УДК 332.145
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
Н. И. ИВАНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства E-mail: [email protected] Государственный университет по землеустройству
Отмечено, что в целях реализации решений, принимаемых в рамках разработки программ и стратегий социально-экономического развития, последние должны быть сконцентрированы в документах по управлению земельными ресурсами соответствующего административного уровня: схемах территориального планирования, схемах землеустройства, генеральных планах и т. д. Показана взаимосвязь между данными документами, предложены соответствующие расчетные показатели информационного обеспечения документов в сфере социально-экономического развития и управления земельными ресурсами.
Ключевые слова:землеустройство, земельно-кадастровая информация, схема территориального планирования, социально-экономическое развитие.
Муниципальные образования как административно-территориальные образования, действующие на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], имеют свои специфические особенности экономики, размещения и структуры хозяйства, занимают определенное место в хозяйственном комплексе страны и вместе с другими административно-территориальными образованиями являются частью единого экономического пространства страны. Они обладают большим многообразием, концентрацией и сложностью элементов (флоры, фауны, природных ресурсов, насе-
ления и созданных им орудий труда, технологии, инфраструктуры и т.д.) и связей между ними.
В целях обоснованного и рационального использования представленных ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» разрабатываются прогнозы, программы и стратегии социально-экономи-ческогоразвития [3].
После принятия данного Федерального закона в России было подготовлено множество различных документов долгосрочного характера, в их числе «Стратегия развития России», «Стратегия национальной безопасности», «Стратегия устойчивого развития», «Стратегия экономического развития Российской Федерации», «Стратегия территориального развития России», «Генеральная схема расселения России», «Схема развития и размещения электроэнергетики» и др.
Этим же законом предусмотрена регионализация директив и направлений развития, в связи с чем на уровне регионов также принимаются законы о прогнозах, программах социально-экономического развития и сами программы и стратегии социально-экономического развития различных отраслей и сфер деятельности, которые, в свою очередь, определяют ориентиры развития муниципальных образований.
Центральное звено в системе внешних и внутренних связей муниципального образования
— земля, являющаяся необходимым условием любого производства и в целом человеческой деятельности, тем единственным связующим элементом природной среды, который пространственно объединяет все другие ее элементы (воду, растительность, животный мир, недра, воздух, ландшафты) в одно целое (рис. 1).
Муниципальное образование
1 Г 1
Флора <- -► Природные ресурсы
Фауна
Население
Земля
Природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы
Инфраструктура
Главное средство производства, являющееся основой осуществления хозяйственной и иной деятельности
Объект недвижимости, являющийся объектом права собственности и иных прав на землю
Рис. 1. Ресурсы муниципального образования
В связи с этим решения, принимаемые в рамках разработки программ и стратегий социально-экономического развития в различных областях и сферах деятельности, концентрируются в документах по управлению земельными ресурсами соответствующего административного уровня — схемах территориального планирования, схемах
землеустройства, генеральных планах и т. д.
Взаимосвязь документов социально-экономического развития и документов по управлению земельными ресурсами, а также место соответствующих документов муниципального уровня в общегосударственной системе прогнозной, плановой и проектной документации показана на рис. 2.
Наиболее ярко роль информационного обеспе-
Федеральный уровень
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Уровень хозяйствующих субъектов
Документы социально-экономического развития
Программы и стратегии социально-экономического развития отраслей и сфер деятельности федерального значения
Программы и стратегии социально-экономического развития соответствующих отраслей и сфер деятельности в субъектах РФ
Программы и стратегии социально-экономического развития соответствующих отраслей и сфер деятельности в муниципальных образованиях
Документы территориального
планирования и планировки _территории_
Схемы территориального планирования РФ (развития федерального транспорта, обороны страны и безопасности государства и т.д.)
Схемы территориального планирования субъектов РФ
Схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и сельских поселений, правила землепользования и застройки
Проекты планировки, градостроительные планы
Документы землеустройства
Генеральная схема землеустройства РФ, иные схемы использования земель федерального значения
Схемы землеустройства субъектов РФ, схемы использования и охраны земель различного целевого назначения в субъектах РФ
Схемы землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель различного целевого назначения в муниципальных образованиях
Проекты территориального землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства, рабочие проекты
Рис. 2. Взаимосвязи планово-проектной документации в сфере социально-экономического развития
и управления земельными ресурсами
Информация об объемах строительства
ш
я
й н
я о
н я
о ч
я о
ч н
о я
н о
я л
о н
л о
н о о и
о о
к я
о я
я о
я ч 0
ч
я 2
N о
л
я
2
о
(0 2
ю о
О (0 ю О
я
ч
о о
я н
я я
5 я о
я л
я о
о ч
о
я о *
й о й
я я о
н я о
о я -в
я н о
ч л
р о =я
н я о
я о я
о л я
н о « о
3 я
2 о (0 ю & Л е
О 1
чения в сфере землеустройства и кадастров в социально-экономическом развитии муниципального образования показывает характер информации, который имеют документы по управлению земельными ресурсами муниципальных образований — схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и сельских поселений, схемы землеустройства муниципальных образований.
Теоретическим и методическим вопросам роли и значению земельно-кадастровой информации в документах по управлению земельными ресурсами различных административно-территориальных уровней посвящены работы многих ученых и специалистов: А. А. Варламова, С.Н. Волкова, С. А. Гальченко, Н. В. Комова, П. Ф. Лойко, Р. Т. Нагаева, О. Т. Хисматулова и др.
Отличие информационного обеспечения, используемого при подготовке прогнозно-плановых документов социально-экономического развития, от информационного обеспечения, используемого при подготовке соответствующих документов по управлению земельными ресурсами, видно при сравнении рис. Зи4.
В документах социально-экономического характера основными результативными показателями являются объемы производства и строительства за анализируемый период и на перспективу, которые в документах по управлению земельными ресурсами должны сопоставляться с земельно-кадастровыми показателями:
• площадью, необходимой для намеченных объемов производства и строительства,
• размещением отраслей экономики, секторов урбанизации, природоохранного комплекса (учитывая обоснование, экономическую,
Прогнозно-плановая документация по социально-экономическому развитию муниципального образования
Информация об объемах производства
Информация о населении
н к
о &
о л с
(0 ю О
к
о и н о
Ч
с
Рис. 3. Информация, используемая при разработке прогнозно-плановых документов социально-экономического развития
Планово-проектная документация по территориальному планированию и землеустройству муниципального образования
Информация о
природно-климатических условиях
Земельно-кадастровая информация
Л и
^ я
о с
Я
Iй
я й
я я
^ н
и 5
« я
С^ к
1Г а
ч и й ч
>я
и
=?
2
й
N
^
л
и
о
я 3
н ч
о и
о л
я о
я
и
ю
о
о
о
и
3
я
53
й И
и
и
я о
5
>я я ч о
и
^
Я
О
л о
« К я § л В
я
& Я
я й 5
о
Ч о я
и Я -
£ |
& Н Ц
са ю £
^ 8 ^
я
:Я и
И Я
я В я Й
н и
Ев "
а
& я
О ю
Рис. 4. Информация, используемаяприразработкепланово-проектной документации по территориальному планированию и землеустройству муниципального образования
социальную и экологическую оценку прини-маемыхрешений)ит.д. [1]. Одним из основных документов по управлению земельными ресурсами являются предусмотренные
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ схемы территориального планирования, которые используют в ходе подготовки и проведения следующих мероприятий:
• комплексного решения вопросов социально-экономического развития;
• разработки программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
• планирования и организации рационального использования земель и их охраны;
• образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;
• межевания объектов землеустройства, отчуждения земельных участков и их изъятия для государственных и муниципальных нужд;
• предварительного согласования места размещения объектов;
• определения предельных размеров земельных участков;
• установления территориальных зон различного целевого назначения;
• планирования застройки территорий;
• формировании градостроительных регламентов;
• последующей разработки проектной документации по использованию земель и строительству объектов недвижимости;
• разработки территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5].
Как отмечает академик РАСХН С. Н. Волков, с точки зрения науки и практики по своему содержанию и предназначению данная документация считается землеустроительной и вписывается в уже действующее земельное законодательство о землеустройстве [2].
Поэтому на уровне схем территориального планирования, в частности муниципальных районов, имеет смысл усовершенствовать разработку предложений по использованию земель различного целевого назначения и разрешенного использования посредством дополнения уже существующих разделов материалами по обоснованию использования земель, размещения землеемких отраслей экономики, урбанизированных и межселенных территорий с применением землеустроительной и земельно-кадастровой информации.
Содержание типичного варианта схемы территориального планирования муниципального района на примере Балашовского района Саратовской области [6] и усовершенствованного варианта содержания этой же схемы представлено в таблице.
Балашовский муниципальный район входит в состав Западного региона Саратовской области и занимает территорию площадью 234,2тыс. га. Характеристика географического положения района позволяет оценить его как благоприятное для последующего развития в нем отраслей экономики, ориентированных на транзитные товарные потоки, и на вывоз основной части производимой продукции, атакже для развития местного агропромышленного комплекса и формирования мощного логистического центра.
Сельскохозяйственные угодья в Балашовском муниципальном районе имеют весьма высокую долю — 95,5 %. Основу сельскохозяйственныхугодий представляет наиболее ценная их составляющая — пашня, на долю которой приходится около 78,3 % всей земельной площади района и 82 % сельскохозяйственных угодий. Значительные площади — 15,8% занимают естественные кормовые угодья (пастбища и сенокосы).
Учитывая указанные цели территориального развития муниципального района, атакже высокую долю сельскохозяйственных угодий в общем земельном фонде, основным земельным ресурсом д ля развития и для сельского хозяйства, и иных отраслей экономики будут земли сельскохозяйственного назначения.
При подобных обстоятельствах, когда для решения задач развития урбанизации не хватает земельных ресурсов соответствующих категорий и требуется расширение границ земель под населенными пунктами и объектами промышленности, как правило, за счет межселенных территорий, необходимо проводить технико-экономическое обоснование данных организационно-территориальных мероприятий, которое в соответствии с землеустроительной наукой включает в себя [2]:
• определение не пригодных для использования в сельском хозяйстве площадей;
• подготовку к передаче малопродуктивных угодий под использование в жилищном и промышленном строительстве, лесном и водном хозяйствах, формировании особо охраняемых природных территорий и иных целях;
• определение соответствия способов использования земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, обороны целевому назначению;
Варианты содержания схемы территориального планирования муниципального района
Стандартный вариант Комплексный вариант
1 Формирование структуры социально-экономического пространства 1 Формирование структуры социально-экономического пространства
1.1 Формирование системы расселения 1.1 Формирование системы расселения
1.2 Обоснование предложений по изменению границ и преобразованию муниципальных образований 1.2 Обоснование предложений по изменению границ и преобразованию муниципальных образований
1.3 Организация использования земель населенных пунктов
Инженерно-транспортная и социальная инфраструктура Предложения по развитию инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры
2.1 Инженерно-транспортная инфраструктура 2.1 Территориальное развитие инженерно-транспортной инфраструктуры
2.2 Современное состояние и предложения по развитию социальной сферы 2.2 Современное состояние и предложения по развитию социальной сферы
2.3 Социальное обеспечение и защита 2.3 Социальное обеспечение и защита
2.4 Основные направления стратегии развития социальной сферы 2.4 Основные направления стратегии развития социальной сферы
2.5 Обоснование формирования земельного фонда под объектами инженерно-транспортной и социальной инфраструктур
3 Территориальное развитие сельскохозяйственного производства
3.1 Обоснование специализации сельскохозяйственного производства
3.2 Организация использования земель сельскохозяйственного назначения
3.3 Обоснование размещения объектов капитального строительства сельскохозяйственного использования
3 Рекреация и туризм. Проектные предложения по территориальному развитию туристско-рекреационного комплекса 4 Территориальное развитие рекреации и туризма
4.1 Предложения по территориальному развитию туристско-рекре-ационного комплекса
4.2 Обоснование формирования земельного фонда под объектами рекреации и туризма
4 Предложения по утилизации бытовых, промышленных отходов 5 Мероприятия по сохранению экологического равновесия территории
5.1 Охрана атмосферного воздуха
5.2 Организация использования и охрана водных ресурсов
5.3 Охрана почв. Восстановление качества почв
5.4 Мероприятия по предотвращению захламления, загрязнения земель. Концепция управления отходами
5.5 Мероприятия по противоэрозионной организации территории
5.6 Мероприятия по предотвращению переувлажнения и заболачивания земель
5 Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций 6 Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
• определение потребности в земельных ресурсах для обеспечения необходимого производства землеемких отраслей экономики на перспективу.
В содержании схемы территориального планирования муниципального района такое технико-экономическое обоснование может быть включено в разделы, в которых проводится формирование земельного фонда под различные цели (в таблице они указаны в подп. 1.2, 2.5, 4.2.)
Стоит отметить, что в большинстве случаев и после удовлетворения потребности в землях для территориального развития урбанизации большую долю в административно-территориальных
образованиях будут занимать земли сельскохозяйственного назначения (в рамках Балашов-ского района — около 70 %). Поэтому в схемах территориального планирования муниципальных районов должен быть раздел, посвященный территориальному развитию сельскохозяйственного производства (в таблице п. 4), в котором среди прочего должна найти свое отражение информация по вопросам:
• организации использования земель сельскохозяйственного назначения;
• обоснования размещения объектов капитального строительства сельскохозяйственного использования;
• поддержания и восстановления плодородия почв;
• предотвращения захламления, загрязнения земель;
• противоэрозионной организации территории ит. д.
В результате осуществления организационно-территориальных мероприятий, заложенных при комплексном варианте содержания схемы территориального планирования, данный документ станет определяющим в земельной политике и обоснованном территориальном развитии муниципального образования:
• существенно увеличится гражданский оборот земельных участков, который «вынужден» будет развиваться на законных условиях;
• будут созданы условия для реализации земельными собственниками своих прав;
• сократится число земельных споров и судебных разбирательств;
• возрастет поступление в бюджеты различных уровней средств в счет компенсации упущенной выгоды и убытков при предоставлении и изъятии земель;
• будет предотвращен самовольный захват земель, организованы их рациональное использование и охрана.
Список литературы
1. Галъченко С. А. Экономическая эффективность системы государственного земельного кадастра административно-территориальных образований. М., 2003. 418 с.
2. Иванов Н. И. Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований: методические указания и задания для РГР / Н. И. Иванов, И. В. Фомкин, А. И. Соловьев. М., 2009. 160 с.
3. Российская Федерация. Градостроительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: (принят Государственной Думой 22.12.2004). М.: Проспект, 2008. 128 с.
4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон (принят Государственной Думой 23.06.1995)//Российская газета. 1995. 26 июня.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон (принят Государственной Думой 16.09.2003) // Российская газета. 2003. 8 октября.
6. Схема территориального планирования Бала-шовского муниципального района Саратовской области. Администрация Балашовского муниципального района, 2009. URL: http:// balashov.sarmo.ru.