Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗОВ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА'

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗОВ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / системы образования / дегуманизация / новый мировой порядок / «перезагрузка» / нетократия / кризис / ценности / сетевые структуры / транснациональные корпорации / education / systems of education / dehumanization / new world order / ‘reset’ / netocracy / crisis / values / network structures / transnational corporations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Беляев Г.Ю.

Анализируя тревожные тенденции общественного развития первой четверти XXI века и ссылаясь на работы ряда известных в мире авторов (У.Эко, Ж.Аттали, А.Бард, Я.Зодерквист, К.Шваб, Т.Маллере, А.А.Зиновьев, А.И.Фурсов), автор статьи выстраивает систему логических доказательств наметившегося, а частично уже развернувшегося в мире процесса дегуманизации образования под благовидными сценариями «перезагрузки общества и его основных ценностей» во имя построения нового мирового порядка и благополучия людей в посткапиталистическую эпоху. В статье выявлены основные вызовы и риски, провоцирующие оформление идеологии глобализма в новых необычных форматах, и дана краткая характеристика основных направлений деформации традиционных систем образования и кризисных явлений в сфере социализации и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRICIPAL CHALLENGES AND RISKS FOR DEHUMANIZATION OF EDUCATION AT THE BACKGROUND OF SOME TENDENCIES AND VISIONS OF THE NEW WORLD ORDER

In the process of thinking over the anxious tendencies of the social development, relating to the past twenty years of the XXI century and revising writings of the world-known authors (U.Eko, J.Attali, A.Bard, Y.Zoderquist, K.Schwab, T.Mallere, A.A.Zinovyev, A.I.Fursov,) the author of the article puts forward a system of logical proofs to the developing dehumanizing process of systems of education. It is done under some quasi-reasonable scenarios of ‘the great reset’ of the society and its basic values under the pretext of setting up a new world order in the postcapitalist era. The text reveals some challenges and risks, provoking the birth of ideology of globalism in some new forms and gives a brief sketch of the main vectors of deformation of the traditional systems of education and the crisis phenomena in the sphere of education and social education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗОВ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

THE PRICIPAL CHALLENGES AND RISKS FOR DEHUMANIZATION OF EDUCATION AT THE

BACKGROUND OF SOME TENDENCIES AND VISIONS OF THE NEW WORLD ORDER

Belyaev G.Y.

Ph.D. Theory and History of Education, member of the Interdisciplinary Science Council for Comparativis-tics Research in the Department of Philosophy of Education of the Russian Academy of Education, member of

The Russian Philosophic Society

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗОВ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА

Беляев Г.Ю.

кандидат педагогических наук, член Междисциплинарного научного совета по сравнительной педагогике при отделении философии образования Российской академии образования, действительный член

Российского философского общества

Abstract

In the process of thinking over the anxious tendencies of the social development, relating to the past twenty years of the XXI century and revising writings of the world-known authors (U.Eko, J.Attali, A.Bard, Y.Zoderquist, K.Schwab, T.Mallere, A.A.Zinovyev, A.I.Fursov,) the author of the article puts forward a system of logical proofs to the developing dehumanizing process of systems of education. It is done under some quasi-reasonable scenarios of 'the great reset' of the society and its basic values under the pretext of setting up a new world order in the postcapitalist era. The text reveals some challenges and risks, provoking the birth of ideology of globalism in some new forms and gives a brief sketch of the main vectors of deformation of the traditional systems of education and the crisis phenomena in the sphere of education and social education.

Аннотация

Анализируя тревожные тенденции общественного развития первой четверти XXI века и ссылаясь на работы ряда известных в мире авторов (У.Эко, Ж.Аттали, А.Бард, Я.Зодерквист, К.Шваб, Т.Маллере, А.А.Зиновьев, А.И.Фурсов), автор статьи выстраивает систему логических доказательств наметившегося, а частично уже развернувшегося в мире процесса дегуманизации образования под благовидными сценариями «перезагрузки общества и его основных ценностей» во имя построения нового мирового порядка и благополучия людей в посткапиталистическую эпоху. В статье выявлены основные вызовы и риски, провоцирующие оформление идеологии глобализма в новых необычных форматах, и дана краткая характеристика основных направлений деформации традиционных систем образования и кризисных явлений в сфере социализации и воспитания.

Ключевые слова: образование, системы образования, дегуманизация, новый мировой порядок, «перезагрузка», нетократия, кризис, ценности, сетевые структуры, транснациональные корпорации.

Keywords: education, systems of education, dehumanization, new world order, 'reset', netocracy, crisis, values, network structures, transnational corporations

Рассматривая новые вызовы дегуманизации общества в первой половине XXI века, порожденные рядом факторов, которые автор считает существенными для радикальных перемен в структурах сложившегося к концу XX века гуманитарного миропорядка (политико-экономических, технологически-цифровых, идеологических и социокультурных отношений) и излагает ниже, автор приходит к выводу, что эти вызовы могут коренным образом «перезагрузить» всю аксиоматику образования, ее ценностные ряды и традиционное гуманистическое содержание.

Во-первых, это, кажется уже признанным многими мировыми аналитиками терминальный с 2008 года кризис капиталистической системы - общественно-экономической формации, развивавшейся системно с середины XIX века, охватившей к 1914

году всю планету, а в 1990-1993 годах устранившей своего наиболее серьезного и опасного, такого же системного конкурента - мировую систему социализма.

С 1945 по 1991 год эта система представляла реальную альтернативу мировому глобализму, действующему в интересах наиболее крупных транснациональных корпораций и глобального финансового капитала - главных спекулянтов современного мирового порядка. Нравится это кому-либо или нет, но СССР был альтернативной этому порядку цивилизацией будущего, и именно такой сценарий альтернативного глобализма с общественными ценностями высшего морального плана (системный творческий альтруизм), по-видимому, совершенно не устраивал вдохновителей, режиссеров,

организаторов и идеологов того мироустройства, которое активно закладывается в наши дни.

Истоком современного кризиса формально победившей системы наднационального капитализма, которой профессор из США Фрэнсис Фукуяма, небезызвестный пропагандист этой системы, прочил вечное спокойное будущее в формате благополучного «конца истории», является всё то же вечное скандально противоречие между общественным характером глобально производства и крайне архаической, глубоко иррациональной, в высшей мере примитивной формой частнокапиталистического присвоения глобальных ресурсов и результатов производства.

С 1991 года это всем хорошо уже знакомый, сделавшийся привычным олигархат, привязанный к торговле углеводородным сырьем, и глобальная система биржевой спекуляции с разменом мыльных пузырей финансовых пирамид и фьючерсов на реальные резервы госбюджетов государств планеты, пытающихся сохранить хотя бы какое-то подобие политического суверенитета.

Кризис национальных государств (failed states1) с волнами легальной и нелегальной миграции, уже ставший следствием глобализации, толкает политиков псевдолиберального толка на вторичную (после кризиса начала двадцатого века) дискредитацию таких, казалось бы, устойчивых категорий, как суверенитет, этническая принадлежность, национальность, национальная безопасность, и таких социальных институтов как государство, брак, семья, школа. Все более шумно и социально вызывающе звучат утверждения социальных провокаторов о том, что государство - устаревший и неэффективный социальный институт, погрязший в коррупции и тоталитаризме, в подавлении прав человека и основных свобод граждан (с акцентом на лиц с нетрадиционной ориентацией). Главным фактором кризиса выступают архаические общественные отношения, прикрытые размалеванным фасадом уходящего в прошлое «государства всеобщего благоденствия» с его топ-менеджерами и фиктивной гармонией «межклассового интима», с утратой смысла и контуров идеала будущего общества, с размывом и деградацией основных социальных субъектов (например, профсоюзов рабочего класса), когда-то имевших исторический шанс это будущее, более гуманное, то есть более справедливое и человечное построить.

1 Государства-банкроты, буквально: дискредитированные, живущие по краткосрочным кредитам, социально «провалившиеся» государства. Примеры - в Европе, Азии, Африке. Диапазон: от Сомали до Украины.

2 Окна Овертона - новый, но уже распространенный в социологии термин, означающий феномен поэтапного внедрение в общественное сознание какой-либо идеи, которая поначалу людей шокирует, но, по плану тех, кто эту идею раскручивает (например, легализацию эвтаназии,

ЛГБТ и БДСМ, добровольно-принудительной стерилизации, однополых браков, «семью на троих», образ женщины, совершающей литургию в католической церкви, замена слов мама и папа на родитель№1 и родитель№2) должна со временем стать привычной, никем уже больше

Во-вторых, этот кризис производительных сил, ускоренный взрывом новаций в сфере информационных технологий и оформивший торжество цифровой революции и сетевой социальности, порожден в свою очередь, некоторыми опасными с морально-этической, традиционной человеческой точки зрения тенденциями эволюции высоких технологий, не подотчетной общественному мнению и контролю со стороны основных социальных институтов.

В-третьих, этот кризис порожден еще одним противоречием капитализма, который к концу двадцатого века стал абсолютно наднациональным, космополитным, но продолжает формально вписываться, вмещаться, втискиваться в «прокрустово ложе» старых национальных государств с их регламентами, границами, законодательствами, военной присягой отечеству, традиционно воспитанной бюрократией, армиями, полицией, парламентами, национальными системами образования, и прочей, с точки зрения идеологов нового мирового порядка сентиментальной политической чепухой.

Объектами идеологической провокации глобального уровня сегодня стали базовые социальные институты (такими как брак мужчины и женщины, традиционная многопоколенная семья, средняя и высшая школа, католическая и православная церковь). Так называемые новые ценности однополых браков (повально, как по команде, с 2011 по 2019 годы легализованных в странах Западной Европы), прав сексуальных меньшинств и трансгендеров навязываются школам и обществу посредством массированной пропаганды в СМИ и социальных сетях используемой в этих целях новой цифровой среды с ее мессенджерами, рассчитанными на многомиллионные аудитории. За ширмой поочередно открываемых «окон Овертона»2 в общественном мнении настойчиво дискредитируются «инфантильные» ценности «социального государства» с его системами собеса, пенсиями и пособиями по безработице (welfare), с финансированием грантов, научных программ и культурных проектов. Всё это планируется (достаточно цинично и откровенно!) списать в утиль под разговоры о коррумпированном государстве как социальном институте - пережитке скверного прошлого.3.

В современную эпоху терминального кризиса капитализма происходит рокировка и мутация управленческих элит, в том числе задающих цели и

не оспариваемой ценностью. Как правило, пропагандистский прием «окон Овертона» внешне ненавязчиво, как нечто само собой разумеющееся в демократическом обществе, поэтапно, волна за волной подается в СМИ, особенно в соцсетях, в цифровой среде и средствами цифровой среды и рассчитан на повреждение и замещение самых интимных и существенных механизмов трансляции культурных кодов (мемов), определяющих образ жизни и поведение миллионов людей, носителей той или иной культуры. Схема: поначалу шокирует, потом возмущаются, после свыкнутся, куда денутся! (См. высказывания некоторых российских чиновниц довольно высокого ранга о пенсионерах).

3 Например, о том, зачем казанскому татарину и жителю Рязани жить вместе в одном государстве?

директивы развития системам образования и воспитания. В первую очередь это касается кадровых ресурсов, верой и правдой обслуживающих транснациональные корпорации - без государственных границ, без правил политической игры, и, в общем, без особой жалости к населению4. [1]

Методологический подход, на беду человечеству рожденный софистской философией постмодернизма, небезобиден. Это больше не экзистенциальная «игра в бисер» пресыщенных интеллектуалов, уставших от социальных и культурных противоречий современного мира. При ликвидации аксиоматических точек опоры разума в категориях объективной реальности наступает мировоззренческий хаос идей и идеологический вакуум фундаментальных смыслов человеческой жизнедеятельности. Таким образом, гуманитарная парадигма полностью очищается от традиционных подходов, заложенных еще традициями античной философии, Ренессансом и проектом эпохи Просвещения. Расчищаемое таким образом место общественного сознания заполняется отнюдь не грёзами о светлом будущем, а совершенно неожиданными, нечеловеческими проектами, не нуждающимися более в моральном оправдании. Гуманистический подход, дающий основу для всеобщих и научных методов, подвергается перерождению, мутации, девальвации смыслов. Происходит постоянная подмена векторов развития и общества и системы образования при сохранении традиционных деклараций и камланий в духе гуманизма на научных форумах по всемирному образованию как «сокрытому сокровищу» Жака Делора. [2]

В настоящее время происходит своего рода «сброс» фундаментальной науки и торжество голого эмпиризма и практицизма, лишенного традиционных гносеологических опор. Например, отказ от политэкономии и ее прогностических функций, жонглирование сомнительными постулатами макроэкономики, то есть бухгалтерского утилитаризма в его худших проявлениях и т.п. Это означает отказ от фундаментальной науки со списанием в архивы научных школ, с «зачисткой под гребёнку» сотен

НИИ (среди них были ведь и жизненно необходимые для страны организации!). Это означает и ликвидацию традиционных научных структур и сообществ подобных академиям наук в том виде, в каком они существовали, например, в России и СССР (АН СССР, РАН, РАО и др.)

Обесценивается эпистемология, фундаментальная наука, живущая в форматах учреждений XIX-XX веков, становится абсолютно ненужной даже в ее так называемой постнеклассической форме «гипермаркетов» научных подходов и плюрализме научных идеологий. Пакеты научных суеверий и спекулятивных сенсаций по аферам типа стволовых клеток, клонированию, пересадке душ идут на смену научным школам. Отмирающим одна за другой...

Если мировой капитализм национальных государств, временами отчаянно спорящих с наднациональными структурами типа МВФ, МОТ, МБРР, ЕБРР, Евросоюза, G-8, G-20, Всемирного экономического форума, Бильдербергского клуба, и т.д., и т.п. агонизирует (а это с 2008 факт, как говорится, «медицинский»), то что же именно идет ему на смену?

Нетократия (от англ. netocracy) или, по А.И.Фурсову - корпоратократия [4] - это принципиально новая парадигма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не финансы, вообще материальные объекты (деньги, недвижимость и т. д.), а информация. Информационные потоки становятся капиталом как новой мутантной стадией развития капитала вообще - не личной, а общественной силой. Полноценный доступ к достоверной инсайдерской информации обеспечивает полноту власти над остальными участниками того или иного социума (общества, государства). Авторы этой версии развития человечества, А,Бард, Я. Зодерквист высказались на данную тему с исчерпывающей откровенностью первоначального предвидения теневых характеристик информационного общества еще в 2000 году. Социальные сети принадлежат нетокра-там5. Деятельность З.Бжезинского, Ж.Аттали,

4 К ярким и талантливым представителям таких структур относится, к примеру, Жак Аттали - создатель и первый директор Европейского банка реконструкции и развития, член Бильдербергского клуба, еще в 1981 году предлагавший мировому сообществу мальтузианские рекомендации по сокращению численности человеческой популяции, особенно по старшим возрастным группам «ненужных едоков». В 2006 году выпустил книгу «Краткая история будущего. Мир в ближайшие 50 лет», где изложил версию формирования наднационального сообщества ответственных управляющих миром в состоянии глобального гуманитарного кризиса.

5 Цитируем книгу Барда и Зодерквиста (из первых уст): «...именно глобальная компьютерная сеть является самым интересным аспектом развития компьютерных технологий. Новые преобладающие коммуникационные технологии означают зарождение нового мира. Всегда должно пройти время, чтобы изменения по-настоящему вошли в жизнь. Революционность любой технологии становится явной по завершении инкубационного периода. Новая технология дает новые определения базовым

понятиям, таким как знание и истина. Перепрограммируются представления о том, что является важным и неважным, возможным и невозможным, и, самое главное, о том, что такое реальность. Совершенно новый мир обретает свою форму на наших глазах. Мир, в котором на смену гуманизму приходит трансгуманизм... У генетики есть одно важное свойство, которое вызывает неподдельный интерес: она работает. Этика нетократии - это гипербиологический прагматизм. Народные массы, ограниченные в знании, но зато с избытком информированные, обречены находиться в самом низу социальной структуры, полагаясь исключительно на самые последние истины, в их самой банальной и вульгарной форме. Информационное общество не знает равенства. И его неравенство выглядит более 'естественным', чем в прежние времена, поскольку его меритократический элемент велик, власть не поддается локализации, а механизмы самовыражения так неочевидны». [3] http://henson-seven-teen.blogspot.com/2017/07/2000.html

К.Шваба только подтверждают эту версию. На своих лекциях 2003 года [3] крупнейший логик современности А.А.Зиновьев предупреждал, что в мире существует риск перегруппировки управленческих и научных элит с выходами на проектирование управляемой популяции «глобального человей-ника» - то есть аморфизированного общества, насильственно лишающегося привычных социальных институтов, а молодые поколения - нормальной социализации, вне коллективизма и без патриотизма, без чести и совести, вне нормальной морали.

В 2008 году, как известно, грянул очередной глобальный финансовый кризис, на наших глазах приобретающий все более явные черты терминального кризиса капитализма как глобальной общественно-экономической системы. Однако, вопреки вполне наивным иллюзиям и неадекватным социальной реальности теориям так называемых «новых левых», рычаги власти и управления не перейдут в руки так называемых левых прогрессивных, демократических сил, как на то еще совсем недавно надеялись деятели КПРФ и им подобные зарубежные коммунисты. На смену капитализму собирается прийти отнюдь не социализм, а нечто совершенно иное, ни на что ранее не похожее. Новая социальная парадигма (вместо исчерпавшего свои потенции капитализма) - это власть нетократов. По мысли Барда и Зодерквиста социально-политическая эволюция общества потребления после второй мировой войны постепенно пришла к оформлению двух основных классов - с одной стороны это управляющие (нетократы), с другой - общество потребителей-обывателей, принципиально не допускаемое ни к каким бы то ни было социальным лифтам, это консумариат. [4]

Кто такие нетократы или, по терминологии, предложенной А.И.Фурсовым корпоратократы? [4;5] Это международная элита душеприказчиков крупнейших транснациональных корпораций планеты. Такое сообщество принципиально нового внегосударственного типа вбирает в себя наиболее компетентных представителей национальных контрразведок, зарекомендовавших свою эффективность спецслужб, членов аристократических семей, высших (топ)-менеджеров мировых компаний, разделивших сферы и регионы мирового влияния на правительства национальных государств. К разряду подобных «смотрящих по зонам» мирового влияния будут отнесены профессорско-преподавательские, исключительно высокооплачиваемые элиты таких специфических учебных заведений как Гарвард и Стенфорд. Это уже подвергшиеся церебральному сортингу нескольких поколений представителей «научных школ» так называемых мозговых трестов (Гуверовский институт войны, революции и мира и др.). Это военная элита выпускников военной академии Вест-Пойнта и тому подобных заведений.

В целом, несмотря на некоторые региональные различия, это элита, владеющая не только основными ресурсами человечества и фондами ключевой собственности на глобальные средства производства, но, и это самое здесь главное! - кодами абсолютно закрытого для посторонних лиц (политиков, дипломатов, ученых, журналистов, общественных деятелей, руководителей политических партий и профсоюзов) доступа к узлам распределения и манипулирования потоками информации и дезинформации потребителей, осуществляющая весьма жесткий социальный контроль над потребителями ресурсов - консумариатом.

В дальнейшем, анализируя логику этой глобально-управленческой тенденции А.И.Фурсов выявляет ее целевые векторы - разделение человечества на два биологических вида и их несоизмеримое обособление в уровне и условиях жизни (элитные охраняемые поселения), в качестве питания, в доступе к ресурсам, основным из которых станет чистая питьевая вода, и, разумеется, в получении образования полноценного, гарантирующего карьерный рост, комфортную жизнь или, наоборот, образования бутафорского, социально ничтожного и никчемного.[4]

Здесь уместно отметить такую фигуру современности (претендующую на главную ее фигуру) как Клаус Шваб (Klaus Schwab) - основатель и «исполнительный председатель» (с 1971 года) такой глобалистской организации, как Всемирный экономический форум в Давосе (Швейцария). В соавторстве с левацким футурологом Тьерри Маллере, г-н Шваб выпустил в 2020 году настоящий политико-экономический манифест нового мирового порядка «COVID-19: большой сброс (the Great Reset): Великая перезагрузка». [6] В этом опусе пандемия коро-новируса, цикличными волнами опоясывающая планету, рассматривается как уникальная возможность начать, наконец, так называемый переход к новому мироустройству, отдающему всю власть топ-менеджерам четвертой промышленной революции с ее «зеленым переходом»6 (окошка Овер-тона Греты Тунберг, транснациональным корпорациям, наднациональным структурам, окончательно упраздняющим суверенитеты национальных государств и ставящим крест на псевдолиберальной политической идеологии и, самое главное, на образовательных проектах современной Европы (с 1989 по 2019 гг.).

В значительной мере это продолжение (или перепев) уже высказанных Я.Зодерквистом и А.Бар-дом идей 2000 года. Это продолжение проектов Жака Аттали и их перезагрузка на новом уровне постмодерна. Финансисты контролируют основные финансовые потоки и сферы общественного потребления ресурсов, технократы передают власть нетократам. Формируется принципиально новая теневая управленческая каста, обладающая полнотой доступа к закрытым информационным ресурсам контроля массового общественного сознания и по-

6 Из очередного Окошка Овертона далеко не случайно дали в 2019 выглянуть Грете Тунберг...

ведения. Впервые в социальной истории человечества капитализируется сама информация, превращающаяся в инструментарий глобальных онтологических игр мировых элит, формирующих новый миропорядок и «перезагружающих», по выражению Клауса Шваба, базовые жизненные ценности человечества.

По каким векторам станет выстраиваться мировое образование и на что именно начнет ориентироваться социализация детей, подростков и молодежи и социальное воспитание? Для целей социального воспитания как общественного явления это будет терминальный, окончательный разрыв с гуманистическим содержанием так называемого Проекта эпохи Просвещения XVIII века.

В искусственно сконструированной (а потому и нежизнеспособной) ситуации нестабильного, постоянно деформирующегося общества эгалитар-ность (социально-классовая, этническая, культурная) размывается. При этом образование в целом приобретает черты антиэгалитарной кланово-авто-ритарной нормативности с постепенной утратой ценностей социальной справедливости, равенства и демократизма. Причастные этому новому мутант-ному квазисоциальному сообществу молодые поколения живут как бы освобожденные не только от каких-либо религиозных и идеологических догматов, но даже от возрастных поведенческих стандартов: они «несовершенновзрослые», вечные дети «человейника». Единственным «домом» для них является свои домашние, «родные» социально-сетевые сайты или блоги. Их семья - на выбор: или гей-прайд, или, по Барду и Зодерквисту - «секс и племенной строй» атомизированных социальных индивидов неопределенного пола. [5]

Для так называемого консумариата даже не столько традиционное телевидение с его относительным плюрализмом каналов и мнений, сколько кабельные сети и социальные сети «всемирной web-паутины» станут доминирующей, а затем и единственной ценностью, аккумулятором и смыслом жизни. ТВ молодому поколению надоело («нас зомбируют»), а вот виртуальные среды (которые могут зомбировать еще больше, чем ТВ) дают чувство устойчивости, обеспечивают психологическую защиту от неприятного и непонятного реального мира. То, что Шваб и Меллере в 2020 году характеризуют как сетевую идентичность, контролируемую экспертами, Бард и Зодерквист в 2005 году выразили откровенно: «Глава IX. Властные иерархии эпохи аттенционализма - сете-вые.Глава X. Виртуальное образование и неравенство умов». [5] Основная функция педагогического сообщества в этом перестроенном миропорядке - быть функционально ограниченной прислугой в сфере социальных услуг.

Опасен переход многих профессиональных субкультур в полностью онлайновую среду, радикально отрицающую сам принцип реальности (виртуализация аватаров) и поощряющую трансформацию принципа удовлетворения вне какой-либо привязки к конкретным действиям или событиям. Со-

циальные сети могут проявить себя двояким образом, парализуя взаимоотношения, связанные с творческой и познавательной деятельностью, и поощряя эмоционально бесконтрольное и интеллектуально депривированное контркультурное и дис-социальное поведение их постоянных или временных абонентов.

На эволюцию систем образования могут серьезно повлиять в негативном плане изменение морально-этических норм, допускающее формирование неопределенного множества индивидуально-половых гендерных идентификаций. Эрозии подвергнутся базовые общечеловеческие ценности, -существует этический риск стирания границ между живым и неживым, обессмысливания понимания жизни и преднамеренной девальвации ее индивидуальной личностной ценности.

Наднациональные структуры обратятся к проверенным средствам тоталитарного социального контроля. Роль и место человека, личностный прогноз и сценарий его жизни как части целого (Бога, идеологии, авторитарного государства, традиционной реанимированной общины и пр.) будет определяться жестко детерминированными связями и структурами, социального доступа к которым у педагогики уже не будет.

Тестовый контроль станет, скорее всего, единственным определяющим методом и решающим критерием оценки знаний и умений. Дисциплинарно-контролирующие средства, методы и приемы воспитания исключат индивидуально-личностные. Формализм предъявленных и в нужном стиле отредактированных результатов будет регулировать этику субординации в системе образования, безвозвратно фальсифицируя его гуманистическое содержание образования.

Теория коллектива будет рассматриваться почти исключительно в негативной смысловой коннотации, поскольку приоритеты в обучении будут окончательно расставлены в рамках корпоративной этики, не нуждающейся в понятии личность как таковой. У Барда и Зодерквиста в их книге есть даже специальный раздел с очень красноречивым заголовком: «Глава VIII. Конвульсии коллективизма. Смерть человека и виртуальный субъект». [5]

Методы воспитания могут быть сведены к различным приемам социальной дрессуры в границах массового общественного сознания потребительского (консьюмеристского) социума. Мир «здесь-и-сейчас» мотивированный на уровне реализации принципа удовольствия, будет формировать пассивно-зависимый тип социального индивида. Модель функционально грамотных конформистов-потребителей, станет единственной мировоззренческой основой социальной дрессуры новой управленческой касты.

Для массовой школы воспитательная составляющая будет свернута, а методы воспитания будут редуцированы до методов стимулирования поведения и деятельности (поощрение), торможения (наказание), формирования не опыта, а стиля общественно санкционированного поведения. Гражданское общество лишается функции когнитивного

контроля социального поведения (младенцы, подростки взрослые). ТНК станут единственными заказчиками и финансистами постановок сценариев развития или свертывания национальных систем образования. Судьба системы социального воспитания в таких условиях будет непредсказуемой (возможно, что хуже, чем в Третьем Рейхе 19331945 гг.).

Педагогическая наука будет окончательно перестроена как подсобный инструмент приватизированной сферы утилитарно трактуемых социальных услуг и станет проектно и технологически обслуживать узкие слои элитарных заказчиков. По правилам игры проектировщиков нового миропорядка нет ничего постоянного. Психологи гарвардского проекта 1991 года двадцать с лишним лет по всему миру и особенно в России через всевозможные неправительственные и необлагаемые налогом якобы некоммерческие организации внедряли в массовое сознание интеллигентов-гуманитариев мысли о том, что не существует ничего постоянного, кроме постоянных изменений, к которым надо быть всегда готовым - менять брачных партнеров, работу, друзей, коллег, социальное окружение, машины, квартиры, постоянное место жительства, родину. Человек как личность постепенно исчезает в этом мельтешащем цирке по примерке социальных ролей - у него больше нет идентичности, нет национальности, нет истории, он игроман и вправе путать виртуальную реальность с жизнью, меняя по своей прихоти не только свои взгляды на окружающую его жизнь, но также и свою внешность, образ жизни, социальное окружение, отечество, национальность, свой так называемый социальный пол -гендер.

Отметим еще одно важное «окно Овертона», еще одну социально опасную тенденцию направленного воздействия на массовое общественное сознание. В социальных сетях все более назойливо распространяется псевдонаучное, но подкрепленное рядом грантов обоснование так называемого ажизма (от англ. agism (age - возраст), то есть эгоистическое неприятие старости и опыта старшего поколения. Это идея о том, что старики сидят на шее у молодых, старики - балласт общества, от них одни проблемы, социальных льгот им выделять ни к чему и пенсии им платить незачем. На самом деле это активная проповедь полного отказа от идеологии и практики социального государства и социальных программ, внедрявшихся на протяжении послевоенного времени по примеру советского опыта в странах Европы (в США, кстати, нигде и никогда, ни в одном законе штатов не зафиксирована идея социального государства, в США оно вообще отсутствует). Налицо разрастание проявлений социальной дискриминации, направленной против пожилых людей только потому, что они пожилые. Особенно навязчиво эта идея внедряется в общественную психологию быстро деградирующих традиционных обществ с резко помолодевшей прослойкой социально восприимчивого, но безработного и полубезработного населения так называемых failed states. Фактический это означает

моральное оправдание не только этического, но и физического геноцида пожилого населения. При этом верхняя граница молодежного возраста завышается, и Умберто Эко прогнозирует резкий скачок инфантилизации функционально малограмотного населения (kidults) c девальваций престижа семьи, причем с потерей основной ее функции - рождаемости и распада базовых механизмов социокультурного наследования (семья, родственники, родная речь, язык, быт). Это еще один из симптомов активной антидемографии, вполне скоординированной на уровне теневого контура согласования и управления глобальными инициативами скрытых субъектов мировой политики.

Активно извращается и принцип природосооб-разности, из которого будет изъята его гуманистическая составляющая. Здесь на помощь стратегам такой тенденции приходит теория так называемого биоцентризма, причем биоцентризма экстремистского, воинствующего, согласно которому человек вообще теряет свой онтологический статус субъекта истории - он не более ценен, чем какая-нибудь разновидность редких мышевидных грызунов.

Пессимистический сценарий данной социальной линии - это дегуманизация образования, примитивизация общественного воспитания, самоизоляция национальных общин с гипертрофией этнической и религиозной идентификации как последних «якорей спасения» локальных популяций.

Все вышеизложенное - это пока актуальное предупреждение, основанное на вполне реальных расчетах и прогнозах. Пора деятелям образования оформлять свое принципиальное отношение к подобным социальным провокациям. Иначе как преступными их назвать трудно. Предупреждение серьезное. В контексте пандемии шутки кончились, иллюзии исчерпаны. Следует понимать, что охарактеризованные выше сценарные линии - отнюдь не рельсы социального трамвая, обреченно идущего в тупики политических смыслов. Всегда верен принцип - предупрежден, значит вооружен.

References

1. Attali, Jacques. A Brief History of the Future. Peace in the next 50 years //St. Petersburg, 2014.

2. World Education Report 1998 // Teachers, teaching and new technologies - UNESCO, 1998.

3. Zinoviev A.A. Russian tragedy (Death of Utopia). National interest. - M, 2002 .-- 285 p.

4. Fursov A.I. Watershed. A future that has already arrived. - Book world; Moscow; 2018 ISBN 9785-6041495-2-2

5. Zoderkvist, J., Bard, A. Netocracy. The New Ruling Elite and Life After Capitalism - Stockholm School of Economics; SPb .; 2005, ISBN 5-315-00015-X http://henson-seventeen.blog-spot.com/2017/07/2000.html Retrieved 10 November 2021.

6. Schwab, Klaus, Muller, Thierry. COVID-19: GREAT RESET The Great Reload / Forum. © World Economic Forum 2020 91-93 Route de la Capite

https://docs.yan-

dex.ru/docs/view?tm=1638532403&tld=ru&lang=ru& name=covid-19-velikaya-perezagruzka. Fcovid- 19-ve-likaya-perezagruzka.pdf & lr CH-1223 Cologne / Geneva ISBN 978-2-940631-11-7 Retrieved December 1, 2021.

7. Wherry. The 'Great Reset' reads like a globalist plot with some plot holes, CBC News, Canadian Broadcasting Corporation (November 27, 2020). Date of treatment November 27, 2020

8. Sergei Guryanov, Svetlana Kazantseva. Who Came to Kill: What Happened at Perm University. A freshman opened fire on students, there are killed and wounded. Incidents. - Izvestia. News. Articles. Opinions. September 20, 2021, 16:02.

https://iz.ru/1224311/sergei-gurianov-svetlana-kazantceva/prishedshii-ubivat-chto-sluchilos-v-permskom-universitete

9. Ekaterina Korinenko. We wanted the best: fakes about school shooting raised the Russians to their feet. Society. 10:00. - Izvestia. News. Articles. Opinions. -October 14, 2021.

https://iz.ru/1234717/ekaterina-korinenko/khoteli-kak-luchshe-feiki-o-skulshutinge-podniali-na-ushi-rossiian

Литература

1. Аттали, Жак. Краткая история будущего. Мир в ближайшие 50 лет/ Attali, Jacques. A Brief History of the Future/mm^, С-ПБ, 2014.

2. Всемирный доклад по образованию 1998 г. // Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии/Word Report on Education/ Teachers, educational activities and new technologies. — Юнеско, 1998.

3. Зиновьев А.А. Русская трагедия (Гибель утопии). Национальный интерес./Zinovyev. A.A. Russian tragedy. The death of the utopia. — М, 2002. -285 с.

4. Фурсов А.И. Водораздел. Будущее, которое уже наступило. /Fursov A.I.The bifurcation. The

future,which has come true. — Книжный мир; Москва; 2018 ISBN 978-5-6041495-2-2

5. Зодерквист, Я., Бард, А. №йкратия. Новая правящая элита и жизнь после капита-лизма/Zoderkvist_Yan._Bard_Alexander. Netocracy. The new ruling elite and life after capitalism. — Стокгольмская школа экономики; СПб.; 2005, ISBN 5-315-00015-X http://henson-seventeen.blog-spot.com/2017/07/2000.html Дата обращения 10 ноября 2021.

6. Шваб, Клаус, Маллере, Тьерри. COVID-19: БОЛЬШОЙ СБРОС Великая перезагрузка/ / Schwab, K., Mallere, Thierryю The great reset. / Форум. © Всемирный экономический форум 2020 9193 Route de la Capite https://docs.yan-dex. ru/docs/view?tm=1638532403&tld=ru&lang=ru& name=covid- 19-velikaya-perezagruzka. Fcovid-19-ve-likaya-perezagruzka.pdf&lr CH-1223 Колоньи / Женева ISBN 978-2-940631-11-7 Дата обращения 1 декабря 2021.

7. Wherry. The 'Great Reset' reads like a globalist plot with some plot holes (англ.), CBC News, Canadian Broadcasting Corporation (November 27, 2020). Дата обращения 27 ноября 2020

8. Сергей Гурьянов, Светлана Казанцева. Пришедший убивать: что случилось в Пермском университете. Первокурсник открыл стрельбу по студентам, есть убитые и раненые. Происшествия. - Известия. Новости. Статьи. Мнения. 20 сентября 2021, 16:02.

https://iz.ru/1224311/sergei-gurianov-svetlana-kazantceva/prishedshii-ubivat-chto-sluchilos-v-permskom-universitete

9. Екатерина Кориненко. Хотели как лучше: фейки о скулшутинге подняли на ноги россиян. Общество. 10:00. - Известия. Новости. Статьи. Мнения. - 14 октября 2021.

https://iz.ru/1234717/ekaterina-korinenko/khoteli-kak-luchshe-feiki-o-skulshutinge-podniali-na-ushi-rossiian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.