Научная статья на тему 'Мировая практика применения мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса'

Мировая практика применения мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / Программа поддержки организаций оборонной промышленности / Европейский фонд обороны / государственная поддержка / государственная программа / научные исследования / military-industrial complex / The Defense Manufacturing Community Support Program / The European Defence Fund / governmental support / government program / scientific research

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айнара Надировна Амерсланова, Илья Владимирович Пашнин

Статья посвящена аналитическому обзору мировых практик по осуществлению мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Целью исследования явилось изучение международного опыта в данной области и определение его применимости в контексте развития ОПК Российской Федерации. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью обеспечения решения оперативных и стратегических задач ОПК РФ в условиях санкционного давления со стороны отдельных стран и важностью оценки имеющихся мер государственной поддержки организаций комплекса. В ходе исследования проанализирована американская Программа поддержки организаций оборонной промышленности, которая реализуется в США с 2019 г. и основывается на развитии сотрудничества между государственными и частными предприятиями, относящимися к научной сфере, ОПК, а также органами местного самоуправления. Структура Программы предусматривает формирование сообщества, объединяющего заинтересованные стороны для обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности ОПК. В рамках изучения европейского опыта рассмотрена деятельность Европейского фонда обороны, основанного в 2021 г. по инициативе Комиссии по поддержке оборонного сотрудничества Евросоюза и ориентированного на поддержку и развитие европейского ОПК путем финансирования инновационных исследований, разработок и совместных проектов международного значения. Основные цели фонда включают повышение автономии и конкурентоспособности в области оборонной промышленности, а также стимулирование интеграции и сотрудничества между странами — членами ЕС. В результате работы были сделаны выводы о том, какие идеи из международной практики могли бы быть применены для развития ОПК Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Фондом перспективных исследований и другими государственными структурами и организациями, определяющими политику в области регулирования ОПК, в качестве предложений для дальнейшего развития мер государственной поддержки в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айнара Надировна Амерсланова, Илья Владимирович Пашнин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Practice of Applying State Support Measures for Organizations of the Military-Industrial Complex

The article is devoted to an analytical review of the best global practices in the implementation of measures of state support for organizations of the military-industrial complex (MIC). The purpose of the research was to study international experience in this area and determine its applicability in the context of the development of the Russian Federation’s MIC. The relevance of this work is determined by the need to ensure the solution of operational and strategic tasks of the Russian Federation’s military-industrial complex in the conditions of sanctions pressure from certain countries and the importance of assessing the available measures of state support for organisations of the complex. The study analyses the American Defense Manufacturing Community Support Program, which has been implemented in the United States since 2019. The program is based on the development of cooperation between public and private organizations, including enterprises of the military-industrial complex, scientific organizations, as well as local governments. The structure of the program provides for the formation of a community that brings together stakeholders to ensure sustainable development and competitiveness of the defense industrial complex. As part of the study of European experience, the activities of The European Defense Fund, established in the European Union in 2021 on the initiative of the Commission for the Support of Defense Cooperation of the European Union, were examined. The fund is focused on supporting and developing the European defense-industrial complex by financing innovative research, development and joint projects of international importance. The main objectives of the fund include increasing autonomy and competitiveness in the defense industry, as well as promoting integration and cooperation between the member states of the European Union. Within the framework of the article, each practice was analyzed, and conclusions have been drawn about what ideas from international practice could be applied in the development of the defense-industrial complex of the Russian Federation. The results of the study can be used by the Federal Assembly of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Foundation for Advanced Studies and other state structures and organizations that determine the policy in the field of defense industry regulation as proposals for further development of state support measures in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Мировая практика применения мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-50-60 УДК 336.531.2(045) JEL H56

(CC) ]

BY 4.0

Мировая практика применения мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса

А. Н. Амерсланова, И. В. Пашнин

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена аналитическому обзору мировых практик по осуществлению мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Целью исследования явилось изучение международного опыта в данной области и определение его применимости в контексте развития ОПК Российской Федерации. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью обеспечения решения оперативных и стратегических задач ОПК РФ в условиях санкционного давления со стороны отдельных стран и важностью оценки имеющихся мер государственной поддержки организаций комплекса. В ходе исследования проанализирована американская Программа поддержки организаций оборонной промышленности, которая реализуется в США с 2019 г. и основывается на развитии сотрудничества между государственными и частными предприятиями, относящимися к научной сфере, ОПК, а также органами местного самоуправления. Структура Программы предусматривает формирование сообщества, объединяющего заинтересованные стороны для обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности ОПК. В рамках изучения европейского опыта рассмотрена деятельность Европейского фонда обороны, основанного в 2021 г. по инициативе Комиссии по поддержке оборонного сотрудничества Евросоюза и ориентированного на поддержку и развитие европейского ОПК путем финансирования инновационных исследований, разработок и совместных проектов международного значения. Основные цели фонда включают повышение автономии и конкурентоспособности в области оборонной промышленности, а также стимулирование интеграции и сотрудничества между странами - членами ЕС. В результате работы были сделаны выводы о том, какие идеи из международной практики могли бы быть применены для развития ОПК Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Фондом перспективных исследований и другими государственными структурами и организациями, определяющими политику в области регулирования ОПК, в качестве предложений для дальнейшего развития мер государственной поддержки в Российской Федерации.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; Программа поддержки организаций оборонной промышленности; Европейский фонд обороны; государственная поддержка; государственная программа; научные исследования

Для цитирования: Амерсланова А. Н., Пашнин И. В. Мировая практика применения мер государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(5):50-60. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-50-60

ORiGiNAL PAPER

World Practice of Applying State Support Measures for Organizations of the Military-industrial Complex

A. N. Amerslanova, I. V. Pashnin

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The article is devoted to an analytical review of the best global practices in the implementation of measures of state support for organizations of the military-industrial complex (MIC). The purpose of the research was to study international experience in this area and determine its applicability in the context of the development of the Russian Federation's MIC. The relevance of this work is determined by the need to ensure the solution of operational and

© Амерсланова А. Н., Пашнин И. В., 2023

strategic tasks of the Russian Federation's military-industrial complex in the conditions of sanctions pressure from certain countries and the importance of assessing the available measures of state support for organisations of the complex. The study analyses the American Defense Manufacturing Community Support Program, which has been implemented in the United States since 2019. The program is based on the development of cooperation between public and private organizations, including enterprises of the military-industrial complex, scientific organizations, as well as local governments. The structure of the program provides for the formation of a community that brings together stakeholders to ensure sustainable development and competitiveness of the defense industrial complex. As part of the study of European experience, the activities of The European Defense Fund, established in the European Union in 2021 on the initiative of the Commission for the Support of Defense Cooperation of the European Union, were examined. The fund is focused on supporting and developing the European defense-industrial complex by financing innovative research, development and joint projects of international importance. The main objectives of the fund include increasing autonomy and competitiveness in the defense industry, as well as promoting integration and cooperation between the member states of the European Union. Within the framework of the article, each practice was analyzed, and conclusions have been drawn about what ideas from international practice could be applied in the development of the defense-industrial complex of the Russian Federation. The results of the study can be used by the Federal Assembly of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Foundation for Advanced Studies and other state structures and organizations that determine the policy in the field of defense industry regulation as proposals for further development of state support measures in the Russian Federation.

Keywords: military-industrial complex; The Defense Manufacturing Community Support Program; The European Defence Fund; governmental support; government program; scientific research

For citation: Amerslanova A. N., Pashnin i. V. World practice of applying state support measures for organizations of the military-industrial complex. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(5):50-60. (in Russ.). DOi: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-50-60

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации работают практически на пределе своих возможностей; при этом значительная часть механизмов государственной поддержки была создана еще в то время, когда эта работа была менее интенсивной и нацеливалась на решение в первую очередь стратегических, а уже затем оперативных задач. В связи с этим возникает необходимость анализа и оценки существующей системы государственной поддержки организаций ОПК с учетом накопленного российского и международного опыта, а также лучших зарубежных практик.

Оборонно-промышленный комплекс является стратегически важной отраслью для любой страны, поскольку обеспечивает ее оборону и безопасность. В условиях постоянно меняющейся политической и экономической среды важно изучать и анализировать мировой опыт для укрепления конкурентоспособности и развития собственных оборонных предприятий.

С этой целью для анализа были выбраны механизмы (программы) государственной поддержки, действующие в США и Европейском союзе.

Авторы исследования поставили перед собой следующие задачи:

• изучить российские меры государственной поддержки организаций ОПК, возникшие в 20202023 гг.;

• провести анализ реализации Программы поддержки организаций оборонной промышленности в США;

• проанализировать деятельность Европейского фонда обороны в ЕС;

• сформировать выводы о возможности применения этих практик для поддержки и развития ОПК России.

Решению последней из перечисленных задач уделялось особое внимание.

МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ актуальных мер государственной поддержки ОПК РФ

В Российской Федерации существует разветвленная нормативно-правовая база по государственной поддержке организаций оборонно-промышленного комплекса, которая включает в себя законы, указы, постановления, стратегии, государственные программы, а также документы, определяющие механизмы их функционирования [1].

Необходимость столь всестороннего документального обеспечения обуславливается не только

Радиопромышленность

Промышленность вооружений

Промышленность средств связи

Промышленность боеприпасов и спецхимии

Электронная промышленность

Судостроительная промышленность

Авиационная промышленность

Межотраслевые структуры и предприятия

Рис. 1 /Fig. 1. Отрасли оборонно-промышленного комплекса РФ / Branches of the military-industrial

complex of the Russian Federation

Источник/Source: разработано авторами по данным [2] / developed by the authors based on data from [2].

высокой степенью важности данного направления для страны, но и широким спектром организаций, входящих в состав ОПК РФ: вертикально интегрированных структур, научно-производственных объединений, НИИ и промышленных предприятий различных отраслей (рис. 1).

В ходе работы особое внимание было уделено временному интервалу, пришедшемуся на пандемию коронавирусной инфекции, а также на проведение СВО, когда были приняты как современные редакции большинства существующих нормативно-правовых актов, так и ряд новых. Этот период наиболее важен с точки зрения понимания нормативно-правового реагирования страны на санкционные войны, так как анализ изменений действовавших нормативных документов дает представление о законодательных мерах, принятых на государственном уровне.

По словам бывшего первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ А. Ф. Ельчанинова, обеспечение госпрограммы вооружений «на период 2010— 2020 гг. составляло 21,2 трлн руб. Действующая госпрограмма (2018-2027 годы) — 21,7 трлн руб. Исходя из этой динамики, ожидаем уровень новой

госпрограммы вооружений на уровне не ниже 21-22 трлн рублей». Также он сказал о том, что «будет рожден документ об основных направлениях развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2038 года» В 2021 г. были «согласованы единые методические материалы для формирования основных подходов к целям и задачам госпрограммы вооружений и госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса»1.

В государственных органах РФ регулярно обсуждаются предложения о мерах государственной поддержки организаций ОПК. Примерами служат: постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств»2 о предоставлении

1 На новую госпрограмму вооружений выделят не менее 21 триллиона рублей. URL: https://rg.ru/2021/04/13/na-novuiu-gosprogrammu-vooruzhenij-vydeliat-ne-menee-21-trilliona-rublej.html (дата обращения: 03.10.2023).

2 Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств».

субсидий и/или иных межбюджетных трансфертов в рамках реализации государственных программ РФ, в числе которых — госпрограмма «Развитие оборонно-промышленного комплекса», принятая в 2016 г.; постановление Правительства РФ от 14.03.2023 № 385 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения в 2023 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ»3, предусматривающее финансовое обеспечение (возмещение) затрат работодателей на организацию профессионального обучения и дополнительного образования работников предприятий ОПК, а также граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключивших ученический договор с предприятиями оборонно-промышленного комплекса; постановление Правительства РФ от 31.03.2023 № 520 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования РФ в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан»4, в со-

URL: https://base.garant.ru/403629024/?ysclid=lnra0e4 1m0797371022

3 Постановление Правительства РФ от 14.03.2023 № 385 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения в 2023 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303150003 ?ysclid=lnvrjw125q223987226

4 Постановление Правительства РФ от 31.03.2023 № 520 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования РФ в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ юридическим лицам, включая

ответствии с которым устанавливается возможность получать компенсации затрат на выплату зарплаты сотрудникам организаций ОПК, которые переезжают к ним для работы не только из других регионов страны, но и из других муниципальных образований в пределах одного региона. Данная мера призвана позволить этим организациям восполнить потребности в специалистах.

Субсидия, которую получают работодатели, равна трем минимальным размерам оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и умноженным на количество трудоустроенных; она выплачивается четыре раза — каждые три месяца после трудоустройства работника.

Стоит отметить, что на последних заседаниях Экспертного совета по развитию финансовых инструментов и нефинансовых мер поддержки предприятий ОПК при Комитете Госдумы по промышленности и торговле, прошедших в ноябре 2022 и феврале 2023 гг., были рассмотрены следующие вопросы расширение мер по предупреждению банкротства в организациях ОПК;

• внедрение нового механизма государственной поддержки в виде льготного кредита на реализацию индивидуального плана финансового оздоровления организаций ОПК;

• упрощение процедуры получения организациями ОПК субсидий на НИОКР;

• расширение субсидии на НИОКР расходами на лизинг;

• внедрение инструмента использования свободных средств со счетов одних контрактов государственного оборонного заказа на выполнение других.

Надзор за исполнением нормативных актов в сфере ОПК осуществляет Генеральная прокуратура РФ, деятельность которой, по словам Генерального прокурора РФ И. В. Краснова, предусматривает в условиях санкций, с одной стороны, всемерное содействие в выполнении гособорон-заказа, помощь в формировании эффективной системы кооперации и импортозамещения; с другой — оперативное реагирование на факты срыва сроков выпуска продукции, другие проявления

некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202304010002?ysclid=lnvrpgy8 6d527980751

недисциплинированности5. Исходя из проанализированного материала можно сделать вывод, что меры по поддержке ОПК предпринимаются достаточно активно, но при этом существует потенциал их дальнейшего развития и модернизации.

АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПК

С учетом необходимости совершенствования всей системы государственной поддержки ОПК нами проанализирован международный опыт реализации подобных мер.

Проблемы применения инноваций в оборонном секторе США достаточно активно обсуждались в ученой среде [3-5]. В частности, американский опыт оказания государственной поддержки организациям ОПК в научных источниках рассмотрен на примере Программы поддержки организаций оборонной промышленности, принятой в 2019 г., которой предусматривается укрепление национальной безопасности страны. В ее создании (по направлениям промышленной политики и научных исследований) принимали участие сотрудники Министерства обороны США6. Документ регулирует вопросы долгосрочных инвестиций в инновационные разработки в области национальной безопасности, а также способствует развитию промышленной экосистемы оборонного производства. В рамках данной программы предлагаются механизмы финансовой поддержки научных исследований и работ в области оборонной промышленности. Министерство обороны США сформировало специальный орган для управления данным проектом — им стало Управление по координации регионального оборонного сообщества. В федеральном бюджете государства на реализацию данной программы было выделено 110 млн долл. (80 млн долл.— на период 2020-2022 гг. и 30 млн долл. — в 2023 г.7).

5 Генпрокурор РФ: после начала СВО на предприятиях ОПК введен особый порядок надзора. URL: https://www.vesti.ru/ article/3250454 (дата обращения: 05.10.2023).

6 The official page of the Defense Manufacturing Community Support. URL: https://oldcc.gov/defense-manufacturing-community-support-program#/. (дата обращения: 01.09.2023).

7 The official website of United States Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/ Article/3168912/department-of-defense-approves-30-million-

in-grants-under-defense-manufacturing/. (дата обращения:

05.09.2023).

Эта сумма была распределена между более чем 2200 организациями оборонно-промышленного комплекса, в которых работают свыше 38 тыс. сотрудников. Распорядителями бюджетных средств стали 17 производственных кооперативов в области оборонной промышленности8.

В качестве итогов реализации Программы поддержки организаций оборонной промышленности США можно выделить следующее:

• более 1000 субъектов малого и среднего бизнеса получили консультации и рекомендации по процедуре, связанной с признанием их предприятиями оборонной промышленности;

• внедрена система кибербезопасности для более чем 400 организаций;

• повышено качество 90 существующих в них технологических решений;

• на предприятиях оборонной промышленности разработано свыше 40 новых технологических решений и продуктов.

Следует отметить, что отдельные организации не могут подавать заявки на участие в данной программе самостоятельно — для этого им необходимо сформировать консорциум9, состав которого представлен на рис. 2.

Консорциум, состоящий из организаций различной направленности, должен обосновать необходимость участия предприятий в данной программе для получения ими статуса сообщества оборонной промышленности и соответствующего финансирования.

В рамках Программы Министерством обороны США финансируются проекты по следующим направлениям:

• модернизация технологического оборудования и производственных мощностей;

• повышение квалификации сотрудников и привлечение в организации новых работников;

• создание бизнес-инкубаторов;

• проведение научных исследований, включая направленные на развитие коммерческого потенциала;

• развитие логистических цепочек поставок;

• оказание поддержки организациям малого бизнеса.

8 The official website of Association of Defense Communities. URL: https://defensecommunities.org/ (дата обращения: 05.09.2023).

9 Там же.

Рис. 2 /Fig. 2. Состав консорциума для участия в Программе поддержки организаций оборонной промышленности, реализуемой в США / Composition of the consortium to participate in the Defense Manufacturing Community Support Program, implemented in the United States

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПК

Перейдем к анализу опыта поддержки организаций оборонно-промышленного сектора Европейским союзом. По инициативе Комиссии последнего по поддержке оборонного сотрудничества в 2017 г. был создан Фонд обороны, основная цель которого — поддержка коллективных инновационных научных исследований и разработок в данной области для формирования конкурентоспособной и инновационной промышленной базы. Кроме того, деятельность Фонда направлена на достижение стратегической автономии и устойчивости Евросоюза и стран — членов ЕС, что должно привести к увеличению государственных инвестиций в оборонно-промышленный сектор10. При этом Фонд проводит политику, нацеленную на прорывные инновации и вовлечение субъектов малого и среднего бизнеса в совместные проекты.

Одной из основных проблем, решение которых он стремится обеспечить, является снижение дублирования оборонных возможностей, происходящее из-за отсутствия должного взаимодействия между странами — членами ЕС в данной сфере. В дополнение к этому, низкая степень сотрудни-

10 The official website of European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/ european-defence-fund-(edf). (дата обращения: 06.09.2023).

чества, по оценкам экспертов, приводит к финансовым потерям в размере от 25 до 100 млрд евро ежегодно. Основные результаты, которые должны быть достигнуты по итогам реализации политики Фонда, представлены на рис. 3.

На осуществление его программ на период с 2021 по 2027 г. выделено 8 млрд евро, что позволит ЕС стать одним из ведущих инвесторов в оборонные исследования на территории Европы. На рис. 4 представлено распределение объема финансирования Европейского фонда обороны: на этапе исследований происходит выдача грантов Евросоюзом, а затем государства-члены софинан-сируют до 20% затрат на разработку прототипов и до 80% — на их сертификацию и тестирование. В случае, если члены ЕС решат приобрести определенное оборудование или технологическое решение, например, через совместную закупку самолетов, а Фонд не покроет эти траты, его Комиссия может предоставить консультационную поддержку по выбору эффективных финансовых механизмов и оптимальных структур собственности.

При реализации программы Европейского фонда обороны установлены следующие правила:

• к работе над совместными проектами допускается не менее трех участников (консорциумов, научных организаций и т.д.) из не менее, чем трех стран — членов ЕС или ассоциированных государств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приоритетные направления проектов определяются членами ЕС в соответствии с интересами безопасности и обороны, с учетом приори-

Основные результаты деятельности, которые планируется достичь:

Обеспечение современного оборудования для ЕС

оборонно-промышленного комплекса государств — членов ЬС, которое соответствует потребностям национальном и международной оборонной политики

Совместная разработка качественных и эффективных технологических решений и промышленного оборудования по оптимальной стоимости, которую сложно достичь без сотрудничества нескольких государств

Выстраивание эффективной системы финансовой поддержки на всех этапах научных исследований и разработок с целью дальнейшего использования результатов исследований для разработки прототипов и тестирования технологических

Рис 3/Fig. 3. Планируемые результаты деятельности Европейского фонда обороны / Planned results of the European Defence Fund

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

тетов, согласованных в рамках Общей политики безопасности и обороны. Также принимаются во внимание приоритеты других региональных и международных организаций, например НАТО;

• деятельность Европейского фонда обороны направлена на стимулирование трансграничного участия организаций малого и среднего предпринимательства; при этом предпочтения отдаются проектам, представленным консорциумами, в состав которых входят субъекты малого и среднего предпринимательства; подобным объединениям также предоставляются более высокие ставки финансирования;

• на поддержку инновационных прорывных технологических решений, которые должны обеспечивать долгосрочное технологическое лидерство Европы и автономию в этой области для оборонного сектора, выделяется 4-8% общего бюджета;

• в качестве гарантии эффективного использования ресурсов ЕС Фонд может и должен принимать участие в софинансировании разработки общих прототипов тех конечных продуктов, которые намерены закупать государства — члены ЕС;

при этом производственные мощности не будут принадлежать ЕС.

Различные зарубежные и российские эксперты по-разному оценивают положение и перспективы Европейского фонда обороны, но тем не менее нельзя не признать его масштабы и влияние на оборонную промышленность [8-13].

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОНДА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПК

В Российской Федерации 16 октября 2012 г. на основании Федерального закона от 16.10.2012 № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» 11 был учрежден Фонд перспективных исследований [14, 15], главнейшей целью которого является «содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности России, связанных с высокой

11 Федеральный закон от 16.10.2012 № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований». URL: https://fpi.gov.ru/ about/documents/40/

Рис. 4/Fig. 4. Распределение объема финансирования Европейского фонда обороны, млрд евро / Distribution of European Defenсe Fund funding, billion euros

Источник/Source: разработано авторами по данным Европейской комиссии. URL: https://defence-industry-space.ec.europa.eu/ eu-defence-industry/european-defence-fund-edf_en/ developed by the authors based on data from the European Commission. URL: https://defence-industry-space.ec.europa.eu/eu-defence-industry/european-defence-fund-edf_en/.

Поступления от государств — членов ЕС ■ Бюджет ЕС

степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения»12 [14, 15].

Фонд проводит исследования и осуществляет проектную деятельность по трем направлениям: информационному, физико-техническому и химико-биологическому (медицинскому). Заявку на реализацию проекта могут подавать как организации любой формы собственности (в том числе структуры ОПК, высшие учебные заведения, НИИ различной ведомственной принадлежности), так и физические лица, достигшие совершеннолетия и имеющие российское гражданство. Фонд полностью берет на себя расходы, связанные с выполнением проекта; денежные средства выделяются из Федерального бюджета в размере не менее 3 млрд руб. ежегодно [15]. По итогам реализации проекта все научные разработки переходят в соб-

12 Фонд перспективных исследований (официальный сайт). URL: https://fpi.gov.ru/

ственность Российской Федерации в лице Фонда перспективных исследований.

ВЫВОДЫ

По итогам анализа мировых практик нами сформулированы следующие предложения по развитию механизмов государственной поддержки ОПК в РФ:

1) привлечение дополнительного внебюджетного финансирования в размере 1% от чистой прибыли каждой организации, входящей в ОПК РФ. Это позволит нарастить бюджет Фонда перспективных исследований, а также повысить уровень ответственности каждого предприятия, так как финансовые результаты его деятельности будут напрямую влиять на объем финансирования Фонда: чем он выше, тем больше будет количество проведенных научно-исследовательских работ и выделенных для организаций грантов;

2) создание структурных подразделений Фонда в каждом из федеральных округов Российской Федерации с привлечением финансирования из региональных бюджетов, что позволит обеспечить более тесное взаимодействие с организациями оборонно-промышленного комплекса в каждом регионе;

3) формирование системы выделения денежных средств в виде грантов для организаций ОПК на самостоятельные научные исследования с последующим сохранением за ними права использования и коммерциализации своих разработок. Это будет способствовать повышению заинтересованности предприятий оборонно-промышленного комплекса в увеличении количества, масштаба и областей научных разработок;

4) создание новых или поддержка действующих 1Т-компаний, частично финансируемых за счет средств Фонда, с целью разработки программного обеспечения для организаций ОПК и повышения уровня автоматизации и, следовательно, экономичности, продуктивности и эффективности их работы;

5) формирование в Фонде перспективных исследований отдельного направления, в рамках которого будут осуществляться консультационная поддержка и повышение квалификации сотрудников организаций ОПК с целью приобретения навыка проведения эффективных и качественных научных разработок, а также привлечения молодых перспективных специалистов;

6) формирование в Фонде международного направления на предмет сотрудничества со странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что в будущем может послужить плацдармом для создания нового международного фонда (по аналогии с Европейским фондом обороны).

В будущем данные изменения могут привести к повышению уровня значимости Фонда перспективных исследований, росту количества и качества научных исследований, а также скорости их разработки и внедрения для наращивания оборонного потенциала страны.

В рамках настоящего исследования был проведен анализ программ поддержки организаций оборонной промышленности, реализуемых в США и Европейском союзе. По мнению авторов, ряд ограничений, присущий этим проектам, в России вводить не следует. Например, создание консорциума из нескольких организаций как обязательное условие участия в программе поддержки. Однако сама возможность получения гранта для самостоятельных исследований, на наш взгляд, должна быть реализована, так как в настоящее время Фонду перспективных исследований разрешено проводить такие работы своими силами и сохранять за собой права на интеллектуальную собственность, что может быть непривлекательным для ряда организаций.

Создание международного фонда с участием стран, входящих в ОДКБ, позволит сблизить системы оборонно-промышленного комплекса этих государств, централизованно обмениваться накопленным опытом и проводить совместные исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воронова А. И. Современные формы государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Journal of Monetary Economics and Management. 2020;(2):11-16.

2. Латышенок Д. К. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России. Сибирский аэрокосмический журнал. 2015;(1):253-260.

3. Медовников Д. С., Лисс А. В. Инновационно-технологическое взаимодействие оборонной индустрии и гражданского сектора в США: исторический опыт и Актуальные тенденции. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2016;(3):29-51.

4. Steinbock D. The challenges for America's defense innovation. The Information Technology & Innovation Foundation. 2014;36(6):366-374.

5. Williams E., Shaffer A. R. The Defense Innovation Initiative: The importance of capability prototyping. URL: https://ndupress.ndu.edu/Media/News/Article/581867/the-defense-innovation-initiative-the-importance-of-capability-prototyping/

6. Fiott D. Strategic competition: Toward a genuine step-change for Europe's defense industry? Economics of Peace and Security Journal. 2023;(18):7-17.

7. Bellais R. The Economic Imperative of Europeanizing Defense Innovation. The Emergence of EUDefense Research Policy. 2018;(6):93-109.

8. Sabatino E. The European defence fund: a step towards a single market for defence? Journal of European Integration. 2022;(44):133-148.

9. Martins B. O., Mawdsley J. Sociotechnical Imaginaries of EU Defence: The Past and the Future in the European Defence Fund. Journal of Common Market Studies. 2021:59(6):1-17.

10. Слепак В. Ю. Межправительственные механизмы финансирования научных разработок в сфере безопасности и обороны в Европейском союзе. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021;(7):99-107.

11. Корощупов В. О. Современные тенденции в организации общеевропейских оборонных научных исследований. Пути к миру и безопасности. 2017;(2):70-81.

12. Корощупов В. О. Формирование общеевропейского процесса оборонного планирования: ключевые аспекты. Пути к миру и безопасности. 2018;(2):104-130.

13. Никольский М. А. Перспективы развития европейской оборонной политики. Гуманитарный акцент. 2021;(2):53-57.

14. Цымбал В. Что даст экономике России принятие закона о ФПИ? Экономическое развитие России. 2013;(5):48-52.

15. Чахкиев Г. Г., Ващенко Р. Р., Остроухов Л. А. Инновационные направления развития военно-промышленного комплекса Российской Федерации. Транспортное дело России. 2014;(2):47-49.

REFERENCES

1. Voronova A. I. Modern forms of state support for the Russian military-industrial complex. Journal of Monetary Economics and Management. 2020;(2):11-16. (In Russ.).

2. Latyshenok D. K. Current state of the military-industrial complex of Russia. Sibirskii aerokosmicheskii zhurnal = Siberian Aerospace Journal. 2015;(1):253-260. (In Russ.).

3. Medovnikov D. S., Liss A. V. Innovative and technological interaction between the defense industry and the civilian sector in the United States: historical experience and current trends. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika = Lomonosov World Politics Journal. 2016;(3):29-51. (In Russ.).

4. Steinbock D. The challenges for America's defense innovation. The Information Technology & Innovation Foundation. 2014;36(6):366-374

5. Williams E., Shaffer A. R. The Defense Innovation Initiative: The importance of capability prototyping. URL: https://ndupress.ndu.edu/Media/News/Article/581867/the-defense-innovation-initiative-the-importance-of-capability-prototyping/

6. Fiott D. Strategic competition: Toward a genuine step-change for Europe's defense industry? Economics of Peace and Security Journal. 2023;(18):7-17.

7. Bellais R. The Economic Imperative of Europeanizing Defense Innovation. The Emergence of EUDefense Research Policy. 2018;(6):93-109.

8. Sabatino E. The European defence fund: a step towards a single market for defence? Journal of European Integration. 2022;(44):133-148.

9. Martins B. O., Mawdsley J. Sociotechnical Imaginaries of EU Defence: The Past and the Future in the European Defence Fund. Journal of Common Market Studies. 2021:59(6):1-17.

10. Slepak V. Yu. Intergovernmental mechanisms for security and defense R&D funding in the European Union. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina = Courier of Kutafin Moscow State Law University. 2021;(7):99-107. (In Russ.).

11. Koroshchupov V. O. Modern trends in the organization of pan-european defense scientific research. Puti k miru i bezopasnosti = Pathways to Peace and Security. 2017;(2):70-81. (In Russ.).

12. Koroshchupov V. O. Formation of a pan-european defense planning process: key aspects. Puti k miru i bezopasnosti = Pathways to Peace and Security. 2018;(2):104-130. (In Russ.).

13. Nikolsky M. A. Prospects for the development of european defense policy. Gumanitarnyi aktsent = Humanitarian accent. 2021;(2):53-57. (In Russ.).

14. Tsymbal V. What will the adoption of the law on ARF give to the Russian economy? Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Russian economic developments. 2013;(5):48-52. (In Russ.).

15. Chakhkiev G. G., Vashchenko R. R., Ostroukhov L. A. Innovative directions of development of the military-industrial complex of the Russian Federation. Transportnoe delo Rossii = Transport business in Russia. 2014;(2):47-49. (In Russ.).

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету в 2023 г.

ACKNOWLEDGEMENTS

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University in 2023.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Айнара Надировна Амерсланова — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и стратегического консалтинга факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия

Aynara N. Amerslanova — Cand. Sci. (Econ.), lead researcher at the Center for Scientific Research and Strategic Consulting, Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis, Financial University, Moscow, Russia aamerslanova@fa.ru https://orcid.org/0000-0003-1923-5224

Илья Владимирович Пашнин — стажер-исследователь Центра научных исследований и стратегического консалтинга факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия

Ilia V. Pashnin — research assistant at the Center for Scientific Research and Strategic Consulting, Faculty

of Taxes, Audit and Business Analysis, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6642-8216

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

iljapashnin@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 19.09.2023; после рецензирования 13.10.2023; принята к публикации 26.10.2023.

The article was submitted on 19.09.2023; revised on 13.10.2023 and accepted for publication on 26.10.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.