Н. Н. Литвинов
Основные задачи и направления в деятельности санитарно-эпидемиологических станций
Постановление Совета министров СССР от 21.XI.1949 г. определило основные положения по реорганизации государственной санитарной инспекции и вместе с тем установило новую санитарно-противоэпидемиче-скую службу в нашей стране. Тем самым положен конец разрыву, который в большей или меньшей мере имел место в деятельности органов здравоохранения в области санитарного и противоэпидемического дела.
На санитарно-противоэпидемическую службу возложены: а) надзор за санитарным состоянием всех действующих предприятий, учреждений, сооружений и зданий; б) надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве объектов районного и городского подчинения (за исключением городов республиканского подчинения); в) проведение мероприятий по предупреждению и борьбе с инфекционными заболеваниями.
С а н ит арно-строгивоэ пи де м и ческ ая служба призвана осуществить в своей деятельности органическое слияние санитарной и противоэпидемической работы и теснейшую взаимосвязь между ними.
Основной базой санитарно-противоэпидемической службы является санитарно-эпидемиологическая станция. В этом учреждении сосредоточено руководство всей санитарно-противоэпидемической работой, выполняемой как силами самой станции, так и сетью учреждений здравоохранения. Таким образом, станция и разрабатывает, и осуществляет необходимые санитарно-противоэпидемические мероприятия и руководит учреждениями здравоохранения в части проведения этих мероприятий.
Отсюда следует, что отсутствие станции на той или иной территории означает отсутствие на ней планомерной санитарно-противоэпидемической деятельности. Вот почему с момента реорганизации органов государственной санитарной инспекции и установления санитарно-противоэпидемической службы каждая единица административно-территориального деления (область, город, район) обязательно должна иметь санитарно-эпидемиологическую станцию.
Помимо этого, роль и значение станций определяется еще и тем, что во главе их стоят главные санитарные врачи (АССР, краевые, областные, районные и т. д.), которые представляют органы санитарно-противоэпидемической службы и обладают всеми правами, предоставленными законом этим органам.
Руководящее положение, занимаемое станцией, требует от нее прежде всего организации вокруг себя всех сил и учреждений, ведущих санитарно-противоэпидемическую работу. С этой целью при каждой станции, как можно быстрее, должен быть организован санитарно-эпидемиологический совет. Состав, права и задачи совета определены специальным положением, утвержденным 17.XI.1948 г. В состав совета
должны входить санитарно-эпидемиологические работники (санитарные врачи, эпидемиологи, микробиологи, инфекционисты и т. д.), представители лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений, представители советских и хозяйственных учреждений и предприятий.
Задачей совета является обсуждение и решение всех основных вопросов санитарно-противоэпидемической деятельности и научно-исследова-тельской работы в этой области. Имея в своем составе специалистов санитарно-противоэпидемического дела и руководителей учреждений здравоохранения, совет окажет станции большую помощь по объединению санитарно-противоэпидемической работы и правильному руководству ею. Поэтому органы здравоохранения, и в первую очередь главный санитарный врач, стоящий во главе станции (республиканской, областной, городской, районной и т. д.), должны уделять особое внимание развертыванию деятельности совета с первых же дней работы станции.
Следующей важнейшей задачей станции является методическое руководство всеми лечебно-профилактическими учреждениями в области проводимой ими санитарно-противоэпидемической работы и контроль за качеством этой работы.
Такое методическое руководство и контроль должны быть правильно организованы и полностью обеспечены по отношению к сельскому врачебному участку и участковому врачу больнично-амбулаторного объединения в городе. Медицинский персонал сельского врачебного участка, участковый врач в городе первыми соприкасаются с инфекционным или подозрительным на инфекцию больным; именно они проводят первые и очень важные санитарно-противоэпидемические меры: установление диагноза, немедленную сигнализацию, эпидемиологическое обследование, санитарную обработку очага и всех лиц, бывших в соприкосновении с ним, изоляцию и госпитализацию больного, последующее наблюдение за очагом, прививки, общесанитарные профилактические мероприятия (в отношении санитарного режима, водоснабжения, очистки и т. д.) в очаге и в районе его.
Аналогичная санитарно-противоэпидемическая и профилактическая работа в том или ином объеме выполняется медицинским персоналом всех лечебно-профилактических учреждений. Поэтому станция, руководя всей санитарно-противоэпидемической деятельностью, должна обеспечить постоянную связь с лечебно-профилактическими учреждениями и обязательное участие их в обсуждении всех вопросов санитарно-проти-воэпидемической работы. Такая связь и участие осуществляются путем включения ответственных руководителей лечебно-профилактических учреждений в состав санитарно-эпидемиологического совета станции. Этим самым еще раз подтверждается роль и значение совета.
Основной задачей санитарно-эпидемиологической станции является: а) снижение заболеваемости населения и б) проведение в связи с этим мероприятий по улучшению, активному изменению условий труда и быта населения.
Таким образом, первоочередными мероприятиями в работе станции должны стать мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями, профессиональными заболеваниями и отравлениями, пищевыми отравлениями, туберкулезом и другими заболеваниями; наряду с этим, для решения той же задачи должны проводиться и меры по улучшению условий быта, труда, санитарного состояния населенных мест и т. д.
Выполняя свою основную задачу, станция должна иметь единый, целеустремленный план деятельности. Отдельные разделы его должны быть построены не по признаку рода работы станции (противоэпидемическая работа, жилищно-коммунальная санитария, пищевая, промышленная, санитарная статистика, санитарно-просветительная, лаборатория и т. д.), а совершенно иначе.
В едином плане работы станции в зависимости от конкретной санитарно-эпидемической обстановки должны быть определены главные, узловые вопросы, касающиеся заболеваемости, например, кишечными инфекциями (дизентерия, брюшной тиф), дифтерией, гриппом, туберкулезом, малярией, теми или иными профессиональными заболеваниями, отравлениями и т. д. По каждому из этих узловых вопросов в плане должен быть выделен специальный раздел, в который должны войти все санитарные (по всем видам санитарной деятельности) и противоэпидемические (во всем их объеме) мероприятия, санитарное просвещение и мероприятия, проводимые сетью учреждений здравоохранения.
Каждый раздел плана работы станции должен представлять тщательно продуманную систему санитарно-противоэпидемических мероприятий, органически связанных между собой, исходящих из понимания и анализа конкретной санитарно-эпидемической обстановки и направленных на одну цель.
Такое понимание существа построения работы станции есть первое и необходимое условие для правильного руководства ею.
Деятельность станции должна исходить из непрерывного, систематического наблюдения, изучения и анализа санитарно-эпидемической обстановки на территории, обслуживаемой станцией.
Наблюдение, изучение и анализ не являются чем-то сверхплановым, дополнительным к обычной так называемой текущей работе; наоборот, они должны составить основное содержание текущей работы. Прежде всего это касается работы по надзору за санитарным состоянием действующих предприятий, учреждений и сооружений. Здесь необходимо переходить на метод паспортизации объектов.
Конечно, провести паспортизацию всех объектов сразу и за короткий срок нельзя; эту работу следует проводить по определенному плану, постепенно охватывая паспортизацией сначала главные, решающие в санитарно-эпидемическом отношении объекты (места, территории), а затем и остальные.
Смысл паспортизации заключается в том, что санитарный врач или эпидемиолог должен описать и всесторонне охарактеризовать объект. Для этого ему необходимо тщательно и во всех деталях ознакомиться с объектом, найти и определить слабые и опасные в санитарно-эпидемическом отношении места.
Таким образом, паспортизация есть определенная система углубленного изучения объектов в порядке контроля за их санитарно-эпидемиче-ским состоянием.
Огромная роль в изучении объектов, их деятельности или состояния должна принадлежать лабораторному контролю. Станция и коллектив ее работников должны тщательно продумать и установить систему, порядок и сроки постоянного, выборочного лабораторного контроля на объектах, где он должен проводиться.
В ближайшее время обеспечить лабораторный контроль на всех объектах не представится возможным. Тем важнее суметь определить круг объектов, подлежащих в данной конкретной санитарно-эпидемической обстановке обязательному лабораторному контролю (водоснабжение, пищевые производства, общественное питание, отдельные производства, цехи и т. д).
Параллельно с изучением объекта, проведением систематического выборочного лабораторного контроля за его состоянием и работой санитарный врач, эпидемиолог должен знакомиться с санитарным состоянием (заболеваемость, физическое развитие и т. д.) той части населения, которая имеет отношение к данному объекту.
Таким путем, сопоставляя данные изучения объекта, лабораторного контроля за ним и санитарного состояния населения, связанного с объек-
том, врач должен подвергнуть тщательному анализу существо дела, обстановку и условия работы объекта.
Затем на основе этого анализа санитарный врач, эпидемиолог должен определить мероприятия, необходимые для приведения в надлежащее состояние объекта, а также и мероприятия в отношении связанного с данным объектом населения.
Таким образом, паспортизация объектов есть система, метод обычной текущей санитарно-противоэпидемической работы. Она направляет врача на углубленное изучение объекта. Паспортизация заставляет врача вступить в более тесный и постоянный контакт с руководителем объекта, знать перспективы дальнейшего его существования и работы.
Врач совместно с руководителем объекта, исходя из реальных условий и возможностей, разрабатывает план мероприятий по улучшению санитарного состояния, работы объекта и сроки их выполнения. Этот план, оформленный в качестве плана-задания санитарно-эпидемиологической станции, согласованный с руководителем объекта (хозяйственным органом) и должен стать основным документом для последующего санитарно-эпидемиологического контроля за объектом.
Метод паспортизации с последующей разработкой планов-заданий применим для всех основных направлений санитарно-эпидемиологической деятельности станции и должен составить существо этой деятельности.
Паспортизация объектов направляет санитарно-эпидемиологическую станцию на путь систематического углубленного изучения объектов. Такое изучение, соединенное с правильно организованной системой выборочного лабораторного контроля по объектам и изучением санитарного состояния населения (отдельных его групп), связанных с объектом, доставляет станции ценнейший материал. Этот материал, накопляемый изо дня в день, подвергающийся обработке и анализу, и составляет основу для изучения санитарного состояния, эпидемиологии района, города, края.
Большое внимание в практике и организации работы станции должно быть уделено надзору за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве всякого рода объектов, сооружений, зданий районного и городского подчинения, при отводе участков под это строительство. С этой целью по договоренности с местными советами депутатов трудящихся должен быть установлен твердый порядок рассмотрения и решения вопросов, касающихся строительства.
Из коллектива работников станции (краевой, областной, городской) должны быть выделены необходимые для решения вопросов предупредительного надзора специалисты, из которых образуется консультационное бюро. При необходимости к участию в работе бюро привлекаются специалисты научно-исследовательских, медицинских институтов и других учреждений. Все вопросы, касающиеся надзора за строительством, заключений по отводу участков, по проектам и т. п., предварительно рассматриваются в бюро.
Большое место в работе станции должны занять вопросы подготовки санитарно-эпидемиологических работников, как врачей, так и среднего медицинского персонала. В первую очередь это относится к краевым (областным) и крупным городским станциям. При них должны систематически проводиться курсы для подготовки главных врачей районных санитарно-эпидемиологических станций, санитарных врачей, эпидемиологов, бактериологов, врачей-дезинфекционистов и т. д. Точно так же необходимо проводить курсы для подготовки помощников санитарных врачей и эпидемиологов, лаборантов, медицинских статистиков и т. д.
Параллельно с этим необходимо как можно шире проводить подготовку врачей (санитарных, эпидемиологов, бактериологов и т. д.) на рабочих местах при станции, а также путем гГроведения декадников по
отдельным специальным вопросам и разделам санитарно-протнвоэпиде-мической работы.
При наличии в месте работы станции медицинского института, санитарного института, института эпидемиологии и микробиологии научные и профессорско-преподавательские кадры этих институтов должны принимать обязательное участие в курсовых мероприятиях, проводимых станцией, а также оказывать всем станциям методическую и консультативную помощь.
Органы санитарно-противоэпидемической службы и ее учреждения должны вести свою работу в теснейшем контакте с органами государственной санитарной инспекции. Нужно твердо помнить, что и те, и другие в своей деятельности неотделимы друг от друга и по существу составляют единую санитарно-противоэпидемическую организацию страны.
Главный санитарный врач автономной республики, края, области, города должен установить постоянный контакт с соответствующим государственным санитарным инспектором, которому принадлежит общее руководство всем санитарно-противоэпидемическим делом.
Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, местные здравотделы должны уяснить себе все огромное, государственное значение организации санитарно-противоэпидемической службы и сосредоточить в 1950 г. максимум внимания на укреплении и оснащении сети станций.
Постановление правительства об установлении санитарно-противоэпи-демической службы знаменует переход санитарно-противоэпидемического дела в нашей стране на более высокую ступень.
•й- Ъ
Проф. П. Н. Ласточкин
Основные проблемы гигиены в свете учения И. П. Павлова
и его школы1
Из всех физиологических школ и направлений школа И. П. Павлова является самой близкой нашей советской гигиене по своим принципам, точкам зрения, основному предмету исследования и по своему влиянию на теорию и практику нашей науки.
Организм, среда и их взаимодействие — основной предмет гигиены. Организм, среда и их взаимодействие также основной объект изучения физиологической школы И. 1П. Павлова.
И. \П. Павлов и его школа в лице акад. К. М. Быкова, Л. А. Орбели, И. П. Разенкова и А. Д. Сперанского дали в своих трудах физиологические факты и идеи, которые заставляют по-иному относиться к постановке и методам решения основных гигиенических проблем.
Настоящая статья отнюдь не ставит своей задачей решить все основные гигиенические проблемы в свете учения И. П. Павлова; это дело дальнейшей работы многих наших ученых и практиков в области гигиены. Ее задача лишь поставить соответствующие общие вопросы, фиксировать внимание на них, дать толчок ¡к движению в этом направлении гигиенической мысли и практики нашей страны.
Гигиена — теоретическая и практическая — всегда имела и имеет дело с организмом человека как целым. Павлов и его школа также оперируют в своих исследованиях с организмом «ак единым целым.
1 Доклад в Ленинградском гигиеническом обществе 20.Х.1949 г., а также на Всесоюзной планово-тематической конференции Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР 4.11.1950 г.