Научная статья на тему 'Финансово-экономическая устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса и её влияние на национальный экономический рост (на примере Вьетнама)'

Финансово-экономическая устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса и её влияние на национальный экономический рост (на примере Вьетнама) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC GROWTH / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / FINANCIAL AND ECONOMIC STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуат Тхи Фыонг Зунг

В статье раскрываются детерминанты финансово-экономической устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса, проблемы устойчивости малого и среднего бизнеса в условиях текущего кризиса, специфика этих проблем во Вьетнаме и возможных путей их предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL AND ECONOMIC SUSTAINABILITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AND ITS IMPACT ON NATIONAL ECONOMIC GROWTH (VIETNAM AS THE EXAMPLE)

In the article the determinants of financial and economic sustainability of small and medium businesses, the stability problem for small and medium business in the current crisis, the specifics of the problems in Vietnam and how they offer.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса и её влияние на национальный экономический рост (на примере Вьетнама)»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (НА ПРИМЕРЕ ВЬЕТНАМА)

Хуат Тхи Фыонг Зунг, аспирант, МИИТ

В статье раскрываются детерминанты финансово-экономической устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса, проблемы устойчивости малого и среднего бизнеса в условиях текущего кризиса, специфика этих проблем во Вьетнаме и возможных путей их предложения.

Ключевые слова: экономический рост, предприятия малого и среднего бизнеса, финансово-экономическая устойчивость.

THE FINANCIAL AND ECONOMIC SUSTAINABILITY OF SMALL AND MEDIUMSIZED BUSINESSES AND ITS IMPACT ON NATIONAL ECONOMIC GROWTH (VIETNAM AS THE EXAMPLE)

Khuat Tkhi Fiong Zung, The post-graduate student, MIIT

In the article the determinants of financial and economic sustainability of small and medium businesses, the stability problem for small and medium business in the current crisis, the specifics of the problems in Vietnam and how they offer

Keywords: economic growth, small and medium business, financial and economic stability.

1. Финансово-экономическая устойчивость предприятий малого и среднего бизнеса

Устойчивое экономическое развитие страны и ее регионов достижимо только при финансово-экономической устойчивости таких структурных элементов, как отрасли, предприятия и организации. Финансово-экономическая устойчивость каждого отдельного предприятия позволяет всей хозяйственной системе страны не только сохранить ее потенциал, но и обеспечить ее качественный подъем и выход на международные рынки с новыми конкурентоспособными товарами.

Проблема финансово-экономической устойчивости предприятий приобретает особую остроту в малом и среднем бизнесе. Для крупных промышленных предприятий, корпораций, финансовопромышленных групп доступно эффективное использование таких способов адаптации к критическим изменениям внешней среды, как диверсификация продукции, работ, услуг, расширение рыночных связей, оптимизация структуры основных производственных фондов, изменение организационно-правовых форм предприятий и т.д. Субъекты малого и среднего предпринимательства не обладают столь широким спектром адаптационных возможностей и любое изменение даже какого-то одного из параметров внешней среды может оказаться для них критическим.

Устойчивость характеризует состояние объекта по отношению к внешним воздействиям. Более устойчивым является такое его состояние, которое, при равных внешних воздействиях и внутренних сдвигах, подвержено меньшим изменениям, отклонениям от запланированного. Условием обеспечения устойчивости к внешним воздействиям выступают внутренние свойства самого объекта. Можно сказать, что устойчивость - внешнее проявление внутренней структуры объекта. Для того, чтобы повысить устойчивость к воздействию различных внешних факторов, необходимо, прежде всего, совершенствовать сам объект.

Как известно, любое коммерческое предприятие имеет смысл, если оно приносит прибыль. Успешно функционирующие предприятия, как правило, имеют определенные конкурентные преимущества. Такие предприятия занимают прочное положение на рынке товаров и услуг, их продукция конкурентоспособна и пользуется устойчивым спросом. Они следят за изменениями конъюнктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на изменения внешней среды. Получая прибыль, такие предприятия увеличивают собственный капитал и, по определению, всегда способны исполнить свои финансовые обязательства. Потребности в финансовых ресурсах для своего развития предприятия удовлетворяют, главным образом, за счет собственных средств.

Причинами кризисного состояния предприятий малого и среднего бизнеса являются неблагоприятные внешние условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства; инфляция, разбалансированность рынка, политическая

нестабильность.

Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; национализацию собственности и другие. Все это ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны.

Такие факторы правовой среды как недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности - ВЭД, неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства могут способствовать наступлению экономического кризиса деятельности предприятий. Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию.

Дополнительные социальные факторы, способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности малого и среднего предприятия, (как преступность и коррупция), к сожалению, приобретают в современной экономической ситуации все больший вес и становятся для многих предприятий непреодолимым барьером в бизнесе.

Совокупность всего этого определяется особую предрасположенность многих предприятий к кризису и предбанкротному состоянию в условиях реформирования экономики.

На эффективность влияют технологические нововведения, с которой продукты можно изготавливать и продавать. Они же определяют скорость устаревания продукта, способы того, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Низкие расходы государства на науку и технику ведут к технологическому застою, к тому, что предприятия для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, к неудовлетворительной патентной защите из-за отсутствия стимулирования предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и создает предпосылки к экономическому кризису предприятия.

При рассмотрении внешних факторов, способных привести предприятие к экономическому кризису, следует отметить, что малое и среднее предприятие может снизить их влияние на основе усиления своих конкурентных преимуществ.

Уровень применяемой технологии определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, требуют значительных капиталовложений и могут в течение продолжительного периода времени отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности уменьшение объема продаж продукции предприятия из-за появле-

ния на рынке по более низким ценам продукции фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, повышающая качество товаров.

Среди внешних факторов важны взаимоотношения с покупателями и поставщиками. Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадежным покупателем или не свободно в его выборе. Задержки поставок сырья и материалов, либо их низкое качество могут снизить объем производства и качество готовой продукции.

Однако при внешних условиях одинаковых для всех предприятий и даже при обладании конкурентоспособной продукцией многие из них не могут эффективно реализовывать потенциальные конкурентные преимущества. Снижение и утрата конкурентных преимуществ неизбежно ведет предприятие к кризису.

Следовательно, причины экономического кризиса малых и средних предприятий также в значительной мере кроются в них самих. И как подтверждают проведенные исследования, именно внутренние факторы усугубляют действие внешних факторов.

Одним из факторов, препятствующих развитию малых и средних предприятий в России, и также во Вьетнаме является низкий уровень менеджмента. В этой связи для обеспечения финансовоэкономической устойчивости малых и средних предприятий необходимо совершенствование методов и инструментов управления, адаптация их к специфике малого и среднего бизнеса [1].

Современные концепции устойчивого развития малых и средних предприятий включают элементы государственной поддержки, современные методы и инструменты менеджмента, а также различные механизмы управления (адаптивный, процессный, антикризисный и инновационный), выбор состава пакета механизмов управления (на основе эволюции развития, макроэкономической ситуации, стадии жизненного цикла товара и предприятия, позиции на рынке и финансового состояния).[2]

Процесс обеспечения текущей финансово-экономической устойчивости заключается в создании баланса между текущими ресурсными потребностями предприятия и текущими ресурсными возможностями с учетом специфики процессов развития в части потребления ресурсов и особенностей данного рынка, который выражается в наличии ежегодного циклического характера спроса.

Результатом стабильного взаимодействия всех составляющих, входящих в оценку уровня экономической устойчивости предпринимательских структур, является устойчивый характер основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-экономическая устойчивость малого и среднего предприятия зависит не только от соотношения перечисленных факторов, но и от стадии его жизненного цикла. Важное значение для экономической устойчивости предприятия имеет уровень, и динамика платежеспособного спроса, определяющего стабильность получения выручки. В итоге экономическая устойчивость предприятий зависит от финансового потенциала и предполагает использование целого ряда экономических показателей, характеризующих его состояние. Основными и наиболее общими являются прибыль и уровень рентабельности.

Следует подчеркнуть, что малый и средний бизнес имеет большие преимущества в управлении конкурентоспособностью. Это проявляется в следующем:

1. упрощается и ускоряется процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому и среднему бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от неперспективных;

2. малый и средний бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами, что дает большую экономию на накладных расходах;

3. малый и средний бизнес, благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда. При этом работники получают возможность работать ближе к дому или на дому с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь на меньшую, чем на крупных предприятиях, оплату. А это снижает себестоимость продукции.

Малый и средний бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездки на работу и общие транспортные расходы, снижает нагрузку на природу, рассредото-

чивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.

Стабилизирующая роль малого и среднего предприятия обусловлена тремя главными причинами:

1. в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;

2. малый и средний бизнес в меньшей степени зависит от импорта. Динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;

3. отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т.д.

Важнейшим из социальных эффектов развития малого и среднего предприятия является сокращение численности беднейших слоев населения и трудоустройство специалистов (повышение их квалификации для последующего трудоустройства руководителями малых фирм и т. п.). Это имеет как социальное, так и макроэкономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, на социальную защиту, на обучение и профессиональный рост.

В то же время реализация социально-экономического эффекта малого и среднего бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития. Это, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса, рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройку системы государственного регулирования. До сих пор в России и Вьетнаме эти условия созданы недостаточно.

Российский и вьетнамский малый и средний бизнес по сравнению с зарубежными странами обладает следующими положительно и отрицательно действующими особенностями:

• совмещение в рамках одного среднего предприятия нескольких видов деятельности;

• отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;

• низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

• относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

• неразвитость инфраструктуры поддержки средних предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих средних предприятий выйти на международный рынок, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;

• высокая степень монополизированности российской и вьетнамской экономики. (По данным Госкомстата, 4% промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в валовом внутреннем продукте увеличилась с 9,6 до 10,4%. Это, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест. Однако существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть МСП остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых и средних предприятий существует не более одного квартала и не всегда ведется реальная хозяйственная деятельность. [3])

Макро- и мезокризисные явления представляют угрозу финансово-экономической устойчивости предпринимательства. Но, несмотря на это, предприятия малого и среднего бизнеса - закономерность и необходимость развития. Необходимо четкое понимание роли экономического кризиса в устойчивом развитии предприятий и принятие своевременных антикризисных мер, которые базируются на системном анализе.

В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, взаимодействующих в определенной закономерности в пространстве и во времени.

Вся система, определяющая финансово-экономическую устойчивость предприятия, отражает ее производственно-экономический потенциал, степень сбалансированности элементов (функциональ-

ных и производственных подразделений), движение ресурсов во времени, при соответствующих объёмах и направлениях, которые определяют положение субъекта на рынке и, следовательно, его конкурентными преимуществами и возможностью в конкурентной борьбе.

На основе проведенных исследований было установлено, что финансово-экономическая устойчивость малых и средних предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность, - это форма равновесия социально-экономической системы, в результате которой в условиях воздействия внешних возмущений проявляются ее свойства целостности, позволяющие комплексно формировать и использовать экономические и финансовые ресурсы в каждом элементе системы и осуществлять возможность расширенного воспроизводства [4].

Выживание предприятий, которым непосредственно не грозит ликвидация по причине банкротства, зависит от уровня и масштабов осуществляемой ими профилактической антикризисной работы, умения фиксировать внимание на так называемых «слабых сигналах» о будущих возможных кризисных изменениях и находить рациональный выход из кризисной ситуации.

В проведенном исследовании внимание было сконцентрировано на экономических проблемах антикризисного процесса в организации, ведущей предпринимательскую деятельность, вызывающих снижение экономической устойчивости. Были выявлены условия, когда решение проблем при определенной поддержке извне возможно собственными силами. Главная задача состоит в том, чтобы организация смогла успешно адаптироваться к переходному периоду в развитии экономической системы, найти такие методы, формы и средства принятия и реализации решений, которые максимально направлены на выживание в кризисной среде сохранение необходимого запаса экономической устойчивости. Это означает, что речь идет не столько о выявлении условий для минимально допустимого равновесия в системе, при нарушении которого система перестает существовать, а о разработке стабилизирующих мер, рассчитанных на перспективу.

В исследовании показано, что к экономическому кризису организация может подойти через тактический и стратегический кризисы. Тактический кризис хозяйственной системы коммерческой организации характеризуется совокупностью признаков, отражающих состояние нарастающего дисбаланса в ее предпринимательской деятельности. Это проявляется в сокращении масштабов производства, снижении доли рынка, уменьшении прибыли, сокращении численности работающих. Было важно сформировать модель взаимовлияние этих показателей при нарастании кризисных явлений тактического характера, усиления неспособности организации своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам, роста ее задолженности, которая, в конечном счете, может перейти в хроническую неплатежеспособность. Однако тактический кризис малых и средних предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность, является причиной развития дестабилизирующей напряженности более масштабного характера, определяемой как стратегический кризис. К стратегическому кризису приводит отсутствие или недостаточное развитие стратегической ориентации организации, направленной на выход на новые рыночные рубежи. Со стратегическим кризисом связывают отсутствие в миссии и философии организации целевых установок на стратегическое развитие, игнорирование увязки стратегического планирования с другими этапами планирования, неразработанность организационно-методического обеспечения и инструментария стратегического управления.

Для распознавания латентной стадии кризиса, в работе предложен метод улавливания слабых сигналов. В этой связи под «слабым сигналом» угрозы кризиса понимается первичная информация о тех ранних симптомах дисбаланса в хозяйственной системе организации, без учета которой и без принятия в этой связи оперативных упреждающих мер организация с наибольшей вероятностью будет идти к потере экономической устойчивости.

Для целей распознавания латентной стадии кризиса выделены следующие группы основных показателей, являющихся носителями опасных слабых сигналов наступления латентного кризиса:

1. показатели платежеспособности;

2. показатели структуры капитала;

3. показатели эффективности использования оборотного капитала, доходности и финансового результата;

4. показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности капитала.

2. Проблемы малого и среднего бизнеса Вьетнама в современных экономических условиях.

По данным опроса по развитию бизнеса Вьетнама (Министерство планирования и инвестиций Вьетнама), как следует из отчета на конец июня 2012г., в стране зарегистрировано 658 645 малых и средних предприятий. Из них 468 023 активных предприятий (около 71,1%), которые обеспечивают более чем на 60% годового ВВП страны. Количество малых и средних предприятий увеличивается каждый год в среднем на 22,11% / год (Если в 2000 году предприятия малого и среднего бизнеса составляли 38000 компаний, то в 2010 года они составили более 283 000). Можно сказать, что малый и средний бизнес является весьма существенным в структуре экономики Вьетнама. Но эти объекты уязвимы в неблагоприятной бизнес-среде. За последние несколько лет накоплены отрицательные результаты в малом и среднем бизнесе. По статистике, только до конца первого квартала 2012г. во Вьетнаме стали банкротами 2200 малых и средних предприятий и 9700 предприятий приостановили свою деятельность. Основная причина - нехватки капитала для производства и бизнеса. [5, 6, 7]

Актуален вопрос в том, как малые и средние предприятия могут преодолеть кризис, чтобы выжить на рынке? Как показал анализ мирового опыта для выживания и развития малых и средних предприятий необходимо решить три основные задачи. Это:

1. формирование новых клиентов;

2. увеличение доходов;

3. максимизация прибыли.

Денежно-кредитная политика и финансовая система во Вьетнаме нуждается в устранении ряда недостатков. Главные факторы и баланс экономики страны по-прежнему неустойчивы, особенно в пост-кризисный период. Тенденция комплексной реструктуризации мировой экономики и народного хозяйства Вьетнама включает разные уровни, начиная от структуры продукта и структуры рынка, до структуры промышленности. Реструктуризация приводит к росту безработицы, спрос становится слабее. Может также измениться структура спроса в других странах, что повлияет на платежный баланс страны, ее деловую активность, национальный продукт, показатели финансового рынка, политику роста.

Вьетнамским малым и средним предприятиям, ориентированным в основном на внутренней рынок, необходимо уделять внимание этим тенденциям. Вьетнамский рынок с населением более 80 млн. человек, целесообразно рассматривать как стратегический рынок малых и средних предприятий. В нем скрыты возможности повышения их устойчивости. Различные исследования показали, что развитие м не видит важности стратегии по разработке и продаже продукции.

С точки зрения использования внутренних ресурсов, основная проблема малого и среднего бизнеса во Вьетнаме заключается в мышлении в целом. В условиях нехватки капитала, низкоквалифицированной рабочей силы, менеджмент малого и среднего бизнеса Вьетнама нуждается в значительном изменении стратегического мышления, которое должно быть ориентировано на специализацию, эффективное использование ресурсов и укрепление связей с другими предприятиями. Однако этому мешает ограниченность рамками семьи и друзей. В силу этого малым и средним предприятиям трудно разрабатывать рыночную стратегию, политику, продукт.

Не означает ли сказанное, что вьетнамскому малому и среднему бизнесу из-за ограниченности капитала, технологии, управленческой способности будет трудно создать высоко-конкурентную продукцию? Это может быть преодолено инновационным мышлением, открытыми и развитыми связями на межотраслевых и международных рынках. Малые и средние предприятия Вьетнама имеют возможность преодолеть эти недостатки. С изменением стратегического мышления предпринимателей вьетнамских малых и средних предприятий они лучше узнают рынок, его многочисленные сегменты.

Еще одним фактором управления является регулирующая роль государства в экономическом развитии и росте эффективности малого и среднего предпринимательства. Регулирующую роль государство может осуществлять, например, через использование инструментов денежно-кредитной политики, бюджетной политики, применения различных методов поддержки государством бизнеса в секторах национального хозяйства.

После повторной инфляции в 2010 году во Вьетнаме последовало ужесточение монетарной политики. В итоге затруднен доступ к капиталу для вьетнамского малого и среднего бизнеса в ближай-

шие времени. Это задержит его развитие и вклада в национальный экономический рост. Однако преодоление кризисного воздействия требует высокодинамичного развития малого и среднего бизнеса страны. И этот эффект даст толчок к росту деловой активности, скорости товарно-денежного обращения, росту ВВП и развитию финансового рынка.

Литература:

1. Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес-

коммуникации: Учебн. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998. — 295 с.

2. Митякова О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий: Монография- Н.Новгород НГТУ, 2004 - 186с.

3. См.: Статья «Зарубежный опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса»: Инвестиции в Россию №4, 2004.

4. Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства. М.:Экономика, 2005 - 496с.

5. Nien giam thong ke Vietnam 20І0/ Statistical Yearbook of Vietnam 20І0/Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском языке - Ханой: Статистическое Изд-во, 20І0.

http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=512&Itemro=11973

6. Nien giam thong ke Vietnam 20ІІ/ Statistical Yearbook of Vietnam 2011/Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском языке - Ханой: Статистическое Изд-во, 2011.

http://www.gso.gov.vn/

default.aspx?tabid=512&idmid=5&ItemID=12405

7. Nien giam thong ke Vietnam 2012/ Statistical Yearbook of Vietnam 2012/Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском языке - Ханой: Статистическое Изд-во, 2012.

http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=507&ItemID=13490

S. Vietnam Development Report 2011

http://siteresources.worldbank.org/INTVIETNAM/Resources/ VDR2011EnglishSmall.pdf

9. «Малое предпринимательство в России»: Стат. сборник -М., 2001. с. 60-66.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИТ-УСЛУГ

Ломакина Ю.М., к.э.н. Кушников К.В.

Предложена модель комплексной оценки качества ИТ-услуг, основанная на гарантированной ее оценке на множестве дискретных распределений с заданными параметрами.

Ключевые слова: ИТ-услуги, качество, оценка, дискретное распределение, вероятность, моменты.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT QUALITY OF IT SERVICES

Lomakina Y., Ph.D. Kushnikov K.

A model of integrated assessment of the quality of IT services, based on its evaluation of guaranteed on a set of discrete distributions with the given parameters.

Keywords: IT services, quality assessment, a discrete distribution, the probability moments.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящая статья является дальнейшим развитием исследований по проблематике комплексной оценки качества продукции и услуг [1-4] применительно к ИТ-услугам. В настоящей работе под ИТ-услугой будем понимать сегмент услуг, включающих: системную интеграцию, консалтинг и разработку заказного программного обеспечения, установку и поддержку оборудования и программного обеспечения, ИТ-обучение и тренинги. По данным компании IDC динамика рынка ИТ-услуг имеет вид, приведенный на рис. 1 (International Data Corporation (IDC) - ведущая (американская) аналитическая компания, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий). Из рис. 1 наглядно видно, что до и после кризиса российский рынок ИТ-услуг активно развивался и продолжает развиваться.

По данным IDC, опубликованным в 2012 г., структура рынка ИТ-услуг характеризуется следующим образом (за 2011 г.) [5]:

- сектор системной интеграции - 28,5%;

- сектор разработки заказного программного обеспечения (ПО) - 27,1%;

- сектор установки и поддержки - 19,4%;

- сектор ИТ-аутсорсинга - 14,2%;

- сектор ИТ-консалтинга - 7,7%;

- сектор ИТ-обучения и тренингов - 3,0%.

К числу основных потребителей ИТ-услуг в 2012 году относились финансовые организации, далее идут государственные компании и затем предприятия информационно-телекоммуникационной сферы.

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Для того, чтобы ИТ-услуги определенного провайдера (компании-поставщика) были востребованы на рынке, они должны быть конкурентоспособными, их стоимость и качество должны соответствовать ожиданиям потребителей. Потребитель - это главное мерило при определении качества продукции и услуг, зачастую качество определяется именно как степень удовлетворенности потребителя. Согласно

2004 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Динамика рынка ИТ-услуг России (млрд. долл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.