Научная статья на тему 'Из дальних странствий воротясь. . . . Методическая работа в высшем медицинском образовании Узбекистана'

Из дальних странствий воротясь. . . . Методическая работа в высшем медицинском образовании Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МНОГОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / METHODOLOGICAL WORK / MULTIPLE FACTOR ANALYSIS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснов Александр Никодимович

IX-я учебно-методическая конференция «Совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов основа системы подготовки медицинских кадров», проходила в Ташкентской медицинской академии (ТашМА) Республики Узбекистан 06.01.2014 г. В статье анализируются особенности организации учебно-методической работы в высшем медицинском образовании Узбекистана и возникающие при этом проблемы и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL WORK IN UZBEKISTAN HIGHER MEDICAL EDUCATION

The 10 th Educational Conference “Improvement of students’ knowledge and skills evaluation methods is the basis of medical education” took place in Tashkent Medical Academy in the Republic of Uzbekistan on the 6 th of January, 2014. The paper analyses the distinctive features of methodological work in Uzbekistan higher medical education, its problems and prospects.

Текст научной работы на тему «Из дальних странствий воротясь. . . . Методическая работа в высшем медицинском образовании Узбекистана»

УДК 378

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОРОТЯСЬ.... МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА

© 2014 А.Н.Краснов

Самарский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 10.02.2014

К-я учебно-методическая конференция «Совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов - основа системы подготовки медицинских кадров», проходила в Ташкентской медицинской академии (ТашМА) Республики Узбекистан 06.01.2014 г. В статье анализируются особенности организации учебно-методической работы в высшем медицинском образовании Узбекистана и возникающие при этом проблемы и перспективы. Ключевые слова: высшее медицинское образование; методическая работа; многофакторный анализ; информационные технологии.

Введение. Республика Узбекистан не так давно отметила своё двадцатидвухлетие. Она относится к той группе возникших на базе СССР независимых государств, которые смогли организовать свою реальную государственность, и не являются полностью зависимыми от внешних сил квазигосударствами. Население Узбекистана - чуть больше 30 млн. человек. Экономика Узбекистана за последние 10 лет развивается хорошими темпами: от 7% до 9% в год. В 2013 году её прирост составил 8%1. Такой темп роста позволяют поддерживать пока ещё имеющиеся в стране свободные трудовые ресурсы. Так, за период активного роста экономики в стране было создано около 4-х миллионов рабочих мест. Однако именно поэтому развитие носит преимущественно экстенсивный характер: 74% из числа созданных новых рабочих мест приходится на сферу малого бизнеса и частного предпринимательства. Строящиеся заводы в значительной мере имеют характер сборочных производств иностранных компаний. Тем не менее, достигнуты значительные результаты в гуманитарной сфере, в частности увеличены государственные затраты, направляемые на социальную защиту населения, улучшен уровень жизни, в результате чего достигнуто увеличение средней продолжительности жизни с 67 до 73 лет2. Даже чисто внешне: на улицах Ташкента ведётся строительство, за последние 3-4 года значительно увели-

Краснов Александр Никодимович, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики.

1 Информационное агенство Новости Узбекистана [Электронный ресурс] URL: http://nav.uz /news /news country / 14131-novogodnee-pozdravlenie-ot-prezidenta.html (Дата обращения 03.01.2014).

2 Информационное агенство uzReport. [Электронный ресурс] URL: http://nav.uz/news /news country/23711-respublika-uzbekistan-22-goda-nezavisimosti.html (03.01.2014).

чилось количество машин различных фирм, и прежде всего - узбекской сборки.

Медицина, и соответственно, медицинское образование Узбекистана за годы независимости также развивались. На базе двух медицинских институтов, бывших в Узбекской ССР (Ташкентского и Самаркандского), в настоящее время развёрнуты ещё два медицинских вуза и четыре их филиала: итого 8 высших медицинских учебных заведений. На данном направлении Узбекистан также начал развивать и международное сотрудничество. В рамках этого направления был заключён договор о сотрудничестве между Самарским государственным медицинским университетом (СамГМУ) и Ташкентской медицинской академией (ТашМА). В рамках договора осуществляется обмен делегациями преподавателей, проводятся практики студентов, взаимное участие в проводимых вузами конференциях. Поэтому СамГМУ принял участие в 1Х-ой учебно-методической конференции, проходившей в ТашМА 06.01.2014 г. СамГМУ представлял заведующий кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики СамГМУ, к.м.н., профессор А.Н.Краснов. Интересной особенностью современного высшего медицинского образования Узбекистана является наличие в вузах медико-педагогических факультетов, которые готовят преподавателей для вузов и медицинских училищ.

Обзор конференции. Название конференции и её основная проблематика - «Совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов - основа системы подготовки медицинских кадров». Участники - представители медицинских вузов и их филиалов Узбекистана. Из зарубежных участников - только представитель Сам-ГМУ. Рабочие языки: узбекский, русский, английский. Недостаток языкового сопровождения: отсутствие синхронного перевода.

Для работы конференции был арендован один из лучших Ташкентских залов на 650 - 700

Научная жизнь

мест. В нём проходило пленарное заседание, на котором прозвучало 5 докладов. Во второй половине дня работало 8 секций, распределённых по медицинским специальностям. На каждой секции прозвучало в среднем по 8 - 9 докладов. Итого чуть больше 70 докладов в целом. Показательной особенностью было то, что если на пленарном заседании выступил один представитель от педагогики - участник из России, то узбекские педагоги не были приглашены даже к участию в работе секций, только врачи. Эта кадровая особенность подбора участников, безусловно, наложила свой отпечаток и на работу конференции в целом: в значительной мере узкий эмпиризм и практицизм докладов, их самоотчётный характер.

Постановка основной проблемы конференции - совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов - в докладе ректора ТашМА, академика Ш.И.Каримова, носило характер самых общих пожеланий и направлений работы3. Конкретные рекомендации в этом направлении прозвучали лишь в одном докладе - проректора ТашМА, профессора О.Р.Тешаева, который единственный из всех участников конференции поставил вопрос о формировании и оценке уровня сформированности клинического мышле-ния4. Однако и в этом докладе упор был сделан не на формально-логические или психологические аспекты мышления (импликация, умозаключение, обобщение, различение, классификация и пр.), а на содержательную сторону деятельности врача. Сама оценка, предлагаемая автором, строилась на основе многофакторного экспертного анализа, опирающегося на развитую систему бумажного анкетирования. В этом отношении несколько ранее в своих работах мы показывали, что содержание медицинского знания, безусловно, оказывает влияние на мышление, но, тем не менее, оно не сводится к содержательному знанию, а имеет свои общие законо-мерности5. Поэтому данный доклад в теоретиче-

3 Совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов - основа системы подготовки медицинских кадров. Материалы IX учебно-метод. конф. 06.01.2014. -Ташкент: 2014.

4Тешаев О.Р., Гулямова Ш.С., Муминова М.А. Структурированная оценка клинического мышления студентов всех факультетов медицинских вузов у постели больного и на приёме у семейного врача // Материалы IX учеб-но-метод. конф.....- С. 3 - 8.

5 Краснов А.Н., Давыдкин И.Л., Моисеева О.Н., Зори-

на Е.В. Алгоритмизация принятия профессиональных

решений как средство формирования клинического мышления теоретического уровня // Toshkent tibbiyot akademiyasi axborotnomasi. - 2012. - №1. - Toshkent. -Рр. 8 - 14. Вестник ташкентской медицинской академии. - 2012. - №1. - С. 8 - 14; Краснов А.Н., Щукин Ю.В. Использование единой системы программной документации для унифицированного представления данных в ме-

ском и практическом планах является определённым шагом назад. Два других пленарных доклада, подготовленных группой терапевтов во главе с профессором А.Г.Гадаевым и стоматологом профессором Н.Л.Хабиловым были посвящены организации работы центров практических навыков по терапии и стоматологии на основе закупленных за рубежом манекенов6. Оценка уровня подготовки студентов, предлагаемая авторами, также строилась на основе многофакторного экспертного анализа, опирающегося на систему бумажного анкетирования. Трудоёмкость, субъективность и низкая эффективность таких систем оценивания очевидны. Показательно, что ни в пленарных докладах, ни в последующих секционных, не прозвучали идеи, опирающиеся на информационные средства диагностики уровня подготовки. В частности, ни в докладах пленарной части конференции, ни в прослушанных нами секционных докладах и материалах конференции, мы не встретили термина «многофакторный анализ», хотя именно этот подход разрабатывается на уровне практики7. Это означает только одно: сам метод используется, но его использование нашими узбекскими в научном, теоретическом плане ещё не отрефлексировано.

В своём докладе мы постарались в теоретическом плане - показать связь теории измерений с теорией и практикой педагогической оценки (квалиметрией), а в практическом - продемонстрировать возможности и результаты использования для этого информационных технологий на основе разработок сотрудников СамГМУ8. Эта особенность доклада сделала его резко отличающимся от основной массы докладов и вызвала к нему интерес и большое количество вопросов, прозвучавших уже в частных беседах. В прослушанных нами секционных докладах и в опубликованных материалах конференции тематика докладов носила частный предметный характер. В ряде докладов и материалов конференции прозвучала вполне обоснованная критика предлагаемых изменений в методической работе

дицинском образовании: «За» и «Против» // Матер. конфер. «Роль учебных центров и межкафедр. учебно-науч. лаборат. в подгот. врача общ. практ.» - В 2-х частях. - Тошкент: 2013. - Ч. 1. - С. 24 - 32; Краснов А.Н., Давыдкин И.Л. Гл. 2. Клиническое мышление и доказательная медицина. Основы принятия решений в медицине // Поликлиническая терапия: Учебник / Под ред. И.Л.Давыдкина, Ю.В.Щукина. - М.: 2013. -С. 52 - 73.

6 Гадаев А.Г., Каримов М.Ш., Ахмедов Х.С., Мамат-кулов Х.А. Роль и место учебно-терапевтического центра в интеграции учебного процесса // Материалы IX

учебно-метод. конф. 06.01.2014.....- С. 8 - 9; Хабилов

Н.Л. Учебный стоматологический центр. Перспективы развития // Материалы IX учебно-метод. конф. -С. 12 - 16.

7 Совершенствование методов оценки знаний ....

медицинских вузов, указаний на её трудоёмкость и забюрократизированность. Но альтернативных предложений не прозвучало. Во всяком случае, мы их не услышали.

Заключение. Подводя общий итог впечатлению от конференции, можно сказать, что общая ситуация с методической работой в медицинском образовании Узбекистана носит неоднозначный и противоречивый характер. В теоретическом плане сделан определённый шаг назад сравнительно с уровнем, который был в СССР. В практическом плане очевиден поиск новых решений. Но попытка опереться на трудоёмкие и забюрократизированные методы многофакторного анализа и оценки подготовки специалистов на фоне недостаточного использования информационных технологий очень быстро приведёт к имитации этого вида педагогической деятельности и тихому бойкоту этой работы в педагогической среде. В организационном плане - показательно исключение из работы конференции специалистов в области теории измерений, квалиметрии, информационных технологий, педагогов и психологов. Вот эта отчётливая тенденция перехода к эмпиризму в сочетании с организационной и научно-методической самоизоляцией медицинской преподавательской среды от психолого-педагогической и инженерно-технической сред Узбекистана, с неизбежностью приведёт к определённому застою и снижению уровня этой работы в республике в целом, хотя потенциал для её развития, безусловно, есть.

8Краснов А.Н., Колсанов А.В., Жиров В.В., Мошков И.С., Рязанцева Н.М. Педагогическая квалиметрия как инструмент совершенствования объективных методов

оценки знаний и умений специалистов // Материалы

IX учебно-метод. конф..... - С.9 - 12; Краснов А.Н.,

Давыдкин И.Л., Моисеева О.Н., Зорина Е.В. Психологические аспекты алгоритмизации принятия профессиональных решений как средства обучению клиническому мышлению // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13. - № 2 (2). - С. 358 - 363; Краснов А.Н. и др. Неотложная терапия в схемах задачах и алгоритмах / Краснов А.Н., Давыдкин И.Л., Труханова И.Г., Купаев В.И., Лебедева Е.А., Зорина Е.В., Степанова Т.Ю., Куртов И.В., Хайретдинов Р.К., Кривова С.П., Ромашова Е.П., Сергеева Т.М., Булгакова С.В., Пожиленко Н.С., Селезнёв А.В., Косякова Ю.А., Данилова О.Е., Кудинова Н.А. Учебно-методич. пособ. для студ. - 3-е изд., испр. и доп. - Самара: 2011; Краснов А.Н., Жиров В.В., Мошков И.С. Унифицированный подход к оценке тестовых заданий открытого и закрытого типов // Материалы межд. научно-практич. конф. «Инновация-2011». Сб. научн. ст. - Ташкент: 2011. - С. 18 - 19; Краснов А.Н., Якимов В.Н. Мошков И.С. Компьютерная система анализа текста таксономического типа применительно к оценке профессиональных знаний // Материалы межд. научно-практич. конф. «Инновация-2011». ... - С. 287 - 288; Краснов А.Н., Щукин Ю.В. Использование единой системы программной документации для унифицированного представления данных в медицинском образовании: «За» и «Против».....- Ч. 1. -

С. 24 - 32; Краснов А.Н., Колсанов А.В., Мошков И.С., Жиров В.В., Чаплыгин С.С., Ярёмин Б.И., Воронин А.С. Моделирование процедурных знаний при разработке виртуальных тренажёров-имитаторов для подготовки врачей // Вестник Самарск. госуд. техн. ун-та. - 2012. - №1(33). Сер. - Технич. науки. - С. 12 - 16; Краснов А.Н., Слоева Е.А., Журавлёв А.П., Моисеева О.Н., Якимов В.Н., Жиров В.В., Мошков И.С., Витовтов Д.А. Оценка качества ответов обучаемых как инструмент интеграции предметной эпистемологии и когнитивных наук гуманитарного профиля // Гуманитарные чтения РГГУ - 2012. Теория и методол. гуманитар. знания. Сб. матер. - М.: 2012. - С. 318 - 324.

METHODOLOGICAL WORK IN UZBEKISTAN HIGHER MEDICAL EDUCATION

© 2014 A.N.Krasnov

Samara State Medical University

The 10th Educational Conference "Improvement of students' knowledge and skills evaluation methods is the basis of medical education" took place in Tashkent Medical Academy in the Republic of Uzbekistan on the 6th of January, 2014. The paper analyses the distinctive features of methodological work in Uzbekistan higher medical education, its problems and prospects.

Key words: higher medical education, methodological work, multiple factor analysis, information technology.

Alexander Nikodimovich Krasnov, Candidate of medicine, Professor, Head of Pedagogy, psychology and psycholinguistics department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.