Научная статья на тему 'Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов'

Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая военная идентичность / идентичность с воинским коллективом / подразделение / курсант / офицер / common military identity / identity with military staff / unit / cadet / offi cer

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акбутаев Владимир Олегович

Введение. В статье представлены результаты исследования основных видов военной идентичности курсантов. В качестве инструментария предложена новая методика для определения двух видов военной идентичности и оценки их значимости. Теоретический анализ. Военная идентичность как один из видов идентичности в структуре личности военнослужащего интересна для изучения не только через призму основной направленности его обязанностей по обеспечению безопасности. Военнослужащий всегда действует в составе воинского коллектива, поэтому военную идентичность необходимо исследовать в том числе через взаимосвязь его личности и окружающего воинского коллектива. Эмпирический анализ. Цель исследования – разработка нового инструмента для выявления и оценки данной взаимосвязи в структуре военной идентичности. Гипотезой проведенного исследования выступило предположение, что предложенный инструмент характеризуется достаточным уровнем валидности и надежности для определения и оценки двух основных видов военной идентичности курсантов. Заключение. В ходе исследования выделено два вида военной идентичности курсантов: общая военная идентичность и идентичность с воинским коллективом. Подтверждено, что предложенная методика характеризуется достаточным уровнем валидности, надежности и является достоверным диагностическим инструментом для определения и оценки значимости указанных видов военной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акбутаев Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main types of military identity of military universities cadets

Introduction. The article presents the results of the study of the main types of military identity of cadets. A new methodology for determining two types of military identity and assessing their signifi cance is proposed as a toolkit. Theoretical analysis. Military identity, as one of the types of identity in the structure of a serviceman’s personality, is interesting to study not only through the prism of the main focus of his security responsibilities. A serviceman always acts as a part of military staff , so military identity should also be studied through the relationship of his personality with the surrounding military team. Empirical analysis. The purpose of the study was to develop a new instrument for identifying and assessing this relationship in the structure of military identity. The hypothesis of the study was the assumption that the proposed instrument is characterized by a suffi cient level of validity and reliability to identify and assess the two main types of cadets’ military identity. Conclusion. In the course of the study, two types of cadets’ military identity were identifi ed: general military identity and identity with the military staff . It was confi rmed that the proposed methodology is characterized by a suffi cient level of validity, reliability and is a reliable diagnostic tool for determining and assessing the signifi cance of the specifi ed types of military identity.

Текст научной работы на тему «Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов»

ПСИХОЛОГИЯ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 67-72

Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 67-72 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-67-72

EDN: FMSBSS

Научная статья УДК 159.923.2:355.232

Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов

В. О. Акбутаев

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 410023, г. Саратов, ул. Московская, д. 158

Акбутаев Владимир Олегович, соискатель кафедры военной педагогики и психологии, Daviir147@gmail.com, https://orcid.org/ 0009-0000-2255-0247

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты исследования основных видов военной идентичности курсантов. В качестве инструментария предложена новая методика для определения двух видов военной идентичности и оценки их значимости. Теоретический анализ. Военная идентичность как один из видов идентичности в структуре личности военнослужащего интересна для изучения не только через призму основной направленности его обязанностей по обеспечению безопасности. Военнослужащий всегда действует в составе воинского коллектива, поэтому военную идентичность необходимо исследовать в том числе через взаимосвязь его личности и окружающего воинского коллектива. Эмпирический анализ. Цель исследования - разработка нового инструмента для выявления и оценки данной взаимосвязи в структуре военной идентичности. Гипотезой проведенного исследования выступило предположение, что предложенный инструмент характеризуется достаточным уровнем валидности и надежности для определения и оценки двух основных видов военной идентичности курсантов. Заключение. В ходе исследования выделено два вида военной идентичности курсантов: общая военная идентичность и идентичность с воинским коллективом. Подтверждено, что предложенная методика характеризуется достаточным уровнем валидности, надежности и является достоверным диагностическим инструментом для определения и оценки значимости указанных видов военной идентичности.

Ключевые слова: общая военная идентичность, идентичность с воинским коллективом, подразделение, курсант, офицер

Для цитирования: Акбутаев В. О. Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 67-72. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-67-72, EDN: FMSBSS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Main types of military identity of military universities cadets V. O. Akbutaev

Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard of the Russian Federation, 158 Мoskovskaya St., Saratov 410023, Russia

Vladimir O. Akbutaev, Daviir147@gmail.com, https://orcid.org/ 0009-0000-2255-0247

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Abstract. Introduction. The article presents the results of the study of the main types of military identity of cadets. A new methodology for determining two types of military identity and assessing their significance is proposed as a toolkit. Theoretical analysis. Military identity, as one of the types of identity in the structure of a serviceman's personality, is interesting to study not only through the prism of the main focus of his security responsibilities. A serviceman always acts as a part of military staff, so military identity should also be studied through the relationship of his personality with the surrounding military team. Empirical analysis. The purpose of the study was to develop a new instrument for identifying and assessing this relationship in the structure of military identity. The hypothesis of the study was the assumption that the proposed instrument is characterized by a sufficient level of validity and reliability to identify and assess the two main types of cadets' military identity. Conclusion. In the course of the study, two types of cadets' military identity were identified: general military identity and identity with the military staff. It was confirmed that the proposed methodology is characterized by a sufficient level of validity, reliability and is a reliable diagnostic tool for determining and assessing the significance of the specified types of military identity. Keywords: common military identity, identity with military staff, unit, cadet, officer

For citation: Akbutaev V. O. Main types of military identity of military universities cadets. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 67-72 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-67-72, EDN: FMSBSS This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Результаты многих исследований подтверждают, что идентичность личности напрямую связана с условиями социума, в которых находится человек. В зависимости от выполняемых социальных обязанностей один и тот же человек может одновременно обладать разными видами идентичности личности. Более того, находясь в коллективе, он идентифицирует себя не только с направлением выполняемых обязанностей, но и с остальными членами этого коллектива. Данные обстоятельства дают возможность рассматривать одну и ту же идентичность личности с разных сторон, изучать ее внешний и внутренний контуры.

Динамичность изменений в области безопасности внутри страны на уровне внешних угроз и в связи с возникновением многочисленных конфликтов требует формирования качественно нового подхода к изучению феномена военной идентичности тех, кто призван осуществлять эту безопасность, а также более углубленного ее изучения. Возникает необходимость в применении качественного инструментария, позволяющего не только выявить факт наличия военной идентичности, но и оценить уровень ее значимости через взаимосвязь личности военнослужащего и его отношения к выполняемым обязанностям, а также к воинскому коллективу, в составе которого исполняются эти обязанности.

Теоретический анализ

Феномен социальной идентичности активно исследуется учеными. Среди зарубежных специалистов можно выделить П. Рикера [1], Э. Эриксона [2], Г. Тэджфела и Дж. Тернера [3, 4]. Говоря об отечественных исследователях, необ-

ходимо отметить научные труды Н. Н. Лебедевой [5], М. В. Заковоротной [6], А. Н. Татарко [7], Т. Г. Стефаненко [8].

Анализ результатов исследований названных ученых позволяет утверждать, что в социальной психологии понятие «идентичность личности» указывает на то, как субъект (человек) воспринимает и осознает себя в процессе социального взаимодействия, т.е. «отыгрывания» определенной роли в обществе. Это означает, что формирование идентичности есть эффект процесса социализации личности и ее воспитания в ходе данного процесса. Кроме того, их труды освещают назревшую актуальность более детального исследования отдельных видов социальной идентичности, необходимость выявления не только их наличия, но и изучения присущих им особенностей в междисциплинарной области знаний.

О роли идентичности применительно к военной профессии высказывались ученые-практики, такие как Л. А. Кузнецова [9], А. И. Сорокин [10]. Обобщая их мнение, можно сделать некоторые выводы относительно военной идентичности в структуре личности военнослужащего: сущность понятия «военная идентичность» непосредственно связана с удовлетворением потребности граждан в физической и психологической безопасности; она предполагает обязательное наличие у личности определенных черт и качеств «военного человека»; военную идентичность личности можно назвать «динамичной» характеристикой, развивающейся и изменяющейся в зависимости от процесса становления личности военнослужащего; на любом этапе военной социализации каждый военнослужащий всегда является частью какого-либо воинского коллектива.

Наибольший интерес для исследования данного феномена представляет категория кур-

сантов военных вузов. Становление личности будущего командира происходит в течение пятилетнего периода обучения. Такой длительный временной промежуток дает возможность не только подробно изучить процесс становления военной идентичности у курсантов, но и более объективно проследить ее взаимосвязь с другими видами идентичности личности на каждом этапе обучения. Таким образом, исследование становления идентичности курсантов может рассматриваться в первую очередь как естественный социальный эксперимент, в котором зависимой переменной становится военная идентичность. Из этого следует, что создание надежного и валидного инструмента для рассмотрения основных видов военной идентичности и оценки их уровня обусловлено не только с точки зрения научной новизны. Прикладной аспект применения результатов исследования позволит изучать уровень готовности абитуриентов к обучению в сложных условиях и дальнейшей военной службе в офицерских должностях, а также оценивать и своевременно корректировать военную социализацию личности курсантов.

Эмпирический анализ

Цель исследования - создание опросника для выявления и оценки видов военной идентичности у курсантов военных образовательных учреждений. В ходе разработки опросника были применены материалы исследования и практические рекомендации В. П. Устинова об особенностях валидизации опросных методик [11]. Содержание опросника включает 25 утверждений, на каждое из которых респонденту предложены варианты ответов: «абсолютно не согласен» - 1, «не согласен» - 2, «согласен отчасти» - 3, «согласен» - 4, «абсолютно согласен» - 5.

Методами исследования стали анкетирование и методы статистического анализа (факторный и корреляционные анализы).

В выборку вошли 500 курсантов, проходящих обучение на всех пяти курсах Саратовского военного института Росгвардии и обладающих различными социально-демографические характеристиками. Возраст испытуемых - 17-26 лет, М = 20,12 лет.

Процедура. Первоначальным этапом исследования стала проверка валидности утверждений разработанного опросника видов военной идентичности. Для этого группе квалифицированных экспертов с опытом работы по исследуемому

направлению от 10 до 30 лет было предложено оценить очевидную валидность утверждений разработанного опросника, а также их адекватность по отношению к предмету исследования. Для оценки понятности утверждений в качестве неквалифицированных экспертов были привлечены сами курсанты, отобранные случайным образом по 5 чел. от каждого курса. Процедура оценки проводилась по отдельности в каждой группе курсантов, относящихся к одному курсу, что исключало возможность авторитетного влияния старшекурсников на курсантов младших курсов.

На следующем этапе проверялась содержательная валидность подготовленного опросника, отобранные утверждения были рационализированы, а некоторые утверждения, получившие низкие экспертные оценки, были выбракованы из первоначальной версии опросника как не отвечающие достаточному уровню экспертной валидности.

Завершающим этапом стал анализ полученных результатов с целью оценки надежности разработанного инструментария (вычисления а-Кронбаха) и проведение факторного анализа для выделения видов военной идентичности.

Результаты и их обсуждение

В ходе первоначального этапа анализа результатов нашего исследования был произведен расчет коэффициента а-Кронбаха. Полученный результат а = 0,925 можно охарактеризовать как отличный, что указывает на высокий уровень внутренней согласованности шкал разработанного опросника.

При последующем анализе полученных данных для выделения видов военной идентичности нами был применен факторный анализ, включающий метод главных компонент. Вращение выделенных факторов осуществлялось методом Варимакс с нормализацией Кайзера. Полученный показатель меры адекватности выборки Кайзера - Майера - Олкина составил 0,936.

Высокие значения данных показателей говорят о применимости метода факторного анализа для выделения двух видов военной идентичности на основе представленных нами показателей (пунктов).

Как видно из табл. 1, в результате применения метода факторного анализа было выявлено два фактора, объясняющих 64,4% общей дисперсии.

Таблица 1 / Table 1

Повернутая матрица компонентов Rotated component matrix

Утверждение Компонент

1 2

Военная служба - это мое призвание .826

Мой выбор поступления в военный институт - единственно правильный среди других гражданских вузов .806

Я сильно ощущаю свою принадлежность к военной сфере .802

Я скорее предпочту быть военнослужащим, чем представителем какой-либо другой профессии .797

Мне ближе образ жизни по военному распорядку, чем свободный образ жизни обычного студента .746

Для меня очень важно чувствовать свою принадлежность к офицерскому корпусу России .731

Я не могу представить себя никем иным, кроме как военным .722

Если бы у меня была возможность, я бы изменил выбор своей будущей профессии на другую вместо военной службы -.721

Важной частью моей личности является членство в воинском коллективе .644

Мне комфортнее себя чувствовать, когда рядом есть военнослужащие моего подразделения .826

Мне проще выполнять задачу в составе своего подразделения, чем когда я действую отдельно от него .818

Я чувствую себя нужным, если действую вместе со своим подразделением .760

Для меня важно ощущать себя частью своего подразделения .585

Я чувствую сильную связь со своими сослуживцами .558

Дисперсия 41,35% 23,05%

Первый фактор объясняет 41,35% общей дисперсии. Суммируя его показатели, представленные выше, сущность значения этого фактора можно сформулировать как «Общая военная идентичность». Второй фактор объясняет 23,05% общей дисперсии. Обобщив показатели табл. 1, его можно определить, как «Идентичность с воинским коллективом». В ходе анализа взаимосвязи пунктов, вошедших в выделенный фактор, установлен факт высоко значимых и положительных значений корреляции, за исключением пункта «Если бы у меня была возможность, я бы изменил выбор своей будущей профессии на другую, вместо военной службы» в шкале «Общая военная идентичность» (выявлено отрицательное значение корреляционной связи, табл. 2).

Представленные результаты свидетельствуют о логичности и высокой внутренней

согласованности субшкал (видов военной идентичности), выделенных в результате факторного анализа. Следовательно, выделенные факторы и соответствующие им шкалы могут быть использованы в качестве самостоятельных переменных в ходе дальнейших исследований.

Заключение

Современная обстановка демонстрирует актуальность и значимость исследования феномена военной идентичности. Представленные результаты исследования вносят вклад в изучение взаимосвязей военной идентичности личности военнослужащего с направленностью выполняемых им обязанностей по обеспечению безопасности государства и общества, а также коллективом, в составе которого эти обязанности выполняются. Разработанный инстру-

Таблица 2 / Table 2

Корреляционный анализ пунктов видов военной идентичности Gorrelation analysis of items of military identity types

Общая военная идентичность

Номер пункта 3 5 6 7 10 11 13 18 25

3 1 ,682** ,619** ,590** ,643** ,600** ,575** ,525** -,582**

5 ,682** 1 ,659** ,644** ,682** ,655** ,606** ,601** -,529**

6 ,619** ,659** 1 ,567** ,666** ,614** ,495** ,562** -,410**

7 ,590** ,644** ,567** 1 ,665** ,590** ,640** ,565** -,453**

10 ,643** ,682** ,666** ,665** 1 ,783** ,678** ,582** -,498**

11 ,600** ,655** ,614** ,590** ,783** 1 ,637** ,594** -,539**

13 ,575** ,606** ,495** ,640** ,678** ,637** 1 ,571** -,464**

18 ,525** ,601** ,562** ,565** ,582** ,594** ,571** 1 -,402**

25 -,582** -,529** -,410** -,453** -,498** -,539** -,464** -,402** 1

Идентичность с воинским коллективом

Номер пункта 20 21 22 23 24

20 1 ,658** ,439** ,431** ,460**

21 ,658** 1 ,435** ,538** ,456**

22 ,439** ,435** 1 ,509** ,617**

23 ,431** ,538** ,509** 1 ,578**

24 ,460** ,456** ,617** ,578** 1

Примечание. ** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). Note. ** - correlation is significant at 0.01 (two-way).

ментарий является надежным и позволяет качественно определять и оценивать значимость двух видов военной идентичности курсантов военных образовательных учреждений.

Список литературы

1. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью / пер. с фр. И. С. Вдовиной. М. : KAMI, 1995. 160 с.

2. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. СПб. : Ленато ; АСТ ; Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

3. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relations / eds. W. G. Austin, S. Worchel. Monterey, CA : Brooks-Cole, 1979. Р. 33-48.

4. Turner J. C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Advances in Group Processes / еd. by E. Lawer. Greenwich, Connecticut : JAI Press, 1985. Р. 77-121.

5. Лебедева Н. Н. Особенности социальной идентичности в раннем юношеском возрасте: представление

результатов эмпирического исследования // Челябинский гуманитарий. 2012. № 1 (18). С. 55-60.

6. Заковоротная М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 200 с.

7. Татарко А. Н., Чуйкина Н. В. Взаимосвязь множественных идентичностей и социального капитала на постсоветском пространстве: межпоколенный анализ // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 4. С. 65-73. https://doi.org/10.17759/ Лр.2021170407

8. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 2. С. 3-17.

9. Кузнецова Л. А. Феномен военной идентичности кадет и особенности ее формирования в кадетском военном корпусе // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 66-70. https://doi.org/10.54884/ s181570410020337-5

10. Сорокин А. И. Актуальность изучения военно-профессиональной идентичности военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации // Сборник статей IV Международной науч-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2 (Пенза, 20 октября 2017 г.) / под ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза : Наука и Просвещение, 2017. С. 166-169.

11. Устинов В. П. Разработка психодиагностических методик и их применение в эмпирических исследованиях : учебное пособие. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2004. 104 с.

References

1. Riker P. Germenevtika. Etika. Politika: Moskovskie le-ktsii i intervyu [Hermeneutics. Ethics. Politics: Moscow lectures and interviews]. Moscow, KAMI, 1995. 160 p. (in Russian).

2. Ericson E. Childhood and society. New York, London, W. W. Norton & Company, 1993. 448 p. (Russ. ed.: Erikson E. Detstvo i obshchestvo. St. Petersburg, Lenato, AST, Fond "Universitetskaya kniga", 1996. 592 p.).

3. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of inter-group conflict. In: Austin W. G., Worchel S., eds. The social psychology of intergroup relations. Monterey, CA: Brooks-Cole, 1979, pp. 33-48.

4. Turner J. C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior. In: Lawer E., ed. Advances in Group Processes. Greenwich, Connecticut, JAI Press, 1985, pp. 77-121.

5. Lebedeva N. N. Features of social identity in early adolescence: Presentation of the results of an empirical study. Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk Humanist], 2012, no. 1 (18), pp. 55-60 (in Russian).

6. Zakovorotnaya M. V. Human Identity: Socio-Philoso-phical Aspects. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). Rostov-on-Don, 1999. 200 p. (in Russian).

7. Tatarko A. N., Chuykina N. V. The relationship between multiple identities and social capital in the post-soviet space: Intergenerational analysis. Kulturno-istoriches-kaya psikhologiya [Cultural-historical Psychology], 2021, vol. 17, no. 4, pp. 65-73 (in Russian). https://doi. org/10.17759/chp.2021170407

8. Stefanenko T. G. Ethnic identity: From ethnology to social psychology. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology], 2009, no. 2, pp. 3-17 (in Russian).

9. Kuznetsova L. A. The phenomenon of cadet military identity and the features of its formation in the cadet military corps. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2021, no. 1 (66), pp. 66-70 (in Russian). https:// doi.org/10.54884/s181570410020337-5

10. Sorokin A. I. The relevance of studying the militaryprofessional identity of military personnel in the troops of the National Guard of the Russian Federation. Sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii: v 2 ch. Ch. 2 [Guljaev G. Yu., ed. Collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Part 2 (Penza, October 20, 2017)]. Penza, Nauka i Prosveshchenie, 2017, pp. 166-169 (in Russian).

11. Ustinov V. P. Razrabotka psikhodiagnosticheskikh meto-dik i ikh primenenie v empiricheskikh issledovaniyakh [Development of Psychodiagnostic Techniques and their Application in Empirical Research]. Irkutsk, Irkutsk gosu-darstvennyy universitet Publ., 2004. 104 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 08.12.2023; одобрена после рецензирования 16.12.2023; принята к публикации 12.01.2024 The article was submitted 08.12.2023; approved after reviewing 16.12.2023; accepted for publication 12.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.