и тематическими настенными картами, топографическими картами, учебными глобусами, атласами, контурными картами, рабочими тетрадями и географическими приборами (компас, барометр, анемометр, флюгер).

2. Создание информационной образовательной среды обучения предмету, совершенствование материально-технической базы в соответствии с современными тенденциями и требованиями. Проведение научных исследований в названном направлении и внедрение результатов в образовательный процесс.

3. Реализация принципов и технологий личностно-ориентированного обучения, формирование личности учащегося, обладающего высокой географической культурой, что непосредственно связано с модернизацией географического образования.

4. Обновление содержания и структуры курсов (компонентов) школьной географии. В частности, в курсе «Физическая география Средней Азии» необходимо выделить специальные учебные часы на изучение курса «Физическая география Узбекистана». Кстати, в международной практике имеется опыт изучения специального раздела (или курса), посвященного географии родного края. Считаем целесообразным введение материалов по теме «Физическая география материков и океанов» и «Социально-экономическая география мира». Такая возможность имеется в процессе изучения курса «Физическая география Средней Азии».

5. Обеспечение профессиональной направленности обучения курсу общей географии в средних специальных, профессиональных учебных заведениях. Например, в колледжах сельскохозяйственного профиля целесообразно изучать дисциплину «География сельского хозяйства». Это повысит практическое значение и авторитет географии.

6. Увеличение доли самостоятельных работ, практических заданий в содержании обучения географии. С этой целью в учебной программе необходимо выделить

специальные часы в составе каждого класса на проведение практических занятий и лабораторных исследований.

7. Прогнозирование на перспективу усиления интеграционных процессов в обучении географии, то есть процессов математизации, химизации, экономической и экологической направленности. Все эти направления должны быть предусмотрены при модернизации содержания географического образования.

8. Обеспечение доступности усвоения отдельных сложных тем (7-9 классы) с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся или выделение дополнительных часов на изучение трудных тем и разделов.

9. Унификация географических статистических данных и названий в содержании учебников, учебных атласов, устранение противоречивых или неточных данных и сведений.

10. Отражение в содержании обучения географии базовых знаний, необходимых в профессиях, связанных с географией. Вместе с тем гармонично развитый человек не ограничивается информацией в рамках только своей профессии. Поэтому необходимо предусмотреть в обучении предмету и общечеловеческие знания, и повседневные жизненные потребности личности, и требования рынка труда в современных условиях.

11. Введение в образовательные стандарты по географии указаний по формированию у учащихся базовых и общих компетенций, отражение компетентностного подхода в учебных планах и программах областных институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

12. Внедрение в процесс обучения географии инновационных педагогических технологий, достижений современной педагогической науки, совершенствование имеющихся методик преподавания географии в общеобразовательных школах.

Решение обозначенных выше задач обеспечит повышение качества и эффективности обучения и будет способствовать развитию географической культуры и мировоззрения учащихся.

Список литературы

1. Исломбекова М., Гуломов П. Географик билимлар - замон талаби // Кух,на ва навкирон география: Иктидорли талабалар, еш олимлар ва профессор-укитувчиларнинг 2008 йил ИТИ натижаларига багишланган илмий-амалий конференцияси материаллари. 27-28 март. - Тошкент: УзМУ, 2009.

2. Нигматов А. Н. Ягона география - замон талаби // Х,озирги замон географияси: назария ва амалиет: Халкаро илмий-амалий конференция материаллари. 30-31 январь. - Тошкент: УзМУ, 2006.

3. Мирзалиев Т. Республикамиз мактабларини география ва тарих фанлари буйи-ча укув картографик материаллар билан таьминланиши х,а;ида // География фанининг долзарб назарий ва амалий масалалари: Республика илмий-амалий конференция материаллари. 21-22 ноябрь. - Тошкент: ТДПУ, 2008.

4. Солиев А. География фани ва таълимининг долзарб муаммолари // География фани ва таълимининг замонавий муаммолари. Республика илмий-амалий конференция материаллари. 20 май. - Тошкент: ТДПУ, 2015.

References

1. Islombekova М., Gulomov Р. Geografik ЫНт1аг - zamon talabi. 1п: КыкЬпа уа паюЫтоп geografiya: 1кМотН ta.laba.lar, yosh оИш1аг уа professor-ukituvchilarning 2008 у1\ 1Т1 па-tizhalariga bagishlangan ilшiy-aшaliy konferentsiyasi шateriallari, 27-28 Маг. Toshkent: шми, 2009.

2. Nigmatov А. N. Yagona geografiya - zamon talabi. 1п: Khozirgi zaшon geografiyasi: nazariya va aшaliyot: Khalkaro ilшiy-aшaliy konferentsiya шateriallari, 30-31 Jan. Toshkent:

шми, 2006.

3. Mirzaliev Т. Respublikamiz maktablarini geografiya va tarikh fanlari buyicha ukuv kartografik materiallar bilan ta'minlanishi khakida. 1П: Geografiya fanining dolzarb nazariy va aшaliy шasalalari: Respublika ilшiy-aшaliy konferentsiya шateriallari, 21-22 Nov. Т^кеМ: TDPU, 2008.

4. Soliev А. Geografiya fani va ta'limining dolzarb т^ттокп. 1П: Geografiya fani va ta'liшimng zaшonaviy шшшшоЫп. Respublika ilшiy-aшaliy konferentsiya шateriallari, 20 Мау Т^кеМ: TDPU, 2015.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.