Научная статья на тему 'Основные виды государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса'

Основные виды государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / государственная поддержка / гособоронзаказ / промышленная политика / механизм финансового обеспечения / стратегическое планирование / пространственное развитие / military-industrial complex / state support / state defense order / industrial policy / financial support mechanism / strategic planning / spatial development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маргарита Викторовна Мельник, Марат Тахирович Велиханов

В статье обосновывается необходимость развития и модернизации форм государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса с учетом усиления санкционного давления. Проведен анализ и группировка форм поддержки, установленных нормативными правовыми актами и реализуемых специально созданными организациями. Результаты анализа показали, что по-прежнему основным направлением поддержки предприятий ОПК является финансовое. Для повышения эффективности данного направления предлагается усилить контроль за целевым использованием выделенных средств. Но для прорыва в области военной промышленности и обеспечения технологического суверенитета страны существенно большее внимание следует уделить информационной поддержке и контролю за укреплением связей предприятий ОПК с ведущими научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями. Авторы также предлагают усилить работу по повышению квалификации кадрового состава предприятий и дают рекомендации по совершенствованию направлений развития хозяйственных связей оборонно-промышленных предприятий с другими отраслями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маргарита Викторовна Мельник, Марат Тахирович Велиханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Types of State Support for Organizations of the Military-industrial Complex

The article substantiates the need for the development and modernization of state support forms for the militaryindustrial complex enterprises due to the growing sanctions pressure. Such tasks as the analysis and grouping of state support forms, which are established by regulatory legal acts and implemented by specially created organizations, were carried out. The results of the analysis showed that, as before, the main direction of support for the defense industry enterprises is the financial one. In order to increase the effectiveness of this direction, the authors propose strengthening control over the targeted use of allocated funds. However, in order to make a breakthrough in the field of military industry and securing the technological sovereignty of the country, much more attention should be paid to information support and control over the strengthening of connections between defense industry enterprises and leading research institutes or industrial enterprises. The authors propose to enhance efforts to improve the qualifications of enterprise personnel and provide recommendations for improving the development directions of economic relations between military-industrial enterprises and other industries.

Текст научной работы на тему «Основные виды государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса»

фундаментальное научное знание

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-53-60 УДК 338(045)

Основные виды государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса

М. В. Мельник, М.Т. Велиханов

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

В статье обосновывается необходимость развития и модернизации форм государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса с учетом усиления санкционного давления. Проведен анализ и группировка форм поддержки, установленных нормативными правовыми актами и реализуемых специально созданными организациями. Результаты анализа показали, что по-прежнему основным направлением поддержки предприятий ОПК является финансовое. Для повышения эффективности данного направления предлагается усилить контроль за целевым использованием выделенных средств. Но для прорыва в области военной промышленности и обеспечения технологического суверенитета страны существенно большее внимание следует уделить информационной поддержке и контролю за укреплением связей предприятий ОПК с ведущими научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями. Авторы также предлагают усилить работу по повышению квалификации кадрового состава предприятий и дают рекомендации по совершенствованию направлений развития хозяйственных связей оборонно-промышленных предприятий с другими отраслями.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; государственная поддержка; гособоронзаказ; промышленная политика; механизм финансового обеспечения; стратегическое планирование; пространственное развитие

Для цитирования: Мельник М. В., Велиханов М.Т. Основные виды государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(5):53-60. DOi: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-53-60

oRiGiNAL PAPER

The Main Types of state support for organizations of the Military-industrial Complex

M. V. Melnik, M. T. Velikhanov

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The article substantiates the need for the development and modernization of state support forms for the military-industrial complex enterprises due to the growing sanctions pressure. Such tasks as the analysis and grouping of state support forms, which are established by regulatory legal acts and implemented by specially created organizations, were carried out. The results of the analysis showed that, as before, the main direction of support for the defense industry enterprises is the financial one. In order to increase the effectiveness of this direction, the authors propose strengthening control over the targeted use of allocated funds. However, in order to make a breakthrough in the field of military industry and securing the technological sovereignty of the country, much more attention should be paid to information support and control over the strengthening of connections between defense industry enterprises and leading research institutes or industrial enterprises. The authors propose to enhance efforts to improve the qualifications of enterprise personnel and provide recommendations for improving the development directions of economic relations between military-industrial enterprises and other industries.

Keywords: military-industrial complex; state support; state defense order; industrial policy; financial support mechanism; strategic planning; spatial development

For citation: Melnik M. V., Velikhanov M. T. The Main types of state support for organizations of the military-industrial complex. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(5):53-60. DQI: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-53-60

© Мельник М. В., Велиханов М. Т., 2023

введение

Развитие оборонно-промышленного комплекса является одним из приоритетных и стратегически важных направлений в рамках государственной промышленной политики. В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (далее — Военная доктрина) основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) является «обеспечение эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил, других войск и органов в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг»1.

В данном контексте ОПК стоит рассматривать как в качестве «фундамента безопасности государства, играющего системообразующую роль в социально-экономическом развитии страны и обеспечивающего России статус великой державы» [1], так и в качестве двигателя экономического развития страны. Несмотря на то что определение ОПК нормативно не закреплено в действующем законодательстве, предлагается понимать под этим совокупность экономических субъектов, деятельность которых направлена на создание и поставку высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения.

Независимо от влияния внешних факторов, оборонно-промышленный комплекс характеризуется большей гибкостью и адаптивностью, что обусловлено слаженной системой и эффективными механизмами его управления. Исследования организационно-экономических аспектов и современных видов государственной поддержки организаций ОПК отражены во множестве научных работ [2-6]. Стратегические приоритеты промышленной политики могут различаться в зависимости от экономического состояния страны и ее концептуальных принципов, находящих свое отражение в национальных целях развития. Однако можно выделить основные:

• Развитие инноваций и технологического прогресса. Именно инновации способствуют

1 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/

росту конкурентоспособности продукции на мировом рынке, расширению экспорта и созданию новых рабочих мест.

• Поддержка представителей малого и среднего предпринимательства. Данные экономические субъекты закладывают основу для создания новых рабочих мест и развития инноваций посредством производства и внедрения новых технологических продуктов.

• Улучшение инфраструктуры для сбыта продукции и логистического доступа к внутренним и внешним рынкам. Транспорт (автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты и др.) играет важную роль в развитии промышленности, способствуя обеспечению доступа к международным рынкам.

• Защита окружающей среды и обеспечение экологической безопасности с учетом глобальной повестки по устойчивому развитию2 и положений Стратегии по экологической безопасности Российской Федерации3.

• Развитие кадрового потенциала. Необходимо способствовать организации профессионального обучения, повышению квалификации специалистов и созданию условий для непрерывного образования, так как кадровые ресурсы ОПК выступают в качестве связующего звена в интеграции с иными ресурсами [7].

Таким образом, для выполнения целей и задач в рамках достижения стратегических приоритетов Военный доктрины в области развития ОПК применяются следующие меры государственной поддержки, установленные нормативными правовыми актами4:

• финансовая поддержка (предоставление субсидий и налоговых льгот);

• информационно-консультационная поддержка (создание государственных информационных систем);

• поддержка научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности (стимулирование спроса на инно-

2 Цели в области устойчивого развития. URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

3 Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215668/

4 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». СПС «Кон-сультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173119/

вационные технологии, создание условий для координации деятельности субъектов в сфере промышленности и их кооперации и т.д.);

• поддержка развития кадрового потенциала (для образовательных организаций и др.);

• поддержка внешнеэкономической деятельности (оказание содействия в продвижении отечественной продукции на зарубежные рынки и т.д.);

• поддержка предоставления государственных и муниципальных преференций (создание условий, запретов и ограничений на импортную продукцию; приоритетность отечественной промышленной продукции при осуществлении государственных и муниципальных закупок).

Геополитическое воздействие и повышенный спрос на отечественную инновационную продукцию военного и двойного назначения обуславливают высокий уровень актуальности рассматриваемого вопроса. При этом трансформация в национальном секторе экономики, ускоренное научно-технологическое развитие в интересах обороноспособности государства вызывают дополнительную необходимость в создании новых направлений и совершенствовании имеющихся механизмов поддержки предприятий ОПК.

основная часть

Для эффективного выполнения государственных программ развития оборонно-промышленного комплекса необходимо сформировать комплексный и согласованный механизм их поддержки. В современных условиях основное внимание уделяется развитию финансового направления поддержки действующих организаций, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию новых видов продукции ОПК. Вместе с тем целесообразно рассматривать разнонаправленные формы поддержки, которые характерны для разных периодов жизненного цикла организаций — от создания до модернизации соответствующих бизнес-процессов, необходимых для повышения эффективности их деятельности. В этой связи целесообразно выделить следующие направления:

1. Информационно-коммуникационная поддержка, которая необходима в первую очередь при открытии новых производств и формировании новых корпоративных структур.

Она связана с четким информационным обеспечением подразделений перспективного развития и технического оснащения производства (НИР, НИОКР и т.д.). Это позволяет оценить правомерность поставленных задач и выбор программ их реализации для достижения инновационных целей, определенных в государственных и корпоративных документах — стратегиях развития отдельных отраслей ОПК, региональных программах развития и т.д.

Раздел информационного обеспечения включает научно-техническую информацию, данные об уровне разработок в определенных направлениях в России и за рубежом, достижениях ведущих организаций соответствующего профиля. Таким образом можно оценить целевую направленность новых видов продукции и их конкурентоспособность относительно технических характеристик.

Вместе с тем регулярные знакомства с информацией о лучших достижениях компаний, имеющих соответствующую специализацию в области использования современных технологий и методов организации бизнес-процессов и производственных структур, способствуют своевременному включению в текущее производство модернизированных процессов и организационных мероприятий. Это касается привлечения современных информационных технологий, автоматизации процессов контроля на основе использования современных приборов и механизмов, непрерывного наблюдения за ходом производства и прогнозирования необходимых изменений с учетом имеющихся и вероятных рисков.

На основе риск-ориентированного контроля со стороны центра управления (руководства предприятия, определяющего финальные процессы, материнской или управляющей компании) над всеми участниками проекта дается объективная оценка приоритетности планируемых мероприятий, распределения капитальных вложений и изменения форм организационного и финансового взаимодействия учетно-конт-рольной структуры.

Коммуникационные системы способствуют постоянной и устойчивой связи между участниками цикла разработки, производства и продвижения готовой продукции на основе регулярного получения необходимой информации, ответов на запросы организаций. То есть в рамках корпоративной структуры формиру-

ется документооборот, ориентированный на устойчивые связи и позволяющий оперативно наладить получение разной, как правило, риск-ориентированной информации.

Можно подчеркнуть три уровня документооборота: между отдельными участниками — исполнителями определенной стадии совокупного бизнес-процесса производства конечной продукции; между самостоятельными в разной степени организациями (подразделениями, филиалами, юридическими лицами), реализующими соответствующий проект и связанными с центральными организациями управления корпоративной структурой; внешний документооборот с основными стейкхолдерами (заинтересованными лицами), включая вышестоящие организации управления, заказчиков, поставщиков и постоянных партнеров.

2. Информационная поддержка ОПК, базирующаяся на установлении активного взаимодействия корпоративной структуры с органами территориального управления, на территории которых функционирует предприятие корпоративной структуры. Эта связь носит многонаправленный характер — от создания благоприятных условий функционирования предприятий ОПК до рекомендаций о включении в состав корпоративной структуры конкретных предприятий региона или устойчивого предоставления услуг предприятиям ОПК. Это относится в первую очередь к организациям вспомогательного и обслуживающего производства. Первостепенное значение имеет транспортное обслуживание деятельности предприятий ОПК — от обеспечения качественного состояния дорог (включая местные дороги), до непосредственного подведения их к территории предприятия ОПК, что предполагает разработку рациональных логистических схем, ориентацию на использование дорог регионального и местного назначения и оценку их достаточной пропускной способности в рамках структуры ОПК. Эти услуги способны обеспечивать как внутрирегиональные, так и глобальные перевозки на территории страны и за ее пределами. В данный процесс могут быть включены услуги коммунальных предприятий и специальные организации, занимающиеся складированием и хранением сырьевых ресурсов и готовой продукции предприятий ОПК. При этом необходимо четко выделять требова-

ния, предъявляемые к перевозке и хранению стандартных материалов и специфической продукции ОПК (для последних корпорация может создавать специализированные, вспомогательные и обслуживающие подразделения).

Большую роль для комфортного функционирования предприятий ОПК имеет привлечение спортивно-культурных и культурно-просветительных организаций, создание релаксационных зон для работников предприятия и т.д. Это, с одной стороны, позволяет решать задачу социальной ответственности данных предприятий без увеличения непрофильных активов, а с другой — активизировать региональные органы управления в целях формирования социальной инфраструктуры с привлечением средств ОПК. Возможно также прямое участие в финансировании конкретных организаций либо увеличение загруженности таких учреждений и ускорение окупаемости вложений, осуществляемых региональными органами управления. Кроме того, следует отметить, что данные учреждения могут стать местом работы членов семей работников предприятий ОПК. Таким образом, соответствующее сотрудничество будет способствовать не только повышению эффективности работы ОПК, но и улучшению использования бюджетных средств в регионах и в целом по стране.

Предприятия ОПК, выполняя крупные задачи, могут в значительной мере способствовать развитию экономики регионов, привлекая местные предприятия — как государственные, так и коммерческие, к выполнению определенных процессов производства (чаще всего — вспомогательных и обслуживающих). Однако это могут быть и основные процессы, касающиеся оживления базовых отраслей производства: машиностроения, строительства и др. В данном случае предприятия принимают на себя обязанность выполнять часть гособоронзаказа, одновременно возрождая традиционные отрасли промышленности региона. Таким образом, устойчивое взаимовыгодное сотрудничество может быть налажено и в целях двойного использования новых технологий — для выполнения заказов ОПК и для собственных нужд.

При обсуждении вопросов развития малого бизнеса часто говорится об обязательной передаче работ по государственному

заказу в определенном объеме от крупных предприятий — малым. Это реально может содействовать повышению загруженности местного населения, созданию новых рабочих мест и укреплению муниципальных и региональных бюджетов. Особое значение данное направление сотрудничества имеет для малых предприятий — стартапов. В дискуссии о повышении эффективности деятельности предприятий ОПК часто ставится вопрос о необходимости диверсифицированных технологий, разрабатываемых ими, на гражданских предприятиях. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые технологии, созданные малыми предприятиями, могут использоваться в определенных процессах предприятий ОПК. Малые предприятия, особенно в рамках создания и реализации стартапов, могут играть ключевую роль в данном направлении, а ОПК — формировать специальные заказы в целях совершенствования производственных и управленческих процессов, связанных с использованием современных информационных технологий, разработкой программных продуктов, созданием информационных систем и т.д. Это можно рассматривать как новое направление рационализации и сотрудничества, как продолжение традиционного изобретательства в рамках крупных советских предприятий в период индустриализации и проведения экономических реформ в 60-70-х гг. XX в. Именно в это время создавались отраслевые институты по организации, которые провели весьма интересные исследования в части стратегии развития определенных отраслей производства, прежде всего в электронной промышленности, приборостроении. Важным результатом такой работы стало формирование проектов «предприятий будущего», в которых учитывалось создание новых видов продукции, имеющих лучшие потребительские свойства, что стало основой привлечения прогрессивных технологий и использования методов организации производственного процесса.

Подобное взаимное обогащение и обмен опытом могут обеспечить повышение эффективности деятельности предприятий ОПК и ускорение решения ряда задач, стоящих перед базовыми отраслями производства.

3. Консультативная поддержка также является важным направлением. Как правило, она

связана, прежде всего, с проведением независимой экспертизы управленческих решений, принимаемых на стадии реализации традиционных задач и выбора прогрессивных программ для их достижения. Консультационные фирмы обладают большими массивами данных, что позволяет определить приоритеты конкретных объектов в решении технических, организационных и экономических задач. При этом специалисты используют разнообразные аналитические методики и модели, формируют систему показателей, характеризующих качественные параметры разных видов продукции, определяют факторы, влияющие на формирование и результаты эксплуатации продукции в разных условиях для подтверждения экономической эффективности, надежности и устойчивости в рамках предприятия. Консультационные организации могут обосновать плюсы и минусы выбора разных видов продукции аналогичного назначения, выбрать экономичные методы их производства и рекомендовать основных партнеров для кооперации при выполнении выбранных программ. Последнее имеет особое значение. Так, в ряде проведенных исследований приведены примеры выбора лучших партнеров, которые добились достаточно высоких характеристик готового продукта при экономичности затрат и сокращении сроков достижения поставленных целей, т.е. практически — варианты формирования корпоративной структуры на основе включения в нее лучших исполнителей определенных бизнес-процессов и изготовителей отдельных элементов готовой продукции [8].

Консультативная поддержка необходима при выборе разовых партнеров по поставке конструктивных материалов или стандартных деталей и узлов продукции. В этом случае консультация может быть оказана как комплексная услуга осуществления заказов (регулирование процесса закупок).

Консультационные организации часто привлекаются для проведения экономических мероприятий, предварительного (стратегического) аудита, а также для оценки деятельности участников корпоративных структур и их экономического состояния, эффективности предлагаемых ими решений по развитию технологий и техники в части привлечения использования или приобретения нового оборудования. Все эти во-

фундаментальное научное знание

просы часто требуют независимой экспертизы, что не всегда может быть реализовано внутри соответствующей корпоративной структуры. Более того, необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов узкого профиля, что способно вызвать неоправданное расширение органов управления отдельных предприятий ОПК.

4. Кадровая поддержка предприятий ОПК связана как с развитием базовой подготовки специалистов соответствующих отраслей и профессий, так и с организацией их своевременной переподготовки и повышения квалификации.

В настоящее время для предприятий ОПК при решении этих вопросов предусмотрено выделение специальных субсидий. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно. Для укрепления ОПК необходима, прежде всего, подготовка высококвалифицированных рабочих и инженеров, а также менеджеров, знающих специфику бизнес-процессов, типичных для отдельных организаций ОПК, и имеющих опыт управления крупными экономическими субъектами. Естественно, при поступлении на новую работу им необходимо пройти дополнительную подготовку с учетом конфиденциальности используемой информации и возможностей коммуникационных связей. Но основа формирования коллектива должна базироваться на общепрофессиональной квалификации работников.

Для решения этих вопросов целесообразно ввести новые направления подготовки кадров разного уровня квалификации в системе управления предприятием ОПК. Но в первую очередь повышение квалификации коллектива зависит от уровня подготовленности и отношения к труду рабочих основных производственных процессов, труд, степень ответственности и дисциплинированности которых связаны со спецификой выпускаемой продукции. Здесь целесообразно продумать вопрос создания специальных колледжей для профессиональных предприятий ОПК (по типу производственно-технических училищ — ПТУ). В этой части наиболее интересен, на наш взгляд, опыт Германии, где подготовка рабочих высшей квалификации проводится в специальных колледжах, а в государственном и региональном масштабах устраиваются конкурсы в целях выделения групп (а иногда команд) высшей квалификации

для исполнения особо ответственных бизнес-процессов.

В настоящее время происходит перестраивание процесса подготовки научно-технических и экономических кадров для ОПК. Например, в технических вузах открываются специальные направления, привлекаются в качестве преподавателей специалисты с действующих предприятий, знающие четкие требования к специфическим условиям функционирования ОПК. Однако для реальной квалифицированной работы в ОПК учащиеся должны получить более частные рекомендации, касающиеся направленности деятельности предприятия (массовые виды вооружений, уникальные механизмы и установки и т.д.). Для этого необходимы целевые группы, что характерно для магистерской формы обучения. Возможно проведение подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность деятельности ОПК, и особенно — технических служб. Нужно также продумать вопрос о создании корпоративных систем повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий ОПК совместно с ведущими вузами (или с привлечением на предприятия ведущих профессоров тех учебных заведений, где обучаются специалисты определенного профиля).

По-прежнему актуальна подготовка военных, которые могут специализироваться по конкретным отраслям экономики.

выводы

Конечно, по-прежнему основным направлением поддержки предприятий ОПК является финансирование. Однако для повышения его результативности целесообразно определить и установить:

• статус государственных предприятий, действующих в сфере ОПК;

• границы функционирования предприятий ОПК как коммерческой организации;

• порядок и условия кредитования предприятий ОПК, включая целенаправленность, обоснование сроков, формирование кредитных ставок и специальных субсидий;

• порядок формирования учета доходов предприятий ОПК;

• особенности налогообложения предприятий ОПК;

• особенности мотивации участников корпоративных структур ОПК, включая собствен-

ников, акционеров и работников, в первую очередь ведущих менеджеров;

• специфику оценки экономической устойчивости организаций ОПК и систему их банкротства;

• особенности продажи подразделений ОПК коммерческим организациям;

• условия закрытия и продажи (передача в частную собственность целого предприятия ОПК или его части).

Без четкого решения этих вопросов многие позиции государственной поддержки предприятий ОПК трудно реально оценить и применить.

благодарности

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.

acknowledgments

The article was written basing on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University.

список источников

1. Пронин А. Ю. Диверсификация оборонно-промышленного комплекса — инновационный путь развития экономики России. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020;11(3):10-14.

2. Глазкова В. В. Состояние и основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. E-Management. 2021;4(4):16-23.

3. Довгучиц С. И. Цифровая трансформация и диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса. Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2020;(4):39-42.

4. Довгучиц С. И., Журенков Д. А. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения. Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2017;(4):7-17.

5. Каштанова Е. В., Сувалова Т. В. Современные тенденции кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса России: проблемы системы подготовки кадров и пути решения. E-Management. 2021;4(4):86-96.

6. Мишин Ю. В. Организационно-экономические аспекты государственной поддержки предприятий и организаций отечественного ОПК. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019;10(2):144-165.

7. Надточий Ю.Б., Горелова Л. И. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли. Вопросы инновационной экономики. 2019;9(2):541-588.

8. Зотов В. М. Теоретико-методологическое обеспечение сбалансированного инновационного развития российской промышленности. Дисс. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05. М.: Финансовый университет; 2022. 491 с.

references

1. Pronin A. Y. Diversification of the military-industrial complex is an innovative way of development of the Russian economy. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and Business: theory and practice. 2020;11(3):10-14. (In Russ.).

2. Glazkova V. V. The state and main trends in the development of the military-industrial complex of the Russian Federation. E-Management. 2021;4(4):16-23. (In Russ.).

3. Dovguchits S. I. Digital transformation and diversification of enterprises of the military-industrial complex. Nauchnyj vestnik oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii = Scientific Bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2020;(4):39-42. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dovguchits S. I., Zhurenkov D. A. Problems of diversification of the military-industrial complex and ways to solve them. Nauchnyj vestnik oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii = Scientific Bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2017;(4):7-17. (In Russ.).

5. Kashtanova E. V., Suvalova T. V. Modern trends in staffing of enterprises of the Russian military-industrial complex: problems of the personnel training system and solutions. E-Management. 2021;4(4):86-96. (In Russ.).

6. Mishin Y. V. Organizational and economic aspects of state support of enterprises and organizations of the domestic defense industry. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie) = The MID (Modernization. Innovation. Development). 2019;10(2):144-165. (In Russ.).

7. Nadtochiy Y. B., Gorelova L. I. Problems of resource provision of rocket and space industry enterprises. Voprosy innovacionnoi ekonomiki = Issues of innovative economy. 2019;9(2): 541-588. (In Russ.).

8. Zotov V. M. Theoretical and methodological support of balanced innovative development of the Russian industry. Diss. of the Doctor of Economics. Sciences: 08.00.05. Moscow: Financial University; 2022. 491 p. (In Russ.).

информация об авторах / about the authors

Маргарита Викторовна Мельник — доктор экономических наук, профессор, профессор департамента аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, аудита и бизнес-анализа; главный научный сотрудник Центра научных исследований и стратегического консалтинга факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия

Margarita V. Melnik — Dr. Sci. (Economics), Professor, Professor of the Department of Audit and Corporate Reporting of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis; Chief Researcher of the Center for Research and Strategic Consulting of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis; Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-7428-9535

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

MMargarita@fa.ru

Марат Тахирович Велиханов — стажер-исследователь Центра научных исследований и стратегического консалтинга факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия Marat T. Velikhanov — Trainee researcher at the Center for Scientific Research and Strategic Consulting of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9841-0774 MTVelikhanov@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 24.08.2023; принята к публикации 28.09.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 24.08.2023; accepted for publication on 28.09.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.