Научная статья на тему 'Новые социальные классы и структуры информационного общества'

Новые социальные классы и структуры информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
783
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКОНОМИКА / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / КОНСУМТАРИАТ / НЕТОКРАТЫ / НОВАЯ ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА / ПОКОЛЕНИЕ Y / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амелин Михаил

В статье рассмотрена история происхождения терминов «нетократия», «нетократы», «поколение Y» и «цифровое неравенство». Проанализированы новые тренды в электронном бизнесе и формирующемся информационном обществе. Внимание также уделено эволюции подходов к стратегическим конкурентным преимуществам в бизнес-среде и социальных системах. Осуществлен мониторинг социально-экономического и цифрового разрыва в формирующемся информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New social classes and structures of the information society

This article reviewed the historical origins of the terms: «netocracy», «netocrats»,«generation Y» and «digital divide». The new trends in e-business and in the emerging information society were analyzed. Also attention was paid to the evolution of approaches to strategic competitive advantages in the business environment and social systems. The socio-economic and digital divide in the emerging information society was monitored.

Текст научной работы на тему «Новые социальные классы и структуры информационного общества»

Новые

социальные классы и структуры информационного общества

Резюме. В статье рассмотрена история происхождения терминов «нетократия», «нетократы», «поколение Y» и «цифровое неравенство». Проанализированы новые тренды в электронном бизнесе и формирующемся информационном обществе. Внимание также уделено эволюции подходов к стратегическим конкурентным преимуществам в бизнес-среде и социальных системах. Осуществлен мониторинг социально-экономического и цифрового разрыва в формирующемся информационном обществе.

Ключевые слова: информационные технологии, электронная экономика, Большие Данные, информационное общество, креативный класс, консумтариат, нетократы, новая правящая элита, поколение ^ цифровое неравенство.

Понятие «нетократия» (англ. netocracy) появилось как слияние слов «Интернет» и «аристократия» и впервые было использовано в журнале Wired в 1993 г. Последующее развитие оно получило в первой книге трилогии «The Futurica», написанной шведскими философами-экономистами Александром Бардом и Яном Зодерквистом. По мнению ученых, оно состоит из двух частей: «net» - сеть, «cracy» - власть.

Понятие «нетократия» может быть сравнимо с термином Ричарда Флориды «креативный класс». «Креативные профессионалы - это классические интеллектуальные рабочие, включая тех, кто работает в сфере медицины, бизнеса и финансов, юридическом секторе и образовательном. Они используют комплексные системы знаний для решения специфических задач, используя высшие образовательные степени в качестве своей опоры» [1].

Примечательно, что краткое название первой книги трилогии «The Futurica» - «Нетократы» (англ. «The Netocrats»), а полное - «Нетократия: новая

Михаил Амелин,

аспирант кафедры менеджмента БГУИР, магистр

экономических наук

правящая элита и жизнь после капитализма». Более детально термин был представлен во второй («Глобальная империя») и третьей («Тело как машина») книгах. В этих трудах были рассмотрены как различные подходы к стратегическим конкурентным преимуществам в бизнес-среде, так и схожие с ними процессы в системах распределения власти [2]. В то время как цифровые средства предоставили новые креативные возможности для одних граждан, другие, имея ограниченный доступ к электронным сетевым ресурсам и технологиям, пострадали в течение последних 20 лет. Многие жители планеты не имеют возможности работать за компьютером и в Интернете или необходимых навыков для их эффективного использования. В начале 2014 г. сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли (британский ученый, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, создатель Всемирной паутины) указал на тот факт, что по-прежнему 65% населения планеты не имеют доступа к Сети, и требуются целенаправленные усилия для исправления этой ситуации. В свою очередь, А. Бард и Я. Зо-

дерквист предостерегают, что «те, кто не имеет возможностей по использованию новых интерактивных медиатехнологий и извлечению с их помощью преимуществ, начнут формировать низший класс цифровой эры - «консумтариат» (от англ. konsumtariat = consumer + proletariat). Также нужно отметить, что кратологические парадигмы быстро сменяют друг друга. Не так давно рыночная доля и власть базировались на технических преимуществах, а технократический класс был лидирующим на бизнес-арене (эпоха капитализма). Но информационное общество постоянно вносит свои поправки.

Поколение Y

Между тем около двух десятилетий велись обсуждения и споры по поводу появления в мире отдельной и заметной группы молодых людей, которые были рождены в цифровую эпоху и взрослели, используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей повседневной жизни. Соединенную сетями молодежь часто называют поколением Y [3].

8407

За последние два десятилетия она была предметом обширных исследований и теоретических умозаключений. Хотя в литературе нет единого мнения по поводу точного воздействия, которое ИКТ оказывают на молодых людей, ученые согласны в том, что цифровые мультимедиа меняют то, как они обучаются, играют, готовятся к жизни в обществе, участвуют в гражданской жизни, а также осваивают научные дисциплины.

Информационные и сетевые технологии значительно преобразовали многие сферы активности выходцев из поколения ^ Это касается и их образования, а в частности того, как они могут приобретать умения и навыки, необходимые молодым ученым. ИТ предоставляют им доступ к огромному числу научных материалов, но начинающие ученые должны быть в состоянии хорошо ориентироваться в них. Для того чтобы получить необходимые знания, им нужны как навыки отсева информации в международных научных базах данных, так и языковые умения. Также остается немаловажным для молодых ученых овладевание приемами креативного мышления. Это необходимо им для творческого осмысления международного научного опыта и качественного усвоения инноваций.

Рассмотрим сведения о количестве абонентов Интернета на конец 2013 г. (рис. 1). Можно проследить тенденцию перехода населения Беларуси к более совершенным - беспроводному и стационарному - методам доступа к Сети. Эти данные также показывают, что более двух третей жителей республики могут пользоваться ресурсами Всемирной паутины.

Процент белорусов с высшим образованием, имеющих

доступ к Сети, растет. Если в 2011 г. он составлял 58,3%, то в 2013-м - 70,6% [4]. Необходимо отметить, что хотя эту тенденцию и можно назвать положительной, однако еще не все потенциальные молодые ученые могут использовать ресурсы мирового научного сообщества при помощи ИТ.

По сведениям Международного союза электросвязи, индекс развития информационно-коммуникационных технологий Беларуси в 2010 г. равнялся 5,01, а в 2013-м - уже 6,89. За это время наша страна поднялась с 52-го на 38-е место в рейтинге. Комплекс ИКТ в республике устойчиво развивается. Это предоставляет молодым ученым огромные возможности для развития исследовательских навыков и позволяет им получить доступ к мировым научным ресурсам. Напомним, что индекс развития ИКТ состоит из трех факторов, взаимодействие которых рассмотрено на рис. 2.

Новейшим же вызовом информационного общества становится необходимость освоения населением страны (особенно выходцами из поколения Y) навыков обработки массива Больших Данных (Big Data) (табл.). Этот всеобъемлющий термин применяется для обозначения любого набора параметров, которые характеризуются большим объемом и сложностью обработки с помощью традиционных ИТ-приложений. От умений анализировать, отсеивать нужную информацию и синтезировать новые знания будет зависеть как конкурентность предприятий реального сектора республики, так и успешность молодых ученых.

Анализ соответствующей литературы показывает, что вопрос поколения Y и подключенной к Сети молодежи в раз-

143

54,9

495,4 1_

вивающихся странах изучался недостаточно. Это можно объяснить рядом факторов, в том числе тем, что там и информационное общество, и Интернет появились гораздо позднее, чем в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе. Необходимо продолжить исследования, посвященные тому, как ИКТ используются молодыми людьми в развивающихся странах и какое воздействие они оказывают на них.

Отметим, что понятие «поколение Y» появилось в 1999 г. в качестве описания тинейджеров, отличающихся от «поколения X» (Вильям Штраус, Нейл Хоув). Это молодые люди, рожденные с 1982 по 2004 г. Приведем некоторые альтернативные названия:«глобальное поколение», «поколение Next», «поколение Net», «цифровые аборигены», «millennials». Одна из характерных черт этой молодежи - ориентация на сетевые и социальные технологии (97% студентов этого поколения имеют компьютеры, 94% - сотовый

ИКТ-готовность (инфраструктура и доступ)

Индекс развития ИКТ

ИКТ-навыки

Рис. 1. Количество абонентов сети Интернет (физических лиц) в Беларуси [4]

^^^^ Общее число абонентов

I Беспроводной доступ

Стационарный (постоянный) доступ

Коммутируемый доступ

ИКТ-влияние

Рис. 2.

Система расчета индекса развития ИКТ

5663,6

88,2

Название элемента Описание

Скорость Быстрота, с которой информация генерируется и анализируется

Разнообразие Различные виды и формы данных (в том числе большое количество неструктурированной информации)

Ценность Потенциал больших данных для социально-экономического развития

Достоверность Уровень качества, точности и неопределенности информации и ее источников

Объем Огромное количество данных генерируется в результате их крупномасштабного использования в рамках информационного общества

Таблица.

Комплекс Больших Данных

телефон, 56% - тр3-плеер). Определяющими же факторами ее успеха становятся социальный и эмоциональный интеллект, а также уровень освоения сетевых технологий.

Доля «millennials» на душу населения варьируется от 30% в Северной и Южной Америке до 10% в Африке [5]. Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион отличаются относительно низким значением этого показателя по сравнению, например, с Европой. Важен и экономический уровень государства: около 4,2% жителей развивающихся стран являются «цифровыми аборигенами», тогда как в государствах мирового авангарда на них приходится 10%. Как известно, многие страны характеризуются наличием большой доли молодых людей в их населении. Такая демографическая ситуация особенно распространена в развивающихся регионах, в частности в Африке, где 20,2% жителей находится в возрасте 15-24 лет (в Европе - 12,4%).

К странам с медианными значениями относятся Россия и Беларусь - 25,5 и 20% «поколения Net» соответственно. В Китае, где самая большая численность «millennials», их количество составляет 30,6%. Результаты исследований показывают, что государства с самой большой долей «сетевого поколения» характеризуются доходом высоким и выше среднего, очень высоким уровнем общего проникновения Интернета, лидируют по индексу развития

ИКТ и имеют относительно большую часть молодежи в составе населения.

Белорусские выходцы из поколения Y являются активными пользователями Сети. При этом важным моментом остается вектор приложения их усилий. Они обладают особой уверенностью во владении персональным компьютером и применении сетевых навыков. Однако для успешного становления в качестве молодых ученых им нужно активно осваивать необходимые научные знания.

Цифровое неравенство

Высокие темпы развития Всемирной паутины вовлекли в процесс ее использования широкие слои населения, но в то же время способствовали возникновению в обществе ситуации, идентифицируемой как цифровое неравенство. Этот термин иллюстрирует разрыв между отдельными субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями), а также географическими районами в их возможности доступа к информационным и коммуникационным технологиям, ресурсам Интернета для решения повседневных задач профессионального и бытового характера.

Развитие информационных технологий происходит беспрецедентно высокими темпами, в связи с этим практически ежегодно меняется содержательное наполнение термина «цифровой разрыв» [6].

Впервые он проник в СМИ в результате опросов, проведенных в США Национальным агентством по телекоммуникациям и информации в 1998 г., и подразумевал под собой частное владение персональным компьютером. В дальнейших исследованиях он характеризовался таким показателем, как включенный доступ в Интернет. До этого в работах, целью которых был мониторинг социального фактора развития информационного общества, применялось понятие «владение/ не владение информацией».

С 2000 г. термин «цифровой разрыв» стал включать сведения о высокоскоростном доступе в Интернет. В это же время увеличение числа пользователей широкополосной связи в противовес уменьшению количества абонентов коммутируемого доступа стало одной из важных целей развития информационного общества и сокращения цифрового разрыва. Начиная с 2010 г. понятие стало отражать разницу между теми, кто на регулярной основе и эффективно использует цифровые технологии, и теми, кто этого не делает.

Цифровое неравенство среди домохозяйств обусловлено двумя основными факторами: уровнем реально располагаемого дохода и степенью развития образования в области информационных технологий. Как в научном сообществе, так и в правительственных организациях Европы, США и других стран ведутся дискуссии относительно того, увеличивается или уменьшается неравенство в доступе и использовании информационных ресурсов. Некоторые утверждают, что со временем большинство населения будет находиться в Интернете и никакого вмешательства в этот процесс не требуется. Другие подчеркивают увели-

чение степени расхождения между различными сегментами населения и необходимость его сокращения инструментами внешнего регулирования.

Разрыв между теми, кто является частью глобального информационного общества, и теми, кто не является, скорее всего, будет углубляться, поскольку люди, оторванные от него, остаются позади и не достигают прогресса [7]. Для того чтобы определить уровень последнего и существующие пробелы, а также обеспечить равноправный доступ к ИКТ, осуществляется постоянный мониторинг и измеряются изменения в информационном обществе.

Эпоха нетократии

Итак, явление, именуемое цифровым разрывом, имеет очень значительные экономические и политические последствия (налоговые поступления от ИКТ, наличие рынков сбыта ИКТ-продукции, валютные поступления в бюджеты стран).

Возвращаясь к теме новых социальных сил в информационном обществе, процитируем популярную фразу: «Кто бы ни владел правильной информацией, он правит миром», что является примером гегемонии инфократии в посткапиталистическую эпоху [8].

Интересен тот факт, что правящие классы продолжают сменять друг друга [9]. Было прослежено, как трансфер власти был осуществлен в очередной раз в промежуток с 1982 по 2014 г. Новая правящая элита -это нетократия, ее корпорации и учреждения, имеющие огромную рыночную власть и много финансовых ресурсов, и успешные выходцы из поколения Y. Появились, с одной стороны, такие компании, как Google, Twitter, Facebook, а с другой -

платформы электронного бизнеса: Amazon, eBay, Alibaba group и др. Очевидно, что в этих корпорациях рыночная власть базируется на новых технологиях и знаниях, скомбинированных с методами поддержки и менеджмента информационных сетей. «Те, кто завладеет глобальными информационными сетями и отточит новые формы коммуникации, будут контролировать финансы и законодательство, сформируют новую бизнес- и государственную элиту» [10]. В то время как люди и государственные предприятия нуждаются в базовых инфраструктурах для функционирования, у бизнес-сектора также существует потребность в аппаратных средствах, программном обеспечении, сетях, данных, оборудовании, человеческих ресурсах и сервисе. Все это необходимо для поддержания процесса принятия решений, бизнес-цикла и конкурентной стратегии в информационном обществе.

Говоря о проблеме построения карьеры молодыми учеными (научной нетократии), необходимо отметить, что им важно сосредоточиться как на освоении навыков применения информационных технологий, так и на эффективности использования времени. Им нужно ориентироваться в условиях работы с Большими Данными, уметь отсеивать нерелевантную информацию, а также творчески синтезировать новые знания.

К началу 2014 г. нетократия заняла доминирующее место на глобальных рынках. Таким образом, новое правило для бизнеса гласит: эксклюзивные знания и технологии позволяют генерировать внимание и деньги, а также завоевывать сердца молодого поколения.

Важно еще раз отметить, что сам по себе процесс нето-

кратизации информационного общества имеет в качестве одного из последствий увеличение цифрового разрыва. Это объясняется тем, что новый правящий класс - нетократы -не заинтересован в развитии сетевых умений у консумта-риата (нового низшего класса информационного общества). И несмотря на то что millennials - это хорошая среда для появления будущего нето-крата, без упорства и целеустремленности молодой человек поколения Y никогда им не станет, а со временем, по мере освоения интернет-технологий общей массой молодых людей, и вовсе может превратиться в пассивного информационного потребителя.

Статья поступила в редакцию 08.12.2014 г.

See:

http://innosfera.org/2015/01/new_social _classes

Summary.

This article reviewed the historical origins of the terms: «netocracy», «netocrats», «generation Y» and «digital divide». The new trends in e-business and in the emerging information society were analyzed. Also attention was paid to the evolution of approaches to strategic competitive advantages in the business environment and social systems. The socio-economic and digital divide in the emerging information society was monitored.

Литература

1. Florida R. Cities and the Creative Class.- New York, 2004.

2. Bard A., Soderqvist J. The Futurica Trilogy.- Stockholm, 2012.

3. Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation.- New York, 2000.

4. Зиновский В. И. и др. Информационное общество в Республике Беларусь. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат) .- Мн., 2014.

5. Bauerlein M. The Digital Divide: Arguments for and Against Facebook, Google, Texting, and the Age of Social Networking.-New York, 2011.

6. Ragnedda M., Muschert G. W. The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective.- New York, 2013.

7. Амелин М. А. Нетократия как тенденция развития интернет-бизнеса // Креативная экономика. 2014, №8. С. 3-10.

8. Kirn W. The New Radicals // Time (magazine). 2000, April 24. Р. 26-30.

9. Amelin M. Netocracy as a Tendency of Internet Business. One Year in Writing.- Minsk, 2014.

10. Бард А., Зодерквист Я. Neto^m. Новая правящая элита и жизнь после капитализма.- СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.