Научная статья на тему 'Основные вопросы регионального планирования и организации рационального использования земель и их охраны'

Основные вопросы регионального планирования и организации рационального использования земель и их охраны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
669
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов Н.И.

В статье автором показана актуальность проведения землеустроительных работ на уровне административно-территориальных образований в настоящее время. Показано о необходимости развития землеустройства в стране по трем основным взаимосвязанным направлениям: органы исполнительной власти научно-исследовательские и проектно-изыскательские учреждения в области землеустройства образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов в области землеустройства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванов Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные вопросы регионального планирования и организации рационального использования земель и их охраны»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

И ИХ ОХРАНЫ

Н. И. ИВАНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства E-mail: nickibut@yandex.ru Государственный университет по землеустройству

В статье показана актуальность проведения землеустроительных работ на уровне административно-территориальных образований, а также необходимость развития землеустройства в стране по трем основным направлениям: через органы исполнительной власти, научно-исследовательские и проектно-изыскательские учреждения в области землеустройства и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов в области землеустройства. Приведены основные выводы из научно-исследовательской работы «Схема землеустройства Щелковского района Московской области.

Ключевые слова: землеустройство, земельная политика, планирование, использование земель, охрана земель.

Использование и охрана земельных и других природных ресурсов затрагивают интересы страны и регионов, хозяйственных образований и отдельных граждан. В Конституции Российской Федерации установлено, что земельные ресурсы используются и охраняются как достояние населения, проживающего на соответствующей территории. Тем самым подчеркивается непреходящая роль земли в жизнедеятельности общества. Организация рационального использования земель и их охраны в России — важнейший фактор развития экономики государства. От того, как решается этот вопрос, во многом зависит не только экологическая, экономическая, но и социально-политическая обстановка в стране [1].

Вместе с тем, по данным Роснедвижимости за 1990—2007 гг., площадь сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации сократилась на

1,84 млн га, площадь пашни — на 10,73 млн га, многолетних насаждений — на 0,1 млн га, посевные площади — на 40,8 млн га [2].

Материалы Всероссийской сельскохозяйственной переписи (2006 г.) также показали, что 41,5 млн га сельскохозяйственных угодий не обрабатываются, площадь залежи составляет 13,9 млн га, а более 28,5 млн га (26 % площадей земельных долей) являются невостребованными.

Усиливаются процессы деградации земель, эрозия почв и опустынивание. Обширные территории загрязнены отходами производства, нефтью и нефтепродуктами. Это объясняется тем, что за годы реформы произошло разрушение практически всей системы землеустройства. С 1991 г. из всех видов землеустроительных работ проводилось лишь межхозяйственное землеустройство за счет юридических и физических лиц в целях перераспределения земель и передачи их другим хозяйствующим субъектам. А работы по составлению схем землеустройства, внутрихозяйственному землеустройству и рабочему проектированию были сведены к минимуму. В настоящее время полномочия государства в области регулирования землеустройства практически не осуществляются, а землеустроительные мероприятия государством не финансируются.

Очевидно, что дальнейшие земельные преобразования должны осуществляться компетентно, цивилизованным путем и только на основе научно обоснованного и практически апробированного социально-экономического и правового механизма, а также установленных основ федеральной политики

в области регулирования земельных отношений и проведения землеустройства.

В 2008 г. государством предпринята попытка наведения порядка в проведении землеустроительных мероприятий. Одним из реальных шагов в этом направлении стало наделение Министерства сельского хозяйства РФ функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), а также по государственному мониторингу таких земель [3]. В этих условиях дополнительную силу должны получить:

• развитие научно-исследовательской, про-ектно-изыскательской и образовательной деятельности в сфере сельского хозяйства, землеустройства и кадастров в соответствующих учреждениях;

• подготовка современной научно-методической базы для разработки документации по планированию и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны;

• совершенствование нормативно-правового обеспечения планирования и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, введение обязательной разработки плановых и проектных документов по использованию земель сельскохозяйственного назначения и иные мероприятия.

В 2008 г. автором проведена научно-исследовательская работа в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны на муниципальном уровне.

На примере Щелковского района Московской области составлена схема использования и охраны земель как одного из видов землеустроительной документации, предусмотренного Федеральным законом «О землеустройстве» [4].

Целью исследования было совершенствование теоретических и методических основ разработки схем использования и охраны земель муниципальных образований в условиях высокой урбанизации.

В ходе исследования, учитывая положения ст. 14 упомянутого закона, была сформирована структура землеустроительной документации по планированию использования земель, включающая три основных блока (рис. 1).

На этапе подготовительных работ были произведены сбор, анализ и оценка материалов, раскрывающих уровень социального и экономического развития района, природные условия, степень изученности земель, состояние земельно-ресурсного потенциала, итоги трансформации правоотношений на землю и т. д. Была составлена картографическая основа по различным тематическим разделам подготовительных работ.

Далее в процессе разработки схемы территория района была разделена на функциональные зоны различного приоритетного целевого назначения с целью выявления территориальных различий земель по природно-экономическим признакам, установления наиболее обоснованных хозяйственных и правовых режимов использования земель.

Первая зона преимущественно сельскохозяйственного освоения. В ее основу входит территория земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные организации. Территорию зоны отличает более равномерное и компактное сельское расселение, относительно развитая сельскохозяйственная производственная инфраструктура. Это создает предпосылки для организации индустриальных форм сельского хозяйства пригородного типа при условии достаточных капиталовложений в окультуривание земель.

Вторая зона преимущественно промышленного и градостроительного освоения, характеризующаяся высоким уровнем урбанизации территории. Она включает крупные населенные пункты — Щелково, Фрязино, Монино, Фряново, Свердловский, а также промышленные предприятия. В то же время в проекте отмечены значительные внутренние территориальные резервы земель населенных пунктов. Более половины этих земель занимают сельскохозяйственные угодья, около 10 % земель категории (около 900 га) занимает древесно-кустарниковая

Рис. 1. Структура схемы использования и охраны земель административно-территориального образования

Рис. 2. Схема землеустройства Щелковского района Московской области

растительность. Это говорит о необходимости увеличения плотности застройки в пределах существующих границ поселений.

Третья зона с вариантным развитием: промышленного, градостроительного, сельскохозяйс-

твенного и природно-рекреационного освоения. Территории этой зоны сосредоточены в качестве буферных массивов между ярко выраженными урбанизированными районами — Щелковским, Свердловским и Лосино-Петровским. Также тер-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

13

ритории с вариантным развитием образовались на базе земель ЗАСХО «Богослово», выбывших из сельскохозяйственного использования и находящихся вдоль федеральных автомобильных трасс. Кроме того, на севере района планируется ввести в активный земельно-имущественный оборот не используемые по целевому назначению спецземли.

Четвертая зона преимущественно природ-но-рекреационного освоения, в которую входят существующие особо охраняемые природные территории, земли лесного фонда, основные водные объекты. На территории этой зоны в перспективе не предполагается отвод земельных участков под строительство объектов, не связанных с развитием природно-экологического каркаса района.

На основании современного использования территории района и функционального зонирования предлагается проведение ряда организационно-территориальных мероприятий по рациональному использованию земель (рис. 2).

Была определена наиболее приоритетная специализация сельскохозяйственных организаций в зависимости от основных производственно-экономических показателей.

На перспективу скорректирована структура посевных площадей в районе. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда из 10 000 га пашни, числящейся в составе земель сельскохозяйственного назначения, под посевами находится лишь 3 700 га, причем почти 96 % — это посевы кормовых культур. На перспективу общая площадь посева должна увеличиться как минимум вдвое.

При этом процентное соотношение сельскохозяйственных культур максимально приближено к дореформенным показателям. Площадь зерновых и зернобобовых увеличивается с существующих 1,8 до 10,1 %, картофеля — с 2 до 8,6 %, овощей — с 0,3 до 1,2 %.

Предусмотрены некоторые изменения в площадях категорий земель. На перспективу планируется увеличение площади особо охраняемых территорий и объектов с 1 252 до 6 675 га ввиду того, что более 5 000 га земель природоохранного назначения не сформированы должным образом и находятся в других категориях.

Земли водного фонда в границах района, по данным земельного учета, вообще отсутствуют, однако площадь земель, занятых водными объектами, составляет 688 га. Поэтому к землям водного фонда на перспективу будут отнесены земли, находящиеся под водой крупных рек и водохранилищ (реки Клязьма и Воря, Медвежьи озера).

Важным решением схемы представляется определение на основе данных инвентаризации земель территориальных резервов для развития процессов урбанизации внутри границ населенных пунктов. Наиболее крупные по площади свободные территории и пустыри отмечены в городских поселениях Щелково, Монино, Лосино-Петровский, Свердловский, Фряново. Площадь этих резервов около 1 300 га, что покрывает потребности в жилищном и промышленном строительстве на перспективу, не выходя за границы населенных пунктов и не занимая земель сельскохозяйственного назначения.

Реализация предложенных мероприятий позволит решить одну из важнейших задач планирования и организации рационального использования земель и их охраны в административно-территориальном образовании — установление четких, ясных, законодательно и научно обоснованных режимов использования земель, что позволит значительно повысить уровень конкурентоспособности как сельскохозяйственной отрасли, так и экономики региона в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков С. Н. Территориальное планирование использования земель в России: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006 № 3.

2. Земельный фонд Российской Федерации на 01.01.2008. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. 2008. URL: http://www. kadastr. ru/available_land_2008/.

3. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

ВНИМАНИЕ!

Организационный комитет Форума сообщает, что Московский международный Форум «Защита и хранение информационных ресурсов - 2009» переносится на апрель 2010 года.

Дополнительная информация будет размещена на сайте http://arhidelo.ru/forum/, а также на сайте Информационного партнера мероприятия — www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.