Научная статья на тему 'Основные виды и причины кризисов на промышленных предприятиях'

Основные виды и причины кризисов на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2309
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова О. В.

В статье изложены основные теоретические подходы к исследованию проблем управления промышленным предприятием в кризисной ситуации, раскрыты понятие, роль и основные виды кризисов на промышленных предприятиях, выявлены причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды и причины кризисов на промышленных предприятиях»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ1

© Черкасова О.В.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

В статье изложены основные теоретические подходы к исследованию проблем управления промышленным предприятием в кризисной ситуации, раскрыты понятие, роль и основные виды кризисов на промышленных предприятиях, выявлены причины их возникновения.

Любое предприятие имеет жизненный цикл своего развития. Кризис является одной из закономерных стадий жизненного цикла. Более того, кризисные ситуации могут возникать на предприятии неоднократно, практически на всех стадиях его жизненного цикла.

Кризис представляет собой процесс развития. Он изменяет, модифицирует или разрушает сложившуюся на предприятии систему связей и отношений, а также формирует новые организационные элементы и структуры.

В общем смысле «кризис» означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия. При правильной организации управления кризиса можно избежать. Это подтверждается и российской практикой, когда в условиях общего кризиса часть предприятий не только сумела остаться «на плаву», но и обеспечила устойчивый рост объемов и прибыльности производства.

Следует отметить, что кризисную ситуацию нельзя рассматривать как статичное состояние. Кризисная ситуация является переломным моментом в деятельности предприятия. Кризис может быть управляемым или удерживаемым в определенных границах; находиться как под влиянием внутрифирменных, так и внешних факторов. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала отличаются по продолжительности, интенсивности и имеют последствия различной степени тяжести.

Типичным для кризисной ситуации являются два варианта выхода из нее: либо это ликвидация предприятия как экстремальная его форма, либо успешное преодоление кризиса. Промежутки между началом и завершением кризиса могут быть разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой, существуют неожиданно возникающие кризисные ситуации высокой интенсивности и с коротким сроком развития. То есть кризис может неожи-

1 Опубликовано при поддержке гранта Президента РФ (МК-3393.2009.6)

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент

данно проявиться и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с прогнозируемыми оценками.

В экономической литературе рассматриваются следующие признаки кризисной ситуации [3, 4]:

- переломные моменты в развитии хозяйствующих субъектов;

- ситуация, связанная со срочностью принятия решений в условиях временного ограничения;

- появление угроз целям и ценностям организации;

- неопределенность в оценке ситуации и разработке стратегий деятельности фирмы;

- снижение контроля за факторами внешней и внутренней среды и их влиянием на деятельность организации;

- неопределенность в принятии управленческих решений, обусловленная отсутствием или недостатком информации.

Таким образом, кризис на предприятии можно рассматривать как незапланированный и нежелаемый, неравномерно протекающий во времени процесс, который может существенно помешать или сделать невозможным эффективное функционирование предприятия, объективно оценить внутренние и внешние изменения, а также риски хозяйствующих субъектов.

В научной литературе представлены различные классификации кризисов. Зарубежные и отечественные ученые традиционно выделяют следующие их виды: стратегический кризис, оперативный кризис и кризис ликвидности.

Стратегический кризис характеризуется тем, что потенциал развития предприятия существенно «поврежден» и предприятие не обладает возможностями создания нового. Причины такого кризис различны: низкая инновационная активность, упущенные технологические возможности, недостаточный творческий потенциал персонала, неадекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

Оперативный кризис характеризуется наличием у предприятия убытков, уменьшением доли собственного капитала, неэффективным использованием ресурсов, превышением пассивов над активами. Причины оперативного кризиса: потери, обусловленные отсутствием необходимого потенциала развития предприятия, низкая эффективность оперативных мероприятий и менеджмента.

Кризис ликвидности характеризуется потерей платежеспособности из-за растущих убытков предприятия и неэффективного менеджмента.

Для своевременного распознавания кризиса и разработки системы мер по его преодолению, необходимо разделение кризисного процесса на стадии.

Гельрих Ф. выделяет следующие стадии кризиса [2]:

1. Потенциальный кризис, который характеризуется тем, что является возможным, но еще не реальным из-за отсутствия явных симптомов.

2. Латентный кризис. Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым, уже имеющимся кризисом или большой вероятностью начинающегося в скором времени кризиса, воздействие которого трудно определить с помощью имеющегося в наличии у предприятия стандартного инструментария.

3. Преодолимый кризис, характеризуется ярко выраженным негативным воздействием на состояние и развитие предприятия. Он усиливает интенсивность деструктивных влияний, что вызывает резкую нехватку времени, срочность и неотложность принятия решений.

4. Непреодолимый кризис. Эта стадия кризиса обычно заканчивается его ликвидацией.

Таким образом, нормальное функционирование предприятия может иметь различные отклонения, которые могут привести к нежелательному развитию и поставить под угрозу его существование. При своевременном выявлении деструктивного развития предприятия можно предпринять адекватную коррекцию курса на нормальное развитие. Для этого необходимо иметь четкое представление о сущности и этапах развития кризисного процесса.

Алексеев Н., анализируя точки зрения западных экономистов, выделяет три стадии развития кризисной ситуации [1]:

- ранняя стадия характеризуется отдельными случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорения оборачиваемости кредиторской задолженности, возникновении проблем с поставками и качеством производимой продукции;

- промежуточная стадия отличается нехваткой материалов, более частыми проблемами, связанными с качеством продукции, приостановкой поставщиками продаж в кредит и требованиями оплаты наличными деньгами, несвоевременной выдачей заработной платы;

- на поздних стадиях кризиса предприятие в целом находится в состоянии хаоса. Производственные графики не выполняются, производство сдерживается недостатком материалов, поставщики требуют наличной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита, у фирмы наблюдается нехватка собственных оборотных средств.

В соответствии с данной классификацией необходимо отметить, что большинство российских предприятий в настоящее время находятся на поздней стадии кризисной ситуации, что предполагает необходимость разработки адекватной стратегии антикризисного управления. Около трети предприятий являются убыточными, низка их инвестиционная активность.

Кроме того, внутренняя ситуация на промышленных предприятиях далека от стабильной и характеризуется следующими процессами:

- самоидентификацией предприятия как целостной обособленной системы;

- формированием новых целевых установок и интересов предприятия и работников;

- позиционированием предприятия в рыночной среде;

- изменением стратегическою типа предприятия, его места в системе классификационных группировок определяемых степенью диверсификации номенклатуры продукции, потребителей и поставщиков, долей предприятия на региональном и отраслевом рынках, соотношением между внутренними и внешними стимулами обновления продукции и технологии, местом предприятия в конкурентной группе и т. п.;

- поиском новых форм и методов управления предприятием.

Эти процессы приводят к нестабильной ситуации на предприятии, изменению границ его деятельности, затрудняет его нормальное функционирование. При рассмотрении наиболее острых проблем в деятельности российских промышленных предприятий в настоящее время целесообразно выделить так называемые функциональные проблемы, которые допускают разработку решений с помощью изменения образа действий персонала предприятия, а также системные проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия. К числу последних можно отнести:

- отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия и ориентацию на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;

- неготовность к изменениям спроса, появлению на рынке высокотехнологичной и качественной конкурентной продукции;

- снижение трудовой мотивации персонала, падение технологической дисциплины, старение основных фондов и технологий;

- расхождение оперативных интересов менеджмента и коллектива при возрастании влияния власти руководства, преобладание личных интересов менеджеров;

- возрастающее несоответствие между структурой промышленного производства, структурой спроса на продукцию и структурой предложения факторов и технологий промышленного производства;

- недостаточное знание текущего и прогнозируемого состояния рынка, необходимость высоких затрат и ресурсов для ориентации на рынке, поиска платежеспособных покупателей и поставщиков недорогого сырья и материалов.

В условиях экономического кризиса в обществе, конечно, меняются условия функционирования предприятия, однако, результативность дея-

тельности последнего может при этом варьировать от очень эффективной до банкротства. Состояние предприятия в решающей мере определяется уровнем менеджмента, способностью прогнозировать экономическую ситуацию, оценивать изменения социальной, правовой, экономической конъюнктуры, вырабатывать и реализовывать решения, способствующие быстрой адаптации предприятия к новым условиям.

Кроме того, управление предприятием в кризисной ситуации имеет ряд отличительных особенностей. На наш взгляд, очень важно своевременно обнаружить сигналы о формировании внутренних и внешних факторов и процессов, способных вызвать кризис и предвидеть его наступление. Конечно, такая система управления будет намного сложнее, так как предполагает необходимость контроля за реализацией многообразных целей, предвидение тенденций, особенностей развития как на предприятии, так и во внешней среде. Чтобы избежать в будущем возникновения новых кризисов, предприятию необходимо разработать и внедрить так называемую «систему заблаговременного предупреждения».

Таким образом, управление в условиях кризиса должно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. В случае наступления кризисной ситуации нужны механизмы и меры, направленные на поиск путей выхода из кризиса.

Следовательно, процесс антикризисного управления предполагает создание комплексной системы превентивного управления кризисами, которая представляет собой блок мероприятий по отслеживанию внешних и внутренних процессов и факторов для того, чтобы оценить возможность наступления кризиса; анализ потенциальных и протекающих кризисных ситуаций; выбор и оценку противодействий и потенциала; выбор и назначение руководителей, ответственных за разработку и реализацию антикризисной программы.

Список литературы:

1. Алексеев Н. Управление предприятием в кризисной ситуации // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 6. - С. 72-77.

2. Гельрид Ф. Кризисы на предприятии: как с ними бороться // Финансовый бизнес. - 2008. - № 9. - С. 50-56.

3. Стратегия и тактика антикризисного управлении фирмой / Под ред. А.Н. Градова. - СПб.: Спец. лит-ра, 1996. - 510 с.

4. Татарников Е.А. Стратегическое управление предприятием. Жить одним днем или планировать свое будущее? / Е.А. Татарников. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.