Научная статья на тему 'Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности'

Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3475
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПРОСНИК / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / НАДЕЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова А.Ю., Созинова М.Д.

Представлены результаты разработки опросника экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности. При разработке опросника авторы опирались на понятие психологической готовности как целостного проявления всех сторон личности, дающего возможность эффективно выполнять свои функции. Опросник включает в себя 4 блока утверждений, направленных на оценку мотивационной, познавательной, эмоциональной, волевой готовности. Результаты апробации опросника подтвердили его конструктную, содержательную и критериальную валидность, надежность по внутренней согласованности утверждений. В результате исследования подтверждено, что опросник отвечает требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию, и может применяться для изучения готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акимова А.Ю., Созинова М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ОПРОСНИК ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Ю. АКИМОВА1*, М.Д. СОЗИНОВА2

1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2 ООО «ТК «КОММАШ-ГРАЗ», Нижний Новгород

Представлены результаты разработки опросника экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности. При разработке опросника авторы опирались на понятие психологической готовности как целостного проявления всех сторон личности, дающего возможность эффективно выполнять свои функции. Опросник включает в себя 4 блока утверждений, направленных на оценку мотивационной, познавательной, эмоциональной, волевой готовности. Результаты апробации опросника подтвердили его конструктную, содержательную и критериальную валидность, надежность по внутренней согласованности утверждений. В результате исследования подтверждено, что опросник отвечает требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию, и может применяться для изучения готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности.

Ключевые слова: готовность к деятельности, опросник, служебная деятельность, военнослужащий, надежность, валидность.

Введение

В различных отраслях отечественной психологии (психологии труда, инженерной, педагогической, военной и спортивной психологии и др.) существует широкий спектр работ, прямо или косвенно обращающихся к понятию готовности личности к деятельности в разных сферах [2, 6, 7, 24 и др.].

Значительное количество исследований связано с изучением психологической готовности к военной деятельности. Авторами наиболее известных теоретико-методологических и практических работ по данной проблеме в военной психологии являются А.В. Барабанщиков, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкин, А.Г. Караяни, Л.А.

© Акимова А.Ю., Созинова М.Д., 2019

* Для корреспонденции:

Акимова Анна Юрьевна

кандидат психол. наук, старший преподаватель Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород E-mail: anna_ak@rambler.ru.

Кандыбович, М.П. Коробейников, В.А. По-номаренко, А.М. Столяренко, А.Ф. Шикун, В.Л. Марищюк, В.Т. Юсов, и др.

Интерес к проблеме изучения психологической готовности в военной сфере, как отмечает доктор психологических наук Т.В. Маркелова, связан с ее значением для успешности военно-профессиональной деятельности [13]. Она подчеркивает, что от адекватности оценки психологической готовности зависит реалистичность прогноза успешности осуществления деятельности.

В настоящее время методы оценки психологической готовности к военной деятельности представлены достаточно широко и отличаются разнообразием подходов к определению критериев, показателей и уровней. Необходимо отметить, что в большинстве случаев такая оценка включает в себя учет личностных качеств, обеспечивающих потенциальную готовность к активным действиям в условиях военной службы: адаптационный потенциал, устойчивость к стрессовым ситуациям, способ-

ность к самоконтролю, нормативность поведения и т.д. Для этого, как правило, используется комплекс психодиагностических инструментов, позволяющих целостно подойти к оценке психологической готовности, но занимающих много времени для проведения процедуры оценки.

Вместе с тем практический интерес представляет разработка экспресс-методов оценки готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности. Преимуществами таких методов являются: экономия времени на проведение обследования и формирование заключений по их результатам, возможность использования их как перед приемом на службу, так и во время прохождения службы для прогнозирования актуальной степени готовности военнослужащих.

Понимание учеными содержательной сущности психологической готовности к деятельности не является однозначным. Анализируя существующие работы отечественных авторов по данной проблеме, можно объединить их в три основных направления: функциональное, личностное и личностно-деятельностное [11]. В исследованиях Н.В. Левитова [12], Л.С. Нерсесяна, В.Н. Пушкина [17] и др., выполненных в рамках функционального подхода, готовность к деятельности рассматривалась как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности.

Представители личностного подхода в определении феномена психологической готовности (Я.Л. Коломинский, А.П. Авдеева, О.В. Михайлов, Е.В. Шипилова, и др.) рассматривают его в качестве сложного психического состояния, которое зависит от характера предстоящей деятельности, от личностных свойств и качеств человека [11, 21].

Мы полагаем, что наиболее перспективным для изучения психологической готовности к служебной деятельности военнослужащих является личностно-дея-

тельностный подход, в рамках которого это понятие принимается за системно-структурное образование, характеризуемое проявлением индивидных, личностных и субъективных особенностей, свойств и качеств человека в их целостности, обеспечивающей человеку возможность эффективного выполнения своих функций [2, 5, 14 и др.]. В рамках данного подхода учеными выделяются различные компоненты готовности к деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, волевой, операционный, психофизический и др. [1, 4, 6 и др.].

К вопросам специфики психологической готовности к деятельности в военной сфере обращалось значительное количество ученых. Их работы были связаны как с разработкой общетеоретических и методологических подходов к изучению данного понятия, так и с вопросами практического применения результатов научных исследований, в том числе оценкой и проявлениями готовности к выполнению боевых и служебных задач в современных условиях [6, 8, 10, 18, 25 и др.]. Значительное внимание в этих работах уделялось вопросам оценки и формирования готовности.

Для оценки компонентов и характеристик психологической готовности к военной деятельности применяется разнообразный инструментарий. К числу диагностических методов относятся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина - для определения адаптивного потенциала личности; методики «Прогноз» Ю.А. Баранова с коллегами и «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова - для оценки нервно-психической устойчивости, «Готовность к риску» А.М. Шуберт и др. [3, 20, 22, 23]. Подобные методы являются валидными и надежными, однако комплексная оценка психологической готовности со сложной структурой требует длительного времени на проведение диагностики с использованием указанных методик.

Некоторые авторы предлагают методы оценки профессиональной готовности, включающие в себя внешние критерии.

Например, оценки за обучение, индивидуальные достижения, экспертные оценки руководителей военных подразделений [9]. Несомненным достоинством метода является объективность оценки. Наряду с этим психологическая составляющая готовности к деятельности в данном методе представлена в малой степени.

Кроме того, для оценки психологической готовности к различным направлениям военной деятельности используются общепсихологические методы. Однако они в большинстве своем не учитывают специфику военной деятельности.

Учитывая вышесказанное, актуальной задачей является разработка методов интегральной оценки психологической готовности, учитывающих особенности деятельности в условиях военной службы и отвечающих требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию.

Цель представленного исследования заключалась в создании валидного и надежного экспресс-метода оценки готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности.

Задачи исследования предполагали: разработку стимульного материала опросника, подбор соответствующей измерительной шкалы, апробацию на репрезентативной выборке испытуемых, проверку валидно-сти, надежности, стандартизацию данных.

Методика

При разработке опросника мы придерживались понимания психологической готовности к деятельности как целостного проявления всех сторон личности, дающего возможность эффективно выполнять свои функции [2, 6, 19 и др.].

Структура опросника соответствует модели психологической готовности к профессиональной деятельности, предложенной М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, и включает в себя четыре блока характеристик [6].

Первый блок утверждений направлен на оценку мотивационного компонента го-

товности военнослужащего к служебной деятельности, отражающего потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны. Например, «Я хочу добиться повышения в должности (хочу стать офицером, командиром подразделения и т.д.)».

Второй блок утверждений позволяет оценить познавательный компонент готовности военнослужащего, то есть понимание им обязанностей, поставленной задачи, оценку ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление о вероятных изменениях обстановки и т.д. Пример утверждения второго блока: «Я хорошо прогнозирую возможное изменение ситуации при выполнении боевой задачи и эффективно действую в этих условиях».

Третий блок утверждений направлен на оценку эмоционального компонента готовности военнослужащего к служебной деятельности, отражающего чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление. Например, «Мне нравится моя военная деятельность».

Четвертый блок утверждений позволяет оценить волевой компонент готовности военнослужащего, то есть управление собой и мобилизацию сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений. Пример утверждения, относящегося к данному блоку: «В сложных и опасных ситуациях службы я не теряюсь и контролирую свои действия».

Испытуемым предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними от «полностью согласен» до «полностью не согласен». В дальнейшем каждому варианту ответа присваивается цифровое значение от 1 до 5. Так, варианту «полностью согласен» присваивается значение 5, а варианту «полностью не согласен» - значение 1.

Полный вариант опросника приведен ниже.

ОПРОСНИК ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уважаемый военнослужащий! Просим ответить на вопросы анкеты для определения Вашего отношения к военной службе. Исследование проводится в научных и практических целях. Результаты анкетирования будут оцениваться в общем виде, их анонимность гарантируется.

Оцените, насколько Вы согласны с каждым утверждением, и поставьте любой значок в соответствующей ячейке.

№ Утверждение Оценка

полностью не согласен в целом не согласен не совсем согласен в целом согласен полностью согласен

1 2 3 4 5

1 Я всегда полностью выполняю поставленную передо мной начальником задачу

2 Выбирая военную профессию, я хорошо знал ее содержание и условия несения службы

3 Я беру на себя ответственность за совместное с другими военнослужащими выполнение задания

4 Я хорошо выполняю как интересную работу, так и ту, которая меня не заинтересовала

5 Я достигну успеха в деятельности военнослужащего

6 Я всегда знаю, какие задачи я должен выполнить по службе и сроки их выполнения

7 Деятельность военнослужащего для меня очень интересна

8 В сложных и опасных ситуациях службы я не теряюсь и контролирую свои действия

9 Я хочу добиться повышения в должности (хочу стать офицером, командиром подразделения и т.д.)

10 Я хорошо прогнозирую возможное изменение ситуации при выполнении боевой задачи и эффективно действую в этих условиях

11 Мне нравится моя военная деятельность

12 Армейская дисциплина не представляет для меня трудность

13 Я хочу, чтобы окружающие считали меня профессионалом в военном деле

14 Профессия военнослужащего престижна и важна

15 Я с удовольствием выполняю те задания, которые ставятся передо мной на военной службе

16 В опасных и сложных ситуациях я мне важнее выполнить боевую задачу, чем сохранить свою жизнь

Таблица 1

Порядок расчета показателей опросника экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности

№ Показатель Способ расчета

1 Готовность к деятельности Сумма значений по 4 компонентам

2 Мотивационный компонент готовности Среднее арифметическое значение по утверждениям № 1, 5, 9, 13

3 Познавательный компонент готовности Среднее арифметическое значение по утверждениям № 2, 6, 10, 14

4 Эмоциональный компонент готовности Среднее арифметическое значение по утверждениям № 3, 7, 11, 15

5 Волевой компонент готовности Среднее арифметическое значение по утверждениям № 4, 8, 12, 16

По полученным данным рассчитываются эмпирические значения общего показателя готовности военнослужащего к деятельности, а также выраженность компонентов готовности: мотивацион-ного, познавательного, эмоционального, волевого. Обработка данных, полученных с использованием указанного опросника, проводится в соответствии с ключом (табл. 1). В дальнейшем полученные эмпирические значения указанных показателей переводятся в стандартные баллы (табл. 2).

Таблица 2

Перевод эмпирических данных в шкалу стенов

Результаты и обсуждение

1.1. Результаты психометрической проверки

В процессе разработки опросника проведена оценка содержательной, конструкт-ной валидности, надежности по согласованности пунктов опросника. Использовались следующие методы анализа данных: обработка результатов исследования с применением параметров описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для установления нормальности распределения, корреляционный анализ, факторный анализ по методу главных компонент с последующим нормализованным варимакс-вра-щением, процедура расщепления теста для оценки надежности-согласованности с помощью коэффициента а-Кронбаха. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ Microsoft Office Excel 2007, IBM SPSS Statistics 22.

Для подтверждения соответствия опросника психометрическим требованиям была проведена его апробация на выборке, включающей в себя 51 военнослужащего в возрасте от 23 до 50 лет, осуществляющих служебную деятельность по контракту (стаж военной службы от 3 до 27 лет). Участники исследования оценивали утверждения опросника в соответствии с заданной инструкцией. В результате были рассчитаны значения общей готовности к выполнению служебной

Стен Значение готовности к деятельности

1 <13,75

2 13,76-14,75

3 14,76-15,75

4 15,76-16,25

5 16,26-17,50

6 17,51-17,75

7 17,76-18,50

8 18,51-19,25

9 19,26-19,75

10 >19,76

Среднее арифметическое 17,27

Стандартное отклонение 1,57

деятельности, а также значения компонентов готовности у каждого военнослужащего. Репрезентативность выборки Репрезентативность выборки испытуемых по отношению к генеральной совокупности определялась согласованностью эмпирического распределения полученных данных с нормальным. Распределение полученных в результате апробации опросника значений общего показателя готовности к деятельности военнослужащих не отличалось от нормального (по критерию Колмогорова - Смирнова, значение критерия ё=0,088 при уровне статистической значимости р=0,200). Валидность опросника К оценке содержательной валидности опросника были привечены 3 эксперта - руководители военных подразделений (заместитель командира по воспитательной работе, 2 начальника подразделения), в подчинении которых находились военнослужащие, принявшие участие в исследовании. Эксперты оценивали соответствие содержания отобранных утверждений концепту, простоту формулировок и их однозначность для восприятия военнослужащими. По рекомендациям экспертов были отредактированы некоторые утверждения опросника. Так, например, первоначально сформулированное утверждение «Мое будущее кажется мне вполне успешным», отнесенное к мотивационному блоку, было скорректировано. В окончательном варианте - «Я достигну успеха в деятельности военнослужащего» - утверждение стало более конкретным, понятным, учтена специфика военной деятельности).

Кроме того, экспертам было предложено оценить готовность к служебной

Факторные нагрузки

деятельности каждого участника исследования по 5-балльной шкале (от 1 - минимальная выраженность готовности, до 5 -максимальная выраженность готовности). Для оценки соответствия общего показателя готовности к деятельности с экспертной оценкой был проведен корреляционный анализ. В результате обнаружена статистически значимая взаимосвязь этих показателей (критерий ранговой корреляции Спирмена г=0,365, уровень статистической значимости р=0,009).

Мнение экспертов и результаты корреляционного анализа послужили основой принятия решения о содержательной ва-лидности опросника.

Конструктная валидность была подтверждена, во-первых, соответствием факторной структуры полученных данных теоретической модели готовности военнослужащего к выполнению служебной деятельности, во-вторых, согласованностью показателей отдельных компонентов готовности с общим показателем готовности военнослужащих к деятельности.

Возможность применения факторного анализа была подтверждена значением критерия Кайзера - Мейера - Олкина (КМ0=0,779), указывающего на высокую адекватность выборки [15]. При проведении факторного анализа была получена 4-факторная структура. Утверждения, относящиеся к различным компонентам готовности к деятельности (мотивацион-ному, познавательному, эмоциональному, волевому), вошли в разные факторы со значимыми положительными нагрузками (не ниже 0,39) (табл. 3).

Таблица 3

ерждений опросника

Номер утверждения Факторная нагрузка по 1 фактору Номер утверждения Факторная нагрузка по 2 фактору Номер утверждения Факторная нагрузка по 3 фактору Номер утверждения Факторная нагрузка по 4 фактору

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 0,694 2 0,681 3 0,397 4 0,524

5 0,819 6 0,397 7 0,399 8 0,392

9 0,467 10 0,632 11 0,755 12 0,391

13 0,513 14 0,611 15 0,393 16 0,394

Согласно данным, приведенным в таблице 3:

- утверждения 1, 5, 9, 13, сформулированные для оценки мотивационного компонента готовности к деятельности, вошли в первый фактор факторной матрицы. Объясненная дисперсия данного фактора составляет 21,67%;

- утверждения 2, 6, 10, 14, сформулированные для оценки познавательного компонента готовности к деятельности, вошли во второй фактор факторной матрицы. Объясненная дисперсия данного фактора составляет 14,76%;

- утверждения 3, 7, 11, 15, сформулированные для оценки эмоционального компонента готовности к деятельности, вошли в третий фактор факторной матрицы. Объясненная дисперсия данного фактора составляет 13,54%;

- утверждения 4, 8, 12, 16, сформулированные для оценки волевого компонента готовности к деятельности, вошли в четвертый фактор факторной матрицы. Объясненная дисперсия данного фактора составляет 13,20%.

Совокупная объясненная дисперсия по выделенным факторам составила 63,18%.

Полученные данные свидетельствовали о соответствии структуры опросника исходной теоретической модели.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа

показателей отдельных компонентов готовности с общим показателем готовности к деятельности

Компоненты готовности к деятельности Общая готовность к деятельности

г Р

Мотивационный 0,887 0,000

Познавательный 0,864 0,000

Эмоциональный 0,798 0,000

Волевой 0,827 0,000

Обозначения: г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; р - уровень статистической значимости

Далее был проведен корреляционный анализ показателей отдельных компонентов готовности с общим показателем готовности к деятельности, результаты которого приведены в таблице 4.

Указанные в таблице 4 данные свидетельствуют о согласованности значений каждого компонента готовности с общей готовностью к деятельности военнослужащих, принявших участие в исследовании.

Результаты данного этапа исследования позволили сделать заключение о кон-структной валидности опросника.

Надежность опросника

Для повышения надежности опросника утверждения, соответствующие определенным компонентам готовности, были расположены случайным образом, что позволило избежать монотонности процедуры исследования и влияния установок на схожесть оценок по одному компоненту. Внутренняя согласованность всех утверждений окончательного варианта опросника, оцениваемая по коэффициенту надежности а-Кронбаха, составила а=0,886, что свидетельствует о высокой внутренней согласованности утверждений опросника. Кроме того, оценивалась согласованность утверждений, относящихся к отдельным компонентам готовности к деятельности. Результаты оценки приведены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты оценки согласованности утверждений по отдельным компонентам по коэффициенту а-Кронбаха

Компонент № утверждения а-Кронбаха

Мотив ационный компонент 1, 5, 9, 13 0,78

Познавательный компонент 2, 6, 10, 14 0,681

Эмоциональный компонент 3, 7, 11, 15 0,72

Волевой компонент 4, 8, 12, 16 0,803

Все значения а-Кронбаха, указанные в таблице 5, свидетельствуют о согласованности утверждений, относящихся к соответствующим компонентам готовности к деятельности.

Опираясь на полученные данные, был сделан вывод о надежности опросника по внутренней согласованности.

Стандартизация показателей и тестовые нормы

Для проведения стандартизации результатов были рассчитаны основные статистические характеристики (среднее арифметическое, стандартное отклонение) показателя общей готовности военнослужащих к служебной деятельности, сформирована конверсионная таблица перевода эмпирических результатов исследования в стандартную шкалу стенов (см. табл. 2). Преобразование эмпирических значений готовности к деятельности к стандартной шкале проводилось методом нелинейной нормализации [16].

Таким образом, по результатам психометрической проверки было подтверждено, что разработанный опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности является стандартизированным, валидным и надежным психодиагностическим инструментом.

1.2. Оценка психологической готовности военнослужащих к служебной деятельности

В результате апробации опросника, как указано выше, были рассчитаны значения общей готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности, а также значения компонентов готовности. Средние по исследуемой выборке значения данных показателей, а также их стандартные отклонения приведены в таблице 6.

Полученные данные согласуются с проведенной экспертной оценкой готовности участников исследования к служебной деятельности (рис. 1).

Таблица 6

Статистические характеристики показателя общей готовности и показателей компонентов готовности военнослужащих к деятельности

Показатель Среднее значение (М) Стандартное отклонение (МБ)

Готовность к деятельности 17,27 1,57

Мотивационный компонент 4,30 0,52

Познавательный компонент 4,35 0,45

Эмоциональный компонент 4,32 0,47

Волевой компонент 4,28 0,51

Полученные в исследовании данные указывают на высокую степень готовности группы военнослужащих, принявших участие в исследовании, к выполнению служебной деятельности. Это выражается в:

- мотивационной готовности, то есть выраженном ценностно-мотивационном отношении к данному виду деятельности, в стремлении к успешному выполнению поставленных задач, в проявлении интереса и стремлении добиться успеха в военной службе;

- в познавательной готовности, то есть в понимании военнослужащими требований к деятельности и объективной оценке получаемых результатов, в способности к прогнозированию и анализу возможного изменения условий деятельности;

- в эмоциональной готовности, то есть переживаниях профессиональной и социальной ответственности за результат своих действий, в чувстве воодушевления и уверенности в успехе в результате этих действий;

Рис. 1. Средние значения эмпирической оценки компонентов психологической готовности военнослужащих к служебной деятельности и соответствующих экспертных оценок

- в волевой готовности, то есть в способности мобилизовать внутренние ресурсы для достижения поставленной задачи в сложных условиях деятельности, сосредоточиться на выполнении этой задачи, в способности контролировать эмоциональное состояние в целях принятия адекватных решений в экстремальных ситуациях.

Результаты экспертной оценки подтверждают, что участники исследования обладают набором необходимых личностных и профессиональных качеств, способствующих эффективному выполнению поставленных профессиональных задач и достижению намеченных целей.

По итогам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что разработанный опросник является надежным, валидным стандартизированным психодиагностическим инструментом оценки психологической готовности военнослужащих к служебной деятельности. Он позволяет количественно оценить выраженность общего показателя готовности к деятельности и показателей компонентов готовности (мотивационного, познавательного, эмоционального, волевого).

Заключение

Описанный в настоящей работе опросник представляет собой психодиагностический инструмент для оценки психологи-

ческой готовности военнослужащих к служебной деятельности.

Основными преимуществами опросника по сравнению с существующими методами являются: оперативность оценки готовности к деятельности, целостность подхода к указанной оценке, что дает возможность прогнозировать проявления готовности как в процессе отбора кандидатов на службу по контракту, так и в конкретных условиях несения военной службы; возможность выявления особенностей и противоречий мотивационного, познавательного, эмоционального, волевого компонентов для оценки соотношения выраженности проявления каждого компонента готовности в реальных условиях.

Представляется целесообразным применение разработанного опросника в отборе кандидатов на военную службу (в том числе по контракту), в периодической диагностике готовности к выполнению деятельности в процессе несения службы для принятия кадровых решений и разработки мероприятий по повышению эффективности выполнения военнослужащими служебной деятельности.

Литература

1. Аллин О.Н. Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 218 с.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 2004. - 752 с.

3. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.

4. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 188 с.

5. Дурай-Новикова К.М. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). -М.: Наука, 1993. - 521 с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. -Минск: Тесей, 2003. - 352 с.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. -СПб.: Питер, 2011. - 432 с.

8. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. -2013. - № 3. - С. 22-26.

9. Козлов О.А. Коэффициент профессиональной готовности: методика выявления уровня и расчет // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Том. 1. Часть 1. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. - С. 426-431.

10. Колосов А.В. Формирование психологической готовности офицеров-выпускников командного профиля к практическому решению задач воинской деятельности. Информационный бюллетень Учебно-методического объединения (УМО) высших военных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям (вып. № 3). - М., 2007. - С. 227-230.

11. Крюкова Т.Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической

готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник ИГЭУ. - 2011.

- № 1. - С. 155-160.

12. Левитов Н.Л. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 343 с.

13. Маркелова Т.В. Роль мотивационного критерия в оценке психологической готовности студентов военных кафедр и факультетов военного обучения к военно-профессиональной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2008. -№ 1.- С. 220-224.

14. Назимов И.М. Профориентация и профотбор на промышленных предприятиях. -Киев: Знания, 1999. - 421 с.

15. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.

16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2008. -392 с.

17. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 24-31.

18. Павлов П.В. Формирование готовности военнослужащих контрактной службы к военно-экологической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2011. - 203 с.

19. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.

21. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000.

- 432 с.

22. Рыбников В.Ю. Экспресс-методика «Про-гноз-2» для оценки нервнопсихической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ // Тез. докл. на 1 Всеармейск. совещ. - М.: Воениздат, 1990. - С. 132-135.

23. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. -490 с.

24. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Логос, 2007. - 251 с.

25. Шикун А.Ф. Подготовка военных кадров в современных условиях / Психология Великой Победы советского народа: сборник научных трудов. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 1995. - С. 79-82.

References

1. Allin ON. Formirovaniye gotovnosti kosmo-navtov k deyatel'nosti v neshtatnykh situat-siyakh: dis ... kand psikhol nauk. Moscow:, 1998: 218 (in Russian).

2. Derkach AA. Akmeologicheskiye osnovy razvitiya professionala. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo insti-tuta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK» 2004: 752 (in Russian).

3. Dmitriyev MG, Belov VG, Parfenov YuA. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudnykh po-drostkov. St. Petersburg: ZAO «PONI», 2010. 316 (in Russian).

4. Dmitriyeva OB. Formirovaniye psikhologich-eskoy gotovnosti molodykh spetsialistov k pro-fessional'noy deyatel'nosti: dis ... kand psikhol nauk. Moscow, 1997: 188. (in Russian).

5. Duray-Novikova KM. Motiv i smysl (psik-hologo-pedagogicheskoye issledovaniye). Moscow: Nauka, 1993: 521 (in Russian).

6. D'yachenko MI, Kandybovich LA. Psikhologi-ya vysshey shkoly: ucheb posobiye. Minsk: Te-sey, 2003: 352 (in Russian).

7. Il'in YeP. Differentsial'naya psikhologiya pro-fessional'noy deyatel'nosti. St. Petersburg: Piter, 2011: 432 (in Russian).

8. Karayani AG. Teoreticheskiye osnovy psikho-logicheskogo obespecheniya sluzhebnoy deya-tel'nosti. Yuridicheskaya psikhologiya 2013; 3:22-26 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kozlov OA. Koeffitsiyent professional'noy gotovnosti: metodika vyyavleniya urovnya i raschet. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voyennykh institutakh voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federat-sii: Sbornik nauchnykh statey VIII Mezhvu-zovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Tom 1. Chast' 1. Novosibirsk: Novosibirskiy voyennyy institut imeni generala armii IK Yakovleva voysk

natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii, 2017: 426-431 (in Russian).

10. Kolosov AV. Formirovaniye psikhologich-eskoy gotovnosti ofitserov-vypusknikov ko-mandnogo profilya k prakticheskomu resheni-yu zadach voinskoy deyatel'nosti. Informat-sionnyy byulleten' Uchebno-metodicheskogo ob»yedineniya (UMO) vysshikh voyennykh zavedeniy po obrazovaniyu v oblasti voyenno-go upravleniya VS RF po gumanitarno-sotsi-al'nym spetsial'nostyam (vyp № 3). Moscow, 2007: 227-230 (in Russian).

11. Kryukova TB. Sovremennyye podkhody k issle-dovaniyu problemy psikhologicheskoy gotovno-sti k deyatel'nosti v elektroenergeticheskoy sfere. Vestnik IGEU 2011; 1:155-160 (in Russian).

12. Levitov NL. O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka. Moscow: Prosveshcheniye, 1964: 343 (in Russian).

13. Markelova TV. Rol' motivatsionnogo kriteri-ya v otsenke psikhologicheskoy gotovnosti studentov voyennykh kafedr i fakul'tetov voy-ennogo obucheniya k voyenno-profession-al'noy deyatel'nosti. Vestnik Nizhegorodsko-go universiteta im NI Lobachevskogo. Sotsi-al'nyye nauki 2008; 1:220-224 (in Russian).

14. Nazimov IM. Proforiyentatsiya i profotbor na promyshlennykh predpriyatiyakh. Kiyev: Znaniya, 1999: 421 (in Russian).

15. Nasledov AD. SPSS: Komp'yuternyy analiz dannykh v psikhologii i sotsial'nykh naukakh. St. Petersburg: Piter, 2005: 416 (in Russian).

16. Nasledov AD. Matematicheskiye metody psik-hologicheskogo issledovaniya. Analiz i inter-pretatsiya dannykh. Uchebnoye posobiye. 3-ye izd, stereotip. St. Petersburg: Rech', 2008: 392 (in Russian).

17. Nersesyan LS, Pushkin VN. Psikhologich-eskaya struktura gotovnosti operatora k eks-tremal'nym deystviyam. Voprosy psikhologii 1989; 5:24-31 (in Russian).

18. Pavlov PV. Formirovaniye gotovnosti voy-ennosluzhashchikh kontraktnoy sluzhby k voy-enno-ekologicheskoy deyatel'nosti: dis ... kand ped nauk. Saratov, 2011: 203 (in Russian).

19. Platonov KK. Kratkiy slovar' sistemy psik-hologicheskikh ponyatiy. Moscow: Vysshaya shkola, 1984: 174 (in Russian).

20. Raygorodskiy DYa. Prakticheskaya psikhodi-agnostika. Metodiki i testy. Uchebnoye poso-biye. Samara: Izdatel'skiy Dom «BAKHRA-KH», 1998: 672 (in Russian).

21. Rean AA, Bordovskaya NV, Rozum SI. Psik-hologiya i pedagogika. St. Petersburg: Piter, 2000 432 (in Russian).

22. Rybnikov VYu. Ekspress-metodika «Prog-noz-2» dlya otsenki nervnopsikhicheskoy neustoychivosti kandidatov na uchebu v VUZ. Tez dokl na 1 Vsearmeysk soveshch. Moscow: Voyenizdat, 1990: 132-135 (in Russian).

23. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuylov GM. Sotsi-al'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya

lichnosti i malykh grupp. Moscow: Izd-vo In-stituta psikhoterapii, 2005: 490 (in Russian).

24. Shadrikov VD. Problemy sistemogeneza pro-fessional'noy deyatel'nosti. Moscow: Logos, 2007: 251 (in Russian).

25. Shikun AF. Podgotovka voyennykh kadrov v sovremennykh usloviyakh. Psikhologiya Velikoy Pobedy sovetskogo naroda: sbornik nauchnykh trudov. Tver': Izd-vo TvGU, 1995: 79-82 (in Russian).

QUESTIONNAIRE OF EXPRESS ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE MILITARY PERSONNEL FOR PERFORMANCE OF MILITARY ACTIVITY

A.Yu. AKIMOVA1, M.D. SOZINOVA2

1 Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 2 LLC SHOPPING MALL «KOMMASH-GRAZ», Nizhni Novgorod

Results of development of the questionnaire of express assessment of psychological readiness of the military personnel for performance military are presented. When developing the questionnaire authors leaned on a concept of psychological readiness as the complete manifestation of all parties of the personality giving the chance effectively to perform the functions. The questionnaire includes 4 blocks of the statements directed to assessment of motivational, informative, emotional, strong-willed readiness. Results of approbation of the questionnaire have confirmed it's constructive, substantial and criteria validity, reliability on internal coherence of statements. As a result of the research it is confirmed that the questionnaire meets requirements, imposed to psychodiagnostic tools, can be applied to studying of readiness of the military personnel for performance of military activity.

Keywords: readiness for activity, questionnaire, military activity, military personnel, reliability, validity.

Address:

Akimova A.Yu., Ph.D.

senior lecturer N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod

State University, Nizhny Novgorod

E-mail: anna_ak@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.