Динамика ответственного отношения к служебной деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации
Сорокин Алексей 1/Ъанович
адъюнкт, кафедра Военной педагогики и псиюлогии, Саратовский военный ордена Жукова
краснознаменный инстшуг ВНГ РФ
462061, Россия, Саратовская область, г. Саратов, уп. Мзсковская, 158 И aleksey-sorokin-1981@mail.ru
Статья из рубрики "Профессиональная психология"
Аннотация.
Целью представленного в статье исследования является эмпирическое изучение динамики ответственного отношения к служебной деятельности курсантов военных ВУЗов. Актуальность нашей работы обусловлена явным недостатком исследований посвященных формированию ответственного отношения к служебной деятельности курсантов военных ВУЗов. Предложен новый инструмент по определению уровня ответственного отношения к служебной деятельности военнослужащих. Исследование выполнено на базе Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы групп профессионально - психологического отбора военных вузов. В процессе конструирования методики осуществлена проверка надежности (по внутренней согласованности, частей опросника) очевидной и содержательной валидности В результате проверки надежности (по внутренней согласованности, частей опросника) очевидной и содержательной валидности выявлено, что данная методика, является надежным и валидным диагностическим инструментом, позволяющим в короткие сроки определить уровень ответственного отношения военнослужащих к служебной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы как в практике работы групп профессионально-психологического отбора для диагностики ответственного отношения к служебной деятельности военнослужащих.
Ключевые слова: ответственное отношение, надежность, разработка методики, валидность, курсанты, ответственность, служебная деятельность, военнослужащий, социализация, результаты
DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.28973
Дата направления в редакцию:
25-02-2019
Дата рецензирования:
18-02-2019
ДИНАМИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Проблема ответственного отношения к служебной деятельности военнослужащих относится к числу наиболее актуальных как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения. Первая связана с необходимостью изучения этого явления для разработки методов оценки и получения новых научных знаний о ее структуре и функционировании. Вторая - с разработкой программ сопровождения формирования ответственного отношения. Одним из психологических компонентов успешной деятельности офицера является его ответственное отношение к выполнению служебных обязанностей.
Теоретический анализ проблемы
Изучение научной литературы показывает, что понятие «ответственность» является многогранным, его изучали философы, психологи, социологи, юристы, педагоги и т.д. В отечественной науке ответственность изучалась многими исследователями такими как: К. А. Абульханова-Славская ^ Г. С. Абрамова-21, В. А. Бобров ^ Д. А. Леонтьев ^ В. П. Прядеин ^^ С. Л. РубинштейнВ свою очередь, проблематикой ответственности за рубежом занимались Дж. Аткинсон К. Хелькама А. Маслоу Р. Мэй ^^ и др. В своих работах К. Муздыбаев акцентировал внимание на широкий объем понятия ответственность. Ответственность может быть принята субъектом или возложена на него; субъект может нести ответственность за кого-либо (что-либо) или слагать с себя ответственность за кого-либо (что-либо), а может быть привлечен к ответственности. Все действия, связанные с этим понятием, предполагают осознанную активность индивида
Проблематика ответственности в военной психологии рассматривалась в совокупности с проблематикой дисциплинированности, морально - психологического состояния и профессиональной пригодности к служебной деятельности военнослужащих ( Р. А.
Абдурахманов Н. Н. Семененко С. В. Шевцова ^^ ). Актуальность нашей работы обусловлена явным недостатком исследований посвященных формированию ответственного отношения к служебной деятельности курсантов военных ВУЗов.
Цель исследования - изучить динамику ответственного отношения к служебной деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации на основе оригинальной методики ее оценке.
Предмет исследования - ответственное отношение к служебной деятельности деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации.
Задачи исследования:
- сформулировать перечень утверждений для определения ответственного отношения к служебной деятельности курсантов.
- осуществить проверку очевидной и содержательной валидности опросника.
- изучить динамику ответственного отношения к служебной деятельности курсантов на
разных этапах социализации в военном ВУЗе. Выборка и методы исследования
Разработанный опросник состоит из двадцати утверждений, на каждое из которых предложено пять вариантов ответов (прил.)
Выборка. В исследовании приняли участие 265 курсантов мужского пола, Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, в возрасте от 17 до 24 лет, М = 20,05 лет. Объем выборок: 1 курс - n = 54 , 2 курс - n = 55 , 3 курс - n = 51, 4 курс - n = 52, 5 курс - n = 53. Испытуемые представляют разные социально-демографические группы: по семейному положению (4,9% -женатых); уровню дохода (18,1% - до 10 000 руб., 61,9% - от 10 000 до 15 000 руб., 18,5% свыше 15 000 руб.); составу семьи (74% - воспитывались в полных семьях, 24,5 % - воспитывались в неполных семьях, 1,5% - воспитывались опекунских семьях); месту проживания до поступления в военный институт (16,6 % -деревня, 23,3% - поселок городского типа, 60 % - город).
Для оценки очевидной валидности , на первом этапе разработки опросника военно-профессиональной идентичности, приняли участие непрофессиональные эксперты в количестве 14 человек. Экспертам предлагалось оценить утверждения с позиций их понятности, ясности, стилистической грамотности, адекватного подбора лексических форм. Экспертами явились кадровые офицеры со сроком службы от 10 до 26 лет,
М = 18,1 лет.
На втором этапе осуществлялся отбор утверждений в окончательный вариант опросника.
Третий этап исследования был посвящен оценке надежности методики включая, оценку а-Кронбаха, факторного анализа после Varimax - вращения с нормализацией Кайзера и корреляционный анализ шкал.
Методы анализа данных
Для обработки первичных данных применялась статистическая программа Statistical Package for the Social Sciences (SPSS 20.0).
Результаты и их обсуждение
Проверка надежности опросника по его внутренней согласованности с помощью расчета коэффициентов а-Кронбаха для разработанных шкал ответственного отношения дала средний результат а = 0,91. Таким образом, все шкалы методики показали высокую в нутре ннюю с о г ла сов анно с ть с м. та б л . 1.
Таблица 1
Средние показатели шкал ответственного отношения курсантов и их внутренней
согласованности
как Вы считаете на ком лежит о тв е тс тв е нно с ть з а : Среднее Стд. отклонение а- Кронбаха
выполнение Ваших личных учебных заданий 4,49 1,11 0,91
Вашу подготовку к несению службы 4,55 1,06 0,91
Вашу личную подготовку к экзамену 4,6 1,01 0,91
Ваше несение службы в суточном наряде 4 66 0 94 0 91
сохранность Вашего здоровья 4,62 1,01 0,91
наведение Вами порядка на территории, в качестве очередного уборщика 4,46 1,15 0,91
сохранность военного имущества закрепленного за Вами 4,57 1,06 0,91
нахождение в исправном, обслуженном и готовым к бою закрепленного за Вами оружия. 4,56 1,12 0,91
выполнение учебных заданий вашим подразделением 2,56 1,27 0,91
подготовку к экзамену вашего подразделения 2,52 1,31 0,91
несение службы в суточном наряде вашего взвода 2,75 1,39 0,91
сохранность здоровья в подразделении 2,32 1,25 0,91
подготовку материальной базы к занятиям 2,56 1,24 0,91
подготовку к несению службы вашего подразделения 2,47 1,31 0,91
соблюдение распорядка дня в подразделении 2,58 1,32 0,91
выполнение условий безопасности военной службы в подразделении 2,5 1,36 0,91
п одде рж а н и е порядка на закрепленной территории подразделения 2,79 1,37 0,91
соблюдение воинской дисциплины в подразделении 2,71 1,36 0,91
сохранность военного имущества подразделения 2,62 1,32 0,91
соблюдение требования общевоинских уставов 3,46 1,5 0,91
Как видно из таблицы 1, показатели в целом равномерные, отличаются параметры относящиеся к личной ответственности превышающие показатели относящиеся к коллективной и институциональной ответственности.
В результате факторного анализа после Уаптах - вращения с
нормализацией Кайзера выявлено три фактора, охватывающих 72,18% дисперсии (таблица 2).
Таблица 2
Матрица повернутых компонент
Компонента
как Вы считаете, на ком лежит ответственность за: 1 2 3
выполнение Ваших личных учебных заданий 0,855 ,05 ,055
Вашу подготовку к несению службы 0,877 ,047 ,1
Вашу личную подготовку к экзамену 0,923 ,02 ,131
Ваше несение службы в суточном наряде 0,927 ,052 ,103
сохранность Вашего здоровья 0,898 ,094 ,086
____________В_____ ________ на _____________ в __________
наведение Вами порядка на территории, в качестве очередного уборщика 0,745 -,083 ,009
сохранность военного имущества закрепленного за Вами 0,888 ,093 ,016
на хо ж де ние в ис пра в но м, о б с луж е нном и г о то в ым к б о ю закрепленного за Вами оружия. 0,907 ,063 ,056
выполнение учебных заданий вашим подразделением ,096 0,797 ,131
подготовку к экзамену вашего подразделения ,048 0,856 ,156
несение службы в суточном наряде вашего взвода ,033 0,631 ,380
сохранность здоровья в подразделении -,034 0,655 ,479
подготовку материальной базы к занятиям ,074 0,7 ,407
подготовку к несению службы вашего подразделения ,016 0,783 ,331
за соблюдение распорядка дня в подразделении -,005 ,416 0,723
выполнение условий безопасности военной службы в подразделении ,038 ,494 0,679
поддержание порядка на закрепленной территории подразделения ,118 ,375 0,677
соблюдение воинской дисциплины в подразделении ,043 ,34 0,833
сохранность военного имущества подразделения ,038 ,302 0,832
соблюдение требования общевоинских уставов ,296 ,016 0,677
% охвата общей дисперсии 31,5 20,5 20,1
Первый фактор названный нами «личная (персональная) воинская ответственность» охватывает 31,5% общей дисперсии и включает персональную ответственность за несение службы в суточном наряде (0,927), личную подготовку к экзамену (0,923), нахождение в исправном, обслуженном и готовым к бою закрепленного оружия (0,907), сохранность здоровья (0,898), сохранность военного закрепленного имущества (0,888), подготовку к несению службы (0,877), выполнение личных учебных заданий (0,855) и наведение порядка на территории, в качестве очередного уборщика (0,745).
Второй фактор, охватывающий 20,5% общей дисперсии можно определить как «коллективная учебно - бытовая (повседневная) ответственность», поскольку им охвачена ответственность за подготовку к экзамену подразделения (0,856), выполнение учебных заданий подразделением (0,797), подготовку к несению службы подразделения (0,783), подготовку материальной базы к занятиям (0,7), за сохранность здоровья в подразделении (0,655), за несение службы в суточном наряде подразделения (0,631).
Третий фактор охватывает 20,1% дисперсии назван нами «Институциональная ответственность» и включает в себя ответственность за соблюдение воинской дисциплины в подразделении (0,833), сохранность военного имущества подразделения (0,832), соблюдение распорядка дня в подразделении (0,723), выполнение условий безопасности военной службы в подразделении (0,679), поддержание порядка на закрепленной территории подразделения (0,677), соблюдение требования общевоинских уставов (0,677).
Как видно из таблицы 3 в общей матрице личная ответственность связана с коллективной учебно - бытовой ответственностью и шкалой общей интернальности, а коллективная учебно - бытовая ответственность связана с личной и институциональной ответственностью.
Таблица 3
общая матрица
шкалы Корреляции
1 2 3 4
1 Личная воинская отв е тс тв е ннос ть 1 0,211** 0,12 0,175**
2 Коллективная учебно -бытовая ответственность 0,211** 1 0,711** 0,12
3 Институциональная отв е тс тв е ннос ть 0,12 0,711** 1 0,08
4 Шкала общей интернальности (Ио) 0,175** 0,12 0,08 1
Таблица 4
Корреляции
шкалы Личная воинская о тв е тс тв е нно с ть Коллективная учебно -бытовая о тв е тств е нно с ть Институциональная о тв е тс тв е ннос ть
1 курс
Личная воинская о тв е тс тв е нно с ть 1 -0,1 -0,2
Коллективная учебно -бытовая ответственность -0,1 1 0,765**
Институциональная о тв е тс тв е нно с ть -0,2 0,765** 1
2 курс
Личная воинская о тв е тс тв е нно с ть 1 0,13 0,12
Коллективная учебно -бытовая ответственность 0,13 1 0,751**
Институциональная о тв е тс тв е нно с ть 0,12 0,751** 1
3 курс
Личная воинская о тв е тс тв е нно с ть 1 0,321* 0,25
Коллективная учебно -бытовая ответственность 0,321* 1 0,736**
Институциональная о тв е тс тв е нно с ть 0,25 0,736** 1
4 курс
Личная воинская о тв е тс тв е нно с ть 1 -0,1 -0,2
Коллективная учебно -бытовая ответственность -0,1 1 0,711**
Институциональная о тв е тс тв е нно с ть -0,2 0,711** 1
5 курс
Личная воинская о тв е тс тв е нно с ть 1 0,418** 0,332*
Коллективная учебно -
бытовая ответственность 0,418** 1 0,626**
Институциональная 0,332* 0,626**
1
о тв е тс тв е нно с ть
Как видно из таблицы 4, личная воинская ответственность изначально не ассоциируется с коллективом и самим воинским институтом. Отметим, тем не менее, наличие связи между коллективной (разделенной с другими) ответственностью и институциональной ответственностью на всех курсах обучения. Из последнего следует понимание курсантами того, что как бы не складывались обстоятельства, воинское подразделение -это часть всего воинского сообщества, формально заданного законом и являющегося существенной частью государственной системы.
Рассматривая взаимосвязи на разных этапах военной социализации, можно заметить, что на 3 курсе, несмотря на отмеченную нами и другими исследователями (П. Д.
Никитенко ^^ А. В. Созонник А. И. Сорокин А. А. Шадрин кризисность этапа социализации появляются связи между персональной и коллективной (разделенной) ответственностью. Однако она оказывается еще недостаточно устойчивой. Лишь на завершающем этапе военной социализации курсантов структура ответственности приобретает черты устойчивости и тесной интеграции. Все виды ответственности взаимосвязаны, из этого можно сделать вывод, что в результате военной социализации в военном ВУЗе личная ответственность курсанта - будущего офицера становится неотрывной как от коллективной, так и институциональной ответственности. Очевидно, с этого момента военнослужащий становится способен к автономной деятельности в данной сфере и реализовать управленческие, педагогические и иные вверенные ему функции.
Выводы
1. Опросник, направленный на выявление ответственного отношения к служебной деятельности является валидным и надежным инструментом позволяющим диференицировать военнослужащих по уровню ответственного отношения к служебной деятельности.
2. Взаимосвязь различных характеристик ответственного отношения на разных этапах военной социализации отражает процесс внутренней консолидации: на ранних этапах связь коллективной и институциональной ответственности, на этапе кризиса 3 курса образование двух парных связей (личностной и коллективной ответственностью, коллективной и институциональной ответственностью), наконец к завершению обучения в военном ВУЗе полная интеграция характеристик ответственного отношения.
Приложение.
Текст опросника ответственного отношения к служебной деятельности курсантов
военного ВУЗа.
Инструкция. Прочтите, пожалуйста, внимательно каждый вопрос и укажите один,
соответствующий Вашему представлению ответ в соответствии с вопросом: Как вы
считаете, в какой степени на вас лежит ответственность за следующие виды деятельности.
Виды деятельности полностью не на мне в большей степени не на мне затрудняюсь ответить в большей степени на мне полностью на мне
1 выполнение учебных заданий вашим подразделением
2 выполнение Ваших личных учебных заданий
3 подготовку к экзамену вашего подразделения
4 Ваш у личную подготовку к экзамену
5 подготовку материальной базы к занятиям
6 подготовку к несению службы вашего подразделения
7 Вашу подготовку к несению службы
8 несение службы в суточном наряде вашего взвода
9 Ваше несение службы в с уто ч но м на ря де
10 сохранность здоровья в подразделении
11 сохранность Вашего здоровья
12 соблюдение распорядка дня в подразделении
13 выполнение условий безопасности военной службы в подразделении
14 поддержание порядка на закрепленной территории подразделения
15 наведение Вами порядка на территории, в качестве очередного уборщика
соблюдение воинской
16 дисциплины в подразделении
17 сохранность военного имущества подразделения
18 сохранность военного имущества закрепленного за Вами
19 соблюдение требования общевоинских уставов
20 нахождение в исправном, обслуженном и гото в ым к бо ю закрепленного за Вами оружия.
Библиография
1. Абдурахманов Р. А. Военная психология: методология, теория, практика / Р. А. Абдурахманов, А. Я. Анцупов, Б. П. Бархаев и др. - М.: Военный университет, 2001. - 294 с.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: "Деловая книга",- Москва: издательский центр "ACADEMIA", 1995, - 224 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субьекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989.
4. Бобров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. - М., 1991.
5. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. - С. 7-22.
6. Муздыбаев К. Психология ответственности: монография. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1983. - 240 с.
7. Никитенко П.Д. Динамика представлений о военной службе и самоактуализация курсантов военного вуза//Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Акмеология образования. 2007. Т.13. №3. С.85-88.
8. Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2012. №1 С.32-45.
9. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии: 2-е издание - СПб: Питер, 2009. - 720 с.
10. Семененко, Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск: дис. канд. психол. наук / Н.Н. Семененко. - М., 1998. - 225 с.
11. Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 12-17.
12. Сорокин А.И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации // Мир образования-образование в мире. 2018. №2 С. 185-191.
13. Шадрин А. А. Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2014. № 9 (120). С. 237-244.
14. Шевцова С.В. Формирование профессиональной ответственности у курсантов военных вузов: история, методология, зарубежный опыт: монография. М.: ВУ, 2014. 207 с.
15. Atkinson J.W. An inrtoduction to motivation. Princeton, -1965.335 p.
16. Maslow, A. Towards a psychology of being // A. Maslow. - M .: EKSMO-Press, 2002. -p.48.
17. May R. The Art of Psychology counseling / R. May. - M., 1994 - 144s.
18. Helkama K. Toward a cognitivie-developmental theory of attribution of responsibiliti. Helsinki, 1981.