Научная статья на тему 'Совершенствование информационного обеспечения территориального планирования муниципального уровня'

Совершенствование информационного обеспечения территориального планирования муниципального уровня Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
301
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов Н. И.

Отмечено, что в целях реализации решений, принимаемых в рамках разработки программ и стратегий социально-экономического развития, последние должны быть сконцентрированы в документах по управлению земельными ресурсами соответствующего административного уровня: схемах территориального планирования, схемах землеустройства, генеральных планах и т.д. Показана взаимосвязь между данными документами, предложены соответствующие расчетные показатели информационного обеспечения документов в сфере социально-экономического развития и управления земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванов Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационного обеспечения территориального планирования муниципального уровня»

УДК 332.145

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

Н. И. ИВАНОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства E-mail: [email protected] Государственный университет по землеустройству

Отмечено, что в целях реализации решений, принимаемых в рамках разработки программ и стратегий социально-экономического развития, последние должны быть сконцентрированы в документах по управлению земельными ресурсами соответствующего административного уровня: схемах территориального планирования, схемах землеустройства, генеральных планах и т. д. Показана взаимосвязь между данными документами, предложены соответствующие расчетные показатели информационного обеспечения документов в сфере социально-экономического развития и управления земельными ресурсами.

Ключевые слова:землеустройство, земельно-кадастровая информация, схема территориального планирования, социально-экономическое развитие.

Муниципальные образования как административно-территориальные образования, действующие на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], имеют свои специфические особенности экономики, размещения и структуры хозяйства, занимают определенное место в хозяйственном комплексе страны и вместе с другими административно-территориальными образованиями являются частью единого экономического пространства страны. Они обладают большим многообразием, концентрацией и сложностью элементов (флоры, фауны, природных ресурсов, насе-

ления и созданных им орудий труда, технологии, инфраструктуры и т.д.) и связей между ними.

В целях обоснованного и рационального использования представленных ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» разрабатываются прогнозы, программы и стратегии социально-экономи-ческогоразвития [3].

После принятия данного Федерального закона в России было подготовлено множество различных документов долгосрочного характера, в их числе «Стратегия развития России», «Стратегия национальной безопасности», «Стратегия устойчивого развития», «Стратегия экономического развития Российской Федерации», «Стратегия территориального развития России», «Генеральная схема расселения России», «Схема развития и размещения электроэнергетики» и др.

Этим же законом предусмотрена регионализация директив и направлений развития, в связи с чем на уровне регионов также принимаются законы о прогнозах, программах социально-экономического развития и сами программы и стратегии социально-экономического развития различных отраслей и сфер деятельности, которые, в свою очередь, определяют ориентиры развития муниципальных образований.

Центральное звено в системе внешних и внутренних связей муниципального образования

— земля, являющаяся необходимым условием любого производства и в целом человеческой деятельности, тем единственным связующим элементом природной среды, который пространственно объединяет все другие ее элементы (воду, растительность, животный мир, недра, воздух, ландшафты) в одно целое (рис. 1).

Муниципальное образование

1 Г 1

Флора <- -► Природные ресурсы

Фауна

Население

Земля

Природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы

Инфраструктура

Главное средство производства, являющееся основой осуществления хозяйственной и иной деятельности

Объект недвижимости, являющийся объектом права собственности и иных прав на землю

Рис. 1. Ресурсы муниципального образования

В связи с этим решения, принимаемые в рамках разработки программ и стратегий социально-экономического развития в различных областях и сферах деятельности, концентрируются в документах по управлению земельными ресурсами соответствующего административного уровня — схемах территориального планирования, схемах

землеустройства, генеральных планах и т. д.

Взаимосвязь документов социально-экономического развития и документов по управлению земельными ресурсами, а также место соответствующих документов муниципального уровня в общегосударственной системе прогнозной, плановой и проектной документации показана на рис. 2.

Наиболее ярко роль информационного обеспе-

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

Документы социально-экономического развития

Программы и стратегии социально-экономического развития отраслей и сфер деятельности федерального значения

Программы и стратегии социально-экономического развития соответствующих отраслей и сфер деятельности в субъектах РФ

Программы и стратегии социально-экономического развития соответствующих отраслей и сфер деятельности в муниципальных образованиях

Документы территориального

планирования и планировки _территории_

Схемы территориального планирования РФ (развития федерального транспорта, обороны страны и безопасности государства и т.д.)

Схемы территориального планирования субъектов РФ

Схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и сельских поселений, правила землепользования и застройки

Проекты планировки, градостроительные планы

Документы землеустройства

Генеральная схема землеустройства РФ, иные схемы использования земель федерального значения

Схемы землеустройства субъектов РФ, схемы использования и охраны земель различного целевого назначения в субъектах РФ

Схемы землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель различного целевого назначения в муниципальных образованиях

Проекты территориального землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства, рабочие проекты

Рис. 2. Взаимосвязи планово-проектной документации в сфере социально-экономического развития

и управления земельными ресурсами

Информация об объемах строительства

ш

я

й н

я о

н я

о ч

я о

ч н

о я

н о

я л

о н

л о

н о о и

о о

к я

о я

я о

я ч 0

ч

я 2

N о

л

я

2

о

(0 2

ю о

О (0 ю О

я

ч

о о

я н

я я

5 я о

я л

я о

о ч

о

я о *

й о й

я я о

н я о

о я -в

я н о

ч л

р о =я

н я о

я о я

о л я

н о « о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 я

2 о (0 ю & Л е

О 1

чения в сфере землеустройства и кадастров в социально-экономическом развитии муниципального образования показывает характер информации, который имеют документы по управлению земельными ресурсами муниципальных образований — схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и сельских поселений, схемы землеустройства муниципальных образований.

Теоретическим и методическим вопросам роли и значению земельно-кадастровой информации в документах по управлению земельными ресурсами различных административно-территориальных уровней посвящены работы многих ученых и специалистов: А. А. Варламова, С.Н. Волкова, С. А. Гальченко, Н. В. Комова, П. Ф. Лойко, Р. Т. Нагаева, О. Т. Хисматулова и др.

Отличие информационного обеспечения, используемого при подготовке прогнозно-плановых документов социально-экономического развития, от информационного обеспечения, используемого при подготовке соответствующих документов по управлению земельными ресурсами, видно при сравнении рис. Зи4.

В документах социально-экономического характера основными результативными показателями являются объемы производства и строительства за анализируемый период и на перспективу, которые в документах по управлению земельными ресурсами должны сопоставляться с земельно-кадастровыми показателями:

• площадью, необходимой для намеченных объемов производства и строительства,

• размещением отраслей экономики, секторов урбанизации, природоохранного комплекса (учитывая обоснование, экономическую,

Прогнозно-плановая документация по социально-экономическому развитию муниципального образования

Информация об объемах производства

Информация о населении

н к

о &

о л с

(0 ю О

к

о и н о

Ч

с

Рис. 3. Информация, используемая при разработке прогнозно-плановых документов социально-экономического развития

Планово-проектная документация по территориальному планированию и землеустройству муниципального образования

Информация о

природно-климатических условиях

Земельно-кадастровая информация

Л и

^ я

о с

Я

я й

я я

^ н

и 5

« я

С^ к

1Г а

ч и й ч

и

=?

2

й

N

^

л

и

о

я 3

н ч

о и

о л

я о

я

и

ю

о

о

о

и

3

я

53

й И

и

и

я о

5

>я я ч о

и

^

Я

О

л о

« К я § л В

я

& Я

я й 5

о

Ч о я

и Я -

£ |

& Н Ц

са ю £

^ 8 ^

я

:Я и

И Я

я В я Й

н и

Ев "

а

& я

О ю

Рис. 4. Информация, используемаяприразработкепланово-проектной документации по территориальному планированию и землеустройству муниципального образования

социальную и экологическую оценку прини-маемыхрешений)ит.д. [1]. Одним из основных документов по управлению земельными ресурсами являются предусмотренные

Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ схемы территориального планирования, которые используют в ходе подготовки и проведения следующих мероприятий:

• комплексного решения вопросов социально-экономического развития;

• разработки программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

• планирования и организации рационального использования земель и их охраны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;

• межевания объектов землеустройства, отчуждения земельных участков и их изъятия для государственных и муниципальных нужд;

• предварительного согласования места размещения объектов;

• определения предельных размеров земельных участков;

• установления территориальных зон различного целевого назначения;

• планирования застройки территорий;

• формировании градостроительных регламентов;

• последующей разработки проектной документации по использованию земель и строительству объектов недвижимости;

• разработки территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5].

Как отмечает академик РАСХН С. Н. Волков, с точки зрения науки и практики по своему содержанию и предназначению данная документация считается землеустроительной и вписывается в уже действующее земельное законодательство о землеустройстве [2].

Поэтому на уровне схем территориального планирования, в частности муниципальных районов, имеет смысл усовершенствовать разработку предложений по использованию земель различного целевого назначения и разрешенного использования посредством дополнения уже существующих разделов материалами по обоснованию использования земель, размещения землеемких отраслей экономики, урбанизированных и межселенных территорий с применением землеустроительной и земельно-кадастровой информации.

Содержание типичного варианта схемы территориального планирования муниципального района на примере Балашовского района Саратовской области [6] и усовершенствованного варианта содержания этой же схемы представлено в таблице.

Балашовский муниципальный район входит в состав Западного региона Саратовской области и занимает территорию площадью 234,2тыс. га. Характеристика географического положения района позволяет оценить его как благоприятное для последующего развития в нем отраслей экономики, ориентированных на транзитные товарные потоки, и на вывоз основной части производимой продукции, атакже для развития местного агропромышленного комплекса и формирования мощного логистического центра.

Сельскохозяйственные угодья в Балашовском муниципальном районе имеют весьма высокую долю — 95,5 %. Основу сельскохозяйственныхугодий представляет наиболее ценная их составляющая — пашня, на долю которой приходится около 78,3 % всей земельной площади района и 82 % сельскохозяйственных угодий. Значительные площади — 15,8% занимают естественные кормовые угодья (пастбища и сенокосы).

Учитывая указанные цели территориального развития муниципального района, атакже высокую долю сельскохозяйственных угодий в общем земельном фонде, основным земельным ресурсом д ля развития и для сельского хозяйства, и иных отраслей экономики будут земли сельскохозяйственного назначения.

При подобных обстоятельствах, когда для решения задач развития урбанизации не хватает земельных ресурсов соответствующих категорий и требуется расширение границ земель под населенными пунктами и объектами промышленности, как правило, за счет межселенных территорий, необходимо проводить технико-экономическое обоснование данных организационно-территориальных мероприятий, которое в соответствии с землеустроительной наукой включает в себя [2]:

• определение не пригодных для использования в сельском хозяйстве площадей;

• подготовку к передаче малопродуктивных угодий под использование в жилищном и промышленном строительстве, лесном и водном хозяйствах, формировании особо охраняемых природных территорий и иных целях;

• определение соответствия способов использования земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, обороны целевому назначению;

Варианты содержания схемы территориального планирования муниципального района

Стандартный вариант Комплексный вариант

1 Формирование структуры социально-экономического пространства 1 Формирование структуры социально-экономического пространства

1.1 Формирование системы расселения 1.1 Формирование системы расселения

1.2 Обоснование предложений по изменению границ и преобразованию муниципальных образований 1.2 Обоснование предложений по изменению границ и преобразованию муниципальных образований

1.3 Организация использования земель населенных пунктов

Инженерно-транспортная и социальная инфраструктура Предложения по развитию инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры

2.1 Инженерно-транспортная инфраструктура 2.1 Территориальное развитие инженерно-транспортной инфраструктуры

2.2 Современное состояние и предложения по развитию социальной сферы 2.2 Современное состояние и предложения по развитию социальной сферы

2.3 Социальное обеспечение и защита 2.3 Социальное обеспечение и защита

2.4 Основные направления стратегии развития социальной сферы 2.4 Основные направления стратегии развития социальной сферы

2.5 Обоснование формирования земельного фонда под объектами инженерно-транспортной и социальной инфраструктур

3 Территориальное развитие сельскохозяйственного производства

3.1 Обоснование специализации сельскохозяйственного производства

3.2 Организация использования земель сельскохозяйственного назначения

3.3 Обоснование размещения объектов капитального строительства сельскохозяйственного использования

3 Рекреация и туризм. Проектные предложения по территориальному развитию туристско-рекреационного комплекса 4 Территориальное развитие рекреации и туризма

4.1 Предложения по территориальному развитию туристско-рекре-ационного комплекса

4.2 Обоснование формирования земельного фонда под объектами рекреации и туризма

4 Предложения по утилизации бытовых, промышленных отходов 5 Мероприятия по сохранению экологического равновесия территории

5.1 Охрана атмосферного воздуха

5.2 Организация использования и охрана водных ресурсов

5.3 Охрана почв. Восстановление качества почв

5.4 Мероприятия по предотвращению захламления, загрязнения земель. Концепция управления отходами

5.5 Мероприятия по противоэрозионной организации территории

5.6 Мероприятия по предотвращению переувлажнения и заболачивания земель

5 Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций 6 Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

• определение потребности в земельных ресурсах для обеспечения необходимого производства землеемких отраслей экономики на перспективу.

В содержании схемы территориального планирования муниципального района такое технико-экономическое обоснование может быть включено в разделы, в которых проводится формирование земельного фонда под различные цели (в таблице они указаны в подп. 1.2, 2.5, 4.2.)

Стоит отметить, что в большинстве случаев и после удовлетворения потребности в землях для территориального развития урбанизации большую долю в административно-территориальных

образованиях будут занимать земли сельскохозяйственного назначения (в рамках Балашов-ского района — около 70 %). Поэтому в схемах территориального планирования муниципальных районов должен быть раздел, посвященный территориальному развитию сельскохозяйственного производства (в таблице п. 4), в котором среди прочего должна найти свое отражение информация по вопросам:

• организации использования земель сельскохозяйственного назначения;

• обоснования размещения объектов капитального строительства сельскохозяйственного использования;

• поддержания и восстановления плодородия почв;

• предотвращения захламления, загрязнения земель;

• противоэрозионной организации территории ит. д.

В результате осуществления организационно-территориальных мероприятий, заложенных при комплексном варианте содержания схемы территориального планирования, данный документ станет определяющим в земельной политике и обоснованном территориальном развитии муниципального образования:

• существенно увеличится гражданский оборот земельных участков, который «вынужден» будет развиваться на законных условиях;

• будут созданы условия для реализации земельными собственниками своих прав;

• сократится число земельных споров и судебных разбирательств;

• возрастет поступление в бюджеты различных уровней средств в счет компенсации упущенной выгоды и убытков при предоставлении и изъятии земель;

• будет предотвращен самовольный захват земель, организованы их рациональное использование и охрана.

Список литературы

1. Галъченко С. А. Экономическая эффективность системы государственного земельного кадастра административно-территориальных образований. М., 2003. 418 с.

2. Иванов Н. И. Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований: методические указания и задания для РГР / Н. И. Иванов, И. В. Фомкин, А. И. Соловьев. М., 2009. 160 с.

3. Российская Федерация. Градостроительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: (принят Государственной Думой 22.12.2004). М.: Проспект, 2008. 128 с.

4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон (принят Государственной Думой 23.06.1995)//Российская газета. 1995. 26 июня.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон (принят Государственной Думой 16.09.2003) // Российская газета. 2003. 8 октября.

6. Схема территориального планирования Бала-шовского муниципального района Саратовской области. Администрация Балашовского муниципального района, 2009. URL: http:// balashov.sarmo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.